1756 Помощнике ошибочно вместо помытчике. Помытчики принадлежали к числу царских охотников, обязанность их была ловить и приучать к охоте соколов, кречетов и ястребов. Расселены они были в разных местах. В Переяславле-Залесском жили сокольи помытчики (Энциклопедия Брогауза иЭфрона, 48 т, 518 стр.). 1762 В У стоит одно киноварное Ч, то же встречается много раз и ниже. Заглавия берутся в таких случаях из Ув Ун и Д. 1765 Село Романово Персясл. у. в 25 верстах к востоку от уезд. города, на р. Рокше. Упоминается первый раз в 1498 г., в 1581 г. пожаловано Иваном Грозным Данилову монастырю (Истор. статист. опис. церквей и приход. Владим. епархии, вып II, 166–168, В. Г. Добронравов, История Тр. Дан. монастыря, Прилож. стр. 33–34). 1766 Феодоровский монастырь в предместье г. Переяславля, в южной стороне, основан не позже княвения Ивана III (1462–1505 гг.). Сначалаи был мужским; с 1667 г. стал женским (Прот. Свирялин, Переславский Федоровский женский монастырь, Владим. 1903, стр 3. Зверинский. Материал для истор.-топогр. исследования о правосл. монаст. в Росс. имп. вып. II 1334, стр. 395–396). 1767 В остальных ркп. приб.: ям издавна имеющу ему веру к преподобному, и егда прилучится от родителеи его кому впасти в какову болезнь, прихожаше со усердием ко гробу преподобнаго и моляшеся о здравии родителю своею, почерпаше же и от кладезя преподобнаго воду и подаваше болящему пити, овыа же и измываше водою. Вси же пиющии и мыющиися от кладезя преподобнаго водою исцеление приимаху и никогда же, рече, отхождах тощ от гроба преподобнаго, но молитвами его всегда ползу приимах. 1769 Село Усолье Переяславского у. на р. Вексе, в 18 верстах к западу от Переяславля. Впервые упоминается в 1017 г, – в это время были четыре соляные Варницы Троицкой лавры у «Соли Переславской», в 1623 г пожалована здесь одна варница Симонову монастырю в Москве. В нач. XVII ст. Усолье принадлежало Данилову монастырю. В 1628–1629 гг. сянщенником здесь был Стефан (Истор. статистическое описание церквей и приходов Владим. епархии, вып II, 126–129).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Кондак, гл. 2 . Божественное прозябение, цвет неувядаемый, лозы Христовы, розго многострадальная, Богоносе Власие, верою чтущия память твою веселия твоего исполни, моляся непрестанно о всех нас. + Пр. отца нашего Прилуцкого чудотворца. Пр. Димитрий происходил из Переяславля Залесского, от богатых родителей. С юности он отличался благочестием и, уклоняясь от «житейских мятежей», решился оставить мир. Одаренный необычайной красотой, он закрывал лицо свое темным покрывалом и весьма редко вступал в разговор с женщинами. Приняв иночество в Переяславском Горицком монастыре (в 1764 г. обращенном в кладбище в г. Переяславле, Владим. губ.), он вскоре оставил эту обитель и соорудил свой монастырь во имя святителя Николая на берегу Переяславского озера (см. Владим. еп.). Здесь он устроил общежитие и с любовью поучал собравшуюся к нему братию. Пр. Сергий был другом пр. Димитрия, который часто извещал его. Слух о добродетельной жизни пр. Димитрия распространился по окрестностям и к нему во множестве стали приходить жаждавшие духовного назидания. Избегая славы человеческой, пр. Димитрий удалился в Вологду и в 15 верстах от города основал Прилуцкую (при луке, т.е., излучине, реки Вологды) общежительную обитель (см. Волог. еп.). Сделавшись настоятелем новой обители, преподобный вел самую строгую подвижническую жизнь, соединяя свои подвиги с делами благотворительности: кормил нищих, принимал странных, одевал нагих, утешал печальных, но сам любил убожество, и нищету, и носил летом и зимой закарузлый овчинный тулуп. Бог сподобил Своего праведника дара прозрения и чудес. Скончался пр. Димитрий: в глубокой старости, в 1392 г. С 1409 г. при его гробе начали твориться чудеса, и не позднее этого времени началось ему местное празднование в его монастыре. В конце XV века празднование ему стало не только общеепархиальным, но более или менее общерусским. Мощи его покоятся в соборном храме Прилуцкой обители и «обильно источают всегда исцеления верою приходящим», «благоухания всех исполняя духовнаго и тму бесовскую далече отгоняя».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Помню только, что душа Поспехова тяготела более к историческим наукам; в особенности тщательно изучал Дмитрий Васильевич отечественную историю, из которой избран был им в предмет курсового сочинения «Устав Ярослава 1-го (Мудрого)», и столь удачно разработан, что профессор Общей Церковной Истории, и вместе истории Русской Церкви, незабвенный протоиерей (кафедральный) о. Григорий Никифорович Крамаров говорил о сем сочинении Поспехова: «Это сочинение если бы и заграничным, лучшим историографам представлено было на рассмотрение, – не сомневаюсь – и там заслужило бы автору степень доктора». Перечитывая многие исторические акты и документы по предмету своего сочинения, Поспехов столь заинтересовался своими исследованиями, что начал собирать материалы и для разработки многих других предметов в области истории отечественной, и у него в библиотеке наполнено было два больших сундука собственноручными его выдержками и выписками из древних актов и документов по Истории Отечественной. В предмет сочинения, на получение степени доктора Богословия, Дмитрий Васильевич избрал исследование о книге «Премудрости Соломоновой». Степень доктора заслужил и звание оное высокое в Академии получил. Книга вышла большая, и немало интересная. Но что несравненно важнее – исследователь Судеб Божиих в Истории Отечества изучением Библейской книги еще более упремудрился разумом и поистине являл в себе самом, в своей собственной жизни образ Библейского мудреца. Да упокоит же Господь разумов Христос Бог , почиваяй на престолех разумных, душу добре послужившего делу христианского просвещения юношей раба Своего Димитрия в светлых небесных селениях Дома Отца, Иже на небесех! Родитель Поспехова был один из достойнейших сельских пастырей в еп. Владим. Его любил и уважал незабвенный В.П. Парфений архиеп. Владим. г.]. Лекции по истории литературы: общей и отечественной читал В.Н. Трейеров, читал обстоятельно и весьма интересно для слушателей. Он же преподавал и теорию словесности, касаясь в этих чтениях взглядов философов на изящное в искусстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

332 При экономе, свящ. А. Соколове (с 1867 г.), которому, по словам о. И. Л. Ян., академия много была обязана погашением долга. 333 Василий Гаврилович Рождественский , новг., 2-й маг. XXVI к. СПб. акад. (1865), с 1865 по 1867 – бак. Казан. акад. по философии (логике, нравств. фил. и истории филос.), с 1867 – препод. СПб. сем., 1869 – доц. СПб. акад., 1874 – проф. богосл. в СПб. универ., 1880 – экстраорд. проф. СПб. акад. 335 Николай Павлович Рождественский, курск., 1-й маг. XXVI СПб. акад. (1865), 1865–1869 – бак. Казан. акад. по основн. и обличит. богосл., 1869 (31 янв.) – бак. и доц. СПб. акад. по основн. богосл., 1877 – экстраорд. проф., † 1882. 336 Михаил Иванович Каринский, моск., 4-й маг. XXIII к. Моск. акад. (1862), сначала препод. Вифанской, потом Моск. сем., с 1869 – доц. СПб. акад., 1871 – командирован за границу, 1872 – экстраорд. проф., 1880 – докт. филос. СПб. универ. и орд. проф. СПб. акад. 337 Михаил Иванович Смоленский, яросл., канд. XXXI к. СПб. акад. (1874), до 1876 – препод. Харьков. сем., 1876 – прив.-доц., у 1881. 338 Федор Федорович Гусев, родной брат А. Ф. Гусева (бывшего проф. Казан. акад.), тверск., канд. XXIX к. СПб. акад. (1871), 1871–1872 (21 сент. – 12 янв.) – прив.-доц. по антропологии; 1872–1878 – маг. и доц. Киев. акад., † 1878. 340 Василий Иванович Модестов, из воспитанников Новгород. сем., получил образование сначала в Главн. пед. институте, а потом – в Петр. универ., где по окончании курса был, кажется, приват-доцентом, а потом – профессором в Казанском, Новороссийском и Киевском университетах. 342 Яков Егорович Смирнов, владим., канд. XXXV к. СПб. акад. (1873), в наст. время – настоятель нашей православной церкви в Париже. 343 Александр Иванович Садов, нижег., XXXIII к. СПб. акад. (1876), 1876–1878 г. – пом. секретаря совета акад., 1877 – прив.-доц., 1883 – маг. и доц., 1887 – экстраорд. проф., 1896 – докт. церк. ист. и ордин. проф., 1891–1893 – редакт. «Христ. чтения», 1902 – заслуж. орд. проф. 344 Алексей Сергеевич Лебедев, Владим., канд. XXXIII к. СПб. акад. (1876), 1876–1878 – прив.-доц., 1878 – законоуч. Смольного инст. и проф. Мед. акад., 1886 – маг., † настоятелем Вознесен. ц. в Петрограде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

губ. стат. Комит.», II, 126; IX, 24; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», III, Отд. I, 119; “Владим. губ. вед.», 1843 г., 32 (опись 1715 г.); 1853 г., 28 (р. Почайна, св. колодезь и крестный ход к нему); 1854 г., 13 (гор. Влад. в нач. XVIII ст.), 32 (мон. быв. во Вл. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 707, 37; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1847 г., XVII, смесь, 297 (заметки по дороге от Владим. до Суздаля; история м-ря и остатки от него). 1334. Феодоровский или Феодора Стратилата на Горе, женский, 2-го класса (с 1764 г.), в предместии гор. Переяслава, Владимирской губ., на юж. его стороне, по Москов.-Ярослав. шоссе, на горе. Первоначальная его история неизвестна, но нет сомнения, что он уже существовал во второй полов. XV ст. и был мужским. В рукописи И. П. Библиот. «Родословие Русских Государей“ сказано: «От Акинфа повелися род болярской, его же убил князь великий Василей Вас. Темной, месяца июня в 8 день, на память великомуч. Феодора Стратилата, и обитель того ради во граде в Переславли воздвиг во имя великомуч.Феодора стратилата.“ Во время морового поветрия, в 1667 г., м-рь по малочисленности братии был обращен в женский, для помещения в нем вдов и девиц-сирот, принявших иночество и проживавших на частных квартирах у городских жителей. Соборный храм во имя св. Феодора Стратилата построен в 1557 г. Иоанном Грозным в память рождения сына Феодора, родившегося на пути в Москву, в дер. Собилове, в 7 вер. от города. В церкви Введения находится гробница схимонаха Сергия, память коего чтится местными жителями. Прот. А. Свирелин , “Опис. Феодоров. жен. м-ря в г. Переславле-Залесском», Переславль, 1886 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 841; Ратшин, 41; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 146; “Путеш. по св. мест. Русск.», изд. 4, I, 60; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1857 г., 106; “Владим. губ. в.», 1844 г., 13–14; 1849 г., 2; “Акты ист.», II, 237 (Роспись переяславцам, быв. 1609 г. на приступе под Тр.-Серг. м.); V, 234 (память 1694 г. Переясл. Залес. воеводы Сем. Тургенева игуменье Капитолине о приготовлении с мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Живу теперь на бивуаках в другом корпусе. Скоро новоселье. Церковь вчерне готова, отделка в след. году. Прошу не забывать меня грешного в молитвах своих. Поклон всем знаемым. Мир вам! Ваш богомолец Феофан Е. Владим. Письмо 415. Плоды святительских поучений во Владимире. Намерение об удалении на покой – на Вышу Милость Божия буди с вами! Приношу благодарность за поздравления; взаимно поздравляю и вас. Утешения вам от Господа желаю. Очень радуюсь умирению и утешению любезного Тамбова. Да сохранит его Господь Многомилостивый! У нас все дается. Только Господа благодарить. Ныне слышу в городе, что под новый год не будут уж пить шампанское в полночь, потому что прошлый год Его Преосвященство разбранил их в проповеди за это. Если так сбудется, то с этой стороны владимирцы перещеголяли тамбовцев послушанием к слову пастырскому. Или может быть это говорится, чтобы только говорить что-нибудь. Вот увидим. Очень интересно знать, самое дело как будет. Ведь, не успел с церковью. Придется освятить не кончивши. Желаю успеха вашей Казанской церкви. Поклонитесь всем знаемым. Преосв. Костромской чем-то нездоров. Тоже, вишь, карбункул. Что это поветрие что ли? Наш Преосвященный хочет подавать на покой в Вышу. Как это вам покажется? И спит и видит Вышу. Хочется на свободе – в степи посибаритничать. Ваш богомолец Ф. Е. Владим. 26 декабря. Письмо 416. С Выши. Труды по переводу писаний св. Антония о монашестве Милость Божия буди с вами! Едут за чем-то наши к вам. И пишу, чтобы пожелать вам здоровья и покоя у милостивого Спаса нашего. Время течет-течет, и не ухватишь. Того и гляди смерть. Ах, ах, а уж делать-то нечего будет. Иди… на расправу. Только ел, да пил, да веселился, а дельце на ум не шло. Извольте теперь отдуваться. Ой, беда! Сижу теперь и перевожу писания св. Антония Великого , – родоначальника монахов, чтобы потом сделать заключение, как он смотрел на монашество. Ныне все расползлись в понятиях. Монахи – свое, миряне – свое. Что-то нам скажет св. Антоний?! Я начал это еще с приезда на Вышу, да бросил, а теперь опять вздумалось. Трудноват язык. Докончу ли? А много, 20 слов, 20 посланий, сколько наставлений! Целая книга! У Преосв. Игнатия в недавно изданной им книге собрания изречений, много взято из этих писаний. Жаль только, что он не в порядке их выбрал, а смешанно, то о том, то о другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

“Ист. Росс. Иер.», III, 615; Ратшин, 103; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 1724 г., прилож., XX, IV (завещание преосв. Тихона); Макарий, “Истор. Нижегород. иерар.», 137 (о построении загородного дома). 744. Воскресенский в Караше, или Карошевская пустынь, мужской, ныне погост Воскресенский монастырь, что в Караше, Ярославской губ., Ростовского у., в 31 вер. к югу от Ростова по тракту из Петровска в Юрьев, при оз. Чашницком. Основан преп. Тихоном неизвестно когда, но несомненно существовал в XV ст., что доказывается отводною грамотою на земли 1473–1489 г., данною Карашским волостелем Мих. Сухарусовым, и в это время в м-ре был игуменом Парфений. Крылов основание м-ря приписывает еписк. Ростовскому Тихону, бывшему на кафедре с 1489 по 1503 г. Строев говорит, что м-рь упоминается в 1501 г. как домовой митрополии Московской. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 615; Ратшин, 558; Журавлев, “Пут. по Яросл. губ.», 362; “Опис. Ростов. Спасо-Яковл. м-ря», 1849 г., 81; Крылов, “Ист. стат. обоз. Яросл. епар.», 42; Бакмейстер, “Топогр. изв.», 1771 г., 109; Строев, “Спис. иер. и наст.», 372; 36 и 377; “Чтения в Имп. Общ. ист. и древн.», 1847 г., 2, 74 (Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.»); “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», III, Отд. 1, 80; Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», II, 564 (Отводная 1473–89 г. на земли); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел во влад. 493 душ. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 445 (в 1722 г. имел 48 двор. крест.); VII, 278 (в 1727 г. от м-ря отписан приписанный Борисоглебский на Горе м-рь Переслав. Владим. губ.). 745. Воскресенский – Корецкий, женский, 2-го класса (с 1795 г.), при местечке Корце, Волынской губ., Новград-Волынского у., в 29 вер. к зап.-сев.– зап. от Новграда по Брестскому шоссе, над рч. Корчиком, протекающим в глубоком овраге. Основан около 1571 г. кн. Корецким, Богушем (Евфимий) Федоровичем. По духовному завещанию 1633 г. игуменьи княжны Серафимы монастырю отказано имение с тем, чтобы он оставался в лоне грекороссийской церкви, однако же в 1752 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

в нем отправляли богослужение монахи, но в этом году был назначен особый священник. Оставшаяся церковь Успения построена в 1644 г. и до настоящего времени удержала название в народе Богородицкого м-ря. “Ист. Росс. Иер.”, 381; Ратшин, 44; “Владимир. Сб.”, 1857 г., 72 (Успенская церковь упраздн. Богородиц. девич. мон. во Владимире), 160 (поручная запись 1648 г.), 190 (доношение в “Монастыр. Приказ” 1723 г., об обучении монахинь прядению льна); “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, IX, 25, 26; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 60, 193, 603, 604 (описи монаст. в 1747 и 1749 год.); Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 116; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 32 (опись 1715 г.); 1853 г., 19 (надписи на гробницах), 20 (надписи на колоколах), 39 (надпись о построении церкви 1644 г.), 42 (Служебник 1677 г.), 45 (надпись на надгробном памятн. начала XVII ст.); 1854 г., 25 (Мон. быв. во Владим.); 1856 г., 13 (До- ношение в “Мон. Приказ” 1723 г., об обучении монахинь прядению льна); Орлов, “Руководитель Владим. Богомольцев”, 1880 г., 66; “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1839 г., XXXIII, 476 (церковь Успения). 541. Успенский – Богородицкий , женский, общежительный, в гор. Перми. Учрежден под именем женской общины в 1874 г. на средства купцов Фед. и Григ. Каменских, которые пожертвовали усадебное место в городе с возведенными постройками для богадельни, и 50 тыс. руб. Кроме того город пожертвовал 9 десят. земли, на которой Каменские обязались устроить камен. церковь и все потребные для общины постройки вместе со зданием епархиальн. жен. училища. В 1881 г. община переименована в общежительный монастырь, без всякого пособия от казны. В м-ре обретаются две многочтимые иконы Бож. Матери: Казанская и Черниговская Ильинская; последняя принесена из Троицкой Сергиевой лавры. Вокруг м-ря совершаются крестные ходы 8 июля и в 10-ое воскр. после пасхи. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1875 г., 84, ст. 966; 1882 г., 28, ст. 175; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1874 г., 82; 1875 г., 154; 1881 г., 70; “Памят.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А. Фаворов «своим живым и просвещенным участием в трудном деле нравственного воспитания детей, честным и твёрдым характером действий в стремлении к цели много содействовал образованию и упрочению в воспитанницах гимназии религиозно-нравственного направления». От киевской городской Думы, гласным которой H. А. Фаворов состоял в течение 16 лет, приветствовал юбиляра член Управы, г. А. Соколов, исправлявший должность городского головы 9 . В адресе от города указывалось на то, что юбиляр «занимал видное место в первоначальных обсуждениях разных мероприятий по благоустройству города, через что он приобрёл заслуженную известность среди киевского населения». Кроме того, было немало приветствий от учебных заведений г. Киева, напр., Коллегии Павла Галагана – адрес был поднесен директором Коллегии A. И. Степовичем, от киевской дух. Семинарии – адрес прочитан преподавателем семинарии, Л. Н. Шаревичем п др. Юбиляр получил от иногородних лиц и учреждений очень много поздравительных телеграмм и писем, читанных на акте. Так, его приветствовали – архиепископы: Иероним (виленский) и Сергий (владим.), епископы: Александр (тамбов.), Макарий (оренбургский, ныне калужский), Вениамин (кинешемский, викарий костромской епархии), Арсений (кирилловский, викарий новгород. епархии), Иоанникий (уманский, викарий киевс. митрополии), духовные Академии (московская и казанская), Университеты (все шесть), духов. семинарии (12, в том числе рязанская – родная юбиляра, петербургская, московская, казанская, оренбургская), гимназии (десять), духовное училище (сапожковское, где воспитывался юбиляр), многие ученики о. Фаворова по Академии и Университету (напр. прот. Д. Ф. Певницкий, бывший ректор воронежской семинарии, прот. о. Херасков, б. ректор владим. семин. и др). После всех приветствий студент Университета H. Е. Глокке прочёл свое стихотворение, положенное в виде кантаты на ноты регентом университетского хора, г. Станиславским, и пропетое университетским хором. В тот же день, 24 сентября, в квартире заслуж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010