Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Владимир Белопесоцкий. Икона. Кон. XX в. (Василий; ок. 1450, Ржев - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель и первый игумен Белопесоцкого во имя Св. Троицы мон-ря . Согласно монастырской «Летописи 1868 г.» (составлена на основе документов из ТСЛ, ныне хранится в архиве Белопесоцкого мон-ря), В. Б. происходил из детей боярских, служил воеводой, монашеский постриг принял в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре . В кон. XV в. на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, преподобный основал мон-рь. Впервые Белопесоцкая обитель и ее основатель упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского кн. Магмет-Амина 16 нояб. 1498 г. (ААЭ. Т. 1. С. 101-102. 135). В февр. 1507 г. вел. кн. Василий III Иоаннович дал В. Б. тарханную и несудимую грамоту на починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовский в Туровской вол. и дер. Мальцово в Растовской вол. Каширского у. (АРГ, 1505-1526. 29. С. 35-36), а в июле 1511 г.- жалованную и несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского у. (Там же. 86. С. 91-92). 28 февр. 1512 г. датируется жалованная несудимая грамота мон-рю Абдыл-Летифа (Там же. 100. С. 104-105), бывш. казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому во 2-й пол. 1511 г. 7 янв. 1515 г. Василий III дал в обитель еще неск. починков в Каширском у. (Там же. 118. С. 118-119), 20 янв. 1516 г. кн. П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого мон-ря были даны вкладом деревни в Каширском у. (Там же. 131. С. 128-129). Последняя жалованная грамота, выданная В. Б., датируется янв. 1522 г. «Летопись 1868 г.» сообщает, что жития святому «было 72 года». При жизни преподобного в Белопесоцком мон-ре были построены деревянная ц. во имя Св. Троицы и кельи. Согласно Описной книге Каширского у. 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». В монастырском синодике (частное собр.), составленном в 1645 г., переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен. |
Ступино. Троицкий Белопесоцкий монастырь. Монастырь. Действует. ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Троицы Живоначальной Год основания:1498. Ссылки: Адрес: Россия, Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь Координаты: 54.85445, 38.150979 Проезд: От платформы " Белопесоцкий " Павелецкого направления идти по тропе на юг через сосновый лес около 2 км, или от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 (при заезде) до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в горо ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От платформы " Белопесоцкий " Павелецкого направления идти по тропе на юг через сосновый лес около 2 км, или от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 (при заезде) до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в город), за ст. Ступино и перед пл. Акри необходимы переезды через ж-д пути Павелецкого направления. Сохраняя юго-восточное направление, от поворота с М4 до монастыря 17 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Белопесоцкий монастырь, 3 класса, общежительный, при слободе Белопесоцкой, в Серпуховском уезде, на берегу реки Оки, против города Каширы. Основан в конце XV века игуменом Владимиром. В монастыре находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». После Троицына дня и до 28 августа эта святая икона носится по окружным селам и деревням. Особенным почитанием окрестных жителей святая икона начала пользоваться с 1871 года, когда, по случаю свирепствовавшей холеры, она, по мысли местного священника отца Василия Булгакова, была взята в село Малино, Коломенского уезда (в 25 верстах от монастыря), где по принесении святой иконы прекратилась холера и куда с того времени святая икона ежегодна приносится к 1 августа и остается до 7 августа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Монастырь основан в XV в. Весь XVI в. он служил пограничной крепостью, защищавший от татарских набегов. Каменное строительство развернулось во второй половине XVI в. В 1564 г. был заложен Торицкий собор, а к 1578 г. все здания, кроме келий и двух стан крепости, были каменными. В 1629 г. ограда была деревянной на каменном основании, с 5 боевыми башнями. С 1681 по 1698 гг., когда монастырь был приписан к Коломенскому Архиерейскому дому, был перестроен собор, возведены каменные стены и башни. В 1699 г. указом Петра I монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, с 1764 по 1800 гг. вновь находился в ведении коломенских архиепископов. В советское время монастырь был закрыт, сейчас возрождается. Существующий архитектурный ансамбль включает памятники XVI-XIX вв. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых) ВЯЧЕСЛАВ (Косожилин Андрей Ефимович; 1879- 1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕННАДИЙ (Летюк Григорий Лаврентьевич; 1874-1941), иером., прмч. (пам. 5 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово–Ярославских святых) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период от учреждения автокефалии в 1448 г. до 1589 ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) |
Митрополит Ювеналий совершил первую Божественную литургию в восстанавливающемся Брусенском монастыре г. Коломны 5 августа 2010 г. 11:43 4 августа 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Успенского Брусенского монастыря. Богослужение в этом храме было совершено впервые за 90 лет. Владыке сослужили благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Григорий (Клименко), духовенство Коломенского благочиния. За богослужением пел хор насельниц Ново-Голутвина женского монастыря, под управлением игумении Ксении (Зайцевой). В этот же день настоятельнице Успенского Брусенского монастыря игумении Анастасии (Печенкиной) исполнилось 70 лет. Поздравить матушку Анастасию в Коломну приехали настоятельница Введенского Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова) и настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря монахиня Агния (Сударикова). За малым входом митрополит Ювеналий, отмечая усердные труды игумении Анастасии, вручил ей Патриаршую награду — крест с украшениями, а старшему священнику монастыря, духовнику Московской епархии, протоиерею Андрею Рогинцу — медаль «За усердное служение» III степени. За богослужением возносились сугубые прошения Господу о ниспослании дождя и помиловании людей, страдающих от зноя, засухи и пожаров. По окончании Литургии митрополит Ювеналий обратился к собравшимся в храме. Владыка, в частности, сказал: «Сегодня для Коломны, для Московской епархии знаменательный день — мы переступили порог Крестовоздвиженского собора этой святой обители, совершив здесь первую Божественную литургию после 1922 г. Мы благодарим Господа, что Он дает нам эти милости возрождения порушенных и поруганных святынь. Много требовалось усилий, средств, для того чтобы приблизить этот день. |
Ступино. Троицкий Белопесоцкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца под колокольней. Церковь. Действует. Престолы: Николая Чудотворца , Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1551 - 1575. В 1794 колокольня надстроена двумя ярусами. Ссылки: Адрес: Россия, Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь Координаты: 54.8545, 38.1511 Проезд: От платформы " Белопесоцкий " Павелецкого направления идти по тропе на юг через сосновый лес около 2 км, или от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 (при заезде) до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в город), за ст. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От платформы " Белопесоцкий " Павелецкого направления идти по тропе на юг через сосновый лес около 2 км, или от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 (при заезде) до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в город), за ст. Ступино и перед пл. Акри необходимы переезды через ж-д пути Павелецкого направления. Сохраняя юго-восточное направление, от поворота с М4 до монастыря 17 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Предположительно, строительство монастырской крепости началось еще при преподобном Владимире Белопесоцком, основателе обители. По крайней мере, уже XVI веком датируется возведение самой мощной части монастырских укреплений — восточной стены и надвратной Никольской церкви, служившей дозорной башней. В ней обнаружены фортификационные элементы: ниши для сбрасывания защитных решеток-герсов, бойницы подошвенного боя, единственный проезд, имеющий коленчатую форму. Именно о Никольской церкви над проездными воротами Павел Алеппский, сопровождавший в середине XVII века Патриарха Антиохийского Макария в его поездке по России и составивший заметки об этом путешествии, писал, что она напоминает башню «с высоким куполом и навесами вокруг». Согласно описи обители 1627-1629 годов, в монастыре было пять башен с бойницами, каменная колокольня и стена, на которой стояли одиннадцать пушек и двадцать пищалей. Древние каменные стены с течением времени ветшали и разрушались. Их восстановление было предпринято И.И. и М.И. Раевскими в начале XIX века. |
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь в городе Ступино Московской области имеет древнюю историю – первые письменные упоминания об обители относятся к концу XV века. Основателем монастыря считается преподобный Владимир Белопесоцкий, пришедший в московские пределы из Великого Новгорода. Монастырю-крепости на подступах к Кашире не одно столетие покровительствовали великих московские князья и цари. В годы советской власти он разделил общую участь большинства обителей и возродился как женский в 1993 году. Ныне его настоятельницей является игумения Агния (Сударикова). Монастырь любим паломниками, приезжающими на поклонение древней святыне обители – иконе Божией Матери «Утоли моя печали», и по общему мнению отличается духом необыкновенной доброты и сердечности. В интервью, публикуемом нами в преддверии великого праздника Пресвятой Троицы, матушка Агния делится мыслями об особенностях иноческого пути, о том, чем отличается служение современного сестричества, рассказывает о своем подходе к устроению монастырской жизни. Матушка Агния, расскажите, какие люди сегодня приходят в монастырь, выбирая для себя иноческий образ жизни? Чем они наполнены и чем отличаются от монахов, о которых мы читаем в исторических книгах и летописях? Разные люди приходят, но в основном – это люди, думающие, что они уже всё знают о монашеской жизни. Прочитали много книг и статей в интернете, в связи с чем чувствуют себя настолько наполненными важными знаниями, что даже игумению могут поучить. Я сталкивалась с таким явлением: человек приходит в монастырь с четким представлением о том, как должны себя вести монахиня, игумения. И если то, с чем он встречается, вдруг не соответствует правилам из душеполезных источников, он активно возмущается. Начинаются обсуждения и осуждения в стиле «всё неправильно, у вас неправильный монастырь!» Это не борьба за чистоту обителей, а проявление искалеченности наших душ, проявление болезни, которую человек начинает распространять вокруг себя. Даже простые паломники попадают под влияние такого отношения к монастырю. |
Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимир Белопесоцкий, прп. - житие Вот уже более 500 лет на Ступинской земле существует тихая Свято-Троицкая обитель и, несмотря на свою незаметность, этот монастырь имеет очень интересную и древнюю историю. «Вся история существования Белопесоцкого монастыря служит примером того, как национальные твердыни силой Святого Духа укрепляли и укрепляют русский народ». 1 Несмотря на древность, сведения о монастыре очень скудны, однако мы вполне можем говорить о том, что история основания обители тесно связана с именем Игумена русской земли святого преподобного Сергия Радонежского. Второй раз упоминается неизвестный монастырь на Белых песках в 1380 году в связи с тем, что войско Московского Великого князя Дмитрия Иоанновича «останавливалось на отдых в ночь на 23 августа на белых песках у городка Каширы. По местному преданию Великий князь Дмитрий Иоаннович дал обет в случае победы русского войска основать на этом месте монастырь». 3 Николай Дмитриевич Иванчин-Писарев – известный русский писатель XIX века повествует: «По сказаниям иноков Белопесоцкого монастыря, что на берегу реки Оки и давнему преданию жителей города Каширы, святой Сергий Радонежский, пешеходствуя от Коломны к Серпухову, остановился отдохнуть и помолиться, и провёл там несколько времени. Это было недалеко от старой Каширы, где ныне село. Его молящегося, и место которое, как говорят, он благословил, подстерегли набожные любопытцы — и там, на песчаном берегу Оки, основалась обитель Белопесоцкая. Она стоит против новой Каширы…» 4 Однако, к сожалению, мы не можем с точностью сказать, что именно преподобный Сергий был первым строителем этой обители. Точная дата основания монастыря до сих пор неизвестна. Первым строителем Троицкой обители был игумен Владимир, который и считается документально известным основателем монастыря. Об этом человеке известно немного. Преподобный Владимир Белопесоцкий был родом из ржевских бояр, а в монашество пострижен в Новгородском СпасоПреображенском Хутынском монастыре. Приблизительно в 1470 – 1471 годах он прибыл в Каширские пределы и стал подвизаться на берегу реки Оки. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОПЕСОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Литография. 1868 г. (РГБ) Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Литография. 1868 г. (РГБ) (Московской епархии), на окраине г. Ступино Московской обл., на левом берегу р. Оки. Мест. Белые Пески находилось на пересечении Б. Московской дороги из Москвы в Орду и на пути из Серпухова в Коломну, это была юж. граница рус. земель вдоль Оки, где существовала система укреплений «Окский берег». Впервые Б. м. и его основатель, прп. Владимир Белопесоцкий († ок. 1522), упомянуты в жалованной грамоте от 16 нояб. 1498 г. казанского «царя» Магмет-Амина, к-рому вел. кн. Иоанн III Васильевич отдал в удел Каширу. Магмет-Амин предоставил обители «пустой лес кстовский промеж Кремиченской пашни и Обрасцовской от Коширской межи по Березовое болото и по Крутой овраг», т. е. территорию совр. г. Ступино. При игум. Владимире были построены кельи и деревянный храм, освященный, вероятно, во имя Св. Троицы. На вырубленных братией лесных участках селились выходцы из рязанских земель, к 1507 г. вокруг мон-ря появились починки Ступинский, Крутовражский и Варгасовский, к 1520 г. слободки Наумовская, Белкино, Исаково и дер. Коровники. Находившаяся на юж. рубеже гос-ва обитель пользовалась поддержкой вел. кн. Иоанна III и Василия III Иоанновича , к-рый заменил выплату монастырской пошлины на оброк в 3 пуда меда, а в 1522 г. по ходатайству монастырского старца Феодосия Ковери отменил и оброк. Жалованными грамотами каширских правителей Абдул-Летифа (1512) и Шаалея Шаавлеяровича (1532) и иммунитетными грамотами вел. кн. Василия III (1511, 1515) и Иоанна IV Васильевича (1541, 1546, 1548, 1558) мон-рю предоставлялись большие льготы, монастырские крестьяне освобождались от различных податей. До 1578 г. была возведена древнейшая из сохранившихся построек мон-ря надвратная Никольская ц. Возведенная в XVI в. Троицкая каменная ц. в XVII в. была перестроена и служила соборным храмом. Согласно писцовым книгам, к XVII в. в Б. м. существовала теплая каменная Сергиевская ц. с трапезной, возможно, один из древнейших храмов во имя прп. Сергия. К кон. XVI в. Б. м. стал важным оборонительным форпостом юж. границ гос-ва. По монастырскому преданию, царь Иоанн IV в начале своего похода на Казань в 1552 г. остановился в Б. м., совершил молебен, сделал большой вклад в мон-рь, ок. 50 его насельников присоединились к войску. |
Московская область (монастыри) Материал из Азбука паломники Александро-Невский монастырь (Маклаково) [ править править код ] Александро-Невский монастырь (Маклаково) - православная женская обитель, основанная в 1905 году. Монастырь был закрыт в начале 1930-х гг., возвращен Церкви в 1996 году. В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. В монастыре сестры пишут иконы, выполняют художественную резьбу по дереву, работают в огороде, выполняют другие послушания в монастырском хозяйстве. Адрес: Россия, Московская область, Талдомский район, с. Маклаково Подробнее... Белопесоцкий монастырь [ править править код ] Белопесоцкий женский монастырь - православный женский монастырь. Основан как мужской в конце XV века св. Владимиром Белопесоцким. В 1924 году монастырь был закрыт, здания перешли историческому музею. В 1993 году монастырь был возвращен Церкви. При монастыре действует гостиница. Адрес : Россия, Московская область, г. Ступино, ул. Белопесоцкая, монастырь До монастыря удобнее добраться с Павелецкого вокзала от платформы " Акри " автобусом 1, 9, или 21 до остановки " Монастырь " . На автомашине: по М4 " Дон " до д. Псарёво, далее поворот на Ступино (первый от Москвы поворот в город), за ст. Ступино и перед пл. Акри необходимы переезды через ж-д пути Павелецкого направления. Сохраняя юго-восточное направление, от поворота с М4 до монастыря 17 км. Подробнее... Благовещенское подворье Троице-Сергиевой лавры [ править править код ] Бобренев монастырь (Коломна) [ править править код ] Богородице-Рождественский Бобренев монастырь — монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобренево, близ Коломны. Объект культурного наследия РФ. Год основания - 1381. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская. Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня. Монастырь действующий, восстанавливается. |
| |