Гос. Гр. и Дог. IV, 128 стр. 393–394), ни с приводимой выше росписью. В ней очень нечетко написано: «во Владимире (очевидно речь идет о патриаршей области) с монастырями в том городе и уезде, а за теми монастырями крестьянских и бобыльских дворов – за Рождественным (1800 дв ). Далее названы монастыри – Голубов, Спасский, Золоторецкий, Покровский на устье р. Перли, Егорьевский, что на Посаде, Никольский и Кузьмин; в Переяславле-Залесском – монастыри – Горицкий, Троицкий-Данилов, Никитский, Борисоглебский, Випрев и Покровский на Болоте; в Суздале – Спасо-Евфимиев монастырь.... на Вологде, на Костроме, на Галиче, в Звенигороде, а дать ему, что давалось архангельскому архиепископу (в Москве), на Белоозере, в Севску, на Туле, в Белеве – за Преображенским монастырем 200 дв. и в Калуге за Рождественским монастырем 54 дв.; в Темникове – за Пурдышевским монастырем 270 дв.; на Коломне – за Спасским монастырем 46 дв., за Голутвиным 203 дв.; за Бобреневым 50 дв.; на Кашире – за Троицким Белопесоцким монастырем 191, да за Соколовой пустыней 4 дв., за Севолоцкою (?) 75 дворов. В епархиях преосвящ. митрополитов – у Новгородского на Городце, на Колмогорах, на Каргополе, на Кевроли и на Мезени, на Олонце, на Кольском остроге, на Ваге, на Чаронде (8); в Казанской – в Свияжске, в Симбирске, на Уфе, в Чебоксарах, в Саранску, на Уржуме (6); у Астраханского – на Тереке, на Царицыне, на Самаре (3); у Сибирского – в Томске и Енисейске (2). Несомненно, что эта роспись составлена позже приведенной в тексте, и города по митрополичьим округам распределяются несколько иначе.... Самара значится в Астрахани, тогда как в приведенной выше ее только собираются приписать; в Казанский округ поступает Саранск, в Новгородский Чаронда... Вага.... 742 Ср. Собр. Гос. Грам. и Дог. IV, 128 стр. 393–394. По напечатанному здесь списку городов с проектированными в них, кажется в разное время, епархиями, архиерейские кафедры предполагались – в округе патриарха – во Владимире на Клязьме, Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белеве, Темникове, Коломне, Кашире, Калуге, Серпухове, Можайске, Лухе, и Юрьевце-Повольском (20).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

2578. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 17 июля 1997 года: Утвердить старшую сестру обители монахиню Веру (Бирюкову) настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. – 1997, 8, 10. -------- 2579. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 июля 1998 года: 1. Благословить открытие Бабаевского Свято-Никольского мужского монастыря в пос. Некрасовское Ярославской епархии. 2. Наместником обители утвердить игум. Бориса (Долженко). – 1998, 8, 7. -------- 2580. ИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода (1993–1994): Благословить открытие Бежецкого Благовещенского женского монастыря, Тверская епархия. – 1994, 7–8, 3. -------- 2581. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: Благословить открытие Белогорского Николаевского мужского монастыря в Пермской епархии. – 1991, 5, 7. 2582. ВАРЛААМ, игум. Уральский Афон. – 1994, 3, 96. 2583. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: 1. Освободить игум. Даниила (Ишматова) от обязанностей наместника обители. 2. Утвердить архим. Вениамина (Трепалюка) наместником монастыря. –2000, 2, 12. -------- 2584. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 26 апреля 1993 года: Благословить открытие Белопесоцкого Троицкого женского монастыря в Московской области. – 1994, 2, 38; 7–8, 2. -------- 2585. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: 1. Благословить открытие Свято-Благовещенского женского монастыря в г. Вязники Владимирской области. 2. Утвердить настоятельницей обители монахиню Серафиму (Старых) с возложением наперсного креста по должности. –2000, 4, 21. -------- 2586. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 мая 1995 года: 1. Благословить открытие Благовещенского женского монастыря при Благовещенском храме г.Красноярска. 2. Утвердить и.о. настоятельницы обители монахиню Варвару (Бортникову). – 1995, 5, 15. 2587. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1998 года: 1. Освободить монахиню Варвару (Бортникову) от обязанностей настоятельницы обители. 2. Утвердить монахиню Екатерину (Бальва) настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности. – 1999, 1, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

443 В Уставе Константинопольского патриарха Алексея (1025–1043) уже упоминаются наши иконы, как иконы «по стенам» и «дольные»,– славянский перевод Синодальная рукопись (у Горского и Невоструева листы 247 оборот и 279. (А что тут разумеются не наши местные иконы, которых ещё, несомненно, не было, но которые подозревать может изъявить охоту иной читатель, это видно из того, что пред ними предписывается поставлять в праздники менее свеч, чем пред иконами тябла, л. 279 и оборот). 444 В пожар Владимирского собора Боголюбского 1185г. между другими богослужебными принадлежностями сгорели «укси церковные» (Лаврентьевская летопись). Думаем, что эти укси из греческого ξς, что означает материю тёмно-красную или тёмно-фиолетовую, преимущественно дорогую (Дюканж. Gloss. Graecit. под этим словом) и что тут должно разуметь иконные пелены; а если так, то последние подвешивались на праздники именно к иконам, стоящим на стенах и на столбах (см. немного ниже). Затем, Лаврентьевская летопись говорить о епископе Ростовском Кирилле под 1231г., что он украсил свою кафедральную церковь «иконами многоценьнама, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены»: под иконами с предполы, несомненно, разумеются иконы настенные и настолпные. Что касается до дальнейшей истории деисуса или по позднейшему иначе тябла (что есть его собственное греческое имя – τμπλον) превратившегося в нынешний иконостас, то обстоятельно о ней после. А кратко она есть: во-первых, самый деисус, находившийся в алтарной арке, выступил из неё и постепенно протянулся «во весь храм» (Исторические сведения о Белопесоцком монастыре иеромонаха Арсения, помещённые в Чтениях Московского Общества любителей духовного просвещения книга XI, стр. 113 и 114), что случилось к концу XV – началу XV Ι века. (Никоновская летопись III, 177 и Русский Временник II, 138,– о деисусах Московском, Ростовском и Новгородском). Во-вторых, явились иконы киотные, подобные настенным и настолпным, пред алтарной преградой и алтарными столбами (объясняемые желанием иметь Спасителя и Божью Матерь на больших иконах, нежели на каких они были в деисусе и на большей к себе близости, чем последние), которые, не быв приставляемы к алтарной преграде и алтарным столбам вплотную, были поставляемы перед нами, что случилось не позднее первой половины XVI века (Собрание летописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Берлюковская Николаевская пуст., зашт., в 20 в. от г. Богородска и в 15 в. от ж.-д. ст. Щелково, на бер. р. Вори. Учреждена в 1779 г. митр. Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища или погоста, основанного в 1606 – 1613 г. и получившего свое название оттого, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 г. в числе древних икон чудесно обретен здесь образ – лобзание Спасителя Иудою, и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев, стекающихся и в настоящее время. При мон. школа. Белопесоцкий , 3 кл., общ., при сл. Белопесоцкой, в Серпуховском y., на бер. р. Оки, против г. Каширы. Основан в конце XV в. игуменом Владимиром. В мон. находится особо чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали». После Троицына дня и до 28 авг. эта св. икона носится по окружным селам и деревням. Особенным почитанием окрестных жителей св. икона начала пользоваться с 1871 г., когда, по случаю свирепствовавшей холеры, она, по мысли местного священника о Василия Булгакова, была взята в с. Малино, Коломенского уезда (в 25 в. от мон.) где по принесении св. иконы прекратилась холера и куда с того времени св. икона ежегодно приносится к 1 авг. и остается до 7 августа. Воскресенский Новый Иерусалим , ставропигиальный, 1 кл., Звенигородского y., при зашт. г. Воскресенске в 2½ в. от ж.-д. ст. Новый Иерусалим, в 45 в. от Москвы. Основан патр. Никоном по образцу иерусалимского храма Воскресения Христова (см. ниже). Еще в 1657 г. патр. Никон приступил к построению этого величественного храма; но в 1666 г. он был сослан на Белоозеро, вследствие чего остановились и работы по построению храма; в таком положении храм оставался 13 лет, доколе царь Феодор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону, не повелел продолжать строение; но здание было окончено только в 1685 г., при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, и храм был освящен в их присутствии патр. Иоакимом. Воскресенский собор Нового Иерусалима есть собрание нескольких церквей около обширнейшего в России храма гроба Господня, возвышающегося слишком на 30 саж.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Богородицы монастыря близ дер. Левкиево Шаховского р-на (мощи - под руинами монастырского Успенского храма). В XVI в. прославились чудесами и благочестивой жизнью преподобные Владимир Белопесоцкий , основатель Троицкого Белопесоцкого мон-ря (мощи почивают под спудом в главном храме обители), Давид Серпуховской, основатель Вознесенской Давидовой пуст. (похоронен в главном храме обители). В XIX в. подвизался св. прав. Василий Павловопосадский (похоронен в павловопосадском Васильевском мон-ре). В храмах Московской обл. почивают мощи новомучеников и исповедников XX в.: сщмч. Константина Лебедева , Богородского (в Богоявленском соборе в Ногинске), священномучеников Александра Смирнова и Феодора Ремизова , Верейских (в Казанском храме в Реутове), прп. Рахили (в соборе Спасо-Бородинского мон-ря под спудом), священноисп. Феодосия (Ганицкого) , еп. Коломенского (в Старо-Голутвине мон-ре), преподобноисп. Параскевы (Матиешиной) (в Спасо-Влахернском жен. мон-ре). В Смоленском соборе московского Новодевичьего мон-ря находится чтимый список Смоленской иконы Божией Матери, у сев. стены алтаря Смоленского собора под спудом почивают мощи основательницы и 1-й игумении обители прп. Елены . Архиереи Епископы Сарайские (Сарские): Митрофан (1261-1269), еп. Переяславский и Сарайский (?), Феогност (1269 - упом. в 1291), еп. Переяславский и Сарайский, Исмаил (упом. в 1296-1313/14), Варсонофий (1313/14 - не позднее 1330), Софония (упом. в 1330-1334). Епископы Сарские и Подонские: Афанасий I (июнь 1334-1343), Исаак (30 окт. 1343 - не позднее 1356), Афанасий II (не ранее 1343 - не позднее 1356), Иоанн (1356 - не ранее 1377), Матфей I (1377 (?) - не позднее 1382), Савва (19 янв. 1382 - 9 июля 1403), Тимофей (22 июля 1404 - упом. 22 марта 1416), Иов (упом. в 1441), Вассиан (упом. в 1461 - 8 апр. 1466), Прохор (11 марта 1471 - дек. 1492), Силуан Грек (4 мая 1493 - кон. 1496), Евфимий (Подрез; 18 дек. 1496 - 12 июня 1499), Трифон (Дубина; 14 июля 1499-1507/08), Досифей (Забела; 23 янв. 1508 - 2 февр.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

В 1894 г., 7 и 8 июля, посетил обитель преосвященный Ириней, прибыв для освящения главного Преображенского собора. Накануне 7 числа владыка совершил торжественное всенощное бдение, а утром освящение собора в честь Преображения Господня. 8 числа было освящение придела в честь Казанской иконы Божией Матери. По приезде же в обитель владыка посетил монастырскую церковно-приходскую школу. (Подробно обо всем этом см. в главе V). В 1896 г. обитель посетил преосвященный Виссарион, бывший Московский викарий, скончавшийся в Костроме. Он так же, как и высокопреосвященный митрополит Иоанникий, был Тульский уроженец. Приехав в Белопесоцкий монастырь, он дал знать в Никитскую обитель. Игуменья Тихона поехала представиться, приняла благословение и просила его преосвященство посетить Каширский монастырь. Он ответил, что желал бы и интересуется им, но не имеет права ехать в чужую епархию. Игуменья обещала через два часа доставить телеграмму из Тулы с дозволением на это местного преосвященного. Так и было сделано; в телеграмме преосвященный Ириней выразил удовольствие по поводу посещения его преосвященством Каширской обители. Были посланы лошади и мать казначея с телеграммой. Владыка приехал, был в храме, у матери игуменьи пил чай, потом благословил сестер и уехал. В 1897 г., 18 августа, преосвященный Питирим, обозревая церкви г. Каширы, также посетил Никитский монастырь. Торжественно встреченный, по церковному правилу, местными священниками и сестрами обители во главе с матерью игуменьею, владыка в тот же день служил всенощную в здании монастырской церковно-приходской школы. Наутро совершил литургию в Преображенском соборе, и сказал торжественное слово на текст: сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе ( Фил.2:5 ). Вечером, того же дня, владыка опять слушал всенощную в монастырской школе. 20 утром преосвященный выбыл из обители в село Колтово для освящения церковно-приходской школы, устроенной г. товарищем обер-прокурора Святейшего Синода, сенатором Владимиром Карловичем Саблером. Оттуда с его высокопревосходительством владыка возвратился в Каширу, посетил вновь школу, больницу, кельи игуменьи Тихоны, после чего оба они отбыли – один в Тулу, а другой в Санкт-Петербург.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В духовных российских делах Арх. Мин. Иност. Дел среди документов деяний собора 1681–1682 г. по вопросу об открытии новых епархий сохранилась без хронологической даты несколько поврежденная «Роспись городам и монастырям, в котором граде быти епископом и в которых монастырях жити и что за теми монастырями крестьян и бобыльских дворов по переписным книгам 186 (1678) года». По этой росписи предполагалось открыть новые архиерейские кафедры – I, в области великого государя святейшего Иоахима, п. московского и всея России – на Костроме – жить архиерею в Ипатском (3643 крестьян. двора) или Богоявленском (961 дв.) монастыре, в Галиче быть архиерею, жить в Паисиевом монастыре (692 дв.), в Юрьевце-Повольском, в Макарьевском-Унженском монастыре.... (далее документ несколько поврежден)... Тут могли быть записаны епископии: Владимирская, Суздальская и некот. др., в Темникове... в Звенигороде, в Севске... – в Спасском монастыре, в Путивле – в Молчинском монастыре (114 дв.), в Вязьме – в Ивановском монастыре, в Белеве – в Спасо-Преображенском монастыре (200 дв.), на Кашире – в Троицком-Белопесоцком монастыре (191 дв.) и на Ливнах, всего 11–13 архиерейских кафедр. II, в области Корнилия, м. новгородского и великолуцкого к Городецке – в Николаевском Антониеве монастыре (539 дв.), на Олонце – в Александро-Свирском монастыре (201 дв.), на Двине и на Холмогорах – в Сийском монастыре (325 дв.), Пинегу, Кевроль и Пустое Озеро ведать ему, в Каргополе – в Крестном монастыре, что на Усть-Онеге реке (867 дв.); на Ладоге – в Тихвинском монастыре; в Кольском остроге – в Печенгском монастыре,– всего 6 кафедр. III, в области Иоасафа, м. казанского и болгарского – на Чебоксарах – в Троицком монастыре; в Симбирске – в Успенском монастыре; в Свияжске – в Богородицком монастыре; на Уфе – в Успенском монастыре; на Уржуме – в Троицком монастыре; на Осе – в Преображенском монастыре,– 6 кафедр. IV, в области Никифора, м. астраханского и угорского – на Тереке, монастыря нет; на Саратове – в Богородицком монастыре; на Царицыне – в Троицком монастыре – Самару из Казанской епархии приписать, на Черном Яру, на Красном Яру (5) 741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Сретенский монастырь определен по прошению его октября 30 дня 1870 года в возрасте 43 лет. 26 ноября того же года посвящен в иеродиакона. Исправлял клиросное послушание и должность трапезного. 13. Монах Илия (Куликов), 1864–1873. Послушник Иван Куликов. Из мещан. По увольнении от общества определен в число братии Сретенского монастыря 24 августа 1864 года в возрасте 26 лет. Посвящен в стихарь 16 июня 1868 года. В монашество пострижен 8 марта 1869 года. Пономарь. 14. Иеродиакон Серапион, 1873–1879. Из крестьян. Первоначально определен послушником в Бобренев-Голутвин монастырь 16 августа 1863 года. Переведен в Белопесоцкий монастырь 10 июня 1864 года. В монашество пострижен 9 мая 1867 года. В Сретенский монастырь переведен по прошению 31 июля 1872 года в возрасте 37 лет. В иеродиакона посвящен 1 января 1874 года. В 1875 году по прошению его был отправлен в город Киев для богомолья на 3 месяца . 15. Послушник Иван Васильев, 1866–1873. Из крестьян. При увольнении от общества определен в число братии Сретенского монастыря 29 июля 1866 года в возрасте 54 лет. Был часовенным. 16. Монах Иннокентий (Агапов), 1872–1876. Послушник Иван Агапов. Из крестьян. По увольнении от общества определен в Лужецкий монастырь 20 февраля 1871 года. В Сретенский монастырь переведен 30 мая 1872 года в возрасте 36 лет, посвящен в стихарь 20 декабря 1872 года. Исполнял клиросное послушание. В монашество пострижен 30 ноября1875 года . 7 сентября 1876 года был перемещен в пустынь Параклита, что при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре . 17. Иеромонах Герасим (Орлов), Послушник Георгий Орлов. По увольнении его из Мещевского духовного училища определен в число послушников Сретенского монастыря 18 октября 1872 года в возрасте 27 лет. Посвящен в стихарь 20 декабря 1872 года. Исполнял клиросное послушание и должность трапезного расходчика. Пострижен в монашество 22 января 1875 года. 6 апреля 1875 года рукоположен в иеродиакона епископом Дмитровским Леонидом в церкви Саввинского подворья . 23 июня 1881 года рукоположен в иеромонаха в монастырской Владимирской церкви . Указом консистории от 13 марта 1889 года назначен ризничим.

http://pravoslavie.ru/67954.html

иконы: Владимирская – 21 мая, 23 июня и 26 авг., Феодоровская – 14 мар., Гребневская – 28 июля, Донская – 10 авг., Иерусалимская – 12 окт.). О других изображениях см. ниже. 8 июля., 27 нояб., 18 июня, 2 июля., а также в III отд., о монастырях. 39 Снимки с чудотворной иконы «Утоли моя печали», пользующиеся почитанием, находятся в Москве, в приходских храмах: св. Тихона Амафунтского, у Арбатских ворот (почитаемый за самый древний снимок с подлинной чудотворной иконы), пр. Сергия, в Рогожской, Успения Богоматери, в Казачьей, свв. апп. Петра и Павла, в Новой Басманной, и в церкви при Общине «Утоли моя печали», в Лефортове, в г. Шклове (Могилев, губ.), в церкви Воскресения Христова (бывшей монастырской), в Белопесоцком мон., Москов. еп. Весьма чтимая точная копия с этой чудотворной иконы находится в Петербурге, в Вознесенской церкви, на Вознесенском проспекте, близ Екатерининского канала. Икона эта (высотой в 24½ верш., шириной в 19½ верш., украшенная серебряной вызолоченной ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вмещающаяся в серебряном киоте, имеющем до 8 пудов весу) помещается по правую сторону алтаря в иконостасе. Она была привезена из Москвы одним из ревнителей построения Вознесенского храма купцом Роговиковым в 1765 г., ко дню освящения в этом храме придела в честь ее. Еженедельно по пятницам после поздней литургии совершается молебствие с пением ей акафиста, при участии детского хора из местного приюта. Многие не только притекают в храм с молитвой пред этой св. иконой, но и принимают ее в свои дома, по преимуществу во время болезней или каких-либо бедствий. Кроме 25 янв., в Вознесенском храме в честь этой св. иконы празднуется еще 25 сент., в память прибытия ее из Москвы в Петербург в 1765 г. 40 Февраль – последний в году месяц у Римлян; он был установлен для жертвоприношений и названо, Февралем, т.е., жертвенным. Сечень – название общее с январем. Лютым он называется по подражанию полякам. Называется он еще Снежень, от снежного времени, и свадьбами, от того, что в это время много их было.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

К сделанному нами краткому перечню учеников старца Паисия (далеко не полному), считаем необходимым присоединить список лавр, монастырей, пустыней, скитов и общин, получивших от него или от его учеников свои уставы, своих старцев, или настоятелей, или имевших его учеников и последователей среди своего братства. Оговариваемся, что и этот наш список далеко не полон. 1 . Афонский Ильинский скит и другие Афонские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия и его учеников. 2 . Драгомирнский монастырь Святого Духа в Молдавии. 3 . Секульский Иоанна Предтечи монастырь в Молдавии. 4 . Нямецкий Святовознесенский монастырь в Молдавии. 5 . Ново-Нямецкий монастырь в Бессарабии. 6 . Тисманский монастырь в Молдавии и другие молдавские монастыри и скиты, находившиеся под влиянием старца Паисия. 7 . Александро-Невская Лавра в Петербурге. 8 . Александро-Свирский монастырь Олонецкой епархии. 9 . Арзамасский Спасский монастырь Нижегородской епархии. 10 . Ахтырская Гусевская женская община Саратовской губ. 11 . Амвросиевская Казанская женская пустынь Калужской губ. 12 . Алтайская миссия. 13 . Боровский Пафнутиевский монастырь Калужской епархии. 14 . Берлюковская пустынь Владимирской епархии. 15 . Борисоглебский монастырь Московской епархии. 16 . Брянский Свенский монастырь Орловской епархии. 17 . Белобережская пустынь Орловской епархии. 18 . Белопесоцкий Каширский монастырь Тульской епархии. 19 . Борисовская женская пустынь Курской епархии. 20 . Белевский Крестовоздвиженский женский монастырь. 21 . Волховский женский монастырь Орловской епархии. 22 . Волховский Троицкий монастырь. 23 . Бузулукская Тихвинобогородицкая женская община Самарской епархии. 24 . Бабаевский Николин монастырь Костромской епархии. 25 . Белокопытовский Казанский женский монастырь Калужской епархии. 26 . Брянский женский монастырь Орловской епархии. 27 . Валаамский монастырь. 28 . Великолуцкий женский монастырь. 29 . Вяземский Аркадиевский женский монастырь. 30 . Высокогорская Чуркинская Николаевская пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010