Когда число монашествующих в обители умножилось и имя Преподобного Сергия учинилось известным во всей России: тогда многие Князи, Бояре и простолюдины начали приходить на поклонение в обитель. По причине такового день от дня умножаемого стечения народа, и окружность оного Монастыря начала быть населяема. А сие есть начало селения, имеющегося при Лавре, которое отнести надлежит ко временам государствования Великого Князя Иоанна Иоанновича, и которое в последующие государствования день от дня умножалось по причине уже позволительных грамот, данных от Великих Князей на поселение при оном месте. По преставлении в 1393 году Преподобного, во время государствования Великого Князя Василия Димитриевича, когда Едигей, Князь Татарский, приходя к Москве, многие в окрестностях ее учинил разорения; весь Монастырь Троицкий, в каком был он тогда состоянии, и окрестные селения были от него сожжены, и разорены до основания. Тогда в Монастыре сем Игуменом был Преподобный Никон. Он, услышав о приближении неприятельском, заблаговременно уклонился от нападения. А по выступлении Едигея из России, Преподобный Никон возвратился в свою обитель, в которой когда увидел все труды Преподобного Сергия в прах обращенные, собрав рассеянную братию, на том же месте вновь построил монастырь; в нем создал Церковь во имя Живоначальной Троицы, и для братии келлии и трапезу деревянную же. По возобновлении Монастыря в последовавшие потом годы, а особенно по обретении мощей нетленными Преподобного Сергия и после других знаменитых происшествий учинившихся в оном, о коих ниже будет упомянуто, обитель постепенно восходила в большую знаменитость, силу и могущество, так что, наконец, до определения штатов с приписными своими монастырями, имела до ста шести тысяч крестьян, состоящих в разных уездах и принадлежавших Лавре. К ней было приписным четырнадцать монастырей а именно: Пешношский в Московской Губернии; Киржацкий во Владимирской Губернии; Стромынский в Московской Губернии; Белопесоцкий в Тульской Губернии близ города Коширы; Свияжский в Казанской Губернии в городе Свияжске; Казанский в самом городе Казани; Астраханский в самом городе Астрахани; Авнежский в Вологодской Губернии; Богоявленский, что в Москве в Кремле; Ново-Троицкая-Сергиева пустыня , что близ Петергофа, ныне учреждена второклассным монастырем; Махрищской, о коем сказано будет ниже; Алатарской в Симбирской Губернии; Георгиевская пустыня во Владимирской Губернии; Хотькове девичь монастырь, состоящий ныне в штате. Все они ныне или состоят в числе заштатных монастырей, или обращены в приходские церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: The Writings of St. Alexis Toth, Confessor and Defender of Orthodoxy in America/Transl. G. Soldatow. AARDM, 1994; The Orthodox Church in America and other writings by St. Alexis/Transl. G. Soldatow. AARDM, 1996. Лит.: Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. Н.-Й., 1944. Т. 1; Keith S. Russin. Father Alexis G. Toth and the Wilkes-Barre litigations//SVTQ. 1972. Vol. 16. N 3. P. 128-149; Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America, 1794-1994. S. l., 1995; Orthodox America, 1794-1976. N. Y., 1975; Archpriest Alexis Toth/Transl. and ed. G. Soldatow. AARDM, 1978-1989. Vol. 1-4. Свящ. Алексий Куренков, Г. М. Солдатов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСИЙ Данилович Зверев († 1918), миссионер, мч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ВИССАРИОН (Окулов Василий Исидорович, 1880 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Николаевич Василевский (1892 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая в Соборе новомучеников Слободского края) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДАРИЯ (Кутукова Дария Дмитриевна, 1782 - 1858), прп., Сезёновская, Лебедянская (пам. в Соборе Тамбовских святых и в Соборе Липецких святых)

http://pravenc.ru/text/64636.html

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДАРИЯ (Кутукова Дария Дмитриевна, 1782 - 1858), прп., Сезёновская, Лебедянская (пам. в Соборе Тамбовских святых и в Соборе Липецких святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЗОСИМА И АДРИАН (Еропкины; 2-я пол. XV - нач. XVI в.), преподобные (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Сестринские, Волоколамские ИЛАРИОН († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых) ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/159098.html

АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (1816-1869), св. прав. (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАСИЛИЙ СОКОЛОВСКИЙ (XVI - XVII вв.), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128869.html

Корпус келий. Кирпичный двухэтажный корпус является ординарной постройкой первой половины XIX в. Службы. Два небольших корпуса построены в XVII в. На фасадах и в интерьерах сохранились следы первоначальной архитектурной обработки. Стены и башни. Ограда монастыря построена в XVII в. на месте укреплений предшествующего столетия. От стен и башен XVII в. сохранились отдельные фрагменты, в том числе Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Кирпичные ворота с проездом коленчатой формы характерны для своего времени. Они снабжены казематами с бойницами подошвенного боя вдоль внешней восточной стены и щелями для опускания решеток - герсов. Небольшой кубический объем надвратной церкви окружен сводчатой галереей, на которую ведет внутристенная лестница. Фасады расчленены лопатками на три прясла и лишены другого декора. Окна не имеют обрамлений, порталы - вертикальных тяг. Верх церкви от уровня карниза был разобран в конце XVIII в. и на его месте надстроен ярус колокольни. К этому же времени относится свод церкви. От крепости XVII в. сохранились также две квадратные трехъярусные башни со сводчатыми перекрытиями, приспособленные в XIX в. под жилье. При этом их высота была увеличена, в стенах пробиты оконные проемы. Крепостные стены почти полностью переложены в XIX в. Рядом с заложенными древними Святыми воротами в 1865 г. устроены новые в псевдорусском стиле. Возле них сделаны " проломные " ворота. Круглые башни, фланкирующие северное прясло стены, построены, очевидно, в XIX в. http://www.ashipilin.ru/moblbaza/stupir.htm Основан около 1498 г. игум. Владимиром на месте, называемом Белые Пески (близ г. Кашира, на другом берегу р. Оки). Согласно монастырскому преданию еще прп. Сергий Радонежский, направляясь из Серпухова в Коломну, проходил через Белые Пески. Водрузив здесь крест, он благословил это место и сказал: " Быть тут монастырю " . В 1380 г. на этом месте останавливались русские полки, идущие в Коломну - пункт сбора войск перед Куликовской битвой. Прп. Владимир был иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря. Основав обитель на важнейшем южном рубеже государства, он получил самую широкую поддержку Ивана Ш и Василия Ш. Московские государи были заинтересованы в укреплении южных границ, поэтому небольшая пустынь превращается в монастырь-крепость. В 1564 г. был заложен Троицкий собор, а к 1578 г. почти все монастырские строения были уже каменными.

http://sobory.ru/article/?object=05725

С. ТЕРЯЕВО, Волоколамского района. Иосифо-Волоцкий монастырь (фактически – женский): преп. Иосиф Волоцкий (XV в.). ДЗЕРЖИНСКИЙ, Люберецкого района: Николо-Угрешский монастырь: преп. Пимен Угрешский (XIX в.), икона Божией Матери «Взыграние» (в алтаре). С. МИХАЙЛОВСКАЯ СЛОБОДА, Раменского района. Единоверческий Михаило-Архангельский храм: «Иерусалимская» икона Божией Матери. ВИДНОЕ-2. Екатерининский монастырь: икона мц. Екатерины. С. ЛУКИНО, Домодедовского района. Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь: «Иерусалимская» икона Божией Матери. С. ВЕЛЬЯМИНОВО, Домодедовского района. Спасо-Преображенский храм: иконы Божией Матери «Казанская» и «Млекопитательница». С. ШУБИНО, Домодедовского района. Успенский храм: оригинал «Плакущей» иконы Божией Матери. СТУПИНО. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь: икона Божией Матери «Скоропослушница». Тихвинский храм: икона Божией Матери «Утоли моя печали». ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД. Покровско-Васильевский монастырь: прав. Василий Павлово-Посадский (XIX в.). С. ГУБИНО, Орехово-Зуевского района: Колодчик Николая Чудотворца (Губино) , Старообрядческий Казанский храм: «Губинская-Казанская» икона Божией Матери. С. ТУГОЛЕС, Шатурского района. Пятницкий храм: «Радовицкая» икона свт. Николая. Д. КОЛЫЧЕВО, Егорьевского района. Казанский женский монастырь: список «Колычевской-Казанской» иконы Божией Матери. КОЛОМНА. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь (около ж. д. ст. Голутвин): свт. исп. Феодосий Коломенский (ХХ в.). ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКАЯ ЗОСИМОВА ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ (близ с. Руднево, Наро-Фоминского района): преп. Зосима Верховский (XIX в.). МОЖАЙСК. Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов монастырь: преп. Ферапонт Белозерский (Лужецкий) (XV в.). С. СЕМЕНОВСКОЕ, Можайского района. Спасо-Бородинский женский монастырь: преп. Рахиль Бородинская (ХХ в.). С. КОЛОЦКОЕ, Можайского района. Успенский Колоцкий женский монастырь: оригинал «Колочской» иконы Божией Матери. С. МАВРИНО, Щелковского района, близ Фряново. Владимирский храм: «Страстная» икона Божией Матери, икона мц. Параскевы-Пятницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

Таков архиерейский дом. Первым посетителем в оном был наш московский градоначальник князь Владимир Андреевич Долгорукий. Он никогда еще прежде не бывал у нас в обители, но в этот год ему пожелалось посетить ее, и для этого он избрал день нашего храмового праздника, 9 мая. Он приехал перед обедней прямо к архиерейскому дому, по указанию встречника, высланного к нему вперед. После того присутствовал при божественной литургии, участвовал в крестном ходу около монастыря и пожелал трапезовать вместе с братией в большой братской трапезе. Затем, побывши немного в архиерейском доме, собрался в обратный путь в Москву, и на дороге повстречался с преосвященным Леонидом, который ехал к нам. Преосвященный прогостил у нас дня три или четыре; однажды служил в это время и наградил Николо-Пешношского строителя Дионисия набедренником. К концу августа того же года поспела новая церковь при нашей богадельне во имя Казанской Божией Матери, устроенная по усердию московским купцом Дмитрием Павловичем Рогаткиным и другими вкладчиками. Когда все было готово к освящению, я отправился к владыке просить его освятить церковь , и он был так милостив, что не отказался, и назначен был на это день 6 сентября. Владыка приехал 3 сентября, перед вечером, прямо к архиерейскому дому. Большой встречи себе он не приказал делать, а со всей братией я встретил его у западных ворот. Он вышел из кареты, всех благословил, и вошли в палаты. Обошедши везде, он остался всем доволен, и в особенности опять хвалил галерею около дома. На следующие два дня, четвертого и пятого, владыка ходил в 7 часов утра через скитский сад в скит к обедне. После обеда пятого числа владыке угодно было посетить село Остров, и мы туда с ним поехали. У церкви ему была встреча с крестом и с трезвоном. Возвратившись, он осматривал Казанскую церковь и богадельню. Малая вечерня была в Казанской церкви, я читал акафист, но владыка не был, он и всенощное бдение слушал у себя, в крестовой церкви, а я слушал соборно в Казанской. Сентября 6, день был ненастный, и владыка ехал в церковь в карете при колокольном звоне; у крыльца ему была встреча. За святыми мощами ходили крестным ходом в собор. В служении со владыкой был его сын, протоиерей отец Гавриил, я и игумены Перервинский, Староголутвинский, Белопесоцкий, Бобреневский. После освящения владыка возвратился к себе, потом ездил в трапезу, и в 3 часа пополудни возвратился обратно в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Местное почитание В., по-видимому, началось сразу после его кончины, имя преподобного внесено в «Описание о российских святых» (списки XVIII в.). Ист.: ЛЗАК. Т. 2. Отд. 2. С. 83-84; ВМЧ. СПб., 1868. Стб. 551-552 (Сент. 9); ПСРЛ. Т. 21. 2-я пол. Ч. 2. СПб., 1913. С. 505. Лит.: Строев. Списки иерархов. 4. С. 149; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 86-88; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 534. С. 136; Описание о российских святых. 186. С. 72; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553. Прил. 3; АСЭИ. М., 1958. Т. 3. С. 596 (Коммент.); Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси конца XIV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 40-41, 50-51. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕДЕОН († кон. мая 1377 или 1392), прп. (пам. 5 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРАСИМ († 1-я четв. XVI в.) Волоколамский, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/154393.html

Основав обитель на важнейшем южном рубеже Московского государства, преподобный Владимир Белопесоцкий получил самую широкую поддержку столичных князей. Московские государи были заинтересованы в укреплении южных границ, поэтому небольшая пустынь вскоре превратилась в монастырь-крепость. В 1564 году был заложен Троицкий собор, а к 1578 году почти все монастырские строения были уже каменными. Обитель не раз разоряли крымские татары, ведь, повторюсь, она стояла форпостом на пути к Кашире и, что главное, к Москве. А в Смутное время монастырь совсем запустел. Границы государства отодвигались все дальше, к югу и обитель постепенно утрачивала свое значение как оборонительный рубеж и становится заштатным, как и сама древняя Кашира. Перед революцией в монастыре проживало 50 насельников. В 1918 году монахов вывели из Святых ворот и расстреляли у восточной стены. В середине 30-х в келейных корпусах устроили общежитие для рабочих, строивших мост через Оку. Осенью 1941 года монастырь оказался в прифронтовой полосе. 29 ноября, в день, который, согласно летописи, считается днем рождения обители, было остановлено наступление немецкий танковых соединений. Их разбили и отбросили от Москвы. В конце 80-х монастырь начали реставрировать, а в 1993-м, в неделю жен-мироносиц, он был возобновлен как женский. С правого берега открывается удивительный вид на Оку и стоящий на ней Белопесоцкий монастырь. Все строения обители сосредоточены у южной стены, выходящей на Оку. Древние зодчие позаботились, чтобы монастырь красиво и достойно смотрелся именно с реки. Во время весеннего половодья вода, говорят монахини, кольцом окружает обитель. Тогда монастырь оказывается еще больше отрезанным от остального мира. С левой стороны горизонта на город наплывала огромная серая туча, беременная, как ощущалось, непомерным ливнем. Она толстела на глазах, распластавшись брюхом по небу. Полыхнула, задула ветром, разродилась немилосердными потоками воды. Мы забежали укрыться в местный ресторан " Садко " , да и время уже было обеденное. " Сегодня не обслуживаем " , - оторвав телефонную трубку от уха, сказала женщина-администратор времен глухого застоя. " А где здесь еще можно поесть? " - " В Кашире-2 " , - и она продолжила свой нелегкий разговор. Мы еще пробовали постучаться в заведение " У Татьяны " на Хлебной площади, но безрезультатно.

http://ruskline.ru/analitika/2008/09/04/...

К концу XVIII века обителью управлял один из самых выдающихся ее настоятелей – архимандрит Макарий (Брюшков). Это ученик преподобных старцев Феодора Санаксарского и Клеопы Введенского. Состоял он в духовном общении и переписке с преподобным Паисием (Величковским). Здесь был введен афонский устав, зародилось старчество. Именно отсюда потом эта духовная традиция была передана в Оптину пустынь. Туда по просьбе митрополита Платона (Левшина) отец Макарий отправил пешношского «огородника» Авраамия и с ним еще двенадцать иноков. Отец Авраамий стал оптинским строителем-игуменом, восстановил Введенский собор, воздвиг трехпрестольный Казанский и Владимирский храмы, колокольню. Среди двенадцати иноков был послушник Александр Степанов, впоследствии иеросхимонах Афанасий Свенский-младший, воспитавший первых оптинских старцев преподобных братьев Моисея и Антония (Путиловых), которые по его благословению устроили Предтеченский скит Оптиной пустыни и положили начало – наряду со старцем Львом – оптинскому старчеству.      Вообще ученики пешношского архимандрита Макария были настоятелями двадцати четырех монастырей. Среди них: Давидова, Берлюкова, Задне-Никифоровская Важеозерская и Кривоезерская пустыни, Голутвинский, Высокогорский Чуркинский, московский Сретенский, Белопесоцкий и др. Многие монастыри перенимали устав Пешношской обители; так и обращались: «дать нескольких из братии для заведения общежития по образу Пестуши (Пешноша в старинной транскрипции. – Ред.)». Среди вышедших отсюда были и прославленные уже в лике святых возродители пришедших ранее в упадок обителей – такие, например, как преподобный старец Исайя Важеозерский. Главный возобновитель русского монашества на Афоне после турецких гонений – исихаст, прозорливец отец Арсений Афонский тоже новоначалие прошел на Пешноше. Многие святые, подвижники были учениками пешношских выходцев: преподобный иеросхимонах Нил Нило-Сорский, преподобная Мария Олонецкая, пустынножительница Анастасия Паданская и др.; а также: настоятели Пантелеимонова монастыря на Афоне Герасим и Иероним, основатели Андреевского скита иеросхимонах Виссарион (Толмачев) и схимонах Варсонофий (Вавилов), взявшие за основу устава Андреевского скита устав Белобережской пустыни, одним из составителей которого был тот самый отправленный некогда в Оптину среди двенадцати иноков иеросхимонах Афанасий (Степанов).

http://pravoslavie.ru/140201.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010