Е. Грачева: Владыка, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров выступил с такой инициативой сохранения браков и защиты детей в распавшихся браках: запрет вступать в брак тем, кто имеет долги по алиментам в предыдущих браках. Как Вам такая идея? Митрополит Иларион: Я не поддерживаю эту идею, потому что запрещать людям вступать в брак не следует. Другое дело, что если один из родителей, который покинул семью, не готов платить алименты, то эти алименты с него надо взыскивать в принудительном порядке. Здесь могут быть разные способы повлиять на такого человека, вплоть, например, до запрета выезда за границу или до каких-то принудительных отчислений из его зарплаты. Но не думаю, что проблему поможет решить запрет на вступление в брак. Е. Грачева: Владыка, в Интернете получает широкое распространение петиция, подписанная христианами России, которые требуют отменить статью 148 Уголовного кодекса, предполагающую уголовное преследование за оскорбление чувств верующих. Объясняют они это так: данная статья не столько помогает им, верующим, сколько дискредитирует религию, которая представляется уже не как учение о милосердии, а как агрессивный культ в глазах атеистов. Во-первых, хотелось бы понять, сколько православных в этой группе христиан, подписавших петицию? И как Вы вообще к этой идее относитесь? Митрополит Иларион: Что это за группа христиан, мы пока точно не знаем. Как они себя идентифицируют, в какие церкви ходят, мы тоже не знаем. Но сейчас есть определенный консенсус между традиционными конфессиями Российской Федерации о том, что в нынешних условиях такая статья закона нужна. Не потому, что Церкви нуждаются в защите или без этой защиты они не смогут просуществовать. Я думаю, что это, конечно, вынужденная мера со стороны государства, но она была принята в ответ на определенные акции, которые имели место, в том числе акции, которые очень широко рекламировались в публичном пространстве. Я думаю, что традиционные конфессии совсем не будут готовы поддержать петицию этой группы лиц, назвавших себя христианами. А если организовать сбор подписей под петицией противоположного содержания среди верующих разных конфессий, то думаю, что такая петиция наберет миллионы голосов.

http://pravoslavie.ru/126746.html

Евгения 25 октября 2011, 10:58 Жалко Каддафи. Несчастный пожилой человек с принципами. Серьёзно, очень жалко. А с его телом после смерти обошлись просто дико. Упокой, Господи его душу (надеюсь, не грех об этом просить). Очень меткая фраза: " придут менеджеры, которые предложат ливийцам стать такими же менеджерами, и посещать фитнес-клубы " . Браво! Александр, мы сейчас не о религии, а о трагедии в стране, революцию в которой профинансировала другая страна (или страны). Кстати, видя эти события, я бы, на месте Путина, не спешила обратно на престол... yry 25 октября 2011, 10:55 " Держись, Свободный Народ Ливии! " -Это наверно про исламистов и вакхабитов? Про какую свободу и демократию толкуют?Про ту же, что приносится на концах штыков!Там где такая демократия, там как Ирак, Афганистан-управляемый хаос и многолетняя " тихая война " с террактами и партизанской борьбой.Ливию жаль!! Sacha 25 октября 2011, 07:55 стоит только пожалеть население... они еще не знают демократических прелестей насаждаемых США при помощи НАТО. Каждый день чуствую что сделали демократы с Россией и мне жалко несчастных. Костя 25 октября 2011, 01:09 Страшно, что происходит мире. В России это уже было. В 1917 году. Очень понравились статьи на этот счет H.Cmapukobf: все очень логично и аргументировано. Владимир 24 октября 2011, 23:36 Все так называемые революции тем и кончаются, что большинство людей, в них поучаствовавших, горько сожалеет о своём в них участии. Думаю, в Ливии отрезвление наступит очень скоро. Муаммар Каддафи, не смотря на все свои недостатки, действительно заботился о своей стране и о ливийском народе. Вряд ли там скоро появится подобный руководитель. Аркадий,Петров град 24 октября 2011, 23:07 По-человечески,мне очень жаль и Каддафи, и Саддама Хусейна.Такое насаждение сатанинской демократии нечто иное, как разрушение исламского мира.Осталось забомбить Ирак.А вам не думается, что против православных государсв может начаться подобная борьба? Судьба Югославии вам ничего не напоминает? Елена 24 октября 2011, 22:11

http://pravoslavie.ru/49435.html

И для этого ему не нужно было делать над собой усилия, совершать подвиг, – нет, у него было все совершенно естественно, свободно, во внешней жизни проявлялось то, что было содержанием внутренней. Когда он был ребенком, он вместе с меньшим братом заблудился в поле во время страшной вьюги и мороза, он совершенно естественно, как старший, собою загородил младшего, решив первым замерзнуть. Потом, когда Божия воля определилась, и он должен был перестать быть инспектором столичной академии и уйти в центральную Азию на положение начальника полуразрушенного миссионерского дела, он задумался только о том, как бы ему достать преданных делу помощников. И далее, когда, через восемнадцать лет служения святой Церкви в сане архимандрита, он был призван к епископскому служению, он накануне хиротонии молился Богу о том, чтобы Он послал ему скорее смерть, лишь бы его епископство не послужило на погибель чью-либо. И делал все это без всяких усилий: иначе он и не мог делать и искренно бы удивился, если бы все это ему поставили в подвиг: этого всего требовала его душа, и он лишь беспрекословно исполнял требование совести. И так во всей жизни его, требования его совести были для него последней причиной его поступков, и всякий поступок был как бы откровением – проявлением всего его душевного содержания; поэтому он был всегда верен себе, неизменен в своих принципиальных решениях; поэтому же он так и памятен для всех его знавших, памятен весь его нравственный облик. Но какое же было главенствующее чувство, заправлявшее его духовными настроениями? – Это, несомненно, чувство сознательного глубочайшего смирения – в постоянном покаянии. Этим памятованием о грехах объясняется то, что всякий раз, как он расставался с кем-либо на небольшой даже сравнительно срок, он просил: «как услышите о смерти моей, помолитесь обо мне». Смирение же его проникало как будто все его существо. Когда ему приходилось быть советником, он всегда лишь исполнял послушание, как бы по-Божьему приказанию брал на себя это бремя и всегда старался отыскать что-нибудь «от писания», такое подходящее событие или изречение, которое в данном случае устраняло бы его личное мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Им интересно. Они все теперь такие патриоты! Андрей Евгеньевич Петров, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, сказал на пресс-конференции, что воспитательная компонента возвращается в наше школьное образование. Помимо обладания знаниями и умениями, человек должен осознавать, для чего они ему даны. Для спонсирования американского рынка труда мозгами, что ли? Если из наших детей формировали «потребителей» – то это, конечно, был один из внедряемых в сознание вариантов. Есть же элементарные качества честности, порядочности, благодарности. Любви к Родине. Пусть она и не столь состоятельна в плане материальных преференций. Хотя, разумеется, на выставке представлен образ могучей России, живущей своими богатствами, и самоотверженного   служения граждан Отечеству трудом ради его процветания (что отнюдь не исключает личного блага). Это образ России, в которой хочется жить, остаться. На пресс-конференции была приведена статистика, что дети за 11 лет проводят в стенах школы 15000 часов (если соблюдаются нормативы: 38 часов в неделю). Безусловно, они рады выбраться в эту распахнутую в века и вбирающую русские просторы «Россию...», – ставшую их историей. Этот исторический парк, как отметил ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Владимирович Лубков, член-корреспондент РАО по Отделению общего среднего образования, стал для наших школьников и студентов вторым домом. Нашу молодежь так последовательно и нагло развращали разного рода проплаченными суррогатами – «Дом-2» и пр. Сегодня те, кому выгоден этот порабощающий разврат и, разумеется, ненавистно патриотическое воспитание (если в пику ему устраиваются опросы о блокадном Ленинграде: не лучше ли было сдаться?), больше всего суетятся. Устраивают клеветнические провокации, настраивая общество на скандалы по поводу инвестирования в региональные мультимедийные исторические парки «Россия – моя история». Я, кстати, поинтересовалась: а есть ли где-нибудь за рубежом что-нибудь подобное этому проекту? Ведь нету! Такого огромного мультимедийного исторического комплекса, где собраны все исторические вехи и конкретные события в жизни народа, от древности до наших дней, – нет нигде в мире! Это наш беспрецедентный ресурс национального самосознания, доступный школьникам, студентам. Конечно, вокруг него началась война.

http://pravoslavie.ru/109275.html

Еще пример. Новые полнометражные мультфильмы по мотивам русских былин. «Алеша Попович и Тугарин Змей» и так далее. Персонажи и сценарий кажутся мне просто насмешкой над нашим героическим эпосом. Надо ли такими дешевыми способами пробуждать у детей интерес к былинам, к таким фигурам народным, как Илья Муромец или князь Владимир? Герой мультфильма должен запоминаться характером, чем-то особенным, личным, только своим. Этого я в «новых былинах» не увидел, увы. Когда мы начинали работать в мультипликации, кино было штучное. Мои коллеги-однокурсники давно вошли в золотой фонд нашей анимации. Это Юра Норштейн, Эдуард Назаров, Геннадий Сокольский (пример удачного сотрудничества с японскими коллегами — его «Пингвиненок Лоло»). К сожалению, Анатолий Петров («Полигон»), Валерий Угаров («Халиф-аист», «На задней парте», «Бабка и другие») — недавно скончались. Поколение уходит. Нет сейчас и того важного «среднего» звена специалистов, без которых не обойдется самый гениальный художник. Уменьшается и государственное финансирование, студии сами ищут средства. Не вижу я большой заинтересованности государства в должной поддержке анимации, как это было в советские годы. Но я не отчаиваюсь. Передаю опыт, знания своим студентам. Среди них много талантливых ребят, по-настоящему увлеченных, хороших художников. О планах Давно лежит у меня сценарий по чудесной смешной сказке Писахова «Громка мода». Были бы средства — с удовольствием взялся бы. Или вернулся бы к давным-давно начатому фильму по стихотворению сибирского поэта Тимофея Белозерова «Лесной плакунчик». Живет в лесу эдакий крохотный старичок, утешает заплаканных потерявшихся деток. Текст очень мягкий, добрый: Лесная дорожка — Грибы да морошка. В задумчивый ельник Свернула дорожка. Плакунчик по ней Не спеша семенит, Привычно пылит лапотками. На шапке его Колокольчик звенит — Подснежник с тремя лепестками... Сейчас очень не хватает детям таких стихов и мультфильмов — спокойных, человечных, уютных... из законченных работ Леонида Носырева, основанная на поморском биографическом сказе, записанном Борисом Шергиным. — Ред. Фото Екатерины СОЛОВЬЕВОЙ Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kurnyie-izbyi-s-reznyimi-...

2. Известно ли Вам, что " отсталая " Россия подарила всему человечеству электрический свет? В 1802 году Василий Владимирович Петров открыл электрическую дугу. В 1848-1853 годах её уже пробовали применять для освещения улиц в Петербурге и Казани. В 1856 году, в дни коронационных торжеств, на здании Лефортовского дворца в Москве было установлено несколько " электрических солнц " изобретателя Шпаковского. А " свеча " Яблочкова в 1880-х освещала улицы и театры Парижа, развалины Колизея, улицы Лондона, дворец короля Камбоджи... " Свет приходит из России " , " Россия - родина света " ,- писали в то время газеты всего мира. Кирилл. 16 декабря 2012, 20:46 1. " Более всего ужесточению нашего крепостного права поспособствовали " великие европеизаторы " Пётр I и особенно Екатерина II... В таком же несправедливом виде крепостное право задолго до России было введено во многих европейских странах и продержалось там в целом гораздо дольше - особенно в Германии, откуда и было перенято в Россию. (В германских землях отмена к. п. происходила в 1810-1820-е годы и завершилась лишь к 1848 году. В " прогрессивной " Англии и после отмены к. п. безчеловечное отношение к крестьянам наблюдалось повсеместно, например, в 1820-е годы крестьянские семьи тысячами изгонялись с земли.) " rusidea.org Я так понимаю, что и про огораживания, в результате которых в Европе " овцы съели людей " , Вы тоже ничего не слышали. И про то, что в Англии только в 1842 году закон запретил подземную работу женщин и детей до 10 лет. Кстати, к. п. не было ни на юге России, ни на севере, ни в Сибири, а в 1803 году ещё и Указ вышел, по которому произошло освобождение тысяч крепостных. О " вольных хлебопашцах " слышали? Кроме того, на Западе крепостного прикрепляли к хозяину, а не к земле, как в России. Алексей 15 декабря 2012, 23:32 Если цена сближения (или осознания себя частью европейской " семьи " ) это толерантность в её нынешнем европейском виде, то -- бежать из этой однополой семьи! Инал 15 декабря 2012, 14:32 1) нигде в Европе крепостное право так не задержалось и не свирепствовало, как в России.

http://pravoslavie.ru/58024.html

О подтекстах в произведениях для детей и юношества В. Драгунского, Ю. Яковлева, С. Козлова, Л. Петрушевской расскажет кандидат филологических наук, член Совета по детской книге России Ольга Михайлова. «”Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью”: «Процесс» Франца Кафки» . Марина Михайлова. Марина Михайлова, философ и филолог, вместе с порталом «Предание.ру» продолжает цикл лекций «Магический кристалл: мир и человек в романах ХХ века». Читаем вместе книгу «Процесс» Франца Кафки. Человек просыпается и обнаруживает в своей комнате посторонних людей. Они пришли, потому что он арестован, против него начат процесс. В чем его вина? Кто обвинитель? Как ему оправдаться? Что грозит ему, если суд признает его виновным? Читая Кафку, понимаешь, что гражданин К — это любой из нас… Лектор: Марина Михайлова, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии. Филолог, историк литературы, культуролог, катехизатор, автор и ведущая программ на радио «Град Петров». «Образ “блудного сына” в русской литературе» . Анна Скворцова. «Образ “блудного сына” в русской литературе» (на примере «Повести о Горе-Злочастии» XVII в., «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина, «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова) — открытая лекция Анны Владимировны Скворцовой. Сюжет притчи о блудном сыне имеет много литературных вариаций. Посмотрим, как воплотился он в трех произведениях русских авторов. Обретает ли «блудный сын» покинутое отечество? Или пока он бродит «на дальней стороне», возвращение становится невозможным? Как меняет его жизнь вдали от родного дома? Достиг ли он того, ради чего отправился в путь? «Теодицея после Аушвица» . Игорь Зайцев. В 7-й лекции цикла о теодицее кандидат философских наук Игорь Зайцев рассуждает о новом масштабе зла в двадцатом веке и о причинах появления этого зла. История XX в. поставила проблему зла в новом масштабе. Моральное зло проявило себя с необыкновенной, тектонической силой. Проблему зла надо переформулировать в соответствии с эпохой так: как возможно, чтобы миллионы людей совершали злодеяния совершенно без угрызений совести?

http://blog.predanie.ru/article/knigi-ha...

«Получив подаренный мне экземпляр «Введения в Православное Богословие», писал 21 октября 1847 года архиеп. Полоцкий Василий, «я непременным долгом поставил для себя вдруг же внимательно прочесть эту книгу. Не могу не выразить особенного удовольствия, какое мне доставило чтение этого, можно сказать, первого, весьма удачного опыта в нашем отечестве. Верный и вместе полный взгляд на предмет, систематическое и отчетливое изложение оного, вот достоинства, которые, по моему мнению, украшают ваше сочинение. Не говоря уже о многосторонних сведениях, доказывающих глубокую вашу начитанность, я уверен, что всякий любитель духовного просвещения вполне оценит ваше усердие; зрелый же плод трудов ваших не замедлит принесть истинную пользу между образующимся юношеством» 337 . «Сочинение ваше», читаем в письме архиеп. Казанского Владимира от 26 ноября 1847 г., «я своевременно получил, получив, два раза его читал, читая, в оба раза до глубины души услаждался отчетливостью, с какою оно составлено, и услаждался, тако умолял премудрости Наставника и смысла Подателя: да воздаст Он вам за сей труд в меру полну, нетрясену и проливающуюся» 338 . Подобным образом и преоев. Елпидифор, бывший ректор Макария по семинарии, приносил ему глубокую благодарность за дорогой подарок от себя и от архиеп. Варшавского Никанора, (с 1848 г. митрополита С.-Петербургского), которому не нравилось только употребление Макарием «религия» вместо «вера» 339 . Со своей стороны, преосв. Елпидифор советовал Макарию разделит свое сочинение на два тома «для удобнейшего употребления книги в руках и выражал надежду, что Макарий не остановится, подобно другим, на одном введении, а сам будет идти вперед и других будет вводить в самую науку» 340 . Наконец, и светское образованное общество, выразителем которого явились журналы самых различных направлений, единогласно приветствовало «Введение в Православное Богословие» полным одобрением и похвалою. Так, критик «Москвитянина» (А. И. Петров) указывал своим читателям на этот обширный и зрелый труд, как на одно из истинно-ученых произведений, редких в нашей литературе вообще, и просил их нисколько не стесняться заглавием «Введения».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

В редкие минуты отдыха владыка любил гулять по берегу реки. В Ленинграде вдоль Обводного канала не очень-то погуляешь (грузовики, шум, грязь). Но в Серебряном Бору условия идеальные. Здесь всё дышит историей и настраивает беседу на этот лад. Рассуждая об эпохе Бориса Годунова, о Смутном времени, владыка (в миру Борис) вряд ли мог предположить, что где-то здесь в реке «искупается» другой Борис, после чего на Руси снова будет смута... В июне 2001 г. бывший шеф КГБ Владимир Крючков в интервью привёл кое-какие подробности этого происшествия. – А когда Борис Ельцин свалился в речку... Что там всё-таки произошло? – Я разговаривал с Бакатиным по этому поводу. Потому что мы не занимались этим, занимался Бакатин... Он сообщил, что вообще не было падения в речку... Он упал не в речку, а в озеро. Это было в дачном посёлке Успенское. Тогда были сугубо личные, так сказать, мотивы... Поэтому о покушении на его жизнь и речи не могло быть 105 . Так что КГБ был здесь ни при чём. И вообще, картину «Купание красного коня» написал Петров-Водкин... Желая свалить Горби, оппозиция выдвинула лозунг: «Бориску – на царство!» В 1990 г. «легко обучаемый» Ельцин посетил США; президент Буш (старший), уделивший визитёру одну минуту, так отозвался о нём: «Весёлый парень!» 106 . А через 17 лет в печати появилась заметка под названием «Беловежье», где был любопытный абзац. Военные отказались от функций карателей в ночь с 18 на 19 августа 1991 г., когда командующий Приволжско-Уральским военным округом генерал Макашов не стал сбивать самолёт с Борисом Ельциным и сопровождавшими его лицами, возвращавшимися из Средней Азии, без письменного приказа, и подтвердили свою позицию на улицах Москвы 107 . 11  См. Речь И. Золотусского при вручении литературной премии Александра Солженицына//Литературная газета. 2005. 2026 апреля. С. 12. 15  Краснов-Левитин А.Э. В поисках нового града. Воспоминания. Ч. III. Тель-Авив, 1980. С. 154–155. 17  Адрианов Игорь, священник. Митрополит Никодим: жизнь и деятельность//В память вечную... Материалы Минского научно-богословского семинара. Минск, 2006. С. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Переводы на таких началах делались очень тщательно и обдуманно. Отец Макарий, чтобы найти и ввести в употребление новый термин, нередко специально отправлялся на несколько недель или месяцев в глухие места Алтая и после многих бесед с местными жителями, убедившись, что для выражения того или иного христианского понятия подходит, а для алтайцев понятно то, а не другое слово или выражение, принимал его к употреблению. Отец Макарий пришел к тем же мыслям и принципам перевода русской речи на язык инородцев, к каким в то же время пришел в Казани Н.И.Ильминский . Важным событием в просветительской деятельности Алтайской миссии было составление в 1868 году совместно с Михаилом Чевалковым 30 алтайской азбуки. «Составлена она применительно к звуковому способу, и притом так, что по ней обучение начинается чтением на алтайском языке, затем делается переход к русскому, и потом текст идет совместно на двух языках. К азбуке приложены главнейшие молитвы и книжка для чтения из мест Священного Писания , составляющих в общем краткое, но цельное изложение догматического и нравственного учения» 31 . Переводческая деятельность отца Макария была весьма многоплодной: он перевел на алтайский язык сначала Евангелие от Матфея, а позже Четвероевангелие, из богослужебных книг: всенощное бдение, пение на всенощном бдении и литургии, учебный Часослов, Требник с дополнениями, правило для готовящихся к святому причащению, полный Служебник на алтайском языке со славянским текстом. Проповедь и крещение обратившихся язычников были лишь первым этапом утверждения православия. Дальнейшая работа требовала просвещения и обучения началам христианства новообращенных. Нужно было организовать на Алтае школьное дело, чтобы, просвещенные Христовой истиной, алтайцы стали сознательными чадами Православной Церкви. В 1865 году начальником Алтайской миссии был назначен архимандрит Владимир (Петров) 32 . Будучи в Казани проездом, он познакомился с организацией крещено-татарских школ по системе Н.И.Ильминского и решил использовать этот опыт на Алтае. Он направил иеромонаха Макария в Казань для изучения школьного дела. Отец Макарий знакомился с методами обучения крещеных татар полтора года (с июня 1868 года по декабрь 1869 года). Он не только подробно знакомился с просветительской деятельностью профессора Н.И.Ильминского , но и сам участвовал в жизни крещено-татарских школ. Будучи знатоком церковного пения и имея тонкий вкус, отец Макарий начал приучать мальчиков и девочек исполнять хором на родном языке молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», а потом и другие песнопения. Этот добрый почин способствовал тому, что в казанской школе все богослужения упрочились на татарском языке, и их охотно стали посещать взрослые крещеные татары, на которых церковные службы производили неотразимое впечатление 33 . В 1868 году иеромонах Макарий совершил впервые литургию на татарском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010