Митрополит Антоний (Паканич): Крестный ход — это свидетельство о единстве нашей Церкви 3 апреля, 2015. Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) комментирует решения последнего Синода УПЦ: проведение Всеукраинского крестного хода с мощами равноапостольного князя Владимира, создание в епархиях реабилитационных центров для участников АТО и открытие монастыря в Крыму. —  Высокопреосвященнейший владыко, Священный Синод УПЦ, который состоялся на днях (01.04.2015) в Киево-Печерской Лавре принял решение о широкомасштабном праздновании 1000-летия со дня преставления Святого равноапостольного князя Владимира. Расскажите подробнее о будущих торжествах. — Хочу отметить, что церковные торжества или отмечание каких-либо памятных дат сильно отличаются от того, что мы видим в светском обществе. Для Церкви самое большое торжество — это молитва. В случае же с 1000-летием преставления князя Владимира — это сугубая, или если хотите, особая молитва. Так, с мая по июль планируется провести Всеукраинский крестный ход с мощами равноапостольного князя Владимира. Хочу подчеркнуть, что провести этот крестный ход планируется по всем епархиям УПЦ, то есть и по территориям епархий, находящихся в АР Крым, и, конечно же, по тем территориям, где, к сожалению, еще слышится грохот орудий. Во время крестного хода будет организован сбор средств, которые будут использованы для помощи тем, кто пострадал на востоке нашей страны. Крестный ход — это молитва. И мы, как верующие люди, знаем, что сердечная молитва к Богу способна на многое. Поэтому этот крестный ход должен объединить тех, кто молится о мире в Украине. Далее, это, конечно же, большая поддержка для наших братьев и сестер, которые сейчас страдают от пуль и взрывов. Хочу отметить, что на сегодняшний день наша Церковь отправила на восток Украины более трех тысяч тонн гуманитарной помощи, а также собрала для пострадавших в ходе боевых действий около тридцати миллионов гривен. Вместе с тем, мы прекрасно понимаем, что этой помощи недостаточно, поэтому сбор средств во время крестного хода — это напоминание всем нам о том, что нуждающегося нельзя оставлять без помощи.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Мозаика праздника Крещения Руси Со сцены рассказывали про святых – про князя Владимира и Сергия Радонежского, и про Матрону Московскую… А я помню советское время, как все было запрещено. У нас была верующая семья, и я тайком в храм ходила. У нас дом такой сервант стоял и там отделение – бар называется, там спиртное обычное хранят. А у нас там иконы стояли, лампада и дверца бара всегда открыта была. Когда ко мне приходили подружки или ещё кто-то нежелательный – мы бар закрывали. 1 августа, 2010 Со сцены рассказывали про святых – про князя Владимира и Сергия Радонежского, и про Матрону Московскую… А я помню советское время, как все было запрещено. У нас была верующая семья, и я тайком в храм ходила. У нас дом такой сервант стоял и там отделение – бар называется, там спиртное обычное хранят. А у нас там иконы стояли, лампада и дверца бара всегда открыта была. Когда ко мне приходили подружки или ещё кто-то нежелательный – мы бар закрывали. 28 июля на Пушкинской площади под патронажем Правительства Москвы состоялся концерт, посвященный празднованию в Москве Дня Крещения Руси. В концерте принимали участие различные музыкальные коллективы, этно-студия «Ижица» при храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне,  заслуженные артисты России, а так же известные молодые исполнители А. Макарский, П. Шаляпин, Е. Терлеева.  Концерт длился около четырех часов. В программу концерта  были включены  исторические аспекты: ведущие концерта рассказывали о житии  святого равноапостольного  князя Владимира, о русских подвижниках, монастырях и знаменитых храмах России. Со сцены звучали русские народные и духовные песни. Со сцены – про святых или Времена меняются Пожилая женщина  в платочке,  рассказала мне: — Со сцены рассказывали про святых – про князя Владимира и Сергия Радонежского, и про Матрону Московскую…  А я помню советское время, как все было запрещено. У нас была верующая семья, и я тайком в храм ходила. У нас дом такой сервант стоял и там отделение – бар называется, там спиртное обычное хранят. А у нас там иконы стояли, лампада и дверца бара всегда открыта была. Когда ко мне приходили   подружки или ещё кто-то нежелательный – мы бар закрывали.

http://pravmir.ru/mozaika-prazdnika-kres...

Москва. Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех. Карта и ближайшие объекты Построена в 1514-16 гг. предположительно зодчим Алевизом Фрязином(Новым) на месте одноименного старого храма. Придел Кирика и Иулиты (1677). В 1670-е гг. главный храм перестроен, в основном изменен весь верх. Второй (сев.) придел Бориса и Глеба пристроен в 1689 г. Квадратный в плане 5-главый бесстолпный кирпичный храм с колокольней нач. XIX в. Закрыт в 1933 г., позже обезглавлен. Внешне отреставрирован. Богослужения возобновлены в 1991 г. В Москве около Солянки на возвышенном месте стоит небольшая белая церковь во имя св. равноапостольного князя Владимира, крестителя Русской земли. Церковь находится на высокой бровке исчезнувшей речушки Рачки на стыке старых московских переулков: Малого и Большого Ивановского (ныне улица Забелина), Косьмодамиановского (с 1922 г. — Старосадского) и Хохловского, напротив Ивановского монастыря. «Старые Сады» — древнее название местности. На южном, хорошо освещенном солнцем склоне холма уже в XIV–XV вв. стали разводить сады. Сад, высаженный возле летней резиденции великих князей, простирался от нынешней улицы Покровки до устья реки Яузы. Рядом, у церкви Трех Святителей, находилось летнее местопребывание московского митрополита. В духовной грамоте 1417 года великого князя Московского Василия I (годы правления 1389–1425), старшего сына Дмитрия Донского, среди московских сел упомянут «Новый двор за городом у святого Владимира». Однако этого двора у церкви еще нет в духовных грамотах князя Василия I в 1406–1407 гг. Таким образом, возведение первой церкви можно отнести ко времени между 1407 и 1417 гг. По всей вероятности церковь тогда была деревянной. При великом князе Василии Ивановиче III (годы правления 1505–1533) на месте деревянного храма итальянцем Алевизом Новым (Фрязиным) строится новый каменный. Как отмечают 2-я Софийская и Воскресенская летописи за 1514 г., «тоя же весны благоверный и христолюбивый князь великий Василий Иванович всея Руси со многим желанием и верою повеле заложити и сделати церкви каменные и кирпичные в Москве: на Большом посаде за торгом церковь Введение Святыя Богородицы да церковь Володимир святый в Садех…» Полтора столетия простояла алевизовская постройка. Исследования историков и реставраторов в последние годы дают основания считать, что многообъемная живописная композиция существующей ныне церкви была задумана в середине, а осуществлена во второй половине XVII в. В «ружной книге» 1677 г. впервые упоминается придел святых мучеников Кирика и Иулиттты. Освящение придела святых Бориса и Глеба состоялось в 1689 г., и на нём присутствовала царевна Софья Алексеевна. Над северо-западным углом трапезной была воздвигнута многоярусная колокольня, перестроенная в XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=02187

Московская церковь св. князя Владимира в Старых Садах Церковь св. князя Владимира в Старых Садах Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом. Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину. Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.

http://pravoslavie.ru/342.html

Мы только еще начинаем пристально вглядываться в учительный образ отца нашей нации по плоти и по духу, в образ святого князя Владимира, только начинаем разгадывать и постигать его святые заветы. Всем известные черты его жизненного подвига вырисовываются пред нами все с большей грандиозностью и значительностью. Нужно еще много изучать умом и сердцем «Великого кагана» нашего, равноапостольного Владимира, и не в брошюры, а в томы должно вылиться это изучение. Здесь и сейчас коснемся намеком только некоторых черт его земного служения, являющихся для нас его заветами. Завет первый – идти по путям восточного Православия, не смущаясь их подчас каменистостью и тернистостью, не слушая сирен, завлекающих в противоположную сторону. Завет второй – не останавливаться на внешнем украшении книги евангельской золотом и драгоценными камнями, а самым делом пытаться осуществлять любовь Христову в жизни общественной и даже государственной, создать святую Русь, христианский народ, христианскую государственность. Святой князь Владимир был восточный скандинав по крови и языку, но из тех родов «варяжских», которые совершенно ославянились, покорились загадочному гению славянского языка, как покорились его стихии и тюрки-болгары. В борьбе за власть он надолго убегал в Скандинавию к своим родственникам и набирал там дружины варягов, с которыми и возвращался на Русь. Здесь у него уже в Киеве годами живал его сородич Олав Триггвесон, будущий Святой Олав, король и креститель Норвегии. В совместных беседах два языческих конунга переживали свой интимный религиозный кризис, и оба повели свои народы по христианскому пути, Олав по западному, Владимир по восточному. Церковь тогда была еще не расколота. Вопроса о ереси римской еще не существовало. Семья Владимира роднилась через браки со всеми западными династиями латинского обряда. Владимир принимал у себя западных миссионеров и папские посольства, как единоверцев. И тем не менее, он сознательно предпочел греческий обряд и греческую культуру. То был период «ромеизации» и христианизации северных «варваров» Европы. В Европе от IV-V и до XI в., чтобы перестать быть варварами, любому народу надо «было прежде всего креститься, войти во вселенскую Церковь . Короли за королями, страны за странами, после упорно наивной борьбы против креста, склоняли свои буйные военные головы пред служителями Церкви и смиренно погружались в купель крещения. Иначе нельзя было «выйти в люди и вывести в люди» свои народы. Христианство стало единственной дверью в культуре, белой костью аристократизма, выводившей из черного тела язычества.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Н.И. Милютенко Заключение. Когда князь Владимир был причислен к лику святых Н. И. Серебрянский первым отметил, что в византийской традиции Х-ХШ вв. не было такой процедуры канонизации, которая в совершенно развитом виде появляется в эпоху соборов, проведенных митрополитом Макарием в 1547 и 1549 гг. 916 По этому вопросу он полемизировал с М.Д. Приселковым, считавшим, что санкция Константинопольского патриарха была совершенно необходима. Он полагал, что Ярослав готовил канонизацию своего отца, но в ней ему отказали в Византии. 917 В. Водов указал на ошибочность мнения Е. Е. Голубинского о канонизации Владимира после победы Александра Невского над шведами 15 июля 1240 г. 918 Он также выделил общую особенность «варварской Европы»: ни один из государей-крестителей, начиная с франка Хлодвига (481–511), не был причислен к лику святых. Исключение составляют Олав Норвежский (1015–1030) и Стефан (997– 1028), первый король Венгрии. Но Олав был еще и королем-мучеником. Стефан же на самом деле был крещен ребенком своим отцом Гейзой и, по преданию, св. Войтехом-Адальбертом. Именно Гейза, в крещении тоже Стефан, окончательно установил христианство в Венгрии. Канонизация его сына была вызвана политическими причинами. Культ святого государя в средневековой Европе до XII в. – это культ государя-мученика. 919 Ситуация, сходная с канонизацией св. Стефана, складывается и в Болгарии в эпоху войн с Русью и с Византией. Нет никаких следов почитания святым Бориса-Михаила, при котором крестилась Болгария. Служба его внуку Петру, последнему независимому царю, появилась вскоре после его смерти, вероятно, при царе Самуиле. 920 Сам Петр – фигура безусловно трагическая, что могло тоже сыграть роль в становлении его почитания. Во всех странах, кроме Руси и Норвегии (где канонизованы свв. Владимир и Олав), в качестве крестителей почитают известных подвижников или учителей Церкви, даже если они не имеют отношения к просвещению данной страны. В. Водов отметил культ св. Войтеха- Адальберта в Польше. Он был изгнан из Чехии, крещенной еще во времена св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 февраля 2024 года 25. Среда. Свт. Григория Богослова , архиеп. Константинопольского. Сщмч. Владимира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». Свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Сщмч. Петра, архиеп. Воронежского . Прп. Анатолия Оптинского , Старшего . Совершается полиелейная или бденная служба свт. Григория Богослова (А) . Приводим также схему соединения службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой свт. Григория Богослова (Б) . Примечание. Типикон не предусматривает совершения двух бденных или полиелейных служб, и в нем нет уставной главы, которая излагала бы подобное соединение. В старинных же русских монастырских Обиходниках и в соборных Чиновниках (местные Уставы) встречается указание на соединение служб Богородицы и полиелейного святого. Так, в Чиновнике Новгородского Софийского собора изложены указания по соединению служб Покрова Пресвятой Богородицы и прп. Саввы Вишерского, который относился в Новгороде к полиелейным святым . Схема соединения службы свт. Григория Богослова со службой в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», приводится с учетом этих указаний. Данным уставом можно руководствоваться и при соединении службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», со службой сщмч. Владимира, митр. Киевского. Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Григория Богослова в соединении со славословной службой сщмч. Владимира, митр. Киевского (В) , и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Владимира, митр. Киевского (Г) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1й и глас 2й – 8 (первая и четвертая стихира – дважды) . «Слава» – святителя, глас 8й: «Бодрый язык твой…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 4й. «Слава» – святителя, глас тот же: «Божественными деяньми…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Февраля 4 (17) Преподобномученик Серафим (Вавилов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученик Серафим родился 27 июля 1899 года в городе Ярославле в семье Александра Васильевича Вавилова, сына ефремовского купца второй гильдии, и его супруги Параскевы Ивановны и в крещении был наречен Владимиром. Александр Васильевич работал приказчиком у купца Перлова. Со временем семья Вавиловых переехала в Санкт-Петербург. Первоначальное образование Владимир получил дома; когда мальчику исполнилось десять лет, отец подал прошение директору СанктПетербургской 7-й гимназии. Однако, ввиду того, что Владимир тяжело заболел воспалением легких, сдачу экзаменов в гимназию пришлось отложить, и он поступил туда в следующем, 1910-м году. Обучение в гимназии показалось, однако, юноше недостаточным, и 22 августа 1917 года он подал прошение директору Петроградской консерватории о допущении к экзаменам для поступления в консерваторию по классу рояля, а 30 сентября 1918 года он отправил прошение ректору Петроградского университета с просьбой зачислить его на юридический факультет. Живя в Петрограде, Владимир был прихожанином СвятоТроицкой Александро-Невской Лавры, и его духовником стал иеросхимонах Серафим (Богатов), происходивший из крестьян Тамбовской губернии, начинавший монашескую жизнь в Саровской пустыни, ас 1882 года подвизавшийся в АлександроНевской Лавре в Петрограде; в 1905 году он был пострижен в схиму. Скончался отец Серафим 2 октября 1919 года и был погребен на лаврском братском кладбище. На следующий день после кончины духовника Владимир подал прошение митрополиту Петроградскому Вениамину (Казанскому) о принятии его в число насельников Лавры и постриге в монашество. Он писал: «Это мое давнее желание, которое неоднократно одобрял ныне почивший иеросхимонах Серафим, оставивший мне как бы в исполнение своего завета клобук и параман. Оставшись на положении сироты после кончины моего старцанаставника и духовника, я очень желаю начать новую жизнь его смертью». Митрополит Вениамин благословил принять Владимира послушником и назначить пономарем. Помимо послушания в алтаре, он дежурил у святых мощей святого благоверного князя Александра Невского. С декабря 1919 года ему пришлось, кроме того, нести послушание сторожа при лаврской НиколоКладбищенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храним ли мы заветы св. кн. Владимира? В нынешний высокоторжественный день всенародного праздника нашего – день памяти Просветителя Руси Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира – благовременно каждому из нас задать себе вопрос:  храним ли мы священные заветы нашего Просветителя? Ответ на этот вопрос чрезвычайно важен. Сделанный добросовестно он явится одновременно ответом и на мучащий всех нас вопрос:  почему,  сорок лет уже, так страждет наша несчастная Родина, обливаясь слезами и кровью, под игом лютого безбожия, и  отчего  до сих пор не видно еще никакого просвета, никаких признаков приближающейся свободы? Впрочем, все ли русские люди в наше время знают эти заветы – заветы, оставленные нам, сынам и дщерям православного русского народа, нашим Просветителем, нашим Духовным Вождем и Отцом Святым Князем Владимиром? А знать их надо! Они достаточно ясно выражены в замечательной молитве, которую произнес объятый священным восторгом Святой Князь в торжественный момент крещения русского народа. Молитву эту, сохраненную для нас преп. Нестором, летописцем Печерским, каждому русскому человеку следовало бы знать наизусть. Вот она: «Боже, сотворивый небо и землю! Призри на новыя люди сия, и даждь им уведети Тебе,истиннаго Бога, якоже уведеша страны хрестьянския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и на Твою державу, побежю козни его». Краткая, но и всеобъемлющая по своему внутреннему содержанию, молитва эта заключает в себе, всю программу истинно-христианской жизни. В словах этой вдохновенной молитвы излилась вся душа, уже возрожденного банею пакибытия князя-христианина, глубоко переживавшего всем существом своим дивное зрелище обновляемого благодатью св. крещения всего своего народа. А так как словами ее Св. Князь молился о своем народе и о себе, как о духовном вожде его, то из слов этой молитвы мы можем ясно видеть,  чего  именно желал Св. Равноапостольный Князь новокрещенному русскому народу, то есть, иными словами:  молитва эта заключает в себе заветы св. кн. Владимира русскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Архив Святые Владимир, Борис, Глеб. Конец XV — начало XVI вв. Велико значение дня святого князя Владимира для русских людей как дня памяти славного просветителя Руси и как дня воспоминания самого великого события в истории Руси — крещения всего русского народа, точная дата которого, к сожалению, нам неизвестна. День памяти просветителя Руси святого равноапостольного великого князя Владимира — 15 июля по нашему православному календарю — в прежнее время, мы отмечаем это с глубоким прискорбием, весьма слабо праздновался у нас на Русской земле, и только в 1888 году, когда совершалось празднование 900-летия крещения Руси, этот день был отнесен к числу так называемых «средних» праздников. Нигде, однако, этот день не прославлялся так, как это подобало бы ему, — как день всенародного русского торжества. Только попав за границу, после того как нашу родину постигло страшное кровавое бедствие большевизма, русские люди в изгнании занялись переоценкой ценностей, и вскоре многие из них поняли, как слепы они были раньше и, в частности, как мало ценили они своих подлинных духовных вождей и национальных героев и гигантов духа. Поняли они, что величайшим сокровищем русского народа является святая православная вера, которой русский народ обязан буквально всем, что было и есть у него лучшего, прекрасного и возвышенного; поняли они, что величайшим и славнейшим событием в истории русского народа является крещение Руси, а величайшим национальным героем и духовным вождем русского народа должен быть признан главный виновник этого события — святой равноапостольный великий князь Владимир. К сожалению, дата крещения Руси нам достоверно неизвестна, а потому в день блаженного успения святого князя Владимира 15 июля мы вспоминаем как самого великого просветителя нашего, так и величайшее событие просвещения нашего благодатью святого крещения. И вот все сознательно мыслящие и подлинно религиозно настроенные русские люди за рубежом поняли, что этот день не может быть для нас, русских, только «средним» праздником, каким он значится в Типиконе.

http://pravoslavie.ru/put/070207123754.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010