Тридцатый день. Поучение 1-ое. Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в царствующий град Петербург. (О доблестях святого благоверного князя Александра Невского). I. В настоящий день мы не можем пожелать для всех ничего лучшаго, как той небесной славы, которую приобрел себе святый, достойно чтимый и ублажаемый ныне св. церковию, благоверный князь Александр Невский, живший в трудное время татарского порабощения России. Этому порфирородному праведнику удивлялись его современники, пред ним благоговеют потомки, честные мощи его прославил нетлением праведный Мздовоздаятель праведников, святая церковь причислила его к лику святых. Чем же стяжал себе такую славу св. Александр Невский? На это отвечает мать наша, православная церковь , в одном из своих песнопений в честь его. «Приидите вси российстии сыны», воспевает она, «восхвалите доброго начальника, власти» – «мудрого строителя, воины» – «доблестного воина, любители православия» – «твердого исповедника веры, изволением мученика». (Канон св. Александру Невск.). Вот цветы, из коих сплетен неувядаемый венец славы благоверного князя, святого Александра Невского. II. а) Итак, святый благоверный князь Александр Невский был прежде всего добрым и милостивым начальником. Призванный на дело служения своему отечеству во дни посещения его – во время татарского нашествия, благоверный князь явился в это время истинным хранителем и утешителем земли русской. Он хотя и болел душею по братиях своих, но не только не пытался идти войною против поработителей своих, а и удерживал народ от этого, заповедуя повиноваться им, «ибо Господь почтил их царством», внушал всем терпение в перенесении ниспосланного свыше наказания и покаяние во грехах своих, показывая собою добрый пример; людей бедных и нищих, томимых гододом, питал хлебом своим, утешал отчаявающихся; сам собирал дань для поработителей своих, дабы тем укротить жестокость и варварство их. Не раз путешествовал благоверный князь в орду для ходатайства за русский народ пред неверными, «ихже посла Господь на люди Своя ради грех их», а в последнее свое путешествие для защиты земли русской и окончил свою земную жизнь. Вспоминая о такой царственной доблести святого благоверного князя Александра Невского, помолимся ему, да почиет и на всех христианах православного царства дух пламенной любви к своему отечеству с готовностью положить жизнь свою на службе ему, в защите царя – помазанника Божия, св. церкви и всех православных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава II. Первые храмы в России и состояние богослужения К оглавлению Как только крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры — мера истинно благоразумная! Язычники, без сомнения, привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим истуканам; теперь, приходя на те же места по прежней привычке, киевляне должны были встречать уже христианские храмы и естественно научались, забывая прежних богов, поклоняться Богу истинному. Вслед за распространением святой веры из Киева по всей России русский равноапостол спешил устроять храмы Божии и по другим градам и селам . Из числа этих созданных тогда в нашем отечестве храмов древнейшие сказания упоминают по имени только о четырех. Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде во дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил вместе со своими подданными для совершения идольских треб. Она находилась близ двора теремного великокняжеского к востоку и, следовательно, по всей вероятности, служила вначале церковию придворною, в которой молился сам русский равноапостол, а может быть, считалась потому между церквами Киева и главною, или соборною, пока для этой цели не был построен особый храм. Судя по обстоятельствам времени и образу речи преподобного летописца, можно полагать, что церковь святого Василия была первоначально деревянная, но вскоре, как не без основания догадываются, и едва ли не самим же Владимиром построена из камня, потому что сохранившиеся остатки этой последней свидетельствуют, что она и по материалам, и по способу построения своего совершенно сходна с другими каменными церквами, воздвигнутыми Владимиром и Ярославом. По объему своему церковь святого Василия была очень невелика (25 аршин в длину и 16 аршин с 10 вершками в ширину). Ныне на древнем остатке ее существует церковь Трехсвятительская, в которой кроме основания и нижней части стен сохранилось от первоначальной церкви одно только узкое окно к северу в алтарном притворе .

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть В чем истинное призвание России? «Слайдовый фильм митр. Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» Митрополит Вениамин (Пушкарь)   15:11 27.07.2022 4484 Время на чтение 3 минуты В чем истинное призвание России? Слайдовый фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» В нынешнее время мы как-то незаметно забываем об истинном призвании нашего государства, забываем о тех, кто созидал Россию. Мы отвыкаем от своей родной истории, а если и вспоминаем её, то лишь как набор каких-то фрагментов, событий, исторических дат, в которых не видим духовной связи, не осознаем великий смысл тысячелетнего пути России. Фильм митрополита Вениамина (Пушкаря) «Крещение Руси» раскрывает перед нами суть исторического призвания нашего Отечества. Показывает, на какой духовной почве и ради чего зарождалась Русь. Этот фильм – мощное духовное напоминание всем нам, для чего Господь создал Россию, какими великими жертвами, трудами, подвигами воздвигалась Русь. Это напоминание о том, какой великий безценный дар дал Господь русскому народу, приведя его через Своих святых, через Своего избранника великого князя Владимира к Крещальной купели Днепра. В картине мы видим образы отцов-основателей России. Святого Апостола Андрея, пришедшего с Благой Вестью на берега Днепра. Святых просветителей словенских, великих равноапостольных подвижников Мефодия и Кирилла, Божественным Словом осоливших Русь, умы и сердца наших славянских праотцев. Перед нами величественный образ святой равноапостольной великой княгини Ольги и ее святого внука равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь. И образ сына святого Владимира – великого князя Ярослава Мудрого, завещавшего потомкам «иметь страх Божий, ходить путями Евангельского учения, во всем подражать Христу и хранить веру Православную как свою жизнь и даже больше жизни».

http://ruskline.ru/rnl_tv/2022/02/09/v_c...

Архив Пн Митрополит Ювеналий совершил освящение храма во имя святого благоверного князя Владимира в Новодевичьем монастыре 7 октября 2010 г. 13:37 5 октября 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение храма во имя святого благоверного великого князя Владимира в Новодевичьем женском монастыре  и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Владыке сослужили викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Петергофский Маркелл  и духовенство обители. В 2009-2010 годах по благословению митрополита Ювеналия в подклети четверика и апсиды Успенской церкви проводились работы по устройству храма. Эти помещения представляют собой две сводчатые палаты небольших размеров, в древности предназначавшиеся для хранения продуктов. Толщина стен, сложенных из гладко тесаных белокаменных блоков, достигает трех метров, своды и распалубки кирпичные. В стенах устроены арочные ниши, использовавшиеся в качестве шкафов. Особенностью и одновременно украшением интерьера являются оригинальные оконные амбразуры со ступенчатыми белокаменными подоконниками. Предварительное обследование помещений показало, что интерьер палат подвергся значительным изменениям: были устроены деревянные перегородки, облицованные пластиком, бетонные полы, ниши оконных амбразур превращены в шкафы, древние белокаменные лестницы уничтожены. Большое количество пробивок в стенах для устройства инженерных коммуникаций и дымоходов значительно исказили первоначальный облик памятника. Научным руководителем реставрационных работ в подклети Успенской церкви выступил главный архитектор проекта Н.С. Романов. Под его руководством были проведены подготовительные работы: полное обследование интерьера, закладка археологических шурфов, химико-технологическое обследование материалов, разработка проектно-сметной документации по возвращению уникальному памятнику его первоначального облика. В ходе строительно-реставрационных работ были восстановлены в первоначальных формах лестница при входе в палату, белокаменные ступенчатые подоконники, стенные ниши; произведена реставрация поверхности кирпичных сводов с распалубкой и белокаменных плит в основании стен, выполнено новое столярное заполнение оконных и дверных проемов. На месте поздней пробивки в восточной стене четверика устроен проход в апсиду. Разница уровней пола обеих палат сделала необходимым устройство лестницы в толще стены и еще одной лестницы с латунным ограждением в подклети апсиды. Уровень полов подклети выставлен по отметке древнего пола из большемерного кирпича, остатки которого были обнаружены в ходе археологических работ, а новые полы выложены плитами по аналогии с традициями средневековой архитектуры.

http://patriarchia.ru/db/text/1292524.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Святой князь Александр Невский и Патриарх Сергий боролись с экспансией католицизма Православный ученый размышляет о параллели, которую провел Святейший Патриарх Кирилл 24.03.2010 441 Время на чтение 5 минут Два дня назад, 22 марта, как сообщала РЛ , под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое заседание Попечительского совета программы «Александр Невский». В ходе него, Его Святейшество сказал, что когда он прикасался к страницам жизни святого благоверного князя, то «вспоминал другого подвижника земли нашей - святаго, не святаго, но весьма уважаемого Патриарха Сергия, который в сложнейшее советское, сталинское время шел на самоуничижение, на уничтожение своего авторитета ради того, чтобы Церковь сохранилась, а вместе с ней сохранилась надежда на выживание всего народа». Эту оговорку Святейшего, назвавшего Патриарха Сергия (Страгородского) святым, прокомментировал в интервью РЛ доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик . Святейший Патриарх Кирилл многое сделал для становления и развития программы «Александр Невский - Имя России». В этом сказывается духовная мудрость Патриарха, который понимает, что в нынешнее сложное время только святые имена способны спасти Россию, воодушевить и поднять русского человека на труды и битвы. Собственно говоря, это происходит не впервые. С именем святого благоверного Великого князя Александра Невского шли в бой русские солдаты под Бородино, в Крымскую войну, с его именем умирали на Шипке, в окопах Первой мировой войны. Во время Великой Отечественной войны святой Александр Невский вновь позвал русского человека в бой за жизнь своего народа, за победу. Сейчас вновь ведется духовная битва за жизнь русского народа, хоть и в других условиях, при других опасностях. И это понимает Патриарх Кирилл, поэтому он и придает столь большое значение почитанию святого благоверного князя Александра Невского, который должен стать образцом для русского человека - для русского воина, русского священника, русского правителя, русского общественного деятеля.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/03/24/di...

Закрыть itemscope itemtype="" > Заговор банкиров и Владимир Путин Размышления о том, что нас ждет в будущем 16.02.2012 3496 Время на чтение 6 минут Не стоит верить в теорию заговора, нужно верить в реальность происходящего. «Теория» - категория предположительная. Реальность же - объективна. Более того, имеет некоторый статус Истины. Ох уж эти банкиры! Они еще со времен святого пророка Моисея заговоры и конфликты ввели в категорию реальности. Пророк спускается со Святого Синая со скрижалями заповедей Божиих, а соплеменники - предки банкиров, уже сговорившись встречают его золотыми рогами тельца, который бьет копытом и оспаривает эти самые заповеди. Древний сюжет и ныне не потерял своей актуальности. На фото В.В. Путин у причастной Чаши заповедей Христовых, венчающей таинство Евхаристии (с греческого - общее делание, а в народе - приобщение, причастие). «Я пришел не упразднить Закон, но исполнить», - говорил Спаситель своим последователям. «Исполнить» - соделать полным. Закон Христа исполняет Закон Моисея. Принимающий причастие исполняется Законом, становится сопричастником Небесных Сил, начертавших свою Волю на древних скрижалях. Поди, поспорь с этими силами, содержащими планеты в своих руках. Впервые глава государства, со времен святого Николая Второго, приобщается к священным дарам. Можно предположить, что это популистский шаг, учитывая тот факт, что службы, в недрах которых воспитывался Владимир Владимирович, горазды на всякого рода «разводы». Но таинство Евхаристии, в состав которого входит литургическое служение, никого не оставляет прежним. Человек неизбежно преображается, если подходит к Чаше с чистым сердцем и также неизбежно будет посрамлен, ежели в его действиях содержится лукавство. Этому есть множество примеров за всю двухтысячелетнюю историю этого таинства. Приобщаясь к делам Божиим, которые священнодействуют, как известно в тишине, Путин сказал о том, что России необходимо как минимум два десятилетия покоя, без бурь и потрясений. И тут же взвыла либеральная пресса голосом Леонида Радзиховского (в примерном изложении): «Как?! Премьер попросил двадцать лет спокойной жизни для страны! Знали мы уже одного премьера. Тоже хотел двадцать лет спокойной жизни...» Хамский намек на убийство Столыпина - русского премьер-министра киевским банкирчиком Мордткой Богровым. Вот зараза, не хотят спокойной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/02/16/za...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм во имя просветителя России 28.07.2008 359 Время на чтение 7 минут В год 1020-летия Крещения Руси мы с благодарностью вспоминаем великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926), происходящего из рода священников Вятской губернии. Более века назад, к 900-летию Крещения Руси, он расписал Свято-Владимирский собор в Киеве, символ братства народов России, Украины и Белоруссии, и храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне - единственный в Москве , где есть его творения. Самым плодотворным периодом творчества Виктора Михайловича Васнецова, человека глубоко верующего, было время, когда он вместе с другими выдающимися художниками занимался росписями Свято-Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Если бы даже художник не создал ничего другого, кроме своих знаменитых киевских росписей, его имя прочно вошло бы в историю русской живописи. Современники единодушно назвали Свято-Владимирский собор " первым вдохновенным произведением русского религиозного искусства " , так как именно в этом сооружении нашел свое яркое и мощное воплощение стремительный взлет русского искусства конца XIX века. Свято-Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Такими строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. " В богоспасаемом граде Киеве, святой колыбели православной веры и хранилище отечественной святыни нет доселе храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира... В настоящее время, по Высочайшей благочестивейшего Государя Императора воле, предположено в сем граде построить древним византийским зодчеством теплый соборный храм, во имя просветителя России святою верою, на доброхотные пожертвования верных сынов Православной церкви " , - с такими словами обратился в 1852 году к народу митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров). Именно ему принадлежала идея к 900-летию Крещения Руси возвести на святых киевских горах храм-памятник, достойный славных деяний Владимира Великого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Имя и дело святого равноапостольного Владимира связано со всей последуюшей историей Русской Церкви 28 июля. ПРАВМИР. Святой равноапостольный великий князь Владимир. Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внук святой равноапостольной Ольги, сын Святослава († 972). Мать его, Малуша († 1001) — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления. «Вещая дева» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде — Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступает 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных — мечем».

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-svy...

Праздничный молебен в День знаний ЖМП 1 январь 2019 /  1 марта 2019 г. 17:40 Под покровом святого князя Владимира КАК ОБЫЧНЫЙ ГОРОДСКОЙ ХРАМ СТАЛ ДОМОВЫМ ДЛЯ КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА Небольшой деревянный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: Князь-Владимирский храм — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М. А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию. В интервью корреспонденту «Журнала Московской Пат­риархии» духовник училища настоятель Князь-Владимирского храма священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками. PDF-bepcuя Храм домовый, вход свободный — Ваше Преподобие, храм стоит на изломе улицы Маршала Чуйкова. Несмотря на официальный статус домового, он словно бы обращен к жилым кварталам Кузьминок, а от территории кадетского училища его отделяет забор и контрольно-пропускной пункт. Почему так получилось? — Князь-Владимирскому храму в Кузьминках семь лет. Малым чином он освящен в нояб­ре 2011 года, а великого освящения мы пока еще ожидаем. Идея его возведения принадлежит мит­рополиту Тверскому и Кашинскому Савве, в бытность его епископом управлявшем тогда Юго-Восточным викариатством города Москвы. Воплощаться в жизнь она начала еще до моего назначения настоятелем. Училище тогда было Московским казачьим кадетским корпусом имени М. А. Шолохова. Исторически казаки Российской державы всегда воспитывались в патриотическом духе, основанном на православной вере. Неслучайно одна из самых распространенных пословиц про казачество звучит так: «Казак без веры — не казак». Московских казачат из кадетского корпуса воспитатели и раньше водили в близлежащие храмы. Вот только близлежащими их можно назвать с известной долей условности: и Николо-Перервинский монастырь , и Влахернская церковь в парке Кузьминки-Люблино находятся в нескольких автобусных остановках. И такие внутригородские паломничества в любом случае согласовывались и разрешались под личную ответственность взрослого сопровождающего.

http://e-vestnik.ru/society/kadetskiy_ko...

протоиерей Владимир Рожков Предисловие Когда я по благословению церковных властей читал курс лекций в Академии, то не предполагал, что они когда-нибудь будут изданы. Первыми моими словами, обращенными к студентам, были следующие: «Забудьте все, что вы читали или слышали от кого-нибудь о Католической Церкви, причем и наши старые учебники тоже давно не соответствуют действительности». Стихия, если так ее можно называть, безграничный и многоликий океан Католической Церкви трудно описать даже в большой книге. Начинаю с главного предмета, разделяющего Православную и Католическую Церкви, с вопроса о примате Римского епископа (о полноте власти над всей Вселенской Церковью , хотя слова католический или кафолический имеют одинаковое значение). Мне нет необходимости доказывать вопрос о главенстве святого апостола Петра над другими апостолами. Вопрос должен стоять о том, насколько Римский папа воспринял это апостольское главенство и насколько он обладает юрисдикцией над всей Церковью . Мне приходилось слышать о моих католических «симпатиях». Не скрою, что многое нахожу полезным в практике канонического права, социального учения, а также разнообразия монашеского призвания, церковного образования и т. д. Нет спора, Апостольская столица – Рим, имеет первенство чести, но к историческому барьеру разделения, накопился тяжкий груз «психологического» барьера. Дай же, Господи, Церкви Твоей мир, и любовь, и согласие, чего так ожидает от Церкви наш секуляризованный мир Протоиерей Владимир Рожков Глава 1. Западная Церковь в первые три века (I–III вв. по Р. Х.) О пребывании святого апостола Петра в Риме Для обрисовки будущих епископов Рима, преемников святого апостола Петра, ставших защитниками и исповедниками веры, прежде всего, необходимо познакомиться с личным пребыванием самого апостола Петра в Риме. С этой точки зрения богословское значение его личного пребывания там, иногда, возможно, слишком переоценивается, как теми, кто это отрицает, так и теми, кто это утверждает. Тем не менее, следует отнести к исторической действительности то, что Петр наверняка был в Риме, претерпел там мученичество и был там похоронен. С исторической точки зрения, это не является спорным вопросом или проблемой, потому что все говорит за, и ничего – против.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010