Раздел II. Деятельность Русской Православной Церкви II.1. Богослужебные вопросы, вопросы канонизации и почитания святых II.1.1. Богослужебные вопросы II.1.1.1. День Крещения Руси О праздновании памяти святого равноапостольного князя Владимира (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2008 г., определение «О единстве Церкви», абз. 11) В память о величайшем событии нашей общей истории – Крещении Руси – Архиерейский Собор постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, воздавая должную честь крестителю Руси. О ежегодном праздновании Дня Крещения Руси (циркулярное письмо Управляющего делами Московской Патриархии 01/5225, 2011 г.) 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, братские народы России, Украины и Белоруссии отмечают памятную дату – День Крещения Руси. Радость празднования этого события с нами разделяют и все те, кто неравнодушен к славянской истории и культуре, для кого опыт христианских подвижников древней Руси и подвиг новомучеников и исповедников веры XX столетия являются зримым воплощением образа Святой Руси – нашего единого духовного Отечества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в этот памятный день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину (...). II.1.1.2. День Победы О поминовении усопших в День Победы, 9 мая (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1994 г., определение «Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в день Победы, 9 мая (26 апреля) " ) В преддверии 50-летия победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, руководствуясь священным долгом молитвы о воинах, жизнь свою положивших на поле брани, равно как и о всех людях, погибших от рук интервентов, умученных в плену и концентрационных лагерях, принявших страдальческую кончину вследствие тяжестей военного времени, Освященный Архиерейский Собор определяет:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Уже несвятые святые Июньским вечером к Введенскому женскому монастырю в Иванове подъехала скромная черная машина. Из нее вышел игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации Русской православной церкви, который привез мощи святого Владимира Лежневского, умершего на Соловках в 1931 году. 15 февраля, 2013 Июньским вечером к Введенскому женскому монастырю в Иванове подъехала скромная черная машина. Из нее вышел игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации Русской православной церкви, который привез мощи святого Владимира Лежневского, умершего на Соловках в 1931 году. Опубликовано в издании «РУССКАЯ ЖИЗНЬ» , 18 февраля 2013 г. Изъяли мощи Июньским вечером к Введенскому женскому монастырю в Иванове подъехала скромная черная машина. Из нее вышел игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации Русской православной церкви, который привез мощи святого Владимира Лежневского, умершего на Соловках в 1931 году. Но ни монахини, ни их духовник, архимандрит Амвросий, в тот вечер особой радости по поводу прибытия новой святыни не испытали. Мощи приехали из Москвы вместе с бумагами из Патриархии, которые предписывали изъять из монастыря останки другого исповедника — святителя Василия Кинешемского. Мощи очень почитаемого в Иванове святителя Василия хранились в монастыре с самого его открытия в 1993 году. В последний раз сестры собрались на молебен у мощей, отслужили его наскоро: московские гости явно торопились. Раку открыли, игумен Дамаскин с помощницей вынесли мощи из храма и погрузили в багажник своего автомобиля. Тем же вечером машина уехала обратно в сторону Москвы. Один из ивановских церковных управленцев, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумен Виталий (Уткин) сразу сделал запись в своем твиттере, из которой следует, что мощи были вывезены по личному благословению Патриарха, а представители Иваново-Вознесенской епархии при изъятии не присутствовали. «Игумен Дамаскин с мощами святителя Василия покинул пределы Ивановской области с тем, чтобы доставить святыню в то место, которое будет для нее определено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом», — закончил свою запись Уткин. С тех пор ни монахиням, ни другим жителям Иванове о судьбе святыни ничего не известно.

http://pravmir.ru/uzhe-nesvyatye-svyatye...

Херсонес и Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира. Часть 3 Фото: Юрий Данилевский      После игумена Василия обителью с 1857 по 1874 годы управлял архимандрит Евгений (Экштейн). Он-то и предложил возвести Владимирский собор в два этажа, чтобы в нижней церкви сохранить для потомков остаток храмовых стен, впитавших в себя память о великокняжеском крещении. Здесь мы обратимся к важнейшим и драгоценным для истории монастыря запискам неизвестного автора о последних днях жизни архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), когда он, «исчезая в Боге и вечности», отдавал все свое заботливое участие живому пространству самой древней святыни России. Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический 29 апреля 1857 года «владыка предполагал освятить новую церковь (во имя Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших. – О.К. ) в херсонесском скиту святого Владимира – месте крещения равноапостольного. Болезнь усилилась, и освящение поручено балаклавскому архимандриту (Геронтию. – О.К. ), при чем особенно наказано помолиться о болящем на обедни и молебне. 30 числа, в день освящения херсонесской церкви, куда преосвященный собирался было ехать помолиться, с ним неожиданно произошли частые и довольно продолжительные обмороки… 6-го числа (мая. – О.К. ) еще раз взглянул на Севастополь, его развалины и укрепления: “Бедный город!”– болезненно произнес владыка. Был в херсонесском скиту. Вид бедной обители, изрытой неприятельскими траншеями, едва возникающий из развалин, болезненно подействовал на попечительного архипастыря. Здесь настоятель встретил архипастыря со крестом и святою водою и приветствовал его следующими словами: “Вниди, преосвященный владыка, и вход твой да будет залогом радости сей страждущей земле; благовествуй нам мир”. В скитской церкви после обычной молитвы одного брата благословил он в рясофор, назвав Ефремом, по имени одного из священномучеников Херсонесских. Обходя потом храм и указывая на малые узкие окна алтаря, заметил: “Прекрасно сделали, придержавшись старины; это очень кстати на древних развалинах!” В братских кельях пробыл около часу.

http://pravoslavie.ru/4380.html

Церковь Спаса на Берестове. Современный вид ЖМП 7 июль 2016 /  21 августа 2017 г. 14:30 церковь созда всея князь святый Владимир КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ И СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР МОГИЛА В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КИЕВСКОГО ХРАМА СПАСА НА БЕРЕСТОВЕ Историческая судьба церкви Спаса на Берестове оказалась непростой. Она не раз переживала периоды упадка и запустения. В 1947 году, когда праздновалось 800-летие Москвы, в храме был установлен памятник-саркофаг скончавшемуся 15 мая 1157 года в Киеве и погребенному в церкви Спаса князю Юрию Долгорукому. Богослужения в храме были возобновлены в середине 1990-х годов. Печально, что к настоящему времени церковь более десяти лет стоит закрытой, потому что нет средств, необходимых для реставрационных работ. Основанная крестителем Руси церковь Спаса на Берестове — усыпальница основателя Москвы князя Юрия Долгорукого, заключающая в себе пространственность исторического времени от святого князя Владимира до святителя Петра Могилы, несомненно, должна быть восстановлена и открыта и как храм Божий, и как исторический памятник. В последние недели ситуация сдвинулась с мертвой точки: киевский благотворитель объявил о финансировании полного цикла реставрационно-восстановительных работ уникального храма-памятника. «Стены едва стоят...» В 1631 году Петр Могила вернул «Спасский кут с церковью мурованною», находившийся тогда во владении униатов. На плане из лаврского издания «Тератургимы» 1638 года была обозначена полуразрушенная церковь Преображения Господня с пояснением, что «построена она святым Владимиром. Сейчас же стены ее едва стоят, щебень покрыл землю» 1 . Обретенную в 1636 году в руинах Десятинной церкви честную главу святого князя Владимира Высокопреосвященный Петр Могила первоначально перенес именно в эту церковь. Восстановленный стараниями Петра Могилы храм Преображения Господня на Берестове был освящен в 1643 году и уже в следующем году расписан приглашенными в Киев греческими живописцами 2 . В сакральном пространстве древнего храма на Берестове воплотилась могилянская концепция — восстановить его как мемориал исторического бытия Русской Церкви. Хронологическое измерение от Крещения Руси до эпохи Петра Могилы изначально было задано настенной летописью храма — двумя ктиторскими надписями. Славянская надпись 1643 года, выполненная в год освящения храма, сообщает: церковь созда и всея князь и самодержец, святый Владимир, во святом крещении По летех же многих и по разорении от безбожных татар произволением Божиим обновися смиренным Петром Могилою, архиепископом, митрополитом Галицким и всея екзархом святого Константинопольского престола, архимандритом Печерским, во славу на Фаворе преобразившегося Христа Бога Слова». В начале второй, греческой, надписи 1644 года стоит имя Петра Могилы: «Петр Могила, архиерей божий, сей храм Господу Владыке соорудил и завершил этот достославный и приснопамятный дом из камня, расписал перстами греков...»

http://e-vestnik.ru/history/spas_na_bere...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #dc39d9d6e0 Закрыть «Здесь Элвис пел “Боже, Царя храни!”» Беседа с Юрием Тизяевым, ктитором храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия Ирина Ахундова   22:32 15.10.2023 684 Время на чтение 14 минут 15 октября 2023 года в Санкт-Петербургской митрополии состоялся второй детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу», посвященный дню тезоименитства Цесаревича Алексия, которое отмечается 18 октября – в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси Чудотворца. Организатором этого и других Свято-Алексиевских крестных ходов является руководитель Общества ревнителей светлой памяти Цесаревича Алексия Владимир Знахур. Ктитор храмового комплекса в честь святого Цесаревича Алексия в Знаменской земле Петергофа Юрий Тизяев рассказывает о том, почему Знаменку называют Землей Богородицы и «местом радости», о том, как он пришел к Богу и построил храм страстотерпца Цесаревича Алексия, и о том, как в 2018 году наследник Российского престола побудил оперного певца из Италии Элвиса Фантона и его учеников горячо полюбить святую Царскую семью и через нее – всю Россию. Храм страстотерпца царевича Алексия в Знаменке – 12 августа 2024 года мы отметим 120-летие со дня рождения святого Цесаревича Алексия, а 18 октября в честь его именин пройдет третий детско-юношеский крестный ход «От Цесаревича к Цесаревичу». Почему он так называется? – Крестный ход начинается от нашего храма святого Царевича Алексия в Знаменке, а заканчивается в храме святого Царевича Алексия в деревне Разбегаево, настоятелем которого является иерей Олег Нечаев. Надеюсь, что в нашем детском крестном ходе примут участие и учащиеся воскресной школы Цесаревича Алексия Петропавловского собора Петергофа, прихожанином которого мы с Владимиром Знахуром были ранее. В октябре 2017 года я передал в дар школе стенды с фотографиями Царской семьи, потому что считаю, что дети должны знать о ней и видеть прекрасные лица, глядя на которые не захочется ни выругаться, ни сделать что-то плохое. Летом во время каникул директор школы Елена Владимировна Репина гостеприимно приняла наших крестоходцев на ночлег и выразила готовность сотрудничать с храмом Цесаревича Алексия в Знаменке, ведь у нас со школой один и тот же небесный покровитель.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/15/...

Дмитрий Мироненко со своей книгой «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.» ЖМП 6 июнь 2021 /  22 июля 2021 г. 15:00 Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь» В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI bb.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы.  PDF-bepcuя.   — Дмитрий Геннадьевич, как вам пришла идея взяться за столь масштабный труд? Удалось ли достичь поставленных целей? — Поначалу я ставил перед собой простую, даже утилитарную задачу — собрать и систематизировать в едином источнике доступный научный и художественный материал, посвященный иконографии святого князя Александра Невского. Я надеялся, что это послужит хорошим теоретическим подспорьем для деятелей современных церковных искусств и, в частности, для работы иконописцев нашей мастерской. Дело в том, что иконография Александра Невского имеет давнюю и насыщенную событиями историю. При этом не так много сведений, дающих возможность описать ее формирование и развитие, — начиная от прославления святого для местного почитания во Владимирской епархии и вплоть до наших дней. Эту лакуну я и постарался заполнить, а в какой мере цель достигнута — судить читателям и коллегам-исследователям.

http://e-vestnik.ru/interviews/ikonograf...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы должны стать достойными имени Святого Князя» Доклад на научно-практической конференции «Александр Невский – 800-летний рубеж единства России» в Московском доме национальностей 02.04.2019 655 Время на чтение 8 минут Доклад председателя Попечительского Совета РОО ветеранов и инвалидов силовых структур «Омофор - Суворовский призыв», руководителя инициативной группы по восстановлению Храма свт. Василия Великого, построенного Александром Суворовым в селе Кистыш, кандидата военных наук генерал-майора Александра Владимировича Черкасова на научно-практической конференции «Александр Невский – 800-летний рубеж единства России», прошедшей 2 апреля в Московском доме национальностей. Трудно переоценить всю глубину исторической заслуги святого благоверного великого князя Александра Невского. Она сегодня явно недооценивается. Да, Александр Невский победил в конкурсе «Имя России», где его блистательно представил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в свою бытность Митрополитом Смоленским и Калининградским, но этого явно недостаточно. Мы должны стать достойными имени Святого Князя. А чтобы быть достойными его имени, нам следует не только глубоко изучать духовное наследие святого князя Александра, но и учиться у него личному смирению, духовной стойкости, государственной мудрости и прозорливости, дипломатическому искусству и полководческому мастерству. Духовное наследие Святого Князя - это вся его жизнь, без остатка отданная России, один большой урок беззаветного служения Отечеству. Политика Александра Невского на Западе – защита Православия с оружием в руках, на Востоке – предотвращение любой ценой степных нашествий. Он ясно осознавал свою сверхзадачу, сохранить Русь от духовного порабощения Западом и от физического истребления монгольскими ордами. Сдерживать гнев народа, подчиняться и кланяться ханам, беспощадно бить немцев, шведов, литовцев, усмирять гордыню удельных князей, воссоздавать разорённую русскую землю и строить единодержавную Русь – всё это с лихвой выпало на долю молодого князя.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/02/my...

Закрыть Илия Муромец изображен в воинском облачении В Храме Заиконоспасского монастыря представителями Международного Фонда славянской письменности и культуры был освящен киот иконы прп. воина Илии Муромца 11:25 24.12.2021 842 Время на чтение 3 минуты Фото: slavfond.ru 22 декабря 2021 года в Храме Заиконоспасского монастыря г. Москвы представителями Международного Фонда славянской письменности и культуры был освящен киот иконы святого преподобного воина Илии Муромца. «Работа по созданию иконы Илии Муромца началась еще в 2015 году, - говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию Русской народной линии. - Сама идея еще за несколько лет до написания иконы зародилась среди православных и воцерковляющихся участников традиционных трезвых забегов движения ЗОЖ и проекта " Братский путь " на базе Международного Фонда славянской письменности и культуры. Перед ее написанием было получено благословение настоятеля Заиконоспасского монастыря игумена Петра (Афанасьева) (отошел ко Господу 11.04.2016). Для этой важной миссии был выбран Владимирский художник-иконописец Андрей Орехов, за плечами которого было уже много замечательных художественных работ на исторические темы: основание г. Боголюбово князем Андреем Боголюбским, а также картина « За други своя», изображающая ключевое событие Куликовской битвы 1380 года - бой Александра Пересвета с Челубеем. Церковное почитание святого Ильи Муромца в позапрошлом и прошлом столетиях ограничивалось лишь обычным упоминанием его имени в день памяти. В последние же десятилетия ушедшего ХХ-го и начала XXI века с возрождением местных святынь церковное почитание Ильи Муромца заметно вы росло. Однако, до сих пор икон Илии Муромца и мест почитания святого богатыря насчитывалось немного. Помимо Киево-Печерской Лавры, где почивают мощи Святого Илии, в 1998 г. в микрорайоне «Вербовский» округа Муром была освящена часовня во имя святого богатыря; в 1999 году Президент Международного Фонда славянской письменности и культуры, скульптор В.М. Клыков установил в городском Окском парке г. Мурома на высоком берегу Оки бронзовый памятник Илье Муромцу; в Муромском Спасо-Преображенском монастыре был создан «Надгробный» комплекс святого Илии Муромца.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/24/o_...

Митрополит Даниил (Нусиро) 24 ноября 2023 г. 14:00 Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро). PDF-bepcuя . Митрополит Даниил (в миру Иуда (Икуо) родился 5 сентября 1938 года в городе Тоёхаси (префектура Айти, Япония). В результате религиозных исканий юноша пришел к православной вере. Митрополит Даниил вспоминал, что много размышлял о религии и на него произвело глубокое впечатление учение о Троице. В 1956 году Икуо принял Святое Крещение с именем Иуда в честь святого апостола Иуды, брата Господня по плоти. За годы учебы на факультете французской литературы Университета Айти, который он окончил в 1962 году, Иуда укрепился в намерении посвятить свою жизнь священническому служению в Православной Церкви. В 1965 году Иуда успешно окончил Токийскую духовную семинарию, а в 1968 году — Свято-Владимирскую духовную семинарию в Нью-Йорке. В 1969 году он защитил магистерскую диссертацию на тему «Жизнь и богословское наследие святого праведного Николая Кавасилы». Митрополит Даниил на протяжении всей жизни интересовался богословской наукой и стал автором ряда трудов, среди которых: «Краткая история русской гимнографии», «Путь православного монаха», «Размышления о святом Дионисии Ареопагите», «Мысли святого Максима Исповедника», «Размышления о “Точном изложении Православной веры” святого Иоанна Дамаскина», «Размышления о “Православном понимании Творения” протоиерея Георгия Флоровского», «Размышления о “Православном понимании Св. Троицы” протоиерея Бориса Бобринского» и др. Осенью 1969 года Иуда вступил в брак с Вероникой Нусиро, фамилию которой, вопреки японской традиции, принял при бракосочетании. В ноябре того же года Иуда Нусиро был рукоположен во диакона в кафедральном соборе Воскресения Христова (храм Николай-До) в Токио. В апреле 1970 года диакон Иуда Нусиро был переведен на служение в храм святого апостола и евангелиста Матфея в своем родном городе Тоёхаси, а в январе 1971 года Митрополитом Владимиром (Нагосским; 1922–1997) был рукоположен во иерея для пастырской работы с американскими военнослужащими на Окинаве. В мае 1971 года молодого священника перевели в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в город Нагоя, но в июле 1973 года он вернулся в Тоёхаси в качестве настоятеля храма во имя святого апостола и евангелиста Матфея.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Отец Николай Важнов в келье святого праведного Алексия Мечева. Фото Владимира Ходакова ЖМП 5 май 2018 /  6 января 2018 г. 14:30 Протоиерей Николай Важнов: Усердный в молитве священник никогда не будет оставлен Настоятель храма святителя Николая в Кленниках и духовник московских священников протоиерей Николай Важнов вспоминает о своих первых наставниках и рассказывает, чем сегодня живет легендарная мечевская община и какие проблемы особо волнуют столичных пастырей.  PDF-bepcuя. — Ваше Высокопреподобие, отец Николай, вы возглавляете известный московский приход на Маросейке, где когда-то служил святой праведный Алексий Мечев, а затем его сын — священномученик Сергий Мечев. Как сегодня чтится память этих святых? — В нашем храме есть придел во имя святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечевых. Также в храме хранятся мощи святого праведного Алексия. Три раза в день возле раки с мощами служится молебен. И поток молящихся все только увеличивается. Паломники, бывает, приезжают к нам целыми автобусами. Не так давно прихожанин нашего храма иконописец Александр Якимов написал образ святого Алексия, который был размещен на внешней стене храма. Теперь вечером, когда храм закрывается и к мощам уже нельзя пройти, можно помолиться у этой иконы.В доме причта во дворе храма открыта мемориальная комната отца Алексия, где он жил и где принимал многочисленных посетителей. Благодаря его духовным чадам сохранились многие вещи священника — его облачение, крест, Евангелие, иконы, мебель, которой он пользовался. Все это можно увидеть в комнате. В день памяти святого — 22 июня — комната весь день открыта для посещения. Но желающие могут попасть в нее и в другие дни. Наши прихожане проводят экскурсии, рассказывают об отце Алексии и об отце Сергии, который был выдающимся проповедником и истинным пастырем добрым, сумевшим в тяжелейшие годы гонений не только сохранить духовное наследие своего отца, но и преумножить, сплотив вокруг себя мечевскую общину. За свое пастырское служение он и сподобился мученического венца. Сегодня в честь святых настоятелей маросейского храма строятся храмы и приделы как в Москве, так и по всей стране. Просят, чтобы мы давали частицы мощей отца Алексия, и мы всегда откликаемся на эти просьбы. Во время последнего визита Святейшего Патриарха Кирилла в Хабаровский край мы передали ковчежец с частицей мощей для только что построенного в Сибири храма в честь нашего святого настоятеля. Также недавно передали частицу мощей в Чехию. Так что можно говорить о том, что почитание праведного Алексия Мечева не только всероссийское, но и всемирное. 

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010