Фома. Но говорят, что Христом установленной Церкви давно уже нет на земле, а теперь существующая не содержит уже в себе истины христианского учения. Священник. Если бы это была правда, то тогда пришлось бы прийти к такому заключению, что Христос плохо заботился о Своём деле и, следовательно, Он напрасно исполнял в мире Свою учительскую обязанность, напрасно установил Церковь , напрасно и сообщил ей дары Святого Духа. Ведь Сам Спаситель сказал, что «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин.14:16–17 ). Благодать Святого Духа преемниками апостолов через хиротонию передаётся и будет передаваться от одних к другим вовек. Фома. Говорят, что архиереи наши напрасно и право рукоположения-то присвоили себе. Лучше было бы, если бы целое общество избирало себе подобных наставников, чем одному епископу поручать это дело. Священник. Я знаю, что сейчас есть такие сектантские общества, которые так и делают. Но мы должны соблюдать тот порядок, который указан Самим Христом и Его апостолами. Спаситель не всем верующим, а только избранным апостолам дал власть учить, крестить ( Мф.28:18–20 ), решать и вязать грехи ( Мф.18:18 , Ин.20:21–23 ) и рукополагать пресвитеров. В доказательство последнего я могу указать на следующий пример из Церкви Апостольской. Для церквей Критских нужны были пресвитеры. Там, в городах, между христианами много было почтенных и учёных старцев. Однако ж, апостол не им поручил довершать недоконченное по церковным делам и поставить по всем городам пресвитеров, и не обществам дал это право, а оставил для сего на Крите епископа Тита ( Тит.1:5 ). Другому епископу Тимофею заповедано в первом послании: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Христиан же всех Божественное Откровение обязывает такими заповедями: «каждый должен разуметь пастырей и учителей, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ); «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ). Это заповедал и Сам Спаситель, и притом с угрозой, сказав: «Слушающий вас Меня слушает» ( Лк.10:16 ); «сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» ( Лк.10:12 ). Таким образом, от самых апостольских времён не было примера, чтобы само общество без епископа поставляло кого в пастыри. Если же сейчас находятся такие самочинные общества, которые дозволяют себе это делать, то это печальное и болезненное явление в нашем христианском мире. Это предсказано было ещё апостолом Павлом: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

1) Что ад существует, в этом убеждает нас, прежде всего, предание всех народов. Начиная от самых древних культурных народов – индийцев и египтян, и до самых диких племён Южного океана и внутренней Африки, все они, по свидетельству истории, веровали в существование вечных мучений. Но чему веруют все народы, это не может быть ложным. История свидетельствует далее, что величайшие умы древних эпох признавали и говорили именно о вечности адских мук. Так, например, Платон говорит: «Мёртвые все представлены будут своими гениями-хранителями пред лице Вечного Судии, как те, которые шли путём добродетели, так и те, которые шли путём различных пороков. Тех, состояние которых вследствие великости их преступлений будет признано непоправимым, заслуженная ими судьба ввергает в тартар (ад), из коего они никогда уже не выйдут». Не правда ли, что этот языческий философ как будто хотел многим из христиан, нетвёрдым в своей вере, сделать наставление об этой основной истине нашей религии? Подобно и поэт Лукреций, который в других случаях отрицал обыкновенно и богов, и загробную жизнь, свидетельствует в своих стихах, что вера в вечность ада была присуща всем вообще языческим народам. Равным образом и поэт Вергилий в своей Энеиде изображает нам ад как место, где отверженные должны день и ночь вечно мучиться. То, что, таким образом, присуще сознанию всех народов и прямо засвидетельствовано великими умами, есть несомненное учение Священного Писания. О существовании ада и вечности мучений в нём свидетельствует как Ветхий, так и Новый Завет . Так, например, у пророка Исаии говорится, что при конце мира огонь разрушит все царства и грешники пойдут в огонь вечный. И далее вслед за этим мы читаем у него: «не будет гаснуть (этот огонь) ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым его, земля будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» ( Ис.34:10 ). Здесь, таким образом, ясно высказано, что ад есть, и что он есть неугасимый огонь, и что поэтому никто вовеки не в состоянии будет пройти. В другом месте того же пророка речь идёт о волшебствах и чародействах, и именно он так говорит о них: «Вот они, как солома: огонь сожег их, – не избавили души своей от пламени» ( Ис.47:14 ). Таким образом, волшебники и чародеи разделяют участь соломы, когда они попадают в огонь от силы пламени, которого не будет спасения. У пророка Даниила говорится: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Фома. Точное исполнение пророчеств ясно говорит за подлинность и Божественный характер этих книг. Священник. Но подлинность и Божественное происхождение книг новозаветных может быть доказана и по внутренним основаниям. Они сами говорят за себя естественностью и простотой, с какой повествуют обо всём, что в них содержится. Как просто и естественно изображаются факты воскресения мёртвых! Должно предположить, что священные писатели были поражаемы чувством удивления при таких великих чудесах. Но они забывали самих себя и говорили только о чудесном событии. Правда, при изображении других обстоятельств они говорили о себе и о тех, которые принадлежат к числу их; они делают это таким образом, что необходимо бывает сказать: «Здесь мы имеем дело с такими писателями, которые поступают объективно и согласно с обстоятельствами дела. Так, например, они не скрывают, как они спорили между собой, кто самый больший между ними, как они всегда мечтали о земном царстве Мессии, как один из них сделался предателем Иисуса, как другой трижды отрёкся от Него». Я спрашиваю: могли бы позднейшие писатели говорить с такой простотой и непринуждённостью и представлять нам в таком виде апостолов? Фома. Это прямо невозможно. Священник. В пользу подлинности книг Нового Завета говорит и то впечатление, которые производят они на читателя. Всё, что здесь рассказывается, производит такое впечатление, что составители сами при этом были и непосредственно всё пережили. В этом можно убедиться, если обратить внимание на те мельчайшие подробности в их рассказах, которые касаются посторонних обстоятельств. Так, например, об Иисусе на Масличной горе говорится: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился» ( Лк.22:41 ). Мог ли так говорить, так выражаться тот, кто не был очевидцем? Далее читаем мы: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх» ( Ин.18:10 ). Так может говорить и писать только очевидец. В пользу подлинности новозаветных книг говорит и тот способ, каким изображается лицо Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Кто хочет сделаться высоким чиновником или способным банкиром (есть биржевые занятия и позволительные, и необходимые), тот прежде должен путём продолжительного обучения и образования приобрести способность к этому, он должен много, очень много потрудиться. Дроворуб не имеет нужды в учении, ему ничего более не нужно как две здоровые руки. Поэтому и работа его гораздо менее оценивается. Да и Богу совсем не угодно, чтобы все люди исполняли одинаковую работу и занимали равное положение в обществе. Бог хочет, чтобы в мире господствовало соподчинение, и чтобы один был в зависимости от другого, как члены нашего тела распределены между собой. По определению Божию, человеческое общество разделяется на известные сословия или состояния. Пока общество будет продолжать своё существование, до тех пор неизбежно должны существовать и эти сословия. Если теперь одно состояние сопряжено с большим трудом, чем другое, то не Бог виноват в этой несоразмерности условий, но грех человека, ибо вследствие греха труд стал уже не удовольствием и радостью, но тяжестью и бременем. Грех же есть причина и того, что труд так часто бывает бесполезен и безуспешен, и так мало приносит выгоды. Это доказывает нам изречение Священного Писания: «Если же не послушаете Меня, – говорит Господь, – и не будете исполнять всех заповедей сих... то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно» ( Лев.26:14, 16 ). Пётр. Итак, Бог не виноват, если одна часть человечества вздыхает под бременем работы. Потом необходимо помнить, что никакая работа, хотя бы самая чёрная и обыкновенная, нисколько не унижает и не бесчестит человека, если она не заключает в себе греха и нарушения в себе заповеди, как например, работа вора или обманщика. Священник. С того времени, как пришёл на землю в образе человека Сын Божий, труд стал почтённым. Истинно великие люди теперь уже не только не стыдятся труда, но считают его честью для себя. Святой апостол Павел говорит о себе, что он снискивал себе пропитание трудами рук своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Это есть переход от вечности к вечности. Всё более и более желают они радости – всё более и более получают то, чего желают. Всё более и более жаждут они познания Бога – всё более и более получают это познание. Они всегда блаженны и делаются всё более и более блаженными». Пётр. О, если бы и нам Господь судил достигнуть этого Неба! Священник. Небо бесконечно дорого для нас, ибо: в) на нём мы будем подобны Богу. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» ( 1Ин.3:2 ). Бог Сам сообщает нам часть Своей Божественной сущности, дабы мы способны были лицезреть Его. Это тот чудесный свет, который просвещает нас и делает способными видеть Бога. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). «Во свете Твоем узрим свет», – говорится у святого Псалмопевца ( Пс.35:10 ). «Слава Божия осветила его (небесный град), и светильник его – Агнец», – говорит Иоанн ( Откр.21:23 ). Как утренняя заря освещает тёмное облако, так что оно блистает и светит, как бы оно само производило этот блеск, как солнце делает блестящим алмазный камень и росу на траве, как бы оно само скрывалось в нём, так блестит и душа в свете Божества и сама становится чудной и почти Божественной. Она воспринимает часть в жизни Иисуса Христа, а через Него и в жизни Отца Его. Она обладает полнотой жизни, подобно Тому, Который жизнь имеет в Самом Себе и Сам есть жизнь. Пётр. В преображении Иисуса на Фаворе мы, следовательно, имеем образ нашего преображения на Небе. Священник. Небо бесконечно дорого, ибо: с) оно есть бесконечное благо и достояние блаженных. «Войди в радость господина твоего» ( Мф.25:23 ). «И возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.16:22 ). Эти слова Божественного Спасителя уверяют нас, что небесная жизнь с её радостями и блаженством никогда не прекратится. Кто вошёл в радость Неба, тот не должен уже бояться, что он когда-нибудь его потеряет, ибо Небо есть, как пишет святой апостол Пётр, наследство нетленное, неувядаемое, хранящееся для нас в небесах ( 1Пет.1:4 ). Но и удовлетворить нашу жаждущую этого блага душу может только прочное, постоянное, бесконечное обладанием им.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Как счастливы мы и как должны благодарить Бога, если мы, находясь в опасности, можем так просить Отца своего и питать надежду, что Он услышит нас, как отец слышит детей своих, и не отринет нашей молитвы, когда мы обращаемся к Нему со словами: «Отче... не введи нас во искушение!» Но старайся и ты, друг, чтобы тебе самому не повредить успеху этой молитвы и самому себя не ввести в то искушение, об избавлении от которого ты молишься! Кто, по беспечности отдаст себя в опасность, того она и постигает. Кто, например, понуждал Симона Петра идти во дворец первосвященника, где он подвергся искушению? Избегай случаев, мест и обществ, которые небезопасны для тебя и в которых ты, быть может, не раз уже преткнулся. Вооружайся мужеством противостоять этим соблазнам. Имей общение и братскую любовь с людьми благочестивыми и богобоязненными. Наш Учитель не без основания посылал в мир учеников Своих не поодиночке, а вдвоём или втроём. Бдительно следи за всем, что отдаляет тебя от Бога. Не ходи туда, где сидят злые люди и куда не сопровождает тебя Отец Небесный. Не удаляй от себя оружие света – меч духовный, слово Божие, которым Сам Господь отразил искусителя, и молитву к Богу, которая не только в бедах помогает, но от смерти избавляет и которой Он не оставит вне Своего слуха, если ты обращаешься к Нему во имя Его Возлюбленного Сына. Итак, не смущайтесь и утешьтесь, братие, как бы сильно ни нападал на вас дьявол, мир и плоть ваша! Наш Бог сильнее всякой силы, восстающей на Него. Если же такой Бог за нас, то кто против нас? Когда апостол Петр, утопая в волнах морских, обратился к Богу с глубокою мольбою, то увидел Его спасающую руку, извлекающую его из волн морских. Он и тебе среди разбушевавшихся волн искушений может протянуть эту руку, сказав им Своё всемогущее слово: «здесь предел ваш, остановитесь!» Он дает бремя по плечам, на которое оно возлагается, и плечи по бремени, которое должны они нести. «Вас, – говорит апостол Павел, – постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» ( 1Кор.10:13 ). Поэтому не отчаивайтесь в вашей надежде, но поднимайте взор ваш горе, к той небесной награде, которую Господь уготовил Своим борцам и победителям. Ибо «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получил венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). Аминь. Беседа восьмая. О седьмом прошении Молитвы Господней

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Церковь и иерархия Священник. Показав в двух последних беседах то положение, что Священное Писание есть Божественная книга, а Предание есть содержание всего учения Христова, я ставлю теперь вопрос: кто же должен сказать нам о том, что содержит в себе Священное Писание и Священное Предание, и как нужно объяснять и толковать Писание на основании Священного Предания. Для этого, отвечаю я, Христос установил Свою Церковь . К этой Церкви принадлежат все правоверующие христиане, ведущие свою религиозно-нравственную жизнь под руководством епископов, архипастырей и пастырей. Все они составляют одно таинственное тело, невидимой главой которого служит Христос, а оживляющей душой Дух Святой. Фома. Всё это очень хорошо, но ныне говорят, что в Церкви нет никакой нужды, и Христос установил (вообще) только невидимую Церковь . Что сказать о таком мнении? Пётр. Разумному сыну Церкви нельзя оставаться здесь в неведении, ему нужно знать, что он должен отвечать на такого рода возражения. Каждый школьник, прошедший катехизис, знает, что Христос учредил не невидимую Церковь . Ужели, в самом деле, настоятели и члены этой Церкви невидимы? Да потом, не давал ли Христос заповедь о том, как относиться к Церкви, не повелевал ли Он слушаться её? А если Христос установил такую видимую Церковь , то значит, она нужна. Священник. Совершенно верно, но у нас есть и другие основания для доказательства необходимости Церкви. Церковь нужна ещё для учительства, учреждённого Христом. Пока Он жил видимо на земле, Он Сам исполнял эту должность, путешествуя по всей земле иудейской, переходил из города в город, из деревни в деревню, чтобы распространять Своё небесное учение. И Он с успехом учил народ, ибо Он говорил как власть имущий, а народ слушал Его, как никого другого. Когда же приблизилось время отшествия Его на Небо, тогда Он должен был позаботиться, чтобы спасительное учение Его продолжало распространяться и между будущими поколениями. Поэтому Он сказал Своим апостолам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Тот, через Которого мы приобрели право хвалить, благодарить, просить и умилостивлять Бога, есть Единородный Сын Его. Теперь понимаем мы и наш крест, и наши страдания, когда мы присутствуем при бескровной жертве Иисуса Христа и при этом думаем, что Он снова показывает Свои страдания и смерть перед Отцом Небесным и снова при этом бесконечно Себя унижает и смиряет. Эта единственная жертва Христа убеждает нас также к самоотверженной, готовой на всякие жертвы жизни, ибо от Него мы должны учиться жертвовать собой, если мы хотим некогда войти вместе с Ним и в вечное святилище. Если Он, Всевышний, предал Себя за нас, ничтожных творений, Святейший за грешников, то и мы должны предать себя на страдания и смерть, если хотим вместе с Ним быть прославленными. Таковы значение и цель святого Таинства Евхаристии, как жертвы. Оно, наконец, установлено Христом для того, 3) чтобы мы имели пищу для души. Человек, тело коего образовано из земли, куда имеет возвратиться снова, имеет потребность питаться (есть) от произведений земли. Человеческое тело отсылается к матери-земле, если оно должно продолжать своё существование. Его пища есть земной хлеб. Но «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). Следовательно, мы имеем нужду ещё в высшей, сверхъестественной духовной пище. И эта пища ближайшим образом есть слово Божие, и потом то Высшее Слово, Которое от Отца исходит и Которое мы благоговейно почитаем, когда говорим: «И Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ). И это «Слово», сделавшееся «плотию», хочет также быть нашей пищей, ибо Его угроза гласит: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). А обетование Его гласит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Отсюда видно, таким образом, что нашей свободе совсем не предоставляется, хотим ли мы принимать эту высшую пищу или нет. Если мы хотим сохранить здесь, на земле, благодатную жизнь и наследовать жизнь вечную, то необходимо должны принимать её.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Поэтому нельзя допустить, чтобы святые люди по переселении на Небо перестали любить своих братий и принимать любовь свою. Пётр. Для меня это становится ясно как день Божий, когда я представляю себе, как велика была любовь святых к своим братьям. Возьмём, например, Моисея, который в порыве этой любви молился за народ еврейский и взывал ко Господу: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:32 ). Или святой апостол Павел, который говорит о себе: «я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» ( Рим.9:3 ). Если святые угодники так горячо любили ближних, когда жили на земле и имели свои нужды и недостатки, то, что мешает им заботиться и молиться за нас теперь, когда они наслаждаются вечным блаженством там, где нет ни печали, ни воздыханий? Священник. Совершенно верно. Ты, друг, словно побывал, как говорят, у меня на уме. Ты сказал то же, что и я хотел сказать в подтверждение высказанной своей мысли. Фома. Но знают ли, могут ли знать святые о нас, о судьбе нашей? Слышат ли, могут ли слышать они наши молитвы? Если да, то не должны ли и мы им приписывать всеведение? Священник. Православная Церковь никогда не приписывала святым своим ни всеведения, ни вездеприсутствия, ни всемогущества. Эти свойства принадлежат Богу, и приписывать их святым было бы богохульством. Но таким же богохульством было бы и сказать, что Бог не в состоянии сообщить им знание того, что происходит на земле. Какое изумительное знание сообщил Он им, когда они жили ещё на земле? Так, пророков, например, просвещал Он настолько, что они предвидели будущее. Апостолу Петру открыл Он сердце Анании и Сапфиры, апостола Павла восхитил до третьего неба, где он слышал неизреченные глаголы ( 2Кор.12:2 ). Если же Бог даёт такое ведение Ангелам, которые тоже не всеведущи, то без сомнения, Он может сообщить знание наших душевных расположений и наших молитв и святым. Таким образом, не будучи всеведущими, они могут знать всё, что нам нужно и о чём мы их просим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010