Видели, потому что Он был одного существа с Богом, и не видели, потому что это Божественное существо, так сказать, прикрыто было в Нем человечеством, и потому Его можно было видеть только не в полной, несовершенной славе. Совершенно согласно с этим говорит поэтому и Иоанн: «Слово, Которое не только было в начале у Бога, но и Самим Богом, стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, как Единородного от Отца» ( Ин.1:1, 2, 14 ). Раздел 7 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное... Ин.19:17 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. Мк.15:21 В истории Иисуса Христа все частности имеют большую важность, особенно это нужно сказать о тех частностях, которые относятся к страданиям и смерти Иисуса Христа. Каждое из четырех Евангелий представляет нам жизнь Иисуса Христа в несколько отличном от других свете, что объясняется разностью стиля и характера отдельных евангелистов; так что в различных Евангелиях мы видим только интересную разносторонность, но отнюдь не противоречия, разности, но не разногласия. Так, мы не редко замечаем здесь, что при рассказе, например, об известном событии, один евангелист ограничивается более общими чертами, не вдаваясь ни в какие частности и подробности, между тем как другой подробнее говорит о нем, обстоятельнее описывает его, не упуская из виду и частных черт, и побочных второстепенных обстоятельств. Таким образом, они взаимно пополняют друг друга, а потому, чтобы составить полную историю страданий и смерти Иисуса Христа, для этого необходимо прочитать всех евангелистов совместно. Сказанное как нельзя более приложимо и к обоим взятым нами местам, в которых слова одного евангелиста суть не что другое, как пополнение слов другого, в которых Марк несколько подробнее говорит о том, о чем Иоанн заметил, так сказать, мимоходом. Марк говорит о том, как вели Иисуса на Лобное место. Слова, которые он употребляет при этом: «и повели Его, чтобы распять Его»( Мк.15:20 ) – были тогда у римлян весьма обыкновенным выражением, под которым разумели отправление приговоренного к смерти на казнь, причем он всегда сам должен был нести свой крест, на котором ему надлежало умереть, так как это несение креста относилось к наказанию осужденного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Ин.5:31 Иисус сказал им в ответ: если Я Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Ин.8:14 Эти два места некоторые относят также к числу взаимно противоположных и прямо противоречивых мест Священного Писания. И причиной такого заблуждения служит то обстоятельство, что слово «истинно», употребленное в данных местах в различных значениях, принимают в одном и том же смысле. Нередко случается, что слова, встречающиеся в судебной области, имеют здесь совсем другое значение, чем в каком они употребляются в обычной семейной жизни. Священное Писание немало представляет нам таких примеров, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Один из таких примеров представляет нам во взятых нами местах слово «истинно». В первом месте ( Ин.5:31 ) оно употреблено в том значении, какое оно имеет обыкновенно при судопроизводстве и означает действительный, достаточный, удовлетворительный, имеющий силу, вес и значение. С юридической точки зрения всегда можно сказать, например, что свидетельство одного человека о себе или его показание вообще не есть истинно, хотя бы по обыкновенному обыденному значению этого слова оно вполне было сообразно с истиной. Это потому, что перед судом, по закону относительно свидетельских показаний («при словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей состоится всякое дело» – Втор.19:15 ), показание одного свидетеля не имеет веса и значения; оно, как собственное показание и свидетельство о себе самом, не может иметь решающего значения, не может быть принято за достаточное и отвергается, как не действительное, неистинное. Такое объяснение вполне приложимо и к словам Господа. Он говорит: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» , то есть: Мое собственное свидетельство о Себе, если у Меня нет других свидетелей и свидетельств, не имеет силы, по закону свидетельских показаний оно не может быть принято и должно быть отвергнуто.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В противном же случае они, и особенно фарисеи, не упустили бы случая обвинить Христа во лжи, так как они знали пророчество Его о Своем воскресении и неоднократно ссылались на него ( Ин.2:19 ). Раздел 9 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Мк.16:5 И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Ин.20:12 При ближайшем сличении всех евангельских повествований о воскресении Иисуса Христа оказывается, что Марк и Лука бывших при гробе воскресшего Спасителя небесных вестников представляют в человеческом образе и называют юношами, а Матфей и Иоанн называют их Ангелами. Говорят, что евангелисты на этот раз расходятся и противоречат друг другу. Но уже из Ветхого Завета нам хорошо известно, что небесные духи, чтобы быть доступными человеку, естественно принимали и должны были принимать какой-нибудь чувственный телесный образ. И так как они нередко являлись на землю в образе людей, то поэтому в Священном Писании Ветхого Завета о них и говорится нередко как о людях, чем указывалось на их временное, моментальное явление, но иногда они являлись на землю и в виде Ангелов, и тогда они и назывались прямо Ангелами, чем обозначалось их собственное существо ( Быт.18:2, 19:1 и Быт.32:24 ). Совершенно согласно с этим способом изображения Ангелов в Ветхом Завете поступают теперь и евангелисты при описании небесных вестников и посетителей гроба Господня. Два из них, сообразно внешнему чувственному явлению этих вестников представляют как людей, как юношей; а два других, указывая на их собственное существо, называют их прямо Ангелами, чем они были на самом деле. Резонно ли после этого указывать на данное обстоятельство, как на нечто странное и противоречивое? Указывают здесь и на другое якобы разногласие, касающееся числа этих Ангелов. Матфей и Марк говорят об одном только Ангеле, евангелисты же Лука и Иоанн упоминают, напротив, о двух. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении дела и это разногласие оказывается скорее кажущимся, чем действительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Это должно быть их правилом и их практикой. При этом он вместе указывает им, а в лице их и всем христианам, и прекраснейшую побудительную причину, когда говорит, что такова воля и заповедь Христа: «И таким образом исполните закон Христов». Этот закон Христов есть не другой какой-нибудь, как закон братской любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» – сказал Спаситель ( Ин.13:34 ). Так как Господь полнее и лучше всех выполнил эту заповедь и чаще всего напоминал о ней ученикам Своим, то она и называется, по преимуществу, «законом Христа». Иисус Христос показал нам пример величайшей любви. Любовью проникнуты были все Его дела и все Его учение, по любви Он сошел с Неба и знак раба принял по любви. Он пострадал за нас и умер. «Я дал вам пример, – говорит Он Сам, – чтобы и вы сделали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ). Об этой-то взаимной братской любви напоминает и апостол в словах: «носите бремена друг друга». Другое же его изречение: «ибо каждый понесет свое бремя» указывает не столько на отношение наше к людям, сколько на наше отношение к Богу и ответственность перед Ним; оно говорит нам, что каждый неизбежно должен будет дать ответ Богу за свои греховные дела, слова и мысли, и этим предостерегает нас от того нравственного падения и тех пороков, которыми, как читаем мы в этом стихе, дьявол пролагает путь посредством напора своих искушений. Такое предостережение от грехов не оставляет места никаким извинениям. Оно учит нас вместе с тем, что и братская любовь, и снисхождение к нам других не может оправдать нас перед Богом. С какой бы кротостью и незлобием мы ни переносили порока других, и другие – наших, но через это самих грехов мы не уничтожаем и ответственности за них с себя не слагаем. «Брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея: и утрудился в век» ( Пс.48:8–9 ). Таким образом, второй стих указывает нам взаимные обязанности, имеет своей целью расположить нас к деятельной сердечной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

А стих пятый указывает на наше отношение к Богу, проповедует нам о нашей собственной, личной ответственности перед Ним. А потому если бремя, о несении которого говорит второй стих, мы будем, таким образом, отличать от бремени, упоминаемого в пятом стихе, тогда мысли о противоречии этих мест не будет и места. Раздел 14 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Деян.9:7 Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Деян.22:9 Обращение Савла Тарсянина служит одним из убедительнейших доказательств божественности христианства. Об этом чудесном событии мы читаем не в одном месте Священного Писания. О нем рассказывает дееписатель Лука ( Деян. 9 гл.), его не раз сообщает нам и сам апостол Павел, при различных обстоятельствах своей апостольской деятельности ( Деян.22:1–10, 26:12–17 ; 1Кор.15:8 ). При этом он рассказывает о себе, что он прежде, до обращения своего ко Христу, был человеком совершенно противоположного характера, что он был ожесточенным врагом христианства, и что сила благодати Христовой чудесно переродила его, сделав другим человеком – другом Христа и Его Церкви. Ничего нет странного и непонятного в том, если мы в рассказе различных лиц об одном и том же предмете замечаем некоторые разности. Эти разности служат большей частью, как нередко видим мы в различных Евангелиях, только взаимными пополнениями. Если же они некоторым и кажутся разногласием и противоречием, то это вследствие их поверхностного и недостаточного знания слова Божия, ближайшее же рассмотрение дела представляет нам все в ясном свете и полной гармонии. Таково разногласие и в приведенных нами местах из истории обращения Савла, рассказываемой сначала Лукой, а потом самим Павлом. В первом месте ( Деян.9:7 ), Лука говорит о великом удивлении сообщников Павла, так как они слышали голос Говорившего, но никого при этом не видели. Другими словами, они слышали звук голоса, не разбирая отдельных слов и не понимая того, что в них говорилось, равно как никого не видя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Напротив, во втором месте ( Деян.22:9 ), сам апостол говорит о различных впечатлениях, произведенных явлением на него самого и на его провожатых. Последние «свет видели и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали», – замечает Павел, то есть, они не понимали именно того, что говорил голос – Господь Иисус, тогда как сам Павел ясно и отчетливо понимал это, так что он в ответ сказал Ему: «Господи! что мне делать?» ( Деян.22:10 ). Апостол Павел не только слышал голос, но и то, что он высказывал; и он очень хорошо знал, Кто был Говоривший с ним. Сопровождавшие же его, напротив, слышали только звуки этого голоса, без отдельных слов его; они хорошо знали, что кто-то говорил, но не знали того, что именно было при этом говорено, таким образом, они слышали и в то же время не слышали. Они были подобны тем людям, о которых Спаситель говорит, что «они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» ( Мф.13:13 , см. Дан.10:7 ). Другой подобный пример слышания и неслышания, то есть непонимания находим мы у Иоанна 12:28–29 , где говорится: «Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему». Этот голос с неба не был гром, шум или звук, но это было словесное объяснение, ответ Небесного Отца, который совершенно ясно понимал Иисус Христос и евангелист Иоанн: «и прославил, и еще прославлю». Но народ, стоявший при этом, хотя и слышал этот голос, но слов его не понимал. Таким образом, и об этом народе можно сказать, что он слышал голос Божий и не слышал, потому что он слышал только звуки голоса, но не понимал смысла отдельных слов его. Слово «слышание» в Священном Писании употребляется не в одном и том же значении, иногда под ним разумеется одно только внешнее чувственное восприятие, а иногда оно значит разумение, понимание, принятие к сердцу, как например у Мф.18:15 : «если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». А в приведенном уже месте Мф.13:13 , это слово употреблено в обоих значениях. Равным образом, в обоих этих значениях, употреблено это слово и в рассматриваемых нами местах ( Деян.9:7, 22:9 ). При таком изъяснении данного слова оба эти места книги Деяний Апостольских, становятся в полнейшее и очевидное согласие. В справедливости такого объяснения каждый может убедиться из своей обыденной жизни, так как очень часто случается, когда слышим издали какой-нибудь голос, но не разбираем и не понимаем слов его. Раздел 15

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

По их религии, мёртвые сжигаются и через огонь приходят в общение с богами, где они под покровительством Иама – потустороннего владыки ведут счастливую жизнь. Злые же, напротив, снисходят во тьму. Так учит буддизм. По религии персов, основателем которой был Зороастра, тотчас после смерти каждый подвергается суду: добрый, сопровождаемый своими добрыми делами, входит в Рай, а злой низвергается в ад. В последок дней наступает воскресение всех мёртвых и затем начинается вечное царство Благого Бога. По вере древних египтян суд над мёртвыми решает судьбу душ. Сердце умершего взвешивается на весах правды. Кто оказывается легковесным, идёт в адские муки, между тем как праведные достигают жилищ славы. И другие древние народы (например, германцы), будучи очень дикими народами, имели, однако ж, сознание о загробном месте воздания. Фома. Эти примеры истории действительно очень интересны и поучительны. Священник. Они достаточно удостоверяют нас в веровании народов относительно места блаженства в загробной жизни. Но во что веруют все народы, это не может быть обманом. А чего требует разум и подтверждает вера народов, это есть в то же время Богом открытая истина. Есть Небо, ибо: с) об этом свидетельствует слово Божие. Тот, Кто сошёл с Неба, чтобы искупить нас и сделать счастливыми, должен лучше всех знать, есть ли Небо и назначено ли это Небо и для нас. И что же говорит об этом Иисус? Он говорит: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:2–3 ). Как ясно и определённо говорит здесь Христос о загробном Небе, которое приготовлено для нас! Когда затем Он готов уже был идти за нас на смерть, то обратился к Небесному Отцу Своему с той достопримечательной первосвященнической молитвой, в которой Он, между прочим, молился так: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне» ( Ин.17:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И при всём этом (наслаждении) не оставляла его и мудрость, то есть высшие идеалы оставались при нём. Всё, чего бы не пожелали глаза его, он не отказывал им. Не возбранял сердцу своему никакого веселья, потому что сердце его радовалось всему, чем обладал он. «И оглянулся, – говорит он, – я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!» ( Еккл.2:11 ). Но против того, что человек назначен только для этого мира, восстаёт и всякое разумное мировоззрение. Кто стал бы трудиться и ревновать о добродетели, если бы для всех вообще людей жизнь оканчивалась со смертью? Кто стал бы ещё ограничивать себя и удерживать свои страсти, если бы земная жизнь была единственной целью нашего существования? Это знал уже Соломон, который хотя и соглашался и допускал, что мудрый человек имеет преимущество перед глупым, как свет перед тьмой, но он присовокупил при этом такое знаменательное слово: «если и меня постигнет та же участь, как и глупого, то какая мне польза от того, что я сделался очень мудрым» ( Еккл.2:15 ). Он хочет сказать, если человеческая жизнь для всех оканчивается одинаково и по смерти ожидать нечего, то было бы глупо возлагать труд и заботу для того, чтобы достигнуть высшего совершенства. Если настоящая жизнь есть единственная цель нашего существования, тогда правы те, которые говорят: «Будем есть и пить, то есть наслаждаться жизнью, ибо уже завтра нас не будет». Но далеко ли бы ушли мы, и могло ли бы долго существовать человеческое общество, если бы все стали жить по этому правилу. Следовательно, кто не разучился здраво мыслить, тот необходимо должен сказать: «Быть не может, чтобы человек сотворён был только для этого мира, ибо при этом взгляде на жизнь, право, ведь невыносимо было бы жить в этом мире». Фома. Тогда было бы именно так, как в социалистическом государстве будущего, где каждый хочет наслаждаться и никто не хочет работать. Священник. Совершенно верно замечает Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но Господь под насущным хлебом разумеет все то, что необходимо нам для пропитания тела и других неизбежных житейских потребностей. Ты не должен просить у Него никаких лакомств, никаких предметов роскоши, никакого излишества. Не забывай, сколько благих даров требуется со стороны Бога и сколько труда и усилий со стороны человека для того, чтобы хоть один кусочек хлеба подать на стол твой, и с какой, значит, благодарностью ты должен принимать и вкушать его! То недоброе дитя, для которого слишком сух и невкусен черный хлеб, который отец и мать его зарабатывали в поте лица своего. И тот не стоит и названия чада Божия, кто пренебрегает пищей, которую дает ему Сам Отец его Небесный. А что те блага, которые человек (не исключая даже и самого беднейшего из нас) получает ежедневно из рук Отца своего Небесного, не слишком незначительны и ничтожны, это увидим мы сейчас из ответа на вопрос, что же нужно разуметь под насущным хлебом. – Под этим хлебом разумеется все, что относится к пропитанию тела и его потребностям, как то: к пище и питью, одежде и обуви, дому и двору – следовательно, пища, одежда, жилище и все, что нужно для приобретения их – поле, скот, деньги, имущество, все, что вызывается обыденными потребностями жизни. Кратко сказать, если ты просишь насущного хлеба, то просишь о даровании тебе всего, что нужно для поддержания и продолжения телесной жизни, и об устранении того, что не благоприятствует и вредит ей. Поэтому тебе необходимо простирать свои думы и заботы не на одну только печь и мельницу, но и на сады и широкое поле. А если так, то не ограничивай своей деятельности одними только пределами дома и двора, кухней и погребом, но простирай ее и на сады и поля и, когда читаешь: «Отче наш» пади ниц в чувстве благоговения пред Твоим Богом, Небесным Отцом и благодари Его за то, что Он дал тебе все это из одной любви и милости, и не тебе только, но и тысячам тысяч людей, очи которых ежедневно вместе с тобой устремляются на Него в ожидании, что Он отверзет им щедрую Свою руку, что насытит с благоговением ( Пс.144:16 )! «Придите, поклонимся и припадем, преклоним колена пред лицем Господа», сотворившего нас! «Ибо Он есть Бог наш, а мы – народ паствы Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если уже Ветхий Завет так несомненно излагает это учение, то несравненно более ясное объяснение об этом предмете даёт нам Новый Завет. Не содержит ли этот Завет учение Того Божественного Посланника, Который для того и приходил с Неба, чтобы нам принести известие о загробном мире? И именно ад и его вечную продолжительность чаще всего и делал вочеловечившийся Сын Божий предметом Своей проповеди. Так, в Евангелии святого Марка три раза повторяет Он это учение, когда говорит так: «лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый» ( Мк.9:42–47 ). Иисус говорит здесь о соблазнах и хочет сказать, если у тебя есть нечто такое, что влечёт тебя ко греху, то ты должен подавить, искоренить эту страсть, хотя бы предмет её был так мил тебе, как твой глаз, или так необходим, как твоя рука или нога. Ты должен отказаться от этого, если ты хочешь войти в жизнь, то есть не хочешь вечной погибели. Так же определённо это учение об аде выражено в том приговоре, который Христос некогда произнесёт о грешниках при всеобщем Суде и который гласит так: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). И потом Иисус прибавляет ещё к этому: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст.46). Как и Сам Божественный Учитель, так недвусмысленно излагают нам это учение и Его апостолы; так, святой апостол Павел пишет, что Бог пламенем огня наказывает тех, которые не знают Бога и не покоряются благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые (за это) подвергают вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). А святой Иоанн говорит об огненном и серном озере, где нечестивые «будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Этих изречений Священного Писания достаточно, чтобы убедить нас в той истине нашей веры, что ад есть и что он продолжается вечно. Этой истиной святые мученики так глубоко были проникнуты, что они предпочитали перенести лучше самые ужасные муки, чем подвергнуть себя опасности вечных мучений. Страх перед адскими муками преодолевал в них боязнь перед земными страданиями. – Следовательно, ад есть, так как об этом свидетельствует история всех народов и изречения Священного Писания. Но:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010