Таким образом, и здесь мы опять видим, что противоречие в изъясняемых нами местах Библии существует только для тех, которые или не знают слова Божия, или же неправильно понимают его. Раздел 4 И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. 1Цар.15:29 И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся,что воцарил Саула над Израилем. 1Цар.15:35 Здесь опять, по-видимому, прямое противоречие, к которому мы должны отнестись тем с большим вниманием, что выражение «раскаялся Бог» и тому подобные обороты речи в Священном Писании повторяются довольно часто, как например Быт.6:6–7 , Иер.18:8–10 , Иез.24:14 , Иоил.2:13 , Ион.3:9–10 и 4:2. Вся трудность заключается здесь единственно в том, что для двоякого рода предметов и понятий употреблено одно и то же слово; и гармония или согласие обоих мест вытекает их того обстоятельства, что слово «раскаяние» или «раскаяться» имеет двоякий смысл, именно – прямой (буквальный) и непрямой (образный). В первом приведенном выше месте 1Цар.15:29 слово «раскается» употреблено в своем собственном прямом и буквальном смысле, неизменяемость Бога противополагается там непостоянству и изменчивости человека, как это прямо подтверждается словами: «ибо не человек Он чтобы раскаяться Ему». Точно так же и в другом месте говорится: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» ( Числ.23:19 ). Люди, так как они не всеведущи и не могут провидеть будущего, нередко вынуждаемы бывают изменять свои планы и предприятия или раскаиваться в своих поступках – но у Бога этого быть не может. Как Существо бесконечно Премудрое и Всеведущее, Он так же хорошо знает будущее, как и прошедшее. Он видит мысли людей «издалеча» ( Пс.138:2 ), «ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян.15:18 ). И история всегда подтверждает то, что говорит здесь Священное Писание . Далее истина неизменяемости Бога в Его существе, Его планах и действиях, во всей ее полноте содержится и излагается в следующих местах Священного Писания: Пс.101:26 , Мал.3:6 , Притч.8:22 , Иак.1:17 , Евр.13:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Раздел 10 . Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян. Исх.3:22, 12:36 Не кради. Исх.20:15 В первом из этих двух мест с особенной силой налегают обыкновенно на выражение: «оберете Египтян», которому придают недоброе значение воровства, грабежа и говорят, что здесь Сам Бог , запрещающий в другом месте ( Исх.20:15 ) кражу, позволяет воровать, и не только позволяет, но даже заповедует это делать израильтянам. Но это опять есть только доказательство враждебного отношения таких людей к Богу и Его словам, и показывает, как сильно предубеждены они против Бога и Его вечной истины. Если это было так, что Сам Бог повелел израильтянам взять с собой серебряные и золотые сосуды и одежды, то взятие это, следовательно, никак уже не могло быть воровством, так как оно было исполнением воли и повеления Божия. А Бог разве не имеет права, не в пример прочим, по Своему благоусмотрению, распоряжаться добром и имуществом каждого человека, когда все это принадлежит Ему и составляет Его собственность? Он один есть Господин всех благ в собственном смысле этого слова, а люди – это только временные приставники, опекуны над ними, и кто назовет кражей или похищением то, когда Сам Бог берет что-нибудь у человека? К тому же, повелев евреям взять некоторые из вещей у египтян, Бог вовсе не употреблял, как думают некоторые, насильственных мер. В предыдущем нашему тексту стихе Бог говорит: «И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками» ( Исх.3:21 ). Этими словами Бог дает обещание израильтянам так настроить египтян, что они сами готовы будут отдавать им требуемые вещи, дабы они не ушли от них «с пустыми руками». И действительно, вещи, которые израильтяне забрали с собой при уходе из Египта, отдаваемы были им египтянами совершенно добровольно и без всякого насилия, так как они были предрасположены к этому Самим Богом. А если так, то есть ли хоть малейшее основание находить здесь противоречие заповеди «не кради» и обвинять Бога в том, что Он рекомендует кражу?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы (рус.: И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители). Лк.16:9 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Мф.19:23–24 Первое из этих мест, которое или совсем не понимается, или же ложно понимается некоторыми, предписывает нам правильное употребление земных благ; оно объясняется лучше всего из предшествующей ему притчи о неверном домоправителе. Из этой притчи ученики Иисуса Христа должны были извлечь для себя прекрасный урок, который Он преподает в заключительных словах; именно: они должны отсюда научиться мудрому и благоразумному употреблению вверенных им благ и даров, но только в лучшем, более правильном направлении, чем в каком действовал управитель. «Сотворите себе други от мамоны неправды, то есть, приобретайте себе друзей неправедным богатством», – говорит Он. Это не значит, что мы всеми силами должны стремиться к приобретению богатства, любить это последнее и привязываться к нему, не в самом богатстве мы должны искать своих выгод и своего друга, но мы должны его употреблять только как средство к приобретению известных, более верных друзей и к получению более необходимой, существенной пользы. Выражение: «сотворите себе други от мамоны неправды» – нужно поэтому переводить: приобретайте себе друзей посредством неправедной мамоны. Мамона – это, собственно, название сирского божества, которое почитали как бога, покровительствующего земным сокровищам и благам или вообще богатству. Иудеи пользовались этим именем для обозначения богатства вообще. В этом же значении употребляет его и Спаситель. Земные блага делаются для нас мамоною или идолом не тогда только, когда мы имеем их во множестве, но таковыми они могут быть для нас и при обладании самой незначительной частью их, если мы больше будем любить их, чем Бога. Все земные блага и дарования, как например, здоровье, умственные способности, власть, честь и уважение, смотря по тому, как употребляем их, могут служить или к нашей пользе, или ко вреду. То же бывает и с теми благами этого мира, которые Христос обозначает здесь словом – мамона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Наконец, Спаситель не исключает в данном случае и тех несчастных, бедных, нищих и больных братий наших, которые требуют здесь на земле помощи и пособия. Если мы с живейшим участием будем относиться к тяжелому положению этих несчастных, будем облегчать их нужды и оказывать вообще посильную помощь, то они доставят нам вечные обители на небесах, потому что такое употребление богатства есть добродетель, за которую последует награда в Царстве Небесном. «Когда обнищаете» – что значит это? Не что иное, как когда вы умрете, когда оставите временное пристанище этого мира, а с ним и все свои сокровища, что наступает для каждого со смертью . Греческое слово, переведенное здесь словом – оскудеете, обнищаете, некоторые переводят – придете к концу, что выражает то же самое, именно: когда придете вы к концу с вашими сокровищами и богатством или с вашей жизнью. Буквально оно значит – быть уволенным, оставленным, и употреблено здесь, как это вытекает из связи речи, в соответствии с отставкой от должности приточного домоуправителя, для которого с этого момента должно было бы начаться время обнищания, если бы он прежде не позаботился о себе и не приобрел себе друзей. Со смертью и мы оставлены будем от должности управителей земными благами, причем и от нас Господин этих благ потребует отчета, и тогда для многих настанет время нескончаемого обнищания. Поэтому Господь и сказал: будьте мудры и благоразумны, «приобретайте себе друзей богатством праведным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Эти слова Господа суть прекрасное увещание к щедролюбию и к правильному употреблению всех земных благ. Они содержат то же самое, что заповедует нам и во многих других местах Священного Писания, как например: «Давайте, и дастся вам» ( Лк.6:38 ); «чти Господа от имени твоего и от начатков всех прибытков твоих»( Притч.3:9 ); «только чтобы мы помнили нищих» ( Гал.2:10 ); «не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу»( Евр.13:16 ). Наконец, под вечными обителями Спаситель разумеет не иное что, как небесные жилища – место блаженства праведников. Это не подлежит ни малейшему сомнению, так как за это говорит весь контекст речи. И мы нигде не видим примеров, чтобы это слово употребляемо было для обозначения места неправедных – напротив, в Священном Писании с ним всегда соединяется понятие о чем-то приятном, отрадном, как например: Пс.26:5, 30:21, 60:5 ; Ис.4:6 ; Мф.11:4 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если вы, «таким образом, будете поступать, – прибавляет далее апостол, – то вы исполните закон Христов». Напротив, содержанием другого места: «каждый понесет свое бремя», – служит совсем другая истина – это именно собственная, личная ответственность каждого из нас в своих поступках перед Судом Бога. Такой смысл данных слов явствует из предыдущего 4-го стиха, где говорится: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом». По этому стиху мы должны, первее всего, испытывать самих себя, на себя обращать внимание и себя самих предохранять от грехов; мы должны надлежащим образом вести себя, не обращая внимания на то, как ведут себя другие или что они могут сказать о нас, потому что «каждый понесет свое бремя»; то есть, каждый должен будет некогда дать отчет в своих действиях, и никто не может ни извинять себя недостатками других, ни отвечать за других. Таким образом, истинный смысл каждого из двух рассматриваемых нами мест, становится понятным не через объяснение одного другим, но из предшествующих каждому из них слов. Одно место совершенно независимо от другого, каждое имеет свое собственное значение, каждое содержит и выражает совершенно особую истину. Во втором стихе говорится, что каждый из христиан должен снисходительно переносить недостатки других, а в пятом речь идет о той ответственности, которой подлежит каждый за свои собственные недостатки и пороки. Но в то же время – и здесь-то познается гармония в слове Божием – между обоими выражениями есть и связь, которая показывает, как одно истекает из другого; ибо если мы сознаем свои собственные грехи и тяжкую ответственность за них, то тем скорее мы можем переносить и слабости других. У сочленов Галатийской Церкви было много разного рода нужд, бедствий и нестроений, которые они переносили общими силами, помогая и поддерживая один другого. Но некоторые из них, уступая силе искушений, впадали «в некия прегрешения». Апостол не ломает палки о таковых падших, не рекомендует каких-либо строгих мер к исправлению, но советует всем другим поддерживать и, в духе кротости, исправлять их; и, предложив этот совет, он заканчивает его прекрасными словами: «носите бремена друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В обоих местах Ин.5:31 и Ин.8:14 , Господь Иисус Христос держит речь перед иудеями вполне согласно с их законами о свидетельских показаниях и ничего не хочет доказать им кроме того только, что они должны поступить по этим Божественным законам и относительно Его лица. В 5-й главе Иоанна Он показывает им, что они совсем несправедливо и противозаконно поступают, когда вопреки всем доказательствам не признают Его за Мессию. Они обнаруживали свое неверие в виду самых ясных и осязательных доказательств Его Божественного посланничества. Хотя высказанное Им о Себе было совершенно верно и справедливо и вполне отвечало истине, но Он вместе с тем присоединял, что это еще не есть вполне достаточное и удовлетворительное свидетельство для принятия Его утверждения и требует еще других. И в этих других достоверных свидетельствах и доказательствах не было недостатка. Господь Иисус указывает на них иудеям, когда говорит им далее: «Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне» ( Ин.5:32 ). Это был Его Небесный Отец, Который двукратно ясным и внятным голосом с неба свидетельствовал о Нем, как о Своем Сыне ( Мф.3:17 и Ин.12:28 ). Он приводит затем и свидетельство Иоанна Крестителя, который проповедывал об Иисусе, как об обетованном Мессии и говорил: «Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине» ( Ин.5:33 ). Наконец, указывает Он еще на Свои дела и чудеса, которые Он совершал: «дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» ( Ин.5:36 ). Указав на все эти свидетельства и свидетелей за Свое Божественное посланничество, Иисус Христос доказывает иудеям и всем неверующим, что хотя Его собственное свидетельство о Себе не было истинно, то есть не было действительно по людскому суду, однако ж, у них нет извинения, так как они имели о Нем другие совершенно достаточные и законные свидетельства, непринятие которых было величайшей несправедливостью. В 8-й главе, 14-м стихе Иоанна, Господь Иисус говорит о Своей истинности и достоверности Своих слов и объясняет, что хотя Его свидетельство по законной практике и должно быть рассматриваемо, как недействительное, тем не менее, однако ж, само по себе, оно истинно, так как Он есть истина ( Ин.14:6 ), к тому же оно находится в полнейшем согласии и с другими действительными и законными свидетельствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим... Исх.33:11 И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Исх.33:20 Должность Моисея была должностью посредника между Богом и Его израильским народом, через него говорил Бог со Своим народом и открывал ему Свою волю. Это обращение Бога с Моисеем всегда было прямое и непосредственное, что придавало особенное значение и авторитет, как должности, так и словам и распоряжениям Моисея. Мысль первого из приведенных нами мест с большой полнотой и ясностью выражена в Числ.12:8 , где говорится: «устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» Бог удостаивал Моисея особенного благоволения, и смысл слов 11-го стиха тот, что Бог говорил с Моисеем так свободно и открыто, как может говорить друг со своим другом, говорил не через образы и видения, не через Ангелов или посредничество третьего, но непосредственно. Поэтому, выражением: «говорил Господь с Моисеем лицем к лицу», – еще не высказывается того, что Моисей видел Бога, но оно означает только, что Иегова говорил с ним непосредственно. Напротив, слова в 20-м стихе Исх.33 суть ответ на молитву Моисея, выраженную им в 18-м стихе той же главы: «Моисей сказал: покажи мне славу Твою». Это была краткая, но тем не менее великая молитва . Моисей просил этим еще большего откровения, чем какое он имел, и получил со стороны Бога отрицательный ответ. Отсюда мы легко можем видеть то полное согласие, в каком находятся взятые нами, по-видимому, противоречивые места. Моисей хотел видеть нечто такое, чего он еще никогда не видел – хотел видеть славу Бога или, как говорится в 20-м стихе, лице Бога, и получил в ответ: «не можно тебе увидеть». Таким образом, если в 11-м стихе мы читаем, что Господь лицом к лицу говорил к Моисею, то это не значит, что Моисей видел лице Бога, но только хотел увидеть его, но не увидал. В 20-м стихе речь о духовном существе Бога («Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), – говорит Писание), равно как о невозможности видеть Его человеческими, чувственными и греховными очами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В полной славе и прямо в лицо могут видеть Его только святые и прославленные на Небе, где Он живет в недоступном для человека «свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Под лицем Бога мы должны разуметь этот славный и чудесный свет, который от Него исходит, который освещает Небо, радует святых небожителей и перед которым даже Херувимы и Серафимы закрывают крыльями свои лица. Вот этого-то лица Божия не мог видеть и Моисей, хотя он удостоен был теснейшего общения с Богом, подобно тому, как и христианин, имея теснейшее общение с Богом, не видит лица Его. Только духи могут видеть духов, «Бог есть дух», и ни один человек не может видеть Его, оставаясь живым. Если глаза наши не выносят и солнечного света, то не должен ли поразить нас слепотой и смертью тот свет, который есть Сам Бог, в сравнении с которым и свет солнца есть не более как тень и мрак? То же самое выражает и евангелист Иоанн, когда говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Раздел 12 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Еккл.1:4 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 2Пет.3:10 Поставляя слово первого текста «во веки» – «вечно» в контраст со вторым 2Пет.3:10 , некоторые видят здесь прямое и очевидное противоречие. Так как причиной такого заблуждения служит неправильное понимание слова «во веки», то не считаем излишним подвергнуть его ближайшему изъяснению, тем более что это изъяснение может пролить свет и на некоторые другие места слова Божия. Слово «во веки» или «вечный» в Священном Писании употребляется в различных значениях. В первом и теснейшем смысле оно обозначает нечто такое, что не имеет ни начала, ни конца, что стоит вне всякого времени и условий его. В этом смысле мы должны понимать его там, где речь идет о Боге и где слово это относится к Нему. Он есть Существо Несотворенное, Которое всегда есть, всегда было и всегда будет: «Господи, прибежище был еси нам в род и род.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Евангелист Иоанн рассказывает несколько иначе, чем Марк. Правда, и он упоминает о несении креста, о котором читаем мы у Марка; но он ничего не упоминает о том, что происходило на пути к Голгофе. Он говорит: «И взяли Иисуса и повели». Иисус оставил судилище, «неся крест Свой» ( Ин.19:16–17 ). Он нес этот крест во весь страстный путь, то есть через весь город, до самых ворот его. А на дальнейшем пути отсюда, то есть от ворот города до Голгофы случилось и то, что обстоятельнее описывает Марк, когда говорит: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, идущего с поля, нести крест Его». Грубым воинам было видно, что Иисус, изнемогший под тяжестью креста, не в состоянии был идти далее; а потому они при встрече с Симоном Киринеянином, возвращавшимся с полевой работы, и заставили его нести крест Иисуса до самого места казни. Таким образом, разногласия в рассмотренных нами местах между Марком и Иоанном нет никакого. И тот и другой согласно утверждают факт несения Иисусом Христом креста Своего, и разница в повествовании их об этом факте заключается единственно в том, что Иоанн, говоря о несении креста, не упоминает об обстоятельстве, случившемся на пути из судилища к Голгофе, а Марк сообщает и об этом обстоятельстве, восполняя, таким образом, то, чего недостает у Иоанна. Это дополнение находит для себя оправдание еще в Евангелиях Матфея и Луки, из которых последний говорит: «И когда повели Его, то захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» ( Лк.23:26 ). Раздел 8 При том обыкновенном и вполне справедливом убеждении, что Иисус Христос умер в шестой день недели (в пятницу) и снова воскрес в первый день следующей за тем недели (то есть в воскресенье), некоторые находят в приведенных местах их совершенное разногласие. Если, говорят, из евангельских повествований о смерти и погребении, и воскресении Иисуса Христа видно, что Он был в гробе собственно один день (суббота), то насколько гармонирует предсказание Спасителя о Своей трехдневной («три дня и три ночи») смерти с исполнением этого предсказания? Вопрос этот не лишен некоторого значения и важности, так как Иисус Христос до девяти раз предвозвещал ученикам Своим Свою смерть и Свое воскресение, при шести различных обстоятельствах высказывал им, что Он «через три дня» или «в третий день воскреснет» ( Мф.17:23, 20:19 , Мк.8:31, 9:31 , Лк.18:33 , Ин.2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное» ( Быт.17:8 ), или: «и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» ( Быт.17:13 . Слич. Иер.18:16, 20:11 и Иез.35:5 и т.д.). Далее обозначается словом «вечный» иногда и время, обнимающее период жизни ( Пс.118, 119 ), а также пятидесятилетний промежуток времени у евреев от одного юбилейного года до другого – «но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – то пусть господин его приведет его пред богов (то есть перед судей) и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» ( Исх.21:5–6 ). Что слово «вечно» имеет здесь такое ограниченное значение, в этом мы вполне убедимся, если сопоставим его с Лев.25:40–41 , где говорится, что в юбилейный, то есть, пятидесятый, год такого рода рабы выпускались на свободу. Наконец, у того же Екклезиаста в другом месте этим словом обозначается время, в продолжение которого человек лежит во гробе ( Еккл.12:5 ). Из этого последнего места, где сам Екклезиаст (и в той же самой книге) слово «вечный» употребил в приложении только к известному, определенному, более или менее продолжительному времени, ясно видно, что слово это и в нашем тексте вовсе не обозначает бесконечного существования земли, но указывает только на очень большую продолжительность его. В этой истине мы еще более убедимся, если примем в соображение ту цель, которую преследовал в своей книге Екклезиаст, так как цель и задача автора какой бы то ни было книги всегда служит прекрасным средством к правильному пониманию отдельных ее слов и предложений. Этой целью у Екклезиаста было не другое что-нибудь, как изобразить суетность, то есть скоротечность и ничтожность человеческой жизни; и он делает это очень метко, когда сравнивает жизнь человека с продолжением существования мира. Ибо в сравнении – жизнь человека представляется слишком короткой, а существование мира – слишком долгим, почти вечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010