Но моя благодарность не ограничивается одними только личными обстоятельства ми жизни. Нет, я благодарю Бога моего в особенности за вас и при всяком воспоминании о вас. И прежде всего благодарю Его за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Мы живем в такое время, когда религиозная жизнь видимо угасает среди людей великого света, когда многие из людей ничего не хотят знать о Церкви, религии и христианстве, когда у одних обнаруживается сознательная вражда против всякой религии, а у других – полнейшее к ней равнодушие. Что религиозная жизнь так же необходима для внутреннего благосостояния человека, как вдыхание чистого, свежего воздуха, что человек без религиозных потребностей похож на рабочего, никогда не выходящего из душной атмосферы какой-нибудь мастерской, – этого в настоящее время многие совсем не понимают! Что без религиозной жизни невозможно доброе воспитание детей – этого не признают. Еще хуже относятся в наше время к церковности. За религией еще оставляют некоторую долю значения, но за Церковью – никакой. И прежде всего многие совсем не признают того, что для христианина, как члена христианской Церкви, обязательно участвовать в общественной молитве, в общественном богослужении. И хотя нельзя сказать, чтобы наше тифлисское православное общество свободно было от этого вредоносного духа времен, хотя и здесь найдутся люди, которые, оставив пути древние, вступили, по слову пророка Иеремии, на стези пути непроложенного ( Иер.18:15 ), и почти никогда не переступают порога церкви, – тем не менее, однако же, я говорю: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Ибо как в продолжение всего моего служения у вас я всегда поставлял для себя правилом назидать в своих поучениях положительным только раскрытием смысла слова Божия, а не обличать и бранить тех, которые далеки от нас и не слушают нас, – так и сейчас, при расставании с вами, я имею в виду не тех, которые чужды церковной жизни, но вас, постоянно посещающих храм Божий, деятельно участвующих в церковной жизни и евангельское благовествование об Иисусе принимающих как дорогую весть о спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Апостол Павел пишет это послание издалека, из Рима, где он за проповедь Евангелия заключен был в узы. Прошло немало лет с тех пор, как он в первый раз пришел в Филиппы и основал там христианскую общину – первую общину на материке Европы. И с тех пор установились самые искренние, самые задушевные отношения между ним и этой общиной. Из всех Церквей, основанных им в разных городах Малой Азии и Греции, ни одна не была к нему так привержена, как Церковь Филиппийская. С того дня, когда Лидия, порфиропродавщица, и начальник филиппийской синагоги обратились ко Христу, там непрерывно проповедовалось Евангелие, и эта проповедь приносила обильные плоды. Хотя буря гонений, воздвигнутых против Павла, и наставила его уйти оттуда, но слово жизни распространялось все более и более и не могло быть заглушено никакими гонениями. Хотя сильные распри того времени – распри между христианами из иудеев и христианами из язычников из-за того, обязателен или нет для христиан Закон Моисеев, – и волновали и приводили в беспорядок все другие христианские общины, хотя всюду, где только ни появлялся святой Апостол для основания Церквей, его преследовали христиане из иудеев, старясь поселять недоверие к нему, однако Церковь Филиппийская никогда не поддавалась этим вредным влияниям и всегда относилась к нему и его проповеднической деятельности с полным доверием, почему и он восклицает в приведенном месте из глубины своего сердца: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Возлюбленные братие! Окидывая своим взором время моего служения у вас, и я могу сказать то же: Благодарю Бога моего, и могу обещать вам, что не только сегодня, но и в продолжение всей моей жизни, пока сохранит мне Бог свет памяти, буду иметь в своем сердце эту благодарность. Пять лет был я архипастырем в стране этой. Все эти годы падают на время моей епископской молодости. Поступив сюда почти на первых порах своего епископского служения, я не обладал еще достаточною опытностью, так что годы, проведенные между вами, были для меня годами практической школы и пастырской науки, когда я должен был не столько учить, сколько учиться, – учиться познавать людей в их разнообразных особенностях, учиться не по книгам, людьми только написанным, но по книге более содержательной, написанной Самим Богом, – по книге человеческого сердца. Возможно ли, чтобы такое время духовного роста и самоусовершенствования когда-либо исчезло из моей памяти? За все время пребывания у вас жизнь моя текла ровно, спокойно, безмятежно. По крайней мере, я не могу припомнить ни одной ссоры, ни одного столкновения, так что во все это время ни разу не заходило солнце во гневе моем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Отче, не введи нас во искушение»? Но старайся и ты, друг, чтобы тебе самому не повредить успеху этой молитвы и самому не ввести себя в то искушение, об избавлении от которого ты молишься. Кто по беспечности отдаст себя в опасность, того она и постигает. Кто, например, принуждал Симона Петра идти во дворец первосвященника, где он подвергся искушению? Избегай случаев, мест и обществ, которые небезопасны для тебя и в которых ты, быть может, не раз уже преткнулся. Вооружайся мужеством противостоять этим соблазнам. Имей общение и братскую любовь с людьми благочестивыми и богобоязненными. Наш Учитель не без основания посылал в мир учеников Своих не поодиночке, а вдвоем или втроем. Бдительно следи за всем, что отдаляет тебя от Бога и Его Спасителя. Не ходи туда, где сидят злые люди и куда не сопровождает тебя Отец Небесный. Не удаляй от себя оружие света – меч духовный, слово Божие, которым Сам Господь отразил искусителя, и молитву к Богу, которая не только в бедах помогает, но от смерти избавляет и которой Он не оставит вне Своего слуха, если ты обращаешься к Нему во имя Его Возлюбленного Сына. Итак, не смущайтесь и утешьтесь, братия, как бы сильно ни нападал на вас диавол, мир и плоть ваша! Наш Бог сильнее всякой силы, восстающей на Него. Если же такой Бог за нас, то кто против нас? Когда апостол Петр, утопая в волнах морских, обратился к Богу с глубокою мольбою, то увидел Его спасающую руку, извлекшую его из волн морских. Он и тебе, среди разбушевавшихся волн искушений, может протянуть эту руку, сказав им свое всемогущее слово: «Здесь – предел ваш, остановитесь!» Он дает бремя по плечам, на которые оно возлагается, и плечи по бремени, которое должны они нести. «Вас», – говорит апостол Павел, – «постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (Кор. 10, 13). Поэтому не отчаивайтесь в вашей надежде, но поднимайте взор ваш горе, к той небесной награде, которую Господь уготовил Своим борцам и победителям. Ибо «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак. 1,12 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В связи с самобытностью Божией стоит и другое еще свойство Божие – Его неизмеримость и вездеприсутствие, по которым Бог беспредельный, во всех отношениях, не подлежит ограничению и местом, Он находится во всяком месте и присущ всякому существу. Указание на это свойство 2-я Мак. книга дает во всех тех местах, где называет Бога всевидящим, следовательно присутствующим при всех действиях людей, как благочестивых, так и нечестивых. Последний из мучеников Маккавеев говорит Антиоху: «Ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога» (VII, 35; XII, 22; XV, 2; XV, 21). Далее, 2-я Мак. книга указывает еще свойство Бога – Его вечность, т. е. что Бог не имеет ни начала, ни конца своего бытия и вообще свободен от всех условий времени. Священники в своих молитвах прямо называют Бога вечным (I, 25). Второй и седьмой мученики высказывают твердую уверенность, что Господь дает им жизнь вечную (VII, 9, 36), которая, очевидно, может быть дана только существом вечным. Но особенно часто указывает и, особенно подробно, раскрывает 2-я Мак. книга свойство Божие – всемогущество (I, 4; VII, 28; III, 34; 1, 25; III, 28; V, 20; VII, 35, 38; VIII, 18; IX, 8; XI, 13; XII, 28). В указанных местах книги всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать, от чего Бог и называется как всемогущим, так и всесильным. По учению 2-ой Мак. книги, всемогущество Божие выразилось в творении мира. Священники в своих молитвах прославляют Бога, как Создателя всех (I, 24). Мать Маккавеев говорит сыну: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (VII, 28). Далее, всемогущество Божие, по учению книги, выражается в промышлении Божием о тварях и особенно о народе еврейском. Иуда Маккавей в своей речи говорит: «Враги наши надеются на оружие и отважность, а мы надеемся на всемогущего Бога, который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Из свойств существа или природы Божией 2-я Маккавейская книга, первее всего, указывает на «беспредельность» Божию, то есть на то, что Бог не только свободен от всякого ограничения и недостатка, но, вместе с тем, и обладает всеми возможными совершенствами и, притом, в высочайшей степени. Елеазар, в своей предсмертной речи, утверждает совершенное ведение Господа (VI, 30). Священники, при жертвоприношении, совершают молитву и в ней прославляют Господа, называя Его не только Царем, Благодетелем, всемогущим и вечным, но Единым Царем и Благодетелем, Единым Подателем всего, Единым праведным и всемогущим и вечным, избавляющим Израиля от всякого зла (I, 24–25); таким образом, по представлению священников Бог не только обладает всеми перечисленными в молитве свойствами, но обладает ими в совершенной, высшей степени и вообще Бог обладает таким совершенством, что совершенства всех других существ, как бы, исчезают пред бесконечным Его величием. Далее, 2-я Мак. книга учит о самобытности Бога, о том, что Бог не обязан бытием своим какому-либо другому существу, a имеет и бытие и все, что ни имеет, от Самого Себя. Учение 1-ой Мак. книги о самобытности Божией следует из того, что Бог является источником всего живущего. Он Создатель всех (I, 24), Он есть Господь жизни и духа (XIV, 46; VII, 23), притом же Оυ есть Единый Царь, т. е. никакого другого царя, никакого другого источника всякого бытия 2-я Мак. книга не признает. В тесной связи с самобытностью Божией стоит другое свойство Божие – независимость. Под именем независимости в Боге разумеется такое свойство, по которому Он и в существе, и в силах, и в действиях своих определяется только Сам Собою, а не чем-либо сторонним, и потому Бог есть самодовольный, самовластный. Это свойство Божие видно уже из представленного учения 2-ой Мак. книги о беспредельности и самобытности Божией, по которым ничто стороннее и не может сообщить что-либо Богу ни в отношении к Его бытию и совершенствам, ни в отношении к Его действиям, так как Он выше всех и всего и Сам является источником жизни всех. Но кроме этого 2-я Мак. книга дает нам и прямое учение о независимости Божией. Независимость Божию ясно исповедует перед всеми Иуда Маккавей. Он, видя наступление многочисленного войска (Никанора), пестроту приготовленного оружия и свирепость зверей, простер руки к небу и призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным (XV, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Эти слова второго прошения поистине суть молитва праздника Пятидесятницы. Когда наступил этот день Пятидесятницы, тогда пришло оно – это царствие Божие и Господь излил благодать Святого Духа в сердца Своих верующих, чтобы они поведали миру великие дела Божии и приготовили Господу людей к прославлению Его имени. Если теперь мы молимся: «да приидет царствие Твое», то выражаем этим такое желание: « «Царю Небесный, Душе Истины! Прииди и вселися в ны» – исполни сердца наши и зажги в них огонь Твоей Божественной любви!» Таким образом, мы просим здесь Небесного Отца, чтобы Он по бесконечной Своей милости сжалился над нашею немощью и бессилием и Сам дал нам Своего Духа Святого, чтобы Евангелие Его царствия нашло путь в сердца наши, преодолев всякое сопротивление со стороны страстей наших, чтобы мы, познав свою слабость в борьбе с грехом «пробудили себя к вере в Его слово и спасительную силу Его благодати, и таким образом сделались истинными чадами и наследниками Его царствия. Если с такими мыслями и чувствами произносишь ты, христианин, эти слова: «да приидет царствие Твое», то смело можешь надеяться, что молитва Твоя истинная, что она дойдет до слуха Отца Небесного и что царство Его придет наверное. Смотри только, чтобы тебе самому не оказаться лжецом в твоей молитве. Старайся больше оставлять места Святому Духу в твоем сердце, чтобы Он беспрепятственно мог делать в нем свое дело, и, не прилепляясь к миру, ищи прежде всего царствия Божия и правды Его. Затем помни, что не ты один нуждаешься в царствии Божием и утешительном пришествии Его Святого Духа и не о себе только молишься ты, когда говоришь «да приидет царствие Твое» к нам. В нем нуждаются и другие, ты просишь его и для других. А потому старайся проложить ему путь в сердца и других. Отверзай двери твоего сердца для всех: и для тех, которые живут близ тебя, и для тех, которые еще далеко от царства Божия блуждают во всех странах мира. Не забывай, что христианская миссия для тебя не постороннее дело, что и ты должен содействовать тому, чтобы имя Божие сделалось известным и язычникам и во всех концах мира проповедуемо было Его слово: «исполнилось время и приблизилось царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1, 15 ). Нет сомнения, что оно, это царствие Божие, как мы сказали уже, придет и без нашей молитвы, но оно должно приближаться и чрез нас, чрез нашу молитву, чрез нашу любовь. Горе нам, если придет оно, это царство славы, если Он Сам, Сын человеческий явится во славе Своей принять Свое царство, а мы оказались бы лжецами, не оправдавшими нашею жизнью то, что так часто произносили устами! В таком случае сама эта молитва , которую мы так часто читаем, и все те души, к которым могло бы прийти царствие Божие, но не пришло по нашей вине, выступили бы свидетелями против нас и тяжко обвинили бы нас пред престолом Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но кроме страха Божия религия предлагает нам, как мы сказали, второе необходимое на нашем жизненном пути средство – «упование на Бога» . Не нова эта мысль, но я уверен, что, говоря об уповании на Бога, я попадаю, так сказать, в саму суть мыслей, возникающих у большинства из нас в день нового года. Ибо как бы далеко ни расходились они в частностях, однако все они сходятся в том, что без веры и надежды на Бога неизвестность будущего производит на человека какое-то тяжелое, подавляющее действие. Я не сделаю, кажется, ошибки, если скажу, что большую часть из нас собрала сюда это именно надежда на Бога, в силу которой более счастливые из нас пришли помолиться, чтобы Бог продлил их счастье и в наступающем году, а несчастные – чтобы Он, хоть в этом году положил конец их бедствиям. Да, как счастливым, так и не счастливым одинаково нужно это упование. Но сообразно приведенному тексту я останавливаюсь сейчас своей мыслью преимущественно на последних, то есть на тех бедствующих наших собратьях, которые вечером еще не знают, чем они по утру утолят свой голод, или прикрывают наготу, или на тех семействах, которые внешне-то еще прикрывают свою нищету, но сердце отца которых давно уже снедается скорбью и заботой, потому что не знает, где взять средства, чтобы предотвратить от себя и детей своих явную нищету. О, вы бедные! Еще нет необходимости и вам предаваться отчаянию. Послушайте, что говорит в утешение ваше Спаситель: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже многих малых птиц» ( Лк.12:6–7 ). Я размышляю далее о тех из наших собратий, для которых жизненный путь в течение минувшего года делается все менее и менее благоприятным, надвигались грозные тучи, и небо становилось все мрачнее и мрачнее, уже ночь бросила на них тень свою, и исчез последний луч надежды на благополучный исход. Но не бойся и ты, странник этой юдоли земной. Не забывай, что над ней царит Тот, Который дает направление облакам, ветрам и воздуху, – Он и для тебя найдет путь, по которому пойдет нога твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Не ты только один нуждаешься в Его отеческой любви и имеешь право называть Его Отцом своим. Есть целая огромная семья чад Божиих. Миллионы людей называют Его вместе с тобою Отцом своим, вместе с тобою молятся Ему и вместе с тобою нуждаются в Его отеческом призрении, в Его ежедневном руководстве и попечении. Они не чужие тебе. Они близкие тебе, они твои братья. Какое же право имеешь ты забывать их в своей молитве? Высокая счастливая мысль! Не здесь только, не в этом только многочисленном нашем собрании, но и в уединенной комнате и всюду, где только я преклоняю пред Ним свои колена, вместе со мною молятся миллионы людей, которые, подобно мне, призваны быть чадами Божиими и, подобно мне, преклоняют свои колена пред Иисусом и во имя Его называют Бога своим Отцом. И эти общие наши молитвы и песнопения несутся горе, к Небу, к престолу Славы Вышнего и сливаются там с хвалебною песнью тех небожителей, которые в своем высшем хоре еще достойнее славословят Его, чем все наши плотские уста здесь, на земле. С таким широким сердцем молится христианин; он молится со всеми и за всех, да и за всех тех, которые еще не признают Его как своего Бога и своего Отца, но нуждаются, однако, в Нем так же, как и мы, которые так же, как и мы, призваны познавать Его как Своего Отца и поклоняться Ему как Своему Богу. Но почему Спаситель наш учит нас к словам «Отче наш» присоединять еще «иже еси на небесех»? Ведь нам известно, что Бог наш вездесущ и нет места во всем Его необъятном мире, где не было бы Его и куда не достигала бы Его рука. По крайней мере, Давид молится Ему такими словами: «Куда пойду от духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» ( Пс. 138, 7– 10 ). Почему же Господь Иисус заставляет нас искать в своей молитве Отца на небе? А по той же причине, по которой и Давид молится: «из глубины воззвах к Тебе, Господи!» ( Пс. 129, 1 ), то есть из глубины бедствия взываю к Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Далее следует указать на пример Лота, и на тот способ, каким дочери соблазнили отца своего на грех . Здесь вино перебродившее показывает себя соблазнителем и обманщиком, разжигателем низменных страстей, виновником нецеломудрия и кровосмешения; с того времени оно тысячи и миллионы людей привело к падению и лишило чести и во все времена показывало себя самым злейшим и опаснейшим врагом доброй нравственности и благоповедения. Сильное царствование Саула и мудрое управление Давида сделали израильский народ великим и могущественным. Но во времена царей вино было причиною нравственного расслабления, греха и порока. Довольно указать на Аммона, Авесалома и сестер его. Выходя из этой точки зрения, не трудно понять, почему Давид представляет гнев и наказание всемогущого в образе сосуда в руке Иеговы, наполненного кипящим опьяняющим напитком. Он напояет из этого сосуда живуших на земле, и скорбь и ужас является последствием этого. Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожди ее будут выжимать и пить все нечестивые земли ( Пс.74:9 ). И далее говорится: Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался... Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления (опьянения) ( Пс.59:3, 5 ). Здесь перебродившее, опьяняющее вино характеризуется прямо и решительно, как средство суда и наказания. Какое место занимает по отношению к вину мудрый Соломон, где он говорит: «Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей» ( Еккл.2:3 ). То, что мудрый Соломон считает необходимым, чтобы составить себе безпристрастное понятие о том, что составляет благо для человека, и чтобы постигнуть, что такое глупость, это должно быть рекомендуемо еще и сегодня (и, может быть, сегодня в особенности) тем, которые призваны и воображают себя призванными быть вождями и учителями. Но особенно необходимо рекомендовать это, как уже замечено, таким людям, которые задаются целью писать по алкогольному вопросу. Подтверждение этого мы находим в Притчах Соломона, где говорится: „Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающейся ими, неразумен” ( Притч.20:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но есть некоторые из вас, которые отвергают будущее воскресение. Таковым я говорю, что если мы не воскреснем, если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес и, следовательно, фальшива наша проповедь и суетна наша вера. Но Христос, несомненно, воскрес из мёртвых, а потому и мы воскреснем. Он именно воскрес как первенец всех умерших, как первообраз нашего воскресения и как неопровержимое доказательство, что и мы воскреснем для бессмертной жизни. Но скажет кто-нибудь, как же воскреснут мёртвые, в каком теле они придут, возможно ли, чтобы наши тела, превратившиеся в прах, снова ожили. Такому я отвечаю: «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет». Так и с нашим воскресением: «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное». И это произойдёт «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (сделаемся нетленными). «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор.15:36, 42–44, 52, 54–55 ). А в Апокалипсисе пишет святой Иоанн: «увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом... и судимы были мертвые по написанному в книгах» ( Откр.20:12 ). Какая высокая и утешительная истина! Она убеждает, что наши тела некогда воскреснут, так как Всемогущий Бог силён воскресить их, и что это соответствует Его мудрости и правосудию, и что, наконец, Он решительно заверяет нас, что Он это сделает. Но не для всех это воскресение будет радостным и утешительным. По учению Господа, только праведные воскреснут для вечной жизни, а нечестивые – для строгого осуждения и вечного мучения. Как же мы должны пользоваться телом, чтобы оно воскресло для верной жизни? Для этого нет надобности мучить и безмерно изнурять наше тело, но мы не должны и изнеживать его и потворствовать ему удовлетворением всех его желаний, как это делают некоторые неразумные матери в отношении детей своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010