Иуда рассказал им и о том заступлении, какое получали их предки (VIII, 18, 19; VII, 38; III, 28; XV, 24). Всемогущество Божие выразилось и в промышлении Его о храме Иерусалимском. Илиодор, за оскорбление храма, явно был наказан и познал на себе всемогущество Божие (III, 22–30). Антиоху удалось войти в святейший во всей земле храм, но это потому, что самое место, сделавшись причастным бывшим народным несчастиям, приобщилось, потом, благодеяний Господа и, быв оставлено Всемогущим во гневе, опять, с умилостивлением Владыки, воссияло во всей славе (V. 15–20). Тот же Антиох сокрушен был (IX, 11) за новую попытку разрушить священный город Иерусалим и храм Божий. Всемогущество Божие выражается, наконец, и во всех чудесах Божиих. Иуда Маккавей при наступлении Никанора «призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным». В молитве своей он так говорил: «Ты Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела перед нами на страх и трепет врагам. Силою мышцы Твоей да будут поражены пришедшие с хулением на святый народ Твой» (XV, 21–24). Все приведенные нами свойства Божии: беспредельность, самобытность, независимость, неизмеримость и вездеприсутствие, вечность и всемогущество, по учению 2-ой Мак. книги, одинаково относятся как вообще к природе – существу Бога, так и к обеим силам ее – уму и воле. Но, кроме этих общих свойств Божия существа и Его сил – ума и воли, 2-я Мак. книга дает нам учение и особо о свойствах ума Божия и особо о свойствах воли Божией. Свойства ума Божия – это те, которые принадлежат только уму Божию. Ум Божий 2-я Мак. книга рассматривает с двух сторон: сам в себе и в отношении к действиям Божиим. Ум Божий сам в себе, 2-я Мак. книга называет всеведением и, под этим свойством, разумеет не только то, что Бог знает все, но что Он знает все совершеннейшим образом. Старец Елеазар в своей предсмертной речи прямо заявляет, что «Господу, имеющему совершенное ведение, известно» его внутреннее настроение (VI, 30; XV, 21); по этому свойству Бог, во 2-ой Мак.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

книге, называется «всевидящим» (XII. 22; XV, 2). Ум Божий, в отношении к действиям Божиим, является высочайшей премудростью, которая состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и наилучших средств и, вместе, в совершеннейшем искусстве прилагать последние к первым; таким образом премудрость Божия – это есть самый разум Божий, рассматриваемый с деятельной стороны. Указание на премудрость Божию можно видеть в речи матери мучеников-Маккавеев, когда она говорила сыну своему о сотворении Богом неба и земли и о природе человека (VII, 23, 28). Указание на премудрость Божию можем видеть мы и в речах Иуды Маккавея о том, как Бог оберегал всегда Свой еврейский народ (VIII. 18–20). Волю Божию, как и ум, 2-я Мак. книга рассматривает саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае, 2-я Мак. книга воле Божией приписывает высочайшую свободу и, по свободной деятельности, совершеннейшую святость. Высочайшую свободу 2-я Мак. книга приписывает воле Божией в том смысле, что Бог определяет Себя к деятельности, совершенно независимо от всякой необходимости или принуждения, как внешнего. так и внутреннего, и единственно на основании представлений своего совершеннейшего разума. Бог избирает, что хочет, и осуществляет, избранное, как хочет. Про Иуду Маккавея говорится, что он перед сражением простер руки к небу и призывал Господа, творящего чудеса и всевидящего, зная, что не оружием одерживается победа, но Сам Он, как Ему угодно, дарует победу достойным (XV, 21). Совершеннейшую святость воле Божией 2-я Мак. книга приписывает в том смысле, что Бог совершенно чист от всякого греха и даже не может согрешать, во всех же тварях Бог любит только одно добро и ненавидит зло. Священники, в виду опасности, грозившей храму от Никанора, так молятся: «И ныне, Святый Господи всякой святыни, сохрани на веки неоскверненным сей недавно очищенный дом, и загради и уста неправедные (XIV, 36). Рассматривая волю Божию в отношении к тварям, 2-я Мак. книга приписывает ей бесконечную благость, совершеннейшую истинность и верность и бесконечное правосудие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но если уже несчастье постигло тебя, то и в этом случае не теряй надежды. Знаю, что этим я не возвращу понесенных тобою убытков, не исцелю постигшей тебя болезни, не устраню смерти, похитившей у тебя самое дорогое в жизни, и однако прошу тебя – не жалуйся, не ропщи, ты не знаешь мудрых путей любящего тебя Бога; а если бы ты знал их, то сказал бы: все, что делает Бог , дается к лучшему. Что причиняет скорбь плотскому человеку, то может заключать в себе истинное благодеяние для человека духовного. Вникни в себя, не получил ли и ты такое благодеяние в твоей скорби? И если в дни своих несчастий ты научился не привязываться своим сердцем к земным предметам, от непорочности и скоротечности их обращать свой взор к постоянному, вечному, при смерти близких думать о том, что будет по смерти – то ты поистине получил это благодеяние. Каждый, кто хочет быть учеником Христа, должен, конечно, и учиться в Его школе. А эта школа есть школа страданий, крестная школа, которая учит смотреть на бедствия, как на испытание нашей духовной способности. Если ты считаешь себя слишком обиженным твоим низким положением и изнываешь от зависти, смотря на других, выше тебя поставленных собратий, то помни, что чем выше поставлен человек, тем тяжелее бывают для него испытания. Но «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни» ( Иак.1:12 ). Братия! Мы не знаем, что принесет каждому из нас новый год, но священная обязанность наша – быть готовыми на все, что он может принести. Ничего, конечно, не будет предосудительного и противного религии в том, если мы будем просить у Отца своего Небесного лучшей доли, но это мы должны делать с тем, однако, ограничением, чтобы в то же время быть готовыми к безропотному перенесению и худшего жребия, если Богу угодно будет послать нам таковой. Все что снисходит свыше от Отца светов, есть «дар совершенный» ( Иак.1:17 ). Отец не может отречься от Своего отцовского сердца, хотя Он отвращает иногда Свое лицо, но никогда не отвращает Своего сердца. Отдадимся же поэтому Его воле. И если затем поднимутся бури жизни, и наша лодка сделается игрою ветра и волн, то что из того? Сбросим якорь христианской веры и надежды, положимся всецело на Бога – Он может спасти. Он спасет нас! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если успеешь в этом, то ты спас его, произвёл в нём нравственный переворот и возвратил на путь добра, ибо, как говорит святой апостол Иаков: «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ); «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» ( Мф.18:16 ), – продолжает Господь, то есть если первая попытка твоя к обращению грешника останется без последствий, то усугубь свои увещания, поставь дело гласно, сделай обидчику наставление при свидетелях, чтобы слова твои в их присутствии имели более силы и он, видя их единомыслие с тобой, тем скорее пришёл к сознанию своего греха и исправлению, ибо Спаситель – как говорит святитель Иоанн Златоуст – ищет пользы не оскорблённого только, но и оскорбившего. «Если же не послушает их, скажи церкви» ( Мф.18:17 ), то есть если и перед лицом свидетелей останется он непреклонным, а твои убеждения к исправлению без успеха, в таком случае ты вправе заявить об этом обстоятельстве представителям Церкви, дабы эти последние, в присутствии общества, ещё публичнее и убедительнее сделали ему вразумление и ещё настойчивее потребовали от него исправления. «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), то есть если он настолько окажется закоснелым в своём порочном направлении, что пренебрежёт и священным авторитетом церковных представителей, окажет и им явное и упорное сопротивление, тогда уже представители Церкви вправе отлучить его, как упорного и неисправимого, от своего общества и низвести его на степень таких людей, которые совсем не принадлежат к Церкви. Что же касается до самого судебного решения или приговора, определяемого здесь церковной властью, то несомненно, что под ним разумеется отлучение от Церкви, анафема и слова: «эсто си оспер о эфникос кэ о тэлонис» суть не что иное, как прямая заповедь Спасителя об отлучении. В самом деле, если мы поближе рассмотрим политическое и религиозное отношение, в каком находились иудеи к язычникам и мытарям, то нас поразит здесь резкий рубеж разобщения и взаимного исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В предыдущих случаях мы имели дело с перебродившим алкогольным вином; но несомненно верно, что в те времена обыкновенно употребляли, как напиток, и неперебродившее вино и очень высоко последнее ценили; это видно из истории Иосифа в темнице. Здесь в рассказе виночерпия говорится:„И чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу в руку фараону” ( Быт.40:11 ). Иосиф же растолковал ему этот сон следующим образом: „Чрез три дня фараон вознесет главу твою, и возвратит тебя на место твое и ты подашь чашу фараону в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием”. Ясно, что здесь речь идет о неперебродившем, безалкогольном виноградном соке; таковой, следовательно, пили за столом Египетских царей. Ориенталист профессор Розенмюллер выводит отсюда такое заключение, что за столом египетских царей дозволяемо было пить не другое какое либо вино, как только неперебродившее; что это было правилом, обычаем, в этом можно убедиться из прибавки: „по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием”. Равным образом и иудейский писатель Иосиф Флавий, который делает упоминание о сне, снова опять называет этот сок из ягод вином. Еще большую уверенность в употреблении евреями неперебродившого вина, как напитка дает нам повествование о празднике Пасхи. При учреждении ея нет речи ни о каком питьи, но прямо говорится :«Ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества сынов израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той» ( Исх. 12:19 ). И далее говорится: «Не ешь с нею кваснаго; семь дней ешь опресноки, хлебы бедствия» ( Втор. 16:3 ). К этому английский профессор Стюарт делает такое примечание, что слово „есть” в Библии в очень многих случаях употребляется для обозначения всякого вкушения за обедом, вкушения не одной только пищи, но и пития. Слово есть, по нему, значить „вкушать”, „употреблять”, „наслаждаться”. В этом же смысле оно всегда было понимаемо и истолковываемо и раввинами, и можно привести множество свидетельств на то, что впоследствии ортодоксальные иудеи во время этого праздника далеко держали себя не только от тех яств, но и от тех питий, которые подвергались процессу брожения. Смотри соч. Мейера „Иудеи, их обряды и церемонии”, где говорится: „в течении всей Пасхи не позволялось употреблять ни квасных яств, ни перебродивших напитков, согласно Библейским предписаниям” (см. Исх.12:15, 19, 20 ; Втор.16:3–4 ). Нет нужды подкреплять справедливость сказанного дальнейшими свидетельствами раввинов, так как уже здравый человеческий разум может подсказать, что неразумно и нелепо было бы запрещать осквернение чрез брожение в пище и в тоже время дозволять его в питии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Изумленные при этих словах, ученики сказали: кто же может спастись? ( Мк.10:26 ). И вот в ответ на эти слова Иисус и сказал: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу ( Мк.10:27 ). И на нас, отцы и братие, выходящих на борьбу с таким сильным врагом, как пьянство, без сомнения, смотрит сейчас Господь тем же испытующим оком, и к нам обращается с теми же словами, и нам Он хочет преподать то же наставление, какое преподал некогда ученикам Своим. Что же Он хочет сказать нам? Он хочет сказать: 1 . Всегда сознавайте в трудностях вашего дела ваше собственное бессилие! 2 . Но не теряйте надежд на ту Силу, Которая всё может. I. Человеческому сердцу и вообще трудно отказаться от того, к чему оно имеет сильную привязанность и что сделалось для него идолом; но есть такие идолы, отречься от коих бывает по преимуществу трудно. К числу последних относится, например, идол мамоны или богатства, о коем Спаситель говорит, что человеческая сила не может разорвать привязанности к нему: человекам это невозможно. И наше ныне открываемое противоалкогольное Общество поставило себе задачей вести борьбу тоже с идолом, и притом таким ужасным, сила которого несравненно более, и во всяком случае распространена шире, чем мамона. Ибо он имеет много жертв и поклонников во всех сословиях и слоях народа, между богатыми и бедными, знатными и простолюдинами, старыми и юношами, мужчинами и женщинами. Да, как непреодолимый деспот, разрушающий благо отдельных лиц, семейств и целого народа, ходит он между нами и никогда еще его могущество не было так грозно, как в настоящее время. Поистине, если к какому начинанию приложимо изречение: человекам это невозможно, так это именно к попытке преодолеть страсть к пьянству. Когда наступает эпидемия, тогда всё предпринимают для того, чтобы устранить опасность и не дать ей распространиться. Но о бедствии пьянства, к сожалению, приходится сказать словами пророка Иеремия ( Иер.5:3 ): Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Не во вкушении самом в себе здесь дело, не идоложертвенное мясо или вино сами по себе составляют вред, не то оскверняет человека, что входит в него, но нечто совершенно другое, чем вкушение, пища и питье, а именно: в Рим.14:21 говорится: Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твои претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Таким образом, суть дела заключается в том, к чему приводит пример, а потому-то апостол Павел так убедительно и предостерегает от злоупотребления не алкоголическими напитками – нет, а от злоупотребления христианской свободой. Вот на что преимущественно должны обратить внимание те, которые ссылаются против нас на апостола Павла, на учение его о том, как нужно пользоваться свободой! Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных ( 1Кор.8:8 ). Но как стоит дело в этом отношении в настоящее время? Все те, которые хмельные напитки употребляют как вкусовое средство, только для удовольствия, содействуют распространению этой вредной привычки между своими собратьями. Те, которые пьют умеренно, могут соблазнить более слабых своих собратий, увлечь к употреблению того, что хотя они сами и могут преодолеть, но что может оказаться выше сил слабых братий и погубить их. Эта кажущаяся безопасность может подвергнуть их великой опасности. Тысячи людей, которые умерли пьяницами, сделались таковыми потому, что в своей жизни подражали умеренно пьющим. В этом, а не в другом каком-нибудь смысле, следует понимать выражение и профессора Бунге: «умеренные суть соблазнители». Такие люди несут ответственность за принудительное питье, которое приводит очень многих к погибели. Пусть эти «умеренные», которые, идя против нас, базируются на своей христианской свободе, вспомнят, что говорит апостол Павел: Всем не позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Речи с таковым содержанием, взятым из такого источника, которого никогда нельзя исчерпать, – из той самой жизни, в которой вращаемся мы и те, к коим мы говорим, не могут не быть интересными, не производить соответствующего благотворного впечатления, ибо «что берется из жизни, то лучше и воспринимается жизнью», сказал один из ученых. Я позволю себе назвать здесь и некоторые тексты, на которые, по моему мнению, лучше всего говорить такого рода проповеди: Не убий ( Исх.20:13 ); тема: «алкоголь – яд, коим многие убивают и тело и душу». Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ); тема: «алкоголь есть яд – самый опасный и губительный враг человека». Вино и музыка веселят сердце, получше того и другого – любовь к мудрости ( Сир.40:20 ); тема: «умеренное употребление вина, как дара Божия, позволительно, но пьянство – грех, губящий и душу и тело». Не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится (Лκ.1:15); тема: «детям, как своим, так и чужим, никогда и ни одной капли не нужно давать спиртных напитков». Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом ( Еф.5:18 ); тема: «неумеренное употребление алкоголя есть причина нравственного падения и нарушения целомудрия, так как в состоянии опьянения человек теряет рассудок и силу воли». Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той ( Лк.21:34 ), т.е. пагуба; тема: «возрастающее пьянство грозит великим бедствием всему человечеству: вырождением, одичанием и озверением». Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться ( 1Фес.5:6 ); тема: «обязанность всех принимать участие в борьбе с пьянством». Все подвижники воздерживаются от всего ( 1Кор.9:25 ); тема: «алкоголь в борьбе за существование». Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своим и руками ( Притч.14:1 ); тема: «женщина, мать семейства, и алкоголь». Благоразумная мать не дает своим детям ни капли вина, забоится об их обучении, делает домашний очаг приятным для мужа, воспитывает и в дочерях своих чувство семейности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Профессор Гарнак озаглавливает свое произведение: «Библия и алкогольные напитки». Он трактует преимущественно о вине. Ему сначала необходимо было бы доказать, что все то, что у евреев называлось вином, было всё без изъятия напитком алкогольного свойства, но он это, как сказано выше, обошел совершенным молчанием; это фальшиво не только по смыслу и духу Писания, но и по буквальному смыслу слова. Здесь ближайшим образом дело идет о еврейском слове iajin, которое в Библии встречается 140 раз и которое означает виноградное вино. Iajin‘oм был опьянен Ной, iajin веселит сердце человека, и об iajin‘e говорится у Исаии ( Ис.16:10 ): Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах; Я прекратил ликование. Точно так же говорится и у Иеремии ( Иер.48:33 ): Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песням и; крик брани будет, а не крик радости. Вытекает ли отсюда, что iajin, то есть вино, всегда в Библии обозначает перебродивший напиток? – Нет! Напротив: iajin в Библии есть генерическое выражение (родовое понятие) для обозначения виноградных ягод и виноградного вина, перебродившего и неперебродившего, алкогольного и неалкогольного, опьяняющего и неопьяняющего. Вместе с словом «мост» (виноградный сок) обыкновенно всегда повторяется слово «тирош»; это последнее слово мы встречаем в Библии 40 раз. Тирош очень часто ставится наравне с зерновым хлебом и маслом (собственным оливковым маслом) и восхваляется как благодатная вещь. Единственное исключение отсюда составляет стих главы Осии ( Ос.4:11 ), где говорится: блуд, вино (тирош) и напитки завладели сердцем их. Однако здесь, может быть, указывается на то, что образ жизни, который служит только удовлетворению естественных животных влечений, отдаляет сердца людские от Бога, а может быть, и опьяняющее действие «моста» при наступлении брожения. – Кто может это доказать? Из этого сопоставления с хлебом и маслом и из мест Втор.11:14 ; Ис.65:8 и в особенности Мих.6:15 (будешь сеять, а жать не будешь; будешь давить оливки, и не будешь умащаться елеем; выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь), ясно видно, что «тирош» близко стоит к виноградному грозду и к человеческому питанию именно в таком же отношении, как и хлебное зерно. Он некоторым образом обозначает сырой, невыделанный продукт. Но так как теперь iajin часто стоит в связи с хлебом, то, с другой стороны, возможно заключить, что этим словом обозначается и часть винограда, готовая совсем для употребления. Он мог быть перебродившим и неперебродившим, мог быть даже просто виноградною кистью, гроздом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если мы крепко запомним это и воспроизведем при этом еще слова Христа при установлении Евхаристии: отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вам и новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:29 ), и совершенно согласные с этим слова: Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием ( Мк.14:25 ), – то вышеприведенное толкование, говорящее о том, что здесь идет речь о натуральном соке виноградных ягод, едва ли может показаться натянутым и сомнительным. Этот не подвергшийся брожению сок есть тот плод виноградный, о коем говорит Спаситель. Напротив же, перебродивший алкогольный напиток есть не натуральный уже продукт, но искусственный – продукт дрожжевого грибка и изобретательности человека. Фарисеи того времени, называвшие Христа винопийцею ( Мф.11:19 ), не называли ли Его также и богохульником ( Ин.10:33 )? Хотя ниоткуда не видно, что Христос пил то, что теперь обыкновенно называют вином, однако многие из фарисеев и нашего времени желают пользоваться Им для прикрытия своей собственной слабости. С этою, конечно, целью стараются иные установить «винную заповедь» – то есть заповедь употреблять именно алкогольное, опьяняющее вино, якобы данную Христом, которую Он, однако ж, никогда не давал. Так как мы находим в Библии очень много таких мест, где вино прославляется как дар Божий и ставится на одну ступень с хлебом и маслом, то из этого уже мы должны заключить, что оно было понимаемо не как только вкусовое средство, но и как необходимое средство питания. Но далее мы знаем, что не подвергшийся брожению сок виноградный действительно близко подходит по его питательному достоинству к молоку (особенно к молоку матери); наконец, знаем мы и то, что сахар, который представляет главную питательную ценность, вследствие брожения, вследствие деятельности грибка большею частью превращается в алкоголь и углекислоту, от чего питательное свойство виноградного сока существенно уменьшается и даже совсем уничтожается. Это верно наблюдали и отмечали и в то время, и сам профессор Гарнак приводит косвенное на это доказательство – Книгу пророка Захарии ( Зах.9:17 ), где вино восхваляется за то, что оно одушевляет язык отроковицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010