Ты не много имеешь силы. Это вполне приложимо и к нашей противоалкогольной церковной дружине. И наши церковноприходские общества трезвости и немногочисленны и, за исключением двух-трех столичных обществ, малоизвестны. Не много у них культурных сил, еще менее материальных. Особенно же мала эта сила в сравнении с той страшной силой, с которой мы, собственно, и ведем борьбу свою. Как неприступная, несокрушимая крепость, стоит среди нашего народа эта страсть к винопитию с тысячами тысяч поводов и соблазнов к своему удовлетворению, с завладевшими всей народной жизнью нравами и обычаями, воззрениями и предубеждениями. Всё взято в плен этим тираном: и труд и удовольствия, и палаты богачей и убогие хижины бедняков, и ремесленные и учебные заведения, и воскресный и будничный день, и золотой утренний час и драгоценный вечерний покой, и зрелый мужской возраст и цветущая юность до нежного детства включительно – всё сокрушает и губит он, и никакое зло не может сравниться с ним по его опустошительным последствиям. Но эта страшная разрушительная сила пьянства есть одно только из орудий в руках еще более могущественного деспота. Страсть к пьянству есть только одно из многих применений похоти плоти, которые неразрывно связаны между собою. И против этой-то силы мы должны вести борьбу? – Поистине, и у нас не много силы для такой борьбы. Но небольшая Филадельфийская община, которой некогда Господь сказал это слово, несмотря на ее слабые силы и малоизвестность, имела, однако ж, в Его глазах цену и значение. Ибо Он говорит Ангелу ее: Знаю твои дела... ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Ты сохранил Мое слово. Как ни силен был поток языческих нравов и обычаев, предрассудков и заблуждений, угрожавший смыть с лица земли всё христианство, но он не мог увлечь за собою Филадельфийской общины. В непоколебимой вере она твердо держалась учения Христа, того слова о Кресте, которое иудеям казалось соблазном, а эллинам безумием ( 1Кор.1:23 ). И не отрекся имени Моего. Как ни велика была ненависть ко Христу и ни язвительны были насмешки над Его именем, но эта община безбоязненно исповедала Его, и не устами только, а и делом, памятуя слова: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ). Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает ( Рим.14:21 ). Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать ( Рим.15:1 ). Так поучает собственным примером своим великий апостол Христов Павел. А златословесный истолкователь его заветов, святой Иоанн Златоуст , из глубины пятнадцати веков шлет нам свой завет: «Многие составляют товарищества для гулянья и пьянства – составляй и ты товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству». Не то же ли говорят, не к тому же ли властно и безусловно призывают нас и наша пастырская совесть и наш пастырский долг? Ныне время особенно благоприятное для такого святого начинания: грянул гром брани, и, осеняя себя крестным знамением, пошли наши христолюбивые воины на защиту веры, Царя, Отечества и страждущих братий наших славян, пошли многие на явную и вместе славную смерть; пойдем и мы на домашнего злейшего врага, которого народ называет зеленым змием, призовем народ к обетам трезвости во имя любви к Родине, любви к тем, кто там, на полях брани душу свою полагает за други своя, по заповеди Господней ( Ин.15:13 ). Скажем русским людям: если опьянение есть всегда грех, всегда вред душе и телу, то во дни бедствий войны, когда льется кровь братий наших, сугубо грешно, сугубо стыдно, позорно предаваться пьянству... Вот время, когда душа народная ближе к Богу, чем когда-либо, когда она имеет нужду в благодатном утешении Церкви, в ее руководстве и наставлении. Будем объединять вокруг себя людей твердых в вере, крепких в борьбе с сим злом, будем вместе с ними поддерживать слабых волею и духом, призовем в доброе сотрудничество с собой и родителей, и начальствующих, учащих и воспитывающих в школах, жен, поставленных на страже детской колыбели и домашнего очага, – пусть все, кто и как может, вложат на это святое дело, в этот подвиг спасения парода всю силу своей любви и убежденного слова и увлекающего примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Далее следует указать на пример Лота и на тот способ, каким дочери соблазнили отца своего на грех. Здесь вино перебродившее показывает себя соблазнителем и обманщиком, разжигателем низменных страстей, виновником нецеломудрия и кровосмешения; с того времени оно тысячи и миллионы людей привело к падению, лишило чести и во все времена показывало себя самым злейшим и опаснейшим врагом доброй нравственности и благоповедения. Сильное царствование Саула и мудрое управление Давида сделали израильский народ великим и могущественным. Но во времена царей вино было причиною нравственного расслабления, греха и порока. Довольно указать на Амона, Авессалома и сестер его. Исходя из этой точки зрения, нетрудно понять, почему Давид представляет гнев и наказание Всемогущего в образе сосуда в руке Иеговы, наполненного кипящим опьяняющим напитком. Он напояет из этого сосуда живущих на земле, и скорбь и ужас является последствием этого. Ибо чаша, говорится в Пс.74:9 , в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли. Здесь перебродившее, опьяняющее вино характеризуется прямо и решительно как средство суда и наказания. Какое место занимает по отношению к вину мудрый Соломон, это видим мы у Екклезиаста ( Еккл.2:3 ), где он говорит: Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей. То, что мудрый Соломон считает необходимым, чтобы составить себе беспристрастное понятие о том, что составляет благо для человека, и чтобы постигнуть, что такое глупость, это должно быть рекомендуемо еще и сегодня (и может быть сегодня в особенности) тем, которые призваны и воображают себя призванными быть вождями и учителями. Но особенно необходимо рекомендовать это, как уже замечено, таким людям, которые задаются целью писать по алкогольному вопросу. Подтверждение этого мы находим в книге Притчей Соломона ( Притч.20:1 ), где говорится: Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

При виде этого бедствия может ли оставаться равнодушным тот, в ком есть чувство сострадания к ближним? Бедствие это настолько велико, что не поддается описанию. Оно захватывает все слои, все положения общества. Во многих местах подвергается этому пороку уже и женщины и девицы, подростки и даже дети, и, по мере того как переполняются трактиры, гостиницы и увеселительные места, пустеют Божии храмы, разрушается семейная жизнь, падают дисциплина и нравы, возрастает страсть к чувственным наслаждениям и недовольство жизнью. Как овцы, не имущие пастыря, бродят толпы этих несчастных по распутьям мира или несутся без якоря и кормчего по опасному житейскому морю, пока наконец не потерпят крушения. Тысячи вздыхают в этих безутешных условиях. Кто исчислит слезы и воздыхания жен и детей, которые ежедневно, часто до полночи, должны ждать возвращающегося пьяного отца, который приходит не как супруг и отец, но как жесткий тиран, который часто бьет их до крови и выгоняет из дома, так что и самая жизнь их бывает небезопасна? Какую страшную силу проявляет сатана чрез этот напиток и в какой ад превращает он многие дома и семейства! Как вырывает он из сердца последний остаток любви и сеет ненависть и раздор между супругами, которые перед лицем алтаря давали обет быть верными друг другу и делить радости и горе да самой смерти! И как все наши психиатрические больницы наполняются страдающими белой горячкой, которые пропили свой разум и в припадках сумасшествия преследуемые ужасами не могут находить себе покоя! Положение ужасное, безотрадное. Где искать спасения? Одна человеческая помощь здесь была бы бессильна. Но, благодарение Богу, мы не одиноки, у нас есть Спаситель, Который один может помочь нам, Который Сам сказал, что Он для того и пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Какая спасительная сила исходила от Него, когда Он ходил по городам и селениям... исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф.9:35 )! Эта же спасительная сила исходит от Него и теперь, как это можно видеть из следующей, например, истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Одно из величайших бедствий нашего народа – есть порок пьянства, уносящий тысячи и миллионы несчастных жертв. Когда посмотришь на это бедствие, то невольно приходится воскликнуть словами пророка: О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего ( Иер.9:1 ). Кто видит это бедствие, у того не может не сжаться сердце, тот не может безучастно отнестись к делу борьбы с этим бедствием. Как некогда святой Георгий Победоносец день и ночь думал о том, как убить того дракона, который опустошал народ и страну и пожирал пастухов и овец, так следует крепко подумать и нам, каким образом может быть побеждена страсть к пьянству – этот многоглавый змий, отнимающий счастье у целых семейств и всего нашего народа. К этому приглашает нас Господь в тех, следующих ниже словах, которые я хочу положить в основание настоящей речи. Это один из важнейших моментов в жизни нашего Господа, который (момент) изображает это место Священного Писания. В субботний день Господь входит в синагогу Своего родного города Назарета, где Он был воспитан. Там по обыкновению Он пожелал прочитать нечто из Священного Писания. И когда подали Ему книгу пророка Исаии и Он развернул ее, то открылось следующее место ( Ис.61:1–2 ), где пророк говорит о грядущем Мессии: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами ( Лк.4:16–21 ). Таким образом, Он прямо заявляет, что пророк сказал эти слова о Нем и что Он есть обетованный Спаситель, посланный взыскать и спасти погибших. Такова была Его священная миссия, и этим Он подал пример и нам, чтобы и мы шли за Ним и творили то же. Такова священная миссия и нашей Церкви, и наших церковных Обществ трезвости, имеющих своею задачей спасать во имя Господа несчастный народ наш от пьянства и расторгать узы, которыми связал его князь мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Последнее особенно важно в настоящее время. Многие из жен, жалующихся на пьянство мужей своих, сами бывают виноваты в этом, так как надолго оставляют своих мужей дома одних, проводя время с своими жалобами у соседок и не стараясь приводить в порядок своего дома и хозяйства. Каин, что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт.4:10 ); тема: «не соблазняй твоего брата на водкопитие». В высокой степени прискорбно бывает видеть, как иного пьяницу, который с неимоверными усилиями борется с своею злой наклонностью, несмотря на его сопротивление, друзья его, товарищи безумнейшим образом толкают и склоняют к дальнейшему пьянству. И мне нередко приходилось слышать из уст врачей жалобу на то, что друзья и знакомые их пациентов часто бывают самыми злейшими их врагами. Редко где совесть человека так шатка, как здесь, тогда как нигде так не нужна строгость с ее стороны, как именно здесь. Равным образом немало можно найти текстов, пригодных для такого рода тем и в других местах Священного Писания. Таковы, например, следующие изречения: У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного ( Притч.23:29–30 ). Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: “подавай, и мы будем пить!” ( Ам.4:1 ). Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином ( Ис.5:11 ). Впрочем, была бы только охота говорить об этом, а в темах недостатка не будет. Не очень давно один из священников, ревнителей трезвости, мне рассказывал, что он вышел однажды сказать проповедь против безнравственности, но при этом и сам не заметил, как перешел он к сестре ее – страсти водкопития – так рос материал в руках его, и он, вместо предполагавшейся одной, сказал одну за другой целых три проповеди против алкоголизма. Так следует делать и всем нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но прежде чем говорить вообще об отношении Библии к вину, рассмотрим поближе вопрос о том, когда и где следует в Библии под словом «вино» разуметь перебродивший, опьяняющий напиток и когда и где неперебродивший виноградный сок. В предыдущих случаях мы имели дело с перебродившим алкогольным вином; по несомненно верно, что в те времена обыкновенно употребляли как напиток и неперебродившее вино и очень высоко последнее ценили; это видно из истории Иосифа в темнице ( Быт.40:11 ). Здесь в рассказе виночерпия говорится: и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону. Иосиф же растолковал ему этот сон следующим образом: через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием ( Быт.40:13 ). Ясно, что здесь речь идет о неперебродившем, безалкогольном виноградном соке; таковой, следовательно, пили за столом египетских царей. Ориенталист профессор Розенмюллер выводит отсюда такое заключение, что за столом египетских царей дозволяемо было пить не другое какое-либо вино, как только неперебродившее; что это было правилом, обычаем, в этом можно убедиться из прибавки: по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием. Равным образом и иудейский писатель Иосиф Флавий, который делает упоминание о сне, снова опять называет этот сок из ягод вином. Еще большую уверенность в употреблении евреями неперебродившего вина как напитка дает нам повествование о празднике Пасхи. При учреждении ее нет речи ни о каком питье, но прямо говорится: семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества сынов Израилевых, пришлец ли то, или природный житель земли той ( Исх.12:19 ). И далее говорится: Не ешь с нею [с Пасхою] квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедствия ( Втор.16:3 ). К этому английский профессор Стюарт делает такое примечание, что слово «есть» в Библии в очень многих случаях употребляется для обозначения всякого вкушения за обедом, вкушения не одной только пищи, по и пития. Слово «есть», по нему, значит «вкушать», «употреблять», «наслаждаться». В этом же смысле оно всегда было понимаемо и истолковываемо и раввинами, и можно привести множество свидетельств на то, что впоследствии ортодоксальные иудеи во время этого праздника далеко держали себя не только от тех яств, но и от тех питий, которые подвергались процессу брожения. Смотри сочинение Мейера «Иудеи, их обряды и церемонии», где говорится: «В течение всей Пасхи не позволялось употреблять ни квасных яств, ни перебродивших напитков, согласно библейским предписаниям». Сличи Исх.12:15, 19–20 : Втор.16:3–4 . Нет нужды подкреплять справедливость сказанного дальнейшими свидетельствами раввинов, так как уже здравый человеческий разум может подсказать, что неразумно и нелепо было бы запрещать осквернение чрез брожение в пище и в то же время дозволять его в питии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Далее в приведенном нами стихе заслуживает нашего внимания еще слово «да испросит», которым Бог заповедует израильтянам потребовать себе от египтян разного рода сокровищ, что подтверждается и другими местами ( Исх.11:2, 12:35 ). Следовательно, эти сокровища должны были по праву и справедливости принадлежать евреям, если Сам Бог уполномачивает на это требование. И действительно, евреи не были пленниками египтян, а только пришельцами египетскими, поэтому они имели полнейшее право на награду за те многолетние и изнурительные труды и работы, которые несли они для египтян и которыми, вопреки всякой справедливости, так долго мучили их египетские фараоны. Сверх того, евреи не с пустыми руками вошли в Египет, но перенесли с собой при своем переходе сюда и все свои сокровища и богатства. «И отправился Израиль со всем, что у него было, – читаем мы у бытописателя, – и взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, – Иаков и весь род его с ним» ( Быт.46:1–6 ). А если они не с пустыми руками пришли в Египет, то справедливость требовала, чтобы они и вышли оттуда также не с пустыми руками, а захватили с собой все, что принадлежало им по праву и справедливости. Затем из дальнейшей истории видно, что израильтяне распоряжались египетскими сокровищами как своей собственностью и вполне заслуженною ими наградою. Так, при своем исходе, равно как и во время своих праздников, они употребляли эти сокровища частью на жертвоприношения, частью на собственные украшения и наряды. Сокровища, взятые ими у египтян, состояли не только из одежды, серебряной и золотой домашней утвари, но из разного рода дорогих вещей, составлявших предметы роскоши, как например: серьги, браслеты и т.п., как это можно заключать из слов «и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших» ( Исх.3:22 ); значит, они должны были носить эти вещи как украшения, носить свободно и открыто. Может ли поэтому быть здесь речь о воровстве, тайном похищении? Итак, рассмотренное нами обстоятельство, в котором неверующие находят основание для своего возражения против святости и божественности Библии, отнюдь не должно ослаблять нашей веры в Бога и в авторитет Его славы, но, напротив, укреплять ее. Из него мы узнаем скорее, как Свят и Правосуден Бог вообще и как велика была любовь и заботливость Его о благосостоянии Своего народа. Раздел 11

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В Ин.5:31 Иисус говорит о Себе, как о человеке и как считали Его иудеи, как о лице, отделенном от Своего Отца и посланном от Него, как это вытекает из связи речи. Но здесь ( Ин.8:14 ) Он говорит о Себе, как о Божественном Лице, Единосущном с Отцом, свидетельство Которого должно быть истинно, «потому что Я знаю, – говорит Он, – откуда пришел и куда иду, а вы не знаете, откуда Я и куда иду». Раздел 6 Бога не видел никто и никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. Ин.1:18 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца... Ин.14:9 Эти два места скорее подтверждают друг друга, чем, как думают некоторые, противоречат себе. Первое из них ( Ин.1:18 ) говорит о невидимости Божественного Существа, никто и нигде не видел Бога. Он слишком Свят и слишком Славен, чтобы можно было видеть Его человеческими грешными и недостойными очами. Люди скорее могут взирать на ясный свет солнца, чем лицом к лицу рассматривать Того, перед Которым самые даже высшие ангельские чины (Серафимы) закрывают свои лица крыльями ( Ис.6:2 ). Он «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим.6:16 ). Этой истине иудеи научаемы были всем устройством их богослужения, особенно же явственно выражало ее Святое Святых, отделявшееся от святилища завесою. Из факта невидимости Бога для нас особенно ясно становится, сколь великое значение имеет для людей откровение Бога во Христе Иисусе и через Христа Иисуса. Он есть Единородный Сын, сущий в лоне Отца, составляющий одно с Ним и от Него пришедший с тем, чтобы возвестить нам Самого Бога, Его Существо, Его совет и волю. Вместе с тем, из вышеприведенных слов мы познаем Иисуса в Его Божестве, познаем Его как Истинного Бога, взявшего только на Себя человечество, через которое мы, как через покрывало, можем видеть существо Бога, чего иначе мы никак не могли бы сделать. Со словами, содержащимися в Ин.1:18 , совершенно согласны слова Самого Иисуса Христа у Ин.14:9 , где Он говорит: «Филипп! кто видит Меня, тот видит и Отца Моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Отсюда пусть и то, что сделали египетские волхвы Ианний и Иамврий, рассматривают не как обман и фокусничество, а как нечто действительно необычайное, совершенное под влиянием князя тьмы, посредством тайных сил природы; все же их дела не суть действительные чудеса, они были не откровениями силы Божией, а скорее доказательствами силы дьявола и совершенно нечестивого свойства, так как они совершаемы были вопреки цели Моисея и Аарона, а, следовательно, и Бога. Бог хотел через Моисея фараону и всему египетскому народу доказать Свое всемогущество, но волхвы старались опровергнуть это посредством своего магического искусства – они «противляются» Ему ( 2Тим.3:8 ). А потому, в чем бы ни состояло подражание магов чудесам Моисея, в простом ли оптическом обмане или, как думают другие, в каком-нибудь физическом или химическом опыте – но только, во всяком случае, оно не может быть поставлено наравне с чудесами Моисея и Аарона. Раздел 3 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Ин.1:21 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Мф.11:14 Здесь, говорят, прямое, но (однако прибавим мы) только кажущееся противоречие Иоанна Предтечи; на прямой вопрос: «Илия ли он?» – отвечает ясно и определенно: «нет», то есть я не Илия. Но Господь Иисус говорит в Своей проповеди об Иоанне: «Если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти». Совершенно так же говорит Он о нем и в другом месте: «говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» ( Мф.17:12 ). Во времена Иоанна Предтечи между иудеями распространены были разного рода суеверные идеи и лжеучения. Так, например, многие верили в учение о переселении душ; они думали, что души пророков переходили после их смерти в другие какие-нибудь тела, живущие в других мирах. Что по прошествии некоторого времени они снова являлись на земле в человеческом образе, так что тело было уже другое, но душа оставалась та же самая. Под влиянием такого предрассудка и заблуждения приходили они, между прочим, к разного рода неправильным понятиям и о лице Иисуса Христа, так что ученики Его на вопрос Его: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» – ответили: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» ( Мф.16:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010