Всемогущий, Премудрый и Неисследимый Боже! Призри с небесной высоты своей и даруй нам как сегодня, так и впредь, когда мы будем собираться здесь для изъяснения сей Молитвы Господней, столько почерпать из этого обильного источника, сколько нам нужно будет для того, чтобы утолить жажду душ наших о Тебе, живом Боге! Мф. 6,9 . «Сице убо молитеся вы: Отче наш , иже еси на небесех». Все мы, братия, с детства знаем, что Бог есть Отец нам. Вот почему нам кажется слишком простым и удобопонятным то, что мы называем Его в нашей молитве Отцом. Но некогда это было совсем новое отношение молящихся к Богу, в какое Господь поставил учеников Своих. И не только для язычников, но и для ветхозаветных праведников чужда была мысль о том, что они могут обращаться к Богу с такою детскою смелостию и дерзновением. В Священном Писании Ветхого Завета очень немного можно найти мест, где Бог называется Отцом, и для ветхозаветного человека, даже самого благочестивого, с этим Именем очень мало соединялось понятия об отеческих свойствах Бога. Так, у пророка Малахии Бог требует от своего народа чести, которая приличествует Отцу ( Мал. 1, 6 ). В другом месте, упрекая народ свой в вероломных поступках и в неверности друг другу. Он говорит: «не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» ( Мал. 2, 10 ). И Давид, зная, что Бог есть защита сирых и беспомощных, называет Его Отцем сирот ( Пс. 67, 6 ). Но этому Отцу, по представлению ветхозаветных праведников, недостает той души, той любви, которая соединяет отца с детьми и которая сердце дитяти в чувстве благодарности и преданности повергает в объятия отца. Таким образом, Давид, который лучше других знал, что значит молитва , и который умел молиться так, как ни один из ветхозаветных праведников, и тот, однако ж, нигде не дерзает обращаться к Богу как к отцу и говорить с Ним с полною детскою смелостью и непринужденностью. Имя Отца, которым называем мы невидимого Бога, принадлежит собственно нам, христианам, потому что мы впервые узнали чрез откровение Сына Его, что Он есть любовь и что все Его дела имеют свое основание в Его отеческой любви. Только чрез любовь Бога, которую Он явил миру в лице Христа, мы впервые научились сему и теперь знаем, что Бог есть любовь, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть и наш Отец, Который удостоил нас называться детьми Его. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть «детьми Божиими» ( 1Ин. 3, 1 ). Потом: «никто не знает Сына кроме Отца, и Отца никто не знает кроме Сына, и кому Он хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, «дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Существовало подобного рода отлучение от религиозного и политического общения и в Римском государстве. Известно, что отношения между патроном и клиентом у римлян почитались священными, тот и другой взаимно предохраняли себя во всех обстоятельствах жизни и оказывали друг другу взаимную помощь, никто из них не смел приносить на другого жалобу или давать на суде показания не в его пользу и вообще становиться на сторону его противника. А кто нарушал это право, того по закону признавали у них за изменника – его назначали в жертву подземным богам, исключали как беззаконника из общества, и каждый мог убить его безнаказанно. Если автор, сообщающий это, вслед за сим присовокупляет, что посвящать тела безнаказанно убиваемых преступников в смысле жертвы подземным богам было обычаем римлян, то этот обычай мы находим вторично в позднейшей истории Рима. Divis devovere – посвящение фуриям было не что иное, как торжественное изъятие преступника из человеческого общества. Можно бы представить и ещё несколько исторических доказательств на это, но и приведённых достаточно, чтобы видеть, что отлучение от религиозного общения преступников и нарушителей Божественного закона уже и в языческих религиях почиталось естественным и необходимым правом. И если мы не хотим утверждать, что это учреждение имело одну только нравственную сторону без всякого политического характера и везде существовало в определённой и постоянной форме, то никто, равным образом, не будет отвергать в нём ближайшего сходства с церковным отлучением. Это отлучение ведёт своё начало от самых первых времён человеческого рода. Первообразом его является грозное осуждение с его роковыми последствиями, которые произнёс Сам Творец на наших прародителей по их грехопадении: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:23–24 ). Это изгнание из Рая есть первое отлучение человека от непосредственного общения с Богом, сопровождавшееся для человека тяжёлыми последствиями. Близкий доселе к Богу, он стал далёким от Него, чуждым Ему рабом Его. Он лишился прежних своих преимуществ, и проклятие (что равносильно отлучению человека от Бога) отселе тяготеет над всей землёй. Лишившись непосредственного руководства Божия, он чаще и чаще нарушал теперь волю Божию, глубже и глубже падал нравственно, а чем глубже были эти падения, тем грознее раздавался голос Владыки Бога, подвергавшего человека наказанию за всякое преступление против Его закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ветхозаветная история немало даёт нам примеров таких наказаний или отлучений, совершаемых Самим Богом. Так, после проклятия, бывшего ещё в Раю, в наказание за первое грехопадение прародителей ( Быт.3:14–24 ), Он изрекает проклятие на первого сына прародителей, на братоубийцу Каина: «и ныне, – говорит Он ему, – проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей... ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:11–12 ). А затем во Всемирном потопе истреблено было, как недостойное милости Божией, всё развращенное человечество, за исключением Ноя с семейством. После потопа, когда вновь размножившееся человечество не оказалось лучше, мы снова видим целый ряд отлучений, исходивших от Самого Бога, а позже произносимых от Его имени верными рабами Его в лице первосвященников, пророков и благочестивых царей. Эти отлучения были или общие, каково, например, проклятие, произнесённое Моисеем на преступников закона: «Проклят [всякий человек], кто не исполняет [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним!» ( Втор.27:26 , ср. Втор.28:15–68 ), а также Иисусом Навином на Иерихон ( Нав.6:16 ), или частные – в отношении к определённому лицу, каковы, например, отлучение и казнь Корея Дафана и Авирона ( Числ.16:1–40 ), отвержение Саула ( 1Цар.15:10–33 ) и др. Эти-то и другие, подобные им, непререкаемые в своём Божественном характере и действенном значении примеры отдельных и как бы случайных отлучений и положены были в основу того обряда отлучения от религиозного общения, какой существовал у иудеев послепленного периода. Уже Ездра ясно упоминает об этом учреждении как о действительно существующем ( 2Езд.9:9 ), а позднейшие раввины во многих местах Талмуда сообщают о нём подробные и обстоятельные сведения. Иудейское отлучение, по свидетельству Талмуда, имело три степени. Самая низшая из них называлась «нидуи» (nidui от nidoa – отделять, исключать, выгонять, по-гречески «афоризин», см. Лк.6:22 ) и состояла в том, что подвергшийся этому наказанию отлучался на тринадцать дней от сообщения с другими и никто, кроме жены и детей, не смел подходить к нему ближе, чем на четыре фута.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Можно ли после этого говорить о какой-нибудь несправедливости в том, что и тело наше, которое здесь на земле было постоянным соучастником души, которое помогало ей во всех добрых и дурных поступках, будет некогда воскрешено и примет свою часть в награде или наказании? Сказанное до сих пор слово должно убедить нас, что Бог силён снова воскресить наши тела и что это воскрешение вполне отвечает Его мудрости и правосудию. Уже из этого мы вправе заключить, что Он действительно и воскресит нас. Но этому заключению находим мы подтверждения и во многих недвусмысленных изречениях Священного Писания. Не даёт ли нам Бог уже в Ветхом Завете несомненное удостоверение будущего воскресения? Не уверяет ли Он нас через пророка Исаию, что мёртвые снова оживут ( Ис.26:19 )? Не показывает ли Он пророку Иезекиилю в видении, как кости всех умерших из его народа собраны были вместе в свои тела и снова оживлены ( Иез.37:1–14 )? Не говорит ли через пророка Даниила: «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 )? Ещё более определённое уверение в нашем будущем воскресении находим мы в Новом Завете. Что говорит об этом прежде всего Спаситель, Который убедил нас в этом как через Свои бесчисленные чудеса, воскрешения мёртвых, один из примеров которого мы видим в нынешнем Евангелии, так и через Своё собственное воскрешение? «Наступает время, – говорит Он, – в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Далее, «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» ( Ин.6:39 ). «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Так учит Иисус, и Его учение часто повторяется Его учениками. Так, например, святой апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам подробно излагает следующие мысли: «В Евангелии, которое благовествовал вам, которое вы и приняли, я показал вам, что Христос воскрес из мертвых, и что мы тоже воскреснем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Словом, пьют, пьют и пьют, выпивая ежегодно до 90 миллионов ведер 54 одной водки... Пьют не одни только мужчины, но пьют и женщины и девицы, подростки и дети. И когда при этом выпивании преступают меру и доходят до опьянения, то считают это извинительной немощью, слабостью, а когда выпивают слишком много и все-таки держатся на ногах, то на это смотрят как на завидную выносливость и крепость организма. Вот почему вся жизнь нашего народа всё более и более охватывается этим пагубным пороком. Вот почему и в наших ушах громко должно раздаваться это увещание Апостола: Помните узников. Ибо и у нас теперь то же, что было во времена пророка Исаии, который говорит: и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют... За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их ( Ис.5:12, 14 ). Ах, ужели же все эти наши многочисленные братья, находящиеся на краю бездны, должны на наших глазах низринуться в раскрытую пасть преисподней, предоставленные самим себе? Не должны ли мы подвигнуться, чтобы протянуть им руку помощи? К нашему христианскому сердцу, к нашему состраданию и милосердию обращается наше Общество своим призывом: Помните узников. Но одним состраданием и жалостью не всё будет сделано. Здесь нужно дело, дело помощи, а потому наше Общество словами того же Апостола хочет указать нам и путь, на котором возможно оказание этой помощи. II. Помните узников, говорит этот Апостол, как бы и вы с ним и бы ли в узах! В первенствующей христианской общине это слово имело такой смысл: принимайте участь ваших узников к вашему сердцу так близко, как бы она была и ваша собственная! Ставьте себя в их положение, держите себя так, как бы вы и сами вместе с ними были вузах, и тогда ваши сердца исполнятся таким огнем ревности, для которой ничто не будет казаться слишком трудным в деле оказания помощи. В этом смысле и наше Даниловское отделение Первого Московского Общества трезвости взывает о содействии ему в деле уврачевания одержимых недугом пьянства, повторяя слова Апостола: Помните узников, как бы и вы с ним и были в узах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Бог не искушается злом», Он не есть источник греха – и по Своему существу, и по Своим делам и мироправлению Он совершенно противоположного свойства. Он есть Тот, Который в лице Иисуса Христа более всех пострадал за грехи мира, Которого они более всех обременяли и Который ценой собственной Крови заплатил за них. Он никого не ведет путем греха, но поставляет всякого, говорит Давид, «на стези правды имени ради Своего»( Пс.22:3 ). Он никого не ведет в ад, но кто отдается Ему и Его водительству, того ведет Он к вечной Своей славе. За правильность сделанного нами изъяснения взятых мест говорит и искреннее и неоднократно повторенное увещание Бога к людям не ожесточать сердец своих «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» ( Евр.3:15, 4:7 ). Значит, израильтяне, к которым относится непосредственно это увещание, сами ожесточали сердца своим неверием и непослушанием, и Бог просит их не делать этого. Равным образом и все те, которые со словом Божиим, как в нашем тексте Исх.7:3 , поступают так, что через ложное толкование его обвиняют Пресвятого и оправдывают грешников, делают этим не что другое, как ожесточают сердца свои, впадают в одинаковый грех , равно как и в одинаковую опасность с фараоном, а потому и к ним вполне приложимо увещание Господа: «не ожесточите сердец ваших». Раздел 2 Моисей и Аарон пришли к фараону и к рабам его и сделали так,как повелел им Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами... Исх.7:10–11 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить,если не будет с ним Бог. Ин.3:1–2 Сопоставлением этих, как думают некоторые, противоречащих друг другу мест Библии , обыкновенно предполагают следующие вопросы: если чудеса Иисуса Христа были доказательством Его Божественного посланничества, то не должны ли мы в таком случае признавать и все чудеса за доказательства Божественного посланничества тех, которыми они совершаются. И если так, то на каком основании чудесам Моисея и Аарона приписывается больше значения, чем чудесам египетских мудрецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам ( Мф.9:1–8 ). Болезнь евангельского расслабленного мы называем благословенной, потому что она послужила к выздоровлению больного не только телесному, но и душевному, и вдобавок чрез нее весь народ прославил Бога, увидевши, что случилось с расслабленным. Почему не бывает так же благословенна и каждая болезнь? Почему не бывает то же и с каждым из наших больных? Только не потому, слушатели, что не стало уже более Всемогущего Помощника, что Он не может уже более оказывать такую чудесную помощь. Нет. Помощник Этот есть еще и сейчас. Еще и сейчас у Него достало бы чудодейственной силы и божественного могущества для исцеления всякой болезни, если бы только все наши больные чрез свои болезни делались внимательными к своим духовным нуждам и потребностям и стремились не к одному только телесному выздоровлению, но и душевному. Тогда каждая болезнь сопровождалась бы благословением не только для того, кто подвергается ей, но и для окружающих его постель. Об этом я и хочу сейчас побеседовать с вами. Всякая болезнь бывает благословенна: а) когда она телесно больного делает внимательным к более существенным потребностям его бессмертной души, б) когда она приводит его ко Врачу, Который может исцелить и тело, и душу человека и в) когда она вместе с больным пробуждает к вере и здоровых. Друже! Ты хорошо сделал, что пришел сейчас сюда помолиться пред особенно чтимой нами святыней об избавлении тебя от постигшей наш город страшной болезни. Молись же, пламеннее молись о том, а вместе с молитвой не ленись употреблять и естественные средства и предосторожности к сохранению здоровья, ибо как можем мы требовать, чтобы хранил нас Бог , если мы сами не бережем себя! Но если, несмотря на всё это, Богу угодно будет сегодня или завтра уложить и тебя на одре болезни, то заботься прежде всего о том, чтобы и на тебе явились дела Божии, чтобы и твоя болезнь послужила к прославлению Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Не ведят бо, что творят!» Не то значит это, чтобы они не знали, что совершаемое ими дело есть грех – этого нельзя сказать даже и о невежественных воинах, еще менее это можно сказать о Пилате, которому его совесть подсказывала, что Тот, Которого он предал на смерть, невиновен, или об этих иудеях и их начальниках, для которых сам Иуда сделался обвинителем своими словами: «согрешил я, предав кровь невинную» ( Мф.27:4 ). Затем, с каким воодушевлением ранее говорили они о Том, Которого они предали теперь в руки язычников для осуждения на смерть: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» ( Лк.7:16 ). «Мы знаем, – говорил Ему некогда один из начальников, – что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин.3:2 ). Не то, следовательно, значит это, чтобы они не знали, что дело, совершаемое ими, есть тяжкий грех , но и не то, чтобы они знали, что Распинаемый ими есть Христос, Сын Божий. Какого труда стоило Пилату освободиться от впечатления, которое произвел на него Обвиняемый! И эти старейшины, израильские мудрецы и книжники, и эта вся толпа народа – почему не знали и не уразумели они того, что исповедовал Пётр и что открыто младенцам? Они «не хотели» знать, а потому и не знали. В исполнении Божественных обетований, как оно совершилось перед их глазами, ничего не было такого, что могло бы благоприятствовать их гордости и честолюбию, их низменным, плотским стремлениям и интересам. Что им было до такого Христа, как этот? Какая польза могла быть им из такого Царства, в которое они, как грешники, должны были входить наравне с мытарями и грешниками? Вот почему глаза их были закрыты для истины. И, однако, они «не ведят... что творят»; и апостол Пётр прав, если он в день Пятидесятницы говорит своему народу: «вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению»( Деян.3:17 ). Сущую правду говорит и апостол Павел, когда свидетельствует, что премудрость Божию, тайную, сокровенную... никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы»( 1Кор.2:7–8 ). Они «не ведят, что творят». Если бы они знали это, если бы они сознавали и с полной ясностью представляли себе всю великость своего греха, то они, может быть, и не сделали бы сего! Вот почему Господь просит о их помиловании, дабы они могли это сознавать, раскаяться и испросить прощения грехов своих во имя Того, Которого они распяли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Но действительно ли мы в настоящем случае имеем дело с Божественным Промыслом? Если мы называем настоящую войну делом Промысла, то не есть ли это только наш обычный христианский образ речи? Можем ли мы приложить к этой печальной войне слова пророка Исаии ( Ис.28:29 ): И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его! Ни для кого из нас не тайна, что война эта не только не была желательна для нашего Отечества, но была и неожиданна. Благочестивейший Государь наш, при своем глубоко христианском настроении, ни о чем так не заботится, как о мире, и не в своем только государстве, но и о мире всего мира. И, как мы видели из Высочайших Манифестов, он все сделал со своей стороны для того, чтобы предотвратить эту войну. Но вероломный враг наш, как оказалось давно точивший на нас меч, решил во что бы то ни стало напасть на нас, как и на дружественные нам народы. А это обстоятельство и дает нам полное право смотреть на настоящую войну как на необходимую, вынужденную оборону, попущенную Самим Богом и, следовательно, согласную с Его волею, хотя в существе своем она и есть зло. Покоримся же поэтому с христианским смирением сему Божественному определению и, чтобы ни случилось с нами, будем говорить вместе с первосвященником Илием (когда объявлен был ему суд Божий над его сыновьями): «Это – дело Бога, да будет Его святая воля!» Но, смиряясь таким образом под мощною десницею Бога, будем надеяться, что Он услышит нас в свое время, и настоящее испытание, если оно с такой любовью и преданностью будет принято нами, послужит к нашей пользе и благополучию. Но для этого нам необходимо судить себя и судом Божиим. Война всегда есть суд Божий – суд вообще за оскудение любви между людьми, за то, что так много между ними еще вражды и ненависти, гордости и своеволия и так далеки они еще от того, чтобы перековать мечи свои на орала, и копья свои – на серпы ( Ис.2:4 ). Далее, каждая война есть суд Божий и над тем грехом, над той несправедливостью и враждебным настроением, которое в каждом отдельном случае проявляется на той или другой стороне, а иногда и на обеих сторонах вместе, и делает войну печальною необходимостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Таким образом, если все слабые, презренные утешены, возведены сейчас в свое человеческое достоинство, то это исключительно благодаря учению рожденного Мариею Спасителя. Вот почему мы имеем все причины радоваться рождению Той, Которая родила нам этого Спасителя, и все побуждения от души молиться, чтобы новейшему духу времени не удалось разрушить здание христианства и вверх дном опрокинуть весь мир богооткровенных понятий, к чему делаются попытки, ибо, если бы это удалось, тогда все здание человеческого общества так же быстро распалось бы, как распалось Римское языческое царство. Да сохранит нас от сего Бог ! Аминь. Слово на Рождество Христово 64 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях ( Лк.2:16 ) Земля, возлюбленные слушатели, сначала была раем, полным счастья и блаженства, но грех первых людей превратил ее в плачевную юдоль бед и скорбей, болезней и смерти. Этого мало. Он положил средостение между тварью и Творцом, человека удалил от своего Бога, дитя отторг от недр Отца и чрез это погрузил весь род человеческий в бездну вечной погибели, вечной смерти. Но Господь не захотел оставить его в таком бедственном положении. По бесконечной любви Своей к нему, Он восхотел снова возвратить ему то, что потерял он в лице своих прародителей. Он тотчас же обещал ему Спасителя, Который должен был раздавить главу змия и примирить человека с Богом. Несколько тысяч лет люди тщетно ожидали пришествия этого Искупителя, и вот видите, в то время, когда никто об этом и не думал и не предощущал, Он вдруг сошел с неба на землю. В одну ночь вифлеемские пастухи пасли в поле стада свои. Вдруг озарил их свет небесный, и явившийся из него Ангел сказал им: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях ( Лк.2:10–11 ). Это было, братие, в первую ночь Рождества Христова. Но вот мы снова переживаем сейчас эту Рождественскую ночь, и слово Божие снова сообщает нам ту же самую весть, которую Ангел впервые принес пастухам Вифлеемским. Что же должны мы сегодня сделать, чтобы достойно провести этот великий праздник? Сделаем то же, что сделали и пастухи: скажем и мы друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь ( Лк.2:15 ). А что же мы видим и найдем там? То же самое, что нашли и увидели пастухи: нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях ( Лк.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010