Святое имя Свое Бог открыл, без сомнения, всюду, во всем Своем творении: небеса поведают славу Божию, и земля возвещает творение рук Его. Он написал Свое имя на каждом прутике, на каждой травке, на каждом червячке земляном. Его поет солнце. Его славит луна. Его проповедует песок морской. Но сколько людей остаются глухи к этой проповеди и, взирая на красоту и величие природы, не замечают Того, Кто все это сотворил и так чудно устроил! В продолжение тысячелетий язычники шли своими путями, вели войны и завладевали царствами и землями, делали разного рода открытия и изобретения, познавали все сокровища человеческой мудрости, но Самого Бога они в Его делах не усмотрели, ничего не прочитали о Его имени в Его творении. Бог открывается тебе в твоей совести, тут написано Его Святое имя, тут является Он тебе как Святое и Правосудное Существо. Ты можешь слышать Его голос в каждом призыве, предостерегающем тебя в наказаниях, в несчастиях, в угрызении совести за содеянный грех . Но сколько между нами таких, которые не слышат этих Его призывов, которые глухи и бесчувственны к голосу совести! Или хотя ты и слышишь призыв Его, хотя и доносится до тебя голос Святого и Правосудного Бога, Который не дозволяет над Собою ругаться, но не чувствуешь Его отеческого голоса. Для тебя остается замкнутым внутреннейшее сердце твоего Бога. Это сердце открыл Он, и только в Своем слове. Там находишь ты его, находишь и в Его величии, и в Его милосердной любви. Почему и ветхозаветный праведник уже молится так: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим, и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» ( Пс. 137, 2 ). Как же не сливаться в этой молитве нам, всем христианам, для которых Он сделал Свое имя еще более славным чрез Своего Единородного Сына, чрез то Слово, Которое сделалось плотию и жило между ними, «полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин. 1, 14 ). Задача и цель пришествия на землю нашего Спасителя в том и состояли, чтобы прославить имя Отца, чтобы Отец был поклоняем в Сыне. Вот почему Он молится: «Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» ( Ин. 17, 25–26 ). Спаситель, влагая в это первое прошение всю Свою душу, хочет, чтобы так делали и ученики Его, то есть первее всего и больше всего желали бы и молились бы о том, чтобы святилось имя Бога, их Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Союзом соединено пятое прошение Молитвы Господней с четвертым, которое было предметом прошедшей нашей беседы. И это совершенно последовательно, так и должно быть. Каждый день мы нуждаемся и в том и в другом вместе – и в подаче нам насущного хлеба для питания нашего смертного тела, и в прощении грехов для поддержания жизни и пользы нашей бессмертной души. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? »( Мф. 16, 26 ). Когда с чистою, неиспорченною совестью читаем мы слова пятого прошения: «и остави нам долги наша», то при этом в глубине души своей, в своей совести мы слышим голос Бога, Который как бы так говорит нам: какое право имеете вы обращаться ко Мне с такою просьбою, как к Отцу своему, и как можете вы ожидать от нее успеха, вы, которые так часто и так тяжко согрешали против Меня и так дерзко нарушали Мои отеческие права и ваши сыновние обязанности? Да, Отче, говорим мы на это, это – правда, и мы глубоко сознаем и чувствуем это. Многочисленны и тяжки грехи наши; мы недостойны называться детьми Твоими и имеем все причины бояться, как бы эти грехи не положили стену между нами и Тобою и не заслонили от нас лице Твое. Но с сокрушенным сердцем дерзаем, однако, предстать пред Тобою и из глубины души воззвать: не вниди в суд с Твоими недостойными детьми, не отврати от нас лица Твоего, устрани от нас все, что отделяет нас от Тебя и лишает возможности лицезреть Тебя! Снизойди к нам по своей неизреченной милости и остави, прости нам грехи наши! В таком именно, а не другом смысле понимает это прошение наша Церковь , и на вопрос, что же просим мы в пятом прошении, отвечает: мы молимся в нем Отцу Небесному, чтобы Он не обращал внимания на грехи наши, не гневался на нас за них и ради них не отказывал нам в нашей просьбе. Сами по себе мы, конечно, недостойны этого, так как много и тяжко всегда согрешаем и заслуживаем только одних наказаний, но Он может и хочет все это сделать для нас из одной Своей милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Соглашение некоторых, по-видимому, противоречащих друг другу мест Священного Писания Предисловие Нет в мире книги, которая послужила бы предметом стольких пререканий и споров как Библия – книга Бога. При множестве сторонников она имеет очень много и противников. Стараясь низвести ее на степень обыкновенного человеческого произведения, эти последние делают против нее много возражений, нападая на нее с различных сторон. К числу таких возражений принадлежит, между прочим, и обвинение ее в том, что она содержит в себе много невероятного и странного и вдобавок полна противоречий. В настоящем труде мы предлагаем объяснение некоторых из тех преимущественно мест Священного Писания , на которые чаще всего нападают неверующие. Целью этой нашей работы было показать с одной стороны смысл каждого из взятых мест, а с другой – дать ответ на возражения против этих мест неверующим и доказать, что их предвзятые мнения неверны и безосновательны, и что все воображаемые ими противоречия в Библии представляют совершенное согласие между собой и говорят скорее за божественность Библии, чем против нее. При этом не считаем лишним заметить, что отдельные трактаты наши по поводу того или другого места не ученые критические исследования, но простые объяснения, причем все старание наше направлено было к тому, чтобы добытое наукой передать по возможности проще и удобопонятнее. Отсюда, при объяснении отдельных мест мы старались, по возможности, избегать приведения мнений различных толковников и выдержек из различных комментариев, так как эти выдержки скорее усложняли и запутывали бы дело, чем объясняли его. Раздел 1 Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской... Исх.7:3 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого... Иак.1:13 Преступным желанием неверующих было всегда подыскивать что-либо странное ошибочное и противоречивое не только в Библии Бога, но находить нечто предосудительное и в Нем Самом, в Его существе и Его мироуправлении. Самые ясные примеры этого мы видим в жизни Иисуса Христа на земле. Неверы ненавидели Его, говорили о Нем все дурное, обвиняли и клеветали на Него самым наглым образом и без всякой причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

О страхе Божием и уповании на Бога Не боитесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геену: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Лк.12:4–7 Благословение Господне да почиет на вас, возлюбленные братия, в наступающем году! Вот мое первое к вам слово в настоящий день – день нового года! Первое слово в день нового года – может ли оно быть каким-либо другим, как не словом благожелания? Если уже при наступлении обыкновенных дней есть у нас благочестивый обычай приветствовать друг друга с добрым утром, так как мы знаем как много доброго и худого может принести и один день, то тем уместнее это наше благожелание в день нового года. Год! – как много он скрывает в своих недрах! Радости и печали, барыши и убытки, жизнь и смерть, судьбы отдельных лиц, судьбы родов и семейств, судьбы целых государств и народов. Естественна поэтому сейчас мысль о том, что принесет он каждому из нас, собравшихся в этом храме. Если бы мы могли взглянуть на все течение года, как на одну большую дорогу, по которой идут люди, то, что увидели бы мы? Мы увидели бы здесь: одних – легко и бодро идущими впереди, а других – утомленными под тяжестью своей ноши и отстающими позади. Мы увидели бы здесь, как одни другим или преграждают путь, или дают свободный ход, или взаимно избегают сближения. Мы увидели одних веселыми, а других печальными, одних ликующими с арфами в руках, а других, подобно пленным евреям, «на вербиих» повесившими арфы свои и безутешно плачущими ( Пс.136:2 ). Все эти путники земли представились бы нашему взору в одной пестрой давке и толкотне, но каждый со своим особым жребием, смотря по тому, какой кому определен Богом. И только то все они имеют общего, что никто из них не уверен в постоянстве и неизменности своего жребия. Вот, например, тот, которому так приветливо улыбается сейчас счастье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Всемогущий, Премудрый и Неисследимый Боже! Презри с небесной высоты Своей и даруй нам, как сегодня, так и впредь, когда мы будем собираться здесь, для изъяснения сей Молитвы Господней, столько почерпать из этого обильного источника, сколько нам нужно будет для того, чтобы утолить жажду душ наших о Тебе, Живом Боге! Молитесь же так: «Отче наш, Иже еси на небесех!»( Мф.6:9 ). Все мы, братия, с детства знаем, что Бог есть Отец нам. Вот почему нам кажется слишком простым и удобопонятным то, что мы называем Его в нашей молитве Отцом. Но некогда это было совсем новое отношение молящихся к Богу, в какое Господь поставил учеников Своих. И не только для язычников, но и для ветхозаветных праведников чужда была мысль о том, что они могут обращаться к Богу с такой детской смелостью и дерзновением. В Священном Писании Ветхого Завета очень немного можно найти мест, где Бог называется Отцом, и для ветхозаветного человека, даже самого благочестивого, с этим именем очень мало соединялось понятия об отеческих свойствах Бога. Так, у пророка Малахии Бог требует от Своего народа чести, которая приличествует Отцу ( Мал.1:6 ). В другом месте, упрекая народ Свой в вероломных поступках и в неверности друг другу, Он говорит: «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?» ( Мал.2:10 ). И Давид, зная, что Бог есть защита сирых и беспомощных, называет Его Отцом сирот ( Пс.67:6 ). Но этому Отцу, по предоставлению ветхозаветных праведников, не достает той души, той любви, которая соединяет отца с детьми и которая сердце дитяти в чувстве благодарности и преданности повергает в объятия отца. Таким образом, Давид, который лучше других знал, что значит молитва , и который умел молиться так, как ни один из ветхозаветных праведников, и тот, однако ж, нигде не дерзает обращаться к Богу, как к Отцу и говорить с Ним с полной детской смелостью и непринужденностью. Имя Отца, которым называем мы невидимого Бога, принадлежит собственно нам христианам, потому что мы впервые узнали через откровение Сына Его, что Он есть любовь и что все Его дела имеют свое основание в его отеческой любви. Только через любовь Бога, которую Он явил миру в лице Христа, мы впервые научились сему и теперь знаем, что Бог есть любовь ( 1Ин.4:8–16 ), что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть и наш Отец, Который удостоил нас называться детьми Его. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, «чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин.3:1 ). Потом «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Вот достигли они Голгофы – места распятия и приступают к страшному делу, кровавому делу. Грубые воины раздевают Его донага, только терновый венец украшает еще эту израненную и окровавленную голову. Вот натягивают они Его тело с распростертыми членами на Крест, железными гвоздями прибивают к нему Его руки и ноги, и Он висит между небом и землей. А по правую и левую сторону от Него два разбойника. С жадностью набрасываются грубые воины на Его одежды, они делят свою добычу и своими окровавленными руками бросают жребий из-за этой одежды, а между тем народ и старейшины толпятся вокруг Креста, со злорадством глазеют на Его мучения и с язвительной насмешкой говорят: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын» ( Мф.27:42–43 ). Вот момент, в который Распятый отверз уста Свои для этого первого Своего слова со Креста – слова первосвященнического ходатайства за Своих убийц. «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ). Как предсказал пророк об Агнце Божием, взявшем на Себя грехи мира, так именно и случилось здесь, во время Его мучения на Кресте. Он не открывал уст Своих против тех, которые Его мучили и вели на заколение. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» ( 1Пет.2:23 ). Но когда Он увидел то варварское злодеяние, которое совершали они над Ним, когда представил Он Себе всю великость их вины и всю глубину бедствия, которое они навлекали на себя своим грехом, тогда не мог Он более молчать. Тогда отверз Он уста Свои для слова. Не о Своих собственных муках, не о том позоре, который терзал Его сердце, думает Он – Он возводит молитвенный взор Свой горе, к Богу и просит Его о помиловании тех, которые так безжалостно мучили Его: «Отче! отпусти им: не ведят бо, что творят!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Есть в человеческом обществе один суровый гость, который подходит то медленно и нерешительно, а то поражает вдруг, как громовой удар, раздающийся из ясного неба, и приводит в страх и трепет тех, кого посещает. Никто не просит его, но он вламывается иногда ко многим и без приглашения. Кто не знает этого непрошеного и нежелательного гостя! Это – нужда или бедствие, которое является к нам в тысячах различных видов. Народная пословица говорит: беда ломает железо, и этим выражает ту мысль, что для горя и несчастья нет препятствия, что оно с одинаковой легкостью разламывает и деревянные задвижки убогих лачуг, и железные замки богатых домов. Но та же пословица говорит, что беда научает и молиться и что чем больше эта беда, тем ближе и Божия помощь, как подтверждают это уста и Самой вечной Истины, которые говорят: призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня ( Пс.49:15 ). Эта скорбь, это бедствие, этот, как сказал я, суровый гость явился и к нам сейчас в одном из страшных видов – в виде войны с двумя могущественными и вероломными немецкими народами. Не должно ли и это бедствие научить и нас молиться? Не должны ли и мы в день этой скорби и испытания воззвать ко Господу, чтобы Он помиловал и спас нас? О, если бы время этого испытания сделалось временем истинного покаяния и молитвы для всего русского народа, если бы это несчастие побудило всех нас и сейчас и впредь молиться искренно, по-христиански, – тогда оно послужило бы нам во благо и принесло бы нам Божие благословение. Постараемся найти подтверждение этой мысли и почерпнуть такое утешение в слове Божием. Так, в послании апостола Павла к Римлянам ( Рим.8:28 ) мы находим такое место: знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. О, Великий, Всесильный, Правосудный и Всемилостивый Боже и Господи! Посетив нас праведным судом Твоим, Ты говоришь к нам сейчас грозным голосом ниспосланного Тобою бедствия! Открой же сердца наши, дабы мы восприняли Твои уроки и, сознав вину свою, наклонили главу нашу под Твою крепкую, спасающую руку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Изволением Верховного Архиерея, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, чрез благочестивого помазанника Его мне указано, братие, другое место пастырского служения. Не дерзаю испытывать судьбы Божии. Глава Церкви, Господь наш Иисус Христос, Коему дана всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ), не открывает нам ни причин, ни целей промыслительных действий в управлении Своею Церковию. Не знаю и того, буду ли я способен понести бремя, на меня возлагаемое, ибо это зависит не от нашей немощи, а от Его помощи. Сама десница Господня подает мне жребий и указует путь – кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? ( Деян.11:17 ), то есть кто я такой, чтобы спорить с Богом? Обязанный творить волю Пославшего, иду в указанное место с упованием на милость Его, с готовностью трудиться на пользу Церкви Святой, насколько благоугодно будет Ему даровать мне разума и сил на предлежащем поприще высокого служения. Вот уже совершено мною последнее служение в этом святилище, и недалек уже час разлуки с вами. Не осудите, возлюбленные чада, если с откровенностью скажу, что чем ближе подвигается этот час, тем тяжелее становится на душе. Должно быть, справедлива та познанная опытом истина, что тогда только можно видеть, какими глубокими корнями дерево связано с почвою, когда его вырывают из нее и пересаживают на другое место, – тогда только мы чувствуем, как крепки нити, связующие нас с близкими нашему сердцу, когда приходится разрывать их. Недолго, только пять лет служил я у вас, но и в это короткое время я успел сжиться с вами и приобрести внимание и снисходительность одних, доверие и преданность других и полюбить вас тою христианскою любовью, которая долго терпит, всему верит ( 1Кор.13:4,7 ). Не естественна ли отсюда та внутренняя туга, которую испытываю я в настоящие дни разлуки? И что удивительного в том, если у меня является потребность высказать вам сейчас некоторые из своих личных чувствований и ощущений, причем само собою понятно, что личные чувствования я должен освятить словом Божиим и посредством его дать им правильное направление. В этом случае я не могу припомнить никакого другого изречения Священного Писания, которое так соответствовало бы всему, что наполняет сейчас мое сердце, как приведенное мною изречение апостола Павла к Филиппийцам. Чувство благодарности, которое в нем высказывается, есть и мое чувство к вам; уверенность и надежда на дальнейшее преуспеяние Филиппийской Церкви, высказываемое Апостолом, есть мое искреннее желание для вас. Оглядываясь назад, и я должен сказать: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне; а заглядывая в будущее, и я могу сказать: будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Жутко становится нам при таком положении. Нами овладевают боязнь и опасение, как бы не удалось диаволу, миру и плоти нашей ввести нас таким образом в обман, соблазн и искушение, а потому мы и молимся: «Отче, не введи нас во искушение». Конечно, мы хорошо знаем, что, пока мы живем здесь, на земле, в нашей плоти, мы не можем стать вне всяких искушений и можем освободиться от них не прежде и не иначе, как когда Отец наш Небесный возьмет нас с этой земли на небо и таким образом избавит от всякой борьбы и от всяких искушений диавола, мира и нашей плоти. Но мы знаем и то, как хорошо, как полезно для нас, что мы здесь подвергаемся разного рода искушениям и соблазнам. Это воспитывает в нас чувство смирения и оберегает нас от гордости и самомнительности. Отсюда мы опытно познаем свое бессилие и побуждаемся предавать себя всецело благодати нашего Бога. Таким образом, для нас ясно теперь, что христиане необходимо должны подвергаться искушениям и протыканиям, и если бы кто из них захотел избегнуть всяких искушений, то это было бы то же, как если бы воин стал молиться: «Не введи меня в войну» или моряк: «Не введи меня в воду, в море». Но мы знаем наше слабое сердце. Нас предостерегает пример апостола Петра, когда он в гордой самоуверенности сказал: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф. 26, 33 ) – и, однако, не устоял пред соблазном. Кто может поручиться за самого себя и сказать, что он непременно устоит в борьбе и одержит победу? Кто станет желать и искать себе искушения или просить, чтобы его подвергли испытанию? Вот почему мы так часто молимся: «Отче, не введи нас во искушение», как бы говоря: «Ах, Всеблагий Отче, Ты знаешь мое слабое сердце. Тебе ведомы и самые сокровенные тайники моей души и жизни. Но не дай упасть мне, когда споткнусь, подыми, когда упаду. И если разгорится борьба, то помоги мне в ней и поддержи Твоею мощною рукою, дабы мне не потерпеть поражение, но взять перевес и одержать победу». Как счастливы мы и как должны благодарить Бога, если мы, находясь в опасности, можем так просить Отца своего и питать надежду, что Он услышит нас, как отец слышит детей своих, и не отринет нашей молитвы, когда мы обращаемся к Нему со словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Правда, Господь Бог и без нашей просьбы дает ежедневную пищу всем, не исключая и самых злых людей. Ибо Он «благ и к неблагодарным и злым» ( Лк. 6, 35 ). «Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5, 45 ). Но благословение от дара Божия получает только тот, кто принимает его как дар Его незаслуженной благости, и принимает не иначе, как с чувством сердечной благодарности. Иначе благословение Божие превращается в твоих руках в проклятие. Каждый недостаток приводит тебя в раздражение и ропот против Бога и людей, каждый излишек – в скупость и гордость, в бесчувствие и жестокость сердца. Почему мы и просим в этой молитве, чтобы Господь помог нам с благодарностью принимать наш насущный хлеб. Это смягчает и облагораживает наше сердце, делает его смиренным, довольным и покорным своей судьбе в тяжелые и злополучные дни нашей жизни. «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» ( Иов. 1, 21 ). Он руководит и управляет мною по Своему мудрому плану и предначертанию. Для Него все равно, помочь во многом или немногом. Он может благословить грош бедняка более, чем и миллионы богача. Поэтому не пецытесь, други, и не говорите: «что ямы, или что пием, или чим одеждемся... Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех» ( Мф. 6, 31 – 32 ). Как знать, в то время, как среди своих нужд и лишений, погруженный в заботы, ты предаешься глубокой скорби, не состоялся ли уже совет о твоей помощи? В то время, когда ты тяжко вздыхаешь, не зная, где взять средств для пропитания себя и детей своих, стоит уже, быть может, благодетель у дверей твоих и, вшед, говорит тебе: «Вот это, любезный брат, то благословение, та милость, которую послал мне Отец Небесный для тебя, когда мы с тобою молились Ему, говоря: «Отче, хлеб наш насущный даждь нам днесь»! Ведь в том именно смысле и учил нас Спаситель молиться, чтобы мы просили насущного хлеба не сами по себе и для самих только себя, но вместе с другими и для других, и все, что Он дает нам, принимали бы вместе, друг с другом и друг для друга. «Блаженнее даяти, нежели приимати, сказал Господь» ( Деян. 20, 35 ). Какое же ты имеешь право быть скупым и замыкать твое сердце для твоих братьев, когда Господь, услышав твою молитву о насущном хлебе, с избытком наполнил твои закрома, сундуки и комоды? Не вправе ли Он указать им на тебя как на своего казначея, а на богатый дом твой как на казначейство?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010