постройку ц. св. Виталия 2931 , а его преемник Урсицинус (532–536) начал строить ц. св. Аполлинария in Classe в 534 г. 2932 Основание ц. св. Аполлинария Nuovo (св. Мартина с золотыми небесами) восходило к еще более раннему времени: над ней работали со времен Теодорика Великого. 2933 За Максимианом остается слава окончания в 547 и в 549 г.г. постройки двух первых церквей 2934 и сильно подвинуть вперед работы по постройке третей, освященной его преемником Агнеллиосом (556–570) в 558 г. 2935 , сделав из них, благодаря главным образом содействию Юстиниана, чудеса своего города. В глазах обывателей Равенны ничто не могло сравниться с этими зданиями; они не находили достаточно сильных выражений для восхваления в Сан-Аполлинарио Нуово его удивительного плафона, похожего на небесный свод, весь сияющий золотом 2936 , и для прославления тех драгоценных камней, которыми были украшены стены ц. св. Аполлинария in Classe  и которые днем и ночью озаряли базилику своим сиянием 2937 ; но особенно возбуждала их восторг церковь св. Виталия. «Нигде во всей Италии, пишет хроникер, нет церкви, которая могла бы сравняться с нею по красоте и искусству постройки». 2938 Рассказывают, что она стоила 26.000 золотых солидов; великолепие ее мозаик, оригинальность плана, великие имена Юстиниана и Максимиана, связанные с нею, – все содействовало тому, чтобы сделать ее замечательной и, действительно, теперь, как и прежде, в этом столь интересном городе церковь св. Виталия представляет собой одно из самых поразительных сооружений. II. Св. Аполлинарий in Classe , св. Аполлинарий Nuovo  и св. Виталий представляют три самые знаменитые и быть может наиболее совершенные памятники, сохранившиеся до настоящего времени от византийского искусства VI века. Нигде нельзя лучше уловить сложный характер этого искусства, в котором смешиваются и сочетаются предания первичного христианского искусства и веяния новой эпохи; равным образом нигде нельзя найти лучшего случая для изучения происхождения этого искусства, и темного и трудного периода его образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Т. I о месяц. Василия). Итак, по-видимому, свидетель о сем святом – близкий к месту его служения, западный. Но есть свидетель о св. Виталии более древний и также западный. Это составитель месяцеслова Синайского 1 евангелия IX века. Он называет Виталия палою. Действительно есть святой Виталиан папа римский (657–672) в римском мартирологе 27 января и, вероятно, что он же и 23 июля в синайском евангелии и других восточных памятниках. В месяцеслове Василия значится 23 июля: страсть свв. священномучеником Аполлинария и Виталия, епископа равеннийского и Аполлония и мученика Евгения, в Нанианском 2 месяцеслове также с небольшим западным влиянием: свв. священномучеников Аполлинария, Виталия епископов Равенны и Аполлония Рима. В римском мартирологе 23 июля есть Аполлоний и Евгений мученики в Риме, но Аполлоний не назван епископом и нет ни одного папы с именем Аполлония. Итак, вероятно, Виталий или Виталиан папа римский сделан равеннийским по Аполлипарию, а Аполлоний сделан епископом римским по Виталию. 24 Муч. Христина . В Деяниях св. (Iul. V. 496) пространное исследование, из коего видно, что акты ее, многими признаваемые за подлинные, издателями не признаются древними, что время страдания ее не известно, что указываемый актами Тир на озере о. Волсены (в нынешнем госканском герцогстве), в последствии будто поглощенный водою, как место ее страдания, также неизвестен и, вероятно, не существовал, а страдала она, вероятно в известном городе Тире на Востоке; память ее действительно издревле особенно чтилась на Востоке. Иосифом в IX веке написан канон; в кондаке говорится о раке мощей ее, источающей исцеления, вероятно, в Царьграде, в коем памяти ее совершалась в двух местах: в храме ее в новых палатах и в храме муч. Трифона близ Ирины ветхие и новые (см. Синакс. Никодима). Время ее страдания многими полагается ок. 300 г. в царствование Диоклитиана. В славянской следованной Псалтыри, неизвестно, на каких основаниях, мучение ее относится к 200 году, – к царствованию Сепгимия Севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Виталию захотелось поглубже изучить Россию, испытать в ней свои силы и возможности. В 2013 году устроился он во Владимирский губернский оркестр, а вскоре перебрался во Владивосток. Тяга к новым, неизведанным местам была очень велика – Южно-Сахалинск с поездкой в Японию, Улан-Удэ, а оттуда – в Астрахань. Там впервые стал он смотреть ролики и видеозаписи Германа Стерлигова, да настолько увлёкся его неординарной личностью, что поехал к нему в гости в Подмосковье. Германа Стерлигова, отца пятерых детей, наладившего своё дело и ставшего миллионером, он нашёл в собственной слободе. Герман Львович позиционировал себя христианином, но при этом клял РПЦ и резко критиковал Русскую Православную старообрядческую церковь. Однажды сурово отругал девочку, пришедшую к нему в слободу в брюках, а мужчин без бороды не пускал туда совсем. Они с женой терпеть не могли накрашенных женщин, а курение вызывало у него ярость. На Виталия он произвёл впечатление фанатика, искренне верящего, что только строгие нормы поведения могут спасти вымирающий русский народ, но в фанатизме его не было фальши. Взгляды Стерлигова радикальны, но, как думал музыкант, у нас, русских терпил к грехам и порокам, планка падает всё ниже и ниже. Герман Львович организовал «Общество любителей русской письменности», под эгидой которого распространяют книги, посвященные религии и русской истории, и учебники. В 2019 году состоялась презентация нового труда Стерлигова – «Инструкция по созданию своего крестьянского хозяйства». Стерлигов призывал переселяться из мегаполисов в деревни, выпускать продукцию без ГМО и прочей химии. Благодаря Стерлигову, Господь скоро привёл Виталия к Православию. А потом грянула пандемия, и была Пасха 2020 года. Кафедральный собор в Астрахани был закрыт – во избежание распространения вируса, что сразу же отрезало Виталия от официальной церкви. – Как же так, – рассуждал он, – если страну постигла беда, то всем православным христианам надлежит усердно молиться в церкви, взывать к Богу о милости и спасении людей. Ан нет! Закрыли храм от людей.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/29/is...

Епифаний также употребил не мало труда, чтобы привлечь на свою сторону этого, как он выражается, „благоговейнейшаго мужа в жизни, по поведению и обращению» 381 . Виталий сначала принадлежал к общине Мелетия и занимал должность пресвитера 382 , но потом, по неизвестным причинам, отделился от него и старался вступить в общение и дружбу с Павлином 383 . Быть может, именно связь с Аполлинарием и послужила ближайшим поводом к разрыву Виталия со своим епископом, так как Аполлинарий, по примеру св. Афанасия и западных, мог считать только Павлина законным епископом Антиохии. Как бы то ни было, но в средине 70-х годов, именно в 375-м году 384 , мы находим Виталия в Риме, где он пред папой Дамасом хлопочет о принятии его в общину Павлина 385 . Вероятно, в Рим его влекло желание заручиться авторитетом папы в том неопределенном положении, в каком он оказался, отделившись от Мелетия и не приставши к Павлину, и тем обезпечить себе успех 386 . В Риме еще не были хорошо осведомлены о новом лжеучении, появившемся на Востоке 387 , но темные слухи о нем достигали уже и сюда, так что папа Дамас счел нужным потребовать от прибывшего к нему антиохийского пресвитера письменное изложение веры. Виталий исполнил это требование: он изложил свою веру в таких выражениях, которые только прикровенно заключали в себе его христологическое учение, но которые в тоже время могли быть истолковываемы и понимаемы в православном смысле 388 , и Дамас „по простоте» 389 не только принял Виталия в общение, но и дал ему рекомендательные письма к Павлину. Но уже вслед за удалением его из Рима здесь снова возникли сомнения в его правомыслии, и Дамас отправил нарочитое письмо к Павлину, чтобы точно определить те условия, на каких Виталий мог быть допущен в его общину. Это последнее письмо ясно свидетельствует, что папа получил определенные известия о новом вопросе, волновавшем антиохйцев, и о партиях, образовавшихся при решении его. В нем значится: „кто говорит, что Слово вместо человеческаго ума обитало в плоти, того анафематствует кафолическая церковь , равно как и тех, которые исповедуют двух сынов в Спасителе, то есть, иного до воплощения и иного после принятия плоти от Девы....

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Виталия монаха Память 22 апреля В то время, когда александрийский патриарший престол занимал святейший патриарх Иоанн Милостивый , в Александрию пришел один инок, по имени Виталий, из монастыря преподобного Сирида. Сей инок, будучи шестидесяти лет от роду, избрал себе такой род жизни, который для людей, видящих только внешнее в человеке, казался нечистым и греховным, для Бога же, взирающего на внутреннее и испытующего сердца человеческие ( Пс.7:10 ), был угоден и благоприятен: ибо тот старец, желая тайно обращать к покаянию грешников и людей нечестивых, сам во мнении людей являлся грешником и нечестивцем. Он составил себе список всех блудниц, живших в Александрии и о каждой из них особо усердно молился Богу, дабы Он отклонил их от их грешной жизни. Старец нанимался на работу в город от утра до вечера и брал за свой труд двенадцать медных монет. За одну монету он покупал себе боб и по закате солнца съедал его, ибо, работая весь день, он постился; затем, придя в блудилище, остальные деньги он отдавал какой-либо блуднице и говорил ей: – Умоляю тебя, за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не делая ни с кем греха. И так сказав, затворялся с ней в ее комнате. Она спала на своей постели, а старец, став в углу, всю ночь пребывал без сна, тихо читая псалмы Давида и до утра молясь за нее Богу. Наутро, уходя от нее, он с клятвою просил ее никому не рассказывать о его поступке. Так поступал он долгое время, во все дни трудясь в посте, а ночью входя к блудницам и пребывая без сна в молитвах. Каждую же ночь он входил к иной, пока, обойдя всех, снова не начинал с первой. Господь Бог, видя такой подвиг Своего раба, споспешествовал ему, ибо некоторые из блудниц, пристыженные таковыми добродетелями Виталия, сами вставали на молитву, и вместе с ним, преклонив колена, молились. Святой убеждал таких покаяться, угрожая им Страшным Судом Божиим и вечными геенскими мучениями по смерти и обнадеживая их милосердием Божиим и надеждою на получение вечных благ на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Отец Виталий был настоящим богословом, мечтал о возрождении Русской Церкви, и, конечно, хотел, чтобы наследие богословов, философов в Русской Православной Церкви изучалось. Изучалось, чтобы видеть будущее нашей Церкви, свидетельство Церкви в обществе, чтобы мы не пришли к обществу потребления, к которому сейчас идем так усиленно». 7 фактов про протопресвитера Виталия Борового: 1. Мечтал стать профессором, а не священником, рукоположился, чтобы избежать расстрела. 2. Стал одним из первых представителей Всемирного Совета Церквей на Западе. 3. Предсказал открытие храма мученицы Татианы при МГУ и возвращение Тихвинской иконы Божьей Матери. 4. Святейший Патриарх Кирилл и Патриарх Алексий II обращались к отцу Виталию за консультациями. 5. Решение о включении отца Виталия в состав делегации на Ватиканский Собор принималось на уровне политбюро ЦК, а он отказался стенографировать с заседаний Собора. 6. Был свидетелем возрождения Церкви после гонений, но не хотел писать мемуары. 7. Весь дом протопресвитера Виталия Борового от пола до потолка был полон книгами. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 апреля, 2008 9 июля, 2014 22 октября, 2015 19 марта, 2023 11 мая, 2022 28 декабря, 2021 2 декабря, 2021 9 сентября, 2021 5 сентября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/prorochestva-o-tatyani...

Архимандрит Виталий помогал первому православному священнику на Закарпатье после долгих лет унии – Священноисповеднику Алексию (Кабалюку), что известно из материалов второго Мармарош-Сигетского процесса (июль 1913 – март 1914 гг.) Особую заботу отец Виталий проявлял также о чехах. На Волыни с 1863-1867 до 1947 года существовали большие чешские поселения. Колония чехов Здолбуново в 1870-1880 гг. почти полностью перешла в Православие. Архимандрит Виталий основал там подворье Почаевской Лавры и отделение типографского братства. Алексей Геровский пишет, что будущий архиепископ Пражский в юрисдикции Вселенской Патриархии Савватий (Врабец), чех из Праги " был принят в Почаевский монастырь. Как брат-славянин, он с лёгкостью окончил духовную семинарию и быстро дослужился до сана архимандрита " (3). В 1907 году о.Савватий был назначен миссионером в чешских сёлах Волыни. В целом миссионерское служение России среди чехов вдохновлялось славянофилами. В 1870-1874 годах Славянское Благотворительное Общество основало русский приход в Праге, проект создания православной чешской общины в Москве (при храме Св. Климента Папы Римского) разрабатывался Обществом в тот же период. Впоследствии в возрождённой Чешской Православной Церкви объединятся духовные сыновья настоятеля Пражского Николаевского собора о.Михаила Раевского и о. Виталия (Максименко). С началом Отечественной войны 1914-1917 г.г. архимандрит Виталий оказывается на переднем крае борьбы за православное будущее славянства. Иноки Почаевской Лавры посылаются в освобожденные Императорской Русской армией области Галицко-волынской земли для воссоединения русинов с " прадедовской верой " . Среди русинов " было такое воодушевление, такая радость на душе, что невозможно было вместить в себя " (4)... В самой Почаевской типографии печатаются " Листки об унии " , составлявшиеся Священномучеником Илларионом (Троицким), будущим архиепископом Верейским. А среди иноков, отправленных в Галицию, был другой ныне прославленный святой – будущий епископ Гомельский Тихон (Шарапов), духовный сын и ближайший помощник о.Виталия в Типографском братстве.

http://religare.ru/2_53428.html

Впрочем, догадки некоторых относительно захвата власти Введенским очень скоро подтвердились. 6 октября московское духовенство было ошеломлено известием об уходе митрополита Виталия в отпуск и о передаче им власти Александру Введенскому с титулом Блаженнейшего. Сразу стал понятен «отпуск» митрополита Виталия, у которого в нормальных условиях вряд ли хватило бы, мягко говоря, мужества покинуть Церковь в тяжёлых условиях войны, тем более в своём воззвании к верующим он призывал всех к отпору врага. Даже у него хватило бы логики, чтобы оценить своё положение в роли покинувшего ратное поле, на которое он звал именем Бога и Церкви. Разумеется, здесь дело было вовсе не в добровольном уходе «в отпуск». Митрополит уступил насилию, и преступная воля Александра Введенского восторжествовала. 10 октября митрополит Виталий в новом заявлении уточнил свой уход, назвав свой отпуск бессрочным; все свои полномочия и прерогативы он передал Введенскому А. И., назвав его при этом «Святейшим и Блаженнейшим». Это одно из беззаконий, учинённых Преосвященным Виталием. Как он мог давать другому лицу такой титул, которого сам не имел и не носил? Однако указ ясно и чётко об этом свидетельствует. Вот его текст: УКАЗ ENAPXIAЛЬHЫM УПРАВЛЕНИЯМ Его Первосвятительство, Преосвященнейший Первоиерарх, Митрополит ВИТАЛИЙ в заседании Высшего Церковного Управления от 6 октября и в новом заявлении от 10 октября выразил желание, ввиду ослабленного здоровья, уйти в бессрочный отпуск, а все свои полномочия передал своему преемнику Его Святейшеству и Блаженству Митрополиту-Первоиерарху Александру Введенскому . О сем и объявляется всему духовенству и мирянам, п/п ПЕРВОИЕРАРХ митр. АЛЕКСАНДР 11/Х-1941 года. Этот незаконный указ был разослан всему обновленческому духовенству. Имя митрополита Виталия прекратили поминать за богослужениями, а начали поминать Александра Введенского . Итак, Александр Введенский стал «святейшим и блаженнейшим», хочется добавить: Всешутейшим... О дальнейшей их деятельности автору известно из документов и рассказов, с которыми автор был ознакомлен еп. Сергием Лариным, близко стоявшим в те дни к обоим Введенским. Документы, не вызывавшие сомнений в их подлинности, были использованы автором без критики.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

В этих паломничествах его сопровождали в большинстве своем простые верующие женщины, сестры во Христе, о которых отец Виталий говорил, что их даровала ему Сама Матерь Божия. Мария Дьяченко 15 : «Странствуя с ним, мы не имели ни денег, ни двух одежд. Бывало, ночевали в поле, утром молились, клали поклоны и дальше шли. Идя как-то по дороге за отцом Виталием, я подумала, зачем он носит такую тяжесть на себе 16 , и как мне помочь ему понести этот груз. И так стало больно на душе. Тут он остановился и тихо мне сказал: «Сестра, придет время – все тебе отдам». Я тогда обрадовалась, потому что не понимала, о какой тяжести он говорит 17 . Помню, в день праздника Преображения Господня, после Литургии в храме села Обуховка возвращались мы в Таганрог на пароходе. Отец Виталий, стоя на корме и задавая нам тон, стал петь церковные песнопения. Мы испугались: «Отец Виталий, нас арестуют!» А он на это отвечает: «Ничего, они нас не увидят». Видно, наше пение далеко разносилось по воде, потому что люди на берегу останавливались, крестились и кланялись до земли. В городе Снежном Донецкой области был такой случай: шли мы из храма, было холодно, моросил осенний дождь. Я немного отстала, а отец Виталий подошел ко мне и сказал: «Смотри сестра – идут схимницы, монахини-черноризницы и одна пустынница». И Господь, ведая судьбы каждой души, так и устроил в свое время – они стали монахинями и схимницами, детьми отца Виталия в постриге». Во время этих странствий паломники видели немало назидательного и чудесного, что укрепляло их веру. В конце 1950-х годов брат Виталий с сестрами ездили в село Петровка под Ростовом-на-Дону. Там находился живоносный источник Божией Матери – «криничка», воды которого были издавна известны своими целебными свойствами, но к тому времени источник был уже заброшенный и замусоренный. Попросили разрешения у местного начальства расчистить криничку, отслужили молебен и приступили к работе: приходилось выгребать большие камни, сучья, доски, для чего брата Виталия спускали на канате в самую глубину колодца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Владыка Виталий был духовным наставником РООВА. Именно в её штаб-квартире он освятил в июле 1938 года храм-памятник 850-летия Крещения Руси во имя Св. Равноапостольного Князя Владимира. В 1946 году в Джорданвилле, где располагалась основанная владыкой Виталием семинария, прибыли почти в полном составе иноки Иовлевского печатного братства. Община слилась с уже существовавшем небольшим монастырём: так образовалась Лавра Русского Зарубежья – Свято-Троицкий монастырь РПЦЗ. Первым торжеством объединённой монашеской общины стало освящение каменного собора, совершённая владыкой Виталием. Интересен путь в Джорданвилль архимандрита Феофана (Шишманова), который был знаком владыке Виталию ещё по Мильково. Во время Второй Мировой войны отец Феофан оставался в Сербии и в 1945 году был принят в общение клириками Московской патриархии. Однако гонения на русских, устроенные Иосипом Броз Тито, заставили его покинуть Балканы, и в США он был уже в клире РПЦЗ. Таков один из примеров насильственного прерывания послевоенного процесса примирения Русской и Зарубежной церкви и Московской патриархии (20). Жизненный путь " Аввы Джорданвилля " архиепископа Северной Америки и Канады Виталия закончился 8 (21) марта 1960 года. Он похоронен у стен храма Св. Владимира в Кесвилле, на " фарме " РООВА. Какие же выводы мы можем сделать из трудов владыки Виталия на поприще всеславянского единения? В нынешнее время часто можно услышать мнение, будто идея славянского единства (тем более в православии) является не более чем выдумкой фантазёров 19 столетия. Исторические факты, приведённые выше, не оставляют камня на камне от подобных лживых измышлений. В августе 1914 года Императорское Российское правительство обнародовало прокламацию, обращённую к русинам. " Нет сил, – говорилось в ней, – которые могут остановить русский народ в его стремлении к единству " . Русинам Галичины и Угорщины напоминали, что они наследники " Св. Владимира, земли Ярослава Мудрого, князей Даниила и Романа " , их призывали отбросить иноземное иго и поднять знамя великой неделимой России, " завершить дело Великого Князя Ивана Калиты " (21).

http://religare.ru/2_53428.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010