5 мая (22 апр. церк.кал.) Святой Виталий родился во второй половине 6-го столетия. С юности он поступил в монастырь преподобного Серида около города Газы в Святой Земле, и здесь в течение многих лет вел строгую монашескую жизнь. В возрасте 60-ти лет Виталий покинул свою обитель и переселился в Александрию. В то время Александрийскую церковь возглавлял известный своей святой жизнью патриарх Иоанн, прозванный Милостивым (609–620 гг.). В Александрии Виталий взял на себя весьма необычный подвиг спасения блудниц этого города. Живя на частной квартире, инок Виталий работал поденщиком, а вечерами посещал дома разврата. Войдя в комнату той или другой распутной женщины, он отдавал ей заработанные деньги и убеждал ее оставить свой порочный образ жизни. После этого Виталий становился на колени и до утра, пока женщина спала, молился Богу. Нередко случалось, что женщина, тронутая его словами и видя, как он усердно молился, приходила в чувство раскаяния и тоже, став на колени, начинала молиться. Утром, перед уходом на работу, Виталий брал с женщин клятву, что они сохранят в тайне подробности его посещений. У Виталия был книжица, куда он вносил имена всех известных ему падших женщин. Он постоянно их поминал в своих молитвах. Такой необычный образ жизни Виталия продолжался несколько лет. Жители города возмущались недостойным, как им казалось, поведением инока и бранили его. Как-то один возмущенный юноша ударил Виталия по шее, крикнув: “Ты позоришь монашеский чин и имя христианское!” Святой же Виталий смйренно переносил все укоры, насмешки и даже удары, прося обижающих не осуждать его. Наконец клирики Александрии пожаловались на Виталия патриарху Иоанну и настаивали, чтобы он принял против Виталия необходимые меры. Но патриарх оставил их прошение без ответа. Тем временем добрые слова, молитвы и праведная жизнь Виталия благотворно повлияли на многих падших женщин. Одни ушли в монастырь, другие вышли замуж, третьи начали честно трудиться. Когда преподобный Виталий скончался, его нашли стоящим на коленях перед иконой. В руках он держал хартию (лист бумаги), на которой было написано: “Жители Александрии! Не осуждайте ближнего, как бы он ни казался вам грешен. Никого не осуждайте прежде суда Божия”. Перед похоронами Виталия, женщины, направленные им на добрый путь, собрались и рассказали патриарху Иоанну и многим людям о добродетельной жизни монаха Виталия. Тогда многим стало стыдно, что они обижали праведного человека. Сам патриарх Иоанн предал погребению останки святого Виталия. Во время похорон и после них многие больные исцелялись от прикосновения к мощам святого Виталия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Как текла жизнь Веры Мокеевой в монастыре, сказать трудно. Одно можно утверждать, что, приняв монашество с именем Виталии, юная инокиня с большою ревностью предалась подвигам строгой монастырской жизни. Без сомнения, далее эта жизнь способствовала, с одной стороны, её начитанности в старопечатных книгах, которой она превосходила всех своих терновских единомышленников, а с другой, – содействовала воспитанию удивительной в женщине силы воли, какой обозначилась вся последующая её жизнь и деятельность. Впрочем, не только в плавнях, но и здесь, в стенах приютившей её кореневской «обители», Виталия обнаруживает твёрдость характера, не допускающую никаких компромиссов. Дело в том, что братия мужского куреневского монастыря, где жил глаголемый епископ Кирилл, – противоокружник, оказала этому последнему недоверие, чем и вызвала с его стороны отречение – быть им епископом. Из мужского монастыря Кирилл перешёл в женский. Насельницы женского монастыря приняли Кирилла «в сущем сане», так как им он не отрекался «быть епископом». Казалось бы, не о чем было и спорить: монастырю следовало только радоваться, что в его стенах поселился епископ. Но не такова была Виталия. Она утверждала (рукоп. что епископу, отрекшемуся от сана, не должно быть места в монастыре, и стала вооружать «сестёр» против Кирилла, и есть сведения, что однажды даже сорвала с Кирилла мантию. В «обители» произошла смута, разделившая монашек на две неравные партии. Так как на стороне Виталии было меньшинство, и вести борьбу против более многочисленной партии оказалось невозможным, то Виталия с двумя наиболее преданными ей монашками оставляет куреневскую «обитель» и переселяется в терновские плавни. Это было лет 10–12 тому назад. С этого момента и начинается печальная история «скита» Ковалёвых под руководством «матушки» Виталии. Во главе семьи Ковалёвых, когда в плавни прибыла Виталия, стоял престарелый Яков Михайлов Ковалёв, последователь поповщинской секты. Виталия и её спутницы не могли быть в тягость материально обеспеченному Ковалёву, а звание инокинь-молитвенниц ещё более располагало его семью в пользу прибывших монашек. Но вот спустя два года Ковалёв умирает; наследницей всего имущества остаётся Александра Ковалёва. Заранее можно предугадать, что последняя, по смерти мужа особенно беспомощная, не расстанется с Виталией, в которой она находит не только первого друга – советника, но, что особенно важно, молитвенника по близком, любимом существе. Так оно и случилось. Виталия не только не оставляет Ковалёвых, но мало-помалу приобретает сильное нравственное влияние на всю семью и остаётся в ней в качестве человека, дающего тон всей их жизни вообще и религиозной в частности. По меткому выражению одной газеты, «умная и ловкая Виталия без труда прибрала к рукам и душу, и сердце Ковалёвой». И нужно прибавить, что Виталия нисколько не трудилась над этим; своё положение в семье Ковалёвых она завоевала без всяких усилий, высясь целой головой над тёмной и крайне невежественной средой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 2306 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 16 января 2022, 12:20 Отче Виталие, моли Бога о нас! Олег 18 ноября 2021, 23:59 Спаси Господи автора. Да помилует и спасёт Господь нас и за святые молитвы отца Виталия валентина 25 января 2019, 23:28 я живу в г. Красногоровка, донецкой обл.Постоянно находимся под обстрелами, но все спасаемся молитвой о. Виталия. есть в нашем храме его икона. она глубоко почитаема прихожанами, но, к своему стыду, ничего не знала об отце Виталии. Статья о нём поразила меня, тем более, что я была лично знакома с о. Гавриилом(Стародубом), кот. был духовным чадом о.Виталия.Спасибо огромное автору за полезную информацию! Отец Виталий, помолись за наш многострадальный Донбасс и за болящую Наталью! Ты в моём сердце! 4 октября 2018, 01:50 Отец Виталии. Моли Господа спастись душам нашим. Аминь. Ирина 4 октября 2018, 01:43 Батюшка Виталии моли Господа Бога да прегрешений исправления дарует нам грешным. Аминь. ВАСИЛИЙ 7 декабря 2017, 12:26 Спаси Господи! Очень хорошая,нужная статья! Батюшка Виталий, моли Бога о нас грешных. Larisa Kadzaja 10 июля 2017, 09:10 Отче Виталий, моли Бога о нас! Может кто поделиться акафистом,слышала что есть,но не могу найти.Заранее благодарю. Елена Янгон 27 марта 2017, 20:55 Дивен Бог во Святых своих! Глубоко чту и люблю старца Виталия! Учитель смирения и любви. Галина 31 октября 2016, 17:59 Спасибо за статью.Отче Виталие,моли Бога о нас! Nadezda 31 октября 2016, 09:30 Otce Vitalii moli Boga o nas. Валентина Кацапчуквасиленко 30 октября 2016, 23:11 СПАСИБО! Фотиния 28 октября 2016, 17:32 Помяни, Господи, во Царствии Твоем схиархимандрита Виталия и за святые его молитвы помилуй нас, грешных! Вадим П. 28 октября 2016, 16:41 Спаси Господи за статью про Отца Виталия! Господь сподобил быть этим летом в Тбилиси на могилке!!! Купил в храме новую книгу (издание Тбилиси, приходское) с самыми последними и современными чудесами и воспоминаниями его чад и просто людей о помощи о. Виталия!

http://pravoslavie.ru/98097.html

«На его жизнь выпало немало испытаний, которые он всегда переносил со смирением и христианским достоинством, тем самым, утверждая себя и окружающих его людей в вере во Христа Жизнодавца… Вся жизнь покойного — достойный пример следования своему призванию», -- говорится в патриаршем послании. Во время отпевания свое слово о почившем сказал митрополит Кирилл. О. Виталия, прожившего почти целый век, он назвал «человеком-эпохой». «Отец Виталий – человек, отмеченный многими талантами. Он обладал живым и острым умом, реагировал на события жизни всегда творчески, причем таким образом, что от этого творчества непременно была польза для Церкви. О. Виталий имел замечательную память, прекрасные знания, был специалистом в области истории древней Церкви, замечательным профессором, имеющим множество учеников», - сказал митрополит Кирилл. Самым главным в жизни о. Виталия он считает «беззаветное служение Церкви Христовой», которое пастырь нес «в очень тяжелых, рискованных обстоятельствах». Глава ОВЦС напомнил основные вехи жизни о.Виталия: «В начале Великой Отечественной войны он оказался в оккупированной Белоруссии, на своей родине. Начав свое служение в Церкви как активный мирянин, в 1944 г. о. Виталий принял священный сан и как священник более 60 лет трудился для процветания Христовой Церкви». Митрополит Кирилл подчеркнул особую роль о. Виталия в сохранении церковного единства: «Во время войны враги стремились расчленить нашу Церковь: везде, куда ступал враг, появлялись те, кто отказывался молитвенно поминать местоблюстителя Патриаршего престола, митрополита Сергия (Старогородского). Враг тогда хотел добиться автокефалии для Белорусской Церкви. И всегда так бывает: когда борются с Россией, непременно стараются разрушить единство православной Церкви. Творческий и острый ум о. Виталия помог сформулировать такие положения церковного Устава, которые позволяли, имея самоуправляемость и автономию, сохранить единство с Московским патриархатом. Это были такие тонкие и умные формулировки, что даже враг ничего не мог этому противопоставить. Единство Церкви было сохранено».

http://pravoslavie.ru/26365.html

При жизни Батюшка нередко говорил: «Когда умру, приходите ко мне на могилку и рассказывайте все, как живому. Я помогу». Вот лишь некоторые свидетельства чудесной помощи отца Виталия после его смерти: У Лии из Тбилиси дочь проживала с мужем в Америке. Пришло время ей родить, и мать очень переживала. Зная, что отец Виталий очень многим помогает, пошла она на могилку отца Виталия и как живому поведала ему свою скорбь. На душе у нее сразу стало спокойно и легко. Возвращается домой, а ей звонят из Америки – у дочки благополучно родился мальчик, и произошло это в тот самый час, когда она была у отца Виталия. Монахиня Клавдия из Таганрога однажды легла спать с болезнующим сердцем и обидой на родственников, и вот приснился ей отец Виталий. Батюшка, стоя на амвоне, ласково и как бы уговаривая, произнес: «Надо прощать. Прощайте, прощайте всех». Потом быстро пошел к подсвечникам и стал возжигать свечи. Откуда-то появились дети, и отец Виталий стал давать им продукты, посылая отнести их нуждающимся и больным. Удивительно, что Батюшка называл имена людей, которых при жизни никогда не видел. Анна Макарова (Москва): «Мой муж много лет не мог справиться с недугом пьянства. Однажды вечером ему было особенно плохо. Я взяла фотокарточку отца Виталия и стала со слезами его просить: «Батюшка родненький, помоги, помолись за него, чтобы он не пил…» Наутро, как только открыла глаза, вижу – стоит отец Виталий в монашеском одеянии. «А он крещеный?” – спросил Батюшка и сам ответил: “Некрещеный». Для меня это было полной неожиданностью. Мой муж воспитывался в детском доме и сам не знал, крестили ли его в детстве, а когда я заводила с ним разговор на эту тему, избегал подробностей и просто говорил, что крещен. В этот же день я повела мужа в ближайшую церковь . Я все рассказала священнику, и он, поговорив с моим мужем, окрестил его. Это произошло в день празднования иконы Иверской Божией Матери». «Мой муж много лет не мог справиться с недугом пьянства. Однажды вечером ему было особенно плохо. Я взяла фотокарточку отца Виталия и стала со слезами его просить: «Батюшка родненький, помоги, помолись за него, чтобы он не пил…» Наутро, как только открыла глаза, вижу – стоит отец Виталий в монашеском одеянии. «А он крещеный?” – спросил Батюшка и сам ответил: “Некрещеный».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иаков Алфеев – молодой и черноволосый, борода только опушает лицо – подобный тип в медальонах церкви св. Виталия и капеллы св. Петра Хризолога в Равенне 13 . Марк, с длинной седой бородой, как у египетских отшельников; в ц. св. Виталия также сед, но борода круглая. Варфоломей в типе полного мужчины, с темно-каштановой густой бородой; напротив того, в церкви Виталия и в капелле Хризолога видим молодого и приятного лицом Апостола с коротко-остриженными волосами и легкою бородкою. Апостол Андрей сед, волосы развеваются кругом головы: замечательное тождество этого любопытного типа представляют медальоны в ц. Виталия и в той же архиепископской равеннской капелле, на которых волосы Апостола, как бы поднявшиеся дыбом, окружают своего рода ореолом оригинальный варварский тип 14 . Считаем вообще указанный тип наиболее осмысленным в иконографии Апостола. Справа от креста Ап. Павел ближе всех подходит к обычному типу, но не имеет лысины; одутловатая фигура; борода темно-каштановая. Филипп, наоборот, имеет остроконечную черную бороду, тогда как обыкновенно он изображается или юным и вовсе безбородым, или же с небольшой бородкой, как напр. в медальоне упомянутой капеллы; но, опять таки, в ц. св. Виталия, тип Апостола тождествен с синайским 15 . Далее, Фома юн и безбород; оригинальное лицо совершенно тождественно с медальоном в ц. св. Виталия (та же фотогр.) но во взгляде, брошенном направо, мозаист последнего изображения, явно искал выразить некоторое легкомыслие и свойственный ему скептицизм, тогда как синайский медальон изображает более простоватого, толстого юношу 16 . Во всяком случае, оба эти изображения, по и нашему мнению, лучше других в древнехристианском искусстве. Тип Матфея Евангелиста, с Евангелием в левой руке, близок к каноническому, грузен и сед, но далеко не так суров и тяжел, как в тех же двух равеннских церквах. Ап. Фаддей черноволосый и полный, довольно близок по типу с изображением в капелле Хризолога, где фигура Апостола с тонкими чертами лица и острой небольшой бородкой должна, конечно, считаться более типическою 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Покойный Митрополит в 2007 году говорил: " Возвращение в Почаев – это возвращение к нашим истокам и духовному преемству, которое мы всегда ощущали через наших святителей Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого) и архиепископа Виталия (Максименко) " . Отпевание блаженнопочившего Митрополита Лавра промыслительно совпало с днём кончины архиепископа Виталия: Владыка Виталий, встретивший Первоиерарха в момент его духовного рождения, встретил его и при переходе в жизнь вечную. Как замечательно сказал протоиерей Андрей Папков, " радуемся мы и тому, что владыка теперь соединится с теми иерархами, которые были ему близки: с приснопамятным и блаженнейшим митрополитом Анастасием и приснопамятным архиепископом Виталием (Максименко), который его и крестил, и постригал, и рукополагал " (1).Так подтверждается преемственность духовного опыта Зарубежья XX и XXI веков. Почивший Митрополит Лавр, как и его наставник Архиепископ Виталий, деятельно участвовал в сохранении единства православных славянских народов. За несколько недель до кончины Владыка Лавр вместе с участниками Всемирного Русского Народного Собора поддержал целостность Сербии, недопустимость отрыва от неё Косова и Метохии. Приближающийся сороковой день со дня кончины Первоиерарха представляет нам повод для размышлений о миссионерском служении РПЦЗ в среде славянских народов, и прежде всего о служении славянам одного из её основателей, наставника Владыки Лавра Архиепископа Виталия (Максименко). Архиепископ Виталий (Максименко)Имя Архиепископа Виталия (1873-1960) прекрасно известно православным русским патриотам. Начальник Типографского трудового братства Почаевской Лавры, глава крупнейшего в России отдела Союза Русского Народа, участник Первого Всероссийского монашеского съезда (1909 г.), кандидат в Члены Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне (1917 г.), узник петлюровцев и " Второй Речи Посполитой " , устроитель " Нового Почаева " в Закарпатье, епископ Детройтский, основатель семинарии и книгопечатни святого Иова Почаевского в Джорданвилле, член Синода Русской Православной Церкви Заграницей – таков жизненный путь приснопоминаемого Владыки Виталия.

http://religare.ru/2_53428.html

К СТОЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АРХИЕПИСКОПА ВИТАЛИЯ 1873–1973 г.г. Через 2 дня после праздника Преображения Господня 821 августа сего 1973 года исполняется ровно 100 лет со дня рождения Высокопреосвященного Виталия, Архиепископа Восточно-Американского и Джерзиситского, Аввы нашего Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, основателя и первого ректора Св.-Троицкой Духовной Семинарии. Необыкновенный это был Архипастырь – во всяком случае, совершенно, никак и ни в чем, не созвучный «духу времени», «духу века сего». Говоря как-то о нем, наш почивший Первоиерарх, родившийся двумя днями раньше его, Блаженнейший Митрополит Анастасий выразился так:  «он не хочет быть «князем Церкви» . И это несомненно была одна из самых характернейших черт нашего усопшего Аввы Владыки Архиепископа Виталия. Он и в архиерейском сане, от которого он так долго отказывался, был прежде всего  монахом  – строгим монахом, неуклонно стремившимся во всех случаях своей жизни с точностью исполнять все данные им при монашеском пострижении обеты. Иначе он и не мог бы поступить, ибо во всем чувствовалось, что никакой  личной  жизни, никаких  личных  интересов и стремлений у него нет: он весь, всем своим существом жил Церковью и для Церкви . Вот потому-то, хотя монашество и было у него на первом месте, он был в то же время и настоящим Архипастырем «Божией милостию», полагающим душу свою за овцы, самоотверженно и ревностно пекущимся о благе вверенного ему словесного стада. Один Бог знает, что было бы здесь в Америке, сохранилась ли бы тут истинная Церковь , если бы не было здесь Владыки Архиепископа Виталия! Не будь здесь Архиепископа Виталия, не было бы в США и Канаде «соборной церкви», как она тогда всеми ревнителями нашей Церкви называлась, не было бы здесь Свято-Троицкого монастыря, каким он теперь стал со своей церковной типографией и Духовной Семинарией, не было бы куда приехать и обосноваться здесь в США нашему Первоиерарху Митрополиту Анастасию и Архиерейскому Синоду. Да и многого чего не было бы: всего и не перечислить, что сделано здесь в Америке для православных русских людей Архиепископом Виталием! Да! подлинно он жил  не для себя!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но против такого мнения явились возражения со стороны членов съезда, также бывших на месте. По мнению последних, в данном случае мы имеем дело не с бегунами, а с последователями австрийского священства, противоокружниками. В виду такого разногласия была образована особая комиссия под председательством проф. Ивановского для разъяснения дела. Комиссия для своего решения поставила следующий вопрос: Виталия, в мipe Вера Мокеева, – после того, как рассорилась с противоокружническим лжепопом Симеоном, осталась ли верною поповству по австрийскому священству, или перешла в беспоповство бегунского толка? Для решения вопроса комиссия остановилась на следующих данных: а) Виталия своих последователей не перекрещивала, а только сама постригала в монашество; б) у замурованных, а также и у Ковалева найдены разрешительные молитвы и одна с именем противоокружнического лжеепископа Иосифа. Сверх сего у замурованной Виталии под головою найдена чаша, из которой приобщаются, обыкновенно; в) сообщено, – хотя в деле не имеется и не вполне разъяснено, – что Виталия в 1896 году ездила на свидание с Иосифом; г) и что пред тем, как замуроваться, она причастилась сама и других причастила будто бы какими-то запасными дарами, которые хранились у Тираспольских раскольников около ста лет и были замурованы в стене дома тестя Ковалева, все эти признаки указывают на принадлежность Виталии и в последнее время к согласию поповщинскому. Но с другой стороны та же Виталия, после упомянутой ссоры с Симеоном, последовавшей года за четыре до замуравления: а) называла поповцев хуже жидов, и 4 года ни сама, ни ее последователи не приобщались св. таин и вообще не имела никакого отношения к попам, а наоборот; б) проповедовала, что священство иссякло и что каждый сам себе церковь , сама отправляла все службы; в) прервала с другими раскольниками всякое общение; г) приспособила у себя секретные помещения; д) она и последователи ее скрывали свои имена, почему и в разрешительных грамотах имена разрешаемых не проставлены; е) Виталия и ее последователи последние годы не брали паспортов и некоторое время она не брала денег, видя в них печать антихриста; ж) Ковалеву пред замуравлением завещала: «скройся, заройся беги»; з) наконец, Виталия переписывала статейку из Томских епарх.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Замечателен и язык проповедей о. Виталия. Это «эзопов» и в то же время очень многослойный язык. О. Виталий говорит так, что его могут услышать на разной глубине самые разные люди. Он говорит осторожно, с оговорками, избегая авторской интонации. Смысл никогда не лежит на поверхности, и тем не менее — имеющий уши слышит его слово. Помимо подлинного исповедничества и свидетельства надежды, в проповедях о. Виталия огромную роль играет учительство. Он — профессор церковной истории, и ему больно видеть, что народ, которому он очень сострадает, не научен. В основном прихожане в его храме — это женщины, совсем немного молодежи; но когда он видит молодежь, это для него великая надежда, что новый народ войдет в Церковь. Иногда его проповеди содержат богатый исторический материал. Часто то или иное на первый взгляд малозначащее историческое событие через ассоциации (у о. Виталия очень богатое ассоциативное мышление) приводит его к видению глубинных проблем современной ему церковной жизни. Можно перечислить главные темы его проповедей. Очень важная тема — о церкви как общине, об одной жизни в одной Церкви. Также важна тема о служениях в Церкви: служение в Церкви для о. Виталия это, прежде всего, свидетельство любви. Тема миссионерства: «Обязанность каждого верующего состоит не в том, чтобы он чувствовал себя праведником и избранником, а в том, чтобы он проповедовал и свидетельствовал Божью истину перед всеми людьми. Нет общины христианской, нет Церкви христианской, если нет проповеди, если нет миссионеров, если нет распространения учения Христова по всей земле». О. Виталий сам свидетельствовал о подвиге исповедников веры советского времени и ободрял тех, кто также чувствовал это призвание. Уже в советское время он говорил, что церковь назовет своих исповедников отцами, зачислит их в святцы — иерархов и мирян, богословов и философов. Он обращает особое внимание на динамику церковной жизни, для него, как и для древних христиан, Церковь — в странствии, поэтому ей необходимо постоянное обновление. За этой уверенностью стоит и большой опыт межхристианского свидетельства о. Виталия, его служение примирению. Он призывает: «Будем просить Господа, чтобы Он через нас, в нас, на наших глазах, при помощи нас содействовал Церкви Своей Святой, укреплению ее, умножению ее, чтобы приходили новые и новые молодые силы в Церковь Святую».

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010