В 1959 г., когда о. Виталий стал работать в ОВЦС, он «первым начал так говорить о Церкви, что его не только слышали, но и понимали. Стараясь избегать негативных последствий со стороны властей, он говорил таким образом, что люди во всем мире могли узнать о нашей Церкви – Церкви мучеников и исповедников». Международная деятельность о. Виталия также приносила достойные плоды: «он много сделал для того, чтобы Церковь в крайне трудных обстоятельствах могла получать поддержку извне». Кроме того, в «инославной среде» о. Виталий способен был «свидетельствовать о силе и красоте православия, о значении Предания для жизни Церкви. В этом смысле он был учителем для многих из нас», - заключил митрополит Кирилл. Митрополит Кирилл зачитал над телом покойного разрешительную молитву. По окончании отпевания гроб был обнесен духовенством вокруг собора, после чего был установлен в храме, где в течение долгого времени с пастырем прощались миряне. Венки из живых белых цветов на похороны о. Виталия Борового прислали Польская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Кирилл и сотрудники ОВЦС. Теплые слова об о. Виталии сказал корреспонденту «Благовест-инфо» его друг и почти ровесник, старейший клирик Москвы о. Герасим Иванов, который служил вместе с о. Виталием в Елоховском соборе. «Мы с ним даже покумились, я у него внука крестил. Он всегда радость создавал. Помню его чудные проповеди в этом храме. Когда он заканчивал проповедь, я подходил к Царским вратам – и от него пар шел, так он выкладывался. Служение здесь – это была наша общая радость. Он очень мудрый человек. И каяться умел. Всегда старался как-то выравнивать отношения. И юмор, конечно, его вспоминаю – он всегда направлял свой юмор на хорошее». Похороны о. Виталия состоялись  на Хованском кладбище столицы. О. Виталий Боровой был старейший по хиротонии клирик Русской Православной Церкви, профессор-протопресвитер, доктор богословия, член Попечительского совета Свято-Филаретовского института. Отец Виталий родился 18 января 1916 г. Был рукоположен в 1944 году во пресвитера. Участвовал в возрождении Минской духовной семинарии, позднее стал профессором по кафедре церковной истории в Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовной академии, на которой когда-то преподавал знаменитый церковный историк В.В. Болотов. Отец Виталий мечтал посвятить свою жизнь церковной науке и продолжить дело Болотова, но по распоряжению священноначалия с конца 50-х гг. должен был перейти на работу в Отдел внешних церковных сношений. Много лет он был представителем РПЦ  во Всемирном совете церквей, а также представителем на II Ватиканском соборе.

http://pravoslavie.ru/26365.html

Виталия находилась в общении с тремя противо-окружническими епископами: бендерским Тарасием (ум. в 1887 г.), его преемником Семёном и нижегородским Иосифом, подобно ей отвергшими Кирилла, и вполне разделяла с детства воспринятое ею учение противо-окружников. В названных трёх епископах она видела истинных столпов древлего благочестия, которые уже не изменят этому благочестию, не сойдут со стези правого, уставного жития. Но в этом ей пришлось жестоко разочароваться. В конце 1895 года один из этих „столпов“, ближайший пастырь тираспольских противо-окружников, Симеон – поколебался: на соборе в Бендерах и затем в Тирасполе состоялось примирение между ним и Кириллом (через представителей того и другого), и последний был признан сторонниками Симеона. Виталия осталась непоколебимой в своём отрицании законности Кирилла, только теперь перенесла это отрицание и на его союзника: вместе с своими последователями она объявила отступнику – епископу и его единомышленникам, что отныне порывает с ними всякое общение. Со смертью Тарасия и изменой Симеона, так. образ., для Виталии переставала существовать местная противо-окружническая иерархия, – и этот отрицательный взгляд, по мнению референта, был перенесён затем и на всю иерархию вообще. Отвергнув недостойную иерархию, Виталия смело и настойчиво начинает проповедовать учение, доселе от неё неслыханное: она внушает своим скитникам, что „поповская вера хуже жидовской“, что священство на земле „иссякло“, да оно и не нужно, ибо „каждый человек сам себе церковь “. Но на этих чисто отрицательных положениях остановиться было, конечно, нельзя; нужно было уяснить положительные условия и средства спасение в обществе, оставшемся без иерархии. И вот начинается усиленное „искание правды“: предпринимается ряд путешествий с целью отыскать, где хранится чистая истина; с той же целью отыскания истины Виталия – хотя и полуграмотная – усердно читает книги, стараясь найти в них ответ на свои запросы, утоление томящей её „жажды —518— духовной“. И по мере того, как она всё больше и больше погружается в мир священных заветов и благочестивых преданий прошлого, всё строже становится она к себе и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С именем В. связана история становления и развития джорданвилльского во имя Св. Троицы муж. мон-ря (шт. Нью-Йорк). По приезде в Америку в 1934 г. В. вошел в число братии мон-ря, 15 дек. 1946 г. по приглашению В. в мон-рь из Ладомировы переехало братство прп. Иова Почаевского, возобновившее в Джорданвилле работу типографии. Позднее В. добился переезда в мон-рь насельников обители прп. Иова близ Мюнхена и иноков из др. мест, увеличив тем самым число братии мон-ря до 50 чел. В 1947-1950 гг. стараниями В. было осуществлено строительство Троицкого собора мон-ря. 16 мая 1948 г. при мон-ре открылась джорданвилльская Свято-Троицкая ДС, первым ректором к-рой стал В. С 1948 г. архиерей являлся настоятелем мон-ря. Согласно завещанию, В. погребен в построенном по его инициативе храме в честь равноап. кн. Владимира в г. Джэксон (шт. Нью-Джерси). Соч.: Реставрация рус. церк. типографии прп. Иова Почаевского//Правосл. рус. календарь на 1934 г. Владимирова, 1933. С. 49-56; Учительные книги ВЗ. Джорд., 1952; Пророческие книги ВЗ. Джорд., 1953; Мотивы моей жизни. Джорд., 1943, 19552; Православное противосектанское руководство. Джорд., 1958; Духовное мое завещание//Правосл. Русь. 1960. 6. С. 8-9; Из духовного наследия//Правосл. жизнь. 1973. 8. С. 29-36. Лит.: Тальберг Н. Жизненный путь архиеп. Виталия (Максименко)//Правосл. Русь. 1959. 3. С. 4-7; Помазанский М. , прот. Жизнь-подвиг: (К 25-летию архиерейского служения вл. Виталия)//Там же. 8. С. 5-7; Кончина архиеп. Виталия (Максименко)//Там же. 1960. 6. С. 1; Константин (Зайцев), архим. Авва Виталий//Там же. С. 5-6; Тальберг Н. Памяти архиеп. Виталия (Максименко)//Там же. С. 6-8; Никон (Рклицкий), архиеп. Архиеп. Виталий: К 100-летию со дня рождения//Правосл. жизнь. 1973. 8. С. 11-28; Иоанн (Шаховской), архиеп. Архим. Виталий// Он же. Биография юности. Гл.: Установление единства. П., 1977. С. 375-378. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/158838.html

Дорогие Отцы и братия Святой Горы Афон! Прошу Вас помолиться о том, чтобы наш работодатель хорошо относился к сотрудникам и перестал их унижать, а был бы честным, перестал незаконно штрафовать, задерживать зарплату и прочее. Чтобы была справедливость и всем повысили зарплату и сделали официально все. 2018/01/29, 12:28:11 Дорогие святые Отцы и братия! Низкий поклон за ваше заступничество и молитвы о тяжко болящем рабе Божием Василии. Мать Василия пишет: " Нет слов таких, чтобы выразить благодарность. Вася начал уже работать потихоньку удаленным доступом, присылают задания. А ведь был прогноз, что останется в вегетативном состоянии Слава Богу за всё, только молитвенной помощью и живы! р.Б.Галина 2018/01/26, 14:20:48 Простите и благославите, Отцы и Братья Святой Горы Афон и Великой Лавры! Помогите своими молитвами о здравии болящему р.Б.Василию, получившему тяжкие увечья от падения дерева. Спаси вас Господь! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Аминь р.Б.Галина 2018/01/24, 17:28:22 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв к Пресвятой Богородице, Господу нашему Иисусу Христу и святому Георгию Победоносцу о прощении грехов, о здравии и спасении р.Б. Алексия, Ники, воина Виталия, отрока Димитрия, Павла, Иулии, Павла, отрока Виталия. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.Б.Ника 2018/01/21, 23:56:21 Дорогие Отцы и Братия, прошу ваших молитв к святому Иоанну Русскому, Пресвятой Богородице и Господу нашему Иисусу Христу о прощении грехов, о здравии и спасении рабов Божиих: воина Виталия, воина Александра, воина Владислава, воина Эдуарда, воина Сергия, Артемия, Павла, Дионисия, Павла, иерея Артемия. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.Б. Ника 2018/01/13, 21:08:34 Дорогие Отцы и Братия! Прошу ваших молитв к святому Георгию Победоносцу о прощении грехов, о здравии и спасении воина Виталия, воина Александра, воина Владислава, воина Эдуарда, Артемия, Павла, Илии, Дионисия, Георгия. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.Б. Ника 2018/01/12, 09:46:15 Дорогие Отцы прошу вашей молитвы за р.б Сергия о искорененее греха гордости и укрощении памятозлобия.

http://isihazm.ru/1/?id=498&c_pid=1

 Человек Божий. Блаженной памяти схиархимандрита Виталия посвящается. С. 5.  Сын Благодати. Из воспоминаний о схиархимандрите Виталии//Задонский паломник. 2001. 7 (8). С. 7.   Адам (Ахаладзе),  архимандрит. Воспоминания. Видеозапись из кинофильма «Глинская пустынь в изгнании». Телекомпания «Сретение», 2013. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Павел 22 июня 2023, 15:25 Старче отче Виталие, моли Бога о рабах Божиих Павле и Ольге. Научи, отче, той любви, которую имел сам. 10 мая 2017, 10:10 Царствие Небесное приснопоминаемому отцу Виталию.Благодарим тебя Батюшка за помощь молитвенную твою нам недостойным и грешным....Аминь) Елена 3 декабря 2015, 12:27 Спасибо тебе, отче Виталие. Прости меня, моли Бога о нас. 2 декабря 2015, 23:30 Слава Богу за всё! Спаси Господи автора этой статьи! Отец Виталий, моли Бога о нас, грешных! 2 декабря 2015, 18:28 Спаси Господи за статью,за память о батюшке.О.Виталий помогает всем.В этом году,посетив Грузию,я побывала на могилке о.Виталия,просила помочь одному человеку с работой,которую он безуспешно искал.В первый же день возвращения с поездки я узнала,что работу ему предложили.Я знала о.Виталия при его жизни и безмерно благодарна ему и Господу нашему за все.Людмила Надежда Надежда 2 декабря 2015, 12:38 Спаси Господи,узнала много хорошего о подвижнике ХХ века о.Виталии.Очень интересная и полезная статья.Помогай всем,Господи,укрепляться в православной вере. тамара 1 декабря 2015, 22:41 счастливы на земле только те,кто вверил себя Господу. Люба 1 декабря 2015, 21:15 Молодцы! Формат текстов изменили, читать стало легче намного. Читаю все все! Божьей Вам Всем помощи и Ангела Хранителя!После прочитанного, как же легче и светлее душе! Светлана 1 декабря 2015, 17:12 Совсем недавно прочитала книгу о жизни схиархимандрита Виталия и была поражена его необычайной любовью ко всем людям, приходящим к нему. Все его духовные чада пишут о том, какую благодать они получили от общения с ним. Особенно поразил его молитвенный подвиг : он молился не только о тех, кого знал лично, или о ком его просили.Поминал погибших во всех катастрофах - количество которых узнавал из газет и радио, прилагая к молитве земные поклоны.Его ещё не прославили в лике святых, но почитаю его святым вместе с теми - кто знал его лично.

http://pravoslavie.ru/88286.html

«У нас ведь у всех – у кого мать, у кого отец репрессированные, – рассказывают сотрудники Борковского института. – На отпевании Виталия Ивановича Романенко о. Павел так и назвал большевиков: «Это варвары XX века». Не потому, что с религией сотворили, с верой православной, а потому, что всю жизнь нашу исковеркали, с ног на голову поставили. И в то же время люди успешно в этом строю работали – те же Келдыш, Арцимович... Дело, видимо, в том, что были просто члены КПСС и те, которые «копытом рыли» – вот разница в людях. Ведь если нормальный человек, то хоть он член партии, хоть беспартийный... А если плохой, то в любой ипостаси, хоть и священником будет...» Отец Павел уже в последние годы часто перечислял: Серый Дом – раз, Коровники – два, Бутырки – три и так далее – т.е. тюрьмы и лагеря, через которые он прошел. И лучшие друзья его, действительно, были те, кого так или иначе коснулись репрессии: или сами сидели, как Борис Кузин и жена его Ариадна Валерьяновна, известный архитектор, или отец и мать, другие родственники, прошли через лагеря. Очень любил о. Павел Виталия Ивановича Романенко, талантливого ученого, доктора биологических наук – звал его «Виталька». У Виталия Ивановича была репрессирована мать. Один раз на двух машинах – семья Романенко, семья Ривьер и отец Павел – это был год 74-й – поехали в паломничество по ярославским святыням: Воскресенский собор и храмы левобережья Тутаева, Ярославль, Ростовский кремль... «Отец Павел везде водил нас – в Тутаеве на святой источник, рассказывал, как они приплыли из Мологи по Волге, сколотив из своего дома большой плот, как здесь его собрали, и в этом доме у о. Павла была маленькая комнатка у кухни – он думал, что вернется. Воскресенский собор он знал досконально – все фрески на стенах, левый и правый придел... Но лучше всего он знал Ростовский Кремль – каждый его собор, и кто его строил, и какие настоятели, и кто где похоронен, и чьи могилы забыты, и какие личности были замечательные...» Когда отец Павел отпевал Виталия Ивановича в 89-м году, встал в церкви перед гробом на колени: «Помнишь, Виталий, мы ездили с тобой…»– так вдохновенно, искренне, все заплакали. Очень переживал его смерть. «Отец Павел говорил, что всем нам, кто дружил 30–40 лет, надо места рядом на кладбище, – вспоминают борковские, – так и получилось. Все рядышком лежат...»

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Вдруг к телеге подходит брат Виталий. Мне показалось, что он подходил к этой женщине как к родной матери. Подошел, молча протянул руку и погладил по лицу эту измученную бесом бедную женщину. Она, по-видимому, сразу почувствовала это молчаливое сострадание и лицо ее сразу изменилось. Мне хотелось плакать. Что было дальше – я не знаю, так как за мной пришли подруги и увели готовиться к отъезду». В те трудные годы люди, как овцы, не имущие пастыря, тянулись к монашеству, ища в духовном совете опору в своей беспокойной жизни. Брат Виталий по любви к ближнему не отказывал в беседе, если к нему обращались со своими вопросами, сомнениями, делились бедами. Вокруг него часто собирался народ. Власти, проводившие антицерковную политику, особенно следили за теми священниками и монахами, к которым тянулся народ за словом утешения и духовной поддержкой. Брат Виталий, не имевший даже прописки и живший в монастыре нелегально, был объектом особого интереса со стороны местных властей, за ним охотились. При каждом визите блюстителей «порядка» Виталий должен был незамедлительно куда-нибудь скрыться. Однажды милиция нагрянула неожиданно, но настоятель обители отец Серафим успел спрятать брата Виталия, дав расписку в том, что того нет в монастыре. Старцы сочувствовали его трудностям и очень жалели. По благословению отца настоятеля Виталий некоторое время жил у его духовных чад на ближайшей станции Локоть или в городе Глухове в благочестивой семье Пискуревых, известной своим страннолюбием. Переждав таким образом опасность, он снова уходил в монастырь. Монахини Андроника и Виталия 13 : «Отца Виталия мы впервые увидели в 1948 году. Это было холодной осенью. Нашу калитку открыл юноша в потертой шапке-ушанке, рваном сюртучке и спросил Ивана Кирилловича. Во дворе была старшая сестра Мария, она побежала в амбар и позвала отца. Вышел папа и…остолбенел. Он нам потом говорил: «Сколько прожил, а лица такого ангельского не видел. Это будущий столп России”. Брат Виталий упал папе в ноги, отец завел его в хату.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Виталий – удивительный был человек! Когда они в Глинской жили, батюшке отцу Серафиму (Романцову) письма шли – из Москвы, из Питера, из Киева: Просто не успевает батюшка отвечать – лежат и лежат. И вот вызовет Виталия:Виталий, видишь письма? – Вижу, батюшка. – Вот благословляю: распечатывай их и давай ответы как от меня. И ко мне не обращайся: – ну, батюшка знал, что он умный: да и молился, конечно, за него. – Пиши. А ко мне не подходи и не спрашивай, что писать... Ну, Виталий как начнет отвечать: Ответ даст, а внизу подпишет: «Схиигумен Серафим». И отправляет. Они получают: «Ну, все! Мы теперь ожили, мы воскресли! Мы теперь отчаиваться не будем!» Пишут батюшке благодарность: «Ой, батюшка, благодарим Вас!» «Спасли Вы нас! Мы в отчаянии были»... Батюшка Серафим – он благодать видел у Виталия, что Виталий сможет. И это действительно так». Так как послушник Виталий не имел документов, ему часто приходилось скрываться, когда в монастырь приезжали представители власти. В конце 1950-х годов власти ужесточили контроль, в Глинскую пустынь стали все чаще приезжать проверяющие. Послушнику Виталию стало опасно находиться в монастыре, и он уехал в Таганрог. В Таганроге он любил посещать городское кладбище, там молился у могилы блаженного старца Павла (Стожкова) (1792–1879). Он часто повторял слова старца Павла: «Все мое желание от юности было – молиться Богу, а намерение – идти по святым местам». Видя подвижническую жизнь брата Виталия, вокруг него стали собираться верующие люди. Останавливался он в тех домах, куда приглашали. Как когда-то таганрогский старец Павел, подвижник ходил по святым местам, его сопровождали верующие женщины, сестры во Христе, будущие духовные чада. «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви...» ( Лк.10,3–4 ) Из воспоминаний келейницы отца Виталия схиигумении Серафимы (Дьяченко)): «Странствуя с ним, мы не имели ни денег, ни двух одежд. Бывало, ночевали в поле, утром молились, клали поклоны и дальше шли...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Павел Косач: «Патриарх прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, я вкладываю в ладонь лист с молитвой – и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: “Сам взял!» – и лишь позже осознал это как должное – ведь человек этот был не от мира сего». «Патриарх прочел разрешительную молитву и передал ее мне, чтобы вложить в руку отца Виталия. В это время большой палец на его руке отгибается, я вкладываю в ладонь лист с молитвой – и рука закрывается. Сама. Я был так потрясен, что от неожиданности вскрикнул: “Сам взял!» – и лишь позже осознал это как должное – ведь человек этот был не от мира сего». «Сам взял!» – подтвердил стоявший рядом протоиерей Михаил Диденко 37 . Святейший Патриарх молча утвердительно кивнул головой и продолжал службу 38 . Это чудо, воспринятое видевшими его с благоговением и страхом, стало очевидным подтверждением Богоизбранности этого праведника, что давно уже было открыто его близким духовным чадам. За несколько лет до кончины отец Виталий сказал как-то своей духовной дочери схимонахине Ларисе (Вороновой): «За слезы сестер я из гроба протяну руку». Матушка Лариса эти слова запомнила и передала их сестрам, но тогда никто не придал им значения. Это чудесное событие и стало тем утешением, которое Господь ниспослал всем оплакивающим старца. Не случайно и то, что произошло это в храме благоверного князя Александра Невского, в канун празднования преставления этого русского святого, которого особенно почитал отец Виталий. Ведь и кончина великого князя была ознаменована подобным чудесным явлением, описанным в его житии. Погребен схиархимандрит Виталий по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха Илии против алтаря Александро-Невского храма, внутри церковной ограды. На его могиле возжена неугасимая лампада, не потухают свечи и всегда живые цветы. К могилке отца Виталия приходят и те, кто раньше не знал о нем, – приходят за благодатной помощью старца, которую они реально ощущают в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиерейский Синод РПЦЗ заявил, что именем митрополита Виталия прикрываются раскольники. Архиерейский Синод РПЦЗ заявил, что именем митрополита Виталия прикрываются раскольники. Епископ Агафангел: " Если бы владыка Виталий знал, что это именно тот Валентин, - он даже не стал бы с ним разговаривать " ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА НОВОСТИ КРОХОТКИ О САЙТЕ ГОСТЕВАЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ НОВОСТИ Ответ Архиерейского Собора РПЦЗ на Братское Послание иерархии Московской Патриархии 03.11.2001 Досточтимые архипастыри, члены Священного Синода Московской Патриархии! Благодарим за дружелюбное обращение к нашему Собору с призывом к преодолению разделения и надеемся на искренность высказанных Вами пожеланий. Со своей стороны мы свидетельствуем, что единство Русской Православной Церкви было желанным иерархии РПЦЗ с самого ее основания. Это желание не просто сопутствовало жизни Зарубежной Церкви, а пронизывало молитвенную жизнь российской диаспоры. Отзываясь на Ваш призыв к единству, предлагаем приступить к исканию приемлемых для этой цели принципов. Мы хотим, чтобы Вы понимали сущность нашего подхода к проблеме церковного разделения. В этом деле мы считаем не должно быть места для компромисов, т.к. речь идет о вечном спасении или вечной погибели всех членов Церкви. Наше с Вами разделение многие легкомысленно именуют политическим. Однако в революционных событиях в России, виновных в начале нашего разделения, мы не видим ничего политического в здравом смысле этого слова. Действующими силами тех кровавых событий были ложь, обман, вероломство, богоборчество. Согласитесь, что это дает право на оценку советизации России как на нравственную, глубоко религиозную катастрофу. Декларация митрополита Сергия от 1927 года распространила эту катастрофу и на внутреннюю жизнь Церкви, положила начало явлению, которое мы и именуем сергианством.

http://zavet.ru/news/news011027.htm

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010