поиск:   разделы   рассылка Алексей Поповкин Славянское служение Архиепископа Виталия (Максименко) Источник:  Русская линия 24 апреля 2008 года – сороковой день со дня кончины Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра. По определению Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей в этот день поминовение почившего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого Четверга, а торжественные панихиды – на Радоницу. Светлой Памяти Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра (Шкурла) Восстановление евхаристического общения Русской Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве, первую годовщину которого мы будем отмечать вскоре, открыло нам пути ко всеобъемлющему совместному осмыслению духовного опыта Русского Зарубежья. Важнейшей вершиной этого опыта стало преображение церковной жизни славянских народов центра и юго-востока Европы, произошедшее под непосредственным влиянием таких деятелей Русской Православной Церкви Заграницей, как святитель Иоанн (Максимович), митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Виталий (Максименко), архиепископ Серафим (Соболев), епископ Феофан (Быстров), епископ Антоний (Бартошевич), архимандриты Амвросий (Курганов) и Сергий (Кашманов), игумен Тимолай (Пастухов). Особое место в этом ряду занимает имя архиепископа Виталия (Максименко), жизненный подвиг которого был отмечен и святителем Иоанном Шанхайским. Владыке Виталию посчастливилось участвовать в двух славянских миссионерских проектах: восстановлении Православия в Чехии и на Закарпатской Руси. При этом следует учесть, что эти миссионерские проекты были начаты в Императорской России, а продолжены усилиями Церкви и Правительства Сербии, и Архиепископ Виталий принимал участие в них как на дореволюционном, так и на " сербском " этапе их развития. Митрополит Лавр Оба эти миссионерских проекта принесли свои плоды, а второй из них – восстановление Православия на Закарпатье – в некотором смысле определил современную судьбу Русской Зарубежной Церкви, поскольку крестник владыки Виталия Митрополит Лавр (Шкурла), карпаторосс, и привёл Зарубежную Церковь к евхаристическому единству с Московской Патриархией.

http://religare.ru/2_53428.html

В годы управления Зарубежной Церковью митрополита Виталия продолжился процесс канонизации святых. Помимо прославления подвижников русской земли (например, Оптинских старцев, святителей Филарета (Дроздова) , Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника ), РПЦЗ прославила и ряд подвижников русской эмиграции. В 1994 г. был причислен к лику святых святитель Иоанн (Максимович) , в 1996 г. – святитель Иона (Покровский). В Германии состоялось местное прославление мученика Александра Шмореля – участника антифашистского сопротивления, погибшего от рук гитлеровцев. В 1996 г. было принято решение об установлении дня памяти китайских мучеников, погибших во время «Боксерского восстания» в 1900 году. В 1998 г. было совершено торжественное перенесение останков митрополита Филарета (Вознесенского) в усыпальницу Троицкого собора в Джорданвилле. Мощи архипастыря оказались полностью нетленными. Огромный шаг к сближению с Русской Зарубежной Церковью сделал Юбилейный Собор Московского Патриархата 2000 г. На этом Соборе были прославлены новомученики, в том числе и те, кто находился в оппозиции митрополиту Сергию. Документ «Основы социальной концепции» перечеркивал принцип подчинения Церкви государственной власти. Документ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» показывал, что и в отношении неправославных христиан Московский Патриархат и РПЦЗ мыслят одинаково. К концу 1990-х гг. отсутствие общения между Церковью в отечестве и Церковью в изгнании рассматривалось как пережиток прошлого. Постепенно вину за продолжающееся разделение немалая часть РПЦЗ стала возлагать на своего главу митрополита Виталия, который в силу преклонного возраста плохо контролировал церковные дела. Нараставший кризис решился в июле 2001 г., когда митрополит Виталий под давлением архиереев подал прошение об увольнении на покой. 12 июля 2001 г. прошение было удовлетворено Архиерейским Синодом РПЦЗ. 24 октября 2001 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ большинством голосов был избран новый первоиерарх – митрополит Лавр (Шкурла). Вступление его на престол было сопряжено с новыми нестроениями внутри Русской Зарубежной Церкви. Ушедший на покой митрополит Виталий под влиянием окружения заявил, что изменил свое решение и намерен вернуться к делам управления. Из архиереев РПЦЗ митрополита Виталия поддержал только запрещенный в служении епископ Варнава (Прокофьев). Так было положено начало новому расколу. Считая, что Русская Зарубежная Церковь «ступила на путь апостасии», витальевский раскол поддержала часть клириков, в основном тех, кто находился на канонической территории Московского Патриархата. Митрополит Виталий умер 25 сентября 2006 г. Отпевание было совершено подчиненными ему епископами и клириками. 9 декабря 2006 г. заочное отпевание было совершено и в Русской Зарубежной Церкви, где митрополита Виталия считали пострадавшим от недобросовестного окружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, подражая Господу, смирившему Себя до заушений, оплеваний и крестной смерти, отец Виталий не обижался на оскорбления, напротив, – он словно бы искал поношения, искал глубины смирения, чтобы быть в един дух с Господом. Когда кто-нибудь начинал жаловаться на своего обидчика, он говорил: «Он не враг тебе, а благодетель, ибо учит смиренномудрию». Сам отец Виталий искренне жалел своих обидчиков; когда Господь наказывал их скорбями и болезнями, он говорил: «Я рад, что на меня наговаривают, только они потом страдают». В одной беседе отец Виталий как-то сказал: «Будет большое испытание тем, кто порицал других, не зная воли Божией. Они впадут в большое искушение». Его любовь покрывала и прощала людские пороки и немощи, за что потом даже враги его стали видеть в нем истинного раба Божия и подвижника. А некоторые только после его смерти поняли, на кого они возводили напраслину. Тбилисский период жизни старца Виталия был полон тяжелейшими скорбями и великими духовными утешениями. Все, что приходилось ему пережить, он принимал как от руки Самого Господа и за все благодарил. Посылая же весточки из Тбилиси своим чадам, он с любовью прибавлял в конце письма: «Святый Тбилиси шлёт земной поклон». Поездки в Россию Бурдино Однажды в Тбилиси отца Виталия посетили прихожане Вознесенского храма из села Бурдино Липецкой области. Приехали они к нему со своей скорбью – храм, возвращенный верующим в 1945 году, долгие годы стоял полуразрушенный, службы проходили редко. Сидя с сестрами, отец Виталий стал рассказывать, как Господь и Царица Небесная воздвигли из разрушенного храма прекрасный монастырь, куда слетелось множество птиц – и орлы, и голубицы. «А сколько осталось еще кирпича!» – неожиданно добавил он. Сестры заплакали: «Вот бы нам этот кирпич», – не догадываясь, к чему относились слова прозорливого старца. После их отъезда владыка Зиновий благословил отца Виталия и матушку Марию ехать в Бурдино и помочь восстановлению храма. Узнав об этом, за Батюшкой потянулись и его духовные чада из разных уголков России 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды, как это часто бывало, отец Виталий и отец Андроник всю ночь совершали проскомидию: записок, присланных православными, было очень много. «В храме никого не было, кроме отца Виталия и отца Андроника, – рассказывал потом архимандрит Адам, – но был один сторож, дядя Иван. Это случилось в Александро-Невском храме. И он просыпается посреди ночи, встает и видит, что храм полон народу: яблоку негде упасть, столько людей. И думает: “Как же так я проспал? И мало, что я проспал, а кто же им открыл дверь?” И вот в растерянности он стоит, слышит пение; люди в храме; зажжены свечи, лампадки… и он вдруг видит, что на проскомидии стоят отец Виталий и отец Андроник. Он бегом к ним и говорит: “Отец Андроник, простите меня, благословите, столько народу, а я, окаянный, только проснулся. Ведь проспал всё”. Отец Андроник говорит: “Иван, не волнуйся, еще только половина четвертого, ты еще можешь выспаться”. – “А откуда эти люди?” Он ничего не ответил. Это храм был наполнен душами тех людей, которых они поминали. Они как живые и как присутствовавшие физически стояли. Этот простой человек был удостоен этого видения, чтобы знать, что такое поминать в церкви человека» . Внешность схиархимандрита Виталия была очень благообразной. Никогда не было в нем уныния и недовольства, наоборот, его бодрость, живая вера в жизнь вечную и стремление к этой жизни передавались окружающим. Последние годы своей жизни отец Виталий провел в Тбилиси. Множество людей со всех уголков страны ехало к нему за утешением и советом. И ни один человек не уходил неутешенным. Каждому батюшка служил, как Самому Христу. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1391 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Основные сведения о детской и отроческой жизни отца Виталия взяты из воспоминаний его матери, опубликованных в журнале «Задонский Паломник». 2001. 7 (8).  Человек Божий. Блаженной памяти схиархимандрита Виталия посвящается//Задонский паломник. 2000. 1. С. 5.  «Он хотел жить и умереть странником». Воспоминания об иеросхимонахе Алексии. М., 2013. С. 17.

http://pravoslavie.ru/88286.html

На протяжении многих лет собирал материалы по патрологии отечественных Святых, проявлял особый интерес к грузинским святыням и подвижникам. Много раз бывал в Тбилиси у владыки Зиновия и отца Виталия. Находился в переписке с отцом Виталием и часто спрашивал его советов и благословения. В 40-летнем возрасте по старческому благословению тайно принял схиму с именем Сергий. По косвенным свидетельствам можно предположить, что произошло это в 1980 году в его доме в Сергиевом Посаде, когда там пребывали владыка Зиновий и отец Виталий. По словам монахини Андроники, отец Виталий на вопрос, к кому обращаться после его смерти, сказал: «После меня отец Иннокентий поведет корабль». Но внезапный сердечный удар, последовавший вскоре после бандитского нападения на отца Иннокентия в Иосифо-Волоцком монастыре, преждевременно прервал его жизнь. Тело архимандрита Иннокентия покоится в Московском Новоспасском монастыре, где он провел последний год своей жизни, продолжая заниматься издательской работой. 31 Во имя святого великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины освящен южный придел Успенского собора Свято-Троице-Сергиевой Лавры. 32 Поразительный факт: когда уже смертельно больной отец Виталий переезжал с Дидубе на Московский проспект и прощался с соседями, у его калитки собралось множество кошек с округи, которых он кормил и ласкал. Они словно пришли проводить его. 34 Отец Вячеслав Величко, в монашестве архимандрит Варсонофий. Перед смертью отца Виталия ежедневно причащал его Святых Христовых Таин. Сам отец Вячеслав скончался в Тбилиси 7 июля 1998 года. До последнего дня находился в числе клириков Александро-Невского храма. 36 Когда Александра молодой девушкой впервые увидела отца Виталия, он сказал ей: «У каждого человека в сердце как бы книжечка. Вот у тебя на одной стороне написано «Бог», а на другой – «врач». Значит тебе талант врача дан от Бога. Ты только не заносись». Ей, духовной дочери старца и его постриженице, суждено было находиться рядом с ним в его предсмертные дни, оказывая возможную врачебную помощь и облегчая его физические страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Народ шел прощаться со своим пастырем в течение нескольких дней. Несмотря на сложившуюся в то время тяжелую военно-политическую обстановку в Грузии, приехали его духовные чада из России, Украины… Но далеко не все в эти дни могли приехать – из-за разразившегося конфликта с Абхазией плохо работал транспорт, через Сухуми поезда не ходили. Многие добирались чудом, своими слезами и молитвами старца прокладывая дорогу, – и отец Виталий не мог оставить их неутешенными. Рядом с ним не было ощущения смерти. Каждый, кто отдавал Батюшке свое последнее целование, отмечал, что тело его оставалось совсем теплым, а мягкая рука приобрела цвет восковой свечи. Он сам уже был подобен жертвенной церковной свече, продолжавшей тихо и ровно гореть постоянной молитвой к Богу. «И скорби было много, и необъяснимой радости», – вспоминает схимонахиня Елизавета. Елена Орлова (г. Сергиев Посад): «Мы прилетели 4 декабря вечером. Отцы всю ночь читали Евангелие. Ночь была необыкновенная. Храм пылал свечами. Состояние было удивительно легким. Утром все причащались». «Мы прилетели 4 декабря вечером. Отцы всю ночь читали Евангелие. Ночь была необыкновенная. Храм пылал свечами. Состояние было удивительно легким. Утром все причащались». Это состояние духовного подъема ощущалось всеми, особенно в день погребения схиархимандрита Виталия, которое состоялось 5 декабря. Чин отпевания при большом стечении верующего народа совершал Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, в сослужении причта Александро-Невского храма, тбилисского клира и священнослужителей, приехавших из России и Украины. На погребении Святейший произнес проникновенное слово о кончине праведника. Слово Святейшего и Блаженнейшого Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, произнесенное на отпевании схиархимандрита Виталия в храме Святого благоверного князя Александра Невского 5 декабря 1992 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, братья и сестры, все мы провожаем в последний путь нашего великого старца, схиархимандрита Виталия. Сегодня мы возносим наши молитвы, чтобы Господь упокоил его бессмертную душу в селениях праведных, идеже вси святии упокоеваются.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

354-364). На таких условиях присоединение еп. Виталия к общине П. произойти не могло. В 375 г. еп. Аполлинарий прибыл в Антиохию и рукоположил пресв. Виталия во епископа для своих последователей. Т. о., в Антиохии появился 3-й епископ-никеец. В 376 или 377 г. в Антиохию приехал блж. Иероним Стридонский и оттуда писал папе Дамасу, что здесь 3 общины, придерживающиеся правосл. никейского исповедания,- свт. Мелетия, П. и еп. Виталия и каждый из епископов утверждает, что он единомыслен с Римской Церковью и находится с ней в общении. Действительно, в это время Рим еще открыто не осудил еп. Аполлинария и его последователей, и потому еп. Виталий мог ссылаться на папские рекомендательные письма и факт принятия его в общение в Риме. Кроме того, Рим в это время вел переговоры и со сторонниками еп. Мелетия. Однако П. в Риме продолжали считать законным епископом. Именно к общине П. присоединились в конечном счете блж. Иероним, а также проч. выходцы с Запада ( Hieron. Ep. 16). П. сумел вовремя распознать опасность аполлинарианства и отдалиться от него. Когда в 376 г. в Антиохию прибыл свт. Епифаний Кипрский , чтобы попытаться примирить сторонников Виталия и П., то застал их в разгаре вражды. На диспутах еп. Виталий умело обличал П., ложно обвинял его в савеллианстве, и свт. Епифаний даже на время отказался входить с П. в общение ( Epiph. Adv. haer. 87. 10-24). Против П. выступил свт. Василий Великий , к-рый в послании к италийским епископам потребовал от Рима осудить П. ( Basil. Magn. Ep. 263//PG. 32. Col. 976-984). В послании свт. Василий ставил имя П. в один ряд с именами епископов Евстафия Севастийского и Аполлинария Лаодикийского. Хотя православие еп. Мелетия, к-рое столь ревностно защищал свт. Василий, было очевидно для Рима, зап. епископы не стали отрекаться от П. Он вплоть до своей смерти был признан в Александрии и Риме. В кон. 378 г. еп. Мелетий вернулся в Антиохию из последнего изгнания и предложил П. совместно управлять правосл. паствой, так что тот из них, кто переживет другого, в будущем станет единственным епископом.

http://pravenc.ru/text/2756974.html

В пасхальном письме к чадам незадолго до своей смерти он отправил одно замечательное поучение, которое можно назвать духовным завещанием самого отца Виталия: «Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа. Полюбите обидчика и врага! И двери радости распахнутся для вас, и Воскресший Христос сретит вашу воскресшую в любви душу. Вот и все! Так мало ждет от нас Господь! В этом наш рай! Это наше Воскресение! Полюбите Любовь и живы будете Воскресшим в страдании Любви Спасителем!» 1 Здесь и далее все даты, приходящиеся на период после календарной реформы 1918 года, даны по новому стилю. 2 Слово «великий» здесь следует понимать в духовном смысле. Мать Виталия впоследствии говорила, что будь его отец жив, то подвизался бы вместе с сыном в горах Кавказа. 3 Когда в преклонном возрасте мать смертельно заболела, отец Виталий постриг ее в монашество, а затем и в схиму с именем Андроника. 6 Иеродиакон Ефрем, подвизавшийся в Глинской пустыни, нес подвиг юродства. Многие еще при жизни почитали его как подвижника святой жизни, получившего от Бога благодатные дары прозорливости и слезной молитвы. Одновременно с братом Виталием он нес послушание ночного сторожа. После закрытия монастыря был насильно заключен в психиатрическую больницу, находившуюся на территории Вышенской пустыни под Рязанью. Там он продолжал юродствовать и принимать людей, во множестве приезжавших к нему по духовным нуждам. По всей видимости в Вышинской пустыни и закончил он свой жизненный путь и был погребен чадами где-то в Рязанской области. Отца Виталия с отцом Ефремом связывала духовная близость, схожесть их подвигов. Батюшка всегда с большой любовью рассказывал о нем, как о старце высокой духовной жизни. 9 Записано в Тбилиси со слов схимонахини Елизаветы (Орловой), которой этот случай рассказал сам отец Виталий. 10 Этот эпизод вспоминает и О. Н. Вышеславцева, присутствовавшая при разговоре отца Серафима с братом Виталием, из которого она получила «урок послушания, незлобия, благодушия и смирения».//Глинская мозаика. М., 1977. С. 140.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Конфликт тлел еще с января 2018 года, когда назначили Юристого в Одессу и тот стал наводить свои порядки в «соборе». Но с февраля 2019 года ситуация обострилась: после того как в «соборе» не приняли нескольких назначенных «священников», «епископ Павел» решил сместить Виталия Сеника и отправить того служить в отдаленное село, а также, что самое страшное, лишить его наград Филарета. Именно на этот факт налегал Сеник во время пресс-конференции в Киеве в агентстве «Интерфакс-Украина», где он рассказывал о несправедливом отношении со стороны «архиерея Павла». Со своим отстранением Виталий Сеник не согласился, собрал приходских активистов и заблокировал храм как раз 10 марта, в Прощеное воскресенье. Тем самым «священник» и активисты выступили против «правящего архиерея». Кульминацией противостояния между «церковной властью» и бранчливым «священником» стали разборки в самом «соборе», который пришли разблокировать сторонники Юристого. В ответ прихожане и сторонники Виталия Сеника объявили «церковный Майдан». Вот как описало разборки в «соборе» одесское издание «Думская» : «Сегодня обе группы прихожан, клирики, а также активисты ряда патриотических организаций встретились в соборе. Диалога не получилось: стороны пытались перекричать друг друга, потрясали документами и бросались громкими обвинениями. Присутствовал и сын Виталия Сенника – депутат облсовета от “Оппозиционного блока” Роман Сеник, который активно противодействовал оппонентам отца». Как пишет сайт СПЖ , ссылаясь на блог прихожанки «собора» Галины Сулимы, одной из причин конфликта стало требование прекратить поминать «патриарха Филарета» и начать поминать Епифания: «теперь у нас главный Епифаний и за него надо молиться». Разборки в «кафедральном соборе» Одессы идут из-за того, кого поминать – «патриарха Филарета» или Епифания В результате на пресс-конференции в Киеве 14 марта Виталий Сеник заявил о том, что выходит из СЦУ. Ситуация усложняется тем, что сын «священника-активиста» Роман Сеник является депутатом Одесского областного совета от партии «Оппозиционный блок» , который поддерживает каноническую УПЦ. Это, естественно, дает прекрасную возможность оппонентам Виталия Сеника в поиске «российского следа», хотя очевидно, что имеет место лишь раздувшаяся гордыня и нежелание смиряться с решениями «священноначалия».

http://pravoslavie.ru/120018.html

И прошу у всех вас собратий архипастырей святых молитв. Я тоже молюсь за всех вас, и теперь все вместе будем молить и просить Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Он помог нашему Архиерейскому Собору избрать нового предстоятеля нашей многострадальной Русской Зарубежной Церкви. С моей стороны я призываю всех вас объединиться вокруг нашего соборного избранника и совместно всем нам позаботиться о восстановлении мира и единства среди нас и нашей паствы. Только в единении у нас сила и мы, с Божией помощью, сможем противостоять всем козням врагов видимых и невидимых. Аминь. У всех вас, дорогие собратия, прошу святых молитв и прощения " ( " Православная Русь " , N 22, 2001 г., Джорданвилль). Тогда же Архиерейский Собор РПЦЗ избрал нового, пятого первосвятителя Церкви, митрополита Лавра. Не может не впечатлять тот факт, что именно митрополит Виталий сыграл важную роль в жизни своего преемника митрополита Лавра в далекие сороковые годы на Карпатах, о чем уже было сказано выше. Казалось бы, можно поставить точку, но, к сожалению, митрополиту Виталию выпало претерпеть уничижение со стороны своего ближайшего окружения. А как, если не уничижением назвать похищение митрополита Виталия из Синода и давление на немощного старца с принуждением его отказаться от своего добровольного ухода на покой? Именем и авторитетом митрополита Виталия прикрывались до самой его кончины, пользовались его старческой забывчивостью и рассеянностью, внося смуту и разделение в Русской Зарубежной Церкви. Как тут не вспомнить предсказание брата Иосифа о " кресте митрополита " ? Быть может, и со стороны ряда представителей РПЦЗ тогда была проявлена поспешность и допущены ошибки в вопросе урегулирования возникшей ситуации. Однако архиереи РПЦЗ, понимая бедственное положение митрополита Виталия и сострадая ему, не вынесли никаких прещений лично против него, а всегда продолжали считать бывшего первоиерарха ушедшим на покой. После кончины митрополита Виталия митрополит Лавр так подытожил происходившее: " Владыка митрополит Виталий, находясь на покое, к большой нашей скорби, нельзя сказать, что по своей воле, но из-за окружения своего, отстранился от нас.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010