Господь призвал его к Себе, когда он достиг полной своей меры и послужил ближним до самого конца своих земных сил. Страдальческий путь старца схиархимандрита Виталия заканчивался на 65-м году жизни. Схиигумения Серафима: «Зная час своего отшествия, отец Виталий обрезал виноград в саду на Дидубе, закончил свои дела, а затем сказал: «Едем на Московский, я приму ванну и потом отслужу Литургию» (по благословению Владыки он мог келейно служить дома). Со всеми простился, но сестры почувствовали, что он уже не вернется домой. Завезли отца Виталия в храм, он обошел его весь, но класть поклоны, по обыкновению, перед иконами уже не мог. Прощался со всеми, очень плакал. В машине сказал: «Я теперь буду всегда с отцами в храме». Никто не уразумел тогда этих слов». «Зная час своего отшествия, отец Виталий обрезал виноград в саду на Дидубе, закончил свои дела, а затем сказал: «Едем на Московский, я приму ванну и потом отслужу Литургию» (по благословению Владыки он мог келейно служить дома). Со всеми простился, но сестры почувствовали, что он уже не вернется домой. Завезли отца Виталия в храм, он обошел его весь, но класть поклоны, по обыкновению, перед иконами уже не мог. Прощался со всеми, очень плакал. В машине сказал: «Я теперь буду всегда с отцами в храме». Никто не уразумел тогда этих слов». За две недели до смерти отца Виталия его посетили сестры из Таганрога: «Он был очень слаб, хлеба не ел уже шесть месяцев. Исповедовал нас сидя, потом пересел на диванчик и стал нам рассказывать, как совсем недавно, перед нашим приездом, ему был явлен мир горний: «Пришел Иоанн Богослов, взял меня и мы стали подниматься. Когда мы поднялись на Небо, там шла трапеза. За столами сидели святитель Николай, Святые, Апостолы, и Сам Господь сидел и трапезовал со всеми. Тогда Иоанн Богослов дал мне со стола сухарик, я положил его запазуху в подрясник, а Господь сказал Иоанну Богослову, что этому рабу Божию еще не время – отведите его на землю. Иоанн Богослов проводил меня на землю, и я почувствовал, как вошел в свое тело. Сразу же поспешил я достать сухарик, но его не оказалось…» Тут у Батюшки потекли слезы. Одна сестра сказала: «Отец, мы недостойны небесной части». Он промолчал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

миром от епископа; 8) священнодействия, совершенные старообрядческими священниками, как-то: крещение, бракосочетание, молитвословие, монашество и другие требы, оставить в их силе и не повторять, за исключением, если оне совершены самозванцем-священником или правильно изверженным; единоверческим священникам не исправлять приемлемые единоверцами от грекороссийской церкви тайны, как-то: хиротонию, крещение, миропомазание, брак и прочее; но принимать их в действительной силе; 9) смешанные браки венчать по общему согласию, или в грекороссийской или единоверческой церкви. Так кончилось дело Никодима благополучным воссоединением с Православной Церковью на правах единоверия. 1 Назван так потому, что на нем составлено было сто глав о разных касавшихся церкви предметах. 4 Книга монаха Виталия о церкви и о раскольниках; рукопись библиотеки протоиерея Тимофея Верховского, номер 29. С этой рукописи списана таковая же рукопись и преосв. Макарием, на которую он ссылается в своей истории о расколе. 10 Переписка Никодима по исканию единоверия; рукопись из библиот. прот. Т. Верховского, 341. С этой рукописи списана и рукопись преосв. Макария, на которую он ссылается в своей “Истории раскола” на стр. 359 и которая цитируется им под 60 его библиотеки. 11 Платон не был еще тогда митрополитом Московским, но членом св. Синода с 1768 г. Сан митрополита ему пожалован императрицей, по возвращении из путешествия в Крым 1787 г. Жизнеописание митроп. Платона. Энцикл. словарь Крайя, т. 9, ч. 1, стр. 234–235. 12 Книга Виталия, в библиот. прот. Т. Верховского, 29. История раскола, преосв. Макария, стр. 355–356. 18 Хоре-епископ – сан высший иерейского, но низший епископского, существовал в древней православной церкви, но с течением времени упразднился. Теперешние викарные архиереи могут отчасти идти в сравнение с древними хоре-епископами. 19 Указом Синода, 22 января и 22 июня, о непризнании в духовном чине попов, бежавших к раскольникам и исправлявших у них богослужение, а равно и о непризнании построенных раскольниками церквей за храмы Божии. 20 Прошение это напечатано в Чтениях Императорского Московского Общества истории и древностей, 1850 г., 4. 37 Есть мнение, что Никодим был отравлен; но насколько справедливо это мнение, мы не можем сказать. 42 Книга монаха Виталия о церкви и раскольниках. Переписка Никодима по исканию единоверия. Рукописи в библиот. прот. Тим. Верховского, 341 и 29. 51 Переписка Никодима по исканию единоверия. Книга Виталия о церкви и раскольниках. Рукописи в библ. прот. Т. Верховского, 29 и 341. 52 Преосв. Макарий, на основании той же рукоп. Виталия, почему-то в своей “Истории раскола”(стр. 359) умолчал о том, что Амвросием был посвящен в священники простолюдин-старообрядец для елисаветградских старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iskanie-...

Мы благодарим всех, кто откликнулся на нашу просьбу и принял участие в создании этой книги. Благодарим за помощь отца Константина (кавказского пустынника), взявшего на себя труд внимательно прочитать 1-ое издание книги и сделать свои замечания, которые учтены в издании новом. Ценные дополнения и уточнения были сделаны двоюродным братом отца Виталия Виктором Павловичем Гащенко, проживающим в селе Екатериновка Щербиновского р-на Краснодарского края. Интерес к жизни отца Виталия не затухает. После нашего издания стали выходить очерки воспоминаний о Батюшке в альманахе «Задонский паломник», издаваемом Задонским Рождество-Богородицким мужским монастырем. На родине отца Виталия, в селе Екатериновка открылся мемориальный музей в доме, где родился Батюшка. Все больше людей, никогда не знавших Батюшку при жизни, приходят на его могилу в ограде Тбилисского храма во имя св. Александра Невского, и получают духовную помощь и поддержку. Мы надеемся, что эта книга также доставит вам радость общения с духоносным старцем и укрепит на нелегком пути христианского совершенствования. Детство В 1928 году, в селе Екатериновка Краснодарского края, в маленьком чистом домике с мазаным глиняным полом родился младенец, которого нарекли Виталием. По одним сведениям это произошло 5 мая 1 , в день памяти преподобного Виталия, монаха Александрийского. По другим – в день Святой Живоначальной Троицы, который праздновался в тот год 3 июня. Так или иначе, знаменательно, что младенец этот стал обителью Святого Духа от самого своего рождения. В бедной крестьянской семье Николая Гордеевича и Александры Васильевны Сидоренко это был второй ребенок после дочери Валентины. Когда мать носила его под сердцем, она молилась: «Господи, дай мне такое дитя, чтобы оно было угодно Тебе и людям». И увидела во сне два ярких солнца. Она удивилась: «Откуда два солнца?» Ей ответил голос: «Одно солнце в твоем чреве». Когда восьмидневного младенца крестили, он все время улыбался, а в купели встал на ножки. На сороковой день, по благочестивому обычаю, Александра принесла своего сына в церковь , чтобы, как сказано в Евангелии на Сретение, «представить пред Господа» ( Лк. 2, 22 ). Священник занес младенца в алтарь и, почувствовав особую благодать, исходившую от него, положил его у Престола Божия на горнем месте. Из алтаря он вынес младенца и вернул матери со словами: «Это дитя будет великим человеком». Дома мать неоднократно слышала чудное ангельское пение над колыбелью мальчика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чудным образом именно в ту пору " в Карпатах народ воскрес " , и на крови воинов Отечественной войны и славянских патриотов Галичины и Карпатороссии в единый час восстала из мнимого небытия Православная Карпаторусская Церковь. И ныне все сознательные русины имеют с Россией полное духовное и культурное единство. И место владыки Виталия среди деятелей русского Воскресения на Карпатах одной из первых. Тогда же, в августе 1914 года чехи России обратились к Царю-Мученику Николаю Второму : " Чехи, дети общей славянской матери, удивительным образом выжившие как часовые па Западе, обращаются к Тебе, Великий Суверен, с горячей надеждой и требованием восстановления независимого Чешского Королевства, чтобы дать возможность славя короны Св. Вацлава сиять в лучах великой и могущественной династии Романовых " (22). Молитвами Царя-мученика и трудами Св. Виталия корона Св. Вацлава засияла древним светом Чешской и Моравской Православной церкви. Вопреки общему движению западной мысли, вопреки военным неурядицам и межславянской вражде, всеславянское усилие православных в Сербии, России, Болгарии, русского рассеяния увенчалось возрождением Чешской церкви. Существует Почаевская типография. Живёт Джорданвилль со всеми его учреждениями, насаждённые рукою святителя. Стоят построенные им соборы в Почаеве, Ладомирове, Кесвилле и Джорданвилле. И каждый день в них поминают их основателя. Безпочвенные фантазии не побудили бы сохранять памятники всеславянского служения архиепископа Виталия Максименко так долго и вопреки стольким трудностям. Видно, не от человеков сие дело, но от Господа Вышняго... Миссионерское служение Владыки Виталия проходило среди людей разной степени образованности, разной культуры и разного воспитания. И плодотворность этого миссионерства была предопределена нелицемерной любовью Владыки к своим духовным чадам. Важнейшим условием миссионерской работы было освоение святоотеческого наследия – не столько книжное, сколько живое, через посредство духоносных старцев. Об этом следует помнить современным миссионерам.

http://religare.ru/2_53428.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Учебник христианской жизни Большая часть проповедей о. Виталия, вошедших в этот сборник, произнесена в советское время, но и для современного православного читателя они представляют многообразный интерес. Прежде всего — это свидетельство эпохи, к которой был очень внимателен о. Виталий. «Мы — молчащий народ», — церковь молчала, по обстоятельствам жизни, по обстоятельствам времени не имея открытой возможности проповедовать Христа словом вне стен храма. Проповедь вне храма была запрещена государственным законодательством, на нее решались лишь в частном общении, что делало ситуацию в чем-то похожей на ситуацию древней церкви. На пастырях, которые могли проповедовать в храме, лежала поэтому огромная ответственность. Служащего, по-настоящему проповедующего священника обычно изгоняли из храма, он должен был сделать выбор: либо отказаться от проповеди ради сохранения возможности служения и тайного личного общения с людьми, либо просто уйти. О. Виталий Боровой — один из очень немногих, кто в этих условиях решался проповедовать открыто. Слово о. Виталия, прежде всего, — слово пророческое. Протопресвитер, настоятель патриаршего собора, представитель Русской церкви во Всемирном совете церквей, опытный дипломат, он, тем не менее, прежде всего послушен Духу. Это послушание не раз заставляло о. Виталия как бы внутренне взрываться и, несмотря ни на что, все-таки говорить правду, говорить то, что есть. Сам он описывает это свое свойство с юмором: «Бедный я человек, сколько раз давал себе слово не вылезать, молчать, но вот, опять прорвало». И действительно — в то время не было другого проповедника, кто бы столь открыто говорил о проблемах церкви и общества. Но открытость, смелость о. Виталия была не в обличении государства, гонящего церковь (как и многие ответственные церковные люди того времени, он понимал, что вся вина за сложившееся положение лежит на самих христианах), а в свидетельстве непреходящей надежды. Много раз он говорил, что возрождение церкви обязательно будет, что это неизбежно случится: государственные режимы приходят и уходят, а Церковь Христова стоит вовек. Удивительно его мужество в этом свидетельстве, удивительна его смелость, здесь он — настоящий исповедник веры.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

368 По крайней мере три; одно из них дошло до нашего времени; оно уже предполагает более раннюю переписку, о содержании третьего узна­ём из ответа египетских епископов к нитрийским монахам. 370 Отрывок его сохранен Факундом, – Pro defensione trium capit., IV, 2 – Migne, lat. s., t. 67, c. 618. 373 Отрывок одного письма Аполлинария к Петру см. в Patrum doctrina de verbi incarnat., Maji, VII, 16 и у Юстиниана, Contra monophys., ibid. p. 302. 374 Разъяснения запутанных отношений в Антиохии мы ждали от изследования Дрэзеке «Vitalios von Antiochia» (Patrist. Untersuch. 78–102), по их там не оказалось. 381 Haer. LXXVII, 21; ibid. – «Мы говорили с ним, советуя и увещевая согласоваться с св. церковию». 383 Созомен указывает причину отделения Виталия от Мелетия в том, что «говорят, он так поступил от огорчения, что был презрен Флавианом, который впоследствии занимал антиохийский престол, а тогда сопресвитерствовал Виталию и представлял ему препятствия видеть епископа (?);» – ibid. Но указываемый здесь мотив противоречит характеристике личности Виталия, данной самим Созоменом и единогласно отрицается в науке. См. Rade, s. 98; Dräseke, Vital. v. Antioch. s. 78. 384 Constantius относит путешествие Виталия к 377 году (Epistolarum Pontificum Romanorum, t. 1, p. 341. Gottingae 1796), Merenda (De s. Damasi papae opusculis et gestis, – Migne, lat. s., t. XIII, p. 167), Тильмон (Memoires, VII, p. 618) и Rade (s. 96–99) – к 375-му году. В пользу последнего года говорит то соображение, что именно Виталием принесены были от Дамаса те письма к Павлину (Cf. Mansi, III, р. 425), о получении которых св. Василий говорит в 375-м году. (Ер. CCXIV, ad Terentium; ер. ad Meletium). 386 Так полагает Тильмон (ibid.) и Rade (s. 98). Merenda безуспешно усиливается доказать, что Виталий был вызван папою на суд (ibid., р. 167 cf. Rade, s. 92, 99). 387 Cf. Greg. Theol. ep. ad Cledon. I, – Migne, gr. s., t. 37, c. 196, – Твор. св. Григор. Бог., ч. 4, стр. 172. 388 Дрэзеке (Vitalios v. Antioch., Patristisch. Untersuch., ss. 92–102) думает найти это исповедание Виталия в издаваемом под именем Григория Чудотворца сочинении «de fide duodecim capitula» (Migne, gr. s., t. X, cc. 1127–1136). Но ему осталось неизвестным то, что до нашего времени сохранилась одна выдержка из этого исповедания у св. Кирилла Александрийского (De recta fide ad reginas, c. X, Migne, gr. s., t. 76, c. 1216; о принадлежности цитаты Кирилла нашему Виталию см. Le-Quien, Diss. 2, § 7 и Merenda, pp. 167, 168), соответствующего же этой выдержке места в соч. «de fide duodecim capitula» не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Пресвятая Богородица Скоропослушница, помоги рабу Божьему Борису преодолеть тяжелое состояние здоровья, находящемуся сейчас в реанимации. Прошу помощи Твоей Святой и Ходатайства пред Господом Иисусом Христом о прощении его за грехи вольные и невольные. Не оставь его и даруй ему силы духовные и физические! Владимир 2018/01/14, 10:46:29 Пресвятая Богородица Скоропослушница! Спасибо за всяческую помощь.Моли Бога о здравии бол.Юрия,Дарии,Раисы,Юлии,Вразуми своими молитвами и умягчи сердце Виталия.Помоги Раисе устроиться на хорошую работу.Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Р.б.Раиса 2018/01/13, 20:16:03 Матерь Божья помоги моей маме Галине. 2018/01/13, 18:31:18 Пресвятая Богородица! Благодарю за всяческую помощь!Помоги устроиться на хорошую работу Раисе,вразуми молитвами Виталия. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. 2018/01/13, 14:01:49 Матерь Божия Скоропослушница, услышь меня грешную! Помоги! р.Б. Инна 2018/01/12, 23:41:37 Пресвятая Богородица Скоропослушница! Спасибо за всяческую помощь.Моли Бога о здравии бол.Юрия,Дарии,Раисы,Юлии.Вразуми своими молитвами Виталия.Помоги Раисе устроиться на хорошую работу,в дружный коллектив,с достойной зарплатой.Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Р.б.Раиса 2018/01/12, 16:15:37 Пресвятая Богородица! Моли Сына твоего и Бога нашего о прощении всех наших грехов, о здравии и спасении и помилуй нас чудотворной иконой твоей Скоропослушница именуемая: Евгению, Валерию, Ольгу, Геннадия, Алексия, Нику, Виталия, отрока Димитрия, Раису, Михаила, Сергия, Любовь, Игоря, Ольгу, Димитрия, Пелагею, Александра, Надежду, Димитрия, Дионисия, Иулию, Дионисия, Павла со сродниками. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь. 2018/01/11, 11:55:20 Пресвятая Богородица,прошу тебя прости меня и мужа моего за все грехи осознанные и неосознанные.Помоги нам в трудный период,помоги избавиться от болезней,постигших нас.Спасибо тебе за заботу твою. Валентина 2018/01/10, 19:43:31 Матерь Божия Скоропослушница, помоги мне грешной! Мне очень плохо, я в унынии. Вразуми р.Б. Михаила. Заступись!

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=21

Жильцы скита вели себя так, как люди скрывающиеся и живущие в постоянном страхе: они редко выходили из здания, разве по ночам, днем же, напр., для необходимых работ, они выходили по одному и не более, как по два, и то, до известной степени, маскируя себя костюмами легальных жильцов Ковалевской усадьбы. Обыкновенным времяпрепровождением скитников были молитва, чтение, беседа, при постоянном общении с некоторыми из членов семейства Ковалевых, которые, так сказать, прониклись духом религиозного настроения скита. Эти последние совершали значительную часть работ, напр., относящихся к домашнему обиходу, облегчая или, лучше сказать, заменяя работу обитателей скита. III. Скит и местное население До осени 1896 года в Ковалевских хуторах существовали две совершенно чуждые друг другу жизни – жизнь скита и трудовая жизнь хозяев усадьбы, и их родственников. Эти жизни были близки только по месту, но в других отношениях близости не было, за исключением того обстоятельства, что отдельные члены семейства Ковалевых сближались со скитом и являлись его поклонниками и паломниками. Но главным образом скит в усадьбе Ковалевых, являлся всероссийским религиозно-благотворительным учреждением согласно устному завещанию основателя Ковалевской усадьбы и семьи. Представительницей хутора и его жизни является старуха Ковалева, мать Федора Ковалева, представительницей скита является Виталия. Виталия, уроженка Херсонской губернии, девица около 35 или 40 лет, она отличалась энергией и большой решительностью. Виталия появляется впервые в Терновских хуторах лет 12 тому назад. Первоначально она наезжала, по временам, в Терновский скит, а в последние три года основалась в нем окончательно и приняла в свои руки заведывание делами и всей внутренней жизнью скита. До того времени скит представлял собой скорей мужской раскольничий монастырь, но с водворением в нем Виталии, преобладающая роль переходит к женщинам, и в переход последних событий это уже было монастырское общежитие с женской иерархией и администрацией во главе. Хотя в отдельных кельях скита жили и мужчины, немногие старички, но они занимали второстепенное положение и не принимали никакого участия в управлении делами, подчиняясь всецело главенству Виталии. Виталия распоряжалась всем в делах административного характера, а также и в чисто религиозных делах. Она распределяла комнаты между жильцами скита, назначала им порции, определяла времяпрепровождение, начальствовала над всеми, но также отправляла богослужение, проповедовала, поучала, добывала тайны для причастия, и сама приобщала скитников – кого часто, кого чрез каждые сорок дней, кого реже. Ее воля, ее авторитет требовался повсюду. Некоторые члены Ковалевской семьи подпали безусловно под ее влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архимандрит Серафим (Иванов) поделился с нами воспоминаниями о подвигах о. Виталия в Ладомировой: При постройках обительских участвовал наравне с братией. Одной земли вывез не менее тысячи тачек. Участвовал и в кухонной чреде. И все это тихо, смиренно, естественно, без тени показного элемента. Однажды целую зиму еженедельно, по ночам, тайно от братии, ничего не подозревавшей, чистил собственноручно выгребную яму. А когда это случайно обнаружилось, смиренно отвечал на упреки: «назначать на такое послушание мне тяжело. Раз нет добровольцев, лучше самому это делать». 29 Здесь же во Владимировой в 1928 г. отец Виталий крестил Василия Шкурлу – впоследствии нашего приснопамятного первоиерерха. В 1925 г. был отпечатан Церковный Русский Календарь. В 1928 г. начала выходить газета Православная Карпатская Русь, ставившая своей целью защиту православного меньшинства от униатских выпадов. Братство материально находилось на полном самообеспечении. «Вначале было тяжело, – писал о. Виталия в 1926 г. Димитрию Шаховскому – но первые шаги пройдены, – труд дал некоторые плоды – сбережения, запас изданий. Сбудем эти издания, получим выручку, – сможем лучшее и большее издать (...)». 30 Протоиерей Александр Цуглевич был послан в Америку для сбора средств на постройку храма во Владимировой среди карпаторосов поехавших туда на заработки. 31 19 июня 1933 года скончался Архиепископ Аполинарий (Кошевой) возглавлявший приходы РПЦЗ в США и архимандриту Виталию в который раз было предложено послужить церкви в святительском сане. На этот раз Митрополит Антоний поставил вопрос однозначно: откажется о. Виталий и сейчас, то и митрополит откажет ему в своем духовном руководстве. После нескольких бессонных ночей о. Виталий послал своему авве по почте открытку со своим согласием. 32 В это время в руководстве Русской Зарубежной Церкви происходит переосмысление отношений к различным течениям церковной жизни эмиграции. Прещения 1926 г. против отделившихся от Архиерейского Собора РПЦЗ Митрополитов Евлогия и Платона не привели к примирению русской церковной диаспоры. В 1934 г. умирает Митрополит Платон. Спустя несколько дней после его кончины архимандрит Виталий прибывает в Белград на свою хиротонию. Присутствуя при келейной молитве Митрополита Антония, на о. Виталия неизгладимое впечатление производит то, что тот молится об умершем под церковным запрещением: «Помяни, Господи, во блаженной памяти преставшихся: новопреставленного митроп. Платона..». 33 В том же году с Митрополита Платона были сняты церковные прещения. 34 Примечательно, что в одно время с архимандритом Виталием в Белград прибыл для переговоров о примирении Митрополит Евлогий Западно-Европейский. 6 мая в Белграде состоялась хиротония архимандрита Виталия. Во своем слове при вручении жезла митрополит Антоний отметил:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Третью типографию владыка Виталий организовывал уже на американской земле, а сколько его последователей пошли по тому же пути и организовывали типографии в других местах! Владыка Виталий (Максименко) укрепил монастырь, выписав иноков из русской обители преподобного Иова близ Мюнхена и других мест, благодаря чему за короткий срок число насельников монастыря возросло до 50 человек. Был построен братский корпус, устроена иконописная мастерская. Инок Всеволод (Филипьев) вспоминает следующий случай: «Как-то авва монастыря архиепископ Виталий (Максименко) вышел со всей братией и семинаристами на общее послушание – собирать картошку на поле. В это время в монастырь приехал протестантский “епископ” и говорит: “Я хочу поговорить с главой монастыря”. Его привели в поле к владыке Виталию. Протестант, увидев владыку Виталия в поле, в простой одежде, трудящегося вместе с семинаристами, сказал: “Это настоящий апостол”, – а потом подошел к нему и взял благословение». Таким владыка запомнился многим – простой, доступный, не отделяющий себя от паствы, настоящий авва и монах. Многие из прибывших тогда в Джорданвилль монахов позже стали владыками. Архимандрит Серафим (Иванов, † 1987), после владыки Виталия возглавлявший Ладомировское братство, прибыл в Америку уже в епископском сане, но вначале помогал поднимать и типографию, и монастырь в Джорданвилле, а позже стал архиепископом Чикагским и Детройтским). Игумен Никон (Рклицкий, † 1976), будущий архиепископ Вашингтонский, автор многотомного жизнеописания митрополита Антония (Храповицкаго), с 1946 года до 1948 был секретарем владыки Виталия. Назовем и иеромонаха Антония (Медведева, † 2000), позже архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского; послушника Николая (Гамановича), ныне архиепископа Алипия Чикагского и Детройтского. О послушнике Василии (Шкурла, † 2008), будущем митрополите Лавре, мы уже вспоминали. Благодаря усилиям владыки Виталия (Максименко) вскоре Свято-Троицкая обитель в Джорданвилле превратилась в духовный центр РПЦЗ.

http://pravoslavie.ru/4409.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010