38 Эта реакция священнослужителей зафиксирована видеосъемкой, проводившейся во время отпевания отца Виталия. Факт также подтвердили и находившиеся в этот момент возле гроба схимонахиня Елизавета (Орлова), схимонахиня Лариса (Воронова † 1993), схимонахиня Игнатия (Буховцева), Елена Орлова и другие. 39 Схимонахиня Виталия († 1994) погребена в Ольгинском монастыре в Мцхете. По свидетельству монахини Елизаветы (Орловой), когда сняли крышку гроба, от тела пошло тепло и дивное благоухание, так что одна послушница даже вскрикнула: «Она же живая!» Схимонахиня Виталия, подвижница высокой духовной жизни, была на послушании у Батюшки примерно 12 лет; отличалась смирением, кротостью, молчаливостью и любовью ко всем. Перед смертью у нее были благодатные видения. 40 Эта икона прославилась во время иконоборчества в VIII веке. По приказанию Византийского императора Святому Иоанну Дамаскину , защитнику иконопочитания, отсекли правую руку. Святой горячо молился перед иконой Божией Матери и получил исцеление. В память о чуде он поместил в нижней части иконы серебряное изображение руки, откуда и пошло название иконы – «Троеручица». 42 Послушание у Деспины было хлопотливое: встречать и провожать всех, кто приезжал к отцу Виталию в Тбилиси, доставать билеты, снабжать в дорогу всем необходимым, отправлять посылки батюшкиным чадам по всей стране, навещать тех, кто нуждался в помощи. Это послушание она продолжает нести и сейчас. 43 Отец Виталий предсказал юному Андрею архиерейство. Вот как вспоминает об этом матушка Серафима: «Когда Андрей вышел от нас, отец Виталий вдруг сказал мне: «Ты что же благословение у архиерея не взяла?» Я не поняла тогда, о каком архиерее он говорит, ведь Андрей тогда еще и монахом не был». 46 На иконах на ликах многих подвижников веры под глазами изображены следы от пролития обильных покаянных слёз. 47 В этом письме отец Виталий (тогда монах Венедикт) обличает свое чадо, приписывая ей добродетели, которые она не исполняет, а её грехи относит к себе. 49 Прп. Иоанн Многострадальный (память 18 июля), подвизавшийся в Киево-Печерской Лавре в XII веке, дважды закапывал себя по грудь в земляную яму: когда боролся с блудной страстью и впоследствии, провидя свою кончину.//Киево-Печерский Патерик. М. 1996. С. 252–257. 50 Здесь отец Виталий (тогда иеромонах Венедикт), рассказывая как бы о себе, обличает своё духовное чадо. 52 Здесь отец Виталий говорит о третьей степени Иисусовой молитвы – об умно-сердечной, к которой Святые Отцы не рекомендовали приступать без опытного духовного руководства. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

а) Хотя митрополия услышала только теперь из самых запросов епископа Софрония о некоем епископе Виталии, а кто он таков, от кого рукоположен, – от него ли самого, или от иного кого, или отвне обратившийся, и какая именно ему епархия определена и какие имеет в руководстве своем права, о всем том епископ Софроний даже и доныне не почтил уведомить митрополию ни единою чертою, не только почтою, но ниже с личною оказиею м(осковского) депутата 588 . Обаче с тем депутатом умел презорственно возвратить подлинником наше письмо не только без ответа, но даже и без надписи поне единой черты, за какую вину оно не удостоено им к принятию. Это на основании каких правил дела производятся? – да ответствует. б) Да объяснит притом г. епископ Софроний, по какому Чиновнику он хиротонисание учинил новому епископу Виталию. Мы добре знаем, что древлепечатных для епископского чина не имеется, а от нас из митрополии ему сообщено еще не было 589 . в) Если этот вышеобъявленный епископ Виталий есть тот самый, о котором мы получили от тамо бывших достоверных людей донос, что этот епископ не имеет себе епархии отнюдь никакой, а сведен к поповскую должность, – если это действительно, то на основании каких правил сие дело учреждено? поскольку всем известно, что без определения места поставлять законом строго возбранено, а только за случай находиться епископу в деле пресвитерском, если поставлен быв в кую епархию и тамо не прият, по 18 правилу иже в Анкире, или от ереси обратившийся, по 8 правилу 1-го вселенского собора. г) Если вышереченный епископ Виталий тот самый, который был отрекшись своего сана (как о том достоверное свидетельство есть), за каковую вину 82-е правило св. Апостол из сана извергает, то каким образом обсудил епископ Софроний, произвел того Виталия во епископа? – да засвидетельствует на соборе. Очевидно, в митрополии имели очень скудные сведения о новом российском епископе Виталии, – не знали даже и того, что Софроний поставил его уже по получении присланного с Антонием предписания из митрополии, коим запрещалось ему поставлять именно другого епископа для России, если не поставил ранее. Знай это Павел, он, разумеется, прежде всего поставил бы на вид столь важное обстоятельство, что рукоположение Виталия совершено Софронием в явное нарушение полученного из митрополии запрещения. И это было бы со стороны Павла самым сильным доказательством незаконности Софрониева действования в данном случае, тогда как некоторые из представленных им возражений вовсе не имели значения в виду того, что Софроний уполномочен был самою митрополиею поставить для России одного, или даже двух епископов. Если бы Виталия Софроний поставил еще до получения присланного с Антонием запрещения, как полагали повидимому в митрополии, он был бы виноват только в том, что своевременно не сообщил о том митрополиту, как ему было предписано. И о личных качествах и обстоятельствах Виталия Павел писал только по слухам, что значительно ослабляло силу его возражений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

С детских лет воспитанный в православном духе, покойный о. Виталий прошел нелегкий путь служения Церкви и Отечеству. Уроженец Белоруссии, он с детских лет полюбил благолепие православного богослужения. Видя благочестие и твердость веры, Господь призвал его к священнослужению, чтобы светил свет его перед людьми, а они, видя добрые дела, прославляли Отца Небесного (Мф. 5:16). Так, в 1944 году началось более чем шестидесятилетнее пастырское служение о. Виталия. Господь щедро одарил о. Виталия многими талантами, и он всеми своими способностями и дарованиями, с присущей ему энергией, служил делу Церкви, с усердием исполняя все многообразие возлагаемых на него послушаний. Служение о. Виталия Церкви Христовой проходило в нелегких условия государственного контроля, но Господь давал ему мудрость, мужество и силы с христианским терпением следовать по однажды избранному пути. Являясь ответственным сотрудником Отдела внешних церковных связей, он был участником многих богословских международных конференций, вносил свой весомый вклад в развитие межхристианского и межрелигиозного диалога. Это человек целой эпохи, который достойно представлял Московский Патриархат в христианском мире, лично приложив немало трудов, чтобы сегодняшнее возрождение Русской Православной Церкви стало возможным. Годы пастырского служения протопресвитера Виталия были ознаменованы поддержанием православных традиций, возрождением церковно-приходской жизни, христианским просвещением, плодотворным сотрудничеством между Церковью и обществом. Он с ревностью и любовью трудился в должности настоятеля Богоявленского Патриаршего собора, а затем в храме Воскресения Словущего, что на Успенском вражке Первопрестольного града Москвы. На его жизнь выпало немало испытаний, которые он всегда переносил со смирением и христианским достоинством, тем самым, утверждая себя и окружающих его людей в вере во Христа Жизнодавца. Его ревностные труды по справедливости были отмечены всеми возможными для пастыря церковными наградами. Поистине о. Виталий был яркой личностью, искренне совершавшим служение Церкви и народу Божьему. Вся жизнь покойного — достойный пример следования своему призванию.

http://pravmir.ru/protopresviter-vitalij...

Помеха делу — Антиохийский раскол А.В.Карташев. Вселенские соборы (оглавление) Евагрий еще в прежнее время, с момента поставления Павлина в епископы Лукифером, встал на сторону Павлина. Антиохия к этому времени уже была разорвана на три юрисдикции. Теперь появилась и четвертая. У восточных церквей нет гарантий против подобных разделений. Β Антиохии кроме здраво ориентированной юрисдикции Мелетия была еще и арианствующая — омийская церковь y Евзоия. Вместе с Павлиновой юрисдикцией, третьей по счету, создана позднее всех и четвертая «великим» (вернее сказать — гордым, зазнавшимся) Аполлинарием Лаодикии Сирской, соседки Антиохии. Аполлинарий и поставил себе своего рода викарного агитатора для столицы Востока. Таковым явился Виталий. Древние историки церкви отзываются положительно ο личных качествах Виталия. Β 375 г. Виталий был в Риме и просил ο принятии его в общину Павлина. Виталий подал папе Дамасию изложение веры, в котором скрыл свою приверженность к христологии Аполлинария. Обманутый таким умолчанием, папа принял Виталия в общение («по простоте,» — деликатно выражается Григорий Богослов) и дал ему свои рекомендации для Востока. Но вскоре же по отъезде Виталия из Рима туда пришло осведомление об учении Аполлинария. Без сомнения, это было ударом для Рима. Ведь до сих пор он гордился Аполлинарием как столпом никейства. Но Рим послал решительные указания Павлину принимать в общение только анафематствующих аполлинариеву доктрину. Виталий взорвался и стал обвинять церковь Павлина в савеллианстве. Вот за это мужество перехода в лагерь Аполлинария последний и наградил Виталия поставлением в епископы для Антиохии. С этого момента и наступило там епископское четверовластие, которое в 376 г. лично наблюдал св. Епифаний Кипрский, посетивший столицу Востока. Он осудительно назвал эту многоголовость церквей «упорной борьбой епископов насмерть.» И вот в такую-то минуту Рим знать ничего не хочет на Востоке, кроме своего Павлина. Василий и «иже с ним» были вновь глубоко огорчены. Василий писал: «Там, на Западе, одни не знают вовсе здешних обстоятельств, a другие, по-видимому, и знают, но объясняют их скорее партийно, чем справедливо.» Ο Павлине и зазнавшихся его приверженцах Василий пишет: «Я не согласен уступать только потому, что иной получил от людей письмо, и думать ο нем высоко. Но если бы пришел кто с самого неба и не стал держаться здравого учения веры, то и того я не признал бы сообщником святых.» Вот искренние патетические слова восточного богослова, не видящего и не предполагающего никакого учительного сверхавторитета в римских папах. Мерило самой истины возвышается над всеми титулами и властями.

http://sedmitza.ru/lib/text/435083/

Народ, услыхав их рассказ, разгневался на них и говорил: – Зачем же вы скрывали от нас святость жизни сего честного старца, ибо мы, находясь в неведении, много грешили против него, осуждая и укоряя его? Женщины отвечали на укоры народа так: – Мы боялись, потому что сей старец с великими клятвами запрещал нам кому-либо рассказывать об его жизни, и лишь только одна из наших подруг начала рассказывать его тайну людям, то пришла в бешенство. Посему каждая из нас, боясь такого наказания, молчала. И весь народ дивился такому рабу Божию, так смиренно утаившему святость своей жизни от людей. В то время как все люди думали, что он великий грешник, он был другом Божиим и чистым сосудом Святого Духа. Люди укоряли друг друга, стыдясь своего неразумия, что они осуждали такого угодника Божия и причиняли обиды и оскорбления неповинному и чистому сердцем человеку. Когда обо всем происшедшем дошла подробная весть до святейшего патриарха Иоанна Милостивого, он со всем своим клиром пришел к келлии старца и, увидав вышеупомянутое письмо, в котором старец увещевал не осуждать его, а также увидав совершающиеся чудеса, сказал тем клирикам, которые доносили ему на преподобного: – Видите, если бы я поверил вашим словам и оскорбил бы невинного святого старца, то и я получил бы удары по лицу, подобно тому как получил их оклеветавший святого юноша. Но я, смиренный, благодарю Бога за то, что я не послушал ваших доносов и тем избегнул греха и отмщения. Все же клеветавшие и осуждавшие преподобного были сильно пристыжены. После сего святейший патриарх, взяв честные останки преподобного Виталия, пронес их чрез весь город и в присутствии всех покаявшихся во грехах женщин, плачущих и рыдающих, с честью предал их погребению, прославляя Бога, имеющего многих неведомых людям верных рабов Своих. Тот же человек, который получил удары от беса, отрекся от мира и сделался монахом. И многие из жителей Александрии, наученные добродетельною жизнью Виталия, положили для себя правилом – никого никогда не осуждать. Будем подражать им в этом и мы, споспешествуемые молитвами преподобного отца нашего Виталия и благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки. Аминь. 2714 Первый Вселенский Собор был созван в 325 г. в Никее по поводу лжеучения пресвитера Ария, нечестиво признававшего Сына Божия творением Бога Отца. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во время убийства старца брат Виталий находился в селении Амткел у болящего Лёни, который уже 40 лет не вставал с кровати. Он вел себя в тот день очень возбужденно и громко выкрикивал: «За что вы меня бьете, у меня денег нету!» Кроме брата Виталия никто не понял, что это значит. Он же сразу начал ставить свечи и сказал, что нужно усиленно молиться. После этих событий отец Серафим не благословил брата Виталия возвращаться в пустыню и отправил его в Тбилиси к владыке Зиновию. Так закончилось почти десятилетнее пребывание его в пустыне, по которой он тосковал и плакал всю жизнь… Впоследствии, живя в Тбилиси, отец Виталий говорил: «Я настолько люблю пустыню, что если бы не благословение, я бы и одного дня здесь не был». Для тех же, кто побывал у отца Виталия в горах, эти дни остались в памяти на всю жизнь. Алла (г. Таганрог): «На праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня братия собралась в ближайшей пустыне у матушек для совершения Всенощного бдения. В это же время из города сюда пришли несколько паломников. Надо было только видеть эту неописуемую красоту! Бдение совершалось под открытым небом на закате солнца среди гор. Душа наслаждалась молитвой. Казалось, каждое произносимое слово доходило до неба, и ощутимо чувствовалось присутствие небожителей на этой чудной службе». «На праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня братия собралась в ближайшей пустыне у матушек для совершения Всенощного бдения. В это же время из города сюда пришли несколько паломников. Надо было только видеть эту неописуемую красоту! Бдение совершалось под открытым небом на закате солнца среди гор. Душа наслаждалась молитвой. Казалось, каждое произносимое слово доходило до неба, и ощутимо чувствовалось присутствие небожителей на этой чудной службе». В то же время отец Виталий знал, что путь этот не для многих. Одной своей духовной дочери, которая, побывав у него, тоже захотела жить в пустыне, он сказал: «Нет, пустыня выгонит. Нужно жить в миру, как в пустыне. Идя по улицам, не по сторонам смотреть, а себе под ноги. Больше молчать, не пустословить и Иисусову молитву творить». «Святый Тбилиси шлёт земной поклон»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письмо, полученное Павлином 624 , было, мне кажется, доставлено ему Виталием, антиохийским пресвитером, который до последнего времени находился в клире Мелетия, но решился покинуть его, так как там оказались неприемлемыми его воззрения по вопросу о воплощении. Виталий был сторонником Аполлинария. Я уже излагал, в чем заключалась доктринальная особенность этого ученого человека. Со времени Александрийского собора (362 г.) борьба между двумя направлениями, представленными Аполлинарием и Диодором, не прекращалась. В церкви Мелетия аполлинарианство энергично отвергалось. Хотя Аполлинарий был епископом Лаодикийским, он, однако, имел в Антиохии свою школу. Между его слушателями находился в последние годы один весьма образованный латинский монах, по имени Иероним. Пройдя науки в римских школах и предавшись затем аскетической жизни с аквилейскими клириками, он решился испытать отшельническую жизнь в восточных пустынях. Раньше, чем углубиться в нее, он гостил некоторое время в Антиохии, где изучал экзегетику под руководством Аполлинария, решительно остерегаясь, впрочем, его богословских идей. Он не счел себя обязанным сделать выбор между двумя соперничавшими церквами и ограничился церковным общением с египетскими исповедниками, изгнанными в Сирию за кафолическую веру. В Риме тоже долго шло колебание между Мелетием и Павлином, но неизбежно должно было случиться, что александрийские связи последнего направят весы в его сторону. Так и случилось в том году (375). Через посредство «сына своего» Виталия папа Дамас послал официальное письмо Павлину, поручая ему уладить вопрос об общении церквей. Дамас был плохо осведомлен; в то время он не знал, что Виталий был приверженцем Аполлинария. Вероятно, через Дорофея получив сведения об этом, он одумался. В то время как Павлин хвалился в Антиохии, что он признан Римом, к нему были посланы новые курьеры: первый – чтобы предупредить его о возникших затруднениях 625 ; другой 626 , – чтобы преподать ему относительно Виталия более полные инструкции. Виталий и его сторонники должны быть приняты лишь после ясного отречения от того учения, по которому Христос не был совершенным человеком, так как божественный Логос заменил в Нем разумную душу (sensus, νος). Аполлинарий не был назван. Рим и Александрия хранили еще почтительное отношение к знаменитому богослову 627 . Дело Виталия способствовало уяснению положения. Мелетиане уже и раньше смотрели на Аполлинария и на Виталия как на еретиков, а после письма Дамаса и Павлину было невозможно допускать их в свою церковь . Тогда они основали особую церковь, и сам Виталий сделался её епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Вам было известно, что Кряжева систематически среди этих лиц проводила антисоветскую агитацию? – Нет, этого мне не было известно. – Скажите, в каких личных взаимоотношениях вы находитесь с Кряжевой? – Кряжеву я считаю истинно верующей, она у меня поет на клиросе, за что я помогаю ей материально. – Какие меры вами принимались для обработки в религиоз­ном направлении тех, кто не посещает церковь или посещает ее не регулярно? – Вне церкви я никакой работы не проводил. Правда, в своих проповедях во время богослужения я призывал посещающих цер­ковь беззаветно верить в Бога, исполнять заповеди, регулярно по­сещать храм. Службы я совершал полностью, так как я служил раньше в монастыре. – С какой же целью при богослужениях вы высказываете про­вокационные антисоветские измышления? – Никаких провокационных измышлений я не допускал. Я лишь призывал верующих готовить себя к загробной жизни, чтобы избегали грехов и исполняли заповеди Божии. На следующем допросе следователь поднял новую тему, счи­тая, что собрал достаточно показаний свидетелей, чтобы обвинить священника в нарушении советских законов, хотя и знал, что эти свидетельства являются результатом обмана им людей, не иску­шенных в лукавстве. – Вы знакомы с сыном Кряжевой Виталием? – Да, Виталия я знаю. – Когда и при каких обстоятельствах вы с ним позна­комились? – Виталия я встречал только один раз. Летом 1948 года он приходил вместе с матерью в церковь. В помещении церкви его мать подвела Виталия ко мне и познакомила. – О чем вы с ним разговаривали при этой встрече? – Я сейчас не помню, о чем мы разговаривали с Виталием, но тогда я узнал, что он является студентом высшего учебного заведе­ния. Разговаривали мы с ним не более пяти минут после оконча­ния богослужения. – Вы исповедовали Виталия Кряжева? – Нет, я его не исповедовал. Он приходил в церковь просто поинтересоваться, а не с целью принять участие в богослужении. – Ольга Кряжева на следствии показала, что ее сын принимал участие в богослужении и исповедовался у вас. Кроме того, из ее показаний известно, что вы с ним длительное время беседовали, уединившись в церковной ограде. Зачем вы это скрываете?

http://fond.ru/kalendar/99/leontiy/

Он и сейчас, как будто живой среди нас. Осознавать это – величайшая радость. Когда нам тяжело, мы всегда бежим на могилку к дедушке. И он помогает. Также и соседи наши. Если проблемы какие, сложности – сразу на могилку, просить отца Виталия. Отец Виталий очень много за нас всех пережил и потому так рано умер. В день его памяти 1 декабря всегда на могилке около храма Александра Невского собирается множество людей. Сейчас в Грузии наступило тяжелое время и многие терпят нужду, как и предсказывал отец Виталий. В 1998 году поминальную трапезу в храме устраивали вскладчину: для борща пожертвовали кто лук, кто свеклу. Столы накрыли прямо в храме и накормили обедом всех, кто был на службе и на панихиде. Оставшийся борщ в трехлитровой банке принесли матушке на Московскую. А она благословила меня накормить этим борщом нищих. Я пошла на рынок и там накрыла стол на 10 человек. Потом подошли еще люди – и снова хватило на 10 тарелок. В банку словно кто-то подливал суп. Разлила и в третий раз. Тридцать человек удалось накормить в тот день. Так Батюшка и после своей смерти кормил бедных. Он не мог видеть, чтобы рядом кто-то голодал, и любил, когда все были сыты. В этом же году дня за три до памятной даты я увидела сон, как будто отец Виталий дома, а матушка ушла в церковь . Вдруг открывается дверь, а там целая толпа людей – и монашествующие, и миряне. Батюшка говорит мне: «Пропусти всех». А я испугалась: «Чем же я буду их кормить?» Входим в комнату – а там уже стоят накрытые столы, полные всяких угощений. Проснувшись, я поняла, что это наказ отца Виталия – пригласить людей и устроить поминки дома. Я решила во что бы то ни стало исполнить его волю, несмотря на материальные трудности. В этот день у нас собралось почти 60 человек: пришли два епископа, игумении женских монастырей, монахи, певчие из Патриаршего собора, миряне. В Батюшкиной комнате отслужили панихиду. Пели духовные песнопения. У всех в этот день была великая духовная радость. Чувствовалось присутствие самого отца Виталия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но, как и многие, с недоверием относился к священникам и ко всем церковным таинствам, искренне веря, что простого осознания, что есть Спаситель и Он в любом случае поможет мне, плохой я или хороший – неважно, достаточно; ну и в церковь, естественно, ходить не нужно. Несколько лет назад, когда я стал делать первые шаги к Храму, я начал анализировать всю свою жизнь, шаг за шагом, год за годом, и к удивлению своему стал находить все больше и больше доказательств чудес, которые являл Господь на протяжении всей моей жизни. Чудеса, лежащие на поверхности, как оказалось, были скрыты от меня, и я просто считал их стечением обстоятельств или вообще не обращал на них внимания. А ведь жизнь моя целиком соткана из различных чудес и предзнаменований. Взять хотя бы мое рождение. Мои родители, молодые комсомольцы, воспитанные на примерах жизни молодогвардейцев и людей типа Александра Матросова, ждали своего первенца. В это время по ТВ шел фильм про героя революции, Виталия Банивура, и так уж эта история тронула их сердца, что с именем ребенка, если родится мальчик, было все решено заранее. И вот 5 мая 1975 года появился на свет мальчик, которому дали имя Виталий. А спустя 17 лет, уже держа в руках свидетельство о Крещении, этот мальчик с удивлением обнаружил, что день памяти его небесного покровителя, Виталия Александрийского (единственного Виталия в святцах на 1992 год), приходится именно на 5 мая по новому стилю… Анна Самотонина, 20 лет, г. Николаевск, Россия Мне кажется, я всегда знала или чувствовала, что Бог есть. Как-то в глубоком детстве даже молиться пыталась своими словами, хотя вроде бы и не слышала ничего об этом. Но это в детстве. Потом было взросление и поиски смысла жизни, различные искания. «Доискалась» до того, что заигрывала с нечистой силой. До сознательного занятия оккультизмом не дошло, Господь уберег, но и так пришлось несладко – вплоть до «голосов», потрепали меня даже физически. Через неделю такого кошмара почти уже не соображала ничего, упала на колени и читала «Отче наш» полночи.

http://azbyka.ru/way/prostye-ljudi-o-bog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010