Чудеса Христа Спасителя, выражая Его человеколюбие, относились ближайшим образом к телесным нуждам людским. Правда, Христос приходил с неба на землю не за тем, собственно, чтобы освобождать человека от внешних зол и нужд, а за тем, чтобы, как Он Сам учил, спасти человека от греха, от власти диавола и от вечного осуждения. Но нет сомнений, что этой цели Пришествия Христова были подчинены чудеса Христовы, состоявшие в оказании людям телесной помощи. Так, чудесно исцеляя телесные недуги, которые появились в мире вследствие греха, Христос давал понять, что Он – врач и духовных недугов, что имеет власть освобождать от грехов, как Сам Он ясно засвидетельствовал, когда перед тем как исцелить одного расслабленного сказал ему: дерзай, чадо, прощаются грехи твои, и вслед за тем, чтоб все видели, что Он имеет власть прощать грехи, изрек вслух: встань, возьми одр твой и иди в дом твой ( Мф.9:2–6 ). Исцеляя бесноватых, Господь Иисус засвидетельствовал, что пришел за тем, чтобы разрушить дела диавола, разорить его царство. Воскрешением мертвецов удостоверил, что Он есть воскрешение и жизнь, победитель смерти, пришедшей в мир с грехом, так что верующий в Него умирает уже не с безотрадным чувством расставания с жизнью, но с надеждой блаженного бессмертия по самому телу, имеющему воскреснуть. Помогая людям в их физических нуждах и несчастьях, Господь Иисус наводил их на мысль о нуждах духовных и располагал их к исканию Его всесильной помощи в этих нуждах. Так, чудесно насытив пять тысяч народа, Он говорил: Старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий. Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать никогда ( Ин.6:27–35 ). Он был недоволен тем, что народ искал Его после этого чуда, и со скорбью говорил ему: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились ( Ин.6:26 ). Таким образом, чудо насыщения пятью хлебами не лишено было символического значения – оно возводило мысли народа от чувственных потребностей к духовным, удовлетворение которых было главной целью Пришествия Христа на землю. Это же символическое значение, должно думать, имели и другие чудеса. Так, исцелив слепорожденного, Он Сам изъяснил значение этого чуда: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие (то есть смиренно сознающие в себе недостаток духовного просвещения истиной) видели (духовно просветились), а видящие (гордившиеся своим ведением) стали слепы ( Ин.9:39 ), то есть не узрели Божественной истины: она легко открывается младенцам, доступна младенческой вере, и скрывается от мудрых и разумных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Сергей Тороп начал путешествовать по России, побывал в США, но там успеха не завоевал — его выдворили за 24 часа. Вскоре у него появились последователи. Самые известные из них — бывший артист советской эстрады Вадим Редькин, которого Виссарион объявил апостолом, и Мария Карпинская — журналистка, которая стала Марией Магдалиной, но впоследствии покинула секту. Попавшие под влияние Виссариона продавали свои квартиры в Москве и Санкт-Петербурге и переселялись в минусинские бараки строить Город Солнца. Хотя на 1 января 1996 года было зарегистрировано всего два религиозных объединения «Церкви последнего завета», сегодня в России существует множество центров и общин этой организации под разными названиями: от Москвы и Санкт-Петербурга до Хабаровска. В последнее время эти группы действуют скрытно. Всего последователей сейчас около 10 тысяч. Как устроена секта Виссариона — Почему люди могли продать квартиру и отправиться за «учителем», который недавно был для них незнакомым человеком? — В 1995 году в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» священник Олег Стеняев организовал диспут с Виссарионом, я присутствовал на нем и видел главу секты вживую. Несомненно, что он имеет актерские данные и великолепно входит в образ — не без бесовской помощи. Однако его последователи, видимо, не читали Евангелие от Матфея, а именно 24-ю главу, в которой Господь наш Иисус Христос предупреждает: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». Люди не могут жить без веры. Недаром английский писатель Честертон говорил: «Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное». Душа, как учил Тертуллиан, по природе своей христианка. Другими словами, человек сотворен Богом, и его цель — уподобиться Богу, а Бог есть любовь. Но если вектор стремлений человека меняется, то возникают такие уродливые явления, как сектантство.

http://pravmir.ru/slesar-iz-minusinska-n...

Давид говорить о своем избрании от Бога на царство для того, чтобы дать понять слушателям, что хотя ему не суждено лично построить задуманный им храм, он утешает себя воспоминанием о великом благоволении к нему Господа, открывшемся в избрании его в цари над всем Израилем. Он исповедует, что единственно по милости Божией, а не по каким-нибудь заслугам и не по старшинству он удостоился этой величайшей чести. Избра Господь Бог Исраилев мене от всего дому отца моего, да буду царь над Исраилем во веки. Это значит, что, судя по-человечески, Давид никак не мог ожидать того, что сотворил с ним Господь. Мысль о неожиданности для него избрания в цари весьма выразительно высказана в словах псалма Давидова. Я был меньший между братьями моими, и юнейший в доме отца моего, пас овец отца моего. Но вот Господь послал вестника Своего (Самуила), и взял меня от овец отца моего и помазал меня елеем помазания. Братья мой прекрасны и велики, но Господь не благоволил избрать из них ( Пс. 151 ). – Да буду царь над Исраилем во веки. Говоря сие, Давид имеет в виду обетование Божие о том, что ему суждено царствовать вечно – не лично, а в лице своего потомства. Давид вспоминает сказанное ему Господом о его преемнике чрез пр. Нафана. И верен будет дом его и царство его во веки предо Мною, и престол его будет исправлен во век ( 2Цар. 7:16 ). Ближайшим образом это обетование относится к преемнику Давида Соломону, но его продолжительное сорокалетнее царствование было только слабым образом вечного царствования другого потомка Давидова, Христа Сына Божия, Царя духовного царства. И даст Ему Господь престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца, – так благовестил о Христе Царе Деве Марии Архангел ( Лк. 1:32–33 ). И как вечен Сам Христос Царь, так и царство Его – основанная им Церковь – пребудет до окончания века, неодолимая врагами ада. – И во Иуде избра Господь царство. Из всех колен Израильских колено Иудино имело то преимущество, что из среды его начиная с Давида вышел непрерывный ряд царей до Вавилонского плена, царствовавших сначала над всеми коленами, потом над двумя, и что Иуде дано было обетование устами патриарха Иакова не оскудеет князь (не переведется ряд правителей) от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложенная ему и Той чаяние языков ( Быт. 49:10 ), т.е. пока не придет то, что ему – Иудину колену – предопределено, и Тот, на Ком исполнится сие предопределение, есть предмет чаяния народов, именно всемирный Царь Христос. Имея в виду столь великое предназначение колена Иудина, Давид благодарно исповедует далее, что в сем колене дому отца его Иессея суждено дать из своей среды царя над всем Израилем от дому Иудина избра Господь дом отца моего, и от сынов отца моего во мне благоволи, еже быти царю над всем Исраилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Его крайним нечестием, на которое, как на причину их падения, указывает Моисей, предостерегая Евреев от подражания им. «Не должен находиться у тебя, говорит он Израилю, проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их (Хананеев) от лица твоего» ( Втор. 18:10–12 ). Итак изгнание Хананеев было делом правосудия Божия, но в отношении к Евреям оно было делом милости Божией к ним. Этой милости они ничем не заслужили. Как избрание их из среды всех народов для хранения истинного Богопочтения произошло не от дел их, но от Призывающего ( Рим. 9:12 ), от Его воли, так воля же Господа была единственным основанием той милости к ним, по которой они вступили в обладание чужой земли. Другого права на это обладание, кроме воли Божией, кроме милости к ним Господа, они не имели, а это право так неоспоримо, что упрекать их в незаконности их вторжения в Ханаанскую страну может только нечестивый. – По милости к избранному народу, Господь еще за несколько столетий неоднократно изрекал праотцам его обетование о наследии этой страны юже клятся Господь отцем вашим, Аврааму и Исааку и Иакову дати им и семени их по них (см. Быт. 12:7, 13:14–15, 24:7, 26:3–4 ; Исх. 33:1 ; Чис. 14:16 ). Обетование относилось собственно к потомству Авраама, Исаака и Иакова, к семени их, а не к ним лично. Если же в участие этого обетования вводятся вместе и праотцы, если Господь с клятвою обещает землю дать им, а не одному их потомству, хотя на самом деле они не были обладателями обетованной им земли и жили в ней в качестве пришельцев, – то это надобно понимать в том смысле, что здесь предки и потомки берутся нераздельно, что первые должны считаться обладателями не принадлежавшей им земли не в своем лице, а в лице наследников. Уверенность в исполнении обетования при потомках для родоначальника не менее приятна, как если бы обетованная земля лично ему принадлежала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Приложи, душа, все усилия к тому, чтобы победить в себе это невоздержание, и наложи узду воздержания на все чувства: на глаза, чтобы они не видели суеты, на слух, чтоб не входили в него гнилые речи, на язык, чтобы он не изрыгал брани, празднословия и срамословия, на гортань, чтобы она не служила раболепно чреву, на руки, чтобы они не простирались на беззаконие. Наложи воздержание на память и воображение, не допускай, чтоб они унижали себя постыдным рабством чувственным вожделениям. Иорданова струя первее (некогда), милотию Илииною Елиссеем, ста сюду и сюду: ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание. Елисей, чудесно разделивший воды Иордана и немокренно перешедший по его дну, – это образ всякого истинно верующего и уповающего на Промысл Божий, силой веры и упования благополучно избавляющегося от бед и скорбей, которые в Писании нередко представлены в образе бурных и угрожающих потоплением вод. Спаси меня, Боже, – вопиет он, – ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел в глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня ( Пс.68: 2–3 ). И Господь слышит его мольбу. Он никому не посылает скорбных испытаний сверх сил, приходит на помощь вопиющему к Нему из глубины бед и напастей, и тот, кто готов был потонуть в этой глубине, благодарно исповедует свое спасение от потопления: Он (Господь) простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих. Он вывел меня на пространное место и избавил меня ( Пс.17:17–20 ). Так благоволит Господь к прибегающим к Нему с верой и упованием и в то же время с сердечным сокрушением о своих грехах, прогневляющих Господа. Но такое благочестивое расположение свойственно только душе, чуждой пристрастия к чувственным наслаждениям и высшее благо полагающей в удовлетворении духовных потребностей, в духовном просвещении, очищении и освящении. Душа, заглушившая в себе эти потребности невоздержанием, чувственными пристрастиями, доходит до забвения Бога, и при встрече со скорбями и бедствиями предается малодушию и отчаянию, и этим только отягчает бремя скорбей и бедствий. Избегай, душа, чувственного невоздержания, если не хочешь лишиться благодатной помощи Божией и утешения в скорбях и напастях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Вот почему Государь возлагает на себя корону, приемлет в руки скипетр и державу, не иначе как из рук служителя церкви, освящающего сии знамения царской власти и восприятие их царём именем Святыя Троицы. Но главным священнодействием, освящающим царскую власть, служит помазание царя священным миром. Чрез это священнодействие не один авторитет царской власти возвышается, – ей сообщается ещё благодатная сила к достойному прохождению царского служения. Как и всякий православный христианин, наш царь восприял благодать миропомазания в одно время с благодатью Таинства Крещения. Но тогда чрез Таинство Миропомазания сообщены были ему, как и всякому христианину, благодатные дары Св. Духа для утверждения его в духовной жизни. Но Царю потребны ещё особые благодатные дары соответственно его особенному служению. Ему нужен наипаче Дух владычний, т. е. дар владычественной или правительственной мудрости и силы для того, чтобы его царское служение было благотворно. Правительственной мудрости испрашивал от Господа и царь Соломон вскоре по вступлении на престол. «Ты поставил раба своего, молился он Господу, царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа. И раб Твой – среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» ( 3Цар. 3:7–9 ). И Господь даровал Соломону то, чего он просил. Но если Соломон имел нужду в благодати Божией для мудрого управления народом, менее ли, даже не более ли потребна эта благодать Русскому Царю, держава которого несравненно обширнее Соломоновой, подданные которого многочисленнее Соломоновых, служение которого в сравнении с служением Соломона тем труднее, чем многосложнее правительственное устройство и разнообразные нужды народа в наше время в сравнении с простыми формами правления и нуждами народа времён давно минувших? Управлять кораблём великого государства, вести этот корабль безопасно среди подводных скал и мелей всегда трудно, особенно же в наше время, время усиления враждебных государству сил, козней и злоумышлений, направляемых особенно против самодержавной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

По смерти Иисуса Навина и современных ему старейшин сыны Израилевы терпели угнетение сначала от Месопотамского царя Хусарсафема, потом от Моавитского царя Еглома, затем от Филистимлян, после них от Ханаанского царя Иавина. От его власти избавила Израильтян пророчица и судья Деввора с Вараком. Вслед за тем в стране Израильской в течение сорока лет господствовал мир и свобода. Но во время мира сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, т.е. отступили от Господа, стали служить Ханаанским богам Ваалу и Астарте, и Господь снова предал их во власть иноплеменников. На этот раз орудием гнева Божия явились Мадиамляне. Это были потомки Мадиама, одного из сыновей Авраама от Хеттуры ( Быт. 25:2 ). В описываемое время они обитали на восток от Мертвого моря в соседстве с Моавитянами. Еще при Моисее, в конце сорокалетнего странствования Евреев, Мадиамляне явились самыми опасными врагами их. Не надеясь силою остановить их победоносное движение в землю Ханаанскую, они хотели погубить их хитростью. Они вовлекли народ Божий в любострастие и в идолопоклонство, за что навели на него гнев Божий, но и сами по повелению Божию тогда же поголовно истреблены были Евреями, за исключением тех, которые успели укрыться от их меча. Прошло с тех пор 200 лет, Мадиамляне снова усилились, и в описываемое время, соединившись с Амаликитянами, также исконными врагами Израиля, и другими кочевыми жителями востока, угнетали Израильтян в продолжение семи лет, и угнетали жестоко, укрепися Мадиам на сыны Исраилевы. Священный повествователь так изображает бедствия, какие терпели они от Мадиама: «Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелия в горах и пещерах и укрепления. Когда посеет Израиль, прийдут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока, и ходят у них, и стоят у них шатрами и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют на пропитание Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили с скотом своим и с шатрами своими в таком множестве, как саранча, им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль» ( Суд. 6:2–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Истолковывая стих 23-й: « Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там », – Иероним Стридонский пишет: «Во время Иудейского плена много было начальников, которые говорили, что они – Христос, так что во время осады со стороны римлян было [в Иерусалиме] три партии. Но лучше это понимать в отношении к концу мира» 409 . Очень существенное уточнение: « Но лучше это понимать в отношении к концу мира », – ведь лжехристы и чудотворцы от иудаизма I–II веков, как известно, никаких великих знамений и чудес не сотворили. Сказано: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» ( Деян.19:13–16 ). Все эти «грабовые», «виссарионы», «кашпировские» и всякие «лонги» – они играют в мистику, магию и колдовство, но в действительности из себя ничего особенного не представляют. Подобно сыновьям Скевы, они играют в сатанизм, не замечая того, что сатана уже играет их судьбами и душами. Но главное представление впереди… И далее мы читаем: Мф.24:25–26 . «Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, – не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, – не верьте». Слова: « Вот, Я наперед сказал вам » – неужели они относятся к апостолам, и, следовательно, неужели их, живых свидетелей Иисуса, можно заманить в какие-то пустынные места и тайные комнаты в поисках Христа? Разрешая это недоумение, Евфимий Зигабен пишет: «Казалось бы, и эти слова Христос относит к апостолам, но они относятся к появившимся к тому времени христианам» 410 . У самих апостолов было более чем правильное представление о Христе, «потому что не плоть и кровь открыли» им тайну Христа как Сына Божия, «но Отец… Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии Источник 1-го июля 1905 года. Год XIX. 13. Костромские епархиальные ведомости Отдел I. Часть официальная Указ Святейшего Синода Костромской дух. консистории По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: Высочайше утвержденный, в 16-й день сего июня, всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии викарию Подольской епархии, Преосвященному Балтскому Тихону Епископом Костромским и Галичским и Преосвященному Гурийско-Мингрельскому Димитрию Епископом Балтским, викарием Подольской епархии. Приказали: Об изъясненном Высочайше утвержденном докладе Святейшего Синода объявить указом Костромской духовной консистории, с предписанием, чтобы, уведомив о новоопределенном Архипастыре местные гражданские начальства, дала знать ведомства своего учреждениям и лицам о возглашении имени Преосвященного Тихона при священнослужениях по чиноположению. Июня 23 дня 1905 г. Отдел II. Часть неофициальная Кончина и погребение Преосвященного Вениамина, Епископа Кинешемского, Викария Костромской епархии Чрез две недели после кончины Преосвященнейшего Виссариона, Епископа Костромского, Кострома и Костромская епархия услышали новую скорбную весть – о кончине викарного епископа Преосвященного Вениамина Кинешемского, начавшего было управлять епархией за смертью епархиального архиерея. Кончина Преосвященного Вениамина не была столь неожиданною для костромичей, как кончина Преосвященнейшего Виссариона. Преосвященный Вениамин был старше Преосвященнейшего Виссариона на пять лет и немощнее: ему было уже 87 лет, и он последние три года по старческой слабости никуда не выходил уже из своих покоев, даже в храм Божий. Тем не менее не предполагалась столь скорая, почти одновременная с Преосвященнейшим Виссарионом, кончина его. Лица, близко стоявшие к почившему Викарию, не без основания говорят, что кончину его ускорила кончина Преосвященнейшего Виссариона. Он слишком глубоко чтил Преосвященнейшего Виссариона и был крайне благодарен ему за братское снисхождение к его старческой слабости, не позволявшей ему помогать епархиальному архиерею в управлении обширной епархией. Потому неожиданная кончина Преосвященнейшего Виссариона вызвала в нем душевное потрясение, а потрясение в свою очередь ускорило начавшееся уже разложение старческого и болезненного организма. Я был у него на другой день кончины Преосвященнейшего Виссариона за благословением начать нужныя распоряжения по приготовлению к погребению Епископа Виссариона. Он благословил меня, сказав: «делайте все необходимое, распоряжайтесь, как знаете, без меня, я уже не могу участвовать в этом скорбном деле, хотя бы и должен».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010