234 Виссарион (Картамышев Василий Павлович; 1823 – не позднее 1897) – иеродиакон, член Русской Духовной Миссии. Родом из Старого Оскола, Курской губернии, из купеческой семьи. Окончил три класса Старооскольского уездного училища. 5 января 1851 г. отправился из России на поклонение святым местам Востока. Остался на Афоне в Русском Пантелеимоновском монастыре, где и проходил послушания до 25 марта 1856. 28 февраля 1853 пострижен в монашество. В 1856 переехал в Афины и был приглашен настоятелем русской посольской церкви архимандритом Антонином (Капустиным) петь в церковном хоре. 9 августа 1857 указом Св. Синода определен штатным певчим, которым и состоял до 11 ноября 1869. 24 февраля 1869, по ходатайству афинского посольства, признан Св. Синодом в монашеском звании, принятом за границей. 4 сентября 1870 указом Св. Синода назначен на иеродиаконскую вакансию к церкви Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 18 октября того же года, по ходатайству Св. Синода, рукоположен в иеродиакона Патриархом Иерусалимским Кириллом в храме Гроба Господня. 235 Мартирий, иеродиакон – как и Виссарион, бывший певчий русской посольской церкви в Афинах. Антонин предложил перевести в церковь РДМ в Иерусалиме одного из них, по усмотрению митрополита Исидора. Последний выбрал Виссариона (Картамышева). 237 Софроний (Меидандзоглу Ставрос; 1798–1899) – Патриарх Константинопольский под именем Софроний III (1863–1866), Патриарх Александрийский под именем Софроний IV (1870–1899). 238 Болгарский вопрос – так называется борьба болгарского духовенства за церковную независимость – автономию или автокефалию. В 1872 г. созванный в Константинополе собор глав Восточных Патриархатов провозгласил самопровозглашенную автокефалию Болгарскую Церковь пребывающей в схизме (расколе). Проголосовал против только Патриарх Иерусалимский Кирилл II, за что и был смещен с Патриаршего престола. Русская Церковь формально заняла позицию канонического невмешательства, хотя как священноначалие, так и российские дипломаты сочувствовали болгарской стороне

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Виноградов Николай Иванович (протодиакон Николай) Виноградов Павел Павлович (архимандрит Софроний) Виноградов Сергий (архиепископ Симон) Виссарион, иеромонах (фамилия не установлена) Владимир, иеромонах (фамилия не установлена) Владимирова Клавдия Даниловна (р. Б. Клавдия) Власов Адриан Димитриевич (диакон Адриан) Воблый Борис Иванович (р. Б. Борис) Воецкий Георгий Петрович (иерей Георгий) Воздвиженский Михаил Васильевич (протоиерей Михаил) Вознесенский Георгий Николаевич (митрополит Филарет) Вознесенский Николай Феодорович (архиепископ Димитрий) Воинов Василий Григорьевич (р. Б. Василий) Волков Иоанн Николаевич (иерей Иоанн) Волков-Иванов Архипп Иванович (иерей Архипп) Воробьев Георгий Димитриевич (архимандрит Иосиф) Воробьев Павел Афанасьевич (р. Б. Павел) Воронцов Михаил (протоиерей Михаил) Воротников Иоанн Максимович (р. Б. Иоанн) Воскресенский Константин Александрович (протоиерей Константин) Второв Митрофан В. (р. Б. Митрофан) Выговский Владимир Витольдович (р. Б. Вячеслав) Вэнь Ия (святая мученица Ия) Вэнь Чзичжэн Илия (протопресвитер Илия) Г Гавриил, архиепископ (Огородников Димитрий Иванович) Гавриил, иеромонах (фамилия не установлена) Гавриил, монах (Субботин) Галушко Антоний Иоаннович (протоиерей Антоний) Галушко Геннадий Антонович (протоиерей Геннадий) Ган Ростислав Адольфович (протоиерей Ростислав) Гапанович Константин Павлович (протоиерей Константин) Гаршин Виталий Петрович (архимандрит Вениамин) Георгиевский Георгий (протоиерей Георгий) Георгий, архимандрит (Шатилов) Георгий, иеромонах (фамилия не установлена) Георгий, иеромонах (фамилия не установлена) Герасим, иеромонах (фамилия не установлена) Герасимов Василий Александрович (протоиерей Василий) Герасимов Леонид Львович (р. Б. Леонид) Герасимов Маврикий Львович (митрополит Мефодий) Герман, игумен (фамилия не установлена) Герман, иеромонах (фамилия не установлена) Германов Симеон Васильевич (протоиерей Симеон) Гермоген, монах (фамилия не установлена) Гиббс Чарльз Сидней (архимандрит Николай) Гиц Георгий Иванович (диакон Георгий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

из Киевской Эсманский , Павел Фёдорович из Черниговской Никольский , Евграф Максимович из Курской Лучицкий , Василий Иванович из Волынской Синицын , Алексей Яковлевич из Калужской Коробцев , Прокопий Афанасьевич из Харьковского Коллегиума Нестеров , Павел Васильевич из Харьковского Коллегиума Тимофеев , Василий Поликарпович из Полтавской Рубанистый , Григорий Васильевич из Екатеринославской Зябловский , Сергий Николаевич из Орловской Антонович , Семён Григорьевич из Харьковского Коллегиума Дмитревский , Василии Акимович из Тамбовской Крыловский , Павел Александрович из Черниговской Хижняков , Михаил Михайлович из Курской Макиевский , Василий Павлович из Полтавской Саввин , Николай Ефимович из Воронежской Дмитриев , Адриан Дмитриевич из Орловской Казанский , Егор Павлович из Владимирской Чепурин , Алексей Никифорович из Курской Полянский , Виссарион Иванович из Ярославской Левицкий , Григорий Григорьевич из Киевской Прозорский , Фёдор Андреевич из Воронежской Виницкий , Павел Максимович из Черниговской Романовский , Августин (иеромонах) из Киевской Студенты Артюховский , Алексей Емельянович из Харьковского Коллегиума Архангельский , Иван Владимирович из Тамбовской Печенев , Тимофей Иванович из Курской Выбыли Жуковский Иван Волынской Дамаскин Григорий Курской Демиденко Фёдор Полтавской Раевский Владимир Полтавской Ильинский Михаил Харьковского Коллегиума Виноградов Яков Рязанской Бодрухин Стефан Воронежской Михайловский Иов Киевской Умерли Волков Павел Киевской Троицкий Василий Калужской Курс восьмой. 1835–1837 г. К приёмным экзаменам в 1833 году вытребовано следующее число студентов, из коих составился восьмой академический курс: Из Киевской семинарии Екатеринославской Черниговской Курской Воронежской Орловской Полтавской Харьковского Коллегиума Пензенской Псковской Тульской Смоленской Могилевской Кишинёвской Подольской С окончанием предшествовавшего курса в звании бакалавров утверждены Комиссией магистры: Муретов Димитрий, по классу богословских наук, Кульчицкий Василий, по классу Чтения Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

131 Виссарион (Картамышев Василий Павлович; 1823-?) – иеродиакон, член Русской Духовной Миссии. Родом из Старого Оскола, Курской губернии, из купеческой семьи. Окончил три класса Старооскольского уездного училища. Принял монашество на Афоне в монастыре св. влкмч. Пантелеимона (28.02.1853), певчий русской посольской церкви в Афинах (1856–1869). Певчий РДМ (1870). Рукоположен в иеродиаконы Патриархом Иерусалимским Кириллом (1870). 134 Чертихин-Комиссаров Иосиф Леонтьевич – певчий церковного хора РДМ. Как сказано о нем в списке служащих Миссии от 16 декабря 1879 г., «состоящий в запасе младший писарь унтер-офицерского звания» (АРДМ. П. 61. Д. 1225). Антонин иронически называет его именем знаменитого византийского мелода преп. Иосифа Песнописца. Он же Иосиф Младший, Иосиф II. 136 Патримонио (Patrimonio Salvator; 27.10.1849-?) – французский консул в Иерусалиме в 1873–81 гг. Назначенный генеральным консулом в Бейрут, отбыл из Иерусалима 23 мая 1881 г. 137 Ит. «Божественная комедия» (иронич.). Речь идет о том, что оппозиционерам в Иерусалимском Синоде не удалось добиться низложения Патриарха Иерофея. 141 Кадышева Анна Ивановна († 1889) – паломница из Москвы, финансировавшая с 1871 г. раскопки и строительство о. Антонина на Елеоне. По ее инициативе и на ее средства над найденной при раскопках мозаикой византийской церкви на территории нынешнего Русского Вознесенского монастыря был построен дом (получивший впоследствии название «Дом архимандрита»), где жила А. И. Кадышева во время своих приездов в Иерусалим. 142 Огороженное место в лесу, принадлежавшее семье о. Антонина на его родине, в селе Батурине. Отсюда один из его псевдонимов – «А. Загородкин». 146 Аджлун – город в Заиорданье, православное население которого ходатайствовало о строительстве (или восстановлении) храма. Видимо, по этому вопросу и приходил к о. Антонину «престарелый хури», т. е. священник. В 1885 г. Св. Синод выделил необходимую сумму для строительства в Аджлуне и других городах Заиорданья православных храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

232 Амфилохий, архим. О Славянской Псалтыри XIII–XIV вв. библиотеки А. И. Хлудова//Древности: Труды Московского археологического общества. 3. 1870. 1. С. 9 (за 16). 233 То же в Угличск. Псалтыри к тексту «Несть в устнех» и т. д., но там же и продолжение текста («гроб отверст гортани их»): внизу изображен самый гроб. Буслаев Ф. И. Исторические очерки. Т. II. СПб., 1861. С. 203. 235 PG 97–98. Гомилия Андрея составлена по Псалтыри и Экклезиасту, полна экстаза и аффектированных мест: человек есть цвет однодневный, тень бегущая, образ Божий и животное, и пр. 239 А не на лире; тот же инструмент, но по ширине близкий к гитаре, на выходной миниатюре слав. Псалтыри Хлудова. 240 Durand P. Étude sur l " étimacia, symbole du jugement dernier dans l " iconographie grecque chrétienne. Chartres 1867. 241 [Рабочая заметка Кондакова на поле книги:] Также греческий список толковой Псалтыри Ватиканской библиотеки 342 в 16-ю долю листа, XII века и латинский кодекс Псалтыри в Лаврентианской библиотеке, XI-XII в. 242 Наиболее поздний образчик сможем указать в латинской Псалтыри Барберинской библ., XV в., 323 (delicium кардинала Виссариона), с богатейшими миниатюрами. Сюжет обработан в стиле современной итальянской живописи, но по содержанию примыкает к латинским Псалтырям XII–XIII в. Они взяты по преимуществу из Нового Завета, причем чередуются с аллегорическими образами. К стиху «возсядь по правую» изображен Саваоф, сажающий рядом с собою Сына, а внизу – Благовещение и птица на гнезде, питающая своих птенцов, и т. п. 243 В лист. Краткое описание миниатюр: Амфилохий, архим. О миниатюрах и украшениях в греческих рукописях Императорской Публичной библиотеки, одной рукописи 1072 года библиотеки Московского университета и одной из библиотеки г. Норова, хранящейся в Московском публичном музее. М., 1870. С. 9–13. Автор брошюры относит рукопись к X в. 244 Лучший комментарий к ним находим в речи Иоанна Дамаскина в защиту икон (PG 95:314), где он высчитывает евангельские сюжеты, изображаемые в его время на иконах: Воскресение – Христос в аду освобождающий Адама, Рождество с обстановкой из миниатюр и пр. Также описывает любопытную икону Ветхого Завета от Адама до Рождества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

36 . Стихарь парчовый, убран камнями, XVIII века. 37 . Орарь, весь шит серебром и низан жемчугом. Надпись: «Я, раб БОЖИЙ, удостоенный свыше благодатью раздавать благословение, католикос Виссарин, сын Эристава, рожденный от дочери царя, обновил, в ходатайство за душу мою, сию орарь. Господи, помилуй Дареджань, аминь». О католикосе Виссарин, см. объяснение выше 6 и 7). Нет сомнения, что Дареджань этой надписи есть дочь имеретинского царя Баграта IV (†1680), сочетавшаяся третьим браком с эриставом рачинским Папуною и что Виссарион был, как и Броссе предполагает, или сыном, или же внуком ее (Hist. de la G., II, 1 livr. – Addit. IX, p. 643, 645; V. arcb., XI rapp., 14–15). 38 . Евангелие пергаментное с новым окладом работы Сазикова. Записи его: 1 9 . «Часы (вероятно, порядок чтения) Евангелия в большой Синаксари писаны иначе, и хотя они прекрасны, но мы, взявшись за изготовление сего святого евангелия,– украшения святой католической церкви, успели, при помощи Божией, довести его до конца. Мы списали его с Евангелия отца Евфимия». 2 . «Душу благословенного дадиани Мамии да помилует Бог; супругу его царицу цариц Елену, Екатерину (?) да помилует Бог; душу благословенного архиепископа бедийского Антония Жванидзе да помилует Бог; родителей и братьев его да помилует Бог». 3 . «Волею и помощью Божией, мы, Богом венчанного патрона (господина) царя царей Леона сын патрон Иесе, выкупив сие четвероевангелие от татар в то время, когда шахом персидским опустошен был Джавахетский округ (нынешние Ахалцихский и Ахалкалакский уезды) и Вардзийский храм обращен был в развалины, где оно было найдено им, пожертвовали его Вардзийской Богоматери в воспоминание об нас и в прощение грехов наших. Боже и Вардзийская Богоматерь, даруйте долгоденствие и победу патрону Иесе, аминь». Первая из этих записей имеет в виду Евфимия Святогорца, жившего на Афоне при грузинском царе Баграте III (980–1014 г.) и известного переводами с греческого языка на грузинский многих церковно-богослужебных книг. По отчету, который дан о трудах Евфимия в «Истории Грузии» на грузинском языке, появившейся в 1889 году, известен лишь его перевод церковных чтений из евангелия Матвея (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

84 Места их в Австрии были заняты колонистами из германских и чешских земель; к 1770 г. в Банате считалось уже около 50.000 католиков. Вместе с выселившимися в Россию сербами пришло немало волохов. Сербы в третьем уже поколении выродились в Малороссиян, но из волохов большинство доныне сохранило свою национальность. 85 Этому епископу даже в 1771 году были подведомы только четыре прихода; все почти (кроме трех) воспитанники Загребской семинарии, возвратившись на родину, отвергли унию и сделались православными священниками; см. Kerczelicz, Notitiae praelim., 432–433. Марченский монастырь после волнений 1755 года был отдан, по воле императрицы, латинским монахам пиаристам. 86 Кажется, такая благосклонность была оказана православным по уважению к Русской императрице Елизавете Петровне, которая много помогала «Трансильванам.... и иным единомудренным с нами народам»; см. Твор. св. отцов в русск. переводе 1861 г., ч. 20, стр. 586. «Хвалится Трансильвания, яко единожды уже поддержа ю своею рукою, се же и ныне паки второе уже простирает туюжде помощи руку», сказано было в 1749 г. проповедником в Сергиевской Лавре, в присутствии императрицы. И в сочинении Яблонского: «Institutiones ecclesiae christianae saeculi XVIII» говорится, хотя весьма кратко, о влиянии России на поддержание православия у румынов трансильванских. 87 Учителя сюда были вызваны из Нового-Сада, где еще с сороковых годов прошлого века существовала духовная коллегия, основанная епископом Бачки, Виссарионом Павловичем. Иные из оканчивавших здесь курс для довершения образования ездили в Киевскую академию; см. Попова «Сербы в Австрии». 93 Важнейшия положения ее приведены частью у Попова в статье: «Сербы в Австрии», и с особенною полнотой, в сочинении Чапловича: Slavonien und zum Theil Kroatien (Pesth, 1819). 94 С епископов Вершацкого и Темешварскаго – 200, Новосадского и Арадского – 150, Пакрачского – 125, Офенского и Карлштадтского – 100 дукатов. Архиепископу принадлежат, кроме Сремской области, города Вена, Еденбург, Мискольч, Гиенгием, Токай, Унгвар и вообще все места в Венгрии и Австрии вне прочих епархий, где только живут христиане православного исповедания. См. Czaplowicz, II, 108–109.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ахматова (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна (1889–1966), поэтесса 102, 113, 357–358, 393, 460, 463 Бабель Исаак Эммануилович (1894–1940), писатель 235 Бабореко Александр Кузьмич (1913–1999), литературовед 497, 509 Багрицкий (наст. фам. Дзюбин) Эдуард Георгиевич (1895–1934), поэт 351 Бадыкины, семья, в которой родилась Е. П. Пришвина, первая жена М. М. Пришвина 83, 99 Бакулев Александр Николаевич (1890–1967), хирург 492 Бальзак Оноре де (1799–1850), писатель 91 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942), поэт 99, 107 Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович (1800–1844), поэт 19 Барков Иван Семенович (по другим данным Степанович) (1732–1768), поэт, переводчик 31 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, исследователь древнерусской письменности 96 Барышников, владелец усадьбы в Алексине 527 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975), литературовед 257, 509 Бебель Август (1840–1913), немецкий политический деятель, социал-демократ 54–55, 175, 433 Бедный Демьян (наст. имя Ефим Алексеевич Придворов) (1883–1945), поэт 234, 369, 376 Бейлис Мендель Тевье (1874–1934), приказчик кирпичного завода, обвиняемый в совершении ритуального убийства, оправданный судом 134 Бекренев, знакомый М. М. Пришвина по елецкой гимназии 36 Белинский (Белынский) Виссарион Григорьевич (1811–1848), критик 222, 263, 482–483, 487 Белоус Владимир Григорьевич (р. 1951), литературовед 356, 516, 529 Белый Андрей (наст. имя Бугаев Борис Николаевич) (1880–1934), поэт 107, 113–114, 120–121, 123, 126, 167, 212, 331–333, 345–346, 350, 353–357, 380, 403, 466, 499, 515 Бердяев Николай Александрович (1874–1949), философ 53, 77, 107, 109, 113, 122, 124, 155, 400, 475, 499 Берия Лаврентий Павлович (1899–1953), государственный деятель 360, 371, 474 Бжезинский Збигнев (р. 1928), американский политолог 209 Блок Александр Александрович (1880–1921), поэт 39, 43, 46, 74, 102, 107, 113–116, 118, 123–126, 128, 132, 152, 156, 165–171, 173, 177–178, 210, 212–213, 215, 217, 219, 224, 228, 231, 248, 258, 264, 268, 311, 346, 353, 355, 364, 402–403, 456, 475, 487, 495, 497, 499, 502, 506, 526

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Василий Великий (ок. 330–379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов, один из отцов Церкви. Вениамин (Новицкий Сергей Васильевич, 1900–1975) , архиепископ Иркутский и Читинский в 1958–1973 гг., выпускник богословского факультета Варшавского университета (1929), с 1928 г. подвизался в Почаевской лавре, хиротонисан во епископа Пинского и Полесского в 1941 г., в 1944–1956 гг. узник ГУЛАГа, в 1956–1958 гг. епископ Омский и Тюменский, в 1973–1975 гг. архиепископ Чебоксарский и Чувашский. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич, 1880–1961), архиепископ Алеутский и Североамериканский, с 1938 г. митрополит, с 1948 г. управлял различными кафедрами в СССР, православный подвижник, миссионер, духовный писатель. Вениамин Петроградский (Казанский Василий Павлович, 1873–1922), священномученик, митрополит Петроградский и Гдовский, расстрелян в 1922 г. по приговору Петроградского ревтрибунала, причислен к лику святых в 1992 г. Виссарион (Великий-Остапенко, род. 1924), игумен Свято-Троицкой Лавры, подвизался на Афоне с 1970 г., был послан в Одессу по хозяйственным нуждам, на Афон не вернулся, подвергся репрессиям советских властей был сослан в Псково-Печёрский монастырь простым монахом, потом по состоянию здоровья перевезён в одну из московских клиник, после лечения получил разрешение проживать в Троице-Сергиевой Лавре, духовный поэт, автор многих поэтических сборников («Лавра святая родная», «Воззвание к душе»), в настоящее время духовник Троице-Сергиевой Лавры. Виталий (Гришин, род. 1950), иеромонах, позднее игумен, родился в г. Свободный Амурской области, постригся в 1977 г., на Афоне в Свято-Пантелеимоновском монастыре подвизался с 1978 г. около 20 лет, затем вернулся в Чебоксары, в настоящее время настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Виттемор Томас (1871–1950), американский археолог, работал над изучением и восстановлением фресок Софийского собора в Константинополе, оказывал финансовую помощь русским эмигрантам для получения образования (создал для этой цели Американский комитет), а также Свято-Пантелеимоновскому монастырю на Афоне, в 1930 г. при помощи Виттемора американским промышленником Крейном были куплены колокола Данилова монастыря и подарены Гарвардскому университету.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873–1922), священномученик, митрополит. Член Собора по должности как митрополит Петроградский и Гдовский и архимандрит Александро-Невской Лавры, избран заместителем члена Священного Синода. В 1897 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1910 г. хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. В мае 1917 г. избран митрополитом Петроградским и Ладожским, возведен в сан архиепископа, в июне 1917 г. переименован во архиепископа Петроградского и Гдовского. 13 августа 1917 г. возведен в сан митрополита. В 1922 г. арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, осужден и расстрелян. Архиерейским Собором 1992 г. причислен клику святых. Вениамин (Муратовский Василий Антонович ; 1855–1930), архиепископ, лжемитрополит. Член Собора по должности как архиепископ Симбирский и Сызранский. В 1897 г. хиротонисан во епископа Ямбурского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1910 г. епископ Симбирский и Сызранский. С 1915 г. архиепископ. С марта 1917 г. временно управлял Пензенской епархией. Вместе с частями Белой армии эвакуирован в Сибирь, в ноябре 1918 г. принимал участие во Всесибирском церковном совещании, был его председателем, вошел во Временное высшее церковное управление Сибири и областей, занятых армией Колчака. В феврале 1920 г. арестован, приговорен к расстрелу. Через несколько месяцев после изъявления согласия на сотрудничество с ЧК был освобожден, вернулся в Симбирск. В 1920 г. назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. В 1922 г. одним из первых архиереев примкнул к обновленческому расколу. После освобождения св. Патриарха Тихона приехал в Москву, покаялся. В 1923 г. арестован, перевезен в Москву, обратился к рязанской пастве с воззванием о переходе в обновленчество. С начала существования обновленческого «Синода» входил в его состав, сначала как член президиума, с 1924 г. являлся его председателем. Скончался в Москве вне общения с Православной Церковью. Виссарион (Ильинский Всеволод Васильевич, 1850–?), архимандрит. Член Собора по избранию как клирик от Костромской епархии. Сложил полномочия члена Собора. Избран членом Высшего Церковного Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010