Продолжая изображать блага следования путями премудрости, Давид теперь вместе с тем предостерегает Соломона от уклонения на пути нечестия (ст. 14–19). Наставления о путях премудрости становятся более специальными – указывают самый характер жизненного следования путями премудрости; премудрость открывает для ревнителя ее долгоденствие (ст. 10) и правильное течение жизни – благоприятные жизненные условия (ст. 11) и отсутствие непреодолимых преград на жизненном пути (ст. 12). Переходя затем к новой группе наставлений – предостережений, Давид еще раз усиленно призывает (ст. 13) сына к неослабному хранению его наставлений мудрости, так как в них заключается истинная жизнь для соблюдающего их, – призывает ввиду опасных для юноши соблазнов. Дальнейшее изображение (ст. 14–17) пути нечестивых имеет не мало общих черт с характеристикой их в 1–19. Если пути нечестивых, способствуя безмерному расширению и усиленно низменных страстей человеческой природы, навсегда лишают человека мира душевного и спокойствия и на каждом шагу готовят ему всякие опасности (ст. 16–17, 19), то, напротив, путь праведных или нравственное поведение их сравнивается (ст. 18) со светом восходящего и постепенно приближающегося к полудню солнца (ср. Ис 60.3, 62.1, 2.5 ; Притч 6.23, 28.5 ), как солнечный свет начинается с появления утренней зари, постепенно усиливается и к полудню достигает своего наивысшего напряжения, так, подобно этому, и жизнь праведных представляет ряд постепенных успехов в деле нравственного преуспеяния: по мере движения их на жизненном пути, жизнедеятельность их становится все чище и светлее (ср. Мф 5.16 ), от низшей ступени нравственного совершенства они восходят к высшей, пока, наконец, не достигнут состояния, о котором предрек Спаситель: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их, Мф 13.43 (см. у еп. Виссариона, с. 56–57). Притч.4:20 .  Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; Притч.4:21 .  да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Такое же освещение этого факта дается и Апостолом Павлом ( Евр. 11:4 ), которой говорит, что жертва Авеля была полнее ( πλιονα), совершеннее жертвы Каина, т. е. больше отвечала основной идее жертвы, так как была проникнута живой и действенной верой, под которой, прежде всего, разумеется вера в обетованного Мессию. Жертва же Каина, в противоположность этому, носила в себе дух гордости, тщеславия, высокомерия и внешней обрядности, создавшей вполне понятные препятствия ее успеху. Так как, судя по контексту, различный успех этих жертв стал известен и самим приносившим их, то несомненно, что вышеозначенное божественное отношение к ним было выражено Каином очевидным, внешним знаком. Основываясь на подходящих сюда библейских аналогиях, думают, что таким знамением были или небесный огонь, устремившийся на принятую жертву, или высокий столб, восходивший от нее к самым небесам ( Лев.9:24 ; Суд. 6:21 ; 1Пар. 21:26 ; 3Цар. 18:38 и др.). Каин сильно огорчился, Всего точнее мысль еврейского текста передает латинский перевод, где вместо «огорчился» стоит iratus – «разгневался»; именно «разгневался и на брата младшего, перед ним предпочтенного Богом, и на самого Бога, как будто Он нанес ему обиду, явив знамение Своего благоволения не ему, а его брату» (Виссарион). и поникло лице его, т. е. черты лица его, под влиянием зависти и злобы, прибрели угрюмое и мрачное выражение. Не печаль, не покаянные чувства или сердечная скорбь о грехе омрачили лицо Каина, а дух беспокойной зависти и глухой затаенной вражды к предпочтенному брату. Быт.4:6 . И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? Велико милосердие Божие, не хотящее смерти грешника, но изыскивающее все пути и средства к его вразумлению и наставлению ( Иез. 18:23 )! Быт.4:7 . если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; Это – одно из трудных для истолкования мест Библии, благодаря, главным образом, тому, что оно совершенно различно читается в русской и славянской Библии. Последняя, руководясь переводом LXX, имеет это место в такой форме, которая сообщает ему совершенно новый смысл, не имеющий для себя никакой опоры в контексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

- Не-свобода в чём? Не-свобода от чего? Писать можем – так в чём наша неволя? Вообще-то на земле нет, не может быть справедливости. Иначе бы и Голгофа не понадобилась. Мы, христиане, счастливые люди, нам же Апостол Иоанн передал заверение Спасителя: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (8, 34-36). И давайте вспомним: «золотой век» русской литературы воссиял при самой жёсткой цензуре Николая Павловича, да и «стальной век» гремел на весь мир под присмотром-прищуром Иосифа Виссарионовича. Про «серебряный» промолчим – разговор особый, долгий, много намешано полуправд, путаницы из-за авторских мистификаций и поздних наслоений, даже в творчестве одного и того же писателя в разные годы необходимо скрупулёзно отделять плевелы декадентства от зёрен классицизма. Ладно, сегодняшних-то литераторов угнетает что? Обрушение тиражей? Невнимание власти? Обыдление народа? Так что в этом нового? Кольца истории: тиражи Жуковского не выдерживали сравнения с тиражами Барона Брамбеуса, и что было кружковое признание Пушкина против всенародной популярности Булгарина? И чернь – придворная или дворовая – всегда была, есть и будет чернью. А графоманскую свободу «самовыражения в инете» сами же высмеиваем. Слева направо: лауреат Патриаршей литературной премии-2019 Дмитрий Володихин, председатель Издательского совета, митрополит Калужский и Боровский Климент, редседатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России Вадим Терехин и Василий Дворцов. Калуга, июнь 2019.      - Новые времена пытались запустить в русском человеке пружину предприимчивости. Либерал-демократические деятели страстно желали превращения всей страны в предпринимательскую, по американскому образцу. Чтобы каждый был – «ИП», индивидуал с лицензией. Не вышло. Может, не в крови у нас предпринимательство? Или – отбиты, как и сейчас, человеческие руки что-либо делать, и оттого, вот уж который год, «стоим»?

http://pravoslavie.ru/122187.html

Святитель Кирилл Иерусалимский в IV веке попытался разделить понятия «неба», на которое вознесся пророк Илия, и «рая». Для этого он обратился к известному отрывку из Второго послания к Коринфянам апостола Павла, в котором тот рассказывает о человеке во Христе , который восхищен был до третьего неба … в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор 12:2, 4). Из этого фрагмента святитель Кирилл сделал вывод: рай расположен на третьем небе, Илию же (и всех прочих ветхозаветных праведников) Бог, очевидно, вознес только на первое. То есть Илия, согласно этой догадке, оказался вознесен не в сам рай, а в некое его преддверие. Конечно же, это только предположение, которое тоже вызывает закономерные вопросы. Чем, например, такое преддверие рая отличается от чистилища, которое в православном богословии считается чисто католическим изобретением и вымыслом? Так что популярное утверждение, что первым из людей в рай попал тот самый разбойник, распятый рядом со Христом, может быть, и неверно с точки зрения библейского откровения. Другое дело, что пример покаявшегося разбойника невероятно значим для нас, потому что ни Илия, ни Енох, никто из нас не мог бы и не может спастись без сопричастности искупительной жертве Христа, непосредственным свидетелем которой был именно разбойник, первым последовавший за Ним. Фрагмент иконы Преображения Господня. Пророк Илия - слева. Ясно по большому счету только одно: что оба вознесения – и Еноха, и Илии – были событиями абсолютно исключительными и должны были утвердить веру ветхозаветного человека в загробную жизнь и в будущее воскресение из мертвых, - об этом писал в конце XIX века известный русский библеист, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин. Эту же мысль развивал и епископ Виссарион (Нечаев): с Илией и Енохом «случилось то же, что случится во Второе Христово Пришествие с теми, которых оно застанет в живых: они не умрут, а вместе с воскресшими из мертвых изменятся вдруг, во мгновение ока… и соделаются нетленными» (ср.: 1 Кор 15:51-52).

http://foma.ru/prorok-ilija-na-kolesnice...

Иларион Конаныкин , с 1805; † 4 июня 1813. Паисий 10 июля 1813 перев. из Моденского, а 1818 уволен на покой. Макарий в 1819 возведён из Валаамских монахов; † 22 нояб. 1825. Досифей Немчинов 4 апр. 1826 перев. из Новгородского Кириллова; а 8 мар. 1836 – в Задонск. Иларий 8 мар. 1836 перев. из Задонского, а 23 июля 1842 опять туда же. Димитрий , игум. с 1842; архим. с 1846; † 22 авг. 1852. Александр Павлович произведён из протоиереев в 1853, а 17 нояб. 1857 хирот. в епископа Архангельского. (В 1858 и 9 вакансия). Порфирий , с 1861; † 25 июня 1865. Феофан † в сент. 1871. Феодосий , синодальный ризничий, управлял Московским Покровским мнтрём, перев. в сент. 1871. [Опись Соловецкого монастыря, стольника кн. Владимира Волконского и дьяка Алмаза Чистого, 7184, находится в Тольгском мнтре, под 206, ип 4 о .) 2 Крестный, на острове Кие, от Онеги в 15 верстах, основан патриархом Никоном в 1656 г. (Акт. Ист., IV, 102). Второклассный. [IV, 816.] Архимандриты Иоанн , с 1658. Исаия , строит., в янв. (sic) 1658. Сергий , 27 мар. 1658, в июле (sic) 1662. Феофан , 1664, 1666, 1667, в янв. (sic) 1669. Адриан , строит., в июне, нояб. 1669. 20 дек. 1670. Сергий , 1670, в янв. (sic) 1672, 76. Паисий , в окт. 1677, 1679, в февр. (sic) 1682, в мар. (sic) 84, 1686, 12 авг. перев. в Псково-Печерский. Иосиф , в июле 1687–90, 92, апр. (sic). Феодосий 6 янв. 1693 перев. из Старорусского Спасского (sic). Ефрем перев. из Иосифова? 1695 и 1696 (sic). Лаврентий , 1704–15 (sic). Феодосий , 1715. Варлаам Голенковский , с 1721 (sic). Иоасаф Маевский 1724 перев. в Новгородский Антониев. Сергий , 1729–36, в июне лишён сана. Симеон в 1736 перев. из Новгородского Кириллова, а 1743 – в Каргопольский Спасский. Иоасаф 1743 перев. из Каргопольского Спасского; по 1751. Виссарион в 1751 перев. из Вяжицкого, а 1756 – в Спасо-Каргопольский. Адриан 1756 перев. из Новоторжского Борисоглебского; † ... Варсонофий 8 апр. 1758 перев. из Деревяницкого. Рафаил 22 февр. 1759 перев. из Белониколаевского, а 10 февр. 1763 перев. в Ошевенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) В 1630 году и она была сделана (перестроена) каменною. Неизвестно, были ли эти церкви до последнего нашествия. 3) По описи Чоглокова. Так жила обитель до сих времен — то ветшая от вре­мени и невзгод, то поновляясь. По временам до крайности умалялось в ней и число иноков 4). 4) Например, в 1760 году архимандрит Виссарион доносил в марте, что в его монастыре находится один только (иеромонах Силуан и монах Александр, почему и просил о переведении из Бежецкого монастыря двух иеромонахов и одного иеродиакона. Макарий, 61 стр. При царе Алексее Михайловиче она была даже приписана к новому патриаршему Иверскому монастырю (1655 г.), но через пять лет, по определению московского собора, была возвращена ей самостоятельность (1661 г.). Когда же были проведены монастырские штаты, обитель причислили к третьеклассным монастырям, а игумена ее сделали архимандритом; тогда к ней приписаны были другие закрытые теперь монастыри — Еречев, Козьмодемьянский, Леохновский и другие. Много перемен произошло в обители и в течение последнего столетия. В 1805 году настоятелям архимандритам дано было право носить камлотовые мантии с зелеными скрижалями, а в 1830 году, по милости Императора Николая Павловича, монастырь был возведен во второклассный, а настоятелям его разрешено было носить на мантиях бархатные скрижали малинового цвета и отправлять богослужение на коврах при открытых царских вратах во время боже­ственной литургии до причастного стиха. Многочисленны в это время были владенья монастырские. К нему отошли все земли упраздненных обителей. Жертвовали в обитель и частные лица свою землю на помин души. Зато монастырская земля была в самых лучших участках города 1). Таким образом, около монастыря собиралось довольно много земельных наделов, которые присоединились к казенным участкам земли, разбросанным в разных местах и даже на берегах Волхова. 1) Например, старец Сергий Волков подарил, обители свою землю около соляного озерка на Голубице. В 1840 году эту землю пришлось продать казне за 511 рублей 42 коп. серебром. Жертвовали монастырю лавки и просто дома в городе. В 1853 году Лебедева пожертвовала лавку на правах половинного владения с собором, или в 1877 г. Лаврентьева. Ныне эти лавки уже проданы.

http://sobory.ru/article/?object=00838

Так как в лице змия-искусителя соединялись, как мы видели, два отдельных существа – злой дух и естественный змий, то все это одновременно относится к ним обоим: к змию, как видимому орудию – прямо непосредственно, к диаволу же, как его невидимому деятелю, – опосредовано и путем аналогии. В частности, проклятие естественного змия, преимущественное по сравнению со всей остальной тварью, также подвергшейся работе истления ( Рим. 7:20 ), есть как бы справедливое возмездие за его бывшее прежде превосходство над ней ( Быт. 3:1 ). ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; По мнению большинства авторитетных толковников, ползание змия на чреве не являлось каким-либо новым чудом, а составляло природное свойство; но прежде это свойство не имело никакого особенного значения, – теперь же оно становится символом унижения и презрения ( Втор. 32:24 ; Мих. 7:17 ) по чувству отвращения к его носителю. Ту же в сущности мысль заключают в себе и последующие слова текста – о снедении праха земли: они дают образное выражение той же самой идеи о пресмыкании змия, поскольку оно неизбежно ведет за собой вдыхание земной пыли и соприкосновение с различными ее нечистотами. В приложении же к диаволу эта последняя метафора указывает на унижение сатаны, уже низринутого с неба и тем самым как бы обреченного пресмыкаться по земле, питаясь здесь людскими пороками и злодеяниями, прямыми следствиями его же коварных внушений. Первообетование Мессии. Быт.3:15 . и вражду положу между тобою и между женою, Данный раздел – величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою ( Ин. 3:19–20, 7:7 ; 1Ин. 2:15 ), – эта вражда находит отражение даже в сфере высших духов ( Откр. 12:7–9 ). «Первая в мире жена первая попала в сеть диавола, но она же своим раскаянием (имеется ввиду раскаяние всей последующей внерайской жизни) первая и потрясает его власть над собой» (Виссарион).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При нём монахи стали получать жалование, а монастырские доходы были определены на просветительные цели. При нём же для кандидатов на священство в Цетинье была открыта богословская школа. Во время правления князей – Данила I и Николая I Черногория приобрела область Берда и пограничные герцеговинские племена, поэтому в 1878 г. была открыта новая епархия «рашко-захумская» с кафедрой в монастыре «Остроге», куда епископом был назначен Виссарион Любиша. Когда, в 1882 году, умер Иларион Роганович, князь Николай I назначил Виссариона митрополитом черногорским и бердским. Митрополит Виссарион пытался открыть в Черногории консисторию по образцу зарской – в Далмации, но это ему не удалось. Преосвященный Виссарион не долго правил своей митрополией: в 1884 г. он умер и преемником ему был назначен архимандрит монастыря Морачи Митрофан Бан, посвящённый во епископа в Петрограде в 1885 году. Такова в кратких чертах церковно-политическая история Черногории. Хотя в настоящее время митрополит черногорский не совмещает уже в своих руках гражданской власти, однако и теперь владыка имеет громадное значение в стране: ни одно важное государственное дело не решается без его ведома и совета, и народ истинно и глубоко уважает этого сановника. Он представляет собой самого почтенного, беспристрастного сановника, самого любвеобильного отца черногорского народа. Не получая содержания от правительства, черногорский владыка живёт на церковные доходы, получаемые с аренды земель цетиньского и острогского монастырей. Этими же доходами обеспечивается совершение богослужения во всех церквях княжества. Но как недостаточно это обеспечение, показывает крайняя бедность черногорских церквей. Очевидец, не более 25 лет тому назад, так описывал цетиньскую соборную церковь : «соборная церковь величиной с большую комнату; поэтому в ней помещаются только князь, княгиня, несколько сенаторов и иностранцев; княжеская гвардия стоит в дверях, а народ толпится вокруг церкви и до него долетают только отрывочные звуки богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

У них возникло желание устроить собственный скит. В 1841 году Виссарион и Варсонофий приобрели у Ватопеда Серайскую келью, собрали здесь до 20 русских монахов и благоустроили, насколько было возможно, новую иноческую общину. В 1849 г. на Афон прибыл известный ревнитель православия Андрей Николаевич Муравьев. При его посредстве Серайская келья была возведена на степень скита, причём Ватопед дал право новому скиту иметь собственную печать, избирать собственного игумена и некоторые иные преимущества, направленные в пользу его самостоятельности. За такие заслуги А.Н. Муравьев получил титул ктитора скита. Торжественное открытие скита совершилось 22 октября 1849 года проживавшим на покое в Ватопеде адрианопольским митрополитом Григорием, который во время литургии возвёл Виссариона в сан игумена, вручив ему в благословение от Ватопеда икону Богоматери «В скорбях и печалях утешение», некогда принадлежавшую патриарху Афанасию. Затем игумен Виссарион ездил в Константинополь к патриарху Анфиму, который выдал ему грамоту на вечное утверждение нового русского скита. В том же 1849 году Андреевский скит получил от Ватопеда устав под названием «Омология», определяющий порядок внутренней жизни скита и его отношение к этому монастырю. Старанием и заботами игумена Виссариона (его сподвижник Варсонофий скончался в 1850 г.), скит был приведён в прекрасное состояние. Сам Виссарион преставился в 1862 году. Его преемником был игумен Феодорит, управлявший скитом в течение 25 лет. Он несколько раз путешествовал в Россию для сбора пожертвований и имел доступ к очень влиятельным и богатым лицам, украсил скит новым храмом, соорудил величественные корпуса, устроил различные мастерские и открыл подворья в разных городах. Ватопедский монастырь за труды о. Феодорита почтил его саном архимандрита, а патриарх вселенский Анфим наградил его золотым с украшениями наперсным крестом. Феодорит скончался в 1887 году; после него до 1891 года скитом управлял иеросхимонах Феоклит, старец высокой подвижнической жизни, а ныне игуменом состоит архимандрит Иосиф, родом из ярославской губернии, человек светлого ума, большой энергии и строгой подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Митирев Димитрий (протоиерей Димитрий) Митрофан, священномученик (Цзи Митрофан) Михаил, епископ (Богданов Михаил Александрович) Михаил, игумен (фамилия не установлена) Михаил, иерей (фамилия не установлена) Михаил, иеродиакон (Афанасьев) Михаил, иеродиакон (фамилия не установлена) Михаил, схимонах (Игнатенко) Михайлов Александр Федорович (р. Б. Александр) Михайлов Алексей Алексеевич (р. Б. Алексий) Михайлов Анатолий Димитриевич (протоиерей Анатолий) Михайлов Константин Павлович (послушник Константин) Михайлов Николай Афанасьевич (протоиерей Николай) Михайловский Алексей (протоиерей Алексий) Михей, архимандрит (фамилия не установлена) Мичурина Августа Александровна (схиигуменья Ариадна) Модест, архимандрит (Шуть Мина Евфимович) Модин Николай Стефанович (протоиерей Николай) Мозговой Трофим Иванович (р. Б. Трофим) Моисеева Фаина Ивановна (р. Б. Фаина) Молоков Александр Павлович (протоиерей Александр) Молотков Арсений Феодорович (протоиерей Арсений) Молчанов Борис (протоиерей Борис) Морев Алексей Виссарионович (игумен Агафангел) Морев Владимир Павлович (р. Б. Владимир) Морита Павел (иерей Павел) Морозов Димитрий Яковлевич (р. Б. Димитрий) Москаленко Иосиф (протоиерей Иосиф) Муратов Владимир Николаевич (р. Б. Владимир) Мурдасов Матфей Филиппович (протоиерей Матфей) Мустафин Николай Андреевич (иерей Николай) Мухачев Виталий (протоиерей Виталий) Мухин Анатолий Николаевич (протоиерей Анатолий) Мухин Николай Михайлович (р. Б. Николай) Мухин Николай Петрович (протоиерей Николай) Мшанецкий Антоний Иоаннович (протоиерей Антоний) Мыльников (монах Петр) Мыльников Петр Петрович (протоиерей Петр) Мысяков Николай Николаевич (р. Б. Николай) Мэтоки Андрей (иерей Андрей) Мятов Михаил Михайлович (р. Б. Михаил) Н Назаров Николай Семенович (иерей Николай) Найлович Кузьма Иосифович (р. Б. Косьма) Намоконов Георгий (р. Б. Георгий) Нарбут Владимир Димитриевич (р. Б. Владимир) Наумов Константин Иванович (р. Б. Константин) Нафанаил, архиепископ (Львов Василий Владимирович) Нафанаил, архимандрит (Поршнев)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010