Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. (Путник Василий; 25.03. 1728, Петроварадински-Шанац (ныне Нови-Сад) - 28.06.1790, Вена), митр. Карловацкий Сербской Православной Церкви. Род. в семье Алекса и Мили, принадлежавшей к древнему сербскому роду, получившему в 1621 г. венг. дворянство. Учился в г. Сремски-Карловци при патриархе Арсении IV († 1748) и митрополитах Исаии (Антоновиче) и Павле (Ненадовиче) . Считался одним из самых образованных сербов своего времени. Принял монашество в мон-ре Раковац 1 нояб. 1749 г. 11 апр. 1753 г. митр. Павел (Ненадович) назначил его протосинкеллом, в следующем году поставил архимандритом кафедральной ц. свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци. Был митрополичьим экзархом в Арадской епархии в составе комиссии, боровшейся с распространением унии. Важное значение придавал образованию священства и народа, финансировал богословскую школу. Добился от магистрата Сремски-Карловци выделения участка возле Соборной церкви со зданием семинарии, строительного материала, денежной дотации в тысячу форинтов и выдачи кредита в Народном банке для строительства здания школы. Он хотел, чтобы в новой школе обучались ученики независимо от их вероисповедания, но при этом часть здания была отведена только для правосл. учеников, однако власти назначили в школу немецкоязычных учителей, а серб. учитель П. Полянац был вынужден уйти. В 1757 г. был избран епископом Бачским (см. ст. Бачская епархия ) после смерти еп. Виссариона (Павловича) . В 1774 г. попросил перевести его на Темишварскую епархию , т. к. ее глава Викентий (Йованович Видак) стал Карловацким митрополитом. После смерти митр. Викентия (1780) был администратором Карловацкой митрополии, а 21 июня 1781 г. избран ее главой. В ежегодных посланиях к верующим в честь Рождества Христова и Пасхи М.

http://pravenc.ru/text/2564000.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИКТОР Иванович Моригеровский (1872--1938), свящ. сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Павлович Смирнов (1875-1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Николаевич Яворский (1873 - 13.01.1938, Харьков), сщмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), свящ. ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Иванович Соколов (1883 – 1940), сщмч. (пам. 27 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_9.html

Русский нонсенс 23.08.2013 14:48:28 Протоиерей Александр Шабанов «Мне удалось попасть в народную жилу. Зазвенела, родная, и русское сердце отозвалось», – писал автор «Конька-Горбунка» Петр Павлович Ершов. И ему, не скрывавшему, что, сочиняя «Конька», использовал различные сказочные народные сюжеты, «попасть в жилу» действительно удалось. Сказка превратилась в самую-самую русскую и, что ни на есть, детскую. С «Репкой» всё совершенно наоборот. Она искусственно детская и предельно несказочная. Такое вот фольклорное недоразумение, ответственен за которое Алексей Николаевич Толстой. История появления этого артефакта устной народной традиции следующая. В 1863 году Александр Николаевич Афанасьев издал третий том сборника «Народных русских сказок», в котором и опубликовали рассказ из Архангельской губернии про удивительный огородный овощ. История об этом сладком, до появления в XVIII в. картофеля, наряду с капустой, свёклой и морковкой, особо уважаемом, любимом («репка» – это ведь уменьшительно-ласкательное обозначение) продукте была записана корреспондентом А. Харитоновым. А. Афанасьев, будучи учёным, прежде всего, честно его напечатал без купюр и комментариев.1 Сказку позднее литературно обрабатывали Владимир Даль, Константин Ушинский и «советский романист» Алексей Толстой. Проницательный (хотя и неоднозначный) критик Виссарион Белинский к «литературным обработчикам» обращался сурово: «Как бы внимательно ни прислушивались вы к эху русских сказок, как бы тщательно ни подделывались под их тон и лад и как бы звучны ни были ваши стихи, подделка всегда останется подделкою. Из-за зипуна всегда будет видеться ваш фрак… В вашей сказке всегда будут русские слова, но не будет русского духа». Изначальный, афанасьевский, текст о процессе сбора гигантского, для русского Севера, действительно чудесного, по житейским меркам, спасительного урожая сообщал: «Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, сучка (так в оригинале!) за внучку, одна нога за сучку, другая нога за одну ногу, третья нога за другую, четвёртая нога за третью, пятая нога за четвёртую – и вытянули репку». Лёгкий архангельский нонсенс русской сказки Алексей Толстой в буквальном смысле «зачистил». Неподцензурная «сучка» превратилась в Жучку, что ещё как-то приемлемо, но зачем перелицовщик итальянского «Пиноккио» выбросил загадочные «ноги» – совершенно непонятно. Та самая, не нужная собаке «пятая», с которой народная мудрость не рекомендует «вставать по утрам», была вымарана. История издания Афанасьевым, используя другой родной речевой оборот, «давала по репе», т.е. заставляла работать мозг, или, что тоже понятно, «ломать голову». Толстовская сентенция для детей 2-3-летнего возраста народную мудрость сильно унифицировала, и фольклорная жемчужина своего «реального абсурдистского измерения» лишилась.

http://radonezh.ru/analytics/russky-nons...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВИЛЬ [серб. муж. монастырь во имя св. архангелов Михаила и Гавриила Бачской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в одноименном селе близ г. Нови-Сад (Сербия). Согласно преданиям, К. был основан в XIII в. архиеп. Сербским свт. Саввой I на месте заключения мирного союза между Сербией и венг. кор. Андрашем II (1235) или серб. кор. Драгутином (см. Феоктист , прп.). Впервые упоминается в османских реестрах в 1578/79 г. Возведение храма датируют 2-й пол. XV или XVI в.: в 1651 г., при Бачском митр. Михаиле и игум. Дамиане, он был расписан. Вскоре К. был разорен турками; в 1654 г. игум. Иоанникий и в 1675 г. архим. Гавриил посетили Россию для сбора пожертвований. После повторного разорения (1705) К. восстановил игум. Спиридон к 1707 г., при храме был устроен притвор и возведена звонница (в 1848 храм сожгли венгры, в 1850 его развалины были разобраны). В 1741-1749 гг., при еп. Бачском Виссарионе (Павловиче), мастера Теодор Коста и Николай Крапич из пригорода Фессалоники на средства Петра Андреевича из Сремски-Карловци возвели по образцу собора в мон-ре Манасия (Ресава) 3-нефный каменный храм под полукружным сводом, совмещающий византийский и барочные стили. Над его средним нефом возвышается большой купол, круглый изнутри и 8-угольный снаружи; меньший купол расположен над алтарем. Фасады облицованы камнем с Фрушка-Горы и украшены слепыми арками и окнами-бифорами. Иконостас работы Теодора Чешляра сгорел в 1848 г., новый иконостас в 70-х гг. XIX в. вырезал Йован Кистнер, иконы написал Аксентий Мародич. Монастырь Ковиль, Сербия. Фотография. 2013 г. Монастырь Ковиль, Сербия. Фотография. 2013 г. Неск. записей в рукописях свидетельствуют о монашеской жизни в К.: запись 1742 г. сообщает, что игумен К. архим. Агапий (Попович) подарил Пентикостарион иером. Гавриилу, настоятелю мон-ря вмч. Георгия ( Записи. 3. С. 82. Бр. 7809); запись 1783 г. иерея Софрония - о предстоящем приходе в обитель свящ. Цветко (Там же. С. 211. Бр. 8606); запись XVIII в.- о 7 проживающих монахах при игум. Данииле (Там же. 4. С. 45. Бр. 9655).

http://pravenc.ru/text/1841616.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Павлович; кон. XVII в.- 18.10.1756, Нови-Сад, Сербия), еп. Бачский. Принял монашество в Крушедольском мон-ре , в к-ром позже стал игуменом. В 1720 г. упоминается как духовный наставник мон-ря Хиландар на Афоне. В том же году стал помощником Патриарха Печского Моисея (Райовича) . В 1720-1730 гг. был посредником между Патриархом Моисеем и митр. Карловацким Викентием (Поповичем) . В нач. 1723 г. назначен патриаршим протосинкеллом, ок. 1730 г. возведен в сан архимандрита. В 1730 г. с одобрения Патриарха Арсения IV (Йовановича-Шакабенты) перешел в клир Карловацкой митрополии . 17 мая 1731 г. в г. Сремски-Карловци хиротонисан во епископа Бачского с определением резиденции в Петроварадински-Шанаце (совр. Нови-Сад). Был главой церковной оппозиции митр. Викентию (Йовановичу) , именовал себя «принцем Бачки и вице-митрополитом королевства Сербии и дуката Сремского». Австр. власти считали В. вдохновителем народных волнений 30-х гг. XVIII в., вызванных злоупотреблениями чиновников и ухудшением положения сербов. После введения в 1736 г. австр. войск в Бачку и Срем с согласия митр. Викентия В. был арестован и перевезен в Сегедин, но вскоре был отпущен. Выступал против проведения народно-церковных Соборов, к-рые считал губительными. Был щедрым благотворителем Хиландара. Дважды был Местоблюстителем престола Карловацкой митрополии: в 1748 г., после смерти Патриарха Арсения IV, и в 1749 г., после кончины митр. Исаии (Антоновича) . Заботился о просвещении, в сент. 1731 г. открыл лат. школу, префектом к-рой стал выпускник КДА иером. Дионисий (Новакович), в нач. 40-х гг. основал и содержал за свой счет т. н. Духовную коллегию, готовившую священников. Открыл также первую в Воеводине серб. гимназию. Среди выпускников этих школ был Ф. И. Янкович де Мириево, деятель серб. и рус. просвещения. В 1741 г. по инициативе В. в Нови-Саде была построена больница. Составил «Правила для священников и диаконов», был ктитором перевода с латыни на серб. язык сборника привилегий серб. народа в Венгрии. Оставил неск. стихотворных произведений на серб. языке. Лит.: Н. Српски историчар J. АН. друштв. наука. 204. Београд, 1952. 7. С. 45; Д. Срби у Bojboдuhu. Нови-Сад, 1959. 2. С. 326, 379, 391; Ucmopuja српског народа. Београд. 1986. 4. Т. 1. С. 174-175, 270-272, 357-358; Костяшов Ю. В. Сербы в Австрийской монархии в XVIII в. Калининград, 1992. С. 125-126, 134-135, 162. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/158786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Бусыгин Владимир Семенович; 14.07.1877, Иркутск - 31.07.1935, Каменск-Шахтинский, ныне Ростовской обл.), еп. бывш. Каменский, деятель григорианского раскола . Из купеческой семьи. В 1898 г., по окончании Благовещенской гимназии, поступил в КазДА. В академии специализировался на изучении буддизма, монг. и тибет. языков. Был сокурсником Виссариона (Зорнина ; впосл. один из руководителей григорианского раскола). Во время учебы не показал больших успехов. В 1902 г. окончил КазДА кандидатом богословия за соч. «Буддийское учение о загробной жизни и критика его с точки зрения христианства». Был рукоположен во иерея. Служил смотрителем Варшавского ДУ. Возведен в сан протоиерея. Настоятель московского храма во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. В 1924 г., овдовев, принял монашество с именем Иннокентий. 5 (по др. данным, 8) сент. того же года хиротонисан в Москве во епископа Каменского, стал викарием Донской епархии. Участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апреля 1925 г. , подписал акт о вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . 22 дек. 1925 г., после ареста митр. Петра, И. принял участие в организованном Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре собрании архиереев, к-рые пытались при поддержке ОГПУ присвоить себе высшую церковную власть. Вошел в возглавляемый архиеп. Григорием Временный высший церковный совет (ВВЦС). 29 янв. 1926 г. вместе с др. членами ВВЦС запрещен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Проживал в ст-це Каменской (с 1927 г. Каменск, с 1929 Каменск-Шахтинский). В нач. 30-х гг., после кончины также перешедшего в григорианский раскол Донского митр. Митрофана (Симашкевича) , И. временно управлял григорианскими приходами Донской и Новочеркасской епархии. Скончался вне общения с канонической Церковью. Похоронен в г. Каменске-Шахтинском. Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 9897. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 241; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 17, 22, 23, 25, 37, 56, 57, 61, 73; Акты свт. Тихона. С. 415, 416, 424, 426, 427, 434, 435, 437, 497, 816, 908; Губонин. История иерархии. С. 160, 413, 671, 672. Е. В. Афонина Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе

http://pravenc.ru/text/389651.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ВЕНИАМИН (Троицкий Александр Васильевич; 1901-1938), еп. Бирский, вик. Уфимско-Уральской автокефальной епархии ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВЛАДИМИР (Новиков Владимир Анатольевич, род. 2 апр. 1958 г.), епископ Клинцовский и Трубчевский (Брянская митрополия) ВЛАДИМИР (Самохин Михаил Викторович; род. 1979), митр. Владивостокский и Приморский, глава Приморской митрополии ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ВЛАДИМИР (Мороз Виорел Лазаревич; род. 1959), архиеп. Почаевский, вик. Киевской митрополии, наместник почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры ВЛАДИМИР (Сабодан Виктор Маркианович; 1935 - 2014), митр. Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви (УПЦ) ВЛАДИМИР (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич; 1852 - 1931), архиеп., бывш. Екатеринославский и Таганрогский ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121666_8.html

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

Сегодня также день памяти одного из руководителей казанских монархистов священника Николая Михайловича Троицкого , расстрелянного в 1937 г. Также сегодня мы вспоминаем: Николая Константиновича Кольцова (1872-1940), биолога, основоположника экспериментальной биологии в России и СССР , директора организованного им института экспериментальной биологии; Николая Павловича Аносова (1900-1962), дирижера, педагога, отца дирижера Г.Н.Рождественского; Зинаиду Виссарионовну Ермольеву (1898-1974), микробиолога и бактериохимика, академика АМН СССР, получившую первые в СССР образцы современных антибиотиков - пенициллина (1942), стрептомицина (1947), интерферон, ставшую прообразом Татьяны Власенковой - главной героини романа В.Каверина «Открытая книга»; Василия Павловича Соловьева-Седого (1907-1979), композитора, народного артиста СССР, лауреата двух Сталинских и Ленинс кой премий; Леонида Петровича Телятникова (1951-2004), начальника пожарной части Чернобыльской АЭС, руководившего тушением пожара на станции 26 апреля 1986 года, Героя Советского Союза. В этот день был расстрелян пролетарский писатель и поэт Артем Веселый (Николай Иванович Кочкуров; 1899-1939); также в это день скончался видный советский государственный и военный деятель, Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов (1881-1969). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/history/2013/12/02/et...

Быт.11:7 . сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. Слова этого библейского места, представляющие, по мнению святого Иоанна Златоуста , обращение Бога «к равночестным Себе», т. е. к Лицам Пресвятой Троицы, свидетельствуют об особенной важности того творческого акта, который имел за ним последовать. Как акт новотворения, он по содержанию и форме сближается здесь с созданием первых людей, которое предварялось подобным же божественным советом ( Быт. 1:26 ). Полную новозаветную антитезу этому событию представляет чудо сошествия Святого Духа на апостолов в виде огненных языков, возвратившее им некогда утраченную способность полного взаимного понимания ( Деян. 2:4–6 ). Быт.11:8 . И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Собственно Бог только смешал их языки, т. е. заставил их говорить на разных языках и тем самым уничтожил средство взаимного обмена мыслей. Рассеяние же строителей было естественным следствием разделения их интересов: язык служит внешним выражением мыслей и всего духовного содержания людей; отсюда поскольку единство языка связывает людей и заставляет их сплотиться, постольку различие языка, наоборот, разобщает их между собою и создает различные и нередко даже враждебные друг другу группы. «Смешением языка и рассеянием племен само собой разрушалось богопротивное дело, имевшее целью политическое объединение племен под властью одного из них и притом нечестивого... Этим полагались преграды всеобщему разливу нечестия и разврата из одного средоточия... Если бы существовала всемирная столица, как средоточие нечестия и разврата и если бы существовал повсюду один язык, тогда бы весь мир сделался тем, чем впоследствии сделалась Ханаанская земля, мерзостями своими истощавшая долготерпение Господа» (еп. Виссарион). Быт.11:9 . Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. Этот стих представляет собой заключение ко всей истории вавилонского столпотворения. По смыслу данного места, происшедшее здесь чудо смешения языков сообщило свое имя и самой местности, которая получила имя «Вавилон»; такого же толкования относительно этого имени держится и И. Флавий. Очевидно, как Библия, так и И. Флавий производят слово «Вавилон» от еврейского глагола «balal» что значит «смешивать». Но новейшие ориенталисты разлагают это имя на составные его части – Bab-Bel, т. е. «двор, или ворота Бела», древне-вавилонского божества. Однако если и можно признать некоторое значение за последним производством, то его во всяком случае должно отнести уже к позднейшей эпохе, к тому времени, когда в Вавилоне утвердилось почитание бога Бела, а событие вавилонского смешения успело уже несколько изгладиться из памяти народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010