И потому, Августейшая Государыня! Твои победы суть ежедневные: Твои торжества суть оные веселящихся гласы, которыми призывают на Твою главу благословения Божия. Сам Бог сим зрелищем увеселяется, и вопиет к Тебе с высоты святой своей: Возмогай о Господе, и в державе крепости его. 54 Да поет же пред ним и Твой дух в веселии духовном: Готово сердце мое, Боже, готово; 55 имени твоему пою, величаяй спасения царева. 56 Но и Ты, нашего торжества виновник, Пресветлейший Государь Наследник! не особенным ли еси доказательством мужества Августейшей Твоей Матери? Ибо чем более возрастают в Тебе дарования, тем больше открываются не только Твои совершенства, но и родившей Тебя прославляется благородство и попечение. В нынешний благословенный день открыл благодетельствующий Тебе Бог к новым мужества подвигам пространное поле и новая славы колесница Тебе предуготовлена. Двенадцать лет миновало. О весть радостная! о весть превожделенная! Окончил Ты, Благоверный Государь! благополучно течение младенческих лет и согреваем лучами милосердого Провидения, созреваешь на подобие плодов сладчайших. Мы о сем радуемся; но оная наша радость еще превосходнее, которая рождается от того, что вкупе возрастают Твои дарования, что восходя на высоту лет, око ума Твоего далее простираешь, что расширяясь Твое сердце, для добродетели становится вместительнее. Можем ли мы сумниться, чтоб впредь не больше умножилось сияние Твое, когда еще в младых летах столь славные видим мужества Твоего опыты? Твоего просвещения действие ясно видимо есть в непорочных нравах Твоих, в Твоем чистосердечии, в Твоих благодетельных склонностях. Мы все сие созерцая, самих себя приветствуем; а Бог, его же рука осеняет Твою главу, вопиет к Тебе чрез соименитого Тебе Павла: Возмогай о Господе, и в державе крепости его. Возмогай в благочестии, возмогай в снискании просвещения, возмогай в приумножении богатства добродетели, к несказанной радости дражайшей родительницы Твоей, и к благополучию всех нас. Боже всемогущий силою, и крепкий державою! Августейшую Монархиню нашу с любезнейшим Сыном Ее покрывай всегда бессмертною Твоею десницею, и нашу о Них радость сравняй с оною радостию, какую имеют о Тебе Ангелы Твои на небеси, Аминь. Сказывано в присутствии Ее Императорского Величества и Его Императорского Высочества в придворной церкви в Санктпетербурге, 1766 года, Сентября 20 дня. Читать далее Источник: Том второй. В Москве 1780 года Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

1435 или 1437-ок. 1459) Марк VI (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487-1565 или 1567, с перерывом) II (упом. в 1523) VI (?) Сильвестр Критянин (12.04.1569-июль 1590) Мелетий I Пигас (5.08.1590-13.09.1601) Кирилл I Лукарис (1601/02-4.11.1620) Герасим I Спарталиот (30.11.1620-30.07. 1636) Митрофан Критопул (сент. 1636-20.05. 1639) Никифор Кларонцан (кон. мая 1639-апр. 1645) Иоанникий Киприот (9.06.1645-15.09. 1657) Паисий (15.10.1657-ок. 1665) II (ок. 1665-ок. 1667) Паисий, повторно (1668-1677/78 ) Парфений I (1678-30.06.1688) Герасим II Палиот (Паллада) (25.07.1688-20.01.1710) Самуил Капасулис (22.01.1710-1712) Косма II (1712-1714) Самуил Капасулис, повторно (1714-нач. сент. 1723 ) Косма II, повторно (12.09.1723-28.11.1736) Косма III (5.03.1737-3.06.1746) Матфей Псалт (26.09.1746-1.05.1766) Киприан (09.07.1766-1783) Герасим III Гимарис (20.06.1783-1787/88) Парфений II Панкостас (13.09.1788-9.09. 1805) Феофил II (9.11.1805-14.10.1825) Иерофей I Фессалиец (окт. 1825-8.09.1845) Артемий Пардалис (сент. 1845-янв. 1847) Иерофей II Сифниот (20.04.1847-янв. 1858) Каллиник Олимпийский (26.01.1858-24.05. 1861) Иаков II Патмосец (25.05.1861-30.12.1865) Никанор (1.04.1866-1869) (21.03.1869-июнь 1870) Софроний IV (май 1870-22.08.1899) Фотий (Пероглу) (10.01.1900-4.09.1925) Мелетий II (Метаксакис) (20.05.1926-27.07.1935) Николай V (Евангелидис) (11.02.1936-3.03.1939) Христофор II (Даниилидис) (21.06.1939-23.07.1967) Николай VI (Варелопулос) (10.05.1968-10.07.1986) Парфений III (Койнидис) (27.02.1987-23.07.1996) Петр VII (Папапетру) (21.02.1997-11.09.2004) Феодор (Хорефтакис) (9 окт. 2004) Арх.: АВПР. Ф. «Политархив»; ЦГИА. Ф. 797. Ист.: Порфирий (Успенский), еп. Состояние Апостольской православно-кафолической Церкви Египетской в первой половине девятнадцатого столетия//ТКДА. 1868. 5. С. 197-248; 10. С. 34-77; 11. С. 153-188; он же. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. СПб., 1898.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Церковь во имя Св. Модеста, построена в 1766 г. на место прежней сгоревшей. Об освящении ее свидетельствует грамота Димитрия, митрополита Великого Новгорода. Грамотою повелевается: «Обонежской пятины, Тихвинского записа (?) в Троицком Изсадском погосте, новостроенную деревянную церковь , во имя святителя Модеста, патриарха Иерусалимского, игумену Николаевского Беседного монастыря Амвросию соборне, по церковному чиноположению освятить». Далее обычные предписания на счет освидетельствования церкви, прежде нежели приступить к освящению. В конце написано: «дана сия наша благословенная грамота, за подписанием нашея руки, и печатию, в царствующем С.-Петербурге, в нашем Карповском доме, при церкви Воскресения Христова 1766 г., октября 30-го дня». Антиминс в храме Св. Модеста освящен 1792 г., октября 30-го митрополитом Гавриилом. В храме замечателен оловянный ковчег для запасных даров; на нем серебряный крестик с мощами Германа, Гурия и Варсонофия Казанских. В 1867 г., декабри 18-го, освящен новый каменный храм во имя того же угодника Св. Модеста. Храм построен по плану архитектора Мусселиуса. В сем храме особенно уважаются иконы: Богородицы млекопитательницы, присланная с Афона в 1875 г. и икона Пантелеймона, оттуда же, в 1879 году. Причт состоял сперва из священника, диакона, дьячка и пономаря; в 1843 г. диаконская вакансия уничтожена. Из прежних священников известны: Симеон Лукьянов († 1801г.), Никита Феодоров, поступивший, в 1819 году, в Александро-Свирский монастырь и там умерший в 1837 году; Иоанн Травин, поступивший в 1870 году. Ныне служит Иоанн Землянский. До штатов причт пользовался доходами за требы и получал от крестьян графини Борх – 150 руб. сер., а от крестьян других помещиков – по четверику овса с души. С 1843 г. причт, по 4 разряду, получает в год 320 р. Из церковной земли – 10 дес. пахатной, 23 сенокосной. Из этого количества священник получает 19 дес., причетники – по 6 дес., а просвирня – 2 дес. Кроме жалованья причт получает проценты с 3 билетов по 100 р., положенных гг. Дементьевым, Шавкуновым и Бережковым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Я взял его себе, а отцу настоятелю предоставил покрыть снова лицо другим, новым» ( Вениамин (Благонравов), еп. Забайкальская миссия: Письма из Посольского монастыря. СПб., 1865. С. 158). В XIX в. на раке с мощами лежала рукописная кн. «Житие святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского (и описание совершенных им после смерти чудес)», в которой собрано более 100 свидетельств совершившихся по предстательству И. чудесах с 1766 по 1843 г. Рукописная копия этой книги хранится в отделе редких изданий и рукописей Одесской гос. научной б-ки им. М. Горького (ркп. 58/19. 44 л., XIX в.). Чудеса, происходившие от мощей святого и по молитвам к И. с 1766 по 1803 г., подробно описаны в «Иркутских ЕВ» (1905. 2. С. 145-159; 14. С. 498-512; 23. С. 779-785), впосл. изданы отдельной книгой ( Громов. 1906). По нек-рым сведениям, одну из лампад, висевшую над ракой И., пожертвовал мон-рю буд. имп. св. Николай II. Святители Иаков и Димитрий Ростовские, Иннокентий Иркутский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ИркОХМ) Святители Иаков и Димитрий Ростовские, Иннокентий Иркутский. Эмалевая икона. 2-я пол. XIX в. (ИркОХМ) В честь святителя в Иркутске были освящены храм на железнодорожной ст. Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный), деревянная церковь (1913-1915; закрыта в 1939) Глазковского предместья (ныне ул. Профсоюзная), Николо-Иннокентиевская ц. (1858-1859; закрыта в 1934), церковь (1914) при гражданской Кузнецовской больнице, храм (1908) при Ремесленно-воспитательной школе Трапезникова, а также церкви в г. Алзамай (Нижнеудинский р-н), в с. Аларь (Аларский р-н), в дер. Архиереевке (Усольский р-н), в с. Бадар (Тулунский р-н), в селах Белоусово и Залог (Качугский р-н), в дер. Голикова (Нижнеилимский р-н), в деревнях Коты и Степановка (Иркутский р-н), в с. Красноярове и дер. Мутина (Киренский р-н), в с. Нукуты (Нукутский р-н), в с. Невон (Усть-Илимский р-н), в селах Турука и Омолой (Усть-Кутский р-н) и др.; приделы в Вознесенском соборе и Тихвинской ц. Вознесенской обители, в Казанском кафедральном соборе, в иркутской ц.

http://pravenc.ru/text/389621.html

Иоанникием и Саввою (который не дожил до момента окончательного примирения), над царем Урошем и всеми великими и малыми. «И бываиет (тогда), замечает автор одного сказания об этом (в т.н. «Родослове»), «радость велика и веселиие, сьиединише бо се оуди кь главе, и прииеть пакы црькьви своие благолепиие». Понятны поэтому заключительные слова автора сказания «о поставлении третьяго патриарха Ефрема (избраннаго в Патриархи, после снятия анафемы, собором митрополитов, епископов, честных игуменов и пр., при искательстве разных честолюбцев, поощряемых вероятно соперничествовавшими между собою деспотами) с благословения Патр. цареградскаго и всего собора», когда он замечает: «и семоу бывьшоу преосвештеномоу и богоносьномоу патриархоу кирь Иефремоу, и абиие оутиши се иеже о црькьви боура, и вьсакь сьоузь раздреши се, и бываиеть патрииарьхииа Коньстаньтина града сь срьбьскомь патрииарьхиомь вь любьви и сьмиренин и в иединьстве, иакоже заповедь Христова пишеть: по томь познають вы аште оученици мои иесте, аште имате любовь междоу собою» 31 . Такова сущность и подробности обстоятельств окончательного примирения Сербской Церкви с Цареградской Патриархией. Результатом примирения было также утверждение в сане Патриарха Сербского архиепископа, следовательно, с этого времени получила законное «благословение» ранее учрежденная «самочинно» Сербская Патриархия, продолжавшая отселе непрерывно существовать до уничтожения её в 1766 г. и присоединения её епархий к Цареградскому Патриархату. О восстановлении этой-то, уничтоженной в 1766 году, Печской Патриархии и поднимают иногда речь известные сербские патриоты и даже ученые, – первые без определенной, более или менее ясной программы действий, в форме платонических только вожделений, но с определенной, по-видимому, тенденцией национального возвышения сербства, а вторые с известными научными комментариями относительно того – кто теперь носитель прав и привилегий уничтоженной Печской Патриархии: Сремско-Карловицкий-ли архиепископ-митрополит, или митрополит Сербский и архиепископ Белградский, долженствующий, по мнению некоторых, принять на себя титул архиепископа Жичского и Патриарха Сербского 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/is...

Какая из этих версий точная? Самые ранние данные сообщают нам, что храм был деревянный, однопрестольный, обшит тесом и выкрашен в светло-зеленый цвет; в плане имел форму креста. Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами. Церковь была по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла освящена и названа в честь Вознесения Господня. По неархивным данным, встреченными мною в сети, нововыстроенные плотина, заводы и церковь в 1766 г. были освящены архиереем Тобольским и Тарским(?) с церковными лицами митрополии. Только после долгих розысканий, подтверждения тому я не нашёл и вообще мне представляется маловероятным, что архиерей с людьми приехал из Тобола за 1500 километров для освящения маленького деревянного храма в Сузуне. За время своего существования Сузунская церковь конечно неоднократно перестраивалась. Срок службы дерева недолог. Перестройка храма происходила по многим причинам - как-то в связи с ветхостью здания, а так же с увеличением числа прихожан. Если в 1765 г. на нижнесузунских заводах кроме офицеров и служащих работают 138 мастеровых, то через год количество рабочих увеличивается больше, чем вдвое. А ещё через пять лет в Сузуне насчитывалось 1120 душ мужчин и 952 женщины. Кроме них ещё 213 староверов (раскольников). Теперь вернёмся к годам основания. Предположим 1771-ый - годом основания церкви. Типа заводы - дело временное, ни сегодня-завтра закроются и церковь изначально в 1764-65 г.г. не строили. Тогда должна была существовать какая-то временная церковь. Где проходили службы и молебны? В Малышево? Представить, что в 1766 г. 300 прихожан, за неимением своей церкви, едут скопом в Малышевскую слободу на богослужения ещё можно. Но в то, что в 1770-м тоже проделывают уже более двух тысяч человек - верится с трудом. Тем более к малышевскому приходу относились и жители деревень Нижне-Сузунская, Поротникова, Каргополова, Зорина, Малышевка и Тараданова. Т.е. приход был бы невероятно переполнен и всем бы мест не хватило. Второго престола в Малышевской слободе не было. Так или иначе, но в период с 1765 по 1771 г.г. храм начал свои службы. Следует упомянуть, что верующими в те времена были все жители, за редким исключением ввиду слабоумия, да и те были крещёными.

http://sobory.ru/article/?object=23047

В 1653 г. к прежним прибыло еще 1067 человек черкас, и велено было поселить их в новом Острогожском острожке дворами, огородами и т. п. угодьями. 16 августа того же года воевода князь Ф.Ю. Арсеньев заложил в Острогожском городище деревянную крепость… 7 ноября 1653 г. князь Ф.Ю. Арсеньев в новом Острогожском острове, по указу царя Алексея Михайловича, построил соборную деревянную церковь в честь св. Троицы с приделом св. Николая. В эту церковь еще до ее постройки в 1652 г. царь и супруга его Мария Ильинична пожертвовали: серебряный вызлащенный крест со св. мощами, Евангелие, оправленное серебром, большую икону св. Николая, ризы красного штофа с оплечьями, шитыми золотом, и круг церковных книг. В то же время боярин Василий Данилович Поярков пожертвовал в собор цветную триодь, напечатанную в 1639 г. В 1721 г. была построена новая каменная церковь, потом к ней была построена трапеза с колокольнею, которые были окончены в 1766 г.; в трапезе были устроены два престола: Введения Божией Матери, освящен 4 мая 1766 г., и св. Николая, освящен 6 мая того же года архимандритом Акатова монастыря Сампсоном. В 1780 г. начат постройкой новый каменный величественный двухэтажный, о трех куполах в ряд собор, главным образом, по мысли и на средства острогожского сотника Данилы Петровича Синельникова. Строителем был тульский каменщик Федор Медведев по новому плану, по которому не было строено церквей, составленному тульским архитектором Сокольниковым. Храмозданная грамота была выдана Воронежским епископом Тихоном III в 1780 г. В 1782 г. 30 января был освящен епископом Тихоном III, средний престол, в нижнем этаже, в честь Введения Божией Матери, 1 февраля был освящен второй престол в честь св. Николая, а 5 февраля третий – в честь Всех Святых… 3 октября 1783 г. окончен был вчерне и верхний этаж, освященный 27 июня 1787 г. епископом Тихоном III в честь св. Троицы. Строитель храма Дмитрий Петрович Синельников скончался 5 сентября 1788 г., он был и соборным ктитором, дело благоукрашения собора продолжала его супруга Наталия Федоровна.

http://sobory.ru/article/?object=36308

266 Христиан VII (1749–1808) – король Дании с 1766 г., сын короля Фридриха V и принцессы Луизы, дочери английского короля Георга II. В конце жизни сошел с ума, и регентом стал его сын, будущий король Фридрих VI. 267 Линь Шарль Жозеф де (1735–1814) – происходил из семьи бельгийских принцев. С 1752 г. на австрийской службе. В 1782 г. отправлен с миссией к Екатерине II, находился в ее свите во время путешествия по России. В 1788 г. – в армии Г. А. Потемкина, участвовал в русско-турецкой войне. В 1789 г. командовал австрийским корпусом при взятии Белграда. Оставил многочисленные сочинения. 268 Колонн Шарль Александр (1734–1802) – французский государственный деятель. В 1783–1787 гг. генеральный контролер финансов. В период Великой французской революции один из руководителей контрреволюционной эмиграции. Вернулся во Францию в 1802 г. Неккер Жак (1732–1804) – французский государственный деятель, в 1777–1781 и 1788–1790 гг. министр финансов. Сыграл большую роль в подготовке Генеральных штатов 1789 г. 269 Мария Терезия (1717–1780) – после смерти отца – императора Карла VI – на основе т. н. «Прагматической санкции» (1713 г.) вступила в наследование земель Габсбургов. Ее соправителями были – до 1765 г. муж – император Франц I (Франц Стефан Лотарингский), затем сын Иосиф II. Георг III (1738–1820) – английский король с 1760 г. 270 Грибовский Адриан Моисеевич (1766–1833) – учился в Московском университете. С 1795 г. статс-секретарь Екатерины II «у принятия прошений». После смерти Екатерины II выслан, а в 1798–1801 гг. находился в заключении. Его бумаги изданы в 1847 г. под названием «Записки о Екатерине Великой А. М. Грибовского». 271 Нарышкин Лев Александрович – обер-шталмейстер. Строганов Александр Сергеевич (1733–1811) – граф, дипломат и в общественный деятель. С 1761 г. посол в Вене. С 1800 г. президент Академии художеств и директор Публичной библиотеки. Коллекционер. 272 Порошин Семен Андреевич (1741–1769) – в 1758 г. окончил Сухопутный шляхетский корпус. Воспитатель цесаревича Павла Петровича. В 1764–1765 гг. вел дневник (издан в «Русской старине» в 1881 г.) – ценный источник по истории императорского двора и дворцовых группировок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

70 Село Андрусиев – под именем села Андрусиова – упоминается в акте от 1705 года 12 ноября в жалобе Овручского скарбника Юрия Линевского на Киевского подстолия Данила Беженца-Еловицкого о различных насилиях в имени Дятковичах и, между прочим, о захвате в крепостные детей тамошнего священника, причём здесь замечено, что Еловицкий, поймав на улице с. Дяткович лошадь арендатора имения, уехал на ней за реку Горынь до Андрусиова за 7 миль от Дяткович и только после многократных просьб возвратил её по принадлежности (Архив, ч. 6, т. 1, прил., стр. 283). При церкви в селе Андрусиеве священнослужителями состояли: 1. «Парох Андрусиевский» Григорий Бучинский – с 1766 года (с этого года хранятся метрические книги) до 30 июня 1768 года, в каковой день он умер и погребён Межиречским протопресвитером Скеенцким под алтарём Андрусиевской церкви, имея от роду 80 лет, как значится в метрич. акте о его смерти. Но о. Гр. Бучинский был здесь священником гораздо раньше 1765 года, так как о нём упоминается в 1740 году в надписи на старопечатном Евангелии (изд. в Львове в 1722 году), приобретённом крестьянами в Андрус. церковь в 1740 г. от «пороха Андрусиевского» Григория Бучинского за 50 польских злотых. Можно полагать, что начало служения о. Гр. Бучинского в Андр. приходе совпадает со временем постройки Андрусиевской церкви в 1725 году. И это на том основании, что в метрич. акте о его смерти говорится, что он умер 80 лет от роду и погребён под алтарём «великим» Андрусиевской церкви, и этой чести сподобился, очевидно, как храмоздатель в Андрус. приходе. 2. Священник Антоний Липский, «коадъютор», а затем – «администратор» Андрусиевский до 1769 года. В метрич. актах Андрус. церкви с 1766 года попеременно идут подписи то о. Бучинского, то о. Ан. Липского. Это можно объяснить или так, что, за болезнью о. Бучинского, правил приходом о. Липский, или так, что в Андрус. приходе одновременно было два священника: один – со званием «пароха» (настоятеля), а другой – со званием «коадъютора». 3. Священник Стефан Костецкий – с ноября 1769 г. до 1810 г.; умер 15 апреля 1810 года и погребён благочинным священником м. Горингрода Василием Шушковским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II АЛЕКСЕЕВНЫ. 1766, 1767, 1768 годы Борьба с Польшею за диссидентов. – Разрыв с Турциею. – Сношения с европейскими державами во время этих событий. В то время как Восточная Россия в лице своих депутатов слушала «Наказ» и рассуждала о средствах улучшать свой быт, народонаселение России Западной с трепетом ожидало окончания борьбы, поднятой в Польше решением той же составительницы «Наказа» не успокаиваться до тех пор, пока русские люди «придут в законное положение по правам и справедливости». Таким образом, и здесь и там задача была одинаковая и разрешалась одновременно, но разными способами. Мы видели, что диссидентское дело порывало старую связь между русским двором и князьями Чарторыйскими, которые издавна считались главами русской партии в Польше. 2 января 1766 года Репнин писал Панину: «Во время бытности на охоте имел я случай говорить с его величеством о духе владычества князей Чарторыйских и о необходимой нужде, чтоб он наконец старался сам господином быть, а не вечно б в зависимости их остался. О сей материи я столько уже к в. высокоп-ству писал, что стыдно мне почти то же все повторять, видя бесплодность и неосновательность всех чинимых мне королем обещаний; и так не смею я, зная его слабость, и сам веру им подавать, а доношу вам оное не с уверением, что оно исполнится, но более как известие. Его величество в вышепомянутом разговоре меня всячески уверял, что он меры возьмет, дабы из зависимости своих дядьев выйти, и что он уже им самим прямо объявил намерение свое иметь директную переписку во всех воеводствах с главными там живущими знатными людьми, дабы чрез них иметь картину состояния и дел каждой провинции и чтоб к нему прямо адресовались те, которые в провинциальные чины производиться желают, и генерально все, кои от него какую-либо милость получить хотят, а не чрез них бы князей Чарторыйских тех милостей просили, как то по сю пору делается. Сей поступок, конечно бы, вскоре подрыв силе Чарторыйских сделал и партизанов их к королю привлек в надежде получения от него разных милостей, но твердость его в сих случаях так мала, что я не смею надеяться, чтоб он подлинно сей поступок в действие произвел, ибо, по несчастию, он себе в голову ту надежду забрал, что он своих дядьев резонами и ласкою убедит и приведет в те границы, в коих подданным быть надлежит; они ж, имея интерес, его в когтях держат, чтоб самовластными быть, конечно, от сего добровольно не отступят, которое я не оставил его величеству прямо и неоднократно уже доносить.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010