Дело сие состояло в исполнении обязанностей по комиссии 59 , которая вскоре и кончена благополучно. По удачном окончании этой комиссии, Гавриил в 1766 году 20 Февраля назначен членом другой комиссии об учреждении полезнейших училищ вместе с жившими в С. Петербурге преосвященным Иннокентием Псковским и законоучителем Государя Наследника иеромонахом Платоном Левшиным . При этом новом назначении, Императрица писала к Гавриилу: «Преосвященный Владыко! Мы вам чрез сие рекомендуем потрудиться с преосвященным Псковским и вселюбезнейшего Нашего сына учителем Платоном об учреждении полезнейших духовных училищ, о чем мы ныне пространнее изобразили Наше намерение к преосвященному Псковскому для общаго вашего сведения. И сего ожидая, пребываем к вам благосклонны 60 . Екатерина». Февраля 20 дня 1766 г.» Комиссия сия касалась преобразования духовных училищ вообще и в частности Московской академии, которую хотели наименовать Императорскою и сделать богословским Факультетом при Московском университете. С этою-то целью, для изучения новых методов, отправлены были в 1766 году за границу некоторые из лучших воспитанников духовных семинарий, и с одними из них известный учитель Димитрий (Дамаскин) Семенов-Руднев 61 . В тоже почти время Императрица поручила тем же лицам: Иннокентию, Гавриилу и Платону рассмотрение составленного ею наказа для комиссии, и представленные ими чрез графа Безбородко замечания приняла благосклонно 62 . Для сих и подобных занятий Императрица положила намерение удержать Тверского епископа в С. Петербурге. Гавриил не знал этой Высочайшей воли, и потому обращался с просьбою к Панину, чтобы он доложил Государыне об отпуске его в Тверь. Панин обещался исполнить его просьбу и уверил даже о скором отпуске. Гавриил решился уже отпустить певчих и ризницу свою в Тверь, Между тем Императрица отсрочила отпуск Гавриила, для исполнения своих намерений. Наступил день св. Александра Невского, и Гавриилу велено быть от нее в крестном ходу. За неимением своей ризницы, он обратился к Псковскому архиепископу Иннокентию и получил ее для крестного хода 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Вскоре после этого Е. переехал в Палестину, где подвизался в лавре св. Саввы Освященного, потом состоял помощником Иакова Патмосского в его академии и, возможно, возглавлял ее после его смерти (20 сент. 1765). Рус. паломник иером. Леонтий, встречавшийся с Е. весной 1765 г., отзывался о нем как о влиятельном члене Иерусалимского Синода. 6 сент. 1766 г. Е. был возведен в сан митрополита Вифлеемского. 17 окт. 1766 г. Иерусалимский патриарх Парфений , проживавший в Стамбуле, представил К-польскому патриарху Самуилу акт об отречении от престола в пользу Е. Заручившись согласием палестинского клира, К-польский патриарх и Синод в дек. 1766 г. возвели Е. на Иерусалимскую кафедру. Стремительная церковная карьера, к-рую сделал Е. в 60-х гг., а также его прежние связи с Иаковом Патмосским позволяют предположить, что он уже давно был близок к Святогробскому братству . Возможно, его иерархическому продвижению способствовало также афинское происхождение, как и у Иерусалимского патриарха Парфения (в среде святогробцев были сильны земляческие связи). По традиции во время своего Патриаршества Е. пребывал гл. обр. в Стамбуле. Его правление было отмечено очередным всплеском споров с католиками о владении св. местами Палестины. Незадолго до этого, в 1757 г., после почти 70-летнего доминирования католиков, османские власти передали преимущественные права на обладание палестинскими святынями грекам. Ок. 1767 г. Е. пришлось противостоять попыткам францисканцев вернуть под свой контроль базилику Рождества Христова в Вифлееме и гробницу Пресв. Богородицы в Гефсимании. В судебной тяжбе греки ценой больших затрат одержали победу. Для сбора средств на покрытие расходов Е. отправился в Молдавию и Валахию, но в это время началась русско-тур. война 1768-1774 гг. Опасаясь гонений на христиан в Дунайских княжествах, патриарх спешно вернулся в Стамбул. Францисканцы снова попытались при поддержке дипломатов католич. держав настроить тур. власти против православных и вернуть себе св. места. Однако патриаршему наместнику Софронию аль-Килизи, митр. Птолемаидскому (впосл. Иерусалимский патриарх Софроний VI), удалось привлечь на свою сторону шейх-уль-ислама, главу османской судебной системы, и фирманом султана Мустафы III привилегии православных были подтверждены.

http://pravenc.ru/text/182137.html

42) Гавриил 2-й, сербин; 43) Гавриил 3-й, грек; 44) Викентий, сербин из Срема; 45) Паисий 2-й, из митрополитов ужицких, сербин; 46) Кирилл, грек, присланный из Царьграда, и 47) Гавриил 4-й, грек; о последнем замечает Гласник: «потурчися 1762 года и наречен Мехмед-ефенди». Затем 48) Василий Берчичь, бывший некогда архидиаконом Арсения IV в Карловце. Управлял церковью недолго; осенью 1763 г. пришел в Белград для свидания с родственниками своими из Карловца, но по этому случаю заподозрен турками в измене, схвачен и заточен на одном из островов Средиземного моря, бежал оттуда и укрылся в Черногории, где жил еще в 1780 году 35 . Из того обстоятельства, что на печском престоле после 1737 года сидели то греки, то сербы, видно, что клиру сербскому удавалось по временам пользоваться своим прежним правом – самому свободными голосами избирать патриарха. Но после Василия Берчича опять был прислан из Царьграда грек, – именно 49) Каллиник 2-й. Это был последний патриарх в Сербии. В Гласнике говорится: «испразднися патриаршия сербская по причине такой, что греки, прогнавше Василия Берчича, хотели впредь в патриаршии сербской греком бывати, а народ сербский не хотел того допустити, претили камением убити грека патриарха. Того ради греки родом епископи по Сербии (многи бо суть), воставше, идоша к патриарху константинопольскому Самуилу Мекнеду и обьявиша, что сербина не хотят имети за патриарха; таже патриарх шед возвестил сие султану турскому, что он платити будет таксу (т.-е. установленную дань, за патриаршию сербскую, только, чтобы она совсем упразднилась, и ни грек ни сербин не были там впредь патриархами» 36 . Следует вспомнить, что тогда греки задались идеею панэллинизма, и патриарх константинопольский, поборник ее, хотел сначала в своих руках сосредоточить судьбы православного народонаселения турецкой империи, впутать его в борьбу за еллинскую независимость и проложить путь к восстановлению греческой империи. Независимый патриархат сербский мешал затеям: и вот представился случай к уничтожению его. Сам Каллиник, вероятно, не сочувствовал этому делу, потому что сочли нужным низложить его (11 сент. 1766 г.) и прислать в Печь иного митрополита, бывшего амасийского, Гавриила. В Гласнике выставлен 1765 год годом уничтожения патриархии, но, кроме других свидетельств 37 , 1766 год представляется и на надписи Введеиского калиничского монастыря в нынешнем княжестве сербском, как время, в которое Каллиник еще занимал престол. Говорится там, что монастырь совершенно обновлен разными благотворителями «тогда святейший престол славено-сербский правящу и содержащу господину патриарху хаджи кир Калинину при господину митрополиту белградскому кир Еремии лета от Адама 7274, от рождества же по плоти Бога Слова 1766».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

помещается духовное уездное училище, и деревянный дом для богадельни с 10 кроватями для больных. Обращаемся еще раз к св. чудотворной иконе. Всех чудес, записанных в ркп. Книге о чудесах св. иконы, значится 324, и последнее из них относится к 1774 г. В 1766 г. сделано было епархиальным начальством распоряжение о праздновании св. иконе в епархии. Передаем это распоряжение в точном виде:«Указ Ея Императорскаго Величества, Святейшаго Правительствующаго Синода Члена, преосвященнаго Порфирия, епископа Белгородскаго и Обоянскаго из Консистории Изюмскаго Святогорскаго монастыря архимандриту Матфею, да Изюмскому Духовному Правлению. Сего 1766 года Мая 22 дня Его Преосвященство рассуждал о имеющихся в епархии Его Преосвященства чудотворных иконах, явившихся Каплуновской в 1689 году Сентября 11, Ахтырской в 739 году июля 2 числа, при которых многие разные чудотворения происходили и ныне притекающим с верою подаются исцеления; но токмо дабы Матери Божией надлежащее церковное празднование было в которые числа положено по ныне о том не обнародовано. А во всей России празднества, установленные в церквах благоговейно исправляются по причине разных явлений в различные времена, якото Тихвинския иконы, Казанския, Владимирския, Смоленския, Гру-зинския, Донския и прочих. Того ради в сходство того по Ея Императорскаго Величества указу Его Преосвященством определено во дни явлений обоих чудотворных икон отныне в Белгороде и во всей Белгородской епархии во всех церквах церковное празднование первое сентября 11, второе июля 2 числа по надлежащему церковному чиноположению без всякаго упущения всем градским и уездным священником объявить с подпискою, что и учинено. И о том Белгородской епархии в монастыри ко властям, а в городе в Духовныя Правления послать указы. И Изюмскаго Святогорскаго монастыря архимандриту Матфею, да Изюм-скому Духовному Правлению чинить о том по сему Ея Императорскаго Величества указу и о получении в Консисторию рапортовить. Июля 2 1766 года». «Лета 7174 (1666) года Августа 29 дня по Государеву Цареву и вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Именным указом Сенату с приложением Манифеста от 26 февраля 1764 г. все монастыри были разделены на три класса, и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь: в мужских монастырях первого класса полагалось 33 монаха, во второклассных - по 17, а в третьеклассных - по 12 монахов; в первоклассных женских монастырях было, по штату, от 52 до 101 монахини, а во второ- и третьеклассных монастырях - по 17. Спасский и Брусенский монастыри в 1764 г. были положены в третьем классе, т.е. можно говорить о максимальной численности монашествующих на протяжении последней трети XVIII в. в 29 человек. В 1773 г. в Спасском монастыре, помимо монашествующих, числилось 7 служителей, занимавших 4 двора. В результате проводившейся императрицей Екатериной II в 1764 году секуляризации земель (обращение церковной земли в светскую) из 1052 российских монастырей было оставлено всего 479, которые подразделялись на лавры, кафедральные, штатные 1,2,3 классов, заштатные и приписные. Монастырям отныне разрешалось иметь от 6 до 9 десятин земли, архиерейским домам - не более 30. В 1797 году предельные нормы увеличились, монастыри и архиерейские дома получили право владеть до 60 десятин пашни, от 50 до 150 десятин леса. Вернулась к монастырям и привилегия владеть мельницами, рыбными ловлями и прочим. Голутвин монастырь оказался во 2-м классе, что позволило его настоятелю сохранить сан архимандрита. Спасский монастырь был причислен к 3-му классу, а Бобренев объявлен заштатным, то есть со временем подлежащим упразднению. Вывод за штат не был связан с дальнейшим упразднением, просто монашествующие должны были жить за счет своих «рукоделий», или «мирского подаяния». В 1766 г. архимандрит Вонифатии был переведен в Голутвин монастырь. С 1766 г. Спасским монастырем управляли игумены: с 1766 по 1773 г. Николай (переведен во Владычный монастырь), с 1773 по 1774 г. Арсений (Тодорский), 6 апреля 1774 г. переведен в Голутвин монастырь; с 1774 по 1778 г. Порфирий (Липнягов), в 1779 г. Антоний (переведен во Владычный монастырь); с 1779 по 1782 г. Арсений; 1791 по 1792 г. Сильвестр; с 1794 по 1796 г. Агапит. С 9 по 10 мая 1782 г. в Коломне случился большой пожар, начавшийся на постоялом дворе купца А. Бочарникова на Житной площади, который сдавался в наём экономическому крестьянину Е. Степанову. Пожар был опустошительным: на посаде сгорели шестьдесят два обывательских двора с шестнадцатью прилавками, полицейская изба, церковь Симеона Столпника, лавки, амбары, пострадал Спасский монастырь (сгорела крыша на игуменских кельях); в кремле огонь уничтожил шестьдесят пять обывательских дворов, церковь и кельи в Брусенском монастыре, пострадал архиерейский дом…

http://sobory.ru/article/?object=35100

1422 Во втором, также исправленном и дополненном, издании было 50 печатных листов; в 3-м – 52, а в последнем, пятом, почти 54 л. или XV+853. 1423 Впрочем, уже в начале предисловия автор ясно указывает, что под уставом у него разумеется отнюдь не одна лишь книга богослужебная, именуемая «Типиконом» или «Уставом» с её исключительным содержанием, а общий, уставом Церкви Христовой определенный, порядок богослужения, со всеми главнейшими принадлежностями последнего, как это видно и из приведенного выше оглавления содержания частей книги. 1425 Срав. также об антиминсе в примеч. 24 к стр. 18-й – «Обозрения богослужебных книгах» (изд. 1858 г.). 1426 Срав. также об антиминсе в примеч. 24 к стр. 18-й – «Обозрения богослужебных книг» (изд. 1858 г.). 1427 Чин православия и представляет собой молебны и благодарственное пение, совершаемое пред началом литургии. 1428 1766 год важен в истории чина православия, по крайней мере у нас в России, тем, что в этот год Св. Синод, в видах установления единообразия в сем чине, значительно изменил весь прежний чин православия, при чем главное изменение заключалось в том, что дотоле молебное пение чина православия совершалось вне храма, за алтарем, а с 1766 иода в самом храме. Этот измененный в 1766 г. чин, почти без всяких дальнейших изменений, совершается и доныне в соборных церквах архиереями. 1429 По древнему чину православия протодиакон, по прочтении Синодика, подносил архиерею для целования икону Св. Софии Премудрости Божией, находившуюся на переплете книги Новгородского Синодика 1632 года (стр. 28, ср. 60:291) 1431 Сокращенное изложение того же «чина» можно видеть и в статье тою же о. Никольского, помещенной в Прибавл. к Церк. Ведом. изд. при Св. Синоде, 1888 г., 11, стр. 284–288, т. I. 1432 Т. е. чин празднования Нового года, которое совершалось в старину главным образом 1 сентября, хотя не забывалось счисление и с 1 марта. 1433 В доказательство этого мы можем указать на следующие места из сочинений о. Никольского: «Пособие», стр. 524. Прим. 1 (5 изд.); «Анафематств.» стр. 60, прим. 1; «Службы», стр. 56–58 примеч.; 117, прим. 1; 173, 2; 176, 1 и др.; – «Материалы», стр. 22, прим. 2; 37, 1; 41, 1 и особенно стр. 53 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От XVII века на старом кладбище при бывшей деревянной церкви сохранилось 6 памятников с вязевыми надписями. На одном из них значится: «лета 7163 (1655) марта 2 д. преставие раб Бжий столник Роман Семенавич Леонтьев идучи на службу Великого Гдра в Вазме а погребен в Каширском уезде в селе Преображения Гда Бга и Спаса ншего Хрта на Дедчине на сем месте.” На другом камне, написано: „Лета 7182 (1674) го гду мца в 11 д. преставися раб Бжии свщноиерей Феодосей Ibahob сн Попов.“ На третьем камне такая надпись: „Лета 7200 (1692) го Сентября в 1 преставися раба Божия погосту Детчина попа Деомида поподя ево Евфимия Климонтова дочи погребена бысть на сем месте у цркви Преображения Гоподня.“ Точно также на иконе Казанской Божией Матери, помещающейся в правом придельном иконостасе, на обратной стороне имеется след. надпись: „Лета 7164 (1656) год. поставил образ престыя бдцы.... коширьском уезде у спаса на дечине с коширы... мофодей и киот строил своими руками.“ От прошлого столетия хранятся в церкви принадлежащие ей: синодик 1759 г., земельный план и межевая книга 1766 г. и полулист из метрической книги 1780 г. Между прочим, в устах народа сохранилось предание, относящееся к половине прошлого столетия. „Во время межевания земли (генеральное межевание 1766 г.) Спасским попом был поп Калина (Игнатий Калинников 1754-1882). Землемеры, перед межеванием лугов, просили с попа Калины барана, обещая отмежевать причту в точности должное количество луга. Но поп барана пожалел, и землемеры, вместо хорошего луга, отмежевали длинную, но узкую и безплодную береговую полосу, называемую теперь Шейкою и Костылем.” Не посчастливилось „попу Калине” и в межевании полевой земли: предание сообщает, что здесь врагом церковных интересов явился помещик Черной деревни (в то время села Знаменского) Кротопов. Будучи не в силах переспорить его, поп Калина, наконец, сказал: „смотри, барин! Спась-Преображанье стоить на песку (почва церковной земли песчано-глинистая) не навело-б на тебя тоску!” Когда потом, по окончании межевания, Кропотов поехал, домой, то, по словам предания, дорогой ослеп. Действительно, по плану 1766 г. пахатной земли приблизительно четырьмя, а луговой двумя десятинами меньше, чем сколько ее должно быть по указаниям писцовой книги 1678–79 гг.

http://sobory.ru/article/?object=01455

В архиве сохранился «реэстр устроенной в бывшей Прусскаго королевства в городе Кенигс Берге церкви и во оной церковной ризницы и утвари с подлежащим прибором, тако ж церковным книгам. А именно: Церковь во именование Воскресения Христова. Писана на голубой камке красками с золотом. Во иконостасе иконы следующие: …» Далее в реесте следует перечисление икон, сосудов, ризничных вещей, книг… Отмечено было особо, что книги Триодь Цветная и Минея общая были оставлены в Кенигсберге при госпитальной церкви. Отдельное описание было сделано для архимандричьей шапки, отправленной к архимандриту Ефрему. Дополнительная опись была составлена для прибывших позже вещей, включая балдахин из алтаря, аналои, шкафы и т.п. Синодальным указом от 14 февраля 1763 года все привезенные из Пруссии церковные вещи велено было передать из Синода в Петропавловский собор и поставить там на хранение под караулом в алтаре или в помещении библиотеки. Некоторое время иконостас и утварь кенигсбергской церкви хранились в Петропавловском соборе. В июне 1766 года архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский Гавриил (Кременецкий) обратился к императрице Екатерине Алексеевне с ходатайством о разрешении поставить в Феодоровской церкви Александро-Невского монастыря имеющийся при Святейшем Синоде кенигсбергский иконостас. По именному Ея Императорского Величества указу и по синодальному определению от 17 июня 1766 года кенигсбергский иконостас был передан в Александро-Невский монастырь. Двухэтажная Феодоровская церковь, симметричная Благовещанской, была заложена ещё в 1745 году. В верхнюю церковь, посвященную святому благоверному князю Феодору (брату Александра Невского) и был установлен кенигсбергский иконостас. Для нижней церкви, освященной в честь святителя Иоанна Златоустого, иконостас был изготовлен новый. Иконостас Златоустовской церкви был написан в 1766 году «находящемся при Святейшем Правительствующем Синоде живописцем» Алекеем Антроповым. Для иконостаса верхней церкви Антропов написал только местный образ святого благоверного князя Феодора Новгородского. Им и был заменен в иконостасе образ Воскресения Христова. Уже в феврале 1767 года церкви были готовы к освящению, но освящены были только в 1770 году.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/16/...

1898. Т. 1. С. 39-50). М. П. выступил за перекрещивание инославных при переходе в Православие и подписал в 1755 г. вместе с патриархами Кириллом V К-польским и Парфением Иерусалимским декрет о повторном крещении ( Mansi. T. 38. P. 617-622). В 1757 г. М. П. находился в Египте и адресовал офиц. и частным лицам множество писем на разные темы. Патриарх участвовал в решении проблем Синайского монастыря и церковных вопросов, касавшихся Дунайских княжеств. Он постоянно был занят улучшением экономического положения Патриархата, время от времени добиваясь денежных вспоможений от греч. общины Венеции и Синода РПЦ. В энциклике 1758 г. М. П. призывал православных не обращаться в турецкие суды, а решать все споры самостоятельно. В 1764 г. в письмах к принявшему Православие полковнику, переводчику литургических текстов Ф. Ладуэллу и правосл. общине Лондона М. П. дал благословение на строительство правосл. храма и обещал в будущем прислать архиерея. В 1766 г. М. П. вместе с К-польским и Иерусалимским собратьями участвовал в избрании Антиохийского патриарха Филимона ( Ç olak. 2015. P. 150; Порфирий (Успенский). 1898. Т. 1. С. 56-58). В конце Патриаршества М. П. бóльшую часть времени проводил в К-поле, где участвовал в различных церковно-политических событиях. По нек-рым данным, к отъезду патриарха из Египта привели вымогательства мамлюкских беев: в этот период Египет фактически вышел из-под контроля Высокой Порты, власть в стране находилась в руках лидеров мамлюкских военных группировок, ожесточенно враждовавших между собой и подвергавших население тяжелым поборам. Когда в 1766 г. егип. паства написала М. П. письмо с просьбой вернуться и не оставлять их без пастырского окормления, патриарх отказался, сославшись на состояние здоровья, и заявил о готовности отречься от престола; вероятно, он не желал возвращаться в неспокойную провинцию. 9 июля 1766 г. М. П. подписал отречение. Недолгое время он прожил в Бухаресте, а потом поселился в Кутлумуше, помогая монастырю материально (в восстановлении вост.

http://pravenc.ru/text/2562694.html

А так как лекция эта прочтена была в 1766 году, то, очевидно, роман Сковороды мог произойти только после 1766 года, т. е. в конце 60х годов. Но это не могло быть значительно позже 1766 года, так как о лекции Сковороды Майор говорит как бы под свежим впечатлением. В таком случае роман Сковороды произошел в самом начале странничества. Только что взял он страннический посох, только что ушел из Харькова, где его прогнали из училища, как на пути его встретилась женщина. Все неровности и все неблагородство его поведения объясняются, мне кажется, его духовным состоянием. Нанести страшную обиду человеку, который показал ему много любви, оскорбить девушку, к которой чувствовал огромное стремление, Сковорода мог только потому, что, очевидно, перед алтарем он окончательно осознал весь свой роман как великое искушение его духа, уже самоопределившегося к странствующей жизни. Не страх перед своим эмпирическим будущим мог подвигнуть Сковороду на отчаянный шаг, а благородный и глубокий страх перед изменой своему жизненному решению, Если всю жизнь мучительно искал он свою стать, если, наконец, нашел ее в роли странствующего нищего (в повести Сковорода фигурирует уже как старец), то, очевидно, жениться он не мог, и если его можно в чем-то обвинить, так это в слабости и неотчетливости его духовного сознания во время романа, а никак не его резкую решительность при его окончании. Во всяком случае этот опыт для Сковороды даром не прошел. Повторений уже не было. И хотя женщин с тех пор он сторонился, но не избегал абсолютно. Так, из письма Н. С. Мягкого к Данилевскому видно, что Сковорода «от души уважал» жену помещика Андрея Ивановича Ковалинского, «умную и благочестивую женщину» " . А о жене своего друга Ковалинского Сковорода писал: «Пишите до Михаила и от меня целуйте его и ее». Мы уже говорили, что Сковорода, сживаясь с природой и уходя в нее из искусственных условий обычной человеческой жизни, был свободен от сладкого сентиментализма Руссо. Он отнюдь не думал «вываливаться из культуры» и, уйдя в пустынножительство, превратясь в нищенствующего бродягу, сделался одним из самых замечательных русских культурных деятелей XVIII столетия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=838...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010