При секретном письме к генералу-протоархимандриту Белинскому чрез камердинера некоего Василия присланы два опечатанные бочонка, под видом посылаемого меда. Белинский с четырьмя из старших монашествующих занесли эти бочонки в погреб, и до постановления, на кике предметы обратить этот капитал, замуровали в стене. Впоследствии, когда составилось о том постановление и утверждено фундатором Потоцким. Четыре старших же монашествующих посланы ночью в погреб, отмуровали скрытое место, и принесши деньги в комнату генерального секретаря Братковского, три дня считали оные. Вся сумма была в золотой монете, и оказалось в наличии червонцев 68,794 т. е. 1,237,384 злотых польских, не доставало же 1,609 червонцев. Считавшие изъявили готовность выполнить присягу, что не взяли ни одного червонца. Когда же им отказано в присяге, то они сами изрекли на виновного следующее проклятие: «Кто взял и затаил хотя один червонец, – да придет нань проказа Гиезиева, и да будет часть его с Иудой, и с глаголющими: возми, возми, распни Его.» (собственные их слова и на славянском языке). После того оказалось, что недостающая сумма не была прислана, и потому она дослана Потоцким в той же золотой монете. Письмо 13-е от 12 мая 1765 г. Снова посылает камердинера Василия, и просит генерала принять его в монастырь на послушание. Письмо 14-е от 1 июня 1765 г. просит монастырскую братию помолиться пред чудотворной иконой Божией Матери о его выздоровлении. Письмо 15-е от 5 июня 1766 г. просит генерала о возвращении документов по разводному делу. Письмо 16-е от 17 августа 1766 г. извещает генерала-протоархимандрита, что болезнь не дозволяет ему прибыть к 15 августа, на праздник в Почаев, но он не изменит данного слова о пожертвованных полтора миллионах злотых на монастырские надобности. Притом советует основательно обдумать, как лучше распорядиться этим капиталом, чтобы употребление его служило к большей славе святого места, ознаменованного благодатными дарами Божией Матери (ku najwiekszey Boskiej chwale i honorowi Najswietszey Maryi Panny na tymmiejscu laskami slynacej); и на что, по общем совещании решается, – просить уведомления.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Зала митрополичьих покоев, называвшаяся прежде царской палатой, украшена портретами государей с государынями и архимандритов лавры. Портреты государей и государынь суть (не в порядке их размещения в зале, а в порядке хронологическом): Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584), Иоанна Алексеевича (1682–1696) с его супругой Парасковьей Федоровной († 1723), Натальи Кирилловны Нарышкиной, второй супруги царя Алексея Михайловича († 1694), Петра Великого (1682–1725) с Екатериной I (1725–1727), Петра II (1727–1730), Анны Иоанновны (1730–1740), Елизаветы Петровны (1741–1761), Екатерины Великой (1762–1796, в одной из других комнат еще другой портрет Екатерины) и Павла Петровича (1796–1801) с Марией Федоровной († 1828). Портреты архимандритов лавры суть: преподобного Дионисия (1610–1633, в списке настоятелей Афанасия Вольховского (1752–1758, после епископа Тверского и Ростовского, 67), Гедеона Криновского (1758–1761, после епископа Псковского, 68), Лаврентия Хоцятовича (1761–1766, 69), митрополита Платона (1766–1812, 70), архиепископа Августина (1812–1819, 71) и митрополита Филарета (1821–1867, 73, большая фотография с малого портрета). Сохранилась в покоях старинная из росписных изразцов печь. При построении трапезной церкви была уничтожена и значительная часть южного корпуса келей, остаток от которого представляет собой нынешний Варваринский корпус. В описи лавры 1768 года он значится имеющим шестнадцать сажен с аршином длины и семь сажен с полуаршином ширины. Возобновленный после пожара 1746 года корпус стоял до 1827 года, когда был разобран и когда на его месте поставлен был новый корпус. В 1840 году новый корпус горел и был возобновлен. Прежде чем называться, по церкви, Варваринским, корпус назывался Донским (и просто Доном: в архиве лаврском есть дело о вырытии в 1811 г. кладезя против Дону, т. е. нашего корпуса, и трапезного алтаря). Отчего корпус назывался Донским – сказать не можем. (Может быть, оттого, что он был под горой, нанизу, в каковом значении употребляется выражение «на дону», cfr. в Словаре Даля слово «низ»; может, потому, что он был ссыльным корпусом для монахов худых нравов, представлявших собою своего рода Донское казачество.) В 1892 году, кроме Варваринской церкви, в нем помещались: в верхнем этаже – братская больница, в нижнем этаже – монастырская аптека и больница для странников и вообще людей

http://sedmitza.ru/lib/text/438576/

После требования Святейшим Синодом в 1766 году чинов Православия из всех епархий для рассмотрения их Троицкая книга была прислана в Синод из московского Успенского собора. В описи его она так была обо­значена: «синодик писан на пергаменте, оболочен бархатом красным, на верхней деке написан образ Пресвятыя Троицы, по полям оклад и венцы сребряные и гладкие золочены, застежки бархатные, петли серебряные золочены» (Дело арх. Св. Синода. 1766 г., март 23, 293). По миновании надобности в Троицкой книге она в 1769 году, 22 декабря, отослана была из Синода в Москву, но не в Успенский собор, а в Синодальную библиотеку с тем, чтобы книга была записана вместе с другими книгами в реестре (там же). В 1771 году, 6 февраля, по приказанию Святейшего Синода была списана в московской Синодальной конторе точная копия с синодика и прислана в Синод. Здесь она была отдана для хранения в Синодальный архив, и с нее снята новая копия, которая вручена была члену Св. Синода преосвященному Гавриилу, архиепископу С.-Петербургскому, для доставления ее камер-юнкеру князю Щербатову (там же). Чин Православия, находящийся в Троицкой книге, начинается таким заглавием: «Заповедь Святаго и великаго всея вселенныя Никейскаго седьмаго собора Благослови Владыко». Чин содержит в себе только синодик, заключающийся в печатных Постных Триодях. Он не имеет ни последования молебного пения, ни канона его; синодик содержит предисловие и анафематствования, находящиеся в Триодях. Анафематствования – сперва иконоборцам: Анастасию, Константину, Никите и т.д., затем еретикам: Геронтию и Константину Булгарису, затем снова иконоборцам. Но опущены вовсе анафематствования неправо объясняющим слова: «Приносяй и Приносимый», учению Итала, неправо объясняющим слова: «Отец Мой болий Мене есть». Кроме того имеется весьма краткое анафематствование Варлааму и Акиндину. Новыми же еретиками именуются только жидовствующие, отлученные от Церкви Собором 1504 года. После чина Троицкой книги древнейший рукописный чин Православия – Новгородский, принадлежавший новгородской Софийской библиотеке под 1058, ныне (в 1879 г. –Ред.) находящийся в библиотеке С.-Петербургской Духовной Академии. Чин принадлежит XVI столетию. По нему возглашалось мно­голетие царю Иоанну Васильевичу, царице Анастасии Иоанновне ( † 1560 г.), митрополиту Макарию и архиепископу Новгородскому и Псковскому Леониду. Рукопись писана уставом. Она содержит синодик, находящийся в печатных Постных Триодях. В рукописи не сохранились некоторые листы, именно: начальный, затем в предисловии синодика – между нумерованными (позднею рукою) 4-м и 5-м листами, и в анафематствованиях иконоборцам – между нумерованными 9-ми 10-м листами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мышкин. Собор Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1766-1769 гг. на средства петербургского купца А.П.Березина. С 1778 г. - городской собор. В 1820-1830-е гг. проведена реконструкция, в ходе которой были пристроены портики и возведен купол. В 1843-1865 гг. каменщиком Порфирием Ермолаевичем Лузиным была возведена колокольня, разобранная в 1930-х гг. Иконостас выполнен в 1777 г. дворовыми людьми помещиков Кожиных, в 1827 г. отреставрирован Захаром Григорьевым и дворовым художником помещика Перова. Храм расписан в 1843 г. ростовским художником Евгением Александровичем Строгановым. Особо почиталась чудотворная икона Богоматери, именуемая " Троеручица " . У подножия холма, на котором поставлена Никольская церковь, прежде находилась шатровая часовня, выстроенная местными купцами в 1888 году. Такие часовни строились тогда по всей России в память «о чудесном спасении императора Александра III во время железнодорожной катастрофы в Борках. После революции на месте часовни поставили памятник В.И. Ленину. До 2004 г. в соборе располагались Дом культуры и кинотеатр. http://www.golddomes.ru/myshkin/mysh6.htm Никольская церковь, игравшая в конце XVIII- начале XIX в. Роль городского собора, - самое старое из сохранившихся в Мышкине каменных зданий. Она построена в 1766 г. На средства местного уроженца, петербургского купца А.П. Березина и основательно перестроена в 1830-е годы. В своем современно виде это типичный храм в стиле зрелого классицизма. Его основной кубический объем служит основанием для широкого барабана с овальными окнами, перекрытого плоским куполом, увенчанным фигурной главкой. С запада к собору примыкает трапезная. Над западным притвором, где находится вход в храм, возвышалась не сохранившаяся до наших дней колокольня. Северный и южный фасады основного объема храма украшены ионическими портиками с треугольными фронтонами, прорезанными пологой аркой. Спаренные колонны портиков смещены к краям и поставлены на постаменты; за каждой парой колонн в плоскости стены сделаны полукруглые ниши для скульптур. В центральной части фасада помещены три полуциркульных окна, разделенные дорическими пилястрами и декорированные развитыми архивольтами; поле стены над центральным окном оживлено накладной полуциркульной аркой, опирающейся на капители пилястров; над боковыми окнами помещены вертикально ориентированные овальные медальоны. В литературе справедливо указывается на сходство Никольской церкви с постройками, выполненными губернским архитектором П.Я. Паньковым. Этот зодчий проектировал многие гражданские и культовые сооружения в Ярославском крае.

http://sobory.ru/article/?object=03189

Ты не согрешил ли в чем против сего, как я прочитал. – Против сей же заповеди согрешает велми, кто затевает на иконы святыя чудеса, или на Бога, или на угодников его лжет, будто ему являлись и нечто приказывали людем говорить... Кто государю крест целует служит верою и правдою, а после лжет и ворует, в чем великая хула имени Божию... Кто не ради Бога и не ради спасения души своей в церковь ходит, только чтоб люди его хвалили, что он будто боголюбив... Скаредные кликуши и которые бешеными себя делают, и просто сказать, все те согрешают, которые какую ни есть ложь вымышляют, хотя в шутках, и чтоб люди им верили говорят: Бог видит так» 1393 . Как можно видеть из этой тирады и как дает понять и прочее содержание рассматриваемых вопросов, при составлении их постоянно имелся в виду общий характер Духовного Регламента. Кому принадлежала инициатива этого издания? Положительных сведений не имеется. Но принимая во внимание и общий характер рассмотренных вопросов и пространную выписку об епитимиях из Дух. Регламента, мы имеем право предполагать, что предприятие это не обошлось без участия и светской власти 1394 . Составителем этого издания, как известно, был один из духовных деятелей времени Петра Вел. – Гавриил Бужинский († 1731 г.) 1395 Исповедное чинопоследование в такой переработка после 1723 г. издается, затем, – в 1766 г. (в Москве), 1796 г. (С-Петербурге), 1823 г. (в Киеве) и пр.; в 1862 г. оно было оттиснено уже 7-м изданием 1396 . Все эти последующие издания буквально тождественны между собою, но в отношении к первому изданию (1723 г.) они, начиная с издания в 1766 году, представляют некоторые особенности. Так, до крайности народный образ речи здесь значительно сглажен и принят более литературный способ изложения. Сверх общей вопросной статьи сюда внесена (с 1796 г.) специальная – для «малолетних», состоящая из незначительного ряда весьма кратких вопросов, последние составлены весьма умело, обнимая в своем содержании исключительно детские грехи, и преимущественно такие, разъяснение которых дитяти-исповеднику может иметь для него высоко-воспитательное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Григорий Гика – 1735–1741. 82 . Константин Маврокордато – 1741–1743. 83 . Иоанн Маврокордато – 1743–1747. 84 . Константин Маврокордато – 1748. 85 . Константин Раковица I – 1749–1753. 86 .Матфей Гика – 1753–1756. 87 . Константин Раковица – 1756. 88 . Скарлато Гика – 1757.  89 . Иоанн Каллимахи – 1758–61. 90 . Григорий Каллимахи – 1761–64. 91 . Григорий Гика – 1764–1766. 92 . Григорий Каллимахи – 1766–69. 93 . Константин Маврокордато – 1769–1774. 94 . Григорий Гика – 1774–1777. 95 . Константин Мурузи – 1777–82. 96 . Александр Маврокордато – 1782–1785. 97 . Александр Маврокордато II – 1785–1787. 98 . Александр Ипсиланти – 1787–1792. 99 . Александр Мурузи – 1792. (У Палаузова пропущен один воевода.) 100 . Александр Мурузи – 1802–1805. 101 . Скарлато Каллимахи. Он же во второй раз – 1812–1819. 102 . Михаил Суцо – 1819–1821. 103 Иван Стурдза – 1822–1828. 104 . Михаил Стурдза – 1834–1848. 105 . Григорий Гика – 1849–1853. и – 1854–1856. Большая часть воевод обоих княжеств – люди совершенно ничем неизвестные, а на немалую половину и просто ничтожные. Лучшие воеводы валашские суть: Мирча I, Михаил Храбрый, Матфей Бассараба и Щербан II Кантакузин; лучшие воеводы молдавские: Александр Добрый, Стефан Великий (сват нашего вел. кн. Ивана Васильевича III) и Василий Лупул. Столицей Угровлахии или Валахии в продолжение первых полуторых веков существования государства, как мы сказаи выше, был сначала город Кампылунго, а потом Ардкис или Ардгиш. С XV до половины XVII столетия у валахов были две столицы – Торговище и Букарест, из которых главною была первая (см. Влахоболгарские грамоты, собранные Ю. Венелиным). С половины XVII столетия по настоящее время столица в Бухаресте 199 . Столица Молдовлахии и Молдавии до половины XVII века была в Сучаве, находящейся в нынешней австрийской Буковине; с первых годов второй половины XVI века до настоящего времени она в городе Яссах.  Начало христианства у румынов О принятии румынским народом христианской веры нет никаких, ни нарочных, ни случайных, известий и записей, так что касательно подробностей их обращения совершенно ничего не может быть сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

(апр. 1378 - 19.12.1386)     Нил     Никон   (нач.1387 - 11.01.1395)     Михаил II    (6.02.1395 - 8.04.1412 (?))     Пахомий II    (1.06.1412 - 9.10.1412)     Иоаким I   (?- 1425)     Марк II    (1426/27 - ?)     Дорофей I   (1434/35 - 8.09.1451)     Михаил III (Марк)    (14.09.1451-1456?)     Марк III    (ок. 1456-1457/58)     Иоаким II    (до 20.06.1458 - после 1.06.1459)     Григорий III    (?- ?)     Михаил IV    (ок. 1470...74 - до 1484)     Дорофей II ибн ас-Сабуни    (до 1484 - после 1500)     Михаил V ибн аль-Маварди    (до 1523/24 - после июля 1529)     Дорофей III    (1529/30-1530/31)     Иоаким III    (1530/31 - до нояб. 1534)     Михаил VI Саббаг    (до 10.11.1534-1542/43)     Иоаким IV ибн Джума   (ок. 1543 - 20.01.1576)     Макарий II ибн Хилал    (ок. 1543 - ок. 1550)     Михаил VII   (до 17.06.1576 - ок. 1583)     Иоаким V Дау   (25.05.1581 - 7.10.1592)     Иоаким VI ибн Зияде    (1593-1604)     Дорофей IV ибн аль-Ахмар    (1604-1611)     Афанасий II Даббас    (1612 - февр./март 1619)     Игнатий III Атыйя    (2.05.1619 - кон. 1633/нач. 1634)     Кирилл IV Даббас    (2.05.1619-1627)     Евфимий II (Мелетий Карама)   (1.05.1634 - 1.01.1635)     Евфимий III    (нач. 1635 - 11.11.1647)     Макарий III аз-Заим    (12.12.1647 - 12.06(?).1672)     Кирилл V аз-Заим    (2.07.1672 - 6.01(?).1720)     Неофит Хиосец   (ноя. 1672-1681/82)     Афанасий III Даббас   (25.06.1686 - окт. 1694; янв. 1720 - 13.07.1724)     Сильвестр   (17.09.1724 - 13.03.1766)     Кирилл VI Танос   (с 1724 - см. Мелькитская Церковь)     Филимон   (28.04.1766 - 5.07.1767)     Даниил   (6.08.1767 - 15.12.1791)     Анфим   (кон. дек. 1791 - 20.07.1813)     Серафим   (авг. 1813 - 19.02.1823)     Мефодий   (13.05.1823 - 24.06.1850)     Иерофей   (окт. 1850 - 18.03.1885)     Герасим    (30.05.1885 - 27.02.1891, впосл. Патриарх Иерусалимский)     Спиридон   (2.10.1891-1898)     Мелетий II (Думани)    (15.04.1899 - 8.02.1906)     Григорий IV (Хаддад)   (5.07.1906-1928)     Неофит II   1602-1603, 1607-1612  

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Церковь мучеников Бориса и Глеба в с. Белкине. 1773 г. Фотография. 2007 г. В 3-й четв. XVIII в. появилась группа памятников, связанных с творчеством московских архитекторов, прежде всего К. И. Бланка. Им свойственны подчеркнуто изящные, узкие, вытянутые вверх композиции, преимущественно типа «восьмерик на четверике», и тонкий по рисунку плоский ордерный декор. Одной из первых, вероятно, была построена ц. Воскресения (1757) в вотчине князей Голицыных в с. Ладинском (Роща, Тарусский р-н, см.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209) - крестообразная в плане, с недлинными рукавами креста, близкая по типу к московской ц. вмц. Екатерины на Ордынке. Храмы, созданные самим Бланком, или близкие к его стилю: ц. святых Бориса и Глеба (1773) в с. Белкине, усадьбе И. Л. Воронцова, для которого Бланк много строил (Боровский р-н; напоминает Спасскую ц. в Киове, в его же подмосковной усадьбе) (см.: Николаев. 1970. С. 35-39); крестообразная в плане, с верхним восьмериком ц. Успения (1771) в имении Хитрово Висляеве (Ферзиковский р-н); ц. Преображения (1783) в Серпейске; отчасти ц. Благовещения (80-е гг. XVIII в.?) в с. Хохлове (обе типа «восьмерик на четверике», Мещовский р-н). Доминирующим оставался тип провинциального храма «восьмерик на четверике» с декором в стиле позднего барокко или раннего классицизма (оконные наличники с боковыми «ушами», треугольные или лучковые сандрики с замками, подоконные «фартуки» и накладные доски): ц. Знамения в с. Хордове (1764) помещика Н. В. Янова (Мещовский р-н), ц. Преображения (1784) в имении Чебышёвых Спас-Прогнанье (Жуковский р-н). С ними соседствуют храмы, выполненные в столичной и провинциальной манере: в Серпейске, имевшем во 2-й пол. XVIII в. нек-рое время статус уездного города, был выстроен в местных традициях Никольский собор (1771), а ц. Преображения (1783) - в стиле Бланка. Для сельских храмов также использовалась архаичная композиция бесстолпного 2-светного четверика, преимущественно с одной главой: ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Ивановском кн. П. Ф. Тюфякина, Никольская ц. (60-70-е гг. XVIII в.?) в с. Никольском помещиков Глебовых, ц. Покрова (1790) в с. Покров-Полея И. И. Бегичева (все в Жуковском р-не), ц. Благовещения (1767) в с. Серединском под Боровском - усадьбе помещиков Скобеевых, ц. Рождества Пресв. Богородицы (1766) в с. Барятине (Дзержинский р-н). Мн. ранее построенные городские и сельские храмы получили новые колокольни - многоярусные, с ордерным декором, в стиле укр. барочных образцов или колокольни Новоспасского мон-ря в Москве: Успенский собор (1784) в Перемышле, Пятницкая ц. (70-80-е гг. XVIII в.) на городище Мосальска, Казанская ц. (60-е гг. XVIII в.) в с. Григоровском под Перемышлем, ц. св. Иоанна Предтечи и ц. вмч. Георгия на Воробьёвке в Калуге (обе 2-й пол. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В 1766 году в селении Полуденка (между 1-й и 7-й линиями) строится деревянная часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1767 году в часовне устанавливается иконостас, часовня преобразуется в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1779 году вместо первой церкви солдатами и жителями возводится более вместительный деревянный храм. В 1780-81 гг. в связи с переселением в Полуденку крымских армян церковь разбирают и переносят в район ростовского Старого базара, ныне Центрального рынка. Церковь называют купеческой. В 1791 году от удара молнии 27 декабря церковь сгорела. В 1795 году сооружен новый каменный храм. В 1822 году купеческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы получает статус собора. В 1854-60 гг. по проекту архитектора Константина Тона возводится трехпрестольный каменный храм, который становится кафедральным собором. Фундаторами собора были купцы Федор Нефедович Михайлов и Семен Николаевич Кошкин. В 1875-78 гг. по проекту архитектора А.А. Кампиони при участии Д.В. Лебедева на средства П.Р. Максимова возводится четырехярусная колокольня высотой 75 метров. В 1882 году в нижнем ярусе колокольни устроен храм во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В 1935 году собор закрывается и затем превращается в товарный склад. На подворье храма устраивается зверинец. В 1941 году взорваны 3-й и 4-й ярусы колокольни. В 1942 году в соборе возобновлены богослужения. В 1950 году второй ярус колокольни разбирается, а первый превращается в часовню. В 1999 году ко дню юбилейной, 250-й, годовщины основания города Ростова-на-Дону закончилось восстановление в первоначальном виде колокольни собора. Проект освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Собор ведёт свою историю с 1766 г., когда в крепости свт. Димитрия Ростовского на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1778 г. ее заменили новой. В 1791 г. от удара молнии церковь сгорела. В 1795 г. на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 г. Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг Собора. 20 апр. 1822 г. состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.

http://sobory.ru/article/?object=06365

Скачать epub pdf Лейпциг – Константинополь – снова Лейпциг. Ученая и издательская деятельность Иеромонах Никифор приехал в Лейпциг после мая 1765 года 29 . Здесь в то время проживали многие греки, прибывшие для совершенствования своего образования. В Лейпциге была православная церковь , и на университетских скамьях можно было видеть греков в монашеском одеянии. В Лейпцигском университете в 1763–1770 гг. знакомился с науками запада и знаменитый старший соотечественник Феотокиса Евгений Вульгарис. Никифор занимается здесь издательскими трудами и посещает уроки физики в научной лаборатории Иоанна Генриха Винглера 30 . Издав в свет «Поучительные слова на святую Четыредесятницу» (1766 г.) и составленный им учебник физики в двух томах (1766–1767 гг.) 31 , он направляется в Константинополь 32 . В это время правительство Керкиры решило восстановить школу, пришедшую после отъезда иеромонаха Никифора в полный упадок, и приглашало его вернуться на родину, чтобы вновь преподавать в ней. В мае 1767 года, из Константинополя, Феотокис ответил им отказом: он советовал правителям избрать на предлагаемую ему должность другое лицо – впрочем, подавая надежду, что с течением времени и сам сможет «оставить какую-нибудь незначительную должность» и послужить «столь великому делу». А в тот момент он предполагал о себе иное... «Желая видеть от юности моея монастыри горы Афонской, – пишет Феотокис, – приехал [я] в Константинополь, дабы оттуда ехать в Афон, но тщетно». Тщетно – потому что в Константинополе он был удержан князем Григорием Гикасом 33 . Гикас был любителем просвещения и собирателем рукописей; в то время он состоял в должности великого драгомана 34  при дворце. С князем, известным ранее Никифору лишь по письмам, теперь его связали узы тесной дружбы. В его доме ученый иеромонах был тепло принят и прожил около года, обучая наукам сына князя Григория. Занимаясь в его богатой библиотеке, он нашел рукопись, содержащую святоотеческие толкования на книги Ветхого Завета, «Цепь толковников», переписал ее и начал готовить к изданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010