Но, кроме этих великих покойников, праотцев, отцов и братий наших, о которых ныне трогательные моления высылаются Церковью, у каждого из нас есть свои близкие покойники, которых мы помнили живыми, которые только вчера были с нами и около нас. Неразрушим союз любви! Освятим же его верою и радостью воскресения! Во Христе Воскресшем объединимся с умершими и отрадно будет наше свидание с ними. Помолимся о них; посетим их у гробов, как посетили некогда гроб Христов жены-мироносицы. Наш подвиг не будет ниже подвига их, ибо Сам Христос обещал принять всякое усердие к братьям нашим как бы за усердие к Нему, нашему Спасителю: «что сотворили вы единому из братьев Моих меньших, то Мне сотворили» ( Мф. 25:40 ). Аминь. Любовь ко Христу 87 И минувшей субботе Мария Магдалина и Мария Иаковля и Саломия купиша ароматы, да пришедше помажут Иисуса. И зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб... ( Мк. 16:1–2 ), По руководству св. Церкви, сегодня, возлюбленные братие, мы воспоминаем этот изображенный в евангелии подвиг святых жен-мироносиц. Достойно и праведно памяти их и прославлению отведено одно из первых воскресений после светоносного дня Пасхи. Великий подвиг любви и преданности ко Христу, в назидание векам, показали они миру и не напрасно об одной из таких усердных жен, помазавших Господа Иисуса драгоценным миром еще при Его жизни, он Сам засвидетельствовал: где только будет проповедано сие евангелие царствия во всем мире, сказано будет и о том, что сделала она в память ее ( Мк. 14:9 ). Велик подвиг любви св. жен-мироносиц! Вот после позорного суда ведут Господа на пропятие. Здесь грубые воины-распинатели и палачи, здесь кругом озлобленная толпа, здесь властные, знатные и сильные враги Христовы. Трудно было и мужчинам в это время следовать за Страдальцем, опасно было хоть малейшим знаком выразить свое сочувствие Осужденному; все ближние и друзья сбежали от Иисуса Христа; оставили Его и апостолы. Но ничто не могло удалить от Христа жен-мироносиц. Вместо телесной силы и крепости, – у них горящая любовь ко Христу, и эта любовь превозмогает все, и они все время неотступно с возлюбленным Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И мы, бессмертные существа, отдадим земле свое тело, но дух каждого из нас войдет в это единое целое, войдет в это созидание. Дух неразрушим, это железный закон. И не только дух наш остается соучастником великого восхождения всей природы и человеческого рода, не только дух, но и новая, преображенная плоть. Так учит нас Библия. Правда, все это — будущее, но оно живет уже теперь и сегодня. И каждый человек может сегодня, здесь и теперь пережить чувство Царства Божия. Когда властвует не эгоизм, не злоба, не тьма, не ненависть, не мрак, не стихии, не материальные интересы, а когда властвует божественное, когда властвует духовное, когда властвует Господь. Вот это и есть то, что Христос называл Царством Божиим, — царствует Бог. Мы в обычном разговоре, когда умер человек, говорим: «Ну, Царство ему небесное». Этого совсем недостаточно. Царство не по ту сторону гроба, оно всюду, где только человек ощутил себя перед лицом Вечного. Царство уже наступает. Вот поэтому Евангелие есть прежде всего весть о Царстве, а Царем в нем является Он Сам, Иисус Назарянин, Который пришел в мир, учил людей; через Него говорил Бог; Иисус Назарянин, Который умер, умер на Кресте, как последний преступник; Иисус Назарянин, Который победил смерть и, явившись ученикам, сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам, и вот Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Так Он сказал. И эти слова непреложны, потому что не учение, не книга, не скрижаль, а опыт Христа, сила Христа остаются с нами. Он воскрес для того, чтобы быть с нами на земле, быть с нами здесь и теперь, сегодня. Аминь. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ Итак, дорогие друзья, давайте перенесемся отсюда мысленно на несколько километров и представим себе памятник, очень хорошо вам всем знакомый, памятник дьякону Ивану Федорову. Дьякон стоит и смотрит на первые страницы, которые он изготовил. Что же это за страницы? Какая была первая книга, вышедшая из–под печатного станка в Москве?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Тайна жизни и смерти Книга «Тайна жизни и смерти» составлена из разных лекций, проповедей и выступлений прот. Александра Меня, объединённых темой жизни и смерти. В одном из своих выступлений, вошедших в книгу «Тайна жизни и смерти», отец Александр Мень говорил: «Человек часто забывает о том, насколько коротка наша жизнь. Мы живем на периферии своего существа, живем чем-то преходящим, поверхностным, мелким. Но человек, обладая духовностью, никогда не сможет удовлетвориться только временным, преходящим, эфемерным. Многие люди с какой-то агрессивной радостью пытались и пытаются отыскать научные аргументы, ниспровергающие древнее учение о том, что человеческий дух неразрушим. Между тем, это стремление лишить человечество самой сокровенной надежды, напрасно выступает под лозунгом научности, потому что во всех цивилизациях, всех обществах была эта мысль, эта вера в бессмертие. Мы все – гости в этом мире, пришедшие из тайны и уходящие в тайну. Здесь все, что есть в нас Божественного, – наша душа, наша личность, наша совесть – растет и воспитывается. И нам открыто, что эта короткая жизнь имеет огромное значение, потому что она есть школа Вечности.» Тайна жизни и смерти Вечные вопросы (Выступление на 1й программе ЦТВ  ) Вечные вопросы. Как часто мы о них забываем. Как давно эти вопросы ушли кудато далеко на задний план. Спешка, гонка, шум, сдавливающая жизнь суета — а вечные вопросы все равно остаются. И вот когда нам становится особенно трудно, когда мы чувствуем, что задыхаемся, — в этот момент стоит задуматься над тем, что в течение тысяч лет люди разных культур и цивилизаций ставили перед собой вечные вопросы. Нет ничего случайного во Вселенной. И то, что мы задаемся вопросом о смысле жизни, о цели жизни, о ее назначении, свидетельствует об удивительной тайне, которая присуща только человеку, об удивительном даре — даре духовности. Мы часть природы. Мы дышим ею, питаемся ею, мы погружены в нее целиком, погружены до конца! В одно мгновение оторванный от природы человек погибает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

В середине III века в Риме пресвитер Новациан был известен как незаурядный христианский теолог. Он занимал одно из лидирующих мест в римском клире и претендовал на место римского папы 1004 . Однако в марте 251 года на выборах нового папы вместо Новациана был избран Корнилий. Новациан отказался признать итоги выборов и с помощью верных ему епископов также был назначен римским папой 1005 . Так Он стал «антипапой» и родоначальником «новацианского раскола» в римской Церкви 1006 . Еще до этого, около 250 года, Новациан написал свой главный догматический трактат De Trinitate («О Троице»). Хотя, по свидетельству Иеронима, это был «как бы конспект труда Тертуллиана » (quasi πιτομν operis Tertulliani) 1007 , т. е., по-видимому, уже известного нам трактата Adversus Praxean, однако его содержание и источники следует считать гораздо более разнообразными 1008 . Хотя в трактате Новациана не встречается термин Trinitas («Троица»), он посвящен главным образом тринитарному вопросу, который у Новациана представлен в более систематическом виде, чем у Тертуллиана , и по своей структуре точно воспроизводит три пункта символа веры (regula veritatis): учение о едином Боге Отце Вседержителе, о Сыне Божием и о Святом Духе. При изложении своей тринитарной доктрины Новациан использует уже введенные Тертуллианом термины, такие как persona, substantia, dispensatio, nativitas, propriemas u др. 3.2.1. Бог Отец, Божественная сущность и ее атрибуты Если сравнить тринитарное учение Новациана с учением Тертуллиана на концептуальном уровне, прежде всего бросается в глаза положение о том, что для Новациана единый Бог (unus Deus), «Господь Вседержитель, совершеннейший Творец всех вещей», – это всегда и исключительно Бог Отец 1009 . Поэтому его учение о едином Боге и Божественной сущности по сути тождественно учению о Боге Отце, первом Лице Троицы. Согласно Новациану, Он обладает следующими существенными атрибутами: Бог не имеет ни начала, ни конца (sine origine, extra originem), т. е. Он бесконечен (immensus), ибо нет ничего более Него 1010 . Он вечен (aeternus), и нет ничего древнее Его, ибо то, у чего нет начала, существует вне времени 1011 . Он бессмертен 1012 , неразрушим 1013 и бесстрастен 1014 . Он – нерожденный (innatus) и поэтому не может изменяться 1015 . Бог невидимый (invisibilis) и непостижимый (incomprehensibilis) 1016 . Он «есть Тот, Кто есть» (Ego sum qui sum), то есть Сущий 1017 . Вслед за Тертуллианом Новациан определяет Бога как «Наивысшее» (summum) 1018 ; а «Наивысшее» – это то, что вне сравнения (extra comparem est). Поэтому Бог не имеет равного себе, а значит, Он единственный и единый (solum et unum), и ничто с Ним не сопоставимо. Ибо не может быть двух бесконечностей, как диктует сама природа вещей 1019 . Бог прост и не составлен из телесных элементов; Он – Дух и всецело сознает Себя Самого 1020 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

480 О Вассиане см. л. 53, о Варлааме л. 67. Повесть писана после 1764 года, когда упразднен монастырь Вассиана, однако ж, упомянув о восстановлении его п 1616 году, она прибавляет, что он «доныне стоит неразрушим славно», так, очевидно, говорило житие Вассиана. 481 Слово святителям в милют. ч. мин., окт., л. 447; слово Прокопию и Иоанну в рукоп. Унд. 362, л. 197. 482 Опис. Ниловой Стол, пустыни, В. Успенского, стр. 110. Рукоп. волокол в Моск. дух. ак. 412. В Соловецком уставе иг. Филиппа, писанном в 1563 году, в списке братии упомянут один инок, Мисаил. Рукоп. солов. в Казанск. дух. ак. 1127. 483 Списки: Унд 293, гр. А. С. Уварова но катал. Царск. N° 135, л. 453, 265, л 51. Нач.: «Благословен Бог и Отец Господь». 484 Все списки жития XVII века Нач.: «Единородный Сын Слово Божие». Ср.: житие Евфимия В. в рукоп. Унд. XV века. 558, л. 318. По си. Царск 126 житие оканчивается чудом 1612 года, по сн. Унд. N° 328 и милют. ч. мин., февр., л. 100-чудом 1620, но сн. Тр. Серг. лавры. 696, л. 75-тремя чудесами 1627 года, по сн. гр. Уварова. 459, л. 93-чудом 1638 года. Архиеп. Филарет, останавливаясь на второй из этих групп, полагает, что житие писано в 1620 году. Русск. Свят., февр, примеч. 18. Слово на обретение мощей напеч. в чтен. Общ. Ист. и Др. 1864 года, кн. 3. 485 Это житие чрезвычайно редко; мы знаем его по списку в поморской рукописи, нам принадлежащей. Чудеса 1622–1674 годов, описанные Иоанном, начинаются предисловием: « Тайну цареву добро таити со опасением». Рассказ о пришествии Кирилла на Челму начинается словами: «По смотрению убо Божию дошед преподобный отец наш Кирилл чудотворец на место оно, глаголемое Челма гора, от града Каргополя 42 поприща, на усть Челмы реки, над озером Челмозером, о ней же извещение и глас Божий слышав». 486 Можно указать одно неясное подтверждение этой догадки. В сохранившейся службе Корнилию Палеостровскому есть известие, что он родился в Пскове (см. статью г. Барсова «Палеостров» в Чт. Общ. Ист. и Др. 1868 года, кн. 1, прим. 2). В житии Кирилла нет известия о месте его рождения, но указано место пострижения – монастырь Антония Римлянина. В последнем, как и на Палеострове, главный храм во имя рождества Богородицы, я основатели новых монастырей имели обычай воспроизводить в них храм обители, из которой вышли. Арх. Филарет, вероятно, пользовался выдержками из жития Кирилла и потому написал, что оно составлено в XV веке и дополнено чудесами при натр. Никоне. Г. Свят, дек, прим. 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Только вследствие грехопадения эти обе первые человеческие личности стали двумя отдельными природами, двумя индивидуальными существами, связанными между собой внешними сношениями: . " ...и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой " (Быт. 3, 16). После первородного греха человеческая природа разделяется, раздробляется, расторгается на множество индивидов. Человек представляется в двух аспектах: как индивидуальная природа он становится частью целого, одним из составных элементов вселенной, но как личность — он отнюдь не " часть " ; он сам все в себе содержит. Природа есть содержание личности, личность есть существование природы. Личность, утверждающая себя как индивид и заключающая себя в пределах своей частной природы, не может в полноте себя осуществлять — она оскудевает. Но, отказываясь от своего содержимого, свободно отдавая его, переставая существовать для себя самой, личность полностью выражает себя в единой природе всех. Отказываясь от своей частной собственности, она бесконечно раскрывается и обогащается всем тем, что принадлежит всем. Личность становится совершенным образом Божиим и стяжает Его подобие, которое есть совершенство природы, общей всем людям. Различение между личностями и природой воспроизводит в человечестве строй Божественной жизни, выраженный троичным догматом. Это — основа всякой христианской антропологии, всякой евангельской морали, ибо " христианство есть некое подражание природе Божией "  [ 189 ], говорит святой Григорий Нисский.   Как образ Божий, человек — существо личностное, стоящее перед Богом. Бог обращается к нему как к личности, и человек ему отвечает. Святой Василий Великий говорит, что человек есть тварь, получившая повеление стать богом [ 190 ]. Но это повеление, обращенное к человеческой свободе, не есть принуждение. Как существо личностное, человек может принять или отвергнуть волю Божию. Он остается личностью даже тогда, когда далеко уходит от Бога, даже тогда, когда становится по природе своей Ему не подобным: это означает, что образ Божий неразрушим в человеке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Мир стал Христов, ибо он есть уже святая чаша, святой Грааль. Он стал неразрушим и нетленен, ибо в Крови и воде Христовых получил силу нетления, которая и проявится в его преображении. Мир есть уже рай, ибо возрастил «треблаженное древо, на нем же распяся Христос». Это предчувствие спасения мира получило выражение в легенде Грааля, по которой присутствие Грааля (по некоторым сказаниям, драгоценного камня из рая) совершает чудеса в природе, дает чудесную пищу (поэтому Иосиф Аримафейский в течение 40 лет в темнице может пребывать без пищи), вообще содержит в себе силу, преобразующую в рай природу, делающую ее святой плотью. Эта сверхприродная сила в природе сообщает ей богочеловечность, всю ее делает Телом Христовым. Свершение этого искупления природы будет действием Святого Духа в преображении мира, которое уже получило для себя силу в Пятидесятнице (поэтому на древних иконах сошествия Святого Духа изображается и аллегорическая фигура мира, космос). Таким образом, можно сказать, что мир, приявший в себя Христа, вместивший Тело Его и в себе Его носивший, удержал в себе Его телесность и по смерти Его и по Воскресении с Вознесением. И эта человечность Христова незримо живет в мире и внутренне преображает его к новому Небу и новой земле. 234 Излияние Крови и воды Христовых имеет, далее, значение не только апокалиптическое, но и евхаристическое. Здесь существует прямая аналогия с Тайной Вечерей: там Господь сам, будучи среди учеников в Своей плоти и крови, причащал учеников таинственным Телом и Кровью, через преложение в них хлеба и вина. И ныне Евхаристические Тело и Кровь также преподаются через преложение хлеба и вина, однако и собственная Кровь и вода Христовы пребывают в мире. Больше тоτο,конечно, между Таинством Евхаристии и излившейся Кровью и водою Христовыми существует и некое тождество, которое и указуется в символике проскомидии (см.выше). Вещество мира, оказавшееся достойно принять Кровь и воду Христовы, оно достойно и таинственного преложения его элементов в Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

чаша, св. Грааль. Он стал неразрушим и нетленен, ибо в крови и воде Христовых получил силу нетления, которая и проявится в его преображении. Мир есть уже рай, ибо возрастил «треблаженное древо, на нем же распяся Христос». 36 Это предчувствие спасения мира получило выражение в легенде Грааля, по которой присутствие Грааля (по некоторым сказаниям, драгоценного камня из рая) совершает чудеса в природе, дает чудесную пищу (поэтому Иосиф Аримафейский в течение 40 лет в темнице может пребывать без пищи), вообще содержит в себе силу, преобразующую в рай природу, делающую ее святой плотью. Эта сверхприродная сила в природе сообщает ей богочеловечность, всю ее делает телом Христовым. Свершение этого искупления природы будет действием Св. Духа в преображении мира, которое уже получило для себя силу в Пятидесятнице (поэтому на древних иконах сошествия Св. Духа изображается и аллегорическая фигура мира, космос). Таким образом, можно сказать, что мир, приявший в себя Христа, вместивший тело Его и в себе Его носивший, удержал в себе Его телесность и по смерти Его и по воскресении с вознесением. И эта человечность Христова незримо живет в мире и внутренно преображает его к новому небу и новой земле. 37 Излияние крови и воды Христовых имеет, далее, значение не только апокалиптическое, но и евхаристическое. Здесь существует прямая аналогия с Тайной Вечерей: там Господь сам, будучи среди учеников в Своей плоти и крови, причащал учеников таинственным телом и кровию чрез преложение в них хлеба и вина. И ныне евхаристическое тело и кровь также преподаются чрез преложение хлеба и вина, однако и собственная кровь и вода Христовы пребывают в мире. Больше того, конечно, между таинством Евхаристии и излившейся кровию и водою Христовыми существует и некое тожество, которое и указуется в символике проскомидии (см. выше). Вещество мира, оказавшееся достойно принять кровь и воду Христовы, оно достойно и таинственного преложения его элементов в Евхаристии. Особенно примечательна здесь та черта в символике Евхаристии, что вино для таинства срастворяется с водой («святое соединение») в ознаменование крови и воды, излившихся из ребра Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Према телу Бога Логоса, према телу Богочовека Христа – Цркви, све су и стварности – сенка. Богочовек, као Бог у телу, као тело као човек, и бесмртна и вечна, богочовечна стварност. свестварност. И то постао победом над грехом и постао целокупним Богочовечанским Тек Богочовеком Христом и животом, истинити Бог постао у човечанским световима очигледна стварност – свестварност; и Света постала очигледна стварност – свестварност; и Вечни Живот постао очигледна стварност – свестварност; и Вечна постала очигледна стварност – свестварност; и Вечна Истина постала очигледна стварност – свестварност. све «сва Божанства», Богочовеком Христом постало на телесан, вештаствен, очигледан начин стварност – свестварност у свима човечанским световима. 767 Пре Богочовека Христа, пре историског Исуса, пре Цркве све су такозване стварности биле сенка – σκια . Са све се тело Христово=Црква свеобухватна историска свестварност. То нам громогласи Апостолова благовест: «све било сенка од онога што je имало да а то тело Христово». 768 Тело пак Христово Црква. Значи: Богочовек=Црква и свега «у живи сва Божанства на телесан начин – σωματικ;» 769 , живи као тело=као човек. Од тог тела, од те стварности род не може замислити ништа ни ни Тако у телу Цркве Христове остварен идеал свега у роду Очигледна историска стварност: од Богочовека Господа Христа ништа се у човечанским световима и и и лепше и не може замислити а камоли остварити. У Богочовеку Христу и Богочовеком Христом човечанске стварности су се прошириле у богочовечанске и непролазности. У Христу: сав Бог Логос, Богом, тело – Боготело, човек – Богочовек. И тиме, и кроз то, и у томе: и сва Истина, и сва Правда, и сва Лепота, и сва и свако савршенство; «Сва Божанства». Нема у томе и бесмртност и вечност Цркве, и свих чланова у томе и сва свепобедност и непобедивост, те ни врата паклена, ни сав пакао са свима злим дусима, не могу наудити, а камоли уништити Богочовеком Христом, нама сва Божанска Вечност постала приступачна и наша. 770 Без ми смо били слепи за и кукавно свих смрти. смо прогледали и све вечности угледали: и вечност живота, и вечност истине, и вечност правде, и вечност човека. И не само угледали, него их кроз ваистину и добили: све, све, све. Човек – црква у маломе

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Васцелим и Црква посведочава ову небоземну благовест: Богочовек Истина=Црква Истина, стога Истина увек иста, за све светове иста, за сва иста, и за и за иста. Црквом као Богочовеком Истина Истина, и добро – Добро, и правда – Правда, и Бог – Бог, и бесмртност – Бесмртност, и вечностВечност, и – и човек – Човек. зато у Цркви Истина увек органски свецела и На рачун Цркве – никаква и ακρβεια На рачун Цркве, и богочовечанских и истина, не могу се правити никакви компромиси, никаква и Апостолска, светоотачка верност свему то врховно правило у нашем односу према Цркви и свему верност=κρβεια=тачност=васцелост. Никакви се греси не никакве ствари чинити би ма чим нарушавале Истину – Свеистину Цркве, Богочовечанско Цркве. У Цркви све богочовечанско: и и живот, и средства, и и бесмртност, и вечност. Ту нема места чисто би то било од богочовечанске Истине Цркве: од богочовечанске апостолности, од богочовечанске светости, од богочовечанског од богочовечанске саборности. Ту свету богочовечанску истину и стварност апостолски богомудро исповеда свети Теодор Студит. Он Ми православни сваку и примамо све признате и Помесне саборе, као и прописана од канонска правила. потпуно, упола православан, сматра да држи праву веру а не руководи се божанственим правилима. 2173 божанствени закони и правила, руководе сваког побожног човека; се не сме ништа ни додати ни одузети. 2174 исповедничку борбу, Св. Теодор Студит пише: Ми нисмо отпадници од Цркве Иако смо одговорни за многе друге грехе, ми ипак тело с и смо божанским догматима, и старамо се држати правила и прописе. 2175 Ми смо православни у свему; сваку jepec и примамо сваки признати сабор и помесни, а тако исто чврсто држимо и прописана од свештена и канонска правила. не држи сасвим тачно реч истине сматра да држи праву веру а не руководи се божанским правилима. Осим тога ми примамо и закониту, повремено од стране светих, 2176 Цар склопио незаконити, брак. Они се не Господу назвали су то закона и спасоносном за Цркву 2177 Одобравати незаконит брак царев, и ту правдати друго до – истине називати 2178 царева то нарушити Стари и Нови Завет. Тиме се спроводи антихристовско свега, и стога оно што у Сатана назвао с правом се може назвати претечом Антихриста. 2179 Нема разлике божанских правила и Христова; они су исто. Стога Св. Велики, и равни примали су ова правила као апостолска, и следовали им, ни их не него их према потреби. 2180 Α нарушиоци тих божанских правила – светом 2181 допуштено ни цркви, ни да ишта ради супротно прописаним законима и правилима. 2182 православних

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010