Очигледна истина и стварност: Пресвета нам родила; Она нам Бога родила; Она нам родила од Свете Тако преко Пресвете по први пут ушла „велика радост“ у горки свет смрти, греха и 2853 Не само ушла Црквом занавек остала у свима човечанским световима, да вечном свако за веру у чудесног Сина, Господа Исуса Христа. Отуда не само Пресвета и сама икона по благовести Светог Серафима Саровског : „Радост свих радости“. Свеколико искуство рода сведочи: у човечанским световима нема истинске радости без Пресвете Ваистину, Она истинска и бесмртна радост за измучена грехом, и Да, – Она: „Радост свих радости“. Нема Пресветом се у свима нама, и у свакоме од нас, богочовечански нам Спас наш, вечито наш; и све наше, на сву вечност наше. Α у томе за блаженство над блаженствима и радост над радостима. у томе и и и и и и и и и и Зато се православни свесрдно моле овом свеобухватном молитвом: О, Пресвета Богородице, Господарице, од и и од целокупне творевине, велико узвишена проповеди Пророка; свеславна похвало Апостола; дивни украсе чврста Мученика; спасоносна наставо монаха; постника; чистото и славо девственика; тихо матера; мудрости и деце; удовица и сирочади; нагих; болесних; тишино морепловаца; тихо пристаниште буром витланих; неуморна наставнице заблуделих; удобни прелазе путника; благи одморе трудбеника; брза заштитнице оних у опасностима; заклоне и уточиште тлачених; надо се; оскудних; непотрошиво богатство убогих; утехо и с Богом грешника; силно свих православних; непобедива заштито и потпоро, – Тобом нам, Владарко, постаде и Теби молбу приносимо ми грешне слуге О, свемилостива и свечудна Царице умне светлости, Ти си нам родила Цара – Христа Бога нашег, Животодавца свих; Тебе што небеско слави, и што хвали. Уме звездо светозарна; светима; царице царица; владарко свих твари; боголика; невесто чиста; палато Пресветог Духа; престоле Цара кивоте небески; Речи колеснице пламенолика; почивалиште живога Бога; неизрециви саставе тела Христова; гнездо орла небескога; грлице богогласна; голубице кротка, тиха и незлобива; бездно милости растура облак дубино неизмерива; неизразива; чудо нерукотворна Цркво Цара свих векова: каде миомирисни; скерлете скупоцени; порфиро боготкана; душевни; живоносног дрвета; цвете прекрасни си нам исцветао небеску радост; грозде нашег; чашо Цара небеског у се измеша од Духа Светога вино неисцрпне благодати; посредници Закона; почетку истините вере Христове; стубе поморе мачу на богопротивнике; страху по бедо у биткама; истинска чуварко свих и сигурно целога света! О, свемилостива Владарко Богородице, услиши нас Ти се молимо, и покажи милост на моли Сина свог да се избавимо од сваког зла; и нашу, и сваку и град и верних, и побожно и свето име – од сваке напасти, глади, поплаве, пожара, и рата, од сваке болести и од сваке беде, да ни болести, ни ни помор, нити какав не тамане слуге него нас и се молиш за нас; и нам увек погодно време за усева.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Француз неверующий Один француз в сопровождении проводника-араба совершал путешествие по пустыне. День за днем араб не забывал преклонять свои колени на горячем песке и взывать к своему Богу. Однажды вечером неверующий француз спросил у араба: – Откуда вы знаете, что существует Бог? Проводник на минуту остановил свой взгляд на насмешнике и ответил: – Откуда я знаю, что существует Бог? А из чего вы заключаете, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек? – Ну, так это видно по следам, – отвечал неверующий француз. Тогда, указывая на заходящее солнце, заливавшее своими лучами весь горизонт, араб сказал: – Это следы не человека. На берегу океана Если наука сейчас продвинулась вперед, то это, может быть, потому, что некоторые «факты» за последние годы заставили ее призадуматься. То, что она считала незыблемо твердым, оказалось собранием пустот; вещество, которое считала неразрушимым, оказалось не неразрушимым, а превращаемым в энергию. Джон Дальтон, английский химик и физик, дал следующий, как казалось науке, твердый «факт»: «Атом неделим, вечен и неразрушим». В действительности же оказалось, что атом не имеет ни одного из этих трех качеств. Евклид тоже дал науке «факт», что «целое всегда равняется сумме его частей». Но целый атом весит меньше, чем сумма его частей. Не удивительно, что др Шилт однажды полушутя заметил: «Мы знали о Вселенной десять лет тому назад больше, чем знаем теперь». Др Кэтрин Чемберлен, профессор физики, как-то напомнила, что Ньютон сравнивал себя с ребенком, играющим с ракушками на берегу океана, в то время как целый океан истин лежит перед ним неоткрытым… «Да и мы все еще на берегу океана, – продолжала др Чемберлен, – то, что мы знаем, только мельчайшие частички. А в остальном мы зависим от веры». архиепископ Иоанн (Шаховской) Существование Бога может быть доказано химическим путем Известный американский физик-изобретатель Томас Эдисон (1847–1931) в беседе с одним корреспондентом на вопрос о целесообразности в мире атомов дал такой ответ:

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very/5

«Падение – учит лютеранство – привело к глубочайшему извращению всей природы человека, к полному уничтожению всех сил души: ум человека стал слепым в познании Бога и им сотворенного мира, сердце стало злым и развращенным, ненавидящим добро и избегающим Бога, утеряла свободу и воля, впавшая в рабство греху» . Известный протестантский тезис «спасение – только через веру» нивелировал значение добродетели и аскетических подвигов в деле приобщения души к Богу. «Благодаря этому тезису об оправдании только через веру нравственность в деле спасения души оказывается чем-то второстепенным» , – подчеркивает И. Лортц. В этом есть разительное отличие протестантской и православной антропологии. Человек, согласно православной традиции, постоянно изменяется как в биологическом (физическом), так и в духовном плане. Он не статичен, а динамичен. Причем динамика может быть, как будет сказано позже, как положительной, так и отрицательной. Наличие этой динамики является важной онтологической составляющей человека. Святитель Григорий Нисский писал: «Инаковость с Первообразом созданного по образу состоит в том, что Первообраз по существу неизменен, а образ не таков, напротив же того… и осуществился через изменения» . Святитель Николай (Велимирович) описывает каждого нового человека как «новое зеркало Бога» и как уникальную, неповторимую личность. Именно личность в человеке отражает богоподобие. Ядром человеческой личности является «богообразие», которое непреложно. Образ Божий не может быть разрушен грехом. «Как существо личностное, человек может принять или отвергнуть волю Божию. Он остается личностью даже тогда, когда далеко уходит от Бога, даже тогда, когда становится по природе Ему не подобным: это означает, что образ Божий неразрушим в человеке», – пишет Владимир Лосский . Человеческая личность может духовно развиваться и возрастать. Но это развитие, конечно, не линейно и не всегда прогрессивно Человеческая личность может духовно развиваться и возрастать. Духовное развитие, конечно, не может быть линейным и постоянно прогрессивным. Бывают, если можно так выразиться, периоды духовной стагнации. Ю.М. Зенько, выдающийся специалист в области христианской антропологии и психологии, на основе святоотеческого наследия выделяет следующие закономерности духовного развития:

http://pravoslavie.ru/157056.html

И он есть основание Церкви, исповедание благочестивых, знамение истинной и православной веры, и столп и гора твердая и непоколебимая. Против этого исповедания издавна вооружается исконный враг и, подобно тому, как в древности старался отвратить человека от воли Божией, и теперь, возставая против нея в безбожниках и множестве иноверных, опять усиливается отвратить человека от неложного ведения. Но нам должно хранить веру: потому что, хотя мы и не совершенно чисты от греха, но все имеем надежду спасения чрез покаяние и веру. А поэтому должно исповедывать доброе исповедание и разъяснять его смысл, сколько возможно. Ты же, Троица и Единица, Боже наш, един всегда сущий, превечный, преестественный, непостижимый, Отец благий и безвиновный, Сын единородный и Слово Божие, и Дух Святый, исходящий от Отца, едина сила, едино начало всего, создавший все из несущего и содержащий все, просвещающий и научающий разумные существа! Даруй нам силу истолковать, сколько вместить можно, твою божественную истину, по твоему могуществу и благосердию. Итак, освятившись и запечатлев себя призыванием Троицы, начнем и символ самого исповедания.   Верую во единого Бога Отца, Вседержителя.   Как дивно богословие Отцев! Ибо начало прямо направлено с обильною силою против всех нечестивых. Они поставили наперед верую — для означения твердости веры, и потом — во единого Бога Отца, Вседержителя , — потому что Бог один, и Он Отец, как источник (происходящих) от Него Слова и Духа, и Вседержитель, поелику вместе с Словом и Духом Он есть Творец всех тварей. И так как, по изложенному у Моисея учению, которое есть истиннейшее и древнейшее, не имеет только (полноты) божественного Евангелия, будучи примрачным и несовершенным, Бог представлялся только один, т. е., только Отец, а о Слове и Духе сообщалось в нем не ясное свидетельство, и написано, что небо и земля, и все, что в них, сотворены из ничего Словом и Духом Божиим; и так как многие другие люди впали в заблуждение, и одни, истинно безумные, говорили, что нет Бога, объясняя все случаем и судьбою; а иные, выдумав себе множество богов и сил их, установили безумие и нечестие идолопоклонства; другие же наблюдали предвещания, движения и течение звезд, измыслили, что этот мир вечен и неразрушим, и сделались поклонниками демонов и вместе твари: то Церковь Христова, следуя учению самого Слова Божия, единородного Сына, ипостасной и живой Мудрости, исправляет все и, свидетельствуя истину, отвергает с Давидом не исповедующих Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3935...

Думается, что это направление исследований имеет перспективы и будущее за ним. Оно может из чистой теории сделаться прикладным, т.е. наполниться конкретикой и войти в практику образования и воспитания, чему способствуют и проводимые конференции и чтения. Внимание к теме духовно-нравственного воспитания и образования на основе православных ценностей обусловлено не праздными поводами, а настоятельной потребностью спасать систему воспитания и образования от нахлынувшей волны суррогатной продукции, разрушающей учащуюся молодежь, отвращающей её от веры, от русской Церкви и даже русской культуры. Последнее — не выдумка и иначе как самоубийством это не назовешь. В настоящее время все чаще предпринимаются попытки критического рассмотрения чуждых России и менталитету русского народа педагогических систем Дьюи, Монтессори, Карнеги и др., внедряемых в учебные заведения, за что последним присваивают статус «инновационного» с последующим финансированием, грантами и т.д. Но указанные системы даже в малейшей степени не соответствуют принципам православной педагогики и антропологии и даже явно нарушают их. В настоящей статье предпринимается попытка вернуться к православной антропологии и педагогике, основанной на трудах Святых Отцов и некоторых выдающихся церковных и светских деятелей XIX-XX вв., с тем, чтобы выработать технологию и методику личностного воспитания.   I. Святые отцы об «образе и подобии Божием» в человеке В основе христианской антропологии лежит идея об образе и подобии Божием. О сотворении человека Откровение возвещает так: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Как пишет архим. Симеон (Брюшвайлер): «Святые Отцы не создали единого учения, определяющего, что же человек имеет в себе по образу Божию. Поэтому опасно уточнять или пытаться определять этот образ в человеке». Тем не менее обратимся к различным мнениям по этому вопросу Св. Отцов неразделенной Церкви. Св. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ говорит, что человек есть тварь, получившая повеление стать Богом. Это повеление надо понимать не как принуждение, а как обращение к человеческой свободе. Как существо ЛИЧНОСТНОЕ, человек может принять или отвергнуть волю Божию, но образ Божий — неразрушим в человеке.

http://bogoslov.ru/article/817555

Любовь вся любит и всем верит «Любы вся любит», то есть злыя и благия, дабы союз мира неразрушим пребывал, и общее благополучие процветало». «Любы всему веру емлет»: понеже как сама простосердечно со всеми обходится, и обмануть и обольстить никого не хочет, так и о лукавствии других не помышляет. Чего для часто от хитрых и лукавых людей наветуема бывает (1:90). Любовь чистосердечна и всем верит «Любовь всему веру емлет». Как сама простосердечна, так и о прочиих мнит; и как сама никого не обманывает, так и о прочиих думает и потому всякому верует. Любовь бо есть чистосердечна, не лукава, не лестна, и ради того, какова сама, тако и о прочиих надеется и подозрения не имеет. От сего-то бывает, что добрые часто от лукавых обманываются и много бед претерпевают, понеже со всеми чистосердечно обходятся. Сих людей нынешний свет дураками безумно называет, потому что с ним лукавновать не знают (2:335). Любовь истинная в правом сердце (2:49, см. СЕРДЦЕ , 843). Любовь истинная бо есть живность всех добрых дел и христианских добродетелей (2:50, см. ЛЮБОВЬ, 496). Где истинная добродетель есть, там и любовь есть (3:172, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ , 305). Любовь познается из последующей печали (3:248, см. РАДОСТЬ , 787). Не имеющий любви, пребывает в смерти «Не любяй брата, пребывает в смерти», глаголет Апостол ( 1Ин. 3, 14 ). Таковый хотя телом и живет, но душею мертв есть. Ибо как тело душею, так ДУША Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, тамо нет ДУХА ХРИСТОВА. «Яко всяк, не творяй правды, несть от Бога, и не любяй брата своего» ( 1Ин. 3, 10 ). Но тамо, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в БЛАГОДАТИ Божией, и благодатию оживляется; или не имеет благодати, и лишается жизни духовныя. Едино бо из сих двух непременно последует: где нет живота духовнаго, тамо смерть духовная, как где нет живота телеснаго, тамо смерть телесная. Смерти духовной последует смерть вечная, когда душа покаянием истинным не воскреснет (2:339). Любовь день ото дне умаляется в людях (2:12, см. СЛОВО БОЖИЕ , 922).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Напротив, натуральный человек центром всех своих отношений к людям ставит себя самого, а не Бога и божественное, а потому чувство личной вражды, поджигаемое самолюбием, всегда подавит в нем чувства любви и уважение к достоинствам его врага. Вот свойства любви христианина к людям или, общее, ко всем разумно-свободным существам, в которых живет и проявляется божественное начало. Вот отличие этой благодатной, осуществляемой в Церкви, любви от любви, которую имеет и может иметь к людям человек в натуральном состоянии. Этот возвышенный характер христианской любви, которая может проявляться только в Церкви, в свою очередь сообщает Церкви, как союзу, такие высокие, прекрасные качества, какие не доступны никакому другому союзу человеческому. В самом деле, так как божественное в человеке, составляющее предмет христианской любви, выше всего, что есть в человеке, более прочего достойно любви, и по существу своему составляет неизгладимую принадлежность человеческой природы; то, естественно, христианская любовь безмерна по своей силе, не условливается случаями или обстоятельствами, не ограничивается временем или пространством, a отсюда и союз церковный, в котором она проявляется и действует, на котором она зиждется и который она в свою очередь сама созидает, отличается крепостью, неразрывностью, святостью. Это – союз людей не случайный; он вызван не какими-нибудь временными обстоятельствами или скоропреходящими нуждами и потребностями. Нет! в основе любви, созидающей и поддерживающей этот союз, лежит нечто святое, вечно-пребывающее, божественное; да и самая эта любовь, составляя глубочайшую и неискоренимую потребность человеческого сердца, есть венец его добродетелей, совокупность его совершенства ( Колос. 3:14 ), она никогда не перестает ( 1Кор. 13:8 ), а оттого и образуемый ею союз людей вечен, неразрушим. Вот почему, между прочим, Церковь не ограничивается ни землей, ни небом; но земная и небесная Церковь составляют одну Церковь, в которой любовь Божия к высшим духам и к людям изливается на них обильно и воспламеняет в них неугасающую любовь к божественному, которая, подобно току льющемуся и опять возвращающемуся на прежнее место, соединяет их друг с другом союзом крепким, святым, вечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Дух нематериален, бессмертен, неразрушим. Он способен думать, сознавать и выражать свою волю. Он не ослабевает, не устаёт, не старится, не умирает. Он не подвергается никаким влияниям времени. Никогда не уставая, он только крепнет от упражнений, развивается, вдохновляется и совершенствуется 638 . То же самое говорит и Церковь о духе человека. Он есть то дуновение Творца, которое от Бога изошло и к Богу возвратится. Он не болеет, не сходит с ума и никогда не умирает. Что же представляет из себя душа? Душа – по Бартезу – нематериальна, но и не бессмертна, это и есть главное отличие души от духа. Как теплород и как электричество, душа есть сила, которая рождается от известных причин; имея начало, она, конечно, будет иметь и свой конец; и конец этот будет безвозвратный. Душа, как сила, не имеет материи, но она может прекращаться, как от внешних, посторонних причин, так и сама по себе, после известного периода времени; она не вечна, как дух 639 . Душа есть сила преимущественно образовательная, созидательная, пластическая или устроительная; но эта сила действует инстинктивно, у неё нет сознания своих действий. Вот чем отличается животное от человека. «Животное иногда поступает и разумно, но эта разумность не говорит о сознательности животного и его разуме, а только об его инстинкте. Так, пчела весьма искусно лепит свои соты, но как от начала своего существования тысячи лет тому назад, так и теперь, её способности одинаковы, и в других отношениях мудрость её не проявляется. Или возьмём бобра. Он мудр только в искусстве устройства своего жилища и приискании себе пищи, в другом же отношении он крайне несообразителен, потому что у него есть только инстинкт природы, а нет разума. Необычайная сложность общественной жизни некоторых животных и глубокая целесообразность многих поступков их заставила многих предполагать, что пчёлам, муравьям и другим общественным насекомым и животным присуща такая же разумная деятельность, которая руководит и человеком в его многих поступках. Несомненно, что психическая жизнь насекомых носит чисто инстинктивный характер, и в ней нет никакого разумного начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Духа» 841 , т. к. воплощение Сына Божия не только освободило человека от последствий греха, но и возвело человеческую природу к ее совершенству, вновь соединило ее с Духом Божиим, «природа искупленных достигнет такого же прославления и обожения, какого удостоился Человек Иисус» 842 , во время крещения Господа на него сошел Дух Святой 843 и «почивая на человечности Иисуса Христа, Дух Святой навык обитать вообще в людях», при этом спасение затрагивает «целого человека, по душе и телу» 844 и происходит посредством таинств 845 , заново рождается в Боге человек в таинстве Крещения 846 – «мы получаем некоторую часть Его Духа для нашего усовершения и приготовления к нетлению, мало помалу приучаясь принимать и носить Бога» 847 . «Крещение есть печать вечной жизни и возрождена в Бога, чтобы мы были чадами не умерших людей, но вечного и неизменного Бога» 848 . Об Евхаристии Св. Ириней говорит: «чаша растворенная и приготовленный хлеб принимают Слово Божие и делаются Евхаристиею тела и крови Христа, от которых укрепляется и поддерживается существо нашей плоти» 849 . Бессмертие, нетление Св. Иустин Философ , св. Феофил Антиохийский и Татиан Ассириец «развивали мысль о том, что бессмертие человека не абсолютно, не принадлежит ему по самой сущности человеческой, но обусловлено волею Божией. Человек может и не быть бессмертен» 850 . По мнению Св. Феофила человек «сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти» 851 . По Татиану «Первозданный человек был бессмертен, потому что Дух Святой предохранял его от смерти … Душа своим грехом оскорбила Духа, и Он улетел от нее, а она, беспомощная, упала на землю. Лишившись небесного сожития, она возжелала общения с материей. Склонившись к материи, стала смертной» 852 . Св. Иустин говорит: «Бог один безначален и неразрушим и потому-то Он есть Бог , все же прочее после Него имеет начало и подлежит разрушению.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Пророческая словеса совершаемая видяще, глаголем:/праведницы во веки живут,/от Тебе, Христе, воздаянием,/се бо отец с сыном/и по смерти паче живота хвалими./Ов убо миро источая явися,/ов же цел и неразрушим благоухает,/оба отгоняща духи лукавствия,/от Тебе прославляема свыше:/оба чудесы удивляема силою Твоею. Слава, глас 3: Благочестия истинныя проповедники/и Церкве пресветлыя звезды,/Симеона перваго веры поборника,/Савву же истиннаго учителя и служителя Евангелия,/и сказателя Христовых священных таин,/обоих песньми похвальными почтим./Сии бо паче солнца просияша в верней тверди,/яко лучами, учением,/в нощи неведения сущих возведоша./Сии плевелы злочестия истерзавше,/благочестием люди своя возрастиша/и богатую правоверием ниву возделаша./Сии истиннаго винограда Христова грозд зрел,/истинную веру, на стеблиях чад своих носят:/егоже вернии ядуще,/с веселием стецемся к ним, молящеся:/Симеоне Богоносе, Савво священне,/Сербская похвало и удобрение,/пастырие и учителие,/перваго Пастыря и Учителя, Христа, молите,/душам нашим подати велию милость. И ныне, Богородичен: Без семене от Божественнаго Духа,/волею же Отчею, зачала еси Сына Божия:/от Отца без матере прежде век суща,/нас же ради, из Тебе без Отца бывша,/плотию родила еси,/и Младенца млеком питала еси:/темже не престай молити избавится от бед душам нашим. Тропарь, глас 3: Божественною благодатию просветився,/и по смерти показуеши светлость жития твоего,/источаеши бо миро благоухания/притекающим к раце мощей твоих,/и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/Симеоне отче наш,/Христа Бога моли/даровати нам велию милость. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь святаго, Слава, и ныне, Богородичен. По 1-й кафизме седален, глас 8. Подобен: Премудрости и слово: Милостива Бога, милостию себе, отче, устроити хотя,/милостив стяжал еси разум/и милостивно нищия ущедрил еси./Нестоящим богатством смысленно, во веки недвижимое искупил еси,/еже ныне восприемля, радуешися./Симеоне Богоносе и всеблаженне,/моли Христа Бога, прегрешений прощение даровати/чтущим любовию святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010