В составленное прп. Зосимой житие В. включено «Повествование о действиях сердечной молитвы старца пустынножителя Василиска» - описание 75 действий Иисусовой молитвы, о к-рых В. поведал своему ученику. В житии подчеркивается, что молитвенный опыт В. является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях прп. Григория Синаита , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Исихия Иерусалимского , прп. Симеона Студита , митр. Филадельфийского Феолипта . О значимости духовного опыта В. свидетельствуют в своих трудах свт. Игнатий (Брянчанинов) , Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) и Варсонофий (Плиханков) . 11 янв. 2004 г. в екатеринбургском Спасском мон-ре состоялось прославление В. Посмертный портрет В. находится в Туринском краеведческом музее. Определением Архиерейского Собора РПЦ прославлен к общецерковному почитанию. Арх.: РГБ. Ф. 213. К. 73. Д. 31. Л. 139-140; Ф. 214. Д. 409, 446, 448, 450; Ф. 304/II. 199. Ист.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого мон. Ионы/Изд. Оптиной пуст. М., 1819;Житие оптинского старца Варсонофия. [Козельск], 1995. С. 112-114, 237-238; Макарий Оптинский, прп. Собр. писем: Письма к монашествующим. СПб., 1997р. Ч. 3. С. 25; Житие блаженной памяти старца Василиска. М., 1998; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою// Лабынцев Ю. А. , Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Деяние о канонизации прп. Зосимы (Верховского), местночтимого святого Моск. епархии//Моск. ЕВ. 2000. 7/8. С. 34; Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. писем. М., 2000. С. 284-285.Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Последние рус. правосл. пустынножители//Символ. 1993. 30. С. 257-309; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынножителя сибирских лесов. Послание/Подгот. к публ. А. М. Пентковского//Символ. 1994. 32. С. 279-340; Старец Зосима: Житие и подвиги. Изречения и извлеч. из его соч. М., 1994р; Поселянин Е. Рус. подвижники XIX в. М., 1992р. С. 479-490; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917: Жизнь и учение старцев. М., 1997. С. 299, 338, 562; Шереметьевский В. Василиск//РБС. 2000. Т.: Вавила-Витгенштейн. С. 247-249; Беглов А. Л. «Вечностью неразрушимое содружество»//АиО. 2001. 3 (29). С. 205-240; Зосима (Верховская), мон. Приближающийся юбилей на святой Кузнецкой земле//Сб. ст. по правосл. краеведению. Новокузнецк, 2002. Вып. 2. С. 9-13.

http://pravenc.ru/text/149787.html

См.: Там же. С. 394. Ср., например, у современника и коллеги Смолича: Карташев А.В . Очерки по истории Русской Церкви: В 2-х т. Париж, 1959. Т. 1. С. 412. См.: Смолич И.К . Жизнь и учение старцев. С. 395. См., например: Беглов А . «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы русского старчества XIX века: преподобный Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг.//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 205-206. Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Схимонахиня Ардалиона, старица Усть-Медведицкого монастыря Донской епархии//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Август. М., 1909; Старица схимонахиня Ардалиона. Жизнеописание и молитвенные размышления//Путь немечтательного делания. Игумения Арсения и схимонахиня Ардалиона. М., 1999. С. 450-550. Ср. Игнатия (Петровская), монахиня . Слово о старчестве//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 195-197. Ср.: От редакции//Родные святыни: Сб. ст. по православ. краеведению, посвящ. 10-летию Кемеровской и Новокузнецкой епархии. Новокузнецк, 2002. Вып. 2. С. 1. Комментарии ( 1): Михаил, Тамбов 28 марта 2017г. 22:16 Вы говорите, что В.И. Экземплярский различает старческое окормление и делание священника-духовника, показывая, что большинство древних старцев не были священниками. Так и проф. С.И. Смирнов это показывает (это старцы в IV в. и во времена иконоборчества, когда не было доверия к пресвитерам, и исповедовали старцы без священ. сана). Действительно, по проф. Смирнову старец всегда духовный отец, но духовный отец - не всегда старец. Он начинает свою работу с того, что с греческого языка переводит термин " старец " дословно " духовным отцом " . Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/448381

Евдокия Раманава 313 ________ Потому мы все вместе о нашем завете возвещаем Господу Богу, взывая так: «Боже и Господи всех, над всяким дыханием и душой имеющий власть! Ты знаешь, что мы с упованием на Тебя и с намерением ко благоугождению Тебе так сочетались в единодушное и вечностью неразрушимое содружество. Потому единодушно молим Тебя: не посрами нас, Боже, так дружелюбно о имени Твоем соединившихся! Но дай нам в исполнение завета нашего и по смерти нашей неразлучными быть одному от другого, поскольку мы, уповая на Твою благостыню, милующую нас, связали самих себя таким завещанием и обещанием. До тех пор пока не увидим всех нас четверых прощенными и помилованными Твоей благостью и милосердием, то один без других не желает наследовать вечное небесное блаженство, ни даже войти в то место упокоения, которое Ты, Господи, уготовал любящим Тебя и послужившим Тебе». В утверждение же этого нашего о Бозе духовного завета и неизменности нашей и по смерти такими оказаться друг ко другу, собственноручно подписываемся. Я, грешный старец и друг ваш духовный, точнее же, недостойный раб ваш, именем Захария, называемый Зосимой, так перед Самим Богом, Безначальным Отцом и Собезначальным Его Единородным Сыном и Пресвятым и Животворящим Духом, завещаю самого себя и от души своей обещаю: если вы такими дружелюбными, какими являетесь ныне со мной и между собой, и такими же, как ныне, покорными и послушными мне будете всегда, и во всем чистосердечно в точности откровенными пребудете всю вашу жизнь, то я, если буду помилован Богом и сподоблюсь участи угодивших Ему, тогда, если Бог соблаговолит, непременно поступлю по этому завету и выполню его, то есть молить буду Бога, чтобы Он вначале вас сподобил вечного блаженства, а потом и меня причислил к вам. " Также и я, дочь твоя духовная Онисия, такое обещание даю перед Богом. Если ты, отче, и сестры с таким духовным дружелюбием, как здесь изображено, всегда пребудете со мной и между собой, то и я, если буду помилована Богом и сподоблюсь быть причтенной к святым, угодившим Богу, тогда, если соблаговолит Бог , не иначе, но так, как ты, отче, о себе сказал, поступлю и исполню.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

“Завещание о имении” Такожде по сем обще заповедуем, с намерением во угождение Б[о]гу, да по кончине коегождо нас, никтоже из родствен иков наших да не касается к нашему имению, ниже кто нагло от яти и присвоити себе восхощет. Понеже Го[спо]ду Б[о]гу есть посвящено, обещанием в раздаяние бедным в том и подписуемся духовной ваш старец Зосима именуемой Захар Верховской сестра твоя духовная Настасия Василиева дочь твоя духовная Онисия Конюхова дочь твоя духовная Наталия Васильева дочь твоя духовная Евдокия Романова 16 Письма епископа Михаила “ Заветное” письмо преподобный Зосима представил на рассмотрение епархиальному архиерею Иркутска — епископу (с 1826 г. — архиепископу) Михаилу (Бурдукову; †1830), в чьей епархии находилось село Сидорово, где тогда жили сестры. Преподобный Зосима высоко чтил авторитет епископа — предстоятеля местной епархии. К епископу Михаилу, находясь в его епархии, он неоднократно обращался за советом духовного и практического характера, интересовался мнением Владыки о своих сочинениях. Переписка продолжалась до самой кончины архипастыря 17 . Позже, перебравшись в Туринский монастырь, находившийся в соседней Тобольской епархии, отец Зосима так же обращался и к местному архиерею 18 . Владыка Михаил, как мы видели по его надписанию, благосклонно отнесся к начинанию старца Зосимы. Он продолжал его поддерживать и в последующие годы, о чем свидетельствуют шесть его сохранившихся писем 19 . Отметим, что при епископе Михаиле началось апостольское служение другого светильника Русской Церкви — будущего митрополита Московского и Коломенского, просветителя Америки равноапостольного Иннокентия (Вениаминова; Именно епископ Михаил в 1823 г. благословил молодого священника отправиться для проповеди Евангелия алеутам на остров Уналашку 20 .   1. Преподобный Отец Зосима, Любезный о Христе Брат! Еще не успел я ответствовать на писание Ваше от 27 Июля, как получил от Вас и другое сего Октября 17 дня. То и другое содержат в себе такие известия, кои приятны не только слуху моему, но и сердцу. Да поможет Вам Пастырь и Поспешитель душ наших, Иисус Христос довести до спасения всех, предавшихся и предающихся Духовно-Братственному Вашему водительству! — Хотя же в первом письме Вы требовали от меня некоторых советов касательно монашества: но по всему вижу, что оные Вам не нужны. Дух, виденный в Вашей книге, дух разума и благочестия, утвержденных навыком и опытностию, сей дух един доволен Вам к разрешению всех недоумений и сомнений.//Сочинение сие Ваше, хотя недовольно много мною читанное, показалось мне столь совершенным в своем роде, что я не усомнился бы подать свой голос о напечатании его. С прискорбием духа расстаюсь с оным, и посылаю его при сем по желанию Вашему. Но буду с радостию ожидать присылки другого Вашего сочинения, мне обещанного, так как и благосклонного известия о всем, случающемся с Вами 21 . Всесильный да сохранит Вас и братию Вашу от всех навет вражиих, сего всеискренне желает Вам Михаил, Епископ Иркутский.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

равно и П дочь тво П д г ховна П П предъ Б[о]гомъ обещаюс П въ точности так М выполнити п коже сестра выше изъ — П вила тоже и П дочь тво П д г ховна П П не инако но в точности тако п коже и сестры написали обещаюс П пред Б[о]гомъ пост г пити и выполнити   1819 года феврал П 2 дн П .//   Несмотря 10 на строгое запрещение Спасителя нашего (смотри Матф. гл. 5 я ст. 34, 35, 36, 37 и 38 й ) о неупотреблении клятв, не могу не удивляться сему клятвенному обету О Зосимы с сестрами; ибо вижу в оном истинную Христианскую любовь и ревность, подобную Павловой, о которой пишется к Рим гл. 9 я ст. 3. Михаил, Епископ Иркутский. 2. Апреля 1819 года.   Приписка епископа Михаила (Бурдукова) к первому “заветному” письму   2. † Во имя О[т]ца, и С[ы]на, и С[вя]таго Д[у]ха, аминь. Завещание о имении 11 . Возлюбленной наш о Бозе о[те]ц духовной Зосима! собственно именующийся Захарий 12 ! Якоже мы самих себе предали Б[о]га ради в повиновение и вверили тебе пещыся о спасении душ наших, равно и о всех потребах для жития нашего. Тако и все наше имение, и всякое нами приобретаемое, и нас ради приходящее тебе вверяем. Которое отныне не признаем собственным нашим, но да имееши оное яко Б[о]гу посвященное. То есть: да почитается всех нас общее и нераздел ное вкупе и с теми, кои впред будут с нами жити в согласии дружелюбно. С которым ты поступай яко от Б[о]га вверенным тебе в снабдение нашему спасению, во благоугождение Б[о]жие. В том и подписуемся. сестра твоя духовная Настасия Василиева дочь твоя духовная Онисия Конюхова дочь твоя духовная Наталия Васильева дочь твоя духовная Евдокия Романова 13   Такоже и аз д[у]ховной ваш старец, Зосима именуемой Захарий Верховской, все что моим именуется, отныне к тому уже собствен ым моим не признаю, но общее ваше и мое, вкупе и старец мой 14 да соучаствует во оном. По смерти же моей да почитается ваше трех моих духовных дщерей, с сестрою духовною Настасию//и с соживушими с вами в согласии, и в вашем повиновении, не оставляя и старца моего, и которую сестру общым судом изберете, та оным и да управляет по наставлению вас четырех духовных триех моих дщерей, и сестры Настасии, во всяких же разномнител ных и недоумен ых вещех 15 и приключениях и потребах, да склон о и соделано будет по онему мнению, на яковое из вас четырех двум дщерем будет угодно по кончине же триех, четвертая оставшаяся, и аще не будет при ней о Б[о]зе сестр соживуших, то да потщится все оставл шее имущество сама раздати бедным и требуюшим на вспоможение.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Мы приведем здесь часть первого «заветного» письма с припиской епископа Иркутского Михаила, на благоусмотрение которого этот «завет» был послан, как уникальнейший документ духовной жизни новообразованного «малого стада», единственный и неповторимый: «Во имя Отца, и Сына, и СвятагоДуха. Аминь. Аз грешной старец Зосима, именуемой Захарий, Свидетельствуя о себе пред Самим Богом, написах своеручно во уверение вам, моим духовным сестрам, Онисии, Наталии, и Евдокии: Аще не от всего сердца и души моея о Бозе к вам усердствую дотолико, что даже и в Царствие Божие не хошу без вас внити, то да лишен буду онаго во веки. Второе, аще порочною, то есть нецеломудренною и нечистосердечною люблю вас любовию, то да буду сам возненавиден от Бога. Третие, аще не дорожу ваше спасение с моим наравне, то да будет низведена во ад душа моя. Четвертое, аще без благословныя вины восхошу оставити вас или не старатися о потребном и нужном для вас, то от Бога сам оставлен да буду 114 . Сице равно и мы, нижеподписавшийся твои духовныя дщери, во утверждение нашего вечностию связаннаго духовнаго дружелюбия с тобою и между собою, тако глаголем пред Самим Богом. Аще которая из нас таковых усерднолюбителных чувств дотолико к тебе, духовному нашему отцу, или к сестрам не имеет, что даже ниже Царствия Божия желати наследити единой без других, или которая из нас аще неоткровенна во всем будет тебе, или не восхощет всегда в повиновении быти у тебе и творити во всем по повелению и совету твоему, или восхощет оставити тебе, или от сестер разлучитися без твоего согласия, тогда таковая, яко неистинствующая и отпадшая и поправшая сей завет наш, пред Богом соделанной, да будет изглаждена из него и лишена нашего с нею соуза. И прочее да не числится между нами в нашем единодушном, вечном неразторжном о Христе содружестве, в том и подписуемся, Онисия Конюхова. Наталия Васильева. Евдокия Романова. Сего ради вообще о нашем завещании ко Господу Богу возвещаем, взывающе сице: Боже и Господи всех, всякаго дыхания и души имый власть! Веси, яко со упованием на Тя и с намерением во благоугождение Тебе тако сложилися во единодушное и вечностию неразрушимое содружество, сего ради единодушно молим Тя: не посрами нас, Боже, тако дружелюбие о имени Твоем сложившихся, но даждь нам в сходство завета нашего и по смерти нашей неразлучными быти един от другаго. Понеже уповая на Твою благостыню, милующую нас, связахом самих себя таковым завещанием и обещанием. Дóндеже не узрим всех нас четырех Твоею благостию и милосердием прощенных и помилованных, то единому без других не желати наследити вечное небесное блаженство, ниже внити во оное покоище, яже Ты, Господи, уготовал еси любящим и послужившим Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

23. Окт . 1818 года. Иркутск.   2. Преподобный Отче Зосимо! На любезное мне писание Ваше от 23 д Февраля не могу по настоящим великим дням много писать Вам в ответ, разве только следующее: — 1 е Что я мыслю о Вашем Духовном Завете с сестрами, о том кратко написал на оном мнение мое, не для охуждения оного (Боже сохрани меня от сего зла!), но для уверения Вас в искренности моих чувствований в рассуждении Вас. — 2 е Согрешил я, признаюсь, противу Вашей заповеди о непоказывании никому вышепомянутого завета. Ибо я давал оное для прочтения вместе с Вашим письмом здешней Игумении Нимфодоре; бывшей Капитанше Кругловой. Плод от сего чтения ее вышел тот один, что обеих сестр Ваших, Наталию и Евдокию она по догадкам считает себе родственницами. — 3 е Чем лечить болящую Сестру Вашу Евдокию, о том с совету Врачей конечно можно бы было дать наставление: но, судя по вере ее и полному упованию на промысл Божий, мню лучше оставить//ее на волю оного: пусть, по Апостолу, внешний ее человек тлеет, лишь бы внутренний обновлялся по вся дни (ср. 2 Кор 4:16) . — 4 е О будущем, преднамереваемом Вами переезде в здешнюю страну, или о временной только поездке Вашей сюда, Сам Бог подаст Вам случай. — 5 е Ответы Ваши в Барнаул благоразумны: но я люблю при всяком подобном случае напоминать Христовы словеса: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф 26:41; Мк 14:38) 22 . Наконец, при наступлении прерадостного дня Воскресения Христова, желая Вам с Братиею встретить и препроводить оный в духовной радости, имею пребыть с братскою к Вам любовию вседоброжелательнейшим, Михаил, Епископ Иркутский. 2. Апреля 1819 г. Иркутск.   3. Христос воскресе! Не могу не сорадоваться Вам, Преподобный Отец Зосима! в радости о благодатном обращении к Вам сестр, удалявшихся от Вас на страну далече 23 . Будем ежеминутно благодарить Господа Бога, что Он по дару Христа Своего не оставляет нас в путях жизни нашей и спасения Своего. Сердечно желаю Вам с любезными о Христе сестрами подвизаться в добре начатых Христианских подвигах до конца, во всяком мире, единомыслии и братской любви. — За присланный образ Божией Матери, трудов Сестры Наталии, усерднейше Вас благодарю. Он так прекрасен, что счел за приличное подарить его здешней монахине Иларие. — На вопросы Ваши о разрешении и вязании братних грехопадений простцу 24 , также о целовании сестр на святую Пасху не нахожу дальней 25 нужды ответствовать, зная, что Вы довольны сведущи в Божественных писаниях и имеете в себе Дух Христов. Они научат Вас и без меня всякой истине и правде (ср. Ин 16:13) .

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

2. Маия 1825 г. Иркутск. Письма сестер В 1821 г., по благословению архиепископа Тобольского Амвросия (Келембета; †1825; на кафедре — в 1806–1822 гг.) преподобный Зосима предпринимает свое первое по выходе из пустыни путешествие в Петербург. Его целью было добиться в Святейшем Синоде указа о возобновлении Туринского монастыря 33 . С собой он вез письмо сестер, написанное “на уверение Святейшего Синода” в их твердом желании быть под руководством старца и иметь его попечителем организуемой обители 34 . В марте следующего 1822 г. отец Зосима находился в Петербурге, где встречался с членами Синода и министром Духовных дел князем А. Н. Голицыным 35 . Двое из членов Синода послали сестрам свое письменное благословение 36 . Ко времени этой поездки относятся второе письмо сестер 37 , письмо первой ученицы старца Анисьи Конюховой 38 и первое письмо Евдокии Романовой 39 . Очевидно, они были написаны в ответ на неизвестное нам послание отца Зосимы, в котором он еще раз спрашивал сестер, уверены ли они в своем решении жить в монастыре под его попечением. На следующий год преподобный Зосима предпринял новое путешествие в европейскую Россию. Нужно было посетить Петербург, где предстояло представить в Синод устав новой обители, испросить возвращения монастырю ранее принадлежавших ему земель, а также собрать средства на восстановление монастыря. Кроме того, старец предполагал посетить Смоленскую губернию, свою родину и увидеться с родными, связь с которыми была прервана в течение примерно 30 лет 40 . Ко времени этого путешествия относится второе письмо Евдокии Романовой, третьей ученицы старца 41 . 1. † Во имя О[т]ца и С[ы]на и С[вя]таго Д[у]ха. Аминь! От духовных дочерей старцу Зосиме, именуемому Захарию. Сие еще тебе, о[т]цу нашему аки вновь написахом и вручихом на уверение Святеищаго Синода, святителем Христовым; что мы не отмещемся от тебе, но желаем пребыти к тебе таковыми и поступати тако, якоже в прежнем нашем завещании изъявлено пред Господем Богом 42 , а посему никоторой начал нице дондеже ты в живых в полное повиновение отдатися мы не склонны, и никакой монастырь, ниже иное какое место может нас умиротворить, лишася твоего духовного наставления и попечения, яковое ты обещался пред Богом и ныне являеши нам, разве точию святителие Святеищаго Синода рекут, яко есть богопротивно таковое наше к тебе, а твое к нам обязател ство о Христе и еже бы нам твоим наставлением спасатися; но тогда будем мы неповинны, ибо они Богу отвещают, аще по их повелению разлучася с тобою последует потеря нашему спасению, ибо ныне, ради нашего пре-//дания и послушания к тебе, по глаголу святого Иоанна Лествичника, ты бы был судим за наше спасение 43 .

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

343 Надо слушать со вниманием все в школе, не рассеиваться, не шалить, строго себя вести, благопристойно, почитать и уважать своих воспитателей, всех учителей и любить их, не оскорблять. Всегда твердо, ясно, отчетливо отвечать, внимательно слушать и записывать все заданные уроки. Всегда среди товарищей, учеников иметь дружбу с хорошими, кроткими, скромными подружками, а не с хулиганами. Не грубить, не обзывать, не обманывать и отнюдь чужого ничего не брать. Если найдешь, и то не бери, отдай учителям. Если тебе будут давать или дарить, не бери: ты возьмешь, а оно окажется краденым – позор тебе будет и родителям твоим. Даже дома ничего без спроса не бери, если взяла, сейчас же скажи, не ври, не лги, всегда правду говори, за правду все будут тебя любить, уважать и дорожить. Со всеми будь вежлива, всегда старшим давай дорогу, уважай, помогай, в школе и на улице веди себя благородно, не кричи громко, не разевай рот и не ори во всю глотку. Это только хулиганы так себя ведут. Не порочь свою честность с детства, и всю жизнь будешь счастлива и здорова. Слушай родителей, люби и не оскорбляй, помогай и уважай, и Бога не забывай. Дома молись, когда можно – вместе с родителями. Не обижайся же и на мое нравоучение. Я сам был учителем, испытал сам: плохо учился, а Господь дал дарование. 304 Беглов А. Л. Вечностью неразрушимое содружество//Альфа и Омега: ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России, 2001. 3 (29). С. 207. 308 См.: Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой. Т. 1. С. 465–674. 309 Перевод с церковнославянского языка осуществлен сестрами переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря по изданию: Альфа и Омега: ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. 2001. 3 (29). С. 210–213. 313 дальнейшей судьбе подписавшихся под этим письмом известно следующее. Все они стали насельницами Свято-Николаевского монастыря, открытого в Туринске в 1822 году.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

53 Так в оригинале. Вероятно, это слово произведено от восхотеть ; тогда значение фразы может быть следующим: …исполнить мою обязанность евангельского въсхотства (=желания, стремления) к твоему преподобию. Ср. ниже “Утверди меня к дражай му о[т]цу моему быть совершенною ев[а]нгельскою во всем послушницею!”. 54 “Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставление безмолвствующим, в сотне глав” проповедует “царский путь” умеренного поста. Оно предписывает в постные дни вкушать “сухие снеди” один раз в день и “варево” дважды в день в остальные дни. См.: Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т.   5. М., 1900. С. 346–355. Преподобный Зосима и его ученицы читали “настав ­ ление” в славянском переводе преподобного Паисия Величковского: Добротолюбие или словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец. Ч. 2. М., 1793. Л. 70–73 об. Ср. “ < Великим Постом > каждая из сестер одна перед другою рвалась на большие подвиги и, как дети простосердечные, не зазирая друг друга, испрашивали у него благословения иная на пятидневное неядение, иная на трехдневное”. — Житие и подвиги… Ч. 1. С. 134. 60 К тому же вызывает сомнение, что в 2–2,5 месяца между приходом к старцу А. Конюховой, если речь в июльском письме шла о ней, и Н. Васильевой могло произойти столько событий: переселение А. Конюховой из Кузнецка в деревню Сидоровка, встреча отца Зосимы с советником Матвеем Васильевым, присоединение его дочери к вдове Анисье; при этом А. Конюхова некоторое время жила в Сидоровке уединенно. — Житие и подвиги… Ч. 1. С. 104–107. 63 Там же. С. 169. Старец Зосима покинул Тобольск не раньше конца мая: он получил шестое письмо епископа Михаила, написанное 2 мая, а почта из Иркутска в Тобольск шла не менее трех недель. 67 Там же. С. 91. Ср. Троице-Одигитриева пустынь/Составила кн. Елена Горчакова . М., 1903. С. 7. 68 Житие и подвиги… Ч. 1. С. 107–108; третье письмо епископа Михаила. Вероятно, поводом для смущения стало требование старцем от своих послушниц нестяжательной жизни. Как раз тогда Наталья Васильева после смерти отца получила значительное наследство, которое старец благословил обратить на пользу начинающегося общежития. Ср. прим. к “заветным” письмам.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010