Таким образом, мы получили следующую хронологию. 1797, январь–июль — Анисья Ивановна Конюхова начинает окормляться у преподобного Зосимы; переселение ее из Кузнецка в Сидоровку июль — присоединение к вдове Анисье Натальи Матвеевны Васильевой сентябрь–октябрь — купеческая сирота Евдокия Романова присоединяется к первым ученицам июль–октябрь — 1823, октябрь — работа над “Поуче-нием о послушании” 2 февраля — “завет” с Анисьей Конюховой, Натальей Васильевой и Евдокией Романовой 2 апреля — “завет” утвержден епископом Михаилом январь — строительство келейного корпуса в Сидоровке январь–февраль — смерть коллежского советника Васильева и присоединение его вдовы Анастасии Николаевны Васильевой к общине отца Зосимы; составление “завещания о имении” сентябрь–октябрь — 1822, сентябрь–октябрь — поездка в Петербург по делу о возобновлении Туринского монастыря 70 осень–начало зимы — переселение в Туринск — второе путешествие в европейскую Россию и воссоединение с племянницами; постриг их в московском Симоновом монастыре 71 ноябрь — возвращение Васильевых, нестроения в обители; прошение преподобного Зосимы об увольнении от должности попечителя (отослано, вероятно, в январе следующего года) 73 6 Эти наставления посвящены основам иноческой жизни: нестяжанию, братолюбию, более всего — должным отношениям с духовным отцом и послушанию. Представляется, что они писались старцем Зосимой специально для чтения в собрании сестер. На это указывает, например, Слово 43: “К спящим на чтении поучения”. Ср.: “После утренних молитв до прихода священника иногда отец Зосима читал вслух какое-либо поучение св Отцев: и все около него сидели на помосте церковном и слушали Мысль старца была та, чтобы души всех были приготовлены к утреннему славословию или молитвою, или слушанием духовного поучения ”. — Житие и подвиги… Ч. 1. С. 133. Преподобный Зосима в своих поучениях откликается на события внутренней жизни братства. Нетрудно увидеть в Словах “О иноцех, подобящихся диаволу” (6-е), “К развращенному послушнику” (9-е), “О лгущих противу своего спасения” (30-е) и др.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Филиграни: неопределенная фигура, лежащая на верхней горизонтальной линии; в центре — 8 , внизу — крюк, повернутый в сторону 8 . Центральный знак малой величины, остальные — средней. 39 Письмо написано на обрезанном листе синей бумаги размером 15 Ч 16,3 см коричневыми чернилами; почерк — имитация полуустава. 41 В этом письме упоминается “святая обитель”, в которой находится автор, то есть оно не могло быть написано до переселения в Туринский монастырь осенью 1822 г. При этом нет никаких намеков на нестроения и скорбные обстоятельства, следовательно, письмо написано не в период вынужденного удаления старца из монастыря в 1824 г. Не могло оно быть написано и позже: бумага сходна с той, на которой написаны первое “заветное” письмо и первое письмо сестер, что указывает скорее на Сибирский период жизни преподобного Зосимы. Письмо написано на листе синей бумаги в 4° черными чернилами; почерк — имитация полуустава. Поля отчерчены карандашом: внутреннее поле 1,2–1,5 см от сгиба, внешнее — 2,5 см. Филиграни: правая сторона — СМС. Левая сторона: натянутый лук треугольной формы, стрела — острием вправо, без перьев (ср. Лихачев 274–278); далее — 20 (ср. Лихачев 3597). Ср. 2-е письмо сестер. Знаки средней величины. Письма публикуются впервые. В первом письме написания приближены к современным нормам, в остальных — за исключением оговоренных случаев полностью исправлены в соответствии с ними. Явные ошибки и описки исправлены. Условные обозначения — те же, что и во втором “заветном” письме. 43 Ср. “Кто в повиновении отцу своему приобрел совершенно чистую совесть, тот уже не боится смерти, но ожидает ее ежедневно как сна, или лучше сказать как жизни, достоверно зная, что во время исхода души не от него, но от наставника потребуется ответ”. — Цит. по: Преподобного отца нашего Иоанна , игумена Синайской горы, Лествица, в русском переводе. Слово 4, 50. Сергиев Посад, 1908. С. 40. Преподобный Зосима и его ученицы читали “Лествицу” в славянском переводе, возможно, в издании: Лествица. Варшава, 1785.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

С. 103–104. 495 Экземплярский В. И. Старчество. С. 152, 154, 185, 206, 214 и др.; Пастырство монастырское, или старчество. С. 173–184; Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. С. 19–29. Ср.: Экземплярский В. И. Старчество. С. 164 и сл. 500 Ср. «завет» с духовными дочерьми преподобного Зосимы (Верховского) : «Аще не от всего сердца и души моей о Бозе к вам усердствую дотолико, что даже и в царствие Божие не хощу без вас внити, то да лишен буду онаго во веки. Сице равно и мы твои духовные дщери, во утверждение нашего вечностию связаннаго духовного дружелюбия с тобою, и между собою, тако глаголем пред самим Богом. Аще которая из нас таковых усерднолюбительных чувств, дотолико к тебе духовному нашему отцу, или к сестрам не имеет, что даже ниже царствия Божия желати наследити единой без других. Или которая из нас, аще неоткровенна во всемъ будет тебе, или не восхотеть всегда в повиновении быти у тебе тогда таковая яко неистинствующая, и отпадшая, и поправшая сей завет наш пред Богом соделанной, да будет изглаждена из него, и лишена нашего с нею союза. И прочее да не числится между нами в нашем единодушном, вечном неразторжном о содружестве». – Беглов А. «Вечностию неразрушимое содружество». С. 210–212; Женская Зосимова пустынь. С. 66–69. 501 См., например: Кучумов В. А. Русское старчество//Монашество и монастыри в России. века: Исторические очерки. М., 2002. С. 229. Правда, в русской дореволюционной! историко-богословской науке высказывались (со ссылкой на жития святых) и мнения об общераспространенности старчества в Древней Руси. Однако это происходило без необходимой аргументации. См.: Смирное С. И. Древнерусский духовник. М., 1913. С. 26, примем. 5; ср.: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. С. 9. 503 Так, монахиня Игнатия (Пузик) высказывала мнение о том, что старчество как метод духовного трезвения всегда существовало в недрах русского монашества: и в момент его рождения в киевских пещерах, и во время его расцвета в лесах Северной Фиваиды. Между тем ее произведения не могут восприниматься как научные труды с их точностью языка и последовательностью аргументации.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

  Письмо Евдокии Романовой. Последняя страница Еще 55 , чеснейший о[т]че, с великою с горестию сие открываю: в праздничные дни со сладостию все вкушаю, а больше всего за сие обливаюся горькими слезами, что Создателя моего прогневляю и тебя, дражайший о[т]че, огорчаю, услаждаюся какой нинаес ь травой вареной. Помолися, чеснейший о[т]че, о мне, когда бы могла, подражать тебе сим, что бы не вкушать никогда сие, не услаждаться в сем свете ничем. Сибирский период жизни преподобного Зосимы: основные события Можно думать, жизнь в Сибири была особенно памятна преподобному Зосиме. Здесь он в полной мере отдался отшельнической жизни, познал ее неизреченные радости и великие искушения. Здесь он вышел на подвиг руководства душами, вкусил радость духовного отцовства и горький оцет, поданый отступившими чадами. В этот период он сформировался как муж великой духовной силы и доверил свой опыт бумаге. Основной источник сведений о преподобном Зосиме — жизнеописание старца, написанное его племянницами. В их труде не все события жизни Преподобного имеют однозначную хронологическую привязку; в частности, не датировано такое важное событие, как конец пустынного жития и начало общежития сестер. Это вполне объяснимо тем, что сестры Верховские присоединились к общине преподобного Зосимы в 1823 г. Рассказ о предшествующих годах ведется в общих чертах, содержит немногие опорные даты, по всей вероятности, почерпнутые из воспоминаний самого старца, а также относительные датировки. Например, жизнеописатель утверждает, что преподобные Зосима и Василиск прожили в пустыне 24 года или 25 лет 56 . Скорее всего, эта дата условна и указывает не точный срок пустынножительства, а его порядок, тем более что это указание расходится с другими датами, приведенными в жизнеописании 57 . Опубликованные документы освещают самый ранний и малоизвестный период существования общины преподобного Зосимы: 1818–1825 гг. Они дополняют биографию старца, позволяют уточнить датировки многих событий. Согласно жизнеописанию, первые три ученицы старца пришли к нему одна за другой через непродолжительные промежутки времени, и произошло это незадолго до 1820 г.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

А я себя, по своему окаянству и пренаполненною всеми ядовитыми страстями, не имевши смирения, может сим не смирюся ли и не приведу ли себя во смирение. Да и оказал нам преподобный Исидор: сначала не с любовию нес сей подвиг, но потом получил истинное смирение 52 . Хотя я червь и пепел супреть сего угодника Б[о]жия, но только не знаю, чем получить смирения и пожить во угождении создавшему нас. Хотя я немочнейшая и слабейшая, а желаю быть таковая. С сим желанием прости меня, всечеснейший о[т]че, что я предлагаю сие. Не подумай, что было из какой-нибудь фальши, но самою порукою поставляю Царицу Н[е]б[е]сную, что истинно желаю сего, с сим желанием отдаюся в полную с[вя]тую волю твою, чеснейший о[т]че. Что касается по разлучении тебе от нас, не могу исчислить согрешений моих, приношу раскаяние, прошу во всех прощения. Еще истинного прощения прошу за сие: без тебя, путеводителя моего, много вольничала, сама себе посты и поклоны определяла. Искренно прошу за сие прощения, лежу у ног с[вя]тых твоих, помоги мне своими с[вя]тыми молитвами исполнить мою обязанность въсхотства 53 с[вя]таго Ев[ан]гелия к твоему преподобию. Ежели не отринешь, дочь твоя д ховная многогрешная Евдокия.// Чеснейший о[т]че, еще повторяю, открываю все мое тревожащее и нетвердое сердце в рассуждении теперешнего моего спокойного д[у]ху, но чтоб впредь быть непоколебимой, сими словами подкрепляю и подтверждаю сама себе. Вкорени во мне, о Б[о]же мой, о Б[о]же с[вя]тый, спасительный страх, восприими, о душе моя, восприими ныне достохвальное и твердое намерение быть столько попечительною, сколько была ты нерадивою и к чеснейшему о[т]цу моему неуважительною, будь же уважительнейшею, ополчись бодростию против твоей боязливости, против гласов твоего самолюбия быть истинной и совершенной послушницею, не иметь ни в чем своей воли и желания, подражай сим великим душам, которые ревностно уловляют все случай к преуспеянию в путях Б[о]жиих. Сими словами прошу, Б[о]же мой, Спаситель мой и О[те]ц мой, я отдаю себя во всем в Твою волю, то есть в недро преизящной Твоей бл[а]гости. Я знаю, что Ты бесконечно премудр, и Тебе известно все, что на пользу, бесконечно бл[а]г и желаешь только доброго. Утверди меня к дражай му о[т]цу моему быть совершенною ев[а]нгельскою во всем послушницею! Припадаю к стопам твоим, чеснейший о[т]че, прошу прощения, что я окаянная не могу выполнять твоей данной заповеди питатися уставом с[вя]того Каллиста, но всегда побеждаюся чревом. По сему окаянству моему, хотя мало вкушу сладостных брашен, не могу воздержатися от них. Сие способнейше для меня окаянейшей есть один хлеб один раз в сутки 54 . Какую меру сам назначишь, за Б[о]жиею помощию той буду довольна, желаю за любовь сладчайшего Ии[су]са сим питатися, как тебе, чеснейший о[т]че, за бл[а]го будет, так и определи меня. Я, как от самого Спасителя, прииму сие. С сим желанием лежу у ног твоих, прошу навеки благословения многогрешная Евдокия. 

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Л. 64 об. 45 Митрополит Варлаам (Эристов; †1830), бывший митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, экзарх Грузии в 1817 г. был уволен от управления и введен в Святейший Синод. 46 Имеется в виду, очевидно, — начало монастырской жизни, которое должно было произойти по возвращении преподобного Зосимы. 47 Начало общежития преподобного Зосимы мы относим ко второй половине 1818 г. (см. “Сибирский период… основные события”). Следовательно это письмо было написано не ранее осени 1821 г. Однако особенности бумаги сближают его с письмом Евдокии Романовой 1823 г. (см. ниже) и, напротив, существенно отличают от первого письма сестер. Это означает, что первое и второе письма сестер не были написаны одновременно. Скорее всего, автор второго письма отсчитывал начало общежития с момента заключения “завета”. Таким образом, оно было написано в начале 1822 г., когда преподобный Зосима был уже в Петербурге. 48 В черновике отсутствует подпись Анисьи Конюховой и есть (по правому полю) вторая подпись Натальи Васильевой: Гнуснейшая самих бесов, недостойная быть и рабою твоею, честнеиший о [те]ц Зосима! с помощи ю Б [о]жи ею желающая подражать с [вя]тым сестрам в их начинани и; много-окаянная, Натал и я. 49 Это место позволяет предполагать, что второе и третье письма сестер были ответом на неизвестное нам послание преподобного Зосимы. 52 Имеется в виду подвижник, упомянутый в “Лествице” (Слово 4, 23–24). Происходя “из князей города Александрии”, при вступлении в обитель он был “весьма коварен, суров, зол и горд”. Игумен поручил Исидору стоять “у ворот обители и всякому входящему и исходящему” кланяться “до земли, говоря: помолись обо мне я одержим злым духом”. В этом подвиге он пребывал семь лет, по прошествии которых скончался. “В начале, говорил он, я помышлял, что продал сам себя в рабство за грехи мои, и потому со всякою горестию, самонасилием и кровавым понуждением делал поклоны. По прошествии же года сердце мое не ощущало скорби, ожидая награды за терпение. Когда минул еще один год, я уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители и поникши очами долу, а мыслию еще ниже, уже искренно просил входящих и исходящих помолиться обо мне”. — Лествица, в русском переводе. С. 28–29; Лествица [слав.]. Л . 52 об.–53 об.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Не могу изъяснить, только представляю себе обладателя по Бозе всей моей жизни и будущего блаженства, в твоих руках полагаю смерть и живот. О, несказанное щедрот и глубина милосердия Б[о]жия! В мерзкое и скаредное мое сердце такой луч д[у]ховной о Б[о]зе любви! Дражайший//о[т]че, к тебе коснулася в теперешних мыслях. паки Создатель мой от меня не отступится, и до веку желаю быть таковая сим усердием, явись бы какое злострадание или злоключение не было, только быть с тобою в одном месте, и наслаждаться от тебя д[у]ховной беседой и принимать твои гл[а]голы, как от Самого Спасителя мира. Я сие понимаю и благодарю Создателя моего. О, Б[о]же мой, Спаситель мой, верховный Бл[а]годетель мой: все побудительные причины обязывают меня ко с[вя]тому пребыванию, к истинному послушанию; сими словами молю Его бл[а]гостыню: просвети меня в моих начатых предприятих, Ты ущедри меня великими Твоими милосердиями. Я, с моей стороны, ничего так не желаю, как привергнуться к Тебе навеки, и употребить к тому все средства, которые зависеть будут от меня, от моей верности, от моих попечений, от моих неусыпных стараний. Вот каковые я наипаче вознамеряюся принять и посвятить должной моей к Тебе бл[а]годарности. Просвети меня в моих предприятиях, подкрепи меня в моих решениях. А тебе, чеснейший о[т]че, еще осмеливаюсь открыть, тебе, ро дшему о[т]цу и попечителю моего спасения, как тебе за благо окажется и как в тебе С[вя]тый Д[у]х присуд ­ ствовать 51 будет, а я свои чувства открываю тебе. Желаю выключена быть из числа старших, недостойна сего звания быть себя вменяю, со упованием на Б[о]жию//помощь да на твои с[вя] ­ тые молитвы, желаю быть последнейшей всех во с[вя]той сей обители, а определена в числе работниц монастырских, а что заключается до нашего вечного завета, он, кажется, сим не нарушится. Ежели пресладчайший мой Ии[су]се не отвратит лица Своего от меня мерзкой, то из сего завету не изгладит меня за сие и от тебя, ст[арц]а моего за твои с[вя]тые м[о]литвы да по милосердию Своему не отлучит в будущем меня от тебя , что я была работницею монастырскою.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Отец Зосима со смирением все исполнил, но скорбел душею, что так предупредили они против него архипастыря”. — Житие и подвиги… Ч. 1. С. 138–139. 32 После кончины в феврале 1825 г. архиепископа Тобольского Амвросия (Рождественского) старец Зосима, находившийся в то время в Тобольске в ожидании решения Синода по своему делу, снова подвергся притеснениям со стороны своих недоброжелателей: старшего члена Консистории, местного прокурора и др. Гонение прекратилось только после вмешательства светских властей. См.: Житие и подвиги… Ч. 1. С. 165–169. 34 Подобное письмо ранее старец представил архиепископу Амвросию. См.: Житие блаженного старца Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским. М., 1998. С. 87 (переиздание публикации 1849 г.). 36 Письмо написано на листе синей бумаги в 4° коричневыми чернилами; рукой Натальи Васильевой, скорописью. Филиграни: на правой стороне листа 18 . На левой стороне листа — СФ. Начертание С похоже на полумесяц типа Лихачев ( Лихачев Н. П . Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Ч.  I–III. СПб., 1899) 3724; начертание Ф — на крест типа Лихачев 2824, правый и левый конец “срезаны” как у “мальтийского”. Подписи сестер и приписки архиереев — автографы. Вторая страница, как и первая, начинается крестиком. 37 Письмо написано на листе синей бумаги в 4° черными чернилами, рукой Евдокии Романовой; почерк — имитация полуустава. Филиграни: правая сторона — два кольца, верхняя дуга шире, чем нижняя (или 00 ). Левая сторона изнутри: натянутый лук треугольной формы, стрела — острием вправо, без перьев (ср. Лихачев 274–278); далее — 20 . Знаки средней величины. Подписи сестер — автографы. Сохранился черновик этого письма. На нем отчетливо видны водяные пятна (текст обходит одно из них). По предположению монахини Игнатии, — это слезы сестер. См. Монахиня Игнатия . Старчество на Руси. С. 105. На первой странице чистовика в верхнем левом углу синим карандашом — помета преподобномученика Игнатия (Лебедева): обещание завета сестер . 38 Письмо написано на листе синей бумаги в 4° (левая сторона листа отсутствует) черными чернилами; почерк — имитация полуустава.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Сестра твоя духовная Настасья Васильева предавшиеся тебе в повиновение дочери твои д[у]ховные Наталья Васильева Евдокия Романова Онисия Конюхова и мы новоначал ные дочери твои духовные Елена Кораблева Зиновия Шебалина Настасия Костромина Собранным о Господе Сестрам и Богомолицам посылаю благословение Господне, и прошу о незабвении в молитвах. Смиренный и грешный Иона АрхиЕпи[с]коп Тверский 44 Марта 13. 1822.// благословение мое посылаю. Варлаам Митрополит 45 . Подписи архиепископа Ионы и сестер на первом письме Старец Зосима. Рисунок неустановленной сестры. Карандаш. Акварель 2. † Во имя Отца и С[ы]на и С[вя]таго Д[у]ха. Аминь. Чеснейший о[т]че Зосимо бл[а]гослови! Поверьгаем мы себя с помощию Б[о]жиею, со упованием на общею помощницу Царицу Н[е]б[е]сную совершить начинаемое нами 46 . Во-первых, за любовь сладчайшего нашего Ии[су]са; во-вторых, за бесчисленные нами согрешения лежим у чесных и многотружденных отеческих ног. Приими нас в свое наставление и отеческое распоряжение; мы просим и заклинаем самой Матерью Б[о]жиею, чтоб не совершалася ни единая наша воля, яже зла есть и непотребна стена и предградие самому Создателю; поступай с нами, как требуется от совершен ых послушниц, ни в чем не щади нас, истребляй, искореняй все страсти смердящие, которые отлучают нас от любви сладчайшего Ии[су]са, ради Которого мы оставили всю радость мира сего, а больше всего родных своих, умерли миру, желаем умереть и воле своей, желаем и скорбим, какими бы судьбами пожить во угодность пресладчайшему Ии[су]су, но три года живучи 47 , ни единой добродетели не совершилися, прогневляли Создавшего, оскорбляли огорчали каждый час и минуту твою с[вя]т[ы]ню; чем будем платить, чеснейший о[т]че, твоему незлобию, терпению, не знаем, просим истин ого прощения, проклинаем и заклинаем свою волю и свое пагубное//рассуждение, с сего времени желаем и просим и молим Его Верховное Существо, что приимать из уст твоих, как от Самого Г[оспо]да, чтоб больше сих слов тебе от нас скаредных не слышать, как то: прости, бл[а]гослови и не знаем; желаем быть такими до гроба нашего.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Чеснейший б[о]голюбезнейший о[т]че Зосима, припадаю к многотрудным стопам твоим, благослови. Сам ты знаешь, дражайший о[т]че, что я многократно, яко о[т]цу рождшему и о целюбивому, о Хр[и]сте тебе предалася и уповаю на твою жаласлевейшую душу, искоренишь и спотребишь мои послушнические недостатки, а своими с[вя]тыми молитвами неи ­ чер ­ паемую глубину милосердия Б[о]жия умилостивишь, меня недостойную вчинить истинных послушниц, а я окаян ейшая желаю и молю, положить начало благое во угождение сладчайшему Ии[су]су послужить, и твою успокоить многокрушительную д[у]шу. Впрочем, прости меня, препочтен ей ­ ший о[т]че, не стараюся много оказывать искренности на бумаге, а желаю и молю сколько сил моих есть Споручницу нашу, Царицу Н[е]бесную, совершить подвиг искрен ой послушницы. С сим желанием лежу у ног твоих чесных, благослови, огради своими заочными молитвами. Остаюся много-премно ­ гогрешная, ежели не выключишь за недостоинство мое, дочь твоя д[у]ховная Åâäîê ия Романова. Записка преподобного Зосимы, обращенная к сестрам 5 . † Во имя О[т]ца и С[ы]на и С[вя]таго Д[у]ха. Аминь. Чеснейший о[т]че Зосимо, благослови! Припадаю к чесным стопам твоим, открываю искренность сердца моего пред всевидящим оком, пред сладчайшим Ии[су] ­ сом. По истине, чеснейший о[т]че, о Б[о]зе я тебя люблю и желаю о имени сладчайшего Ии[су]са моего и впредь тебя любить всем моим сердцем, всею моею душею, и я желала бы сим време м вознаградить все то время, когда я тебя огорчала, воз радить те злополучные дни, когда я окаянная по нерассуждению своему тебя прогневляла. Почто все дни моей жизни не были таковы, как ныне! Непрестанно существовала бы в небе и в продолжении всей моей жизни. Сим единым словом прошу Создателя моего: о, Б[о]же мой, я желаю любить того тоюже любовию, какою Ты его любишь, за то самое, что он к Тебе меня окаянную привлекает и поочряет на Твои с[вя]тые заповеди. За сие самое не знаю, как нарещи тебя — по д[у]ху о[т]цем и наставником? Больше сего чувствую в сердце моем. По плоти ро дшим о[т]цем? Сего еще большее чувствую в сердце моем.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010