58 . Уточнить дату встречи преподобного Зосимы с его первой ученицей Анисьей Конюховой 59 помогает письмо епископа Михаила от 23 октября 1818 г. В нем Владыка упоминает два письма старца, в которых тот рассказывал архипастырю о “предавшихся и предающихся” его “духовно-братственному водительству”. Первое из этих писем было написано 27 июля, а второе — 17 октября. Таким образом, в июне — июле и в сентябре — октябре 1818 г. духовная семья преподобного Зосимы пополнилась двумя новыми членами. В начале следующего 1819 г., как это следует из первого “заветного” письма, она состояла из трех человек: Анисьи Конюховой, Натальи Васильевой и Евдокии Романовой. О ком же из них писал преподобный Зосима епископу Михаилу? Множественное число в высказывании епископа Михаила наводит на мысль, что в июле у старца была уже не одна ученица 60 , следовательно, в письме Преподобного от 27 июля речь шла о второй его ученице, Наталье Васильевой. Думается, мы не ошибемся, если датируем встречу Анисьи Конюховой с преподобным Зосимой и, следовательно, начало его старчества первой половиной 1818 г. Вероятно, что в июле — октябре 1818 г. преподобный Зосима задумал “Поучение о послушании” и начал работать над ним 61 . Богато события ìè было и начало 1820 г., когда, согласно жизнеописанию, в Сидоровке был построен келейный корпус 62 . Дело в том, что имя советницы Васильевой отсутствует среди подписавших “заветное” письмо, но появляется под “завеща ­ нием об имуществе” и под общим письмом епископу Михаилу, датированным старцем 1 марта 1820 г. Следовательно, смерть советника должна была наступить раньше этой даты, но в том же году, так как строительство келейного корпуса, которое он финансировал, приурочено жизнеописанием к 1820 г. Остальные события легко датируются через сопоставление различных источников. Не вполне ясна лишь продолжительность пребывания старца в Тобольске после смерти архиепископа Амвросия, поскольку нам не удалось установить точную дату приезда на место службы губернатора Д. Н. Бантыш-Ка­менского 63 .

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

73 Там же. С. 139–140; пятое письмо епископа Михаила. Это письмо было ответом на послание преподобного Зосимы с проектом прошения в Синод, написаное 3 декабря. Следовательно Васильевы, прожив в Тобольске месяц (Житие и подвиги… Ч. 1. С. 138), возвратились оттуда в середине или в конце ноября. 79 Смолич И. К . История Русской Церкви… Ч. 1. С. 761; Житие и подвиги… Ч. 1. С. 166–167; шестое письмо епископа Михаила.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Гнуснейшая всех тварей и грешнейшая, недостойная раба и, если не отвергнешь, дочь твоя духовная Анисия. Гнуснейшая самих бесов, недостойная быть и рабою твоею! Наталия 48 . Мерская и гнусная Евдокия, не смею дочерью нарещися; ежели по своему отеческому милосердию не отринешь, повергаюся под ножие на веки.   3. † Во имя О[т]ца и С[ы]на и С[вя]таго Д[у]ха. Аминь. Б голюбезнейший и Б[о]гом избран ый, преподобный честный о[те]ц Зосима, благослови. Припадаю к твоей благостыне и к честным стопам твоим, прошу приятного твоего отеческого благословения и во всем моим согрешениям прощения и не забуди меня грешную во с[вя]тых молитвах, и от всея души моея тебе земно кланяюсь. Спаси тебя Г[оспо]ди и помилуй, б[о]голюбезнейший и дражайший о[т]че с[вя]тый, за твою б[о]гоприятную ко мне отеческую любовь и милосердие и за усердное твое старание и труды и попечение о спасении о душах наших грешных. За все тебя, Г[оспо]ди, вознагради в будущем. Любезнейшей о[т]че с[вя]тый, ты спрашиваешь о истин ом к тебе о Б[о]зе усердии 49 ; прости Г[оспо]да ради, я тебе не умею грешная изъяснить мое к тебе о Б[о]зе усердие и любовь; за Б[о]жию помощию люблю и почитаю наипаче рождшего о ца, Г[оспо]дь видит, что мне не нужна и обит ль без тебя; я за Б[о]жию помощию желаю быть под твоим покровительством до гроба моего со упованием на Божию помощь твоими с[вя]тыми молитвами в нерассудном послушании за любовь Б[о]жию. Г[оспо]дь сказал: не творю волю Свою, но волю пославшего Мя О[т]ца (ср. Ин 6:38) . Прости Б[о]га ради, о[т]че с[вя]тый, меня грешную и недостойную, благослови, моли Б[о]га о мне грешной. Цалую о Г[оспо]де следы твои. Дочь твоя духовная и раба и послушница усердная Анисия Конюхова. Сестра Настасия 50 тебе земна и усердна кланяется и просит благословения и с[вя]тых твоих молитв. За Б[о]жию помощию, твоими молитвами, желает быть на всю жизнь твоей дочерию духовною и послушницею усердною, она тебя любит и почитает, паче рождшего о[т]ца и матери.   4. † Во имя О[т]ца и С[ы]на и С[вя]таго Д[у]ха. Аминь.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Зосимы скорописью — Завет от иркутского архиерея и Рахили . Рядом рукой Анастасии Васильевой: и письма и племянниц . Рахиль — имя в рясофоре Натальи Васильевой. См.: Житие и подвиги… Ч. 1. С. 150. 19 Письма епископа Михаила написаны на листах белой, 5 — бледно-синей бумаги в 4° (19 × 23 и 20 × 25 4 и 6) см) коричневыми чернилами. На бумаге писем 4 и 6 верже почти не просматриваются . По правому краю письма 3 — нижняя часть нечитаемой литерной филиграни. Письма публикуются впервые по современным грамматическим нормам с сохранением графических особенностей оригинала и некоторых индивидуальных написаний. Подчеркивания оригинала и адреса цитат из Священного Писания, восполненные нами, отмечены курсивом. Условные обозначения — те же, что и в “заветных” письмах. 21 Перу преподобного Зосимы принадлежат четыре известных нам труда: “Сказание” о действиях молитвы Иисусовой, “Поучение о послушании”, “Житие… старца Василиска” и “Записки о жизни… Петра Алексеевича Мичурина”. “Сказание” и “Житие” были написаны после смерти старца Василиска (†1824). Следовательно, первым из упомянутых епископом Михаилом сочинений могли быть “Записки” или какая-то часть “Поучения о послушании”. (Так, Слово 1 “О вступлении в иночество и о нестяжании”, самое пространное в “По­уче­нии”, занимает Л. 6–21 об. и вполне могло быть названо книгой ) . Под вторым сочинением возможно подразумевалось “Поучение” или его продолжение. В XIX–haчaлe XX вв. “Сказание” довольно широко было известно в списках, но опубликовано по одному из них лишь в последние годы: Сказание о дивных случаях, монаха Василиска, при прохождении внутренной Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его — монахом Зосимою// Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л . Белорусско-украинско-русская православная книжность межвоенной Польши: Исследования и публикации по материалам экспедиции 1996 г. М., 1999. С. 114–139. Список “Сказания”, принадлежавший Оптиной пустыни, хранится в Отделе Рукописей РГБ. “Записки” и “Житие” опубликованы Оптиной пустынью: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха Василиска и юродивого Ионы.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Ибо я бренный при сем случае рассуждал: можно ли было думать, чтобы доброе основание Богоугодного дела, с чистейшим расположением к распространению славы Божией предпринятого, не восприяло доброго успеха и не достигло доброго конца? Как суетна надежда наша на князи и на сыны человеческие (ср. Пс 145:3) , из коих и малые и великие, и хранители и исполнители правосудия самый закон святейший превращают в орудие зла и притеснений себе подобного 32 ? Кто, кроме Всесильного Бога, может подкрепить бедного человека, когда он изнемогает под бременем креста и непредвиденных искушений? — Сии и подобные мысли, тяготившие меня при чтении Вашего письма, и теперь бродят в моей голове. Но перечитывая//его, и находя, что все случившееся с Вами, и неприятное и несправедливое и жестокое Вы имеете дух переносить с терпением, стыжусь моей слабости, и благодарю Спасителя Бога, что пример Ваш убеждает и меня к терпению. Буди слава Ему единому и за добро, которое иногда соделываем мы при благодати Его, и за зло, которое переносим по воле Его. То и другое да руководствует к Богоподобному совершенству и к достижению вечного блаженства, вот чего единого желаю Вам и себе! Больше сего в утешение Ваше и свое не могу теперь сказать ни слова. Благодарю Ваших племянниц за чистописание, которое слабым моим очам помогло легко прочитать Ваши мысли, а паче за соучастие их в страданиях и искушениях Ваших. Вы меня снова одолжите, если при случае уведомите, куда Вы с ними обратитесь для жительства и пр. Дай Бог дождаться Вам нового Пастыря в Тобольске. Только не меня. Я уже стар для сего града, в котором гонят и святых.// В Бозе почившего Брата Нашего Василиска, я должен поминать в моих молитвах, а Вас прошу иногда помолиться о недавно умершем рабе Божии Алексее, ближайшем моем родственнике. Наконец призывая на Вас со всеми святыми женами, сущими при Вас, благословение Божие, имею честь с Христианскою любовию пребыть Вашего Высокопреподобия Почтенного о И Христе Брата всеусердный слуга Михаил, Епископ Иркутский.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

М., 1849; Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским. М., 1849. 26 Верх листа, на котором написано это письмо, оторван. На обороте было письмо преподобного Зосимы, от которого сохранилась подпись и дата: 1820 марта 1. числа , а также — письмо сестер — рукой Натальи Васильевой, скорописью, подписи — автографы сестер. 28 Неясно, о ком и о каких нестроениях идет речь. Возможно, у молодого братства отца Зосимы непросто складывались отношения с местными жителями. Ср.: “Через несколько времени и старцы и сестры увидели много неудобств завести и устроить общежитие в этой деревне, ибо и церковь была далеко, и земля, на коей они поселились, принадлежала казенным крестьянам”. — Житие и подвиги… Ч. 1. С. 109. Однако выражение епископа Михаила скорее наводит на мысль о нестроениях внутри самой общины, возможно, вновь связанных с матерью и дочерью Васильевыми. 29 Осенью 1823 г. мать и дочь Васильевы составили тайный донос Тобольскому архиерею, в котором содержались необоснованные обвинения преподобного Зосимы, требование удалить его из монастыря и поставить игумению (имелось в виду — Анастасию Васильеву). По обнаружении этого поступка Васильевы продолжали упорствовать, угрожали старцу и стали причиной многих нестроений в обители. “Тогда отец Зосима написал два прошения почти одинакового содержания: одно к Тобольскому преосвященному, другое в Святейший Синод. В том и другом он просил увольнения от должности попечителя и свободы возвратиться в пустыню. Если же не соизволят на его увольнение, то просил удалить из обители возмущающих спокойствие оной и препятствующих завести образ жизни по общежительным правилам Василия Великого”. — Житие и подвиги… Ч. 1. С. 136–140. 30 После того, как козни Васильевых были обнаружены, они уехали в Тобольск и добились у местного архиерея пострига в рясофор. Преподобному Зосиме они привезли “письмо от владыки, в коем владыка приказывает старцу-попечителю принять их благосклонно, дать им свободу жизни и всякое спокойствие.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Михаил, Епископ Иркутский. 10. Сентября 1821 г. Иркутск. Четвертое письмо епископа Михаила   5. Преподобнейший Отче Зосимо! На Боголюбезное Послание Ваше от 3 го дня Декабря спешу ответствовать Вашему Преподобию; но не иначе, как кратко, по моему обыкновению и по тому еще, что истинно боюсь вмешиваться в Ваше дело особенного рода и требующее высшего, нежели мой, ума. Особливо же видя из приложенной при оном копии с прошения Вашего в С П Синод 29 безвинную Вашу скорбь и надежду получить от него довольное решение оного и для Вас самих утешение желанное, считаю излишним давать советы совещавающемуся с источником совета и разума, по Боге непосредственным. Однако ж чтоб не оставить Вас без утешения и с моей стороны; то, в ожидании утешения от Первенствующих Святых, скажу в ответ на главный Ваш вопрос следующее: ежели Тобольский Владыка разрешил Ваших Духовных детей, Васильевых от повиновения Вам, как их Отцу; то совершенно//Вы свободны от отве ственности пред Богом, лишь бы не перестали молиться Его Благости о обращении их на путь правый 30 . Верьте, что они или обратятся на оный путь, или сам Бог покажет явное знамение к наказанию неправых и к прославлению действующих к славе Его. Душевно я рад, что Вы соединены ныне с родными своими по плоти в Духовном Вашем общежитии. Писавшая Ваше послание способна бы была сама быть Секретарем, но презревшая с сестрою своею Секретарство и все мирское, конечно утешат Вашу душу радостию препрославленною. Чего желая Вам, прошу засвидетельствовать, чем от меня приискреннее желание мое им от И Христа 31 , Подвигоположника пренебесных благ за добрые их подвиги. Призывая на Вас благословение Божие, имею честь с христианскою любовию пребыть Вам вседоброжелательным Михаил, Епископ Иркутский. 22. Декабря 1823 г. Иркутск.   6. Высокопреподобный Отец Зосимо, Почтенный о И Христе Брат! Писание Ваше от 11 д . Апреля я получил с удивлением, горестию и смущением. Все сии чувствия конечно произошли во мне от обыкновенной слабости, сродной человечеству.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

отражение тех скорбей, которыми омрачалась жизнь его паствы в Сибири. Вместе с тем это позволяет нам видеть в “Поучении о послушании” своего рода хронику духовной жизни общежития старца Зосимы, а также довольно точно датировать многие фрагменты “Поучения”. Так, Слово   22 “К престарелым побуждение к подвигам иноческим” наверняка обращено к А. Н. Васильевой, вдове советника Васильева и должно быть датировано началом 1820 г. Последнее, 45 Слово “О оставлении иночества, духовного Отца и братства”, очевидно, соотносится с отъездом матери и дочери Васильевых в Тобольск в октябре 1823 г. (см. “Сибирский период… основные события”). Таким образом, “Поучение о послушании” писалось в 1818–1823 гг. (О начале работы над ним см. прим. к первому письму епископа Михаила). Фрагменты из “Поуче ­ ния о послушании” были напечатаны в жизнеописании старца: Житие и подвиги… Ч. 2. С. 43–85. Полностью оно будет опубликовано нынешним летописцем Троице-Одигитриевой пустыни Л. А. Верховской по списку Троице-Сер ­ гие ­ вой Лавры (Отдел рукописей РГБ. Ф. 304 II . Д. 231. Л. 1–124 об.). Выражаем нашу признательность Л. А. Верховской за возможность пользоваться ее копией с этого списка, которую она нам любезно предоставила. 7 Следующая фраза из 30 Слова “Поучения”: “ Да не отлучит его в вечности от единодушных братий ” (Л. 82 об.), — представляет собой аллюзию на текст первого “заветного” письма. Это Слово, по нашему мнению (см. предыдущее примечание), написано после 1820 г. 8 На сгибе листа просматривается филигрань: НВ . Направление литер — вдоль сгиба сверху вниз. В левой части листа вверху в том же направлении — знак, напоминающий цифру 6 . 10 Приписка епископа Михаила публикуется по современным грамматическим нормам с сохранением графических особенностей оригинала. 11 Первые две строки — рукой старца, имитация книжного полуустава. Далее весь текст, кроме подписей, — рукой старца. Вторая страница, как и первая, начинается крестиком. 16 Подписи — автографы сестер. На четвертой странице листа надписи коричневыми чернилами: рукой преп.

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Прося святых Ваших о мне молитв, и призывая на Вас с сестрами благословение Божие, имею долг пребыть к Вам с Христианскою любовию и братскою всеусердным слугою Михаил, Епископ Иркутский. 7. Апреля 1820 г. Иркутск.// 26   † Во имя О[т]ца и С[ы]на и Святаго Духа аминь. Возлюбленнейший наш о Христе духовный отец! и владыка святый Михаил! Если Богу тако изволися, да ваше святител ское благоволение со именем вашим, паче же самих вас подписанием вашим обдержим посредственником и свидетелем нашего о Господе дружелюбного неразлучного вечного Завещания, то уже яко о[т]ца духовного вас имуще между себе, с истинною нашею от всего сердца усердною приверженностию к вам просим вас: да всегда будете о нас ходатай ко Господу Богу, еже бы даровал нам Своею благостию Ему благоугодно послужити. — И нам до гроба нашего и по смерти нашей таковыми друг ко другу обрестися, якоже со упованием вознадеявшеся на милосердие Божие, самих себя духовным нашим Заветом связахом, его же святительская ваша рука Засвидетельствовала пред всевидящим оком Божиим. И ныне просим оною святеишею своею десницею благословить нас усердным духом к вам пламенеющих ваших чад духовных и всепреданнеиших грешной недостойной Зосима, именуемой Захар Верховской Настасия Васильева Онисия Конюхова Наталья Васильева Евдокия Романова     4. Преподобнейший Отец Зосима! На святое послание Ваше ко мне от 6. Августа, извините, ответствую так поздно за немощию моею. Она и теперь продолжается, и потому могу только сказать Вам в ответ несколько слов.   — Я молю благодать Господа Нашего Иисуса Христа, да даст Вам помощь Свою получить в Ваше Управление Туринский Монастырь. Тогда все оскорбляющие Вас ныне, все высокоумные и вспылчивые 27 , смирятся под крепкую руку Божию, яко агницы незлобивые 28 . Ибо я уверен, что Ваше намерение и предприятие о устроении Девичьего Монастыря не могло быть без воли Божией. Оно и благословится от Бога. О сем моляся, имею честь, с истинным почтением и братскою любовию пребыть Вашего Преподобия покорнейший слуга

http://pravmir.ru/vechnostiyu-nerazrushi...

Соч.: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска и нек-рые черты из жизни юродивого мон. Ионы/Изд. Оптиной пуст. М., 1819, 18492; Изречения и извлечения из сочинений. М., 1860; Житие и подвиги о Бозе почившаго блаженныя памяти старца Василиска, сподвижника схим. Зосимы Верховскаго. М. 18994; Наставления//Старческие советы нек-рых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, 1994р. Ч. 1. С. 253-324; ЖПодв. Окт. С. 598-687; Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженныя памяти старца схим. Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений: В 2 ч. М., 18892. Платина (Калифорния), 1977р. М., 1994р, 2005 (англ. пер.: Elder Zosima Hesychast of Siberia. Platina (Calif.), 1979, 19902; греч. пер.: Γεροντας Ζωσιμας της Σιβηριας. Αττικης, 1996); Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов. Послание/Подгот. к публ.: А. М. Пентковский, сост.: иером. Арсений (Троепольский)//Символ. 1994. 32. С. 279-340; Житие блаженного старца Василиска: С включениями повествования о действиях сердечной молитвы. М., 19985; Сказание о дивных случаях мон. Василиска при прохождении внутренней Иисусовой молитвы, писанных в оное время учеником его мон. Зосимою// Лабынцев Ю. А., Щавинская Л. Л. Белорусско-украинско-русская правосл. книжность межвоенной Польши: Исслед. и публ. М., 1999. С. 114-139; Старец Василиск Сибирский и благодатные действия молитвы Иисусовой//Рус. паломник. 2000. 21/22. С. 7-41; «Вечностию неразрушимое содружество»: Страницы рус. старчества XIX в.: Прп. Зосима (Верховский) и его духовная семья в 1818-1825 гг./Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2001. 3(29). С. 205-240; Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником//Ключ разумения: Рус. подвижники благочестия о молитве Иисусовой/Сост.: игум. Авраам (Райдман). М.; Екатеринбург, 2003. С. 268-298; Прп. Зосима (Верховский): Житие. Воспоминания. Слова и наставления. М., 20053; Творения.Серг. П., 2006.

http://pravenc.ru/text/200021.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010