Творения Отцов Церкви никогда не теряют актуальности, потому что в них рассматриваются вопросы, от ответа на которые зависит настоящее и будущее человечества. Сейчас модно говорить о том, что мы живем в «постхристианскую» эпоху, о том, что интерес к традиционному христианству ослабевает у молодежи и что у христианства нет будущего. Пророчат постепенное исчезновение христианства с религиозной карты мира в течение Третьего тысячелетия, поглощение его исламом. Хотелось бы выразить надежду на то, что эти пророчества не оправдаются, что христианам удастся консолидироваться для сохранения своего учения, своей Церкви, своего Предания. Мы видим на примере собственной страны, что христианская вера отнюдь не является реликтом прошлого, что тысячи и миллионы людей, в том числе молодых, возвращаются к «вере отеческой». Хотелось бы надеяться, что новая весна христианства еще впереди. Хотелось бы верить, что XXI век станет веком преодоления христианских разделений, возрождения той «веры Вселенской Церкви», которую «передал Господь, проповедали апостолы, сохранили Отцы». 12 Известен по меньшей мере один литургический текст Восточной Церкви, который предполагает связь между нравственными качествами священника и действенностью совершаемых им таинств, а именно, священническая молитва Литургии Василия Великого : «Да не моих ради грехов возбраниши благодати Святаго Твоего Духа от предлежащих Даров». В этом тексте нет прямого утверждения о том, что грехи священника становятся препятствием для действия благодати и, следовательно, для действительности таинства; однако такая возможность и не исключается. 17 Недавно принявший Православие американский патролог, на склоне лет превратившийся из «лучшего лютеранского специалиста по Православию» в «лучшего православного специалиста по лютеранству». 18 Как писал отец Иоанн в статье «Православное богословие в современном мире» (Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата Париж, 1969. С.175), «все христиане стоят перед вызовом единого и в корне расцерковленного мира. Этому вызову нужно смотреть в лицо... как проблеме, нуждающейся в богословском и духовном ответе. Для молодых поколений, где бы они ни были, не существенно, от какой именно духовной генеалогии зависит этот ответ – западной или восточной, византийской или латинской, лишь бы он прозвучал для них истиной и жизнью. Поэтому православное богословие будет либо подлинно «кафолическим», либо не будет богословием вообще».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Оксфорд   ( " Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата " , 1955. С. 132–157). Протоиерей БОРИС БОБРИНСКИЙ  Памяти архиепископа Василия Брюссельского Архиепископ Василий Брюссельский и Бельгийский (в миру Всеволод Кривошеин) был призван ко Господу 22 сентября с.г. в родном городе Петербурге, где он родился 19 июня 1900 года и где провел всю свою юность вплоть до Первой мировой войны. Его отец А. В. Кривошеин был министром земледелия и землеустройства в царствование императора Николая II. Февральская революция застала его студентом филологического факультета Петроградского университета. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решил перебраться на юг и вступить в ряды Добровольческой Армии. Вследствие военных действий Всеволод был вывезен из Новороссийска в Каир в конце 1919 года. В 1920 году он оказался в Париже со всеми оставшимися в живых членами своей семьи. Он поступил в Сорбонну и одновременно принимал участие в съездах православной молодежи. В 1924 году он записался студентом в только что основанный митрополитом Евлогием Св. Сергиевский Богословский институт в Париже, но почти сразу, приняв участие в экскурсии на Афон, решил остаться там навсегда. Всеволод принял постриг в русском Св. Пантелеймоновском монастыре: в монашестве ему было дано имя Василий. Постепенно, наряду с обычными монастырскими послушаниями, овладев греческим языком, о. Василий стал вести канцелярскую работу монастыря и был допущен в ценнейшее книгохранилище обители, где находятся древние греческие рукописи и архивы. С этого времени началось его увлечение святоотеческой письменностью. Уже в 1936 году о. Василий приобрел известность своей замечательной работой о тогда еще мало известном святом Григории Паламе ( " Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы " ). В 50-х годах о. Василию пришлось покинуть родной монастырь. Тогда же я с ним познакомился в Афинах, где мы часто встречались либо в русской церкви св. Никодима, либо в Национальной библиотеке, где мы оба работали в отделе греческих древних рукописей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Отсюда ясна великая и ответственная задача твоя, как епископа Православной Церкви – бодрствовать в деле твердого охранения православной веры и верного несения врученных твоему руководству духовных чад: привлечь отошедших, утвердить колеблющихся, наставить незнающих, укрепить церковный уклад и охранять непоколебимыми нравственные устои жизни“. Все это свято соблюдал и неуклонно творил в подвиге своего личного архипастырского служения почивший Владыка. Не стало одного из виднейших русских иерархов, достойного преемника, на своей епископской кафедре, блаженной памяти Митрополитов Антония (Вадковского) и Вениамина. Заканчивая эту краткую заметку о покойном, нельзя не упомянуть о том, с каким величайшим смирением и скромностью относился он к своей личной деятельности. В 1949 году, на торжественном заседании академического Совета Ленинградской Духовной Академии по поводу присуждения ему степени доктора богословия „honoris causa“ Митрополит Григорий, отвечая на приветственные речи, сказал; „Сам я считаю, что я делал только то и так делал, как должен был делать во славу Спасителя: когда Вы сделаете положенное вам, то говорите, что мы рабы неключимии, сделали только то, что должны были сделать“. Да будет его светлый образ примером грядущим поколениям служителей Святой Церкви». Михаил Энден. Вестник русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1955. 24. С. 292–294. Приведем некоторые не публиковавшиеся материалы, написанные людьми, хорошо его знавшими. К 85-летию со дня рождения Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория «1 февраля по старому стилю 1955 года исполнилось 85 лет со дня рождения Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория. Он – главный сподвижник и советник Святейшего Патриарха Алексия в великом деле обучения и воспитания будущих пастырей Церкви Христовой. Он первый создал план открытия Духовных Семинарий и Академий, он разработал учебные планы и программы для них, он заботился о приискании кадров преподавателей. Он неустанно, уже 10 лет, наблюдает за ходом преподавания и воспитания в Семинариях и Академиях. Ему принадлежит ряд мудрых, глубоких наставлений наставникам и учащимся духовных школ, наставлений всегда драгоценных и жизненных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

766 Буке.: имей радение (размышление) на устах своих ( εχει μελετν εν τω στματ σου). Многосмысленный термин μελτη в данном случае, скорее всего, имеет значение «псалмопения»: именно так он передается и в арабском переводе. 767 Данное выражение ( γνητα σοι φλον το πνεμα το γιον) следует понимать как разновидность распространенного в христианской литературе выражения «друг Божий» (см.: Zarnpe С. W. R. Op. cit. P. 1480–1481). Иногда о христианах также говорится как о «друзьях Христовых» (см.: Ин. 15, 12–15 ). Например, преп. Максим Исповедник говорит: «Други Христовы сердечно любят всех, но не всеми бывают любимы. Друзья же мира [сего] и не всех любят, и не всеми бывают любимы. Други Христовы до конца сохраняют постоянство в любви; друзья же мира [сего] сохраняют его лишь до тех пор, пока не поссорятся друг с другом из-за чего-нибудь мирского» (Творения преподобного Максима Исповедника . Кн. 1. С. 145). О действии Святого Духа на людей, уже сподобившихся получить здесь полноту благодати, прекрасно пишет преп. Симеон Новый Богослов : «Так как они более не принадлежат себе, но находящемуся в них Духу, каковых Он движет и в свою очередь движется ими и становится в них всем, что ты слышишь в Божественных Писаниях, сказанным о Царстве Небесном: жемчужина, зерно горчичное, закваска, вода, огонь, хлеб, питие жизни, живой источник и скачущий, изливающий реки духовных слов, слов Божественной жизни, светильник, ложе, брачная горница, жених, друг, брат и отец. Но для чего, говоря много, я пытаюсь все перечислить – и вот, они бесчисленны!» (Цит. по: Дясмлмм (Йрмеомемм), ярхмеимскои. Дух Святой в христианской жизни по учению преподобного Симеона Нового Богослова //Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата, 91–92. 1975. С. 178). 768 Стефан здесь употребляет выражение το χρισμα το χελλου, которое мы не встречали в аскетической письменности. Оно представляется развитием учения св. апостола Павла о различных дарах Духа ( 1Кор. 12 ), предполагая ту особую «харизму», которая даруется Богом лишь монахам. Данная харизма включает в себя, скорее всего, и дар молитвы, и дар духовного внимания, и дар бдения и прочие дары, столь необходимые иноку в его духовном делании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Л. Сектоведение. — www.pravbeseda.ru Питанов В. Ю. Религия Антихриста — какой она будет? — http://apologet.orthodox.ru/ Иером. Клеопа. Из дьявольских помыслов. — www.razboiulnevazut.org Прот. В. Свешников. Нравственное богословие. — ПСТБИ, 2002. Э. Миллер. Разговор о Библии со сторонниками движения Новой Эры. — www.apologetika.ru У. Арндт. Существуют ли противоречия в Библии? — www.bibleist.ru Прот. В. Цыпин . Церковное право. — www.lib.eparhia-saratov.ru Лега В. П. Основное богословие. Курс лекций. — www.legav.nm.ru Питанов В. Ю. «Ченнелинг»: «канал» или «сточная канава»? — www.apologet.orthodox.ru Иером. Серафим (Роуз) . Душа после смерти. — www.pravoslavie.ru Д-р С. Бушнелл. Ложные Ангелы. — www.netda.ru Архиеп. Василий (Кривошеин) . Ангелы и бесы в духовной жизни. — Оксфорд, «Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 1955 г., Иер. В. Елисеев. Православный путь ко спасению и восточные оккультные и мистические учения. — www.apologet.orthodox.ru Архим. Лазарь (Абашидзе) . О тайных недугах души. — www.pravbeseda.ru Макдауэлл У. Г. Движение «Новый век». — www.eresi.tora.ru Иер. О. Давыденков . Догматическое богословие, ч.I-III. — М., 1997 г. Диак. А. Кураев. Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии, т.1-2. — www.klikovo.ru Лосский В. Н. Боговидение. — М., 2003. К. Игумнова. Фальсификация духовности, или зачем демонам нужны контактеры. — www.apologet.orthodox.ru Дворкин А. Л. Типология сектантства и методы антисектантской деятельности Русской Православной Церкви. — Миссионерское обозрение, Поляков Г. Святоотеческое учение о творении мира «из ничего». — www.spbda.ru Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. — М., 2002. Прот. В. Мордасов. Духовная битва, или О кознях врага спасения и как противостоять им. — Псков, 2006. Киево-Печерский Патерик. Слово 25. — www.old-rus.narod.ru Диак. А. Кураев. Кто послал Блаватскую? — www.koob.ru Свящ. К. Пархоменко. Вселение и изгнание дьявола. — www.apologet.orthodox.ru Прот. Г. Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.

http://azbyka.ru/fiction/nechistye-istoc...

Участвуя в общественно-церковной жизни, архиепископ Василий не оставлял своих богословских трудов. Он много лет возглавлял редакционный комитет «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», где публиковал свои работы. Многочисленны и его публикации в Журнале Московской Патриархии. За 1960–1980-е годы он выполнил ряд важных трудов, среди которых: «Св. Григорий Палама : личность и учение» (1960), «Символические тексты в Православной Церкви» (1963), «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого » (1968), «Экклезиология св. Василия Великого » (1969), «Некоторые богослужебные особенности у греков и русских и их значение» (1975), «Простота Божественной природы и различия в Боге по св. Григорию Нисскому », «Слова преподобного Макария Египетского » (1982–1983) и другие. Результатом многолетних исследований явилась фундаментальная монография «Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Жизнь, духовность, учение», вышедшая в 1980 году в Париже одновременно на русском и французском языках. Архиепископ Василий (Кривошеин) 1970-е гг. Другой пласт интересных и ценных публикаций архиепископа Василия – это его мемуары о Февральской революции и Гражданской войне в России, своём участии в Добровольческой армии («Девятнадцатый год»), о Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, о митрополитах Николае (Ярушевиче) и Никодиме (Ротове), о трудной судьбе своей многолетней келейницы монахини Екатерины (Полюховой). Свои основные труды, публикации в журналах и воспоминания архиепископ Василий посылал на Афон в Свято-Пантелеимоновский монастырь, насельники которого читали их с большим интересом и пользой для себя. Духовная связь владыки с Афоном никогда не прерывалась. По-прежнему его духовником оставался настоятель монастыря архимандрит Илиан (Сорокин). Владыка неустанно заботился о том, чтобы добиться поступления в обитель новых иноков из России, получить помощь в восстановлении строений после пожара и о многом другом. Он помогал игумену составлять необходимые документы на разных языках (публикуются в настоящем издании). Вся переписка свидетельствует о том, сколь напряжённой и трудной была эта борьба. В письмах он часто называет Руссик «наш монастырь», «наша обитель». Это неслучайно. Духовное мировоззрение владыки окончательно оформилось именно на Афоне, и на всё он смотрел с точки зрения образованного афонского монаха. Образно говоря, сердце его продолжало биться в афонском ритме и в духовном смысле пребывать там, несмотря на большое расстояние, физически отделявшее его от Святой Горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Сошлемся еще на размышления современного православного богослова Владимира Лосского – известного автора многочисленных работ по исихастскому богословию. В своем исследовании «Вера и богословие» Лосский так резюмирует православный гносеологический опыт веры: «У Апостола Павла и у Отцов Восточной Церкви познание Бога соединено с личным общением и выражается как взаимоотношение – взаимоотношение человека с Богом и другими людьми (в Церкви). Вершиной богопознания является общение и соборность (единение), по слову Апостола: Знаю, что это так, так как сам познан (Богом). Эта тайна познания как общения неизвестна в греческой философии до появления христианского богословия. Богословие как выражение познания Бога находится здесь в тесной связи с Божественным Откровением, в котором инициатива принадлежит Богу, но это Откровение предоставляет человеку свободу выбора, свободный ответ вере и любви, что часто забывалось теологами протестантской Реформации. Вступление Бога на путь общения с нами вызывает и наше вступление в общение с Ним. Таким образом, богословский поиск (т. е. познание) предполагает предварительный приход Искомого, Того, Который нам уже явился и присутствует в нас. Оттого и говорит с полным правом Святой Евангелист Иоанн: Бог сначала возлюбил нас и послал Сына Своего. Это Его пришествие, это присутствие Его, понимается и принимается, усваивается верой, и оттого вера есть первичная и необходимая основа богопознания и богословской мысли… Вера – не психологическое состояние, это не простая верность: это благодатная онтологическая связь человека с Богом, связь внутренне объективная, связь, к которой верующий готовится до крещения и которая дается ему святым крещением и помазанием Духа Святого. Вера – дар, восстанавливающий и оживляющий глубинную, аутентичную природу человека. Принятие веры как дара предполагает наличие человеческой способности и свободы принять ее, а эта способность принятия и есть личная сущность человека, его природа сотворенная Богом для принятия и ассимиляции божественной жизни (жизни в Боге). Личность и природа человека будучи (ранее) жизнью без веры, т. е. жизнью в грехе, в унижении от своего состояния разобщенности с Богом, жизнью в рабстве у мерти, – оживает теперь присутствием и действием Духа Божиего. Таким образом, вера как онтологическая причастность (=единение) в Боге и с Богом уже включена в личную встречу с Богом Живым и Истинным, и поэтому она и является первым условием богопо, богословского познания Бога» («Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата». 101–104. Париж, 1979. С. 103–105) (цитата приводится автором в достаточно свободном изложении. – Прим. ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

341 Ярким выразителем «парижского» духа был как раз непосредственный руководитель о. Иоанна в Свято-Сергиевском институте – архим. Киприан Керн . Но в исследовании о. Иоанна о св. Григории его влияние сводится к нескольким частностям. Разумеется, о. Иоанн ссылается на книгу Керна по антропологии св. Григория Паламы , но конкретных сведений заимствует оттуда очень мало (в самой этой книге их меньше, чем можно решить по названию). По-настоящему интересно влияние Керна сказалось в мариологическом экскурсе в последней главе, где о. Иоанн опирается на одну из его статей. 342 Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата. 1960. N 33–34. 101–102 (здесь и ниже, говоря о непосредственных откликах на книгу, я использую материалы И. П. Медведева). Ср. выше, ч. II, гл. V – где модернизации больше всего – и примечания к этой главе, где приводятся некоторые из более поздних оценок о. Иоанна. 343 D. Staniloae. Viaoa oi Envaoatura sfuntlui Grigorie Palama. (Seria teologica, 10). Sibiu 1938. 344 См.: ч. II, гл. VI, прим. xii. На основе православного аскетического предания и с полным учетом святоотеческой догматики о. Думитру написан также учебник по предмету, который в наших духовных школах имеет неправославное название «нравственного богословия»: D. Smбniloae. Spiritualitatea ormodoxб ascetica yi mistica. Bucureymi 1992. 345 Его фамилия Hausherr призносилась именно так. Это известно как от людей, его лично знавших, так и из общих правил: франкофонные бельгийцы произносят свои германские фамилии по-французски. 346 Но не следует думать, будто о. Ириней отказывался от чисто западной иезуитской практики «духовных упражнений». Напротив, с его именем связана едва ли не первая попытка найти возможность ее сочетания с опытом исихазма (I. Hausherr. Les Exercises spirituels de Saint Ignace et la methode d’oraison hesychastique//Orientalia Christiana Periodica. 1954. 20. 7–26). Это, конечно же, выходит далеко за пределы, когда-то положенные преп. Никодимом Святогорцем , который извлек из аскетических сочинений Игнатия Лойолы едва ли не все, что может быть полезно для православных. В качестве новой работы на ту же тему см.: Ф. Руло. Святой Игнатий Лойола и восточная духовность//Символ. 1991. 26. 195–205.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

За период жизни в Оксфорде он участвовал в работе Первого Международного съезда патрологов в сентябре 1951 г., затем в каждом из оксфордских патрологических съездов, являющихся самыми представительными научно-богословскими форумами своего времени. 25 января 1957 года возведен в сан архимандрита. В марте 1959 года назначен настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде. Постановлением Св. Синода от 26 мая 1958 года определено быть епископом Волоколамским, вторым викарием Патриаршего Экзарха в Западной Европе. 14 июня 1959 года в Успенском храме Лондона состоялась его хиротония во епископа, которую совершили Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе архиеп. Клишийский Николай (Еремин) и епископ Сергиевский Антоний (Блум). С ноября 1959 года епископ Василий нес свое архипастырское послушание в Париже в качестве помощника архиепископа Клишийского. 31 мая 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. С 1960 г. и до смерти проживал при храме в Брюсселе. 21 июля того же года возведен в сан архиепископа. На этой кафедре Василий пребывал в течение четверти века, вплоть до своей кончины. За время управления Брюссельской епархией Владыка Василий, кроме существовавшего ранее русского Никольского храма добился открытия еще трех бельгийских православных храмов со службой на французском и фламандском языках. Являлся редактором " Вестника Русского Западно-европейского патриаршего экзархата " . Владыка Василий активно участвовал в общественной жизни Русской Православной Церкви. В 1961 и 1964 гг. он - член делегации РПЦ на совещании на о. Родос. На IV Всемирной Конференции избран членом Комиссии ВСЦ " Вера и церковное устройство " . Начиная с 50-х годов он много работал по изучению жизни и трудов прп. Симеона Нового Богослова, великого христианского мистика XI века. Результатом этого явился капитальный труд " Преп. Симеон Новый Богослов. Жизнь, духовность, учение " . Изд. Париж, 1980 г. (360 с.). В 1963 году награжден правом ношения креста на клобуке. В 1964 году удостоен ученой степени доктора богословия Советом Ленинградской духовной академии за научное издание в патристической серии Огласительных слов прп. Симеона Нового Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

А.В. Ведерников Биографические сведения Среди различных по величине и яркости светил православной богословской мысли, появившихся на нашем церковном небосводе в текущем столетии, особенно светлым сиянием окружено имя Владимира Николаевича Лосского . Для многих из наших читателей это имя прозвучит впервые, и они несомненно заинтересуются как происхождением, так и местом, где протекала жизнь и деятельность этого русского православного богослова. Поэтому нам естественно начать данную статью с предуведомления о том, что Владимир Николаевич Лосский , умерший в 1958 году, в самом расцвете сил и дарований, был верным сыном Русской Православной Патриаршей Церкви, которому суждено было стать гражданином Франции и там, в центре западной образованности, послужить Богу богословским свидетельством о Православии. Принадлежность к Русской Православной Церкви и французское гражданство! Каким образом могло получиться столь необычное сочетание в жизни Владимира Лосского ? На этот вопрос отвечает его жизненный путь, неожиданный поворот которого на рубеже двух эпох провиденциально указал ему место и человеческую среду для жизни и служения Церкви Христовой. Подробная биография этого замечательного человека-христианина и выдающегося православного богослова еще не написана, и сейчас здесь предлагается не обстоятельное описание его жизненного пути, а лишь ряд биографических фрагментов, заимствованных, главным образом, из мемориального выпуска «Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата» за 1959 год и дополненных некоторыми сведениями, которые были извлечены либо из рассказов личных друзей Владимира Лосского , либо из его переписки с Московской Патриархией. Владимир Лосский родился в День Святого Духа 25 мая 1903 года в Петербурге в семье известного русского философа. Там же прошли его детские и юношеские годы. Анонимный биограф отмечает «исключительную чуткость мальчика, особенно перед тайной смерти». В возрасте 17-ти лет он уже студент Петроградского университета, где сразу же определяется его влечение к истории философской мысли, к творениям святых отцов Церкви и к западному Средневековью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010