В 1912 г. в ходе турецко-итальянской войны остров Патмос, вместе с другими островами Додеканеса , был оккупирован итальянцами. Решением союзников-победителей остров возвращается Греции (1948 г.) после поражения Италии во Второй мировой войне. Но православный монастырь Иоанна Богослова остался в юрисдикции Константинопольского Патриархата, канонической территорией которой он являлся на протяжении веков. Продолжая рассказ о сегодняшнем дне монастыря, необходимо сказать, что, кроме упомянутого ранее кафоликона, сохранились также многие другие здания: древняя трапезная, монашеские кельи, многочисленные хозяйственные постройки. На его территории имеется несколько небольших церквей и часовен послевизантийского времени. В настоящее время здесь обитает около 40 насельников. А с террас монастыря можно наблюдать великолепную панораму почти всего Патмоса и далеко лежащих островов в блистающем свежестью лазурном море. Монастырь обладает великолепным иконописным собранием средневековой византийской живописи, где хранятся работы известнейших греческих иконописцев. В монастыре хранится также редчайшая коллекция старинных церковных облачений. Но особенно славится библиотека, обладающая одним из крупнейших монастырских книжных собраний рукописных и старопечатных книг. Самые первые рукописи здесь появились еще при игумене Христодуле, а в описи начала XII в. уже насчитывалось 330 рукописей. Кроме богословских трудов, в первых монастырских описях значатся сочинения античных писателей и философов, таких как Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона, относящихся к V в. В настоящее время в библиотеке хранится более тысячи рукописных книг, из которых около 200 относятся к византийскому периоду. Многие из них исключительной редкости, как, например, золотая булла императора Алексея I Комнина, положившая начало монастырю. Книжное собрание насчитывает 11 инкунабул и около 1200 старопечатных книг XVI–XVIII вв., многие из которых давно стали раритетными. И что особенно интересно, книжное собрание включает также и несколько тысяч современных изданий, свидетельствующих о неугасшем интересе насельников к современной жизни.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В VII в. войны Ираклия против огнепоклонников-персов носят характер подлинной священной войны. В X в. отвоевание Крита у мусульман сопровождается благочестивыми молитвами и чудесами, и военная победа дополняется обращением побеждённых неверных в христианство . Еще в X в. воинственные императоры Македонской династии предпринимают смелое наступление против мусульман: Никифор Фока, Иоанн Цимисхий расширяют границы империи в Сирии до Антиохии, а в Малой Азии до Евфрата и дальше, дополняя военную оккупацию хорошо налаженной религиозной организацией. Императорские армии, под командованием великих полководцев, содействуют осуществлению этих обширных замыслов. В начале XI в. Василий II разрушает болгарское царство и доводит до Дуная границу империи, утраченную с начала VII в. В XII в. Комнины ещё раз предпринимают в Анатолии успешное наступление против турок-сельджуков. Конечно, в конце XI в. поражение при Манцикерте (1071 г.), где император Роман Диоген попал в руки мусульман, оказалось для Византии тяжёлым ударом; в XII в. ещё более тяжёлым бедствием явилось поражение Мануила Комнина при Мириокефале (1176 г.). Эпоха Палеологов была лишь медленной агонией; но даже в эти времена Константинополь ещё не раз выдерживал натиск турок, и в 1453 г. героическая защита города под руководством Константина XI озарила последним лучом славы военные анналы Византии. Естественно, что византийская империя пользовалась огромным престижем во всём средневековом мире. В то время как большинство крупных городов современной Европы были ещё маленькими, бедными городишками, Константинополь был единственным большим христианским городом Европы. По словам Виллардуэна, этот «город возвышался над всеми остальными, как их господин», и византийцы охотно называли его просто «городом» ( πλις), то есть городом по преимуществу, единственным городом. И они по праву гордились им. Константинополь был замечательной столицей. Он славился множеством знаменитых церквей, из которых наиболее известна св. София, «великий храм», как её называли обычно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XI веке, в царствование греческого императора Алексия Комнина, возник между некоторыми христианами спор: который из трех великих святителей и вселенских учителей более блага сделал для Церкви, и кто из них выше и угоднее Богу? Одни выше всех хотели поставить Василия Великого за его глубокий ум, необыкновенную твердость духа, важность и строгость характера и ангелоподобную жизнь на земле. Другие превозносили Златоуста за обилие пастырской любви и за высокое красноречие, которое могло трогать сердца самых закоснелых грешников. Иные, наконец, считали всех выше св. Григория за неподражаемое витийство слов, за необыкновенный дар изъяснять божественные истины и проникать в глубину тайн веры, за что издревле, вместе с любимым учеником Господа, наименован Богословом. По воле Господней, великие святители сами утишили разногласие, возникшее по случаю споров об их достоинстве. Они, сначала каждый порознь, а потом все вместе, явились евхаитскому епископу Иоанну, который был знаменит ученостью и благочестием, и сказали ему: – Мы имеем одно достоинство пред Богом; каждый из нас, в свое время, при содействии Духа Святого,проповедовал спасение; нет между нами ни первого, ни второго, ни третьего. Скажи православным, что мы, как в жизни, так и по кончине, более всего стараемся о том, чтобы всех привести в единомыслие. Составь в один день общий нам праздник, а мы будем молиться о спасении всех, нас поминающих. Епископ всенародно объявил о чудесном видении, и так как память каждого из трех святителей празднуется в месяце январе, то в конце этого месяца сочтено было удобным и приличным совершать праздник в честь всех их вместе. h3 Святой Иоанн Дамаскин Святой Иоанн Дамаскин родился в Дамаске, главном городе Сирии, около 680 года. Отец Иоанна, Сергий Мансур, по выражению летописца, муж благочестивейший, исправлял при халифе дамасском должность главного логофета, был очень близок к халифу и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой, а свое имущество – на пользу страждущих, своих единоверных братий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В александрийском патриархате главным пунктом монашеской жизни был монастырь св. Макария Великого († 391), находившийся к югу от Александрии, в шести днях пути. Во время паломничества Епифания братство этого монастыря состояло из тысячи отцов, которые помещались в тысяче келлий. Вследствие частых набегов арабов монастырь был окружен стеной и походил на крепость. 1225 В 851 г. в монастыре Макария был погребен александрийский патриарх Михаил. Это был первый случай погребения иерарха в обители великого аввы. 1226 К востоку от Каира были расположены два монастыря знаменитых египетских аскетов – свв. Арсения († 450) и Антония († 356) Великих. Монастырь св. Арсения лежал ближе к Каиру, по словам Епифания, – в 6 милях от него, а обитель второго находилась на береговых скалах Чермного моря, против Синая, на расстоянии дня пути от залива. 1227 Вне города Александрии в 865 г. местом обитания монахов служили два монастыря – евангелиста Марка и во имя 40 мучеников (ad sanctos XL). Первый помещался у восточных ворот города и имел церковь , некогда прославленную св. мощами евангелиста Марка, а второй лежал у ворот западных. 1228 В самом городе Александрии известен монастырь св. Иоанна. 1229 Но, без сомнения, центром средневекового восточного монашества под игом мусульман была божественная гора Синай. Находясь в глубине Востока, вдали от главных пунктов бурной тогдашней жизни, Синай существовал довольно спокойно. Безмятежная жизнь его пустынников только изредка нарушалась случайно открывавшими его врагами. Удаленностью Синая от всего мира объясняется и безучастие его в событиях того времени, что в свою очередь обусловливало сравнительно благосклонное отношение к синайским монахам египетского правительства, в зависимости от которого они находились. На эту благосклонность влиял, конечно, и тот фирман (охранная грамота), который, по преданию, был дан Магометом Синайскому монастырю и подлинник которого, как уверяют, сохранился в сокровищнице султана в Константинополе, составляя по своей веротерпимости предмет удивления магометан. 1230 В середине IX в. главным приютом синайских монахов был монастырь Пресвятой Богородицы, называвшийся также монастырем св. Купины или просто св. Купиной. Он находился на месте явления Бога Моисею ( Ucx. III, 2–5 ). 1231

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В истории плащаницы есть пробелы. Эпоха раннего христианства хранит о ней полное молчание. Известно, что у евреев подобные предметы считались нечистыми и по закону о них даже запрещалось говорить, у язычников же, принявших христианство, орудие страстей господних вызывало только чувство презрения. Они хотя и исповедовали распятого, но не изображали распятие. Поэтому плащаница хотя и бережно хранилась у византийских императоров, но они не осмеливались ее показывать.  В молитве мосарабского обряда (сохранившегося в г. Толедо), читаемой за литургией в субботу после пасхи, находятся следующие строки:  " Петр и Иосиф поспешили ко гробу и увидели на пеленах явные следы, оставленные тем, кто умер и воскрес " , - этот текст восточного происхождения относится к VII веку. Из другого текста - епископа Сарагосского С. Брольона (тоже VII век) - можно предположить, что в его время знали о существовании плащаницы.  В VII веке Иоанн Дамасский говорит о почитании великих сокровищ Константинопольской церкви: " креста, гвоздей, тернового венца, ризы и плащаницы " .  В 1171 году император Мануил Комнин показывал их королю иерусалимскому Амори Роберту де Клари. Летописец IV Крестового похода (около 1202 г.) рассказывает, что в Валахернской церкви Божьей матери плащаницу выносили по пятницам и на ней " можно было ясно видеть лик Господень " . А когда в 1204 году крестоносцы разгромили Византию, плащаница " исчезла так, что никто не знал, что с ней сталось " (тот же автор).  В 1355 году мы находим плащаницу в маленьком местечке Лире на Монье в девятнадцати км. от города Труа в Шампани. Здесь она собственность графа Готфрида де Шарни I, он был на Востоке как крестоносец в 1346 году. 22 марта 1452 года внучка Готфрида I Маргарита де Шарни передала плащаницу Анне де Кизиньян, супруге герцога Луи I Савойского, имевшего резиденцию в Шамбери. С тех пор Савойская династия - до 1946 году королевский дом в Италии - хранила ее в великом почете. В 1578 году герцог Савойский перенес ее в Турин, где она хранится в часовне, примыкающей к собору. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В Константинополе, ставшем на долгие годы столицей Латинской империи, после пленения в апреле 1205 г. в битве с Калояном императора Балдуина I воцарился его брат Генрих, граф Геннегау – «второй Арес», как прозвали его за военные таланты греки. Бонифаций Монферратский основал в завоеванной Фессалонике вассальное Константинополю королевство (около 1206); побережье Мраморного и Эгейского морей, а также большинство островов прибрали к рукам венецианцы, основав свои порты и торговые фактории от Коринфа до Адрианополя. В Адрианополе же с 1206г., по сути дела на правах короля, утвердился Феодор Врана – единственный крупный греческий аристократ, сохранивший влияние при латинянах. В Малой Азии, не считая мелких уделов, образовались четыре самостоятельных греческих владения: Родосом правил бывший критский архонт Лев Гавала, Филадельфией с окрестными городами – Феодор Манкафа, а наиболее значительными государствами стали Трапезундская и Никейская империи. Первую основали при поддержке знаменитой грузинской царицы Тамары внуки Андроника I Алексей и Давид, принявшие титул Великих Комнинов. События в Никее 1204–1206 гг. малоизвестны. Феодор Ласкарис, деятельно взявшийся за организацию отпора латинянам, опирался сперва на более гостеприимную Брусу. Однако за год-два энергичный деспот завоевал симпатии никейцев, и те согласились признать его своим государем. В марте 1205 или 1206 г. Феодор I Ласкарис был провозглашен императором ромеев в Никее. Так как патриарх Константинополя Иоанн X Каматир наотрез отказался покинуть приютившую его Дидимотику, а вскоре отрекся и умер (в Константинополе патриарший трон занимал не признанный православными наместник папы, кровожадный Томмазо Морозини), церковную коронацию не могли провести до Пасхи (8 апреля) 1208 г., когда избранный в той же Никее патриарх Михаил IV Авториан возложил на голову Ласкариса императорскую стемму. Феодор I отличался многими достоинствами. Маленького роста, подвижный и удивительно работоспособный, этот человек снискал себе всеобщее уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

В ожерелье обителей, расположенных в горном массиве Троодос, монастырь Киккос считается особой благодатной жемчужиной. Полное наименование обители звучит так: Царский Ставропигиальный Свято-Киккский монастырь Божией Матери. Возведенный на высоте 1200 м над уровнем моря, среди буйной растительности, он был основан по повелению византийского императора Алексея I Комнина (1081 – 1118), а потому и имеет почетное название Царского. Престолом Пресвятой Богородицы уважительно называют этот монастырь киприоты за хранящуюся здесь одну из самых чтимых святынь Кипра, чудотворную икону «Богоматерь Милосердия» – «Панайя Кикотисса», написанную, по преданию, святым апостолом Лукой еще при Ее жизни. Сама обитель была возведена специально для сохранения этого чудотворного образа, который был перенесен сюда из Константинополя. А история перенесения святыни обросла за многие века множеством противоречивых подробностей, но главная канва такова. Когда-то в горах Троодос подвизался монах-отшельник Исайя. Однажды здесь охотился наместник византийского императора на Кипре Мануил Вутомис и заблудился. Он долго искал дорогу, пока не наткнулся на святого подвижника, которого грубо обругал и даже ударил. Вскоре наместника поразил тяжелый недуг, который оказались бессильны вылечить все местные лекари, но, вспомнив об обиженном им отшельнике, он послал слуг привести его, дабы извиниться. Доставленный к наместнику Исайя, приняв извинения, помолился о его здоровье, и вся хворь вельможи скоро прошла. Неожиданно выздоровев и осознав благодатную силу монашьей молитвы, Мануил пообещал выполнить любое его пожелание. Но, к его удивлению, Исайя попросил привезти из Константинополя драгоценную икону Пресвятой Богородицы, написанную святым Лукой и хранящуюся в покоях императорского дворца, сказав при этом, что такова воля Самой Царицы Небесной. Эта икона, по преданию, первоначально находилась в Египте, куда была отослана апостолом Лукой. Но после арабских гонений на христиан икона была в 980 г. перевезена в Константинополь.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В окрестностях г. Струмицы находится древний монастырь в честь иконы Божией Матери «Милостивая», по-македонски «Велюса», где в храмовой обители на куполе сохранились фрагменты фресок XI–XII вв., среди которых редкое изображение Спаса Эммануила, двенадцатилетнего отрока. Здесь же сохранились мраморные плиты пола XI b. Знаменательна история храма XII в. в монастыре во имя Святого великомученика Димитрия Солунского, что на окраине г. Велеса. В XIV в., когда гурки безжалостно уничтожали православные храмы, местные жители во спасение церкви засыпали ее полностью землей, сокрыв ее от вражеских глаз. Лишь в XIX в. она была явлена невредимой, откопанная благодаря видению одного местного жителя. Монастырь Святого Пантелеймона в Нерези Религиозная живопись вышла победительницей в иконоборческих спорах VIII–IX вв., и в своем дальнейшем развитии она сумела впитать в себя все возвышенные образы византийской духовности. Она стала одной из главных составляющих великой православной культуры, освящая своими образами сакральность всего церковного пространства. Со временем ее возвышенные памятники стали немеркнущими страницами христианской истории, которые и теперь почитаются наравне с великими святынями. Одним из выдающихся таких памятников являются уникальные фресковые росписи в монастыре святого Пантелеймона в Нерези. Бывший монастырь расположен высоко в горах, в 8 км к юго-западу от македонской столицы, в селе Верхний Нерези, откуда открывается изумительная панорама долины, в которой лежит город Скопье. Монастырский храм, освященный во имя Святого великомученика Пантелеймона, был возведен в 1164 г. ближайшим родственником императорской семьи Алексеем Комниным , о чем сообщает лаконичная надпись на мраморной доске над входной дверью. Храм построен из местного камня, в сочетании с обработкой кирпичами, представляя собой крестокупольный архитектурный тип с пятью куполами. Простая и величественная красота придает ему одновременно монументальную мощь и умиротворенную гармонию. Храмовые росписи XII в. являются одной из вершин византийской монументальной живописи и центральным памятником искусства эпохи императорской династии Комнинов. Фрески были раскрыты реставраторами в первой половине XX в. В церкви также имеются росписи других периодов: поновления фресок после землетрясения 1555 г., а также второй половины XIX в. Но самыми уникальными являются фрески XII в., которые неожиданно выступают ранними предтечами всего европейского Ренессанса. Задолго до Джотто, первого итальянского художника эпохи Возрождения, они зримо передали сокровенное Божественное начало через мир живых человеческих переживаний.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В своих многочисленных трудах Виссарион ощущал себя наследником традиций Демосфена, Исократа, Геродота, Плутарха, Ксенофонта, Ливания и др., использовал классический язык и верил в бессмертие греческого гения. В философских трактатах «О природе и искусстве», «Против клеветника на Платона» (Георгия Трапезундского, бывшего ученика Виссариона) он выступил последователем Платона и пытался примирить его философию с христианством: триаду Платона – бог, разум, мировая душа, Виссарион рассматривал как зародыш христианского учения о Троице. Один из его богословских трактатов был посвящен сущности католической филиоквы, другой («Энциклика к грекам», после 1453 г.) – причинам падения Константинополя, главной из которых он считал отделение греков от католической церкви. В стихотворной эпитафии на смерть Феодоры Кантакузины (конец 1426 или начало 1427 г.), жены трапезундского правителя Алексея IY, и в трех монодиях на смерть дочери Алексея IV Марии (1439), ставшей женой Uoahha VIII Палеолога, Виссарион выразил свойственный ему пессимистический взгляд на человека, подверженного всевозможным бедствиям, бессильного перед судьбой. В энкомии Трапезунду – «эмпории и эргастирии всей вселенной», поэт описывает географическое положение города, столицы Трапезундской империи, его крепость, императорский дворец, где заседал синклит и принимались иностранные послы, его торговлю и ремесло, прославляет царствующую династию Великих Комнинов, начиная с ее основателя Андроника I. В эпитафии Георгию Гемисту Плифону Виссарион восхищается энциклопедическим характером знаний этого «мудрейшего из мудрых», «несравненного» учёного, затмившего «мужей знаменитых». В письме последнему византийскому императору Константину XI Палеологу Виссарион восхваляет его военные успехи в отвоевании территорий на Пелопоннесе и в континентальной Греции, сравнивает его со спартанским царём Агесилаем, начавшим в 396394 гг. до н.э. войну с персами, и советует императору идти по стопам спартанца в отношении Малой Азии. Один из образованнейших людей своего времени, Виссарион Никейский известен также как переводчик: он перевел 14 книг «Метафизики» Аристотеля, «Метафизику» Теофраста, речи Демосфена и сочинения Ксенофонта. Большое значение имела деятельность Виссариона в качестве пропагандиста византийской культуры в Западной Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В царствование греческого царя Алексея Комнина о сих трех святителях возникла распря: который из них был общеполезнее и боголюбезнее? Иные превозносили Василия Великого , называя его по уму и делам совершенным гением, человеком ангело-нравным; иные возвышали Иоанна Златоуста , нарицая его пастырем человеколюбивым, к слабости естества человеческого снисходительным и обладавшим дивною силою слова, когда нужно тронуть ожесточенного грешника; иные предпочитали Григория Богослова , как пастыря, в науке божественной всех превосходящего. От этого произошло разделение: одни назывались василианами, другие иоаннитами, третьи григорианами; и таким заблуждением был заражен не столько простой народ, сколько ученые. Но Господь восхотел, чтобы великие святители сами утолили раздор, о них восставший; и они, явившись Иоанну, епископу евхаитскому, мужу в то время по учености и благочестию знаменитейшему, единогласно сказали: «мы имеем одно достоинство пред Богом; нет в нас противоположностей; каждый из нас, в свое время, подвизаемый Духом Святым, проповедовал спасение; нет из нас ни первого, ни второго, ни третьего; и так скажи, чтобы православные люди раздор оставили; скажи им, что мы, как в жизни, так и по кончине, более всего стараемся о том, чтобы всех привести в единомыслие. Совокупи нас в один день и составь один праздник; а мы – всем, нас поминающим, будем споспешествовать ко спасению». – Сказав сие, они, светом небесным осияваемые, вознеслись на небо. Преподобный Иоанн всенародно объявил чудесное видение и, поскольку память трех великих святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , празднуется в январе, установил торжествовать праздник их совокупно, в 30-й день января, и тем примирил неблагоразумное разногласие христиан. 3. Святой Григорий Богослов 202 Св. Григорий родился около 329 года, в местечке Арианзе, принадлежавшем к Каппадокийской области, недалеко от Назианза, где отец святого Григория впоследствии был епископом. Отец святого Григория, называвшийся также Григорием, сначала не был христианином; но беседы, увещевания, и особенно молитвы благочестивой супруги его, святой Нонны, были причиною, что он принял святое крещение и таким образом, по слову апостольскому, освятися муж неверен о жене верне ( 1Кор.7:14 ). Самое рождение святого Григория было плодом теплых молитв святой Нонны. Подобно Анне, матери Самуила, она усердно молилась о даровании ей сына и обещалась посвятить его Богу. Вскоре после рождения Григория, она принесла его в храм Божий и освятила руки его прикосновением к святому евангелию, которое впоследствии было первою его книгою для чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010