Речем же паки о житии преподобнаго отца Ефрема. По убиении убо святую страстотерпцу, великих князей Бориса и Глеба, преподобный Ефрем изыде от дому своего и достиже града Торжка и обрете место близ града того велми красно, на брегу реки Тфери, и воздвиже ту храм во имя государей своих великих князей и страстотерпец Бориса и Глеба, и возгради обитель, и собра монахов множество, и доволно труды к трудом прилагаше, в посте же и молитве непрестанно пребывая и братию поучая, сам же всем во всем образ бывая, и тако преставися от тленных в вечный покой в лето 6523 (1015). Память же его святая соборная церковь прия праздновати месяца Иануария в 28 день. О родителю же его и о пострижении и о рукоположении архимандричества преподобнаго, в кая времена и лета и при коих великих князех и коим ариереом хиротонисан и коего лета, того не обретохом. По преставлении же своем преподобный Ефрем многа и неизреченная чудеса сотвори: слепыя просвети и болящия исцели и ненаказанныя страху Божию наказа и целомудрствовати устроив. Овогда же единою, яко второй пророк Илия, молений ради и воздыханий сердечных к нему всего града людей Торжка, еже о бездождии молитвою своею ко Господеви Богу, дождь с небесе сведе, и того ради в той день во обители своей всех граждан торжествовати радостно сотвори. Честныя же и святыя мощи его целы и нетленны соблюдаются и приходящим с верою многую цельбу подают и до сего дне, в славу Святыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго всех Бога, Ему же слава ныне и присно и во веки веков. 24. Собор святых трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. (30 янв.) В царство благовернаго и христолюбиваго царя Алексия Комнина, приимшаго по царе Никофоре Ватаниоте державу царскую, распря бысть велика в Константине граде между учащимися словесному наказанию книжному. Овем убо провозглашающим Великаго Василия, высокоглааголива нарицающе его, якоже сущим всем изобретша естествославием и добродетелми, малым точию ангелом не равна, ниже удобь прощающа и нравом сумнена и ничтоже человеческо имуща, – снижающим же божественнаго Иоанна Златоуста , яко супротивна оному предлежаща, зане удобну сущу и скороприводну на покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Чудесное явление трех великих святителей, послужившее поводом к установлению настоящого торжества, поучительно для всех нас. Оно уверяет нас в блаженстве и славе, которою окружены угодники Божии в небесных селениях, и эта слава сопутствует им неразлучно, когда они по особому изволению Божию, нисходят на землю в сиянии лучезарного света. Оно утешает нас тем, что мы на земле не одни: есть у нас верные ходатаи, учители и молитвенники на небесах. Живя среди нас, они больше всего заботились об устройстве царства Божия на земле; и там, у престола Божия, своею деятельной молитвой пред Богом продолжают также великое дело: пекутся о мире и единомыслии концев вселенныя. Явление великих святителей учит нас тому, что угодно святым наше взаимное общение с ними. Угодно им, когда в молитвах обращаемся к ним, когда Церковь земная благочестно творит святую их память, – это потому, что почитание их доставляет нам великую домашнюю пользу. Почитая их болезни и труды, назидаясь примером жития их и взирая на скончание их земного подвига, мы укрепляем свои силы и подражаем вере их. Если хотим достойно почтить память великих святителей, позаботимся всегда блюсти единение духа в союзе благодатного мира. Много и ныне соблазна и поводов к гибельным разделениям: много среди нас лжеучителей, волков хищных в одежде овчей. Отвергшис Церкви, утративши мир и надежду спасения, они всячески стараются и других прельстить своими лжеучениями, сеют раздор и смуту в Церкви Божией, в умах чад ея. Не слушайте, братия, льстивых речей их, ведущих в пагубу, и, вверяя себя водительству пастырей Церкви и покрову ныне прославляемых святителей, в простоте сердец храните мир и веру Православную. Своим миролюбием, верностию матери Церкви мы доставим великую радость о нас небесным молитвенникам о нашем спасении, – и Сам Бог мира наставит нас на великое дело благое, как послушных чад Его св. Церкви. (Из «Сборн. крат. поучений» Свящ. Андрея Смирнова, книга 3-я). 16. О единомыслии в вере В 11-м веке, в царствование христолюбивого императора Алексея Комнина, была великая распря в Константинопополе между словеснейшими любомудрецами, пишет святитель Димитрий ростовский в своих Четьихъ-Минеях, в сказании о соборе трех святителей, память коих совершается ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

I. Духовная жизнь Византии Здесь не место детально излагать историю византийской литературы. Тем не менее весьма важно показать её истоки и характер, который она приобрела. Сохранение близкой связи с греческой античностью составляет особенность византийской литературы, которой она отличается от всей остальной литературы средневековья. Греческий язык был национальным языком Византийской империи. Поэтому произведения великих писателей Греции были доступны и понятны всем и вызывали всеобщее восхищение. Они хранились в больших библиотеках столицы в многочисленных списках; мы можем получить представление о богатстве этих собраний по дошедшим до нас сведениям о некоторых частных библиотеках. Так, патриарх Фотий в своем Myriobiblion подверг анализу 280 рукописей классических авторов, что составляет лишь часть его библиотеки. В библиотеке кардинала Виссариона из 500 рукописей было не менее 300 греческих. Монастырские библиотеки, как например в монастыре Патмоса или в греко-итальянском монастыре св. Николая в Казоле, наряду с религиозными трудами располагали также и произведениями классической Греции. Насколько все эти писатели были знакомы византийцам, можно судить по дошедшим до нас данным об их популярности в византийском обществе. Свида в X в., Пселл в XI, Тцецес в XII, Феодор Метохит в XIV в. читали всю греческую литературу, ораторов и поэтов, историков и философов, Гомера и Пиндара, трагиков и Аристофана, Демосфена и Исократа, Фукидида и Полибия, Аристотеля и Платона, Плутарха и Лукиана, Аполлония Родосского и Ликофрона. Женщины были не менее образованы. Анна Комнин читала всех великих классических писателей Греции, она знала историю Греции и мифологию и гордилась тем, что проникла «в самую глубину эллинизма». Немедленно по прибытии в Византию первой заботой жены Мануила Комнина, происходившей из Германии, было попросить Тцецеса комментировать для неё Илиаду и Одиссею; она заслужила похвалу этого великого грамматика, который назвал её «женщиной, влюблённой в Гомера». В византийских школах в основу системы образования наряду с сочинениями отцов церкви были положены произведения классических писателей Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кесарю Иоанну Дуке посвящена специальная статья Б. Лейба (Leib, Jean Doukas...). 135 В оригинале непереводимая игра слов: имя монаха – ακτωρ, и Анна называет его ρκτης των απανταχο τολμηρτατος («выдумщик всевозможных каверз»). Этимологизация имен – весьма частый прием византийских писателей, в том числе и Анны. 136 Несмотря на схизму 1054 г., Анна, как и большинство других писателей второй половины XI и XII вв., продолжает ощущать единство христианского мира перед лицом иноверцев. Во время правления Алексея I еще предпринималась попытка ликвидировать разделение церквей (см.: Гроссу, Церковно-религиозная деятельность..., стр. 502 и сл.; Holtzmann, Die Unionsverhandlungen..., Ss. 38–67). Однако Анна не упускает случая отметить недостойное поведение представителей западной церкви и противопоставить им византийский клир. Так, Анна подробно, и не совсем достоверно, описывает чудовищные издевательства, которым подверг папа Григорий VII послов германского императора (см. Ал. I, 13, стр. 82), и удивляется тому, что епископы крестоносного войска своим поведением скорее напоминают воинов, нежели священнослужителей (X, 8, стр. 282) и т. д. Все эти замечания, разбросанные по страницам «Алексиады», имеют одну цель: убедить читателя в необходимости установления главенства восточной церкви. Эту мысль Анна высказывает и прямо (см. I, 13, стр. 82 и прим. 147). 137 Котрона (др. Кротон на побережье Калабрии) – один из центров греческого монашества в Южной Италии. Роберт Гвискар, который получил во владение бывшие византийские области Апулию, Калабрию и Сицилию, старался привлечь на свою сторону греческое население и поэтому оказывал покровительство православному монашеству. Папский престол старался латинизировать старые греческие монастыри, аРоберт организовал в Сицилии новый греческий монастырь (см. Протасов, Греческое монашество..., стр. 65 и сл.). 138 Великих апостолов, т. е. Петра и Павла. Нам неизвестно о существовании церкви этих двух святых в Риме. Может быть, подразумевается собор св. Петра. В Риме была также церковь св. Павла; возможно, Анна имеет в виду не церковь, а церкви великих апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1016 Конкуренция двух претендентов закончилась тем, что Вотаниат, как вступивший на престол тиранически, был избран в императоры усиленным представительством народа, т. е. не только сенаторами и простым народом, но также синодом. Вотаниат по вступлении на престол отблагодарил за это подарками (деньгами и недвижимостью), возведением в чины и назначением на должности, 1017 а молва скоро разнесла по Империи, что он избран сенатом, синодом и народом. 1018 Когда обнаружился замысел Комнинов после их бегства из столицы, Вотаниат собрал сенат, 1019 сообщил о деле и искал поддержки. Восшествие на престол Алексея Комнина, достигнутое путем военного насилия, не сопровождалось ни согласием сената и народа, ни благодеяниями тому или другому, напротив, у сенаторов отнято и то, что им прежде было дано. 1020 Кроме ограничений, связанных с недостатком системы престолонаследия, византийские императоры были еще ограничены в своих действиях обрядностью, придворным этикетом и церемониями. Исполнять положенные по церемониалу обряды, не выходить из рамок традиционных форм жизни считалость непременной обязанностью императора и ничто не освобождало византийского монарха от этой обязанности. Роман 111 Аргир, невзирая на ужасные физические страдания, не выпускал ни одного слова в церемониях. 1021 Михаил IV в период усиленных припадков падучей болезни должен был выполнять все следовавшее по чину и утешаться лишь сознанием, что благодаря принятым предосторожностям в критический момент он будет скрыт от посторонних глаз. 1022 Для Константина Мономаха в разгар подагры при всем отвращении к труду, требовавшемуся для выполнения церемоний, последние были однако же неизбежны; все снисхождение состояло лишь в том, что на аудиенциях его прилаживали так, чтобы по возможности страдания были менее чувствительны, а на великих выходах в церковь с особенным искусством усаживали на седле, высокие и сильные конюшие поддерживали его с обеих сторон и лошадь вели тихим шагом, причем, дабы она не поскользнулась, снимаемы были камни с мостовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

1190 г. 117) Леонтий Аскет, из игуменов обители апостолов, находящейся на холме св. Авксентия. Император Исаак дал ему имя Феотокия (Богородичный), уверяя с клятвою, что сама Пресвятая Богородица во сне явила ему Леонтия и повелела избрать в патриарха. Впрочем, патриаршество его продолжалось только семь месяцев. 1191 г. 118) Досифей, родом венецианец, из иноков монастыря Студийского, произведенный в патриарха иерусалимского, откуда с согласия императора Исаака поступил на престол церкви константинопольской. Сие последнее обстоятельство послужило предлогом для архиереев церкви константинопольской низложить его, как восхитителя чуждого престола. Приговор этот опять утвержден императором Исааком. 1193 г. 119) Георгий , Ксифилин, из великих сосудохранителей. При нем, 1195 г., воцарился Алексей Ангел Комнин, ослепив и заключив в темницу брата своего Исаака, но и сам умерщвлен 1203 г. Алексеем , сыном Исаака, который, в свою очередь, лишен жизни Алексеем Дукою – Марцуфлом, ослепленным и потом убитым латинянами 1204 г. Правив 6 лет и 9 месяцев, блаженный Георгий мирно почил во Господе. Спустя два месяца на его место производится 1199 г. 120) Иоанн , Каматер, из диаконов и хартофилаксов. Он правил кормилом церкви четыре года, т. е. до 12 апреля 1204 г., когда крестоносцы (франки и латины), внезапно напав на Константинополь, овладели им и объявили императором Валдуина, а патриархом Фому Марокина, родом венецианца, подручника папского. Никакая кисть не может изобразить в настоящем виде тех притеснений и жестокостей, которые испытали православные в Константинополе от поклонников папы, который именно требовал, чтобы греческое духовенство или признало его своею главою, или было казнимо. Вследствие чего иноки и священники были ввергаемы в темницу, а св. храмы заключаемы. Такое порабощение Константинополя продолжалось даже до 1261 года. Впрочем, несчастные потомки Комнина, равно как многие из важных светских и духовных особ, спасаясь бегством, удалились в азийскую Никею, которая с сего времени даже до изгнания латинян из Константинополя сделалась резиденцией как императоров греческих, так и патриархов 27 . Императором объявлен Феодор Ласкарис, зять Алексея Ангела Комнина, а блаженный Иоанн, после пленения Константинополя, удалившись в Дидимотих, письменно отказался от патриаршего престола. На место его избран 1206 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

132 У Византия – Матфиа, котораго память совершается 9 августа; а апостола и еванг. Матфея, – 16 ноября. 133 В Житии св. патриарха Цареградскаго Евтихия (умер 582) сказано, что он “погребен бысть славно в церкви Апостольстей под олтарнъм степенем, идеже бяху мощи святых апостол Андреа, Тимофеа и Луки” (Чет. Мин. 6 апреля, 18 и 20 октября).-Мощи св. Тимофея перенесены сюда из Ефеса в 356, а св. Андрея из Патр Ахайских и св. Луки из Фив Виотийских в 357 году. 135 Тоже заметил и Стефан Новгородец, и прибавил, что этот олтарь был “вельми велик” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 54). 136 По Стефану Новгородцу: “от великих дверей на правой руце стоят два столпца: един, идеже бе привязан Господь наш Иисус Христос ; а другий, на немже Петр плакася горько; тии бо столпове привезены от Иерусалима святою Еленою царицею. Един столп, иже бе Иисусов, от зелена камени с прочернью; а другий, Петров, тонок, аки бревенце, вельми красен, есть прочернь и пробел, видом яко дятлен” (Там же; сн. Путега. иерод. Зос. стр. 61; дьяка Алекс. стр. 72; диакона Игн. стр. 100 –101). 137 Об этой доске в монастыре Пантократора говорять и другие наши паломники. Стефан Новгородец: “идохом к Спасу великому монастырю, рекше Вседержителю... .ту доска Господня лежит, иже привезена бысть святою Еленою царицею” (Там же, стр. 54). Дьяк Але ксандр: “в Пантократоре монастыре есть доска Спасова, на нейже несли его ко гробу” (стр. 72). Диакон Игнатий: “идохом в великий честный монастырь Пантократов, и целовахом святую доску Господню, на нейже со креста снемше тело Христово положиша, и Претастыя слезы на том вообразишась” (стр. 101). Иеродиакон Зосима: “в том бо монастыре стоит дска, на нейже Христа несли ко гробу; на нейже слезы Богородицы Марии и доныне знати” (стр. 61). 138 Т. е. в церкви святых Апостолов: потому что здесь, по свидетельству паломников, были мощи св. Спиридона, епископа Тримифунтскаго, котораго память совершается церковию 12 декабря. 139 Название монастыря Калуяновым указывает, вероятно, на строителя его – Калоиоанна Комнина (1118 – 1143). По Синаксарю, память св. Власия, епископа Севастийскаго, пострадавшаго при Ликинии, совершалась в Царьграде 11 февраля, в храме, посвященном его имени и находившемся близ св. Филиппа неподалеку от монастыря Спаса Человеколюбца (Дюканжа, Constantinop. christ. Lib. IV. р. 121. Ассемат, Kalend. eccl. univ. t, VI. p. 124).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

15 . Хотя латинское завоевание было временным, именно с него начался последний период византийской политической и церковной истории. Религиозная жизнь Византии и вся ее нравственная и интеллектуальная атмосфера в течение последних двух столетий перед падением Константинополя несли на себе печать разрушения в результате латинского завоевания, героического возрождения греческого народа, разлада и упадка, которые, по иронии судьбы, наступили вскоре после освобождения Константинополя. Помнить об этом историческом прошлом совершенно необходимо. Крестоносцам не удалось завоевать всю Империю. Совместно с венецианцами они владели Константинополем в течение полстолетия. Франкское владычество в самой Греции и на островах Архипелага продолжалось около двух веков; венецианцы завладели некоторыми островами и стратегически важными торговыми портами. Византия, однако, продолжала свое существование, обосновавшись вокруг древнего города Никея. Никейская империя представляет собой один из самых удивительных сюжетов византийской истории. Она находилась под управлением способного Феодора Ласкариса, зятя одного из последних императоров, а затем, в свою очередь, уже его зятя, Иоанна Ватаци, может быть, еще более замечательного человека. Хотя в то же самое время существовали и другие государства-преемники, Эпирский деспотат Ангелов и империя Великих Комнинов в Трапезунде, Никейская империя была вскоре признана большинством греков как законная Империя. Эпирский деспотат угас примерно в конце XIII в.; несмотря на то, что Тралезундской империи было суждено пережить Константинополь и она оставалась важным коммерческим и интеллектульным центром, ее роль в международной истории очень невелика. Будущее было за действенной Империей никейцев. Сын Иоанна Ватаци, Феодор II, был человеком высоко интеллектуальным, но не политиком. После его смерти в 1258 г. престол был захвачен честолюбивым знатным человеком, Михаилом Палеологом, основателем последней византийской императорской династии. Он не только начал отвоевывать Греческий полуостров, но в 1261 г. его войска захватили Константинополь и положили конец Латинской империи. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1810 г., 13 сентября – освящение храма Гроба Господня, восстановленного греческим архитектором Николаем Комнином 1834 г. – землетрясение в Иерусалиме. Разрушение купола храма Гроба Господня 1841 г. – учреждение прусско-английской протестантской епископии в Иерусалиме 1847 г. – восстановление Латинского Иерусалимского Патриархата 1847 г. – учреждение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 1858 г. – учреждение Русского консульства в Иерусалиме 1859 г.– посещение Иерусалима великим князем Константином Николаевичем, с женой и сыном – первое «августейшее» паломничество в Святую Землю 1860 г.– основание еврейского квартала Мишкенот Шаананим, ставшего первым районом Иерусалима за стенами Старого Города 1860–1864 гг. – возведение Русских Построек, начало создания Русской Палестины 1864 г., 28 июня – освящение домовой церкви Русской Духовной Миссии во имя царицы-мученицы Александры – первого русского храма в Святой Земле 1869 г. – освящение нового купола храма Гроба Господня, восстановленного совместно Россией и Францией 1872 г., 28 октября – освящение Русского Троицкого собора в присутствии великого князя Николая Николаевича Старшего 1881 г., май – паломничество в Иерусалим и Святую Землю великих князей Сергия и Павла Александровичей и их кузена великого князя Константина Константиновича 1882 г., 21 мая – создание Православного Палестинского Общества (с 1889 г. – Императорского) 1883 г., 10 июня – обретение Порога Судных Врат в результате археологических раскопок на Русском Месте близ храма Гроба Господня 1886 г., 7 июня – освящение Вознесенского собора Русского Елеонского монастыря в Иерусалиме 1888 г. , 1 октября – освящение русской церкви Марии Магдалины в Гефсимании в присутствии великого князя Сергия Александровича и великой княгини Елизаветы Федоровны 1889 г., 20 октября – освящение Сергиевского подворья в Иерусалиме 1892 г. – открытие железнодорожного сообщения между Яффой и Иерусалимом 1896 г., 22 мая – освящение русской церкви во имя святого Александра Невского, у Порога Судных Врат, близ храма Гроба Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

200 Митр. исчисляет 6 неправностей Римских: 1) пост в субботу, 2) сыроядение в 1–ю нед. В. Поста, 3) отвращение от женатых пресвитеров, 4) вторичное миропомазание миропомазанных пресвитерами, 5) опресноки в Евхаристии и 6) filique. См. Памяти. Росс. Слов. 12-го века. 202 В 12-м в. Герман Contractus, Глабер Рудольф, Ламберт Шафнасбургский, Мариан, Шотландец, Адам Бременский; в 13-м в. Кондраша a Lichtenau, Иаков de Vitriaco, Викентий, Иоанн Поляк, Матфей Парижский, Альберт Стадийский; в 14-м в. Сингфрид, Мессенский пресв.; Матфей Вестминстерский, и другие. – В 16-м в. Цезарий Бороний. 204 Изъянители писания: Еразм, ум. 1536; Кайстан, кард. ум. 1534; Малдонат иез., ум. 1583; Arias Montanus 1598; Корнилий a Lapide и пр. – Догматика: Доминик Como, ум. 1560; Сильвестр Приериас, ум. 1528; Иезуиты: Валенция, ум. 1603; Сварец, ум. 1617; Васкез, ум. 1604 и др. Прежде 16-го века достойны примечания: Николай de Lyra, ум. 1340, и Лавр Валла, ум. 1457. – Кард. Ximenes издал Библию Полиглотту, 1547–17. 205 Кроме сих: В Неаполе (1224), Саламине (1240), Лиссабоне (1290), Оксфорде и Кембриче (13 в.), Вене (1365), Гейдельберге (1387), Кёльне (1388), Лейпциге (1409), Львове (1426), Нигольштадте (1472), Упсаде (1476), Тюбингене (1477), Копенгагене (1479), Виттемберге (1502). 209 Вождь Богомилов, монах Василий, при Алексие Комнине, сожжен в Цареграде. О них подробно пишет Анна Комнина L. XV. 210 Мятеж, произведенный волхвами в Новгороде, кн. Глеб укротил смертью главного волхва, поразив его секирою, когда он пророчествовал о великих делах своих. 211 Креститься двумя перстами, говорить аллилуия по дважды, ходить при крещении по солнцу. – Мартин на Соб. Киевском 1157 г. осужден, а в Констанотинополе сожжен. 215 Когда они (в 13 в.) убили инквизитора Петра de castra novo, П. Иннокентий III несколько раз высылал против них многочисленные войска крестоносцев. 216 Следуя предсказаниям итал. Аббата Иоакима, они надеялись, что скоро падет папство и придет царство вечного Евангелия Св. Франциска, которое будто бы совершеннее Евангелия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010