Те беженцы, которым удалось спастись, молили Бога за то, что Он даровал им спасение, поскольку участь их соотечественников в Константинополе была ужасной. Дни и ночи напролет пьяные латиняне шатались по улицам Константинополя, выискивая новые жертвы. Многие из них возили на лошадях изнасилованных уже ими женщин, наготу которых прикрывали широкими покрывалами. Святые иконы употреблялись для сидения и в качестве подножных скамеек. В храме Святой Софии крестоносцы обнаружили множество святынь, тут же расхищенных ими. Остался краткий перечень этих великих христианских реликвий: две части Креста Господня, наконечник копья, которым Спаситель был пронзен в бок, два гвоздя, которыми прибивали Его тело к Кресту, Терновый венец Христа, плащаницу, в которую обернули Его тело, снятое с Креста, сосуд с кровью Господа и т.д. 1032 Как подсчитали, к тому времени в Константинополе находилось до 3600 святых мощей, и теперь подавляющее большинство из них оказалось захваченным крестоносцами 1033 . Хотя формально существовали целых три Римских императора – Алексей III, Алексей V и Феодор I Ласкарис, самой Византийской империи более не существовало. Как казалось в ту минуту, она никогда не воскреснет, навеки сгинув во мраке времен. И на обширных просторах некогда великой и могучей Римской империи раскинулась Латинская империя – лоскутное государство, состоявшее из множества различных княжеств, графств, баронств, правители которых признали себя вассалами нового, Латинского императора. Отчего же стала возможной эта вселенская трагедия? Очевидно, что такие объяснения, как «слабость Византии», «отживший строй» и т.п., в принципе неприемлемы и ошибочны: напомним, что Римская империя была и оставалась в числе крупнейших мировых держав не только в культурном и церковном отношении, но также в военном и экономическом. Хотя в течение многих столетий враги почти ежегодно нападали на нее со всех сторон, она неизменно выходила победителем в этих противостояниях. Но если с турками византийцам удалось прийти к некоему мирному соглашению и нейтрализовать мусульманскую угрозу для себя, то латинский Запад таил в себе большие опасности. Западные народы много раз покушались на Византию. Рано или поздно война между Западом и Византией должна была состояться, она была неизбежна. Наконец, это случилось, а то, что нападение произошло под эгидой Крестового похода, прекрасно иллюстрирует духовную нищету идеи крестовых мероприятий и вектор воинственного интереса Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя в истории переворота Керулларию не принадлежало роли ни инициатора, ни руководителя, заслуга его перед Комнином заключалась только в сочувствии к его делу, устранении от всего, что могло повредить его успеху, и лишь в последнюю минуту в деятельном участии, хотя переворот, без сомнения, совершился бы и помимо патриарха, тем не менее Комнин, благосклонно смотревший на тех, которые до момента пострижения оставались верны Стратиотику и только потом перешли в противоположный лагерь, тем большую благосклонность должен был питать к Керулларию, главе оппозиции, не одобрявшему Стратиотика и признававшему преимущества его противника, Комнина. Комнин щедро вознаградил патриарха. До его времени назначение лиц на должности великого эконома и великого скевофилакса принадлежало царю. Разумеется, императоры, через посредство назначаемых ими лиц, держали под своим контролем финансы патриархии и Великой церкви и, судя по скудости, которую испытывал клир и которая была побуждением для Романа III, особенно же для Константина Мономаха, к выдаче субсидий, этот порядок вещей не был благоприятен для Церкви; очень возможно, что значительная доля доходов ускользала от прямого своего назначения и поступала в распоряжение казны; пожертвования Романа и Мономаха могли быть только слабым возмещением потерь, понесенных этим путем Церковью. Исаак Комнин, по вступлении на престол, в 1057 г., отказался от императорского права назначения великих экономов и скевофилаксов, предоставив право Константинопольскому патриарху. Этим внесен был больший порядок и целесообразность в управление церковными имуществами и доходами, патриарх получил более действительный, чем прежде, надзор за церковным хозяйством и большую возможность устранять возникавшие в этой сфере злоупотребления. Независимо от этого дела, важного и для Церкви, и для патриархии, Комнин выполнил другое, в угоду лично патриарху. У Михаила Керуллария, кроме племянницы Евдокии, жены будущего императора Константина Дуки, было еще два племянника, Никифор и Константин, сыновья старшего его брата. По смерти последнего заботу о них принял на себя их дядя, который с помощью Пселла дал племянникам надлежащее воспитание, был им вместо отца и сильно был озабочен их судьбой. При вступлении Исаака Комнина на престол это были окончившие ученье молодые люди, в возрасте около двадцати лет, и Комнин, желая сделать приятное патриарху, возвел их в высокие чины и назначил на видные должности. 2395

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

836 Например, в одной грамоте города Трани от августа 1072 г. читаем: regnante domino Romano qui et Diogheni, et cum eo regnantibus domino Michaele et domino Constante porhirogenito quam et domino Andronico gJoriosissimis imperatoribus nostris (во время правления господина Романа Диогена, а вместе с ним господина Михаила, багрянородного господина Константа и господина Андроника, славнейших императоров наших). Prologo, 58. Между грамотами неаполитанского архива насчитывается семь, от 1071–1073 гг. (Reg. Neapol. Arch. Monum., vol. V, 47–60), в которых читается: imperante domino nostro Romano et Michaelio seu Andronico et Constantino porfirogenito magnis imperatoribus (во время правления господина нашего Романа, Михаила, Андроника и Константина, великих императоров) (в некоторых на последнем месте ставится Андроник). 840 Впоследствии тесть Алексея Комнина, будущего императора, выдавший за него дочь Ирину (Bryenn., 106–107). Дюканж (Fam. Byz., 164–165,230) ошибочно считает Марию (жену Андроника) женой кесаря Иоанна, который таким образом оказывается тестем Алексея Комнина, а Ирину, жену Алексея Комнина, называет женой Георгия Палеолога, между тем как женой последнего была Мария, сестра Ирины. 845 Psell., IV, 277; V, 225. Что Пселл участвовал в третьем походе, есть намек в IV, 278: обе це 5ieXa0ev… (что же от меня укрылось…), но в решительной битве, закончившейся пленом Диогена, Пселл не присутствовал, слышал о ней только от других (IV, 279), возвратясь с пути от Кесарии (V, 455). 849 О его самонадеянности свидетельствует вся история военных предприятий.его природной, прямой и открытой, суровости можно судить по нескольким фактам, рассказанным современным ему историком, каковы: умерщвление пленных, наказание солдата за кражу осла, разговор с султаном. См.: Attal., 106, 153, 165. 850 Scyl., 688. В числе удерживавших Диогена от похода поименованы: Палеолог, Пселл и Иоанн-кесарь. 852 Psell., IV, 276–277., Attal., 101 (Scyl., 667; Glyc., 608).Attal., 106 (Scyl., 670): wc; evexupov eixev (…держал в качестве залога).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

В центре города, на обрывистом плато, окруженном оврагами и водными протоками, находился акрополь. В его южной части («старом» или верхнем городе), обнесенной мощными крепостными стенами, располагались цитадель эпохи Комнинов, императорский дворец (XIIIXIV вв.), при котором, как предполагают, находилась небольшая домовая церковь , и административные здания. Из императорского дворца можно было попасть в «средний город», где проходила вторая линия укреплений и находились храмы Богородицы Златоглавой (Хрисокефал, X в., перестроен в XIII в.) и св. Софии (после 1204 г.). «Новый город» с церковью св. Анны (haч.VIII в.) и с церковью св. Евгения (XXIV вв.) простирался от бастионов до гавани. В эпоху Великих Комнинов в Трапезунде было сооружено более сотни церквей: трехнефных однокупольных базилик с центральной пятиугольной апсидой и нартексом и небольших однонефных базилик с куполом, барабан которого ставился прямо на стены. В окрестностях города находились монастырь Феоскепатос (XIV в.) и пещерная церковь св. Саввы (XIV в.). В 1461 г. Трапезунд был завоеван турками. Трон Максимина архиепископа Равенны (545553), дает представление о византийском искусстве эпохи Юстиниана. По поводу места создания этого замечательного памятника мнения исследователей расходятся: одни называют Константинополь, другие Александрию, третьи – Равенну. Несомненно то, что многочисленные пластинки слоновой кости были выполнены разными мастерами ок. 550 г. На 10 боковых пластинах трона представлены эпизоды из жизни Иосифа Прекрасного. Вверху Иаков скорбит, узнав о мнимой смерти своего сына; в центре – Иосиф в колодце; внизу Иосифа продают в рабство. И сюжет, и детали говорят о том, что создателем этих пластин был египетский мастер. Большие пластины на передней стороне трона с изображениями Иоанна Крестителя и четырёх евангелистов, размещенными под полуциркульной аркой и отличающимися большей торжественностью, сложным рисунком складок одежды, разнообразием поз, вероятно, были выполнены константинопольским резчиком. На 24 частично сохранившихся пластинах оборотной стороны трона изображены сцены из жизни Спасителя, созданные третьим мастером. Композиции отделены друг от друга изящным растительным орнаментом из завитков виноградных лоз, в которые вплетены птицы, животные и вазы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время основания и очерк истории его. Когда именно возник на св. горе Русский монастырь, и как возник, т. е. , основан ли первоначально или дарован Русскому братству из прежде существовавших монастырей, исторически неизвестно. Время появления Русского монастыря на Афоне некоторые относят к временам Ярослава Владимировича, которого считают, хотя без достаточного основания, и ктитором его; другие ставят в современность просвещения России светом Христианской веры. Что действительно рано появились на Афоне Русские иноки, в этом удостоверяет уже то обстоятельство, что туда около 973 года пришел инок Антоний, первоначальник иночества в нашем отечестве. – Что касается того, как возник на св. горе Русский монастырь, то, на основании одного акта исторического (хрисовулла Императора Алексия Комнина) можно с вероятностью полагать, что Русским инокам, жившим в разных обителях св. горы, дарован был какой-либо незначительный монастырь, о котором не сохранились сведения, – дарован именно в следствие просьб и ходатайств наших Великих Князей, начиная с св. Владимира, которые находились в родственной связи между собой и в постоянных сношениях. Потом Русскому братству дарован был монастырь Греческий Ксилурги (что теперь Болгарский скит Пресвятой Богородицы). О монастыре Руссов Ксилурги исторически уже известно, именно: Хрисовуллом Царя Алексия Комнина велено было св. горе отдать этот монастырь собственно во владение инокам Русским в 1080 году. Впрочем Ксилурги не остался на всегда монастырем Русским: на своем месте, т. е. , в густой дубраве Ксилурги, за час разстояния от Пантократора, он существовал только до конца XII века. В 1172 году, когда игумен его Лаврентий, по тесноте места, просил себе более просторной обители, дарован был общим приговором Прота св. горы и всех настоятелей Афонских Русскому братству Ксилурги Солунский монастырь св. Великомученика Пантелеймона, находившийся в чаще леса на вершине горной, за час от Кареи к западу; а прежняя обитель сделалась скитом Пресвятой Богородицы, который и теперь существует в зависимости от Русского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Дальше Иоанн Мавропод пишет о том, что ведомые троицей святых христиане не могут достигнуть совершенства этих святых (поскольку это совершенство предельное), но Три Святителя могут «прославить ученичество и того, кто достоин учиться». В этом рассуждении чудится отголосок популярного в XI веке неоплатонического учения об иерархии, где за высшим уровнем, например, уровнем ума, следует онтологически ему уступающий, скажем, уровень души, причем элемент более низкого уровня никогда не может соединиться с более высшим, хотя и стремится к нему. Православные богословы монашеского направления, например, Симеон Новый Богослов и Никита Стифат, считали, что для подвижника нет никаких препятствий к тому, чтобы достичь духовного уровня великих святых и даже ангелов, то есть, в неоплатонической терминологии, перейти из душевного чина в интеллектуальный. Иоанн Мавропод же, возможно, разделял предрассудки своего друга Михаила Пселла, который как раз придерживался неоплатонической картины мира — по крайней мере в части непроницаемости одних уровней бытия для других. Хотя в случае епископа Евхаитского мы можем говорить скорее о слишком далеко зашедшей игре с метафорой, чем о богословском убеждении. Почему Алексей Комнин? К 1081 году, когда Алексей Комнин взошел на престол, буквально отбив его у политических конкурентов, Иоанн Мавропод уже давно утратил какое-либо влияние при дворе. И тот факт, что молодой император ухватился за идею старого епископа, говорит о том, что она чрезвычайно соответствовала его тогдашним настроениям. Что это были за настроения? «На одном соборе он говорил и, конечно, совершенно искренно, что вера православная составляет от чрева матери его радость, красоту, славу, опору и непобедимое оружие против видимых и невидимых врагов » (свящ. Николай Гроссу. Церковно-религиозная деятельность византийского императора Алексея I Комнина). Это, конечно, лишь слова, но дела Алексея Комнина эти слова подтверждают. Конечно, он, как и многие императоры до него, занимался благоустройством монастырей и храмов, выпускал нормативные акты, которые, с его точки зрения, улучшали материальное положение церковной общины, и регулировал кадровую политику — перемещения высших церковных чинов император держал под личным контролем.

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

Нельзя поэтому сказать, что симпатии населения были на их стороне. Феодор завел целый штат царских придворных, но порядки в его дворце были болгарские или варварские, как заметил современник. Кроме того, «самодостаточность» деспота, за которую так ратовал Дмитрий Хоматин, Болгарский архиепископ, встретила сопротивление у другого иерарха – Фессалоникийского митрополита Константина Месопотамита, не признавшего Феодора Ангела Комнина Дуку царем 98 . Несложно заметить, что именно поддержка патриарха, резиденция которого находилась в Никее, обеспечила св. Иоанну III Ватацу легитимные основы власти. Дмитрий Хоматин мог сколь угодно долго рассуждать о праве Феодора Ангела называть себя Фессалоникийским царем, но в глазах подавляющей массы византийцев единственным законным Римским императором был только Никейский василевс, которого венчал на царство «Вселенский» патриарх. Объяснение этому явлению заключается в том, что в среде иерархов Восточной церкви не было и не могло быть даже намека на примирение с Римской кафедрой, помимо всего прочего освятившей тот разгром Византии, который был учинен крестоносцами. Именно Церковь стала носителем национальной идеи, объединителем византийской нации. И в этих условиях подлинным Византийским императором мог стать только тот, кто получил поддержку восточного епископата и монашества, т.е. Никейский император 99 . Но перевес в военных силах был пока на стороне Феодора Ангела Комнина Дуки. Кроме всего прочего, Фессалоникийский император отличался гибким умом и решительностью. Его успехи против латинян вызывали в северных греках восхищение – его называли «могучим Комнином», «вершителем великих дел». Вскоре он захватил Фессалоникийское королевство – несостоявшееся детище давно уже погибшего Бонифация Монферратского, – и присоединил к своим владениям целый ряд областей Фессалии и Македонии. Но едва Рим, взволнованный успехами эпирского оружия, объявил о Крестовом походе против Фессалоникийского царства, как Феодор тут же направил посольство к папе, заявив о своей покорности Апостольскому престолу. Обрадованный понтифик немедленно отменил Крестовый поход и даже запретил венецианцам покушаться на Диррахий, который много раз безуспешно осаждали латиняне 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нередко случалось мне восхищаться ею, и в своем восхищении я как-то сказала: «Как можешь ты устремлять взоры на такую высоту? Я трепещу и даже кончиками ушей не дерзаю внимать этому. Ведь философствование и мудрость этого мужа, как говорят, вызывают головокружение у читателей». Она с улыбкой ответила мне: «Такая робость, я знаю, похвальна, да и сама я не без страха беру в руки подобные книги, однако не в состоянии от них оторваться. Ты же подожди немного. Посиди сначала над другими книгами, а потом вкусишь сладость этих» 259 . Следует отметить, что Анна Комнина и ее мать (царица Ирина) не были в ту эпоху единственными почитателями преп. Максима: таковым являлся, например, и брат василевса Алексея I Комнина – Исаак Севастократор, также высоко ценивший творения его и хорошо знакомый с ними 260 . Данное свидетельство XI в. не только подтверждает, но и дополняет и расширяет суждение знаменитого византийского книжника IX в.: глубина богословской мысли преп. Максима отпугивала, но значительно чаще неудержимо притягивала к себе, причем не только клириков, а и образованных мирян. Конечно, наибольшее число читателей снискали себе творения преподобного среди монахов. Пример Павла Эвергета, о котором упоминалось выше в связи с «Главами о любви» (он 49 раз цитирует преп. Максима), отнюдь не является исключением. Во многих монастырских библиотеках хранились сочинения преподобного: так, например, известно, что Григорий Пакуриан, будучи ктитором одной обители, подарил ей, среди прочего, две книги св. Максима; в Криптоферратском монастыре также хранились кодексы с его творениями, переписанные в 992 г. 261 . Аскетическое богословие преп. Максима, безусловно, оказало влияние на всех последующих византийских мистиков – в частности, на преп. Симеона Нового Богослова , несомненно знакомого с творениями одного из своих великих предшественников 262 . Позднее они входили и в круг излюбленного чтения св. Григория Паламы 263 , став для него неотделимой частью святоотеческого Предания 264 . Ряд других византийских богословов – преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Однако же при всем том Аллаций представляет их нам свидетелями достойными великого вероятия. Приметили в нем сей порок многие ученые мужи: приметил и Адам Зерникав, муж весьма высокого учения: и правда, хотя должно признаться, что Аллаций был довольно учен, однако удивительно то, что труды свои употребил в худую сторону. Но возвратимся к нашему предмету, и оставив сии ненужные и примечания недостойные повести, рассмотрим те плачевные приключения, которые с того времени происходили из толикого церьквей несогласия. Чего для мимоходом здесь целые почти триста лет, и как прочие маловажнейшие распри, так и оную Михаила Церулария Патриарха Константинопольского с Гумбертом Папским посланником оставляем, поспешая к концу правления Мануила Комнина: ибо там много имеем увеселительного. В лето 1200. по кончине Императора Мануила, вступил на престол Андроник Тиранн. По убиении сего поздравлен Императором Исаакий Ангел. См. у Никиты Хониата кн. 2. в конце о Андронике. Потом Исаакия, брат его Алексей Комнин, лишив очей и правления, заключил в темницу, и сам начал царствовать см. у того же Хониата о Исаакие кн. 3. к концу. Ослепленного Исаакия сын Алексей убежал в Сицилию к Королеве того острова, своей сестре, просить у нее помощи и совета. Случилось же кстати, ибо в самое то время многолюдное Римское воинство под предводительством Балдуина Графа Фландрийского и Дандула Венецианца и прочих шествовало морем к Палестине против Сарацинов; и так оный Алексей Ангел начал просить у них вспоможения под условием многих и великих обещаний, и между прочим дал им слово, что он все Восточные церкви принудит к соединению с Римлянами, ежели помощию их возвратит наследие отца своего. См. Хониата о Алексее кн. 3. Сим обольщенные Римляне остановили флот свой близь Константинополя. Комнин будучи не в силах сопротивляться неприятелю, убежал из города, и так ослепленный Исаакий немедленно гражданами из темницы выведен и посажен на престол. Потом отправил он посланников уведомить сына своего и полководцев Римских о своем на престол возвращении, дабы тем прекратить осаду города.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Проведя несколько дней без пищи и воды, Андроник I был вновь извлечен толпой из камеры. Ему выкололи один глаз и верхом на шелудивом осле повезли по Константинополю. Наверное, не было издевательства, которое ему не пришлось пережить в этот день: Андроника I били палками, бросали в него камни, совали под нос навоз и обливали навозной жижей, одна девка облила его лицо кипятком. Наконец, бывшего царя подвезли к ипподрому и привязали за ноги к поперечной балке. Он успел прошептать: «Господи, помилуй!», но кто-то из солдат уже вонзил меч в его глотку, а стоявший рядом латинянин – в задний проход. Судорожным движением Андроник I поднял культю правой руки ко рту и испустил дух. Его труп разрубили на две части и бросили в глубокий ров у монастыря Эфор 781 . Так закончил свою жизнь последний представитель династии Комнинов, столь бездарно разменявший на собственное честолюбие все труды, пот и страдания своих великих и легендарных предшественников. Скоро погибли и его сыновья – Мануил принял мучительную смерть, а Иоанн был ослеплен. Месть императора Исаака II Ангела не коснулась, однако, внуков Андроника I – их вывезли в Грузию слуги царицы Тамары 782 . Как справедливо заметил один исследователь, «гениальный от природы, он мог бы стать спасителем и обновителем истощенной Византийской империи; для этого у него не хватало нравственного чувства. К несчастью, он пользовался своими высокими качествами лишь для удовлетворения своих пороков, своего тщеславия, своих страстей. Есть в душе Андроника Комнина нечто общее с душой Цезаря Борджа» 783 . 205 Норвич Джон. Норманны в Сицилии. Второе норманнское нашествие 1016–1130. С. 252, 254, 260, 264. 253 Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. С. 135. 255 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204). СПб., 2003. С. 149. 256 Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. С. 93–96, 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010