23 июня 2011г. 19:32 Чем мне нравятся материалы с сайта " благогон " ,так это тем,что они " чепуху говорят. но при этом говорят её безапелляционно и уверенно " . как можно увязать тот факт,что ЦСЯ сам по себе не является замершим языком?? язык этот жив и подвижен - достаточно поглядеть сканы книг (лежащих в сети в свободном доступе на множестве ресурсов,у кого нет возможности сходит в крупнейшие библиотеки для изучения оригиналов).  тот факт,что в тексты литургий мы (ах да, отцы наши!!) изменения можем вносить (тот же тропарь третьего часа,который за уши туда притянути много чего ещё, искажающего самые величесветные тексты)---а признаться самим себе что язык менятся - не можем. амбиции " защитников истины " не позволяют это сделать. фраза " Наряду с “разморозкой” церковнославянского языка, надо будет делать справу иконную, т.к. церковнославянский язык и язык иконы имеют общую основу. " вообще умилила. простите грешного - какой дурак её написал? то множесвто " иконописи " ,которое расплодилось в Синодальный период и сейчас ещё тиражируется по причине безвкусицы и желания набить карман ---просто поражает. и  те редкие попытки, когда вновь возводимые(или реставрируемые храмы) храмы  получают роспись в стиле периода Великих Комнинов ----это настоящее событие. которое также подтверждает простой факт : над иконой уже давно поглумились, поглумились в период Возрождения. и наша Церковь прошла очень непростой период для того чтобы понять-византийский стиль храмовой живописи,иконописи это не просто дань истории. а реальность,которая очень важна и необходима. и к ней постепенно возвращаются. возвращаются от того,что было при " поголовном благочестии во времена царя батюшки " понимают ли это те,кто пишет подобные статейки и кто их цитирует?? врядли.... " Но богослужение постигается прежде всего на мистическом уровне (от сердца, молитвенно). Само звучание церковнославянского языка — это музыка богослужения " конечно,с этим вроде как тоже не поспоришь. но каким же образов последователи и единомышленники протопопа Аввакума шли тысячами на костёр, " очистительныя смерти ради " ?? может быть это было навеяно мистическим уровнем понимания духовности??? или надо чесно признать,что не всё то,что находится у каждого из нас в душе ---от Бога. а,стало быть,сначала надо разобраться с собой,со своими страстями,а не тыкать диаконам и другим прихожанам куда дти и что делать. 

http://bogoslov.ru/article/1762769

242 Древняя столица далматских правителей Салона, ныне Солина, по-турецки Тузла, лежит на реке Яле,– город весьма древний, упоминаемый уже Птоломеем (Sallis). Шафарик Др. Т. II. Кн. 1. стр. 430. 243 О возвращении Андроника и о родстве его с Мануилом см. Nicet. L. 4, n. 4, 5. Will. Tyr. L. 20, с. 2; также табл. Комниных. 244 Матфей, монах (Quaest matrimonial. L. 8 juris graeco-rom. p. 482), говорит, что у греков вступление в брак с родственницами возбранялось до пятого колена. См. Pachymer. L. 6, с. 6. 245 Об этом рассказывают также Nicetas. L. 7, с. 6. Leo Allatius de Eccl. Occident. et Orient. perp. Cons. L. 2, с. 12, n. 4. 246 Из слов Киннама видно, что арианство, многовековой борьбой великих учителей Церкви подавленное на Востоке, не уничтожилось совершенно, но проникло на Запад и, распространяясь там в частных мнениях и путями частной жизни, впоследствии возродилось между протестантами. 247 Мануил, и по свидетельству Никиты, отличался богословскими познаниями и в суждении о предметах сего рода обнаруживал глубокомыслие и остроумие. Сравн. Carol. du Fresne ad h. I. 248 О том, что епископ Новых Патр Евфимий присутствовал на Соборе, созванном в 1166 году против Димитрия Лампского, можно читать у Алляция. 249 Это был сын Алексей. Рождение его Алберик относит к 1166 году; а по Кодину (de Orig. Ср.), он родился 10 сентября 1170 года. 250 По свидетельству Ксифилина, римский сенат, когда убит был Сеян, сделал постановление вперед клясться только именем императора – μτε τοEQ EQ o(ο;; ´)ρκους EQ o(ε;’)π’ EQ o(α;’;  ´)λλου τινς, πλEQ το EQ o(α;’)υτοκρτορος ποιEQ o(η;˜)σθαι. С того времени вошли в обычай формулы клятвы: per fortunam, per genium, per salutem principis. Впоследствии головой царя клялись и христиане. Synod Chalcedon. Can. 30. ΤEQ εEQ τEQ κεφαλEQ το βασιλως, EQ o(η;’; EQ o(ε;’)ις τEQ EQ o(ο;’)ικιαν σωτηραν EQ o(ο;)μσαι τιν. Palladius in Hist. Lausiaca, с. 2. de S. Potamiana: EQ o(η;) δEQ EQ o(α;’)φησι φωνEQ EQ o(ε;’)ιποσα, τEQ κεφαλEQ το βασιλως σο, EQ o(ο;; ´)ν σEQ φοβEQ o(η;˜;) etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2761 . Воскобойников, Валерий. Братья Кирилл и Мефодий (повесть известного питерского исторического романиста о создателях славянской азбуки). 2762 . Галев Дим. Самуил (роман о войнах Василия II с болгарами при царе Самуиле). 2763 . Галегьян В., Ольшанецкий В. Византия. – М., 2004 (фантастико-исторический роман, действия которого происходят одновременно в Москве наших дней и рушащейся под ударами турок-османов Византии). 2764 . Гибель Византии: Ле Ру Г Норманны в Византии/Пер. с фр.; Диль Ш. Византийская императрица/Пер. с фр.; Перваноглу И. Андроник Комнен/Пер. с нем.; Безобразов И. Император Михаил; Филео П. Падение Византии; Миятович Ч. Константин, последний византийский император/Пер. с сербо-хорватского. – М.: Новая книга, 1994. – 736 с. (Всемирная история в романах. Падение великих империй) (серия повестей и романов, рисующих историю Византии с Х в. вплоть до гибели Константинополя в 1453 г). 2765 . Говоров, Александр. Византийская тьма. – М., 1995 (роман о Византии второй половины XII в. времени правления василевсов Мануила и Андроника Комнинов; написан с элементами фантастики, но достаточно колоритно и глубоко). 2766 . Грейвз, Роберт. Князь Велизарий (роман крупного британского писателя о знаменитом полководце эпохи Юстиниана Великого ). 2767 . Гуляшки А. Золотой век (роман о болгарском царе Симеоне I и его столкновениях с Византией в правление Льва VI Мудрого). 2768 . Гумилев Н. Отравленная туника (пьеса по мотивам византийской истории эпохи Юстиниана I). 2769 . Дан, Феликс. Аттила. Падение империи. Романы: пер. с нем. – М., 1993 (серия «Легион») (романы и повести германского ученого и писателя конца XIX в., специалиста по истории древних германцев, о судьбах Восточной и Западной Римской империи в V в.). 2770 . Дан, Феликс. Битва за Рим. Аттила. – СПб., 1993 (широко известный роман о падении государства готов в Италии во второй четверти VI в. в ходе войн с Византией и повесть о завоеваниях гуннов на Западе в V в.). 2771 . Дан, Феликс. Гелимер. – М, 1886 (повесть о завоевании королевства вандалов в северной Африке византийцами в правление Юстиниана I).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

569 См.: Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 234–235; Stoianovic Т. The Conquering Balkan Orthodox Merchants//Journal of Economic History. Vol. XX. P. 234–313. В Лейпциге, Бреславле и Позене было много часовен для греческих купцов: Gedeon Μ. Πατριαρχικο πνακες. Σ. 638, 641, 669. 571 Об этих претензиях см.: Le Livre d " Or de la noblesse phanariote par un Phanariote/Ed. E. R. Rhangabe, passim. Кантакузины (вероятно, обоснованно), Аргиропулы, Аристархи и Рангаве (с меньшим основанием) заявляли о своем византийском императорском происхождении. Мурусси и Ипсиланти говорили, что они были семьями, переселенными Мехмедом II из Трапезунта и были родственниками Великих Комнинов. Мано происходили из Сицилии через Геную; Маврогенисы заявляли о своем происхождении от венецианских Мо-розини; Скарлати пришли из Флоренции. Маврокордато заявляли о своем происхождении от Отелло по мужской линии и Фабия Максима Кунктатора по женской. См. ниже. 574 ОСкарлатосеБеглицисм.: GerlachS. Op. cit. S. 270,296; Jorga N. Byzance apres Byzance. P. 119, 123. 578 Ibid. P. 135–136, 148–149. О любви Чиайны к греческим знатным людям см. поэму Георгия Этолийского в книге: Banescu N. Un Роёгпе grec vulgaire, а также поэму Ставриноса Вестиария A= νδραγαθες του εσεβεσττου κα νδρειο– ττου Μιχαλ βοεβδα//Legrand Ε. Recueil des poemes historiques. 582 Daponte Κ. Χρονογρφος. Σ. 15–16; " Ιστορικς Κατλογος. Σ. 166–167. Димитрий Кантемир в кн. «История величия и упадка Османской империи» рассказывает о следах оспы на лице Роксандры и отказе Матфея Валашского жениться на ней; но его свидетельство ненадежно, потому что он не любил семью Маврокордато и писал об этом 70 лет спустя. Дапонте высоко оценивает ее образованность, так же как и Иаков Манос Аргосский (в предисловии к книге ее сына Александра Маврокордато «История иудеев»). См.: StourdzaA. L " Europe Orientale et le role historique des Maurocordato. P. 32–34, 408–409, где приводятся все соответствующие источники, но нет точности в датах и именах. Романтический образ Роксандры представлен ее потомком и основан на семейных бумагах: Bibesco, princesse. La Nymphe Europe. Vol. I. P. 63–71.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

91 Например, IV, 10, в рассказе о выступлении войска против Склира и Фоки, а не одного Фоки (ср.: Cedr., ed. Bonn. II, 443–444). 94 PselL, IV, 30, 49–50. Пселл был тогда школьником и мог видеть императора во время великих выходов и др. церемоний. 122 Ιστορα κτεθεσα παρ Μιχαλ, αδεσιμοττου κριτο επ το ιπποδρμου κα το βλου του A­ τταλειτου (История, написанная Михаилом Атталиотом, почтеннейшим судьею ипподрома и вила). Издана по кодексу Парижской национальной библиотеки 136, принадлежавшему некогда Коаленовой библиотеке, в Corpus scriptorum historiae byzantinae… a Wladimiro Brunetode Presle… recognovit Immanuel Bekkerus. Bonnae, 1853. 123 Последний факт, занесенный в историю (Attal., 314–315), – это издание Вотаниатом новеллы о смертных приговорах в декабре 1079 г. См.: Zachariae. Jus graeco-romanum. Lipsiae, 1857. Ill, 338. Алексей Комнин известен автору (Attal., 250, 288–289, 299) как доместик схол, новеллисим и севаст, и не известен как император (каковым он сделался в апреле 1081 г.). 127 Очевидно, он черпал свои сведения у других лиц, которых, впрочем, не называет; в одном только месте (AttaL, 98) он обмолвился, что слышал кое-что о времени Константина Дуки из уст Романа Диогена. 128 Хронологические и фактические неточности попадаются в истории Михаила Пафлагона и Михаила Калафата. – Altai., 10, 13, 17. 134 Attal., 322: «Я сам это видел и знаю и написал все согласно с истиной… из многого немногое, что совершено до второго (включительно) года его (Вотаниата) царствования, что затем следовало, яснее покажет дальнейший рассказ». 135 Σνοψις ιστοριν συγγραφεσα παρ ωννου κουροπαλτου κα μεγλου δρουγγαρου της βγλας του Σκυλτζη (Обозрение истории, составленное Иоанном Скилицей, ку-ропалатом и великим друнгарием виглы). Целиком хроника издана лишь в латинском переводе: Historiarum compendium, quod incipiensa Nicephori imperatorisa Genicis obitu ad imperium Isaaci Comneni pertinet, a Ioanne curopalata Scilizzae magno drungario viglae conscriptum et nine recens a Ioanne Baptista Gabio e graeco in latinum conversum.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Testamentum Vecci (Migne. Gr. Tom. 141, col. 1029–1031). Здесь же Векк объявляет, что он до смерти пребыл верен унии и присоединился к этому движению совершенно искренно. – Кроме духовного завещания, Векк написал значительное число сочинений (они занимают место в 141-ом томе Миня, от 15-ой до 1031-ой стр.) Подробное рассмотрение их возможно лишь в отдельной монографии, поэтому в наших очерках ограничимся лишь краткими замечаниями о произведениях униата-патриарха. Что и естественно, сочинения Векка посвящены исключительно вопросу об унии с латинянами и разъяснению главнейшего из латинских заблуждений – учению об исхождении Св. Духа и от Сына. У Векка есть сочинения, в которых он разбирает все возможные возражения и неправильности касательно этого учения, разумеется, автор направляет свою речь в пользу латинского догмата (Migne. Ibid., pp. 157–276); есть также у него сочинения, в которых сделан свод святоотеческих свидетельств об исхождении Духа Святого – опять речь клонится в ту же пользу (pp. 613–725). В особенности у Векка много таких сочинений, в которых он вступает в полемику с различными прежними писателями и современниками. Из прежних писателей Векк с особенным вниманием, как и следует ожидать, останавливается на патриархе Фотии. Ему он посвящает отдельные сочинения: (например, Refutatio libri Photii de processione spiriti sancti, pp. 725–863). Он пересказывает историю Фотия совершенно в папском духе (pp. 925–941). Кроме того, по поводу учения Фотия Векк говорит весьма нередко и при других случаях. Вообще, может быть предметом отдельной диссертации тема об отношении Векка к Фотию. Из прежних писателей Векк разбирает еще Феофилакта Болгарского (XI в.), Николая Метонского (XII в., pp. 15–156), Андроника Каматира, друнгария, жившего при Мануиле Комнине и писавшего против латинян по поводу прибытия папских послов в Византию с целью переговоров о соединении Церквей (pp. 395–613). Много пришлось бороться Векку против различных современных возражателей по поводу унии. Так, он писал против Феодора, епископа Сугдейского (pp. 289–337), Константина Мелигиниота (pp. 337–395), Григория (Георгия) Кипрского. Сочинения Векка против Григория Кипрского переведены на русский язык профессором И. Е. Троицким , в Хр. Чтении за 1889 г., т. I и II, в статьях под заглавием: «К истории споров по вопросу об исхождении Св. Духа». Переведены два следующих сочинения Векка: «Ответы I-II на свиток Григория Кипрского против новоявленных его ересей», т. I, с. 581–605. Сравни: Migne, pp. 863–895; том II, с. 520–545. Сравни: Migne, pp. 895–926, против великого эконома Ксифилина (pp. 281 – 289). Векк писал почтительное письмо к современному ему папе Иоанну XXI – письмо благодарственное по случаю состоявшейся унии (р. 943). Писал Векк и по случаю низвержения его с кафедры, в защиту своей личности и главным образом своего учения (pp. 949–969). Здесь автор нередко совершенно откровенно говорит о тех великих смутах, какие вызвала уния на Востоке (pp. 949, 951).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Акт примирения подписали Исарис, его родственники и свидетели, а также Фессалоникийский митрополит Дорофей и «слуги» державного и святого царя Димитрий Ангел, протонотарий Никита Сотирион Маникаисти и великий хартуларий Ласкарис Метохит, состоявшие, вероятно, и вселенскими судьями. 709 Затем, в г. Лариссе обязанности «вселенского судьи ромеев» исполнял местный митрополит Антоний. Сведение об этом содержится в указе от 1362 г. царя и самодержца Сербии и Романии Стефана Душана относительно привилегий Метеорских монастырей Преображения Господня и Св. Троицы. Стефан Душан в своем указе предписал, чтобы эти обители беспрепятственно владели виноградниками, нивами и всем, что у них есть, по силе грамоты, данной им Ларисским митрополитом, кафолическим судьей ромеев кир Антонием. 710 Были вселенские судьи и на острове Лимносе, как это видно из послания патриарха Антония IV от мая 1395 г. к Лимносскому архиепископу относительно иеродиакона Иоанна, который обвинялся в убийстве своей жены. Судебное о нем дело рассматривалось вселенскими судьями о. Лимноса, которые в своем письменном решении ( το κρισιμγραφον) признали его невиновным в преступлении. Архиепископ Лимноса, в свою очередь, представил патриарху прошение ( αναφορ), в котором также высказался в пользу невиновности иеродиакона Иоанна. Поэтому патриарх и Св. синод постановили, что Иоанн может быть возведен в сан пресвитера, имеет право взять от тестя своих детей и приданое жены и заботиться о них, а тесть не должен беспокоить его своими притязаниями. 711 Прочную организацию институт вселенских судей получил и в Трапезунтской империи, под управлением «Великих Комнинов». Здесь деятельность вселенских судей отчетливо выступает во второй половине XIV в. Так, в 1367 г. священник прихода Хортокопия Георгий вместе со своим зятем Царуга, который пользовался большим влиянием, завладел двумя участками пахотной земли в этом селе, которые принадлежали соседнему монастырю св. Иоанна Предтечи, именуемому Завулон, или Вазелон. Тогда игумен монастыря иеромонах Никодим обратился с жалобой к судье всей области Мацуки ( κριτς πσης Ματσοκας).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Алексей Комнин был сыном Феодоры (младшей дочери императора Алексея I Комнина) и Константина Ангела. До XIX в. румыны пользовались кириллицей, современный же алфавит создан на основе латинского. Верхнее одеяние для священнослужителей. Общежительный – это значит, что его братия живет как одно целое, и ни у кого нет собственности и личных средств. Административный центр, в котором находится резиденция греческого губернатора, представительства всех монастырей, торговцы церковной утварью и сувенирами. Монастыри Метеоры располагаются на очень большой высоте – до 300 м, а высочайшая точка достигает 549 м. Римский император Диоклетиан провел разделение империи на четыре части, одной из них, балканскими провинциями, стал править Максимиан по прозвищу Галерий, позднее ставший императором Иллирии, Азии и Востока (305–311). Сборники духовной литературы, жития святых и пр. Командующий императорским флотом. Кенотаф – пустая гробница. Город находится сегодня в зоне турецкой оккупации. В Москве стоптанный тапочек святого можно почтить в храме Вознесения у Никитских ворот. Южная группа эгейских островов. Известковый раствор для кладки стен, в который добавлялась цветная кирпичная крошка. Разрушен по трагической случайности взрывом в XVII в.; перестроен униатами в XVII b. Позднее он участвовал в строительстве многих храмов на Руси, заложив основы смоленской архитектурной школы. Тип малых куполов, подпирающих снизу объем центрального купола церкви. Бернардинками назывались в Польше и Литве монахини католических орденов святой Клариссы или Елисаветы. Станет великокняжеской и царской усыпальницей. Святыня собора – икона «Михаил Архангел с житием», ставшая символом защиты русского народа от татар и всех завоевателей. Станет домовой княжеской церковью. Сохраняет уникальный иконостас с иконами Феофана Грека, Андрея Рублева и Прохора с Городца. Другое древнее здание, церковь Рождества Богородицы (1394 г.) в Кремле, сохранилось лишь до уровня хор. Теперь иконы находятся в собраниях Русского музея и Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Анне Комнине только-только исполнилось тридцать шесть лет, но жизнь ее была кончена. Она на двадцать девять лет пережила крушение своих великих честолюбивых замыслов, посвятив себя всю, как она где-то об этом говорить, «книгам и Богу». И этот долгий конец существования был для нее смертельно печален. Беда за бедой сыпались на нее и удручали ее. Вслед за Алексеем, отцом ее, смерть которого, – она это хорошо понимала, – являлась для нее концом всего, одень за другим умерли ее мать Ирина, «слава Востока и Запада», любимый ее брат Андроник и в 1136 году, наконец, муж ее Никифор Вриенний; и с каждой этой смертью относительно понижалось и место, какое она занимала в жизни. После неудачи ее последнего заговора она жила в уединении, вдали от двора, как бы в некоторой немилости, часто отправляясь в основанный ее матерью монастырь Богородицы Милостивой. Старые приближенные отца, раньше всячески старавшиеся льстить ей, теперь сторонились от нее из страха навлечь на себя недовольство нового владыки; печально подсчитывала она, сколько неблагодарных людей встречается на ее пути. В то же время она видела, как укрепляется на троне ненавистный ей брат. И все это ожесточало ее душу. Однако покуда был жив ее муж, к которому император продолжал сохранять доверие, поручив ему ответственную должность в государстве, с Анной Комниной еще до известной степени считались; но после смерти Вриенния, и в особенности в царствование ее племянника Мануила, песня ее была окончательно спета, и это заставляло ее страшно страдать. Она становилась все печальнее и угрюмее, все больше уверяла себя, что была жертвой несправедливой судьбы. На каждой странице своей книги она говорит о несчастиях, преследовавших ее всю жизнь, чуть не с первого дня, когда она родилась в порфире. Напрасно брала она на себя, и старалась казаться бодрой и царственно стойкой при каждом новом ударе судьбы, повторяя вместе с поэтом: «Снеси, сердце, и это, ты уже выдержало худшие испытания» В сущности, она не могла примириться. Когда старая царевна вспоминала блестящее начало своей жизни, свои мечты об императорской короне, сияющие годы своей юности; когда она вызывала в памяти все эти призраки, былых спутников ее счастливой жизни: юного Константина Дуку, своего жениха, прелестную императрицу Марию и несравненного Алексея, отца своего, и мать свою Ирину, и своего мужа и еще столько других; когда она всей этой минувшей славе противопоставляла свое теперешнее одиночество, неблагодарных, оставлявших ее в забвении старых друзей, теперь пренебрегавших ею, близких родных, обращавшихся с нею дурно и старавшихся сделать ее для всех ненавистной, тогда она не могла удержать слез.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он основан в 1088 году одним из великих византийских подвижников св. Христодулом, при содействии императора Алексея I Комнина. С того времени монастырь сделался одним из главных очагов византийско-восточного иночества, видел, в течение многовековой своей жизни, и времена процветания, и времена упадка и бедствий, особенно в турецкую эпоху, но и ныне служит видным пунктом греческого иночества. В последнее время количество иноков в патмосском монастыре стало очень незначительно. По сообщению профессора А.А. Дмитриевского , посетившего Патмос в 1891 году 29 , их насчитывалось – до сорока иеромонахов, шести иеродиаконов и двух простых монахов (привратник и кандилапт). При этом замечательно, что патмосские иноки живут среди мира и для мира, даже более – почти исключительно среди женщин и детей и ради них. Дело в том, что мужской элемент патмосского населения, не имея возможности добывать себе средства жизни путём обработки каменистой и непроизводительной почвы родного острова, занимается отхожими промыслами и лишь весьма редко и на короткое время возвращается к семейному очагу. На острове остаются только женщины и дети, да глубокие старики, на склоне своих лет облечённые почётным титулом «димарха» (δμαρχος) или народного правителя острова. Патмосские иноки и являются хранителями семейного очага, опорой слабых женщин и детей. Это дело представляется для них вполне естественным, так как, по правилам Иоанно-Богословского монастыря, его иноками могут быть только уроженцы острова, а пришельцам из других мест, безусловно, возбраняется вступать в состав иноческой братии. Таким образом, патмосские иноки, в отсутствии других старших членов семьи, становятся главными и единственными защитниками, покровителями и нередко кормильцами родных семей. Они и живут в семьях – отца, брата, племянника, внука и т. п., куда несут и все свои приобретения. Посему монастырь св. Иоанна Богослова является родным и дорогим учреждением для патмосского населения, которое благоговейно чтит его, как святыню, как своего защитника, покровителя и кормильца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010