протоиерей Михаил Рязанцев 12 января 2012 г. 01:00 Протоиерей Михаил Рязанцев: Храм Христа Спасителя - памятник доблести и святости наших предков 5 декабря 2011 года исполнилось 80 лет с того дня, как в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Восстановление разрушенной святыни стало делом Церкви, общества и государства, так как было зримым свидетельством возвращения России к своим духовным истокам. Собор поражает каждого, кто сюда попадает, не только своим величием. Здесь возрождаются традиции уставного богослужения старой Москвы. Об устроении внутренней жизни храма и о трудностях сегодняшнего дня рассказывает ключарь кафедрального собора протоиерей Михаил Рязанцев. — Отец Михаил, Храм Христа Спасителя сегодня — это огромный комплекс. Какие помещения он включает и чем отличается от того здания, которое было построено во второй половине XIX столетия? — Центром комплекса является само здание храма, которое было разрушено и отстроено заново в первозданном виде. На месте собора собирались возвести дворец советов с огромной статуей Ленина наверху. Для этого был выкопан громадный котлован и положено бетонное кольцо в основание фундамента. Великая Отечественная война остановила эти работы. Котлован просуществовал до 60-х годов прошлого века, а потом из него сделали бассейн " Москва " . Когда в 1994 году было принято решение воссоздать Храм Христа Спасителя, эту грандиозную и крепкую конструкцию решили использовать, раньше храм стоял на высоком берегу Москвы-реки, и, когда строительство развернулось во второй раз, грунт решили не насыпать, а использовать разницу в высоте. Был построен так называемый стиллобатный этаж, в котором разместился нижний храм Преображения Господня с двумя приделами в честь Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери. Это очень символично, поскольку раньше на месте Храма Христа Спасителя находился Алексеевский монастырь и главным собором монастыря был Преображенский. Кроме того, самым чтимым образом обители был список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Нижний храм служит напоминанием о святынях Алексеевского холма, срытого во время строительства дворца советов.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_mi...

Протоиерей Павел Вишневский: Как я провёл двенадцать лет в Бутырке В храм на службу осуждённых водили с ротвейлерами. Они мне жаловались: «Батюшка, мы не хотим с собаками ходить». 25 мая, 2015 В храм на службу осуждённых водили с ротвейлерами. Они мне жаловались: «Батюшка, мы не хотим с собаками ходить». Протоиерей Павел Вишневский — об удивительной судьбе отца, об обещании Богу и служении в тюрьме. Семейная легенда гласит, что во времена нашествия поляков на Россию в XVII веке сюда прибыл католический священник — ксёндз, который позже принял православие, осел на Ярославщине и обрусел. От него и пошёл наш род Вишневских. Молитва под бомбёжкой Моему отцу было 15 лет, когда началась Великая Отечественная война. Он тогда после ремесленного училища трудился на автозаводе в Горьком. Во время налётов все убегали в убежище. Однажды отец не успел и позже рассказывал, какой это был ад. От ужаса он взмолился Богу, что если выживет, то будет служить Ему. В 1942 году отца призвали в армию, отправили в учебку, там он заболел тифом. Чудом выжил, но выглядел страшно: кожа да кости. И его отправили домой долечиваться. Он поехал в Ярославскую область, в село Флоровское к своему деду-священнику — взять благословение на семинарию. Дед до этого пострадал за веру, сидел в тюрьме. Он был молитвенник, поминал всех людей, которых когда-либо встречал в своей жизни. Вписывал имена в особые тетрадки. За каждого вынимал частицу, поэтому проскомидия у него длилась часа два. Конечно же папа получил от него благословение. Московская духовная семинария ещё не работала, но Сталин разрешил открыть Богословский институт в Новодевичьем монастыре. И вот отец поступил туда учиться. Священником он стал в 1952 году. Много лет служил в Москве. А в 1987м вновь посетил Флоровское и увидел заброшенную Воскресенскую церковь, где когда-то священствовал его дед. Начал ездить туда в отпуск, восстанавливать. Потом купил там небольшой домик. Воскресенский храм открыли, и он в нём служит до сих пор. Впечатления от женской колонии

http://pravmir.ru/protoierey-pavel-vishn...

прп. Андрей Рублев с житием ЖМП 7 июль 2011 /  24 июня 2011 г. Язык веры. Православная культура на страницах " Журнала Московской Патриархии " Можно смело утверждать, что большинство деятелей русской культуры опирается в своем творчестве на систему православных ценностей. В разные периоды существования «Журнала Московской Патриархии» (а в этом году мы отмечаем его 80-летие, 1931–2011) проблемы культуры по-разному освещались на его страницах. В первый период своего существования (1931–1935), в условиях открытых гонений на Церковь со стороны государства, разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы говорить в журнале о православном мировоззрении деятелей русской культуры. То, что они в большинстве были верующими людьми, в те времена считалось их естественным и извинительным недостатком — пережитком проклятого прошлого, который только мешал им в их творчестве. Да и объем журнала был слишком мал для освещения таких тем. Другой стала ситуация после его возобновления в сентябре 1943 года. Конечно, характер атеистического государства не изменился, но тогда шла Великая Отечественная война, поэтому публикуемые материалы не только освещали важнейшие события возрождения церковной жизни (возобновление патриаршества, избрание Патриархов Сергия, а затем Алексия I, открытие духовных учебных заведений и др.), но и ободряли защитников Родины примерами славного прошлого Русской земли. И здесь очень важны были не только жизнеописания ее великих воинов: святого благоверного князя Александра Невского, генералиссимуса Суворова, фельдмаршала Кутузова и других, но также и рассказы о творцах русской культуры, прославивших наше Отечество во всем мире. И материалы, посвященные православной русской культуре, стали появляться в возрожденном Журнале. Характерным стал в этом отношении за 1944 год, где были опубликованы сразу три статьи, задавшие темы многих последующих работ. Первая такая статья — о великом русском иконописце Андрее Рублеве 10. С. 22–24). Конечно, статья эта, хотя и напечатанная в церковном издании, несет на себе отпечаток атеистического времени: так, в ней почти нет слов «Бог», «Церковь», «вера» и т.п., зато много говорится о том, что в традиционные византийские иконографические схемы русский художник вложил новое содержание, отчего его искусство — пусть и религиозное, идеалистическое — переродилось в искусство новое, национальное. В ней можно найти и такие утверждения: «Вряд ли догадывался Андрей Рублев сам о великом значении своей “Троицы”». В духе времени говорилось также, что в «русских сказаниях преобладают суровые ноты возмездия от Великого Судьи», что помогло художнику создать замечательные фрески «Страшного суда». Вот таким было первое выступление журнала на темы культуры, задавшее искусствоведческое направление в его публикациях.

http://e-vestnik.ru/analytics/yazyk_very...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Алексей Липецкий Липецкий (настоящая фамилия Каменский) Алексей Владимирович (1887–1942) – поэт, прозаик. В 1910 году в «Новом журнале для всех» появилось стихотворение Алексея Липецкого «В монастыре», ставшее его поэтическим дебютом. Псевдоним выбрал после знакомства в родном Липецке с автором скандальных эротических рассказов Анатолием Каменским, иначе в Серебряном веке было бы сразу три Каменских – Анатолий, Василий и Алексей. Эротизм Каменского1 ему был так же чужд, как футуризм Каменского2, поэтому предпочел остаться провинциальным поэтом Липецким. Ближе всех он считал для себя крестьянских поэтов, но они не приняли «чужака». Сергей Есенин в письме к А.В. Ширяевцу от 21 января 1915 года назвал его имя рядом с ранним Сергеем Клычковым и Александром Рославлевым, правда, заметив при этом: «…есть у них красивые подделки… но это все не то». Так что пришлось ему волей-неволей оставаться самим собой – не совсем крестьянским и не совсем богемным, а попросту «дворняжкой», каких и в ту пору существовало немало среди самых породистых чистокровных литературных бульдогов, легавых, пуделей. «С началом Первой мировой войны, – отмечается в современном исследовании, – у Липецкого, как и у многих других писателей его поколения, возникло достигшее экстатической напряженности ощущение, что Россия, „простором с пустыней небесною споря», достигнет преображения в духовно-телесном усилии одоления врага („В горне испытаний страдой всенародной//Скует себе счастье несчастная Русь»). Эти мотивы получили развитие в сборнике его рассказов „Воля к жизни» (Пгр.,1915)». Стихи Липецкого этого периода близки к поэтической патриотике Аполлона Коринфского, Николая Клюева, Сергея Есенина и являются одними из лучших в его поэтическом наследии. Они публиковались в журнале «Русский Паломник», в котором уже в сентябре 1914 года появилась постоянная рубрика – «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА». В 1916 году Алексей Липецкий вернулся из Петрограда в родной Липецк, где и пережил революционное лихолетье, сравнив его с эпидемией тифа, охватившей всю Россию: «Кошмарами изнеможденная,//По грудь стоящая в гробу,//Как гнев Господень, осужденная,//Ты вынесешь ли хворобу?» В 1920 году в Липецке тиражом сто экземпляров вышел его поэтический сборник «Тишина. Стихи. 1908–1920», но стихи последующих двух десятилетий остаются неопубликованными. Как в ранних, так и в поздних его стихах религиозные мотивы неотделимы от крестьянских, а «Молитва» («Боже, спаси мою родину милую») – одна из первых молитв о России, созданных в 1917–1920х годах. У чудотворной иконы

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) По разрушенному пути… 20 сентября 2020 года отошёл ко Господу отец Василий Стойков, заслуженный протоиерей, профессор, первый проректор Санкт-Петербургской духовной академии. Я записывала беседу с отцом Василием для альманаха «Линтула». …Меня встретил милый, трогательный старичок, но когда он начал говорить, я поняла, что стою у подножия настоящей скалы мудрости и веры. И мне приходилось всё время сдерживать сердечный порыв, перекреститься на батюшку как на иконку и бухнуться ему в ножки. Отец Василий стал священником в те годы, когда уже тысячи священнослужителей были подвергнуты репрессиям, замучены по лагерям, расстреляны. Он не побоялся вступить и идти по разрушенному пути! Есть батюшки, которые на путь священства ступали, когда это был Крестный Путь. Посреди гонений, озлобленности, безудержной антирелигиозной пропаганды и всеобщего страха перед репрессиями, доносами… Какая нужна была смелость и вера, чтобы в это время стать священником, открыто исповедовать Слово Божие, чтобы пойти дорогой, которую совсем недавно освятили своей кровью Новомученики… Я встретилась с заслуженным протоиереем Василием Стойковым, настоятелем храма святителя Иоанна Милостивого в Отрадном, чтобы спросить, как можно было решиться на этот Путь? Отец Василий при жизни Сталина закончил сначала Духовную семинарию в Одессе, потом Ленинградскую Духовную Академию, в которой учился вместе с отцом Василием Лесняком и будущим митрополитом Иоанном (Снычевым). Свое служение Богу он начал, будучи мальчиком, в храме святителя Иоанна Милостивого , в родном селе Ольшанка, Кировоградской области, когда бушевала Великая Отечественная война. Я попросила батюшку рассказать об этом времени. — Как вы знаете, в 30е годы ХХ века храмы разрушали, и у нас тоже храм был разрушен, и в нем устроен кинотеатр. А когда началась война, и к нам в сентябре 1941 года пришли немцы, храм открыли, прислали священника. И священник пригласил меня служить с ним в качестве пономаря. Службы у нас совершались по воскресным и праздничным дням. Мне это было интересно. Тем более семья наша религиозная — отец в свое время был послушником на Афоне, но в 1914 году, когда началась Первая Мировая война, его отозвали на Родину; мама тоже происходила из религиозной семьи, и сама была очень набожная. У нас всегда был полный угол святых икон, всегда горела лампадка перед ними.

http://azbyka.ru/fiction/beseda-s-protoi...

Разделы портала «Азбука веры» 22 июня лета 2001-го от Рождества Христова. День летнего солнцеворота. Шестьдесят лет назад началась Великая Отечественная война. За городом, на берегу реки собралась группа людей, среди которых выделяется плотный бородач с тяжелым взглядом в длинной белой рубахе с вышитыми по подолу красивыми свастиками. Тут же несколько юношей устанавливают идола, похожего на отесанный придорожный столбик. Это языческий бог-громовник Перун. Община неоязычников готовится ныне ритуально раскрестить Русь. Вечереет. Разжигают большой костер, около которого жмутся, поеживаясь от налетающего прохладного ветерка, несколько человек. Они явно нервничают. Наконец бородатый волхв взмахивает посохом. “Слава роду нашему!” — басовито восклицает он. Из мешка достают белого петуха, он квохчет и бьется, ему отрубают голову. Обезглавленная птица бросается наутек и падает в траву. Кровь брызжет фонтанчиком. Белый шаман подставляет горсти и мажет кровью деревянного божка. С ревом рвется к небу огонь. К волхву подходят те, что были подле костра. Их обступают со всех сторон. “Долой физкультурника с креста!”, “Смерть быдлу!”, “Сварог! Слава волку!” — кричат со всех сторон. Те, кого предстоит раскрещивать, срывают с себя нательные кресты, швыряют и топчут их, выкрикивая ругательства. “Нарекаю Богуславом, нарекаю Велемиром, нарекаю Рославом”, — смачно басит волхв, звучно шлепая каждого по лбу мокрой от крови пятерней. “А сейчас всем в воду — смывать жидовскую скверну!” — командует бородач и бьет в землю посохом с набалдашником в виде оскаленной волчьей головы. Новообращенные, раздеваясь на бегу, бросаются в воду, следом к ним присоединяется вся община. “Чище, чище три, смывай жидовское клеймо! — подбадривает с берега шаман. — Мы — староверы, слава русскому херу!” После купания все рассаживаются вокруг костра, идет по кругу круглая чаша-братина с пивом. Звучат тосты. Бренчит гитара. Глухо бьет бубен. Пляшут блики пламени на оскаленной морде идола, перепачканной в крови. Пока петушиной. Но — кумир жаждет великой жертвы. Крови сына человеческого. Густеют лиловые сумерки. Тонко зудят тучи кровососущей нечисти. Вьются над костром алчные духи ночи. Где-то в чаще ухает филин.

http://azbyka.ru/neoyazychestvo-suvorov

Русская Православная Церковь на Северо-Западе в 1941–1945 годах. Часть 1 Передача танков. Митрополит Николай (Ярушевич) напутствует воинов Всем известно, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Но не столь многие знают, что это воскресенье было по церковному календарю неделей всех святых, в земле Российской просиявших. Этот праздник был установлен в преддверии жестоких гонений и испытаний для Русской Церкви и явился своеобразным эсхатологическим знамением мученического периода в истории России, но в 1941 году он промыслительно явился началом освобождения и возрождения Церкви. Русские святые стали той духовной стеной, которая остановила бронированную немецкую машину с оккультной свастикой. В первый же день войны, за 11 дней до сталинской речи, без всякого нажима властей, сугубо по своей инициативе, патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) написал свое знаменитое «Послание пастырям и пасомым христианской Православной Церкви». «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству… Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом… Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших души свои за народ и Родину… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины» . Значение этого послания трудно переоценить. Гонимая Православная Церковь сама протягивала руку помощи, но не столько атеистической власти, сколько заблудшему и несчастному русскому народу. В послании местоблюстителя Сергия речь идет только о народе и о всенародном подвиге, ни слова о вождях, которые в это время практически безмолвствовали. Восстанавливался в своем значении русский православный патриотизм, гонимый, оплевываемый и осмеиваемый космополитами-коммунистами. От воспоминания святых вождей русского народа Александра Невского и Димитрия Донского в речи местоблюстителя нить протягивается к соименным правительственным орденам и к сталинским словам из речи от 3 июля 1941 года: «Под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского – вперед к победе!»

http://pravoslavie.ru/34155.html

Святейший Патриарх Кирилл: Победа была достигнута героизмом народа нашего по Божиему благословению 06.05.2022 19:52:24 МОСКВА 6 мая 2022 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня память великомученика Георгия Победоносца, символа победы. Воина, который победил самую страшную силу — диавола. Всегда, когда зло торжествует, присутствует эта темная онтологическая сила, но Георгий Победоносец ее одолел. Конечно, не только человеческой силой, потому что ту силу победить силой человеческой было невозможно. Но Господу было угодно так облагодатствовать святого Георгия силой Божественной, что он сумел победить силу диавольскую. Именно поэтому Георгий Победоносец всегда был символом подлинной победы — победы правды над злом, победы жизни над смертью. И неслучайно именно в Российской империи, православной стране, которой пришлось силой завоевывать право на жизнь не по чужим лекалам, не по чужим законам, а по собственной правде, идущей от самых источников нашей веры, орден Георгия Победоносца стал высшей военной наградой. Причем этой награды удостаивались не только и даже не столько военачальники, сколько герои любого звания. Поэтому этот орден особым образом почитался в Российской империи, и слава Богу, что и в нынешней России Георгий Победоносец также почитается и как святой, и как символ воинской победы, воинской доблести. Когда завершалась Великая Отечественная война, праздновался день святого Георгия Победоносца. Не так уж важно, в какой час мы стали праздновать Победу. Самое важное — в том, что эта Победа действительно прямо связана со святым Георгием Победоносцем, и разве это не является свидетельством того, Кто был вместе с нами в этой самой страшной схватке с фашизмом? Конечно, Господь помогал.

http://radonezh.ru/2022/05/06/svyateyshi...

Святск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713 г. датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX в. Святск гордо именовался посадом - торгово-ремесленным центром. Село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения. Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать раньше, а лесной массив на его месте в советское время так и звали " монастырь " . Через почти 200-ти лет гонений, в 1910 г., была построена старообрядческая Успенская церковь. Перед революцией 1917 г.численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 г. открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище. В 1923 г. Святск, лежащий на границе уезда и губернии (до 1772 г. - на государственной границе), был передан из Суражского (к тому времени уже Клинцовского) уезда в Новозыбковский. Октябрьская революция и последующий разгром зажиточного населения стали причиной постепенного его угасания. Большой урон Святску нанесла Великая Отечественная война, когда было истреблено всё еврейское население, составлявшее здесь значительную долю (до войны в Святске, кроме двух церквей, действовала синагога). Выдающимся событием для Святска стала установка в 1951 г. бронзового бюста дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Д.А. Драгунского, здешнего уроженца.

http://sobory.ru/article/?object=34275

Село Кузьминское, Орловской губернии, Кромского уезда было родиной о. архимандрита Лаврентия, в мире Димитрия Иоанновича Макарова. Здесь в 1808 году родился он в семье бедных родителей. Отец его Иоанн был причетником при храме села Кузьминского, мать его Феодосия была доброй сотрудницей своему мужу. Кроме сына Димитрия имели они много детей и, угнетаемые нуждой при большом семействе своем, проводили жизнь свою в трудах и лишениях. Иоанн, исполняя причетническую должность при сельском храме, не чуждался и земледельческих работ, служивших главным источником пропитания для него и его семьи. Сам, ходя за сохой, приучал к ней и своих детей-малолеток, которые ему в этом помогали по своим силам, погоняя лошадь в сохе. Феодосия была рачительная хозяйка и всячески старалась о благоустройстве своего дома; была женщина глубоко религиозная, постница и молитвенница, и, несмотря на положение мирской замужней и многосемейной женщины, обладала многими, редкими в мире, добродетелями. Родившись в бедной семье, с ранней юности испытав все тяготы крайней бедности, Димитрий Иоаннович приобрел опытное знание лишений житейских и мог вполне от души сочувствовать впоследствии всякому бедному в его нуждах. Тут взяла начало та великая добродетель нищелюбия, которая отличала его на всех путях его жизни. Еще мальчиком, имея прекрасный голос, помогал Димитрий своему отцу в пении церковном на клиросе и, как смышленый от природы, скоро изучил церковную грамоту под руководством родителя, в досужие часы от службы и хозяйства занимавшегося обучением детей, как своих, так и сторонних – крестьянских. В этом обучении Димитрий потом был деятельным помощником своему отцу, в чем проявлял особую способность и терпение. Приготовленный дома родителем, Димитрий был определен им в Орловское духовное училище. Отрок Димитрий прилежно учился в Орле и радовал родителей своих своим прилежанием и успехами. Как отличный по способностям ученик, поступил он в Орловскую духовную семинарию. Окончив отлично курс в Орловской семинарии, Димитрий Макаров, отличавшийся блестящими способностями и благонравием, в сентябре 1831 года переведен был в Киевскую духовную академию; поступив в нее после преобразования, изучал в ней богословие, философию, церковную и всеобщую словесность, церковную и гражданскую историю, и языки: еврейский, греческий и французский. Был всегда исправным в занятиях, дружелюбным в товариществе и отличался особенно кротостью, сострадательностью и любовью ко всем. За его любовь, готовую немощи ближних носить до самоотвержения, еще на академической скамье товарищи прозвали его «отцом», и это прозвание сохранилось за ним навсегда. Так, заболеет ли кто из товарищей в академии, – Макаров первый являлся посетить больного, облегчить, чем можно, его страдания, рассеять беседой своею больничную его скуку, и, если больной был опасен, то участие к нему Димитрия Иоанновича усугублялось, – он самоотверженно служил таковым, не щадя ни своего здоровья, ни своего покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010