Названы победители историко-литературной премии «Александр Невский» 2016 года 11 сентября, 2016. Новостная служба Книга главного редактора «Правмира» Анны Даниловой получила специальную премию «На службе Отечеству» 11 сентября, ПРАВМИР: Учредители Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», ОАО «Талион» и Союз писателей России, объявили итоги 2016. В литературном и музейном конкурсах Комиссия по присуждению Премии определила лауреатов первых трех и шести специальных премий. Кроме того, книга главного редактора портала «Правмир» Анны Даниловой «Монахиня из разведки» получила специальную премию «На службе Отечеству». Результаты литературного конкурса 1 премия — Авторский коллектив под руководством Подберезкина Алексея Ивановича (под общей редакцией Нарышкина Сергея Евгеньевича, Торкунова Анатолия Васильевича) «Великая Победа» в 15 т. (МГИМО-Университет, Москва, 2015 г.) 2 премия — Доценко Виталий Дмитриевич, Макаров Сергей Иванович, Медведев Сергей Викторович «Адмирал Ушаков: Флотоводец — святой праведный воин» (БФ «Морская Слава Отечества», Санкт-Петербург, 2016 г.) 3 премия — Шаргунов Сергей Александрович «Катаев» (Молодая гвардия, Москва, 2016), Книга Анны Даниловой Специальная премия «Летописцы» — Ильинский Игорь Михайлович «Живу и помню» (Издательство Московского гуманитарного университета, Москва, 2014 г.); Специальная премия «На службе Отечеству» — Данилова Анна Александровна «Монахиня из разведки. История жизни ветерана Великой Отечественной войны монахини Адрианы (Малышевой)» (Никея, Москва, 2013 г.), Специальная премия «Собиратели» — Крузенштерн Алексей Вячеславович, Колотило Леонид Григорьевич «Русские кругосветные путешествия. От Крузенштерна до «Седова»  (Крига, Санкт-Петербург, 2013 г.), Специальная премия «Творцы» — Пономарева Галина Борисовна «Достоевский: я занимаюсь этой тайной» (Pycckiй Mipъ, Москва, 2016 г.), Специальная премия «Наследие» — Кудрина Юлия Викторовна «С высоты престола. Император Александр III и императрица Мария Федоровна»  (Pycckiй Mipъ, Москва, 2013 г.), Специальная премия «Родословная» — Нарышкина-Прокудина-Горская Наталья Андреевна «Человек, который шел быстро» (НППЛ «Родные просторы», Санкт-Петербург, 2015 г.).

http://pravmir.ru/nazvanyi-pobediteli-is...

От издателей «Русь и теперь Святая. Да, и теперь я могу без всяких сомнений утверждать: жива православная вера в русском народе. И не только в «простом» народе. Я десятки и десятки интеллигентных людей встречал за этот короткий четырехнедельный срок, сознательных и глубоко верующих христиан. Я почти повсюду видел их. И вообще пришел к несомненному убеждению, что не только в отдельных личностях, но и в широчайших толщах народа – вера жива и растет». Так митрополит Вениамин (Федченков) писал в начале 1945 г. в статье «Мои впечатления о России», опубликованной в Журнале Московской Патриархии, – после месячного пребывания на Родине. В Россию владыка был приглашен как митрополит Алеутский и Североамериканский, экзарх Московской Патриархии в Северной Америке, – для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившей с 31 января по 4 февраля. На тот момент митрополит Вениамин не был на Родине уже 25 лет – в 1920 г. он вынужден был эмигрировать. Конечно, находясь за границей, владыка внимательно следил за событиями, которые происходили в России, и внутренне старался жить одной жизнью со своим народом. Так, вскоре после того, как началась Великая Отечественная война, 2 июля 1941 г., в Америке, в Мэдисон Сквер Гардене, состоялось многотысячное народное собрание, на котором митрополит Вениамин призвал представителей Русского Зарубежья забыть прежние обиды, не соблазняться заявлениями нацистов о том, что они ведут «крестовую» борьбу против безбожия, и всемерно помогать СССР, а американский народ – помнить, что «от конца событий в России зависят судьбы мира». Эта речь оказала огромное влияние и на русских эмигрантов, и на американцев, впоследствии митрополит Вениамин был избран почетный председателем Русско-американского комитета помощи России и получил право в любое время суток приходить с докладом к президенту США. И вот в самом конце войны владыка отправляется на Родину. Из сообщений главы Русской Православной Церкви Сергия (Страгородского) он знал, что в России был «большой религиозный и патриотический подъем», по всей стране служились молебны «о даровании победы русскому воинству». И тем не менее владыка ехал в «страну победившего социализма», где Церковь подвергалась гонениям, где в 1930-х гг. по распоряжению властей расстреливались священнослужители и взрывались храмы. Владыку волновали вопросы, жива ли вера, что происходит в Церкви, какие мысли и чувства главенствуют. В России он много общается с людьми – «на Соборе, в храмах, в вагонах, в метро, в трамваях, в частных посещениях, в беседах, в случайных встречах», – вглядывается в лица, подмечает детали. Кроме Москвы, он побывал в Ленинграде, Калуге и других городах. «…Я достаточно мог наблюдать родной народ и понять его», – подчеркивает владыка. И вот вывод: «…уезжаю я в Америку спокойный и радостный за веру и Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» Источник: «Православная газета», Екатеринбург Фото: orthodox.etel.ru – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский Верхотурский Викентий. Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы. – Бог благословит. Помоги всем нам Господь. – Владыка, спасибо. А начнем мы нашу сегодняшнюю передачу с событий исторических – с 9 мая, со дня победы. Расскажите, пожалуйста, каково значение этого дня в судьбе России и судьбе Православия? – День Победы – это великий день для нашей страны. Когда на нашу землю напали фашистские войска, чтобы уничтожить Россию как страну православную, весь народ православный восстал против врага, и церковь с первых же дней этой кровопролитной войны благословила народ на победу, на борьбу, милостью Божией и слезами и молитвами наших отцов. Хотя в то время еще бушевал атеизм и была очень сложная ситуация с церковью, враг мог нанести еще больший удар по Церкви, поэтому трудами наших солдат и офицеров была одержана Великая победа. Конечно, для нас это и урок в какой-то степени, потому что на войне многие обратились к Богу, к Церкви. Мы знаем, что после окончания войны тысячи и тысячи людей стояли в очереди и крестились в храмах Божиих, потому что они обещали перед Богом: если Господь даст жизнь, избавит от смерти, они обязательно крестятся и станут ходить в Церковь Божию. Это был новый подъем духовной, церковной жизни в нашей стране. Можно сказать, это было и покаянием за соделанные грехи – убийства и кровопролития, уничтожение храмов. Страданиями в годы войны Господь омыл, очистил народ от скверны греховной и возвратил многих к Церкви, к церковной жизни. Поэтому для нас имеет большое значение эта победа, и дай Бог, чтобы мы всегда помнили об этой войне и понимали, что мы должны жить так, чтобы гнев Божий не допускал бедствий, подобных Великой Отечественной войне.

http://pravoslavie.ru/36836.html

Патриарх Алексий I (Симанский)      Книга посвящена Алексию I (Симанскому; 1877–1970), Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Он прожил долгую и трудную жизнь. Был предстоятелем нашей Церкви в течение 25 лет (1945–1970). На его долю выпало возрождать Русскую Православную Церковь в послевоенные годы. Мудрая позиция Патриарха Алексия I, его исключительно высокий в глазах всего общества авторитет сыграли важнейшую роль в деле сохранения и последующего возрождения церковной жизни в России. Святейший Патриарх Алексий говорил: «Русский народ не верит громким словам иного пастыря-проповедника, словам, в которых не слышно голоса Священного Писания и святых отцов, но в которых обильно рассыпаны земные слова земных художников слова. Речи таких проповедников не проникают в сердце русского православного человека. Он ищет у пастыря разъяснения слова Божия, ждет, чтобы в проповеди своей указал ему путь, по которому ему надлежит идти; и тогда такому пастырю открывается его сердце». Таким пастырем был и сам Святейший Патриарх Алексий I. Его архиерейское служение проходило в чрезвычайно сложное время. Россию потрясали трагические события: Первая мировая война, падение самодержавия, революция 1917 года, расколы и нестроения в Церкви двадцатых годов, гонения на Церковь, Великая Отечественная война. Первоиерарх Русской Церкви, всегда разделявший с народом все его испытания, нес бремя великих забот и полагал свою душу за паству, вверенную ему Господом. Святейший Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября 1877 года в Москве. Род Симанских принадлежал к псковскому дворянству. На внутреннюю атмосферу дома Симанских оказывало большое влияние то, что бабушкой будущего патриарха по материнской линии была игумения Леонида (Озерова), духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря. В гостях у деда Сергея Симанского, Андрея Владимировича, бывал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В 1900 году Сергей Симанский поступил в Московскую духовную академию, в 1902 году епископ Арсений (Стадницкий) совершил над Сергеем постриг и нарек его Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского, в 1903 году епископ Арсений рукоположил своего ученика во иеромонаха.

http://pravoslavie.ru/100504.html

Период первый (до 1589 г.). А) Источники церковного права. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода 38. Употребление правил древней церкви и постановлений Константинопольского патриаршего Синода Русская церковь , до учреждения патриаршества (1589 г.), была подчинена в церковно-административном отношении церкви Константинопольской, составляя часть Константинопольского патриархата. Естественно по этому, что она управлялась теми же церковными правилами, которые действовали и в Константинопольском патриархате. Правилами этими были, как мы видели, правила апостольские, соборные и отеческие, а потом постановления Константинопольского патриаршего Синода. Об употреблении у нас номоканона, содержащего правила древней вселенской церкви, конечно не может быть сомнения. Все древние отечественные памятники канонические и исторические, начиная с летописей, свидетельствуют что греческий номоканон служил руководством не только для пастырей церкви в их церковно-административной и судебной деятельности, но и для русских князей в их постановлениях, касающихся церкви. Пастыри нашей русской церкви постоянно ссылались на церковные правила и приводили их в своих соборных постановлениях, в своих посланиях, канонических ответах и пр. (Памятники древне-рус. кан. права изд. проф. Павловым. Спб. 1880 стр. 10, 13, 29, 48, 65, 66, 85, 86, 97, 103, 127, 157, 176, 177, 286, 340–355. 366–372, 279–382, 386, 389, 452, 769–770). В XVI в. московский митрополит Даниил в своем прении со старцем Вассианом (1531 г.) говорил сему последнему: Ведома тебе великая книга: священные правила апостольские и отеческие и семи вселенских собор и поместных и прочих святых отец, и от градских законов к ним же приложена и сочтена. И той книги не смеет никто же разрешить или чем поколебать от седьмого собора до русского крещения. А в нашей русской земле та книга более пятисот лет соборную церковь содержит и все православное христианство просвещает и спасает от святого и равна апостолам великого князя Владимира и до ныне царя и великого князя Василия неразрушима и не поколебима была ни от кого (Чтен. Общест. Ист. 1847 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Першотравневое. Церковь Христа Спасителя в Борках. Спасов Скит /// Объект утрачен Оказала влияние на проект церкви Богоявления Господня (1892-1899, арх. В.А. Косяков) на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Христа Спасителя — утраченный кафедральный храм в русско-византийском стиле, воздвигнутый в 1891—1894 годах в селе Борки (Харьковская губерния) на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Проект храма разработал академик архитектуры Роберт Робертович Марфельд, а возведение храма велось на средства местного фабриканта И.Воронина. В церемонии закладки собора участвовали императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Николай Александрович и другие члены царской семьи. Храм был рассчитан на 1400 человек и представлял собой величественное строение, с трёх сторон окружённое крытой галереей и увенчанное огромным золотым куполом. Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом. К Борковскому храму восходит архитектурное решение многих других церквей начала XX века, включая Богоявленский храм в Санкт-Петербурге и соборную церковь в Харбине. Во время Великой Отечественной войны храм загорелся, обрушился золотой купол. Храм и близлежащая часовня были окончательно взорваны в конце войны. В наше время восстановлена лишь часовня Спаса, находившаяся в 60 м от храма. Царский поезд шел из Севастополя в Москву. Официальной причиной крушения были признаны технические нарушения — превышение численной нормы вагонов и скорости движения состава, приведшие к качке и сходе с пути на изгибе трассы. В результате катастрофы 21 человек погиб, 35 получили ранения. Вагон с царской столовой, в которой находились Александр III и его супруга Мария Федоровна с детьми и свитой, был искорежен, фактически разрушен полностью, но никто из членов Императорской фамилии, по счастью, не пострадал. Большинство пассажиров этого вагона отделались легкими ушибами, ссадинами и царапинами. К слову, в нем находился и будущий российский император Николай II Александрович, старший сын Государя, тогда двадцатилетний цесаревич. Рассказывали, что Александр III, человек богатырского телосложения и незаурядной силы, удерживал на себе крышу сошедшего с колеи и разбившегося вагона, пока пострадавшие выбирались из него. В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь Великая княжна Ольга Александровна, впоследствии известная художница, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний Великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков охраной, при помощи самого Государя.

http://sobory.ru/article/?object=32453

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года 10 червня 2005 р. 16:03 10 июня 2005 года в Патриарших палатах Московского Кремля под председательством Святейшего Патриарха Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.   ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Справка: В соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г. относительно празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Журнал 79) в период с марта по май 2005 года был проведен ряд мероприятий юбилейного характера. 24 марта 2005 года в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» была проведена церковно-общественная конференция под названием «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война». (См. Определение священного Синода от 20 апреля 2005 года. Журнал 6). 21 апреля 2005 года в Кремле состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с президентом Российской Федерации В.В. Путиным, на которой были обсуждены наиболее важные вопросы, связанные с празднованием Юбилея Великой Победы. 5 мая 2005 года в Синодальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыреСвятейший Патриарх Алексий вручил ордена св. Димитрия Донского видным военачальникам Российской Армии, а также ветеранам Великой Отечественной войны. В церемонии награждения принял участие Министр Обороны РФ С.Б. Иванов. В тот же день Святейший Патриарх Алексий вручилминистру внутренних дел Р.Г. Нургалиеву орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского I степени. Вручение состоялось в официальной Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре, кроме того церковных наград были удостоены сотрудники Министерства внутренних дел РФ. 6 мая 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении Преосвященных архипастырей и духовенства совершилБожественную литургию в храме святого Великомученика и Победоносца Георгия на Поклонной горе. По окончании литургии была отслужена панихида «о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех для Победы потрудившихся».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201489...

Православие.Ru Поместные Церкви 14 апр Православный Календарь English Српска Архив RSS Карта сайта Православие.Ru Встреча с Православием Православие.Ru Встреча с Православием Авторы сайта А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Последние поступления [Встреча с Православием/Проповеди] Христианский Новый Год Иеромонах Игнатий (Шестаков) Что такое для христианина Новый год? О чем Господь призывает нас задуматься? [Встреча с Православием/Богослужение] Божественная литургия в Сретенском монастыре в день празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 1/14 января 2016 г. Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице. Обрезание Господне. Сретенский монастырь. Божественная литургия Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Православие.Ru " 2015: лучшее Мы подготовили подборку лучших материалов портала Православие.Ru за минувший 2015 год. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Гордость и гордыня: смысловая ловушка (+ВИДЕО) Игумен Нектарий (Морозов) О том, почему греховно гордиться даже своей страной, как связаны заниженная самооценка и гордыня и чему не учат психологи. [Встреча с Православием/Подвижники благочестия] О жизни протоиерея Думитру Станилоаэ Дмитрий Трибушный «Патриарх богословия» и исповедник, в застенках сохранивший Любовь… Его труды – о святителе Григории Паламе, перевод 12 томов «Добротолюбия» на румынский – способствовали возрождению духовной жизни в стране. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Сибирские воины О тех, кто воевал с верой в Бога и молитвой Ольга Иженякова Они прошли горнило Великой Отечественной – и выжили. Разные люди, разный военный опыт – но в их судьбе чувствуется охранительная десница Божия. [Встреча с Православием/Богослужение] Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне дня празднования Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого 31 декабря 2015 г./13 января 2016 г. Среда 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/put/page336_1078.h...

Предречение и тогда, и ещё двадцать лет спустя, воспринималось как явный перехлёст, поскольку восприять скипетр и державу предназначалось старшему брату Александра – Николаю. Однако после скоропостижной смерти его в апреле 1865 года на оду стали смотреть иначе – как на пророчество. Которое воплотилось в жизнь во всей своей полноте. Девятнадцатый век в истории России – Александровский: эпоха правления трёх императоров, носивших это имя, продолжалась 64 года, почти две трети столетия. Каждый из них по своим выдающимся деяниям получил особое проименование: Благословенный, Освободитель, Миротворец. «Виной» тому императрица Екатерина Великая, назвавшая старшего внука в честь «святого с мечом» – князя Александра Невского, канонизированного на Московском Соборе 1547 года как святого заступника Земли Русской, особо прославленного при Петре I. Она же дала ему прекрасное воспитание и образование, впервые готовя таким образом наследника престола к его высокой державной миссии, причём видя в нём истинно русского царя: ибо сама, немка по происхождению, в душе чувствовала себя русской до мозга костей («И только неистребимая любовь к кофе осталась во мне от немки», – говорила она). В чести при её дворе было всё русское: от языка общения и блюд на столе до русских нарядов, в которых императрица позировала живописцам. И это было, пожалуй, единственное, что резко отличало её от Петра Великого, которому вплоть до копирования нравилось всё голландское, императриц Анны и Елизаветы, носивших иноземные платья и терпевших при своих дворах засилье иностранцев, своего супруга Петра III Фёдоровича, благоговевшего перед всем немецким и боготворившего короля Фридриха II Прусского. Все Александры – её внук, правнук и праправнук – воплотили в жизнь самые лучшие в этом смысле чаяния своей царственной бабушки. «В годы правления Александра I Российская империя приобрела статус всемогущей . Статус , определенный победой над Наполеоном и взятием Парижа», – пишет историк, делая вывод: вероятно, за это император и назван был Благословенным. Добавим: вся Отечественная война 1812 года, от вторжения «Великой армии» Бонапарта до разгрома и изгнания жалких остатков её из России, заняла лишь шесть месяцев, дело небывалое.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/25/impera...

Пришедших на концерт «Поклонимся великим тем годам» ветеранов войны и тыла с наступающим праздником поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Патриархия.ру. 7 мая. ПРАВМИР. 6 мая 2012 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялся концерт «Поклонимся великим тем годам», посвященный 67-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Пришедших на концерт ветеранов войны и тыла с наступающим праздником поздравил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает Патриархия.ру . Дорогие ветераны! Дорогие участники нашего замечательного собрания в Храме Христа Спасителя! Ко всем вам я обращаю Пасхальное приветствие: Христос Воскресе! Каждый год, когда мы приближаемся к дню 9 мая, мы переживаем некое особое чувство. Может быть, потому, что люди просматривают соответствующие литературные тексты, связанные с героизмом нашего народа в Великой Отечественной войне. Может быть, потому, что телевидение уделяет этой теме больше внимания: в эти дни показывают военные фильмы, в том числе старые, с которыми связаны детство или юность многих из нас. Так создается совершенно определенная атмосфера вокруг того, что является общим для всего народа. Борьба с фашизмом, борьба с иноземной силой, которая унесла огромное количество человеческих жизней, которая нанесла тяжелейшую рану на тело Отечества нашего, сегодня неслучайно так прочно сохраняется в памяти людей, потому что борьба эта стала общей ценностью. Некоторым может показаться странным: ну как же так — война и вдруг ценность? Все зависит от того, во имя чего человек берет в руки оружие, что он защищает. Нападает ли он на слабого, на беззащитного или даже на сильного, но стремясь в результате военных действий завоевать превосходство, навязать другим свою волю, подорвать чей-то суверенитет, использовать кого-то экономически, идеологически, — или человек поднимает оружие для того, чтобы защитить свой народ, свои святыни, свою историю, свое собственное национальное самопонимание? Великая Отечественная война разделила две армии. Одна стремилась к достижению страшных, несправедливых, гадких целей и, будучи прекрасно вооруженной, хорошо организованной, не сумела одержать победы. А другая сторона была менее организована и не так хорошо вооружена, особенно в первые годы войны, и было много такого, что сегодня при ближайшем рассмотрении исследователей подвергается критике. Тем не менее, именно эта сторона оказалась на стороне Божией правды и победила.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-my-nik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010