Иван Аничков-Платонов Рассуждение Каждый сын Православной Церкви без сомнения бывал благоговейным участником священных ходов, называемых Крестными – от носимого в них Честного Древа Животворящего Креста. В нашем благословенном Отечестве не редко священнослужители с Крестом, Святыми иконами, хоругвями, светильниками и кадильницами, предшествуемые певцами и сопровождаемые народом, исходят из храмов и обходят грады, веси, поля, или шествуют к храму, к обители, к какому-либо месту, запечатленному святым воспоминанием, и, совершив там молитвы, возвращаются благообразно туда, откуда начали свое шествие. С особенным благолепием и торжественностью совершаются многие Крестные шествия многочисленным освященным собором и обитателями первопрестольного града Российского – Москвы, обильной святыми отечественными и церковными воспоминаниями и издревле чтимыми памятниками святыни. Обыкновение совершать Крестные ходы, как всеобщее в Православной Церкви, вполне достойно исследования Христианина, внимательного к Церковным священнодействиям, и по долгу своему ищущего в размышлении о них назидания для ума и сердца. Крестные ходы, как и другие священные обыкновения, повсюду сохраняемые Православной Церковью , ведут свое начало из глубокой древности, и дошли до нас по преданию от древних Христианских Пастырей и Отцов. В исследовании древности Крестных ходов представляются вниманию следующие предметы: А: Происхождение Крестных ходов. Б: Совершение их по различным побуждениям в древней Восточной Церкви. B: Образ совершения Крестных ходов на Востоке. Г: Совершение Крестных ходов в древней отечественной Церкви. А Молитва есть одно из главнейших, всегдашних дел Христианина; но в жизни каждого человека и в жизни целых обществ открывается по временам нужда в особенном молитвенном обращении к Богу, соединенном и с особенным внешним выражением. Когда великая скорбь тяготит многих, когда благодеяние, свыше ниспосылаемое, или воспоминание особенной милости Божией, исполняет сердца радостным ощущением благодарности и желанием славить Всесвятого: тогда естественно молитва соделывается более обыкновенного всеобщею и всенародною, тогда человек ищет служения Богу, преимущественно всем открытого и для всех доступного. Таково и есть Богослужение Крестных ходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Игумен Дамаскин (Орловский): Вопрос о популяризации подвига новомучеников — существенный и значимый 17 июня 2016 г. 19:03 15 июня 2016 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялась встреча с издателями. На встрече, тема которой «Роль издательских проектов в развитии почитания новомучеников и исповедников Церкви Русской», выступил ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской игумен Дамаскин (Орловский). Ваше Высокопреосвященство, Ваши Высокопреподобия, представители издательств! В 2011 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Для реализации этого решения был создан Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из чего следует, что вопрос о популяризации подвига новомучеников, об их почитании рассматривается Церковью в настоящее время, как вопрос существенный и значимый. Следует, однако, отметить, что существуют объективные трудности, которые возникают при популяризации подвига новомучеников в современном обществе. В отличие от таких событий как Великая Отечественная война, когда общество имеет примерно одни и те же взгляды на это событие, и где само государство поддерживает интерес к нему, взгляды на репрессивную политику советского государства диаметрально противоположны. А молодое поколение зачастую ничего не знает об этом трагическом периоде нашей истории. Кроме того, имеет большое значение психологический фактор. Современное общество, стремящееся к материальному благополучию, инстинктивно отталкивается от всего, что напоминает о страданиях и смерти. Общество настолько ушло от христианских идеалов, волей-неволей связанных с добровольным принятием самого фактора страданий как объективности, что чуждается не только мученичества, но и христианства, предполагающего ограничения страстей.

http://patriarchia.ru/db/text/4541464.ht...

Из фотоархива ЖМП ЖМП 11 ноябрь 2016 /  16 ноября 2016 г. 13:16 Милейший город Смоленск 20 ноября Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполнилось 70 лет. Наш сайт публикует серию материалов, посвященных юбилею Предстоятеля Русской Православной Церкви. Возрождение церковной жизни на Смоленщине тесно связано с именем митрополита Кирилла (ныне Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси). 26 декабря 1984 года ректор Ленинградских духовных семинарии и академии архиепископ Кирилл был назначен на Смоленскую кафедру. В 1985 году к Смоленской епархии была присоединена территория Калининградской области. С этого времени до 2009 года титул епархиального архиерея был «Смоленский и Калининградский». ПДФ-версия. Спасти руины Приехав в Смоленск, владыка Кирилл нашел епархию в крайне тяжелом состоянии. К 1 января 1985 года по всей Смоленской области действовало всего 35 храмов, во многих из них не было священников. Антирелигиозная политика Советского государства и Великая Отечественная война не пощадили смоленских святынь. Большинство церквей находилось в удручающем состоянии: они представляли собой руины или, в лучшем случае, полуразрушенные и оскверненные коробки. В особенно плачевном состоянии находились сельские приходы: бедность, ужасное состояние храмов, большинство из которых нуждалось в капитальном ремонте. Трудность заключалась в том, что Смоленская епархия на тот момент была одной из беднейших епархий Русской Православной Церкви. У приходов не хватало средств на необходимый ремонт, и их нужно было каким-то образом изыскивать. Все эти проблемы новоназначенному владыке пришлось решать буквально с первых дней пребывания на Смоленской кафедре. По тогдашнему закону, регулировавшему деятельность религиозных организаций, приходы не могли материально помогать друг другу, невозможно было официально перечислить средства из епархии на какой-либо бедствующий приход или перечислять средства с более богатого прихода на менее благополучный. Нужно было создавать фонд, который собирал бы необходимые средства. Так, благодаря пожертвованиям духовенства и верующих людей в епархии одни храмы были восстановлены, а другие построены с нуля. Усилиями Церкви спасены от разрушения ценнейшие памятники смоленского зодчества.

http://e-vestnik.ru/church/patriarhu_70_...

Как мы понимаем тысячелетний исторический путь России, и кто и зачем возрождает культ Сталина в русском народе? 27.06.2021 10:22:34 Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2021/06/14/22-00  Здравствуйте, дорогие слушатели. У микрофона Илья Сергеев. Сегодня гости нашей студии – это Леонид Петрович Решетников, генерал-лейтенант СВР в отставке, кандидат исторических наук, и Юрий Кот, политолог, публицист, автор книги «Украинцы! Мы –русские». Сегодня мы начнем наш разговор с одного очень важного события. 6 июня в пригороде Санкт-Петербурга, в Гатчине был открыт памятник Александру III. Леонид Петрович, кто автор этого памятника, кто инициатор его открытия. И как вы думаете, почему именно Александру III был открыт памятник в Гатчине? Л. Решетников -  Я считаю, что это очень интересное и знаковое событие, потому что памятник открывал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Не так часто бывает, чтобы Президент открывал исторический памятник. Тут надо особо выделить слова Путина, которые были сказаны. Наша задача – восстановление исторической преемственности, всей цепочки развития России, всей тысячелетней истории. Потому что особенно последние 2–3 года у нас опять происходит возвращение к непонятным тенденциям. Мы пытаемся сосредоточиться на одном, пусть великом, но на одном событии, например, Великая Отечественная война. Также ещё вызывает огромные вопросы, почему стали появляться деятели, которые вдруг заговорили о восстановлении почитания Сталина, известного во всем мире диктатора, ответственного за гибель миллионов русских людей и людей других народов, которые жили в Советском Союзе. Президент поддержал инициативу установления этого памятника в Гатчине, любимом месте Александра III, выступил именно с таким акцентом. Что для нас Александр III? Это прежде всего русский царь. Он не просто император, а русский царь. Чем он отличается о других предшественников? Тем, что у него был акцент на восстановлении преемственности. В каком-то смысле у него идеалы были даже допетровской России.

http://radonezh.ru/2021/06/27/kak-my-pon...

Книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь , ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей Владислав Цыпин стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи. От редакции

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В преддверии 90-летия октябрьской революции 1917 года мы представляем читателям картину Ирины Ковалевой «Лихолетье», которая была подарена Князь-Владимирскому собору 10 июня с. г., в День всех святых, в земле Российской просиявших. Словом «лихолетье» можно назвать период между революцией и Великой Отечественной войной, когда вместе с лучшими сынами Отечества погибала и Русская Церковь, и русская культура. В Петербурге более 20 лет ведется кропотливая работа по выявлению сведений о российских новомучениках и всех, кто пал жертвами этого лихолетья. В этой работе епархиальной комиссии по канонизации святых помогают многие ученые, историки, архивисты. Творческое осмысление в красках этого труда передает картина «Лихолетье». Она рождалась постепенно, на протяжении нескольких лет, по мере накопления материала. На холсте изображено 59 человек: патриархи, митрополиты, священники, монашествующие, женщины и дети, среди них нет ни одного выдуманного лица. По мере написания картины историки Лидия Соколова, Александр Галкин и Александр Бовкало работали над восстановлением биографий изображенных, о многих из них до этого было практически ничего неизвестно. За это время на основе архивных материалов возвращены из небытия судьбы четырех тысяч россиян, пострадавших за веру. Многие из них были связаны с Санкт-Петербургскими духовными школами. Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии 1895 года протоиерей Иоанн Кочуров, расстрелянный красноармейцами в Царском Селе на шестой день после октябрьского переворота, 31 октября 1917 года, стал первым в сонме новомучеников Российских. Вскоре, 19 января 1918 года, при попытке захвата «народными комиссарами» Александро-Невской лавры был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров, выпускник 1890 года. Летом того же года в Алапаевске была заживо похоронена в шахте великая княгиня Елисавета Феодоровна, являвшаяся почетным членом Петроградской Духовной Академии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

М.Б. Данилушкин Глава 12. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война Русская Православная Церковь в 1941–43 годы О нападении фашистской Германии на Советский Союз 9/22 Июня 1941 г. митрополит Сергий узнал, вернувшись в свою резиденцию из Богоявленского собора, где он отслужил воскресную литургию, Московский первосвятитель ясно сознавал, что в этот роковой для нашей страны час испытаний Русская Церковь , верная Своим традициям, должна быть вместе с народом, чтобы благословить мужественных, поддержать растерянных и упавших духом, вразумить тех, кто надеялся на близкий конец коммунистической власти, не разобравшись, что война началась не с коммунистами, а с Россией. Митрополит ушёл к себе в кабинет, и вскоре близкие к нему услышали удары пишущей машинки: он уже писал послание к Церкви по случаю начала войны. «Невзирая на свои физические недостатки – глухоту и малоподвижность, – вспоминал позднее архиепископ Димитрий (Градусов), – митрополит Сергий оказался на редкость чутким и энергичным: своё послание он не только сумел написать, но и разослать по всем уголкам нашей необъятной Родины в первый же день войны». 469 Послание гласило: Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснется нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался и на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая договора и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится Русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и Верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и по вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Викторов. Гравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Алексей Егорович (2.02.1827, с. Студениково Мценского у. Орловской губ.- 22.07.1883, Пятигорск), археограф, историк книги, библиограф. Из семьи диакона. Учился в Орловской ДС (1841-1846), затем в МДА (1846-1850), был учеником протоиереев А. В. Горского и Ф. А. Голубинского . В 1852-1861 гг. работал в Московском главном архиве Мин-ва иностранных дел. В 1856-1861 гг. читал лекции по рус. языку и словесности в Мариинско-Ермоловском жен. уч-ще. С 1861 г. библиотекарь Московского ун-та. С 20 дек. 1862 г. до конца жизни работал в Московском публичном и Румянцевском музеях (ныне Российская государственная б-ка), где организовал Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг, являлся его хранителем. Одновременно состоял заведующим архивом и канцелярией московской Оружейной палаты (с 12 дек. 1868 по 1883). С 16 окт. 1853 г. действительный член Об-ва любителей российской словесности при Московском ун-те, с 1864 г. член Московского археологического об-ва, с 22 мая 1864 г. член-основатель Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном и Румянцевском музеях, с 7 дек. 1879 г. член-корреспондент имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности. В. является автором более 80 книг и статей. Его первая книга посвящена истории Церкви - «Великая кнг. Евдокия, во иночестве прп. Ефросинья, основательница Вознесенского девичьего мон-ря в Московском Кремле» (М., 1857, 1885, 1899). В 1858 г. В. составил алфавитный указатель к «Указателю для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) б-ки» архим. Саввы (Тихомирова) , к-рый был его близким другом. В 1859-1860 гг. ученый опубликовал ряд работ по истории Московской Синодальной типографии и ее богатой б-ки. В 1862-1865 гг. подготовил к печати 3 выпуска альбома миниатюр греч. рукописей, хранящихся в Синодальной б-ке. В 1859-1866 гг. В. издал неск. исследований, посвященных жизни и деятельности слав. просветителей равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и происхождению слав. письма. По мнению В., создателем кириллицы был св. Кирилл. В 1865 г. В. опубликовал исследование «Кирилл и Мефодий: Новые источники и ученые труды по истории славянских апостолов», в к-ром проанализировал сочинения отечественных и зарубежных ученых на эту тему.

http://pravenc.ru/text/158602.html

Милейший город Смоленск РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_110414.html 18 ноября 2016 иеромонах Рафаил (Ивочкин) Милейший город Смоленск Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4682248.html Официальный сайт Московского Патриархата Возрождение церковной жизни на Смоленщине тесно связано с именем митрополита Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), 20 ноября отмечающего свое 70-летие. 26 декабря 1984 года ректор Ленинградских духовных семинарии и академии архиепископ Кирилл был назначен на Смоленскую кафедру. В 1985 году к Смоленской епархии была присоединена территория Калининградской области. С этого времени до 2009 года титул епархиального архиерея был " Смоленский и Калининградский " . Материал, подготовленный иеромонахом Рафаилом (Ивочкиным), опубликован в ноябрьском номере " Журнала Московской Патриархии " . Спасти руины Приехав в Смоленск, владыка Кирилл нашел епархию в крайне тяжелом состоянии. К 1 января 1985 года по всей Смоленской области действовало всего 35 храмов, во многих из них не было священников. Антирелигиозная политика Советского государства и Великая Отечественная война не пощадили смоленских святынь. Большинство церквей находилось в удручающем состоянии: они представляли собой руины или, в лучшем случае, полуразрушенные и оскверненные коробки. В особенно плачевном состоянии находились сельские приходы: бедность, ужасное состояние храмов, большинство из которых нуждалось в капитальном ремонте. Трудность заключалась в том, что Смоленская епархия на тот момент была одной из беднейших епархий Русской Православной Церкви. У приходов не хватало средств на необходимый ремонт, и их нужно было каким-то образом изыскивать. Все эти проблемы новоназначенному владыке пришлось решать буквально с первых дней пребывания на Смоленской кафедре. По тогдашнему закону, регулировавшему деятельность религиозных организаций, приходы не могли материально помогать друг другу, невозможно было официально перечислить средства из епархии на какой-либо бедствующий приход или перечислять средства с более богатого прихода на менее благополучный.

http://religare.ru/2_110414_1_21.html

Митрополит Святогорский Арсений — о почившем старце Кирилле (Павлове) 20 февраля 2017 года на 98-м году жизни отошел ко Господу духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). 21 февраля братией Святогорской Лавры соборно была отслужена панихида по новопреставленному старцу. Перед заупокойным богослужением митрополит Святогорский Арсений сказал слово по случаю кончины архимандрита Кирилла. Отец Кирилл особо не любил рассказывать о своем прошлом. Не говорил он никогда, и не давал повода, чтобы о нем думали с какой-то значимостью. Он всегда кротко, смиренно с тихой улыбкой, тихий голос проповеди. Но когда выходил отец Кирилл говорить проповедь, то весь огромный трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры и Успенский собор, где стояли тысячи молящихся, замирал. Люди боялись пошевельнуться или каким-то звуком прервать его проповедь, настолько люди стояли и внимали каждому его тихому слову. Он имел великие благодатные дары – дар прозрения, дар рассуждения, дар молитвы. Этот дар многие те, кто приходили к нему за советом, вспоминают и вспоминают, как будто они общались с одним из величайших старцев древности. Отец Кирилл не любил говорить о своей подвижнической молодости, ведь молодость тогда для всего его поколения – была война Великая Отечественная. Однажды он дал интервью, в котором рассказал некоторые подробности, о которых старался больше умалчивать по своему глубочайшему смирению. Он сам родом был из Рязанской области, как он говорил, был простым пареньком сельским. Во время Великой Отечественной войны он был одним из защитников Сталинграда. Ему пришлось защищать один дом, который по сегодняшний день называется Дом Павлова – это как раз в честь отца Кирилла (это распространенный миф — Ред.) . Он – Герой Советского Союза за оборону этого дома. Он звезду эту золотую никогда не надевал, и только один раз за всю жизнь, как говорят братья из Троице-Сергиевой Лавры, он надел звезду Героя Советского Союза – это, когда закрыли Киево-Печерскую Лавру, стоял вопрос о закрытии Почаевской Лавры, она стояла на грани. И при Хрущеве в 1963 году был поставлен вопрос о закрытии Троице-Сергиевой Лавры. Тогда отец Кирилл надел звезду, поехал на прием и добился, что Лавру оставили в покое. Почаев тогда ЮНЕСКО защитил, а Троице-Сергиеву Лавру защитил отец Кирилл.

http://pravmir.ru/za-lyubov-ego-nazyival...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010