Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны Приводится по изд.: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Б.м., б.г. I. Послания к клиру и верующим Русской Православной Церкви В первый день войны глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, обратился к пастырям и верующим со своим посланием, разосланным в тот же день по всем приходам. В нем он благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины . Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к пастырям и верующим, 22 июня 1941 г. В октябре 1941 года, когда немцы предприняли наступление на Москву, когда ей угрожала непосредственная опасность, и население переживало тревожные минуты, Митрополит Сергий выпустил послание к московской пастве. Это послание также было распространено по приходам и оглашено в храмах Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к московской пастве 14 октября 1942 г. В ноябре 1941 года, уже находясь временно в Ульяновске, Митрополит Сергий издал новое обращение к верующим, в котором укрепляет в народе уверенность в том, что близок час победы. Близок час нашей победы. Обращение к верующим 11 ноября (24 ноября) 1941 года, г. Ульяновск В январе 1942 года блаженнейший митрополит Сергий обратился с архипастырским посланием к православным людям временно оккупированной немцами территории с напоминанием, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они-русские, и, сознательно или по недомыслию, не оказались предателями своей родины. Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. Январь 1942 года

http://sedmitza.ru/lib/text/439888/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года 10 июня в Патриарших Палатах Московского Кремля состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Перед началом заседания от лица членов Священного Синода с поздравительным словом в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с 15-летием Первосвятительского служения Его Святейшества выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В своем слове владыка Ювеналий отметил, что время, в которое совершает свое служение Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Алексий, явилось для Церкви временем ее возрождения. В ходе заседания Священного Синода были рассмотрены отдельные вопросы внутрицерковной жизни. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 июня 2005 года ЖУРНАЛ 38 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Справка: В соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2004 г. относительно празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (Журнал 79) в период с марта по май 2005 года был проведен ряд мероприятий юбилейного характера. 24 марта 2005 года в конференц-зале гостиничного комплекса " Даниловский " была проведена церковно-общественная конференция под названием " За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война " . (См. Определение священного Синода от 20 апреля 2005 года. Журнал 6). 21 апреля 2005 года в Кремле состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с президентом Российской Федерации В.В.Путиным, на которой были обсуждены наиболее важные вопросы, связанные с празднованием Юбилея Великой Победы.

http://sedmitza.ru/lib/text/429874/

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

  разделы   рассылка  распечатать Григорий Васюков Каков " Поп " , таков и приход Источник:  " BaltInfo " Новый фильм Владимира Хотиненко " Поп " рассказывает о деятельности священников РПЦ в годы Великой Отечественной на оккупированной территории в рамках Псковской православной миссии. Со своей задачей фильм справляется, хотя история показана весьма противоречивая. Крестовый поход на Псковскую область 21 июня 1941 года, село Тихое в Латвии. Отец Александр Ионов (Сергей Маковецкий) и его жена Алевтина (Нина Усатова) наставляют жителей деревни в их духовной жизни и ведут нехитрое хозяйство. Отца Александра любят прихожане и почитают коллеги: за доброе сердце и меткие проповеди, которые не оставляют равнодушными самого закоренелого атеиста. Дело отца, " самого что ни на есть выдающегося типа русского батюшки " , готовятся продолжить сыновья – семинаристы, будущие священники. 22 июня начинается Великая Отечественная война, прерывающая мерное течение жизни в Тихом. Непосредственный руководитель батюшки, митрополит Виленский и всей Прибалтики Сергий отправляет его в рамках так называемой Псковской православной миссии в деревню Закаты. Миссия была создана с позволения одного из идеологов нацизма Альфреда Розенберга. Ко времени начала войны на Псковщине не осталось ни одного действующего прихода, чем немцы не преминули воспользоваться в своих целях. Разрешив 15 миссионерам возродить свою деятельность в регионе с общим числом населения около 2 миллионов человек, захватчики рассчитывали повысить лояльность на оккупированных территориях. История миссии для широкого круга зрителей является малоизученным сюжетом, и этот пробел, по задумке создателей картины, " Поп " и должен был восполнить. Со своей задачей фильм справляется, хотя история, рассказанная в нем, показана весьма противоречивая. Православие и оккупация Вкратце, весь фильм представляет собой историю виртуозного лавирования отца Александра между нацистами, коммунистами-партизанами и своим профессиональным долгом возрождения православия на Руси. Впрочем, показана она так, что лавированием в прямом смысле слова не выглядит. Отец просто исполняет свое призвание, а выводы о моральности его деяний режиссер предоставляет делать зрителю.

http://religare.ru/2_74507.html

Архимандрит Порфирий: Соловки смогут помочь тысячам людей обрести мир в своих сердцах 1 сентября, 2015 В середине лета наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий дал интервью журналисту Нилу Макфаркуару из «Нью-Йорк таймс». – Первый вопрос, чем выделяется Соловецкий монастырь среди других русских обителей? Считается ли особенным местом для православных верующих и если да, то почему? – Соловки – одна из национальных святынь России. Что это значит? Обителей за тысячелетие христианства на Руси было воздвигнуто великое множество. Но не все они выработали в себе то, что становится достоянием истории и сознания всего народа. Соловки же занимают в уме и сердце русского человека место наряду с такими величинами как, например, Свято-Троицкая Сергиева и Александра Невского лавры, Валаам и Оптина пустынь, Московский кремль и храм Василия Блаженного, а также подобные им центры духовности и памятники архитектуры. Лишись мы любого из них – и потеряется одна из опорных точек национального сознания, а для других народов, для всего человечества – один из драгоценных (точнее, бесценных) камней всемирной сокровищницы культуры. Из каких слагаемых сложилась святыня Соловков? Это, во-первых, пять столетий православной подвижнической жизни как монахов, так и тысяч мирян всех возрастов и сословий, которые приходили сюда для молитвы и труда во славу Божию и Его угодников Зосимы, Савватия и Германа. Во-вторых, это твердая позиция обители на крутых виражах отечественной истории в защите и просвещении Русского Севера, в одолении смуты и иностранной интервенции haчaлaXVII beka, в Крымской войне cepeдuhы XIX cmoлemuя. В-третьих, «Архипелаг ГУЛАГ» – трагедия стонущей под иноверным игом России и, неотделимое от этой трагедии, явление православного мученичества – то есть, стояние за веру и верность высоким жизненным принципам даже до смерти, что означало духовную победу личности над беззаконием власти и окружающего мира. В-четвертых, Великая Отечественная война, когда на архипелаге действовали школа соловецких юнг. Наконец, пятое – современное развитие, которое своим основным вектором имеет возрождение именно православной святыни, то есть действующего полноценного монастыря, которое не противоречит обустройству инфраструктуры расположенного у стен монастыря светского поселка.

http://pravmir.ru/arhimandrit-porfiriy-s...

Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки) Митрополит Анастасий (Грибановский). Беседы с собственным сердцем (Размышления и заметки). — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 272 с. — (Духовное наследие Русского зарубежья). Книга содержит дневниковые записи митрополита Анастасия, которые представляют большой интерес для людей мыслящих — верующих и неверующих. Приводим отрывок из книги. Предисловие Митрополит Анастасий (в миру Александр Алексеевич Грибановский) родился 6 августа 18 73 года в Тамбовской губернии в семье приходского священника. По окончании Тамбовской духовной семинарии он поступил в Московскую духовную академию. Ректором ее в то время был архимандрит Антоний (Храповицкий), который согревал студентов своею любовью и разжигал в них ревность к монашеской жизни и служению Церкви. Грибановский учился с усердием и окончил академию со степенью кандидата богословия в 1897 году. В 1898 году он принял постриг в академии с именем Анастасий в честь преподобного Анастасия Синаита, там же был рукоположен в иеродиакона, затем в иеромонаха. С 1900 года он — инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1901 года — преподаватель, а затем ректор Московской духовной семинарии, архимандрит. Свое педагогическое служение в последние годы отец Анастасий проходил под руководством своего родственника, митрополита Владимира (Богоявленского), будущего священномученика. 29 июня 19 06 года Анастасий был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. В своем слове при наречении во епископа он сказал: «…время гонений для служителей Церкви не миновало: пастыри Христовы всегда были как овцы среди волков, а теперь, быть может, наступают такие дни, когда мы снова увидим обиды, угрозы, разграбление и описание имений, храмы, обагренные кровью и из храмов соделавшиеся кладбищами». Долговременное пребывание в Москве дало владыке Анастасию многосторонний опыт. Его природная любознательность и уважение к науке сблизили его с самыми культурными кругами московского общества. Он был близок к таким философам, как Евгений и Сергей Трубецкие, к потомкам славянофилов: Д.А.Хомякову, Ф.Д. и А.Д.Самариным. Его глубоко уважала мученица великая княгиня Елизавета Феодоровна, которой он позднее устроил усыпальницу в Иерусалиме. Но одновременно почитала владыку Анастасия и православная купеческая Москва, и вообще Москва, жившая церковной жизнью. Он был известен народу как аскет и молитвенник, притом придающий богослужению не только уставность, но и музыкальную красоту. Владыке Анастасию поручалось руководство церковной стороной торжеств в Москве по случаю 100-летия Отечественной войны 1812 года и 300-летия Дома Романовых.

http://pravoslavie.ru/6086.html

Боярка. Церковь Михаила Архангела (новая). Свято-Михайловская церковь Карта и ближайшие объекты Свято-Михайловская церковь возвышается на месте древнерусского поселения – городища, получившее свое название от реки Притварки, что протекает рядом. Формирование городища относится к V–VI в.в. Позже эта местность стала селом Будаевка (ныне г.Боярка), которое с 1741 по 1786 г.г. принадлежало Киево-Печерской Лавре. На месте древнего будаевского вала в период с 1756 по 1894 г.г. располагались церкви святых Жен Мироносиц, Воскресения Христова и Архангела Михаила, которые с течением времени разрушались. Сохранились архивные документы, в которых говорится о существовании на Будаевском холме монашеских келий, которые были разобраны после секуляризации церковных земель. Святой праведный Иоанн Кронштадский останавливался в Боярке 1893 г., во время путешествия из Санкт-Петербурга в Киев. Этот факт подробно описан в книге И. К. Сурского «Отец Иоанн Кронштадский». Согласно преданиям старожилов, святой глядя на холм с церковью произнес пророческие слова: “Здесь великая благодать Божия”. В связи с началом строительства железной дороги Киев – Фастов и основанием железнодорожной станции Боярка, местность превратилась в дачные участки. Население стало быстро разрастаться, что требовало строительства новой большой церкви. 9 декабря 1894 г. Киевская духовная консистория утвердила проект деревянной церкви, выполненный архитектором Н. Гордениним. На многочисленные просьбы жителей Будаевки Киевское епархиальное руководство 8 июня 1898 г. благословило строить новую церковь. Новый Свято-Михайловский храм был освящен 25 октября 1901 г. епископом Сергеем Уманским, викарием Киевской митрополии в честь святого Архистратига Божия Михаила. На освящении присутствовало большое количество духовенства и верующих. После революции 1917 года повсюду организовывались антирелигиозные митинги и демонстрации, звучали громкие театрализованные отречения от Бога, закрывались церкви, снимались кресты и колокола. Не обошло это и Свято – Михайловский храм. В 1920 году одним из молодых комсомольцев были собраны жители села Будаевки, которые все вместе отправились снимать кресты с храма. Комсомолец залез на колокольню и начал снимать крест, зацепившись, он упал на штырь, который был расположен над крыльцом. Присутствующие поняли, что так может быть с каждым, кто посягнет на дом Божий. Эта история сохранила храм от закрытия. В годы Великой Отечественной войны боярский Свято-Михайловский храм не закрывался.

http://sobory.ru/article/?object=22400

Витебск. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Храм был построен в середине 18 века и был главным храмом монастыря тринитариев (католики) в г. Витебске. После подавления польского востания в 1830-х годах монастырь был закрыт, а храм передан православной церкви. В советские годы храм был закрыт, а из прилегающих к храму помещений было сделано СИЗО (тюрьма). В 1989 году храм был возвращен правосланой церкви в разрушенном состоянии. К середине 90-х храм был полностью востановлен. Храму был присвоен статус собора, а немного позже он стал кафедральным собором. Здесь находится кафедра епископа Витебского и Оршанского Димитрия. При востановлени храма были сделаны серьезные изменения во внешнем облике храма: добавлен ложный купол над центральным нефом, скруглен центральный фронтон над входом (раньше он был треугольный) и добавлены дополнительные ярусы на боковых колокольнях. Здание нынешнего Свято-Покровского собора построено в 1821 г. В 1858 г. храм перестраивается. Издержки по перестройке взял на себя витебский купец 1-й гильдии и промышленник Григорий Волкович. Реконструкция была завершена в 1865 г. Произведенная перестройка принципиально не изменила архитектуру храма, но над входом появилась роспись Покрова Пресвятой Богородицы. Второй раз храм перестраивался в начале XX века (к юбилею 300-летия дома Романовых в 1913 г.), в результате чего был возведен третий купол над центральной частью храма, надстроены башни, треугольный фронтон заменен округлым, лучковым. В 30-е годы ХХ века храм постигла участь большинства православных святынь: его закрыли. Вновь, на краткое время, Свято-Покровская церковь была открыта во время Великой Отечественной войны - в 1941 г. Вот как описывал это событие его участник, ныне канонизированный на Юбилейном Архиерейском соборе 2000 года новомученик, архимандрит Серафим (Шахмуть): “...народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и священники не могли служить, и был временный перерыв...”. В августе 1941 г. из местного антирелигиозного музея в храм перенесена великая святыня - мощи прп. Евфросинии, игумении Полоцкой. В храме они находились до 22 октября 1943 г., откуда после торжественно отслуженной литургии с молебном прп. Евфросинии были поездом доставлены в Полоцкую Софию, затем перенесены в Спасо-Преображенский (Евфросиньевский) женский монастырь. Во время войны здание Свято-Покровской церкви пострадало: был уничтожен второй ярус башен, разрушена крыша. Не ремонтировавшееся здание постепенно приходило в упадок, разрушаясь от воздействия погодных условий. Находясь в центре города, оно являлось немым укором горожанам, забывшим о своих духовных корнях.

http://sobory.ru/article/?object=03721

Вклад Ленинградской епархии в победу над фашизмом. По новым документальным источникам 11 октября, 2007. М.В. Шкаровский К началу Великой Отечественной войны отношения между государством и религиозными организациями в СССР были далеки от нормальных. Множество запретов опутывало Церковь со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Так, в одной из крупнейших епархий страны — Ленинградской — к лету 1941 г. уцелел лишь 21 православный храм М.В. Шкаровский, доктор исторических наук, профессор ведущий научный сотрудник Центрального государственного архива Санкт-Петербурга К началу Великой Отечественной войны отношения между госу­дарством и религиозными организациями в СССР были далеки от нормальных. Множество запретов опутывало Церковь со всех сторон, сотни священников томились в тюрьмах и лагерях. Так, в одной из крупнейших епархий страны — Ленинградской — к лету 1941 г . уцелел лишь 21 православный храм, отсутствовали монастыри, духовные учебные заведения и Т.п. На всей территории Российской Федерации (не учитывая Прибалтику, Украину. Белоруссию и Молдавию) к этому времени имелось лишь два правящих архиерея: возглавлявший Мос­ковскую Патриархию Патриарший Местоблюститель Сергий (Страго­родский) и митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Начавшаяся 22 июня 1941 г . война коренным образом изменила весь привычный уклад жизни в стране. Хорошо известно, что с первого дня войны Русская Православная Церковь заняла патри­отическую позицию, начав сбор средств в фонд обороны, выпус­тив целый ряд воззваний с призывом к защите родины и Т.д. Это не могло не оказать влияние на советское руководство. В начале1942 г. было разрешено в пропагандистских целях возобновить издательскую деятельность Русской Церкви. 10 марта Л.П. Берия написал Сталину о том, что немцы пытаются использовать Цер­ковь на оккупированной территории в своих целях, и НКВД счи­тает целесообразным силами Московской Патриархии подгото­вить книгу-альбом, разоблачающую действия фашистов. Вскоре Политбюро приняло секретное решение о подготовке и публика­ции этого издания. Предисловие к книге «Правда о религии в России»   написал Патриарший Местоблюститель, заметное место в ней занимали обращения и статьи митрополита Алексия. Подготовлена книга была в чрезвычайно короткие сроки и уже летом вышла из печати. Книга эта была издана тиражом 50 тыс. экземпляров, одновременно на нескольких языках и распространялась в США, Великобритании, Швеции, на Ближнем Востоке и за линией фронта. В 1943 г . была подготовлена и напечатана еще одна про­пагандистская книга «Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война», посвященная патриотической деятельности Московской Патриархии. В издание вошли и послания Владыки Алексия и его телеграмма Сталину.

http://pravmir.ru/vklad-leningradskoj-ep...

Воспоминания о встречах с Патриархами Сергием и Алексием Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 1 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 33, 2002 С 1938 года я учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории по классу скрипки. В то же самое время я приходил молиться по воскресным дням и в большие церковные праздники в храм святого Илии Пророка, что в Обыденском переулке, где время от времени исповедовался у отца Александра Толгского — настоятеля этого храма. Положение духовенства в то время было крайне тяжелым. Действующих храмов было очень мало. Большинство храмов было осквернено и разрушено, а духовенство репрессировано. Епархиальные архиереи собирались в Москве для решения своей участи и служили в разных храмах Москвы. Когда началась Великая Отечественная война, отношение властей к Церкви изменилось к лучшему, и из тюрем и ссылок стало возвращаться духовенство. В то время в храме святого Илии Обыденского служил Калужский епископ Питирим (Свиридов), в будущем — митрополит Крутицкий и Коломенский. Однажды я стоял в храме и молился незадолго до начала Литургии. Готовилась встреча епископа. Старший иподьякон заметил меня в толпе молящихся и пригласил впервые в моей жизни быть жезлоносцем, то есть держать архиерейский жезл во время службы. Мне было тогда 13 лет. Через некоторое время друг моего отца, Анатолия Васильевича Ведерникова 1 , бывшего тогда преподавателем русского языка в разных учреждениях Москвы, Алексей Иванович Георгиевский — будущий профессор Литургики в Московской Духовной академии, живший на Преображенской площади и посещавший находившийся там храм, рассказал моему отцу, что в этом храме служит Рязанский епископ Алексий (Сергеев), и есть нужда в помощи во время богослужения. И я некоторое время ему прислуживал: меня облачали в стихарь, и я держал архиерейский чиновник во время Литургии и всегда с радостью и благоговением исполнял все, что мне поручал старший иподьякон. Все это было во время войны в течение 1941 года. В Москве тогда были бомбежки, голод и холод. Мы с отцом, когда объявлялась воздушная тревога, бежали в метро и ночевали на рельсах. В квартире не было отопления, и нам приходилось ночевать у друзей, где было хоть немного теплее. А ввиду голода некоторую помощь в питании нам оказывал епископ Алексий (Серге­ев) и моя крестная — Ольга Алексеевна со своей сестрой.

http://pravmir.ru/vospominaniya-o-vstrec...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010