В заключение оратор напомнил прихожанам, что на постройку такой церкви потребуется громадный капитал, а у нас для этого имеются самые ограниченные средства, о чем мы должны серьезно подумать и позаботиться, чтобы начатое нами дело должно быть окончено, в виду этого просим прихожан принимать в постройке церкви самое горячее участие и приносить на это святое дело свою посильную жертву " . Журнал ЦЕРКОВЬ 24 за 12 июня 1911 г. (лл. 584-585, оригинальный текст) 1911 г. Посад Воронок. Воззвание. Православные христиане! Мы, старообрядцы, жители п. Воронка, прихожане трех молитвенных домов, соединились в один приход и решили построить одну общую трехпрестольную церковь, во имя Преображения Господня, Св. Троицы и Рождества Богородицы. С открытием весны мы приступили к постройке храма, но, к прискорбию нашему, средства прихожан очень скудные, народ у нас бедный, церковных и общественных средств нет, единственную надежду питаем на Вас, христолюбивые благотворители. Помогите нам в этом святом деле, подайте руку Вашей помощи, поддержите нас в трудную минуту, чтобы не остановить нам постройку церкви и Господь Бог вознаградит Вас за это своей щедрой милостью, „Блажени милостивий яко тий помиловани будут“. Никакая добродетель, братие, не угодна так Богу, как жертва на создания храмов Божиих. Вспомните усердие убогой вдовицы, принесшей две последние свои лепты на храм Божий. Не откажите же и Вы, наша братия старообрядцы, помочь нам в постройке храма, своей посильной жертвой, за что пред престолом Всевышнего будем возносить за Вас наши горячие молитвы. Всякая жертва будет принята нами с глубокой благодарностью. Адрес для пожертвований: п. Воронок. Черниговской губ., попечителю Киприану Егорьевичу Волкову. Журнал ЦЕРКОВЬ 24 за 12 июня 1911 г. (л. 590, оригинальный текст) В воскресенье, 30-го сентября, в нашем посаде на строящийся новый 3-престольный храм во имя Св. Троицы, Рождества Богородицы и Преображения Господня совершено было поднятие святых крестов. После литургии был совершен крестный ход к строющемуся храму. Здесь были приготовлены к поднятию 8 вызолоченных крестов на 8 глав храма. Главные 2 креста размером по 4½ аршина, а остальные по 4 аршина. По прибытии крестного хода на место, по 6 песни канона, кресты были окроплены святой водой и началось их поднятие. Первый крест был обвит полотном, вложен в приготовленный футляр и в сопровождении духовенства и певчих был отнесен к месту, с которого надлежало быть поднятию. Народ, стечение которого было огромное, остался на местах, так как площадь позволяла видеть все приготовления к поднятию крестов с занятых им ранее мест. При пении «Кресту Твоему поклоняемся Владыко» и прочих стихов, крест плавно стал подыматься на главный купол храма.

http://sobory.ru/article/?object=23224

В основном объёме храма на своде развёрнута композиция " Троица Новозаветная с Собором всех святых " . На западной стене центральная композиция " Проповедь Николая Чудотворца " с тремя сценами из его жития и сюжетом из Евангельского цикла. По сторонам от западного входа в храм проиллюстрированы два Евангельских сюжета: " Воскрешение сына Наинской вдовицы " и " Благословение детей " . В трёх верхних ярусах также написаны Евангельские события, в нижнем ярусе в клеймах изображены избранные святые. В манере написания сюжетных композиций и ликов просматривается ориентация на образцы церковной живописи круга М.В. Нестерова. Роспись нач. 20 в. на сводах трапезной, выполненная в позднеакадемической манере, неоднократно поновлялась. Она содержит основные сцены из цикла Праздников. Иконостас данного Благовещенского храма, являющийся почти аналогом иконостаса Успенской церкви села Тетеринского, в настоящее время увезён в Нерехту. После кончины последнего настоятеля несколько лет назад церковь не работает. В селе нет ни домов, ни жителей. В 1 км находится жилая деревня Хомутово. Относительно постройки Благовещенской церкви в селе Протасово существует давнее предание, что когда ещё не было данного села Протасово, на горке стояло некое село, а внизу, под горкой, было болото. Однажды одному путнику на этом болоте явилось видение иконы Николая Угодника. Икону принесли в деревянную церковь села, через несколько дней икона пропала, её нашли в том же болоте, а церковь сгорела. Тогда крестьяне решили строить новую церковь. Болото осушили, а на его месте образовался пруд в 3,5 аршина глубиной. Возле этого пруда и стали строить Благовещенский храм. Для фундамента свозили огромные камни со всей округи. Стены сложили из красного кирпича, который делали сами, т.к. глины здесь было много. Колокол для храма привезли из Костромы. От Космынино в Протасово тащили колокол на полозьях всем миром. Говорят, что когда колокол отливали, люди верующие бросали в литьё золотые и серебряные вещи: кольца, броши, цепочки и иконки, поэтому и звон его был слышен за много вёрст вокруг. В ограду церкви был врыт столб, на котором висела кружка. До революции дорога из Иваново в Кострому проходила через Протасово, народу проезжало много, и многие клали деньги в кружку. На эти деньги церковь и существовала.

http://sobory.ru/article/?object=16946

В самом городе встретил патриархов Крутицкий митрополит Павел и в своей речи к ним заявлял: «благословите нас, приклоняющих пред вами головы, и дайте мир любезный городу, семейству и всему христоименитому народу». В Успенском соборе патриархов встретил новгородский митрополит Питирим и заявлял им, «что царь, синклит сановников и все многолюдство радуются в надежде избавления российской церкви, носящей траурную одежду вдовицы, от скверны неправоверия». Сам царь на первом приеме патриархов говорил им: «как некогда царь-пророк воспел Бога за благодеяние исхода иудейского, так я – за милость Его сверх чаяния», – за личное присутствие вашего блаженства; чем, надеюсь, совершится избавление российской церкви от нынешних ее бедствий» 190 . Когда восточные патриархи прибыли в Москву, то для ознакомления их с делом Никона, назначен был, как мы знаем, Паисий Лигарид, который естественно постарался познакомить патриархов и с положением русских церковных дел вообще и особенно выяснить им, что такое, по его мнению, представляли из себя защитники русской церковной старины, восставшие против грекофильских реформ Никона. Естественно, что взгляды знатока тогдашних русских церковных дел – Лигарида имели прямое влияние на патриархов, невольно заставляли их смотреть на старообрядцев глазами Лигарида, который видел в старообрядцах врагов греков, грубых невежд и церковных нововводителей. В своем сочинении о суде над Никоном Лигарид пишет: «внезапно устремился на дело лукавое другой шумный рой больших бедствий, за которым последовал какой-то всенародный избыток соков, причинивший неисцелимую болезнь православной русской церкви... Так по чрезмерной беспечности Никона, вовсе не стоящего на одном твердом мнении, но беспрестанно меняющегося как Протей, для всеобщей заразы российской церкви возникли некоторые новые раскольники: Аввакум, Лазарь, Епифаний, Никита, Никанор, Фирс невоздержный на слова как Ферсит, Григорий, носящий прозвание Нерона. Бездну лжи написали они против нас (т.е. греков), далеко превзошедшую зловонный навоз Авгия...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

ви. Таковы были повивальные бабки и врачи — «бабы вдовицы» и «лечцы», как тогда говорили. Те и другие помогали духовенству следить, все ли новорождающиеся принимают крещение, а умирающие напутствуются по церковным правилам. В первую пору христианской жизни Руси, когда многие, наружно принявши новую веру, уклонялись от предписываемых ею обязанностей, такое наблюдение было очень важной заботой церкви. Кроме того, врачи были обязаны служить в больницах, которые заводила и содержала церковь. 4) Миряне, вследствие болезни или увечья лишавшиеся способности работать и нуждавшиеся в благотворительной поддержке, — слепые, хромые, вообще калеки. 5) Миряне, из набожных побуждений добровольно становившиеся или чужой волей поставленные в такое положение, которое делало для них необходимой юридическую защиту или материальную помощь. Таковы были паломники — путешественники — богомольцы, странники, питавшиеся подаянием и для того становившиеся при храмах во время богослужения; прощеники или пущеники — холопы, отпущенные на волю при жизни господина благотворительным образом, без выкупа. Затем, задушные люди — рабы, получавшие свободу по завещанию на помин души. Наконец, 6) миряне, по собственной вине или несчастной случайности принужденные выступить из своего состояния и лишиться соединенных с ним прав или средств к жизни. Таковы были сыновья духовных лиц, по безграмотности лишавшиеся возможности вступить в духовную службу; купцы, становившиеся несостоятельными должниками и с потерей капитала принужденные прекратить торговлю; холопы, выкупавшиеся на волю и остававшиеся без общественного положения и определенного рода жизни. Наконец, князья, преждевременно осиротевшие и остававшиеся без княжества, выпадавшие из владельческой очереди, по которой потомки Ярослава занимали княжеские столы в русской земле. Безграмотные сыновья духовенства, обанкротившиеся купцы, выкупившиеся на волю холопы и преждевременно осиротевшие князья — эти четыре разряда лиц носили в древнерусском праве XII века название изгоев. К ним можно причислить и лиц монашествующего духовенства, которые слагали с себя иночество и возвращались в мир. Этот разряд лиц в одном из списков устава Владимира Святого обозначается словами: «кто порты чернеческие свержет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Видишь Господа, грядудущего на Голгофу с крестом? Не уклонись последовать за Ним и ты благодушным перенесением ниспосылаемых от Бога скорбей и бедствий в духе веры и преданности Его воле, покорности и упования на Его всеблагий Промысл, претерпением до конца всех обид и оскорблений, наносимых от неразумия или от злобы человеческой: «претерпевший бо до конца, той спасется»! в) Можно, таким образом, не только последовать Господу И. Христу и пребыть с ним в напастех Его, но и спострадать Ему, сораспяться с Ним, восполнять, по примеру апостола, страдания Христовы в плоти своей. Каким образом? Распятием плоти своей со страстьми и похотьми, т.е. отвержением воли своей и исполнением воли Божией, хотя бы это стоило не только страданий и мучений, но и самой смерти телесной. И если всегда будешь находиться на сей высоте самоотвержения, то всегда будешь распят со Христом и «носить язвы Его на теле своем». В этом-то сораспятии со Христом в духе своем и состоит вся сущность христианских добродетелей; отсюда они заимствуют жизнь и силу, свет и красоту; без сего внутреннего креста и самый тяжкий крест внешний не будет цельбоносен и спасителен для души нашей. Сим-то крестоносцам, страждущим, сораспинающимся с Господом, и завещал Он Свое вечное царство: «вы же есте пребывше со Мною в напастех Моих: и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во царствии Моем» ( Лук. 22, 28. 29. 30 ). г) Хотите ль, наконец, послужить Господу от имений своих? Послужите Ему своим участием в благолепии и украшении свв. храмов Божиих, и Тот, кто похвалил усердие вдовицы, ввергшей две лепты в церковную корвану, примет и ваше даяние в жертву благоприятную и воздаст вам сторицею. Послужите Ему в лице Его служителей и соработников, которых избирает и посылает Он Сам на дело служения, в созидание тела Христова, которые, по Его божественному повелению, Его благодатною силою и Его пренебесною властию возрождают вас в новую благодатную жизнь во Христе, молятся и предстательствуют о вас пред престолом Божиим, питают вас плотию и кровию Христовою, напояют млеком здравого учения Христова, а согрешающих паки примиряют с Богом отпущением грехов их во имя Господа Иисуса, – которые приносят страшную жертву о спасении не только живущих, но и умерших отцев и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во-вторых , соборным было созидание земной Церкви Христовой в день сошествия Духа Святаго на Двенадцать Апостолов (Деян. гл. 2). В-третьих , соборным было учреждение старшими Апостолами института диаконии Иерусалимской Церкви: Когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: не хорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненнаго веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращеннаго из язычников; их поставили пред Апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 1-6). В-четвертых , наиболее ярко соборные качества Церкви Христовой проявились в Соборе Апостолов, собравшемся в Иерусалиме около 48-50-го года по Р.Х. Данный Собор и образовал догматическую традицию разрешать вероисповедные нестроения общецерковным призыванием Духа Святаго для исцеления греховного разномыслия спасительным единством. Это событие описывается в пятнадцатой главе Деяний Святых Апостолов. Выражение Изволися бо Святому Духу и нам... (Деян. 15, 28) с той поры стало неизменной священной формулой и свидетельством истинности каждого окончательного соборного утверждения - плода, итога многотрудных соборных деяний (1). Почему эта формула является залогом искренности и единства соборян? Многих истин не бывает. Верность церковного собрания истине выражается только единством, только единомыслием и единодушием. Всякая же ложь, следующая после выражения " Изволися Святому Духу и нам... " , была бы смертным приговором для собравшихся, так как хула на Духа Святаго, по грозному свидетельству Иисуса Христа, не простится... ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32). Приписывание лжи Духу Святому есть безусловное святотатство, кощунство и хула на Него.

http://ruskline.ru/analitika/2009/01/19/...

Во-первых, оно есть собственно то, что в человеке работу Господню делает угодною Богу. Сие объяснить можно близким простым примером, и доказать вашим собственным делом. Пред святым Образом ты возжигаешь свещу, и полагаешь, что тем совершил некоторое служение Богу. Но ты знаешь, что Богу и Святым его, пребывающим во светлостях святых, небесных, нет никакой нужды в земном, вещественном светильнике; ты видишь, что и во храме иногда без него можно было бы обойтись при помощи великаго, вседневнаго светильника Божия на небе. Что ж значит твое служение возженною свещею, и как оно может быть угодно Богу и Святым Его? – Оно должно быть видимым знамением 470 горящаго в тебе духа, твоего благочестиваго усердия. Дух Божий распределил в Церкви образы служения по чину и по способностям: предстоятель олтаря молится, славословит, тайнодействует, поучает: меньшие служители Олтаря возбуждают молитву и духовное разумение священным чтением или песнопением, указанием чина священнодействия и предметов молитвы; тебе, которому досталось в безмолвии слушать и возбуждаться, дабы ты не казался устраненным от деятельнаго участия в Богослужении, бездейственным членом Церкви, предоставлено знаменательное действие возжечь свещу пред святым Образом, и когда ты сие делаешь, совесть твоя получает свидетельство, что ты участвуешь в служении Богу, Церковь утешается, заключая по знамению, что ты горишь духом, и Бог благоугождается жертвою твоего сердца. По сему примеру надлежит разсуждать и о других делах благочестия. Человек не видит сердца ближняго своего: но и он не удовлетворяется одною видимостию и вещественностию дел, а старается по приметам угадывать, с искренним ли усердием оныя делаются, и когда сие находит, высоко ценит дела, и много утешается. Бог ли сердцеведец может быть доволен видимым и вещественным делом благочестия и добродетели, когда не видит в сердце человека благочестиваго усердия? «Бог зрит на сердце». «Даждь Ми сердце твое», говорит Его премудрость человеку; и взаимно «даст ти Господь по сердцу твоему» ( Пс.19:5 ). По сердцу Иерусалимской вдовицы, положившей в церковное сокровище две лепты, произнесен суд Христов, что малый дар ея больше всех великих. Малую деньгу безценною пред Богом делает благочестивое усердие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вот почему, если кто-то совершил некогда этот грех, то он должен постоянно каяться в нем, сознавать свое преступление перед Богом и искуплять заботой о ближних своих, о родных своих. Почему же апостол Павел говорит об этом в связи со служением вдовиц — тех самых предшественниц женского монашества в древней Церкви? А потому, что, уже не имея семьи и встав на путь служения Церкви, они должны были весь этот потенциал любви обращать на свою новую семью — на христианскую общину, помогать страждущим, воспитывать сирот, нести служение благовестия людям. Вот почему эти грозные слова апостол поместил именно в то место послания к Тимофею, где он говорит о вдовицах, где он говорит о служении Церкви. И сегодня эти слова также обращены, в первую очередь, к нашим монашествующим. Монастырь — это не место комфортного проживания одиноких людей, где можно и послушания не выполнять, на болезнь сославшись или еще на что-то. Монастыри должны быть тем местом, где наши современные «вдовицы» — монашествующие, отдавшие себя в руки Божии через исполнение обетов послушания, осуществляют великое служение милосердия. Хорошо Вы сказали в своем слове, матушка, о том, как должна строиться монашеская жизнь — и молитва за весь мир, и принесение себя в жертву. Действительно, бескровное мученичество при жизни, но не ради самолюбования, не ради того, чтобы в умилении созерцать свой собственный подвиг, а затем всеми силами защищать свое достоинство, когда вдруг покажется, что кто-то не так на тебя посмотрел или не то сказал; а для того чтобы со смирением, с искренней верой делать то, к чему призывает каждого монашествующего Господь. Я иногда удивляюсь тому, как Евангельские или апостольские тексты, которые приходятся на данный день просто согласно расписанию, входящему в церковный устав, бывают актуальными и ко времени, и к месту. А потому напоминаю всем вам, в первую очередь дорогие сестры, а также всем, кто меня сегодня слышит, эти дивные слова апостола Павла. Призываю вас хранить особую заботу о своих ближних, о семьях, хранить чистоту брака, дружбу в семье, обеспечивать помощь и защиту детям. А тем, кто посвятил себя на служение Господу, отказавшись от семьи, от детей, от семейного уюта и человеческого благополучия (в том смысле, как это благополучие обычно представляется людям), желаю, чтобы они приняли умом и сердцем слова апостола Павла и совершали великое служение ближним своим, своей монашеской общине, а через нее и всему миру со смирением, кротостью и духовным мужеством.

http://patriarchia.ru/db/text/1325774.ht...

Впрочем, что касается времени, это предоставляет местному епископу, дабы он о каждом из избирающих монашескую жизнь рассудил, должно ли ему продолжить время или принять и в 10-летнем возрасте. Аристен . Монашествующий должен поступать в монашество 10-ти лет: ибо хотя божественный Василий объявил, что постригаемая должна достигнуть 17-ти летнего возраста; но, поскольку, несмотря на то, что Апостол назначает для церковной вдовицы 60-летний возраст, отцы определили, чтобы диакониса была 40-летняя, потому что церковь сделалась более крепкою, то и мы скорее знаменуем монашествующего печатью. 18е правило Василия Великого говорит, что приводящая себя ко Господу и отказывающаяся от брака должна быть свыше 16-ти, или даже 17-ти лет, чтобы обеты ея были тверды и, отрекаясь от них, она непременно подвергалась бы наказанию; ибо детские голоса, говорит он, не должно считать действительными при этом. А настоящее правило принимает желающего быть монахом, если ему не менее 10-ти лет, предоставив рассуждение о возрасте на суд игумена, не найдет ли он более полезным продолжить время для приготовления и утверждения в монашеской жизни. Оно уменьшает определенное Василием Великим  время потому, что видит, что  церковь  божественною благодатию становиться более крепкою, и идет к дальнейшему преспеянию, а верные оказываются более твердыми и благонадежными в соблюдении божественных заповедей. Ибо на том же самом основании, что  церковь преуспела на лучшее, священные правила уменьшили и возраст диаконисы и предали поставлять оную по достижении 40 лет, хотя Апостол и предписывает, чтобы имеющая быть причисленною в число вдовиц в церкви была 60-ти лет. Вальсамон .  Василий Великий  в 18м своем правиле принимает дающих обет девства по достижении 16-ти лет, как таких, которые могут избирать и различать хорошее от дурного. А настоящее правило не отсылает и 10-летнего избравшего монашескую жизнь; однако же определяет принимать его в монашество не иначе, как по испытанию епископа, и присовокупляет, что так узаконяет потому, что благодатию Божиею церковь  достигает преспеяния, и соблюдение божественных заповедей становиться более благонадежным.

http://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenski...

Далее ещё более подробно описывается, до каких подробностей доходила заботливость Церкви и епископов о верующих: «вы, епископы, заботьтесь о нужном для пропитания их (т. е. верующих), отнюдь не оставляя их; но о сиротах пекитесь, как родители, и о вдовицах, как мужья, взрослых сочетавайте браком, мастеру давайте занятия, немощному оказывайте сострадание, странникам доставляйте кров, алчущим пищу, жаждущим питие, нагим одежду, болящим посещение, заключённым вспоможение. Сверх сего, ещё более заботьтесь вы о сиротах, чтобы ни в чём не было у них недостатка: девицу, как скоро достигнет она брачного возраста, отдавайте в супружество за брата о Христе, а мальчика снабдите средствами, чтобы и мастерство изучал и от избытка пропитывался, а когда благоуспешно изучит мастерство, то мог бы купить себе тогда и инструменты мастерские, чтобы уже не отягощать нелицемерной любви к себе братий, но самому довольствовать себя. Ибо воистину блажен тот, кто в состоянии будучи помочь самому себе, не стесняет места сироты, странника и вдовицы» (Кн. 4, § 2). Так епископ имел на своём попечении всё церковное благоустроение до заботы о том, чтобы не было в церкви среди верующих никаких тунеядцев. Но в то же время все верующие должны были помнить, что для них Церковь – это всё, а всякие житейские попечения – дело второ- и даже третьестепенное. «Если кто нерадит о Церкви, читаем в Пост. Апост., придумывая извинение во грехах ( Пс. 140:4 ), выставляя в предлог дело своё, таковый пусть знает, что мастерства верующих суть занятия, а дело их – благочестие. По сему мастерствами своими занимайтесь вы как бы междуделием, чтобы питаться вам, а в благочестии подвизайтесь, как в деле, как и Господь говорил: »старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную ( Ион. 6:27 )». (Кн. 2, § 61). При таком подъёме духовной жизни среди чад св. Церкви, разумеется, жизнь христианская была образцовой для всех, кто с ней соприкасался. И все исторические свидетельства даже язычников, наблюдавших жизнь церковную в древнее время, преисполнены глубокого уважения и изумления пред высотой тех характеров и настроений, которые воспитывались в церковной жизни. Эта безукоризненная святость церковного учения и образцовая высота жизни христиан первых веков и делали то, что тысячи и десятки тысяч неверующих присоединялись к Церкви в малое количество времени, а потом и целые народы начинали украшать свою жизнь изображением Креста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010