Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Сюжет На полотне изображен эпизод, описанный двумя синоптиками — евангелистами Лукой и Марком. По их свидетельству, Христос обратил особое внимание на то, как люди клали свои подношения на храм. У иудеев сохранялся особенный обычай, тот, что имеющие и желающие делали вклады в церковную сокровищницу, которая называлась «газофилакион», из которой получали содержание священники, бедные и вдовицы. Между тем как многие делали это, подошла и вдовица и показала свое усердие лучше богатых: «…увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» ( Лк.21:2-4 ). Описание Действие на картине происходит во внутреннем дворе синагоги, который представляет собой небольшую площадку со стоящим на каменном столбе коробе для приношений. Вокруг площадки собрались люди: сидящие в надежде на подаяние нищие и вполне состоятельные граждане, по обыкновению приносившие жертву на храм в виде денег. Рядом со входом, занавешенным пестрым покрывалом, собрались ученики Христовы, внимающие словам Христа-Спасителя, стоящего посередине площадки и указывающего на бедную вдову, держащую на руках младенца и бросающую монету в короб. Внимание к вдове не случайно — Иисус стал невольным свидетелем поступка женщины, отдавшей последние деньги на храм от чистого сердца, с благоговением и глубокой верой. Она стоит в одиночестве освещенная лучами полуденного солнца. Потеряв кормильца, ей не остается ничего, как всецело надеяться на Создателя, но при этом она сама готова отдать Богу последнее. Поведение бедной вдовы в Храме отличало её ото всех. Богатые жертвовали от своего достатка, бедные просили милостыню у ворот, она же пожертвовала всем. Женщина отдала не просто две лепты, она пожертвовала своё дневное пропитание.  На эти деньги  можно было купить лишь небольшой кусок хлеба – это были последние деньги, которые вдова пожертвовала Богу. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 38  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/lepta-vdovy-kotarbi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина Кто придумал колокола, как они выглядят и по каким правилам в них звонят 3 мин., 05.02.2024 5 февраля Церковь отмечает память святителя Павлина Милостивого. С его именем связывают появление церковных колоколов и колокольного звона в Европе. В России, куда колокола пришли вместе с христианством, искусство колокольного звона приобрело со временем свои специфические особенности. Святой Павлин Милостивый жил в V веке. Он получил хорошее образование, уже в 20 лет стал сенатором, а немногим позже проконсулом области Кампания в Италии. Впоследствии ради служения Богу и ближним святой решил отказаться от государственной карьеры: он принял священный сан, а затем был возведен в архиерейское достоинство и стал епископом г. Нолы. Святителя Павлина назвали милостивым из-за его щедрости: он всегда помогал нищим и сиротам. Однажды ему пришлось даже отдать себя в плен варварам в обмен на сына одной вдовицы. Но святой известен не только своей добротой. Предание считает его изобретателем, а город Нолу — родиной церковного колокольного звона. По легенде, однажды Павлин увидел во сне поле, на котором росли колокольчики. Когда епископ сорвал колокольчик, тот зазвенел, после чего раздался голос: «и ты сделай так». Наутро Павлин повелел отлить колокол в форме цветка. Так было положено начало традиции колокольного звона в Европе. Колокольный звон на Руси С принятием Русью христианства колокола появились и в русских храмах: первое упоминание о колокольном звоне датируется 1066 годом, а первый колокол, отлитый русскими мастерами, относится к 1259 году. В современной Русской Церкви существует традиция колокольного звона с помощью удара язычком колокола по корпусу, что отличается от звона в других православных Поместных Церквях и на Западе, где раскачивают не язык, а сам колокол. Однако такая манера получила распространение в России лишь в XVII веке. Раньше в русских храмах колокола тоже раскачивали. Такие колокола называли «очéпными» от «óчеп» — шест с веревкой на конце, с помощью которого колокол приводили в движение. Как звонят в колокола Колокольный звон совершается в храмах по особому уставу, который регламентирует количество ударов в колокол и продолжительность звона. Всего существует три основных вида колокольного звона: Какие бывают колокола Церковные колокола подразделяются на три группы: Читайте также: Заповеди блаженства. Те, кто их исполнил Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kto-pridumal-kolokola-kak...

Жизнь св. Марфы-вдовицы Святой Марфе Бог судил недолго жить с мужем. Благочестивая всегда, овдовевши, она всю себя посвятила на служение Богу. Она постоянно посещала храм Божий, причем приходила прежде всех и уходила последнею. Никогда не оставляла правила церковного. Кроме своего приходского храма, ходила и в другие церкви и выстаивала всенощные бдения и другие службы с великим вниманием и сокрушением сердечным, и часто во время церковной службы можно было видеть ее проливающею слезы. Часто причащалась божественных таин тела и крови Христовых, и, что достойно причащалась, в том свидетельством было то, что по причащении лицо её сияло чудным светом. В полночь всегда вставала на молитву, которую совершала с теплотой сердечною, со слезами, весь ум, углубляя в Бога, Которого любила всем сердцем, всею душою и всею крепостью своею. К нищим была всегда милосердна, питала алчущих и одевала нагих. Часто ходила в больницы, сама ухаживала за больными, умирающим давала одежды, нужные к погребению, и также давала белые одежды своего изделия и крещаемым. Нравом была настолько кротка и смиренна, что никто никогда не видал ее гневающеюся или кому прекословящею, и никогда не показывала она вида, чтобы чем-нибудь была опечалена. Уста свои хранила от многоглаголания и любила молчание. Гневающихся примиряла, греховно живущих увещевала стать на путь добродетели и быть образцом целомудренной и богоугодной жизни, не только для жен, но и для мужей («Чет. Мин.» 4 июля). Вот вам, вдовы-христианки, пример от святой вдовы-подвижницы, который может и ободрить и укрепить вас в подвигах благочестия и много послужить делу вашего спасения. Не бежала, как видите, Марфа ни в монастырь, ни в пустыню после мужа, а жила в миру; однако, и в нем и себя самое чистою и непорочною сохранила и научила еще добру и других. Как жила она, так живите и вы, и тогда, без сомнения, будете наследницами царствия Божия. (Из. «Душ. Чт.»). Читать далее Источник: Женские подвиги и добродетели в живых рассказах/Сост. свящ. Георгий Орлов. - Изд. 3-е, ил. - Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1913. - 278, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Клевета Клевета запрещена: Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего ( Лев.19:16 ). Клевета происходит · от злого сердца: Порождения ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы? ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое ( Мф.12:34–35 ); · от ненависти: Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят с мною языком лживым. Отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины ( Пс.108:2–3 ); · от гордости: Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои ( Пс.118:69 ). (Сн. 1Тим.6:4 ); · от праздности: При том же они [молодые вдовицы], будучи праздны, приучаются ходить по домам, и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно ( 1Тим.5:13 ). Верные · должны оставить всякую клевету: Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас ( Еф.4:31 ); · должны остерегаться клеветы, потому что она расстраивает жизнь и причиняет несчастие человеку: Кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Петр.3:10 , Пс.33:13–17 ); · воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляешь от Бога: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего ( Пс.14:1,3 ); · должны избегать тех, которые предаются клевете: Я [говорит св. апостол Павел] писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе ( 1Кор.5:11 ); · должны благословлять за клевету: И трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонять нас, мы терпим ( 1Кор.4:12 ). Блаженны переносящие клевету: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня ( Мф.5:11 ). Наказание за клевету: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню: гордого очами и надменного сердцем не потерплю [говорит св. царь и пророк Давид] ( Пс.100:5 ). Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется ( Притч.19:5 ). Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники, царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Правило 24 Василия Великого Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть, от церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа. А для мужа овдовевшаго не положено никакого закона: довлеет для него епитимия двоебрачных. Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не пристанет от страстныя нечистоты. Аще же, прежде шестидесяти лет, причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия . ( IV Всел. 3 ; Трул. 40 ; Карф. 38 ; Феофила Алекс. 11 ; Василия Вел. 4 , 41 ). Что вдовам, не находящимся в зависимости ни от кого, можно вступать в брак, – это известно из Священного Писания Нового Завета ( Рим. 7:3 ; 1Кор. 7:39 ); об этом говорит и Василий Великий в своем 41 правиле. Однако, существовали и особого рода вдовы, которых церковь содержала и которые составляли своего рода орден и назывались церковные вдовицы (α χραι τς εκκλησας) 59 . И о таковых упоминает Священное Писание , притом с одобрением ( 1Тим. 5:3,5,16 ), однако не допускает брать их еще молодыми на попечение церкви ( 1Тим. 5:11 ), а по исполнении 60 лет от роду ( 1Тим. 5:9 ). Об этих вдовицах говорит Василий в настоящем своем правиле, причем предписывает, чтобы таковые, если они приняты на попечение церкви ранее 60-летнего возраста, беспрепятственно могли выходить замуж, подвергая их только епитимии второбрачных, как и вдовца, желающего вступить во второй брак; если же какая-либо из церковных вдовиц, поступившая на церковное попечение в надлежащем возрасте, т.е. по достижении 60-летнего возраста, пожелает выйти замуж, то таковую сумасбродную женщину надлежит лишить Святого Причастия до тех пор, пока не перестанет сумасбродствовать и не излечится от нечистой страсти, ибо нечистотой (καθαρσι " α) только и может быть названо то, когда какой-либо старой, 60-летней, женщине вздумается иметь общение с мужчиной. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

III. Церковно-учительные повести и рассказы Сентябрь 1. О юноше ковавшем крест Патрикию, иже приложи своего злата десять златник (5 сент.) Бе некий юноша хитр сый ковати златом всякия утвари. И сему повеле некий Патрикий устроити крест и сковати с драгим камением, да поставит и в церкви, и дав ему злато, отпусти и. И помысли юноша, глаголя: «велико убо спасение Патрикию, понеже селико (столько) злата истощи Господеви». И рече: «почто убо и аз не приложю злата в крест сий, да прииму мзду да и мне вменит Христос, яко две меднице вдовицы оноя». И помыслив, своего злата приложи десять златник. Соделав же крест, принесе Патрикию, хотя класти в онь драгое камение. И нача Патрикий весити крест и виде боле своего злата в кресте. И рече юноши: «что се бысть лесть сия, яко нечто примесил еси, хотя иного злата утаити себе». Тогда глагола ему юноша всю истину, и рече: «един Сердцеведец той весть, яко несмь утаил твоего, но и своего приложих. Сице бо рех: «О колико сотвори добра души своей Патрикий, принесе толико имение Христу Богу! И рех, приложю и аз своего злата, да прииму мзду с тобою, да приимет убо и у мене Христос, яко две цате (лепты) оноя вдовицы». Почюдивжеся (подивился) велми о сем Патрикий, и рече: «О чядо, тако ли еси помыслил сотворити добрую сию вещь?» Глагола ему юноша: «ей, владыко, яко же рекох ти». Патрикий же паки рече юноши: «понеже тако помысли, и все доброе твое изволение дал еси Богови, хотя со мною имети часть: се от днешняго дне сына тя сотворю себе, и всему имению моему наследника». О сем же с мы прославим Бога, дающаго воздание (награду) зде ныне и в будущем веце приносящым к Нему с верою дары. И тако пожиста с любовию в мире спасение получиста. 2. О Мурине древосечце (8 сент.) Бысть некогда в Кипрстей стране бездожие много, и моля Бога о сем страны тоя епископ, да бы им Господь дал милость свою свыше, еже снити дождю на землю. И бысть глас с небесе ему, глаголя: «иди по утрени ко онем вратом града, и его же аще узриши входяща первее, того удержи, да помолится, и приидет вам дождь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

134. Три святительские поучения духовенству к мирянам, о разных предметах церковной дисциплины Эти, еще неизданные, поучения имеют много общего и по местам буквально сходны с посланиями митрополита Фотия в Новгород и Псков, помещенными выше под 33 и 34. Издаются по спискам, находящимся в августовской книге Макарьевских Миней-Четьих (успен. сп. л. 1551–1554; синод. сп. л. 788–792). I. Священники, детей своих духовных наказуйте страху Божьему, да ходили бы к церкви и молить Бога за государя и за православное христианство, кое бы Господь Бог избавил от бесерменства и от латынства. Да наказуйте их страху Божьему: жили бы законно с женами своими, а опричь своих жен не знали никого; а кто от жены своей в какой блуд впадет, ино ему епитимии пятнадцать лет. А которые дети ваши духовные не женаты, и вы бы их женили, а холостые бы без жен не жили. А которые девицы поспели, и вы их давайте за муж, а так бы лихих дел не делали. А которые вдовицы живут незаконно, а за муж не идут, и вы их за муж давайте; а не послушают вас, и вы мне скажите. А наложниц бы у вас у крестьян не было, незаконных жен, ни у жен незаконных мужей: велите жениться, а женам за муж ходить холостым; а вас не послушают, и вы мне скажите. А у которого священника в приходе выму невенчальную жену, или вдова незаконно живет, и аз священника отлучу от петия, а того казни предам церковной. А матерны бы дети ваши духовные не лаяли, ни какого слова скверного не говорили, не крали и не ябедничали, на лжи не послушествовали, лиха никакого друг на друга не мыслили. Всякий живи своими трудами, а чужому не прикасайся ничему. А кто вас позовет в пир, и вы бы славили Бога, да сидели чинно, а бесчинства бы не было никакого, ни пустошных игр беззаконных. А ворожей бы баб, ни мужиков колдунов не было у вас никого в приходе; а у кого в приходе есть, и вы мне скажите; а кто не скажет, а выму, ино священника отлучу, а бабу или мужика колдуна выдам приказчикам, и они казнят градским законом. Да кое бы дети ваши духовные причащались еже говеин великих; а которые живут незаконно, любо душегубец, или блудник или тать, или разбойник, таких не причащайте, отлучайте на лета и давайте епитимии; докуда отговеют епитимию, и вы в церковь таковых не пускайте, ни приноса от них не емлите, аще не покаются, да запрещайте, кое бы вперед того не чинили; и только не уймутся от тех дел, ино такому человеку перед часом смертным причастие дать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

61. Поучение о пожертвовании на миссионеров Есть между нами бедняки, есть и богачи, но больше между нами таких, которые ни бедны, ни богаты. Не будем разбирать дела, почему одни бывают богатые, а другие бедные, а иные ни бедные, ни богатые, а только то скажем, что и бедные, и богатые могут делать добро, да еще добро великое. Ты богатый человек, ты много можешь давать на бедных, на излечение больных, на постройку церкви. А я указываю на вдовицу, которой две лепты оценил Господь выше всех пожертвований богачей. Почему? Потому что она все свое имение отдала на церковь , положив в ящик церковный две лепты. Богач дает на церковь и нищему то, что у него лишнее, и даже бесполезное дает иногда и жалеет, а бедняк дает необходимое и последнее, что у него осталось, да притом дает с охотой: «а доброхотна дателя любит Бог», – сказал Апостол. Таким образом, чем богаче человек и скупее, тем малоценнее его милостыня, чем беднее человек и щедрее, тем дороже его милостыня и подаяние пред Богом. Теперь веришь ли, что и бедняк может делать добро наравне с богачем и даже больше? Ибо милостыня ценится пред очами Божиими не по количеству денег и вещей и не по ценности их, а по доброте сердца, по великости его собственной нужды. «Правда что я отдаю последнее, отдаю то, что для меня самой необходимо, но я более нуждаюсь в Твоей милости, Боже, в Твоей благодати, в Твоей любви, которая для меня нужнее насущного хлеба, дороже самой жизни. Ибо если я и с голоду умру с моими детьми, то Ты меня в жизни поддержишь, после смерти воскресишь, оживишь, спасешь: аще пойду посреди сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною, си, Господи», – как бы так думала и говорила вдова, отдавшая две лепты на церковь . И так, если и каждый бедняк может по примеру вдовицы делать великое добро, подавать великую милостыню, то тем более могут делать добро люди достаточные, то есть ни богатые, ни бедные, тем еще более богатые. Если это так, что мы все можем добро делать, и бедные, и богатые, то я укажу вам на такое добро, которое выше всего на свете пред очами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Определенно датированные источники, к которым относятся почти исключительно отцы церкви, очень немногочисленны, a церковно-юридические памятники, дающие обильный материал, проблематичны, возраст их и родина оспариваются и поневоле приходится ограничиваться немногим, что можно прочно установить» (Zscharnack, S. 99). Г. Троицкий старается выяснить происхождение диаконисс и указывает на их отношение к вдовам. «В церкви, говорит он, помимо вдов в обычном смысле были женщины-церковнослужительницы, также называемые вдовами, и в христианском обществе первых веков одно и тоже слово получило два разных значения» (стр. 17). Далее он сообщает: «чин вдов разслоился на двое, на многочисленный чин вдов, лишь содержимых церковью, и малочисленный, но имеющий большее значение чин вдов, не только содержимых церковью, но и служащих ей» (стр. 33). Не следует, конечно, называть чином тех бедных вдов, которые находились на попечении церкви. Древняя церковь заботилась о вдовах и сиротах. Апостол Иаков говорит, что истинная вера проявляется в попечении о вдовах и сиротах (I, 27). Бедных вдов кормили ( Дeяh. VI, 1 ) и из них выбирали некоторых, отличавшихся благочестием, и возлагали на них служение. В первом послании к Тимофею совершенно определенно говорится о вдовицах, в которых нельзя видеть только бедных, находившихся на попечении церкви. „Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу” (V, 9–10). Тут постановлено, что избираться должна вдовица, имеющая от роду не менее 60 лет, бывшая замужем только раз и засвидетельствовавшая себя добрыми делами. В приведенном тексте важныдва указания: вдовицы выбирались, и выборы их были обставлены известными условиями. Ясно, что выборы могли происходить только из вдов, принадлежавших к общине. Из указания на непригодность молодых позволительно догадываться, что избранные вдовицы должны были посвятить себя Богу, ходить по домам и обращать в Христову веру неверующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Церковь её питает, кормит и содержит, а она служит Церкви. Пример такой «истинной вдовицы» есть в книге Евангелия апостола Луки, где Анна, дочь Фануилова, вместе с Симеоном Богоприимцем встречали Христа в Иерусалимском храме. Она всю жизнь прожила при храме, служа Богу молитвой день и ночь. Вот эти «истинные вдовицы». А не «истинная вдовица» — это та, которая мужа не имеет, но такая молодящаяся дама, которая не прочь была бы ещё замуж выйти и устроить свою жизнь. Она для церковного служения плохо подходит, у неё другие мысли в голове. Вот это уже другое, это не «истинная вдовица». Поэтому сказано: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц». Есть  такой принцип моногамии — единобрачия: женщина не согрешает, если она выйдет замуж ещё раз. Здесь нет никакого запрета, потому что лучше жениться, чем разжигаться, и вообще- плохо человеку одному на свете. И вдовец, если овдовеет и ещё раз женится - он не согрешит. Но, конечно, гораздо лучше, если женщина, однажды побывав замужем, а потом потеряв мужа в силу разных причин, уже хранит себя, говорит: «Я уже замужем была». Так многие говорят. Я сам слышал эти слова из уст благочестивых женщин. Им говорят: «А может, вам ещё замуж выйти? Вы ещё довольно молодая женщина». — «Да нет, я уже была замужем. У меня есть один муж, и я надеюсь с ним на небесах встретиться». Вот это «истинная вдовица». По критерию верности усопшему мужу, по критерию нежелания устраивать по-плотски свою земную жизнь, по критерию беспомощности и беззащитности, всецелой преданности Церкви Божией определяется «вдовица истинная» от той женщины, которая просто мужа не имеет. — Здравствуйте, батюшка Андрей. Всем радиослушателям желаю душевного и телесного здравия. В четырёх Евангелиях Иисус очень часто говорит о Царствии Небесном и о Царствии Божием, а в Евангелии от Луки Он конкретно Своими устами говорит, что меньший в Царствии Божием — больше, чем Иоанн Креститель. Получается, что Иоанн Креститель — в Царствии Небесном, может быть, на каких-то уровнях, но не в Царствии Божием.

http://radonezh.ru/text/rasskazhite-pozh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010