Спаси Господи, и помилуй Святейший Правительствующий Синод, и святейшыя вселенския патриархи, и преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его) , и святыми его молитвами прости моя согрешения. Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их) , братию, и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищыя и сироты и вдовицы, и сущыя в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущыя рабы Твоя: и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. Спаси, Господи, и помилуй ненавидящыя и обидящыя мя, и творящыя ми напасти, и не остави их погибнути мене ради грешнаго. Отступившыя от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети, и святей Твоей, апостольстей, соборней Церкви причти. Молитва о усопших Помяни, Господи, душы усопших рабов Твоих, родителей моих (имена их) и всех сродников по плоти: и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшыя отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащыя, и повсюду православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего; всели, и нас помилуй, яко благ и человеколюбец. Аминь. Со святыми упокой, Христе, душы раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молитва пред учением Преблагия Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя нашя силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашым на утешение, Церкви и отечеству на пользу. Молитва после учения

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Тем, что приношения ваши могут казаться вам очень ничтожными, чтобы обращаться с ними и беспокоить нас, – прошу, бр., не стесняться. Лишь бы было усердие ваше! Ибо и Господь не усердие ли ценит главным образом? Конечно, вы слыхали, что сказал Иисус Христос ученикам своим насчет одной вдовицы, которая в Его виду опустила раз в церковную кружку в Иерусалиме две монетки ( Мк.12:42 и д.). Вдовица сия; – сказал Он, всех более пожертвовала. Другие от избытка жертвуют, а она последнее, что имела, отдала. А о том, как высоко ценит Иисус Христос услуги, оказываемый проповедникам Евангелия, – каковы наши, например, сибирские миссионеры, вот что слышим в Евангелии еще кто напоит вы чашею студены воды, не погубит мзды своея, т.е. получит награду от Господа даже и за стакан холодной воды! Следовательно, – все дело за усердием: желаете ли вы, чтобы царствие Божие спело на земле и распространялось более и более. А вы, – ужели кто из вас не желает этого? Не допускаю такой мысли! – Уверен, – вы не языком только, а и сердцем желаете и просите у Отца небесного, когда молитву Господню читаете, – да святится имя Его по всей вселенной и да приидет царствие Его как можно скорее в силу свою над всем человечеством. Итак... да благословит вас Бог на сие св. дело, да Тако и вы сподобитесь воспрославления от Господа, вместе с любящими благолепие дому Господня. Ты же, Преблагий Господи! – освяти любящие благолепие дому Твоего и воспрославив тех Божественною Твоею силою, – не остави и нас, уповающих на Тя! – Аминь. Слово. В день обретения мощей преподобного Сергия 9 Память праведного с похвалами ( Притч.10:7 ) Сего дня мы совершаем, сл., память преподобнаго и богоносного первооснователя здешнего города – Сергия Радонежского Чудотворца. Мысль наша поэтому случаю невольно переносится ко временам давно-минувшим. И вот картина, которая рисуется нам при этом: на сотни верст раскинулся дремучий лес; ни города, ни селения, ни пути по нему. Один лишь шум дерев и вой зверей оглашают воздух. По времени является в эти дебри на жительство убел по виду пустынник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Третьей участницей события Сретения была пророчица Анна, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37). И в ней мы находим то же состояние души, посвященной Богу. Знаменательно, что характеристика, которую евангелист Лука дает этой праведнице Ветхого Завета, почти дословно совпадает с тем образом истинной вдовицы, который рисует апостол Павел в Первом послании к Тимофею. Истинная вдовица, — говорит апостол, — …надеется на Бога и пребывает в пощениях и молитвах день и ночь (1 Тим. 5, 5). Плодом этого состояния души было то, что и Анна вместе с праведным Симеоном удостоилась увидеть Младенца Христа. Господь дал ей великое счастье сделаться проповедницей и свидетельницей Христовой. Ибо она, по словам евангелиста Луки, говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38). Предлагая нам разделить с Божией Матерью и святыми праведными Симеоном и Анной радость праздника Сретения Господня, Святая Церковь ожидает и от нас деятельного духовного участия в этом торжестве. Она призывает нас к тому, чтобы мы не остались равнодушными и праздными зрителями его, но сделались его благоговейными участниками. Вместе с Симеоном и Анной призывает она нас к встрече Христа Спасителя: Приидем и мы, песньми Божественными Христа усрящим, и приимем Его, Его же спасение Симеон виде. Сей ради и законом вещавый, Тому поклонимся (на Господи, воззвах, стихира 3-я). Святой праведный Симеон назвал Христа Светом во откровение языков (Лк. 2, 32). Этому Свету открыты наши души, омытые в водах иорданских и обновленные благодатью Святого Духа. Подобно солнцу, которое, по словам церковной песни, нашествова иногда, чтобы озарить собою сушу глубородителъную землю, Свет Христов готов озарить наши души, и только от нас зависит, принять Его или нет. При сиянии этого Света раскрывается и становится понятным всякий человек, приходящий в мир… И если мы видим, что одни восстают для спасения через веру в Господа Спасителя, а другие гибнут в глубине неверия и отчуждения от жизни Божией, — то причина этого не в Боге, а в расположении духа и настроении сердца каждого, приемлющего истину или отвращающегося от нее. Спасение, по слову праведного Симеона, уготовано пред лицем всех людей (Лк. 2, 31) и объемлет собою все падшее человечество.

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-rass...

в исследовании и стр. 182, 78 в перев.), ибо, напр., не имеет свойственного той, явно неудовлетворительного и позднейшего разделения на главы 19 . Ясно, что фундамент Функа достаточно прочен, и его издание не должно быть устраняемо без самых серьезных оправданий. Итог сказанного будет тот, что наш автор сообщает много архаического и излишнего по бесспорности самих предметов и обнаруживает тенденциозное нерасположение к построениям Функа. Если первое отклоняло от центрального вопроса, то второе направляло к несколько одностороннему решению именно вопреки Функу. Так это есть и фактически, поскольку авторская позиция определяется здесь несогласием с Функом и о Дидаскалии и касательно Апостольских Постановлений (стр. 80–81). Этим и для нас открывается переход к коренному предмету речи о времени, обстоятельствах и характере обоих названных памятников. Рассмотрим изыскания проф. П. А. Прокошева о каждом из них отдельно. I Время происхождения Дидаскалии и данные для решения этого вопроса: положение епископа; духовные дарования и иерархическая организация; вдовицы и диакониссы; пресвитеры и диаконы; ordines minores; лжеучения; крещение еретиков и смертные грехи; мученики; предпасхальный пост нашей страстной недели. – Наибольшая вероятность в пользу второй половины III века и относительность небольших колебаний в хронологических определениях для документального значения этого историко-канонического памятника. –Внутренний характер Дидаскалии: источники её и апостольские, традиционно-церковная авторитетность содержания. Насчет Дидаскалии разногласия сводятся к тому, что проф. Функ (умер 24 февраля 1907 г.)относит ее ко второй половине III века, оппонент же его назначает конец первой или начало второй четверти III столетия. Результат этот достигается систематическим разбором, аргументами противника и привлечением новых данных при главнейшем пособии исследования Ахелиса, которое утилизируется неослабно и всецело. Первым основанием для проф. П. А. Прокошева служит положение епископа в самом себе и во взаимоотношениях с остальными членами клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

– Вы неоднократно отмечали, что, несмотря на типовые проекты, каждый храм будет иметь свое лицо. Как предполагается этого добиться? – Во-первых, типовых проектов уже на сегодня около 30. И у каждого еще десятки архитектурных вариаций. В их основе – лучшие традиции церковного зодчества. Да и облик храмов ведь не конструкция решает, а внешнее и внутреннее убранство. А они всегда неповторимы, ведь их создает народ Божий, история, они изменяются с годами, с событиями. Двух одинаковых не будет точно. А строить все по высшему классу капитальности будем, на века. – Во время еженедельного объезда строительных площадок, на одном из которых нам довелось побывать, встречалось немало людей, которые, узнав, что здесь будет строиться храм, жертвовали деньги. Каким образом собираются и куда идут пожертвования верующих? – Пожертвования аккумулируются и распределяются специальным фондом, о котором я говорил выше. Есть общий счет, и есть субсчета для каждого храма – если человек захочет пожертвовать на конкретный храм, он сможет это сделать. Сейчас мы только прорабатываем систему сбора частных пожертвований, здесь не все просто. Надо же не только поставить кружку для сбора, но и обеспечить сохранность народных денег и их передачу по назначению. Вручая мне архиерейский жезл, Святейший Патриарх Кирилл произнес такие слова: «Нам предстоит еще много восстановить святынь и воздвигнуть храмов. При этом нужно помнить, что каждая копейка, отданная Церкви, подобно лепте евангельской вдовицы, посвящается Богу, и наша обязанность состоит в том, чтобы сохранить ее, преумножить и направить на благие дела». Вот этим принципом и руководствуюсь. Это и есть основа сбора и распределения пожертвований. – Где найдут пастырей для новых храмов? Ведь им придется не только заново строить приходскую жизнь, но и быть одновременно миссионерами, педагогами, психологами и так далее. – Пастырь, ответственно и добросовестно исполняющий свой пастырский долг, обязательно соберет вокруг себя и педагогов, и психологов. Это уже реальность сегодняшнего дня. На приходах социальную работу ведь волонтеры в основном ведут, а настоятели, клирики являются больше объединяющей силой. Их главная задача все-таки таинства совершать. Ответственными за строящиеся храмы назначаются в основном клирики соседних храмов, уже имеющие и миссионерский, и пастырский опыт, которых люди хорошо знают. Так им легче нести послушание – есть хоть крыша над головой, пока стройка идет. Надо же и приход формировать, и со строителями, и с жертвователями встречаться.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Как, спросите, подражать им? Где и как, по примеру их, можем следовать за Господом, пребывать с Ним, служить Ему от имений своих, стоять у Креста Его, сострадать Ему? Все это, братья мои, в некотором отношении, возможно и для нас – теперь, как некогда для Св. Жен Мироносиц. Желаете ль неотступно пребывать с Господом, слышать Его Божественное учение, видеть знамения и чудеса Его? Посещайте, сколько можно чаще, Св. Храм Божий. Здесь невидимо и таинственно присутствует Он Сам, окруженный Херувимами и Серафимами; здесь возвещаются те же глаголы, которые Он Сам своими пречистыми устами проповедовал в Иудее; здесь повествуются благотворные и живоносные знамения и чудеса Его, которые совершил Он своими пречистыми руками, совершаются даже новые, еще большие чудеса – в святых таинствах; пребывайте с Ним постоянно и вне храма Божия – непрестанным памятованием и размышлением о Нем, молитвенным и богомысленным собеседованием с Ним. А Он – вездесущий везде и всегда с нами есть во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Хотите ли последовать за Ним? Последуйте невозбранно, как приглашает Он Сам: аще кто мне служит, мне да последует, и идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет ( Ин. 12:26 ). Грядет Господь исполнить всякую правду ( Мф. 3:15 ), совершить волю Отца Небесного; гряди за Ним и ты – тщательным соблюдением всех заповедей Господних, охотным исполнением всей воли Отца Небесного, да сбудутся и в твоей жизни и делах все написанное в законе Моисеевом и Пророках и Псалмах, как сбылось все в жизни Спасителя. Поспешает Господь на помощь страждущим; поспешай за Ним и Ты, и Он скажет тебе некогда на суде своем: понеже сотворите единому сих братий моих меньших, Мне сотворили ( Мф. 25:40 ). Грядет Господь на Голгофу со крестом; не уклонись последовать Ему и Ты – благодушным перенесением посылаемых от Бога скорбей и бедствий в духе веры и преданности Его Промыслу, претерпением до конца всех обид и оскорблений; наносимых от неразумия или злобы человеков: претерпевший до конца, тот спасется! ( Мф. 10:22 ) Хотите ли послужить Господу, подобно Мироносицам и от имений своих? Послужите Ему доброхотным даянием на сооружение и украшение Храмов Божьих; – и Тот, кто похвалил усердие вдовицы, ввергшей две лепты в Церковную корвану, – примет и ваше даяние в жертву благоухания и воздаст вам сторицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Не сия ли суть словеса пророков прежних, егда Иерусалим бе населен и гобзующ (благоденствовал), окружён был благами и величался своими цветущими городами, расположенными как на возвышенностях, так и на равнинах? Пророк Иоиль сказал, что нужно плакать старейшинам и священникам и народу и кроме того освятить пост. Цель этого увещания заключалась в призвании к покаянию; ибо Он не хотел, чтоб они подверглись перенесению случившихся с ними бедствий, так чтобы оплакивать им уже сожжённый храм, но (желал того) чтобы ещё до испытания бедствий, как я сказал, умилостивляя Бога воплем и слезами, они избавились от них. Итак, не таковы ли слова пророков прежних? Не зная их, вы напрасно плачете и по неразумию проливаете слёзы над камнями разбросанными. Хотя и должно исправлять путь жизни своей и идти славной и непорочной стезёй: но это надобно делать, хорошо узнав угодное Законодателю. Ст. 8–10. И быть слово Господне к Захарии, глаголя: еще глаголет Господь Вседержитель: суд праведен судите, и милость и щедроты творите кийждо —88— к брату своему, а 1553 вдовицы, и сира, и пришелца, и убога не насилствуйте, и злобы кийждо брата своего да не помнит в сердцах своих 1554 . Отвергнув плач, как ненужный и бесполезный, и порицая их напрасный труд, направляет их к тому, что наиболее всего полезно и, со всей ясностью указав им на благоугодный для Него путь жизни, Он уясняет смысл как самого закона, так и пророков. Законодатель радуется при виде правого и непорочного суда, а в особенности же Он чтит милосердие и взаимную любовь и удостаивает похвалы любовь к сиротам и сострадательность к женщинам, несущим бремя вдовства. Но Он отвращается, как от нечистого, от лихоимства или от притеснения слабейших и желает, чтоб они, усвоив такое настроение духа, были добрыми и незлопамятными. Негде и сам Христос сказал: отпущайте, и отпустят вам ( Лк.6:37 ) и молящихся учил, говоря: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим ( Мф.6:12 ); ибо милосердый Бог прощает грехи тем, которые прощают другим, путие же злопомнящих в смерть, по написанному в книге Притчей ( Притч.12:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поминайте, молю, друзи, своего вселюбезнаго друга, подвижницы – сподвижника, целомудрия делатели – своего богомудраго учителя, нищии – подателя, сироты – питателя, скорбящий – утешителя, болящий – посетителя, старии – старости украсителя, юнии – юности добраго пестуна 2841 , мужие – в мужех крепкаго, жены – благонравию изрядного обучителя, девы – девства почитателя, вдовицы – своего милостиваго предстателя 2842 . И вси вкупе: велиции и малии, старии и юнии – своего достопамятнаго благодетеля, всеполезнаго советника и к Богу наставника. А понеже и сами тем же путем маловременнаго сего жития течем, и к тем же врагом смертным приближаемся, и тая же чаша предлежит нам, сего ради елико о разлучении преставленаго сетуем, толико и о исправлении жития своего попецемся. Попецемся всеприлежно, да не туне время свое изживем, да не всуе дни своя проводим, но, елико мощно, делаим дела, безсмертныя славы достойная, да и по смерти безсмертный всерадостно живот обрящем. Молит нас о сем и новопреставльшийся благодетель и отец наш и со смирением многим, яко подобник 2843 апостольский и яко подражатель Христов, невещанными гласы увещавает нас: «Братие возлюбленнии и спостницы мои прежеланнии, аще хощете спастися, аще желаете Царствия Небеснаго, аще безсмертный живот со Христом всех Владыкою всерадостно жити намерение имеете, в-первых, любовь ко Творцу и Владыце своему такову имейте, якову той сам истязует от человека: любите его всем сердцем и всею душею, заповеди его усердно творите; греха всякаго, яко смерти ходатая, бегайте; нечистоты, яко кала всесмраднаго, удаляйтеся; предания и заповеди церковныя исполняйте; уставления общежительная всею силою совершайте. Друг друга любите, друг друга милуйте, друг друга от греха отводите, друг друга ко спасению наставляйте. Смирение и послушание к преимущым имейте, кротость и незлобие ко всем человеком стяжите и, наконец, мене во всем подражайте, в любви и смирении, в кротости и целомудрии, в терпении и благодарении. Моя завещания храните, моим путем благонравия ходите, и, тако живуще, благодатию Божиею спасени будете».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ей, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. ( Поклон ) Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. ( Поклон ) Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. ( Поклон ) Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. ( Поклон ) Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. ( Поклон ) Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею рслабу, свободу и избаву им подаждь. ( Поклон ) Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. ( Поклон )

http://pravmir.ru/kakim-svyatym-molitsya...

– А в чем причина, на ваш взгляд, этой секуляризации? – В достатке. Нет, даже не в достатке, а в его избыточности. «Зачем нужен Бог, если человек сытый, богатый и здоровый»? Сегодня выйти из церкви просто – это можно сделать с помощью пары кликов на сайте налоговой службы Большинство финских православных живут сейчас в регионе Хельсинки или на юго-западе страны – эти регионы притягивают к себе жителей менее развитых и «перспективных» севера, востока и центральной части Финляндии. Атеистическая пропаганда особенно развита в столице, движение под названием «Покинь Церковь» очень активно и агрессивно. Используя всевозможные рекламные акции, пиар-кампании, оно призывает людей выходить из христианской Церкви, прекратить платить церковный налог. Ведь в Финляндии, как и в Германии и в других странах, существует церковный налог, который платят налогоплательщики – члены Церкви, он составляет 1–2% от дохода, и на эти деньги во многом и существует, и работает Церковь. Атеистическая пропаганда призывает отказаться от уплаты этого налога и найти деньгам другое применение – многие это делают. Это несложно: заходят на сайт налоговой службы и в пару «кликов» заявляют о себе как о людях, вышедших из такой-то конфессии и, следовательно, не желающих платить деньги на ее содержание. Новый Валаам      – Получается интересно: две лепты вдовицы превращаются в два «клика» в 30 сребреников. – Очень может быть. Но справедливости ради должен сказать: среди тех, кто вот так вот, «в два клика» ушел из Церкви, есть и такие, которые потом возвращаются в нее. – Отец Сергий, вы сказали о достатке как о главной причине отказа человека от Бога. Простите, но не во всем с вами тут соглашусь. Возьмем опять печальные для обеих наших стран советские времена: в России-то Церковь гнали, храмы сжигали и рушили, хулили Бога люди, которые жили в условиях, скажем мягко, далеко не самых комфортных. Бедняки же громили храмы. Бедные люди высмеивали Церковь в более позднее время. Почему так, вы не знаете? – Когда люди очень бедные, они с болью могут воспринимать благосостояние, полученное за счет использования их труда. А Церковь в России, я имею в виду Церковь земную, перед революцией бедной материально назвать, на мой взгляд, было очень сложно. Огромные владения, земные богатства земной Церкви… Вы знаете, я долго думал, почему же русские люди с такой силой разрушали церкви. Не уверен в правоте своих выводов полностью, но считаю, что земная Церковь забыла о своем призвании. Я имею в виду помощь бедным, диаконию, служение.

http://pravoslavie.ru/75416.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010