И вдруг случилась у него неприятность на работе. Он пришел днем домой: жены дома не было, а рядом со спящими детьми он всегда как-то успокаивался. Вдруг открывается дверь, и со свечой в руках входит его первая супруга, которая умерла… Он даже не сразу понял, что произошло, так привык с ней всем делиться, что только спросил: «Ты знаешь, что у меня случилось?» Она отвечает: «Знаю». – «Что же мне делать?» – «Молись, и всё пройдет». – «А кто сделал, знаешь?» – «Знаю». «Кто?» – «А это тебе не нужно знать, иначе у тебя будет нехорошее чувство». Тут он осознал, что она явилась из того мира, и ей всё известно. Спросил: «А ты знаешь, что я второй раз женился?» – «Да». – «Ты не обижаешься?» – «Нет, напротив, ты правильно сделал». Она смотрит на события с духовной точки зрения и радуется, что рядом с ее мужем и детьми есть любящий человек. Муж говорит: «Посмотри на наших деток». – «Я уже сегодня у них была». Она из невидимого мира к ним приходит проведать – вот такое духовное единство. И сказав: «Нас не должны видеть вместе», – исчезла. Лишь на полу остался воск от ее свечи. Этому мужчине нужна была забота о его детях, и с этой целью он женился. А теперь, к сожалению, нередко и в первый брак вступают не по любви, с целью не послужить кому-то, а чтобы себе иметь обслуживание. Можно прожить и в чистом вдовстве. Мы знаем немало таких примеров: святая Анна Пророчица, благочестивые вдовицы, русские княгини. Когда дети вырастают и становятся самостоятельными, вдовицы получают возможность больше участвовать в церковных и общественных делах. Но на первом месте у мужчин и женщин должна быть семья. Особенно у жены и матери: ее главное служение – в семье. В одной московской школе, директором которой был Георгий Иванович Суворов, был очень уважаемый педагог. А у него в свое время был учитель, который еще в 1920-х годах говорил: «Все желают построить идеальное общество на земле. Я знаю путь к такому обществу: дайте мне воспитанную мать, и такое общество построим». Вот как велико значение матери!

http://pravmir.ru/smert-lish-vremennaya-...

Chrysost. In 1Cor 30. 4). «Апостольские постановления» указывают, что вдовицы занимают подчиненное положение не только по отношению к епископам, пресвитерам и диаконам, но также и к диакониссам (Const. Apost. III 15. 5). Они отличают вдовиц (χραι) от клириков (κληρικο), дев (παρθναι), но также и от мирян (λακο) (Ibid. III 8. 1.). По свидетельству «Апостольских постановлений», при причислении к чину церковных вдовиц (τ χηρικν) рукоположение не совершается (ο χειροτονεται — Ibid. VIII 25). В. ц. и диакониссы в Трулл. 40 упомянуты в одном ряду, поэтому сказанное о диакониссах в I Всел. 19 можно отнести и к В. ц.: «…они никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно счисляемы быти с мирянами». Феодор IV Вальсамон в толковании на 24-е прав. свт. Василия Великого пишет о том, что В. ц. носили «мирское одеяние». В этом можно видеть еще один аргумент в пользу того положения, что В. ц. хотя и составляли определенный церковный чин, но при этом не принадлежали к числу клириков, подобно тому как не принадлежали к клирикам древние копиаты, или фоссоры (гробокопатели), не принадлежат к клиру и совр. пономари или певчие, хотя в отличие от совр. пономарей, алтарников и певчих В. ц. имели посвящение в свой чин. В канонах нет обстоятельных описаний процедуры избрания и поставления в чин В. ц., но несомненно, что полномочия на такое избрание и поставление имели епископы. В. ц. содержались христ. общинами. Описывая совр. ему церковную жизнь, свт. Иоанн Златоуст говорит, что вдовицы в отличие от проч. прихожан постоянно присутствуют в церкви, воспевая псалмы (μραν κα νκτα ψλλουσι κα πρεισιν), и заботятся об украшении церкви (κσμον παρχοντες μϒιστον) ( Ioan. Chrysost. In 1Cor 30. 4). Их служение очевидно заключалось также в посещении больных, страждущих и жаждущих утешения христиан, и в особенности христианок. Подобное служение исполняют в России начиная с XVIII в. насельницы нек-рых жен. мон-рей и члены ряда сестричеств. Прот. Владислав Цыпин, А. В. Пономарёв Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/vdovicy-cerkovnye/

Вместе с Симеоном удостоилась встретить Господа в Иерусалимском храме и 84-летняя праведная Анна. Из Евангелия известно, что она происходила из колена Асирова и была дочерью Фануила. После семилетнего супружества она лишилась мужа и с тех пор не отходила от храма. Она вела строгую воздержанную жизнь и своим постом и молитвой служила Богу день и ночь ( Лк. 2:37 ). За это она удостоилась от Бога дара пророчества. В святой Анне мы видим образец истинной вдовицы, достойный всякого уважения. По словам апостола Павла такие вдовицы очень ценны в Церкви для примера и назидания молодых жен ( 1Тим. 5:3–5 ). Дожив до глубокой старости, святая Анна, подобно Симеону, с упованием ждала Спасителя. Она была очень внимательна к явлениям духовного значения и присоединила свой старческий голос к славословию Симеона во время встречи Божественного Младенца в храме. Проникнутая святым восторгом, она не ограничила свою проповедь стенами храма, а поведала о Христе многим жителям Иерусалима, ожидавших, как и она, пришествия Мессии. В церковных молитвах праведная Анна прославляется, как всеми уважаемая целомудренная вдова, преподобная старица, новозаветная пророчица. Кондак: Старец днесь моляшеся отрешитися от уз сего жи жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя (Творца) и Господа. Великомученик Федор Стратилат 21-е февр. (8 февр. церк.кал.) Святой Федор (Феодор) происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески – “стратилатом”) в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308–323 г.), соправителя Константина, он прибыл в Гераклию и принуждал Федора поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям. Святого Федора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. На утро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Федора в море, увидев его совершенно здоровым уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319-ом году. Страдания его были описаны очевидцем его слугой и писцом Уаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Не оставь, возлюбленный, без внимания слов Анны. Возвещая всем предстоящим могущество Господа, она как бы так говорила к собравшимся людям: „Видите ли сего Младенца, ссущего сосцы? покоюшегося у недр Матери? еще не могущего ступать по земле ногами Своими? обрезанного в восьмой день? Видите ли сего Младенца? Он сотворил веки; Он утвердил небеса; Он распростер землю; Он оградил море песком. Сей Младенец изводит ветры из сокровищниц Своих; Сей Младенец при Ное отверз хляби небесные; Сей Младенец произвел капли дождевые; Сей Младенец дает снег, как волну. Сей Младенец освободил праотцов наших из Египта жезлом Моисеевым. Сей Младенец разделил Чермное море, и чрез него, как чрез злачное поле, провел народ Свой; в пустыне ниспосылал ему манну, как дождь, и дал в наследие землю, точащую млеко и мед. Сей Младенец руководствовал отцами, соорудившими храм сей. Сей Младенец, полагая завет с Авраамом, глаголал: воистинну благословя, благословлю Тя, и умножая умножу семя Твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря ( Быт. 22:17 ). О сем Младенце лик Пророческий, в молитвенном к Нему гласе, прорек: воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас ( Псал. 79:3 ). Не соблазняйтесь возрастом Младенца: ибо Он – и Младенец, и собезначальный Отцу; подлежит счислению времени, и никто не может исповедать род Его: Он – и немотствующий Младенец, и вместе дарующий мудрость и отверзающий уста; родившийся от Девы, и непостижимый по существу; зримый, и необъятный». Таковы пророческие глаголы Анны. Таково благовестие жены. Таковы деяния вдовицы, вдовицы истинной, которая сделала превосходный обмен в образе своей жизни: лишилась мужа и прияла Господа. Прожив с мужем семь лет от девства своего, и совершив таким образом седмицу лет, она после того почила от дел супружества. Прекрасно она исполнила седмицу, прекрасно субботствовала, прекрасно достигла лета благодати Господней. Анна уподобилась горлице: она не забыла супруга своего, не изменила первой верности, и потому ее не касается сие обличение Павла: егда разсвирепеют противу Христа, посягати хотят, имущия грех, яко первыя веры отвергошася ( 1Тимоф. 5:11, 12 ). Поистине, достойна осуждения та жена, которая вместе с супругом, от Бога ей дарованным, погребает и память о нем, а особенно, когда остается у ней дитя или несколько детей, для рождения коих и самый брак узаконен. Впрочем, если юная вдовица не имеет чад, то ей, побуждаемой желанием чадородия, позволительно вступать во второй брак. Ибо и блаженный Павел, внушая это, сказал: хощу убо юным вдовицам посягати; потом, показывая цель, для чего надлежит вступать во второй брак, присовокупляет к сказанному: чада раждати, дом строити ( 1Тимоф. 5:14 ); следственно, целью всупления во второй брак должно быть чадорождение. Впрочем, если вдовица, вступающая во второй брак, имеет детей, то излишним уже представляется подобный посев, поскольку разумные колосья, обыкновенно в таком случае, не растут в согласии между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В виду этого благовременно привести нам, братие, на мысль, что и основы нашей веры, и образ нашего благочестия не могут быть определяемы самими нами, по нашим личным понятиям и желаниям. Область веры беспредельна и окружена глубокой тайной. Для ограниченного ума человеческого, предоставленного самому себе, трудно проникнуть в эту область, трудно не уклониться от прямого пути на распутии сомнений и заблуждений. Нам должно отдаться, поэтому, под руководство Господа Иисуса Христа, который один есть свет истинный, просвещаяй всякого человека грядущего в мир ( Ин. 1:9 ). Но этот свет, братие, сияет только в Церкви. По воле самого Господа, только Церковь есть истинная хранительница евангельского учения, только она есть сокровищница благодатных сил, дарованных нам, она одна есть посредница между нами и Богом. Поэтому для каждого, кто желает исповедовать подлинное учение Христово, необходимо принадлежать к Церкви. Но пока мы члены Церкви, она есть наша руководительница в духовной жизни, она дает нам и правила веры, и уставы благочестия. В области обычных житейских отношений мы видим, что принадлежность к известному обществу предполагает обязательство соблюдать его уставы. Во всяких человеческих союзах сознательное и упорное нарушение уставов рассматривается, как измена целям союзов, и ведет нарушителей к исключению из них. Справедливость требует, чтобы то же самое имело место и в области духовной нашей жизни. Если хотим мы оставаться добрыми членами того великого союза, который именуется Церковью , то долг наш свято блюсти церковные уставы во всей их полноте. Не будем искушать себя лукавою мыслью о том, что уставы эти есть нечто малое, и потому не требующее наших особенных попечений. Много ли у каждого из нас великих дел, чтобы пренебрегать ради их малыми? Припомним, с другой стороны, что в очах Божиих ценны и малые проявления благоговения к Нему и любви. В книгу жизни заносится, братие, и кружка холодной воды, поданной жаждущему, и лепта бедной вдовицы, и смиренный вздох грешного мытаря… Притом же, слово Божие внушает нам, что верный в малом, и во мнозе верен есть ( Лук. 16:10 ). А по свидетельству опыта, падению человека всегда предшествует неверность в малом, и мы знаем, что многие, погубившие веру, начали с небрежения о посте и молитве… Но самое главное, – мы глубоко заблуждаемся, когда церковные уставы считаем чем-то слишком малым, когда, оправдывая небрежение о них ссылаемся на то, что благочестие христианское должно проявляться в душе человека и в его внутренней праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Как видно из книги Деяний апостольских, христиане относительно погребения умерших следовали общепринятым иудейским обычаям, изменив некоторые из них соответственно духу Христовой Церкви (Деян. 5, 6—10; 8, 2; 9, 37—41). Они так же приготовляли умершего к погребению, закрывая ему глаза, омывая его тело, облекая его в погребальные пелены, и плакали над умершим. Однако христиане, вопреки иудейскому обычаю, не считали тел умерших и всего, что прикасалось к ним, нечистым, а потому и не старались как можно скорее, большей частью в тот же день, похоронить умершего. Напротив, как видно из книги Деяний апостольских, около тела умершей Тавифы собираются ученики, или святые, т. е. христиане, особенно вдовицы, полагают тело усопшей не в преддверии дома, как было обычно в дохристианском мире, а в горнице, т. е. в верхней и важнейшей части дома, предназначавшейся для возношения молитв, потому что имели в виду возносить здесь молитвы об ее упокоении. Дальнейшие и более подробные сведения относительно христианского погребения в древние времена христианства находятся в сочинениях Дионисия Ареопагита («О церковной иерархии»), Дионисия Александрийского, Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина и др. В сочинении «О церковной иерархии» совершение погребения описывается так: «Ближние, вознося об умерших благодарственные песни Богу, приносили умершего в храм и поставляли пред алтарем. Настоятель возносил хвалебные и благодарственные песни Богу за то, что Господь сподобил усопшего пребыть даже до смерти в познании Его и христианском воинствовании. За сим диакон читал из Божественных Писаний обетования о воскресении и припевал соответственные им песни из псалмов. После того архидиакон вспоминал усопших святых, просил Бога о причислении новопреставленного к лику их и побуждал всех просить себе блаженной кончины. Наконец, настоятель опять читал молитву над усопшим, прося Бога простить новопреставленному все грехи, содеянные им по немощи человеческой, и вселить его в недре Авраама, Исаака, Иакова, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание.

http://pravoslavie.ru/2305.html

ликован в 1883 году греческим ученым митрополитом Филофеем Вриеннием. «Учение 12 апостолов» восходит к рубежу I и II столетий. В нем от лица апостолов излагаются наставления о христианской вере и нравственности. Здесь же помещено и несколько правил церковно-юридического характера, составляющих содержание 11-16 глав памятника. В «Дидахи» нет упоминания о пресвитерах, а говорится лишь о епископах и диаконах и, кроме того, - о странствующих апостолах, пророках и учителях. В III веке в Египте был составлен сборник «Церковные каноны Святых Апостолов.» В основу этого памятника легло «Дидахи» с его учением о двух путях жизни и смерти. В «Церковных канонах» упоминаются уже не только епископы и диаконы, но и пресвитеры, зато ничего не говорится о странствующих пророках и учителях. «Церковные каноны» - это переработка «Канонов св. Ипполита,» составленных около 220 г. «Церковные каноны Святых Апостолов» поныне входят в состав действующего права Коптской и Эфиопской церквей. В III веке появилось и «Наставление апостольское» (Дидаскалия), пространное сочинение религиозно-нравственного и дисциплинарного содержания. В нем в виде соборного послания апостолов излагались поучения о разных сторонах церковной жизни. Греческий подлинник «Дидаскалии» до нас не дошел, но сохранились переводы на сирийский, эфиопский и арабский языки, а также латинские фрагменты. В самом тексте «Дидаскалии,» помимо трех иерархических степеней, упоминаются церковные вдовицы, диакониссы, чтецы и иподиаконы. «Апостольские Постановления.» В конце III или начале IV века появился еще один сборник, издание которого приписывается святому Клименту Римскому, - «Апостольские Постановления.» Некоторые авторы, в основном западные, а из наших ученых профессор Н. С. Суворов, относят составление этого сборника к концу IV столетия. Против такой датировки говорит то обстоятельство, что Церковь представлена в «Постановлениях» гонимой, а догматическое учение сформулировано в них с полемической направленностью против ересей, возникших в первые три столетия, в особенности против гностицизма, но в «Постановлениях» нет никаких упоминаний арианства, волновавшего Церковь в IV веке.

http://sedmitza.ru/lib/text/432353/

1Тим.5:11 .  Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. 1Тим.5:12 .  Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру. «Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют противу Христа, посягати хотят, имущыя грех , яко первыя веры отвергошася». Решившись для Христа жить во вдовстве целомудренно, вступают во второй брак. 1Тим.5:13 .  Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. «Купно же и праздны учатся обходити домы, не точию же праздны, но и блядивы, любопытны, глаголющыя, яже не подобает». Показал причины, по которым не включает их в список вдовиц. А сказанное: «разсвирепеют», значит: пользуясь церковным вспомоществованием и без заботы удовлетворяя телесным потребностям, живут в праздности; и праздность приводит за собою лукавые мысли. 1Тим.5:14 .  Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию. «Хощу убо юным вдовицам посягати, чада раждати, дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради». Божественный Апостол говорит: «Хощу», а Новат говорит: «не хочу». Но Апостол сказывает, для чего он хочет, именно, чтобы, подчиненные мужьям и занятые заботою «о» доме, избавились от вреда, порождаемого праздностию. Потом еще яснее представляет причину сего. 1Тим.5:15 .  Ибо некоторые уже совратились вслед сатаны. «Се бо некия развратишася вслед сатаны». Закон постановляется на основании опыта. 1Тим.5:16 .  Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. «Аще кто верен или верна имать вдовицы, да довлит их, и да не тяготится церковь , да сущих истинных вдовиц удоволит», то есть вдовиц, не имеющих ниоткуда никакого пособия. Повелевает Апостол делать сие верным. О вдовицах же, которые живут между неверными, но украшаются верою, Апостолу желательно, чтобы оные пользовались попечительностию о них Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. 38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. 39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. 40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. 41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. 42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа. (Деян 9:32–42) Вопросы на понимание текста, для размышления над отрывками   Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно   в комментариях. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Игумен Авраам (Рейдман). Поучение в Неделю 4-ю по Пасхе. О самопонуждении и смирении (Евангельское чтение) Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкования Нового Завета (Апостольское чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Апостольское чтение) Архиепископ Никифор (Феотокис). Толкование на Евангелие от Иоанна в Неделю расслабленного. В Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение) Митрополит Антоний Сурожский . Неделя 4-я по Пасхе. Воскресенье о расслабленном (Евангельское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Толкования на Апостол из Деяний апостольских, читаемые в Неделю расслабленного (Апостольское чтение) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Слово в Неделю 4-ю по Пасхе. Беседа о том, сколь великую силу имеет милостыня (Апостольское чтение) Св. праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Том I (Ebahreльckoe чтение) Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование в Неделю 4-ю по Пасхе (Евангельское чтение)

http://bible.predanie.ru/evangelyskoe-ch...

52 Там же. С. 27. 53 Там же. С. 93–94. Прим. 3. Testamentum Domini Nostri Iesus Christi//Rachmani–Funk. Das Testament unseres Herrn. Mainz, 1901. 54 Там же. С. 187–188. 55 Там же. С. 225. 56 Там же. С. 252. 57 Там же. С. 258.  Дмитриевский А.  Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме в IX-X в. Казань, 1894. С. 188–189. 58 Последние слова из подготовленного для Поместного собора 1917–1918 гг. доклада митрополита Владимира (Богоявленского) . Глава 2 1 О месте женщины в Евангелии с точки зрения семиотики текста: De Jesus et des femmes. Lectures semiotiques/  Gremias A. I.  Montreal, 1987. 2 Имеется в виду, что именно женщины были свидетелями воскрешения: наинская вдовица – своего восставшего сына, Марфа и Мария – вышедшего из гроба брата Лазаря, Мария Магдалина и прочие мироносицы – воскресшего Учителя своего, ионнийские вдовицы – Тавифу. 3   Порфирий, еп. (Успенский).Священное писание… С. 2. 4   Надеждин А.Права и значение. С. 75. 5   Порфирий, еп. (Успенский).Священное писание. С. 3. 6 Библиографию см.:  Tucker Ruth, Liefeld Walter.  Dauthers of the Church. Women and ministry from the New Testament times to the present. Michigan, 1987. The Diaconat now (ed. by Richard T. Nolan), Washington, 1968. Исследователи отмечают, что трактовка этой темы зависит от общей концепции устройства раннехристианских общин –  Tucker Ruth, Liefeld Walter.  Dauthers of the Church. P. 453–463. 7   Leitpoldt J.Die Frau in der antiken Welt. Leipzig, 1955. 8   Левинская И.Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. С. 314–315. 9 Acta Petri. Acta Pauli. Acta Pauli et Theclae. Acta Thaddae/Ricar-dus Adalbertus. Lipsius. Darmstadt. 1989. P. 1. S. 235–272. См. об этих Деяниях:  Appel A.  Moglichkeiten und Grenzen for ein Amt der Frau in frflchristlichen Gemeinden am Beispiel der Pastoralbriefe und der Thekla-Akten. P. 244–256. В русской традиции существует житие Феклы, в основе которого лежат деяния Феклы (см. Избранные жития святых жен I-X вв. М., 2002. С. 43–97).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010