Соч.: Грамота царя Иоанна Асеня II//ИРАИК. 1901. Т. 7. Вып. 1. С. 25-39; К истории слав. азбук//ВВ. 1904. Т. 2. Вып. 1/2. С. 45-48; Об одном афонском Служебнике в Погодинском древнехранилище Имп. Публ. б-ки//РФВ. 1904. Т. 52. 3/4. С. 207-224; Рукописи Копитара в Люблянской лицейской б-ке//ИОРЯС. 1904. Т. 9. С. 247-272; Рукописи Верковича в Загребской академической б-ке//РФВ. 1904. Т. 51. Ч. 1/2. С. 154-161; Отрывок среднеболг. Служебной минеи XII-XIII вв.//РФВ. 1905. Т. 53. 1. С. 62-71; Софийский Октоих XIII в.//ИОРЯС. 1905. Т. 10. Ч. 1. С. 204-228; Среднеболгарские листки Ундольского XII-XIII вв.//Там же. Ч. 3. С. 284-294; Ein Grigorovisches Menaeum-Blatt aus dem XII Jh.//ASPh. 1905. Bd. 27. S. 424-431; Грамота бана Кулина. СПб., 1906. (ПДПИ; 164); Копитарова Триодь XIII в.//РФВ. 1906. Т. 55. 1/2. С. 199-215; Апокриф «Acta Pilati» в списке Орбельской Триоди XIII в.//Там же. Т. 56. 3/4. С. 209-217; Македонский листок: Отр. неизв. памятника кириллической письменности XI-XII вв. СПб., 1906; Сверлижские отрывки. СПб., 1906; Значение Афона в истории слав. письменности//ЖМНП. 1908. Н. С. Ч. 18. Нояб. С. 1-41; Мануйловский апостол XIII в.//ИОРЯС. 1908. Т. 12. Ч. 1. С. 366-379; Пергаменные рукописи П. А. Сырку//РФВ. 1908. Т. 59. Ч. 1/2. С. 350-361; Рукописи Зографского мон-ря на Афоне//ИРАИК. 1908. Т. 13. С. 253-276; Значинието на Св. Гора за историята на слав. книжнина//Славянски глас. София, 1909. Год. 7. Кн. 3. С. 100-112; Македонский глаголический листок: Отр. глаголического текста Ефрема Сирина XI в. СПб., 1909; Несколько конъектур к легенде о св. Вячеславе//Зап. РГО по отд. этнографии. СПб., 1909. Т. 34. С. 13-18; Грамоты болг. царей. М., 1911. L., 1970р; Слепченский апостол XII в. М., 1912; Охридские глаголические листки: Отр. древнецерковнослав. Евангелия XI в. Пг., 1915; Кто был черноризец Храбр?//Визант. обозр. Юрьев, 1917. Т. 3. Отд. 1. С. 151-156; О грамоте папы Адриана II в Похвальном слове Кириллу и Мефодию. Саратов, 1921; Один эпизод из корсунского периода жизни Константина Философа//Slavia. Praha, 1924. Ro. 3. S. 45-64; «Написание о правой вере» Константина Философа//Сб. в чест на В. Златарски. София, 1925. С. 63-89; Златоструй А. Ф. Бычкова XI в. София, 1929; Към въпроса за бълг. влияние върху старорус. църковно право//Български преглед. София, 1929. Кн. 1. С. 243-248; Погодинские кирилловско-глаголические листки//Bsl. 1929. Ro. 1. S. 86-118; Где, когда, кем и с какой целью глаголица была заменена «кириллицей»?//Bsl. 1931. Ro. 3. S. 79-88; Опыт систематической кирилло-мефодьевской библиографии/Ред., доп.: М. Г. Попруженко, С. М. Романский. София, 1934.

http://pravenc.ru/text/389459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛЛИДИЙ [лат. Illidius, Hillidius; франц. Alyre, Allyre] († 384/5), св. (пам. зап. 5 июня, 7 июля), 4-й еп. г. Арверн (ныне Клермон-Ферран, Франция). О жизни И. известно мало. Григорий Турский в отдельном повествовании в «Житии отцов» ( Greg. Turon. Vita Patr. II) рассказал о посмертных чудесах И. (эти сведения перемежаются нравственными назиданиями). Такой же характер у Григория Турского носят и главы, посвященные И., в «Истории франков» ( Greg. Turon. Hist. Franc. I 39-40) и в соч. «О славе исповедников» ( Greg. Turon. Glor. conf. 20). Более подробным является Житие И. (датировка неизв.), входившее в несохранившийся бревиарий из монастыря Сент-Алир в г. Клермон (BHL, N 4265). Ок. 1681 г. это Житие было переписано мон. Жаком Бардьоном и включено в составленную им историю аббатства (в наст. время хранится в Национальной б-ке Франции в Париже - Paris. lat. 12676). Возможно, неск. десятилетиями ранее тот же текст послужил основой для французского переложения Жития, составленного августинцем Жаком Браншем. По фрагментам, обнаруженным в Национальной б-ке Франции в кон. 60-х гг. XX в. (Paris. Nouv. acquisition. lat. 2644 (нач. XII в.), 3063 (сер. XI в.)), известно еще об одном Житии И. сер. XI в., принадлежащем мон. Винебранду из Сент-Алира. Вероятно, И. происходил из аквитанской знати. Его родители владели имением Далет (ныне Далле, близ Клермон-Феррана). Родителей И. обратил в христ. веру св. Австремоний , 1-й еп. г. Арверна. В Житиях И. упоминается его дядя Корбе, состоятельный аристократ, к-рый, не имея потомства, оставил свое имущество племяннику. Из-за наследства И. оказался причастен к тяжбе, которую он выиграл благодаря чудесному явлению перед судьями почившего дяди. Согласно Григорию Турскому, ок. 370 г. И. стал преемником св. Легонтия (Легона) на Арвернской епископской кафедре. Среди описаний чудес, совершенных И. при жизни (изгнание демонов, воскрешение мертвых), особо выделяется рассказ о принесении святым в Арверн руки св.

http://pravenc.ru/text/389429.html

В ризнице П. м. сохранилось большое число предметов богослужебной утвари, в т. ч. лицевого шитья (воздухи). Э. П. И. Патерик. 1368–1369 гг. (Ath. Pantokr. 108. Fol. 124v — 125) Скрипторий и б-ка П. м. были созданы сразу после основания обители. Отождествлены почерки 4 копиистов (Игнатия, Герасима и еще 2 анонимных), создавших до 1382 г. не менее 18 рукописей для нужд братии. Пожар 1392 г., вероятно, нанес б-ке П. м. серьезный урон. Однако уже в сер. XV в., по свидетельству итал. путешественника Кириака Анконского, посетившего П. м. в нояб. 1444 г., обитель располагала значительной б-кой. Настоятель П. м. Никандр показал Кириаку древние кодексы с трудами свт. Афанасия Александрийского и Псевдо-Дионисия Ареопагита со схолиями прп. Максима Исповедника ( Cyriac of Ancona. Later Travels/Ed., transl. E. W. Bodnar, C. Foss. Camb.; L., 2003. P. 122, 134). В 1-й пол. XV в. в П. м. занимался копированием рукописей мелург Давид Редестский (отождествлены 5 автографов). В сер. XV в. неск. рукописей из б-ки мон-ря были вывезены в Ватикан (Vat. gr. 453; Vat. gr. 882; Vat. gr. 799; Vat. gr. 703; Vat. gr. 711 и др.) ( Μελισσκης. 1995. Σ. 380-381; Idem. 2012. S. 291-294). В XVI в. были предприняты попытки обновления книжного собрания П. м., мн. рукописи заново переплетены (не менее 15 рукописей - в 30-40-х гг. XVI в., не менее 8 - во 2-й пол. XVI в.: Μελισσκης. 2005). В 1-й пол. XVII в. в П. м. занимался копированием рукописей свт. Иосиф Новый (впосл. митрополит Темишварский). Во 2-й пол. XVIII в. в б-ке П. м. работал прп. Никодим Святогорец , используя ее собрание (в первую очередь кодекс XVI в. Ath. Pantokr. 85) для составления своего «Синаксариста». В 1-й пол. XIX в. башня П. м., в к-рой располагалась б-ка, была частично разрушена (возможно, в связи с событиями Греческой революции 1821 г.); вновь она пострадала от пожара в 1948 г., после чего для б-ки были построены новые корпуса. За века своего существования б-ка П. м. лишилась множества рукописей. По подсчетам З. Мелиссакиса, в рукописных собраниях по всему миру насчитывается более 120 рукописей, некогда составлявших часть б-ки П.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

м., по сравнению с особножительными, говорит о гармоничном сочетании монастырских послушаний и молитв. Максим Грек подчеркивает особенности общежительного мон-ря: отсутствие у монахов личной собственности; вклад при вступлении в обитель не влияет на положение монаха. Др. рукописью, имеющей прямое отношение к афоно-русским лит. связям, является рукопись, хранящаяся в б-ке Д. м. 446, авг. 1592),- сборник служб святым и др. сочинения. В конце рукописи переписчик иером. Макарий оставил греч. надпись о том, что она написана в Москве в лето 7100-е, индикта 5-го, месяца авг. в 13-й день, в царствование Феодора и царицы Ирины, когда родила дочь его Феодосию. Иером. Макарий был, вероятно, одним из многочисленных посланцев, к-рые в поисках денежных средств для своих монастырей приходили в XVI в. в Москву. Нередко они долгое время жили в рус. столице, занимаясь книгописанием. Покидая Москву, они, как правило, увозили с собой и переписанные книги. Неск. рукописей было послано братией Д. м. в Россию с Арсением (Сухановым) , в сер. XVII в. отправленным патриархом Никоном на Афон. В архиве Д. м. сохранился интересный документ, в к-ром говорится о том, что продажа книг в 1654 г. в Россию была осуществлена афонскими мон-рями без офиц. разрешения тур. властей. Этот документ был впервые издан в 1958 г. С. Кириакидисом по копии, переписанной для него библиотекарем Д. м. Евфимием. На связь афонского документа с поездкой за рукописями Арсения (Суханова) и с необходимостью отнесения его к 1654 г. указал сразу же вслед за публикацией Кириакидиса М. Ласкарис ( Lascaris M. Arsène Suchanov et les manuscripts de l " Athos: Un nouveau document (10 juin 1654)//Byz. 1959. Vol. 28. P. 543-545). Несколько подписей представителей афонских мон-рей Хиландар, Ксенофонт, Зограф и мон-ря св. Павла славянские. Арсений (Суханов) вывез из Д. м. 34 рукописи. В кон. XIX в. 17 из них хранились в Патриаршей б-ке в Москве: 6 рукописей X в., 4 - XI в., 2 - XII в., 1 - XIII в., 2 - XIV в., 1 - XV в., 1 - XVII в. В наст.

http://pravenc.ru/text/178494.html

К кон. XIX в. в Архангельском хранилище древних книг находился рукописный Требник нач. XVI в., принадлежавший К. м. На Требнике написана молитва на учение грамоте: «Господи!.. Настави раба своего (имя рек), научи его псалмов книжных, яко ты еси, отверзая ему очи...» и т. д. (АОКМ. Отд. хранения муз. колл. Инв. 1372). Со времени основания в К. м. существовала общебратская б-ка. Кроме того, книги имелись и в личной собственности монахов. Число книг в монастырской б-ке постоянно росло. Иногда ими пользовались и сторонние читатели. Так, напр., в 1682 г. в Коле «ссыльной стрелец Пронька Ледуношников стольнику и воеводе Василью Эверлакову писал книгу Гранограф, а списывал с книги Кандолажского монастыря». По описи 1705 г., в б-ке числилось 158 книг, из них 88 находилось в Богородице-Рождественской ц. Помимо набора богослужебных книг были Уложение (1649), «Летописец» («письмо мелкое, в десть»), 2 Грамматики (печатная и рукописная), «Письменные соборники». Из духовной лит-ры - книги «О вере», «Увет духовный» архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) , «Жезл правления» Симеона Полоцкого , «Изложение на еретики», «Прение со Арием еретиком». Значительное место занимали сочинения святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Дионисия Ареопагита, Феодора Студита, трактаты «Слова Нила Сорского», «Зерцало о душе и плоти», 4 Пролога, «Книга Апокалипсис, а в ней писаны иные повести многая» и др. Имелись Жития свт. Николая Чудотворца, преподобных Сергия Радонежского, Зосимы и Савватия Соловецких, свт. Филиппа, митр. Московского, «Патерик Печерский и иных преподобных отец». В приходских церквах до революции хранилось 2 напрестольных Евангелия XVI в. Храмы и другие постройки К 1575 г. в К. м. находилась ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделами апостолов Петра и Павла и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а также теплый храм Рождества Пресв. Богородицы, в котором «образы и книги да колокол один строение царя и великого князя (Иоанна IV Грозного.- Авт.), а три колокола поставил строитель того же монастыря». После разорения 1589 г. была восстановлена лишь теплая шатровая Богородице-Рождественская ц. с трапезной и келарской, и с тех пор мон-рь стал именоваться Кокуевым Пречистенским. «В церкве образы и книги и ризы, да три колокола строение монастырское, а четвертый колокол государев» ( Харузин. 1890. С. 459). После «прихода войною литовских людей и черкасов» в 1615 г. была построена одноименная деревянная 5-главая церковь, «высота ее была 8 саж., а длина - 14 саж.». Тогда же отстроили и волостную Предтеченскую ц. Отдельное здание колокольни («на рубленном анбаре») возвели в 1711 г., при игум. Павле (Колянине) (ГААО. Ф. 831. Оп. 1. Д. 2168. Л. 20).

http://pravenc.ru/text/1470189.html

Научным и лит. завершением паломничеств М. стало соч. «Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских и местночтимых подвижников благочестия», работа над к-рым началась летом 1854 г. В 1855-1858 гг. были подготовлены и напечатаны 12 томов, содержавших Жития только рус. святых (в т. ч. канонизированных и местночтимых) в отличие от древнерус. традиции, когда в подобные сборники включали Жития и греч. святых. По утверждению М., он основывался на текстах тетради с рус. святцами 1657 г., найденной им в куполе новгородского Софийского собора ( Муравьёв. Мои воспоминания: [Киевский период]. 2005. С. 199). Книги «Житий…» он посвятил Гончарову, как и «Письма о богослужении…». М. собирал материалы по всей России и за границей, занимался в Патриаршей б-ке в Москве, в б-ке Троице-Сергиевой лавры, изучал монастырские б-ки и частные коллекции. По собственному признанию, он писал «все лица al-fresco, наскоро, чтобы кончить все триста лиц» ( Муравьёв. Письма д. с. с. камергера. 1900. С. 274). Подобная манера обработки собранных материалов приводила к ошибкам. На замечание П. С. Казанского о необходимости быть внимательнее, М. отвечал: «Вы с Вашими требованиями пять лет просидите над сочинением, и в десять лет разве сто человек прочитают их, и после уже оценят их достоинство. Я напишу это в пять месяцев и скорее, мою книгу станут тотчас читать; знаю, что через десять лет ее забудут, но она сделала свое дело» ( Казанский. 1877. С. 9-10). О «Житиях…» М. и других его сочинениях резко отзывался архиеп. Филарет (Гумилевский). В 1856 г. архиепископ обратился в Синод с прошением прислать ему пособия из архивов и б-к для задуманного им труда «Жития святых», к-рый был необходим, в частности, потому, что «Жития…» М. наполнены «множеством ошибок, несправедливостей и несообразностей» ( Львов. 1900. С. 195-199, 274-275; Филарет (Дроздов). 1869. С. 490-501). Считается, что «Жития…», составленные М., положили начало светской житийной традиции в рус. лит-ре. Служба М. в Министерстве иностранных дел

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

Пожаловали есми Успения Пресвятой Богородицы Елецкой Черниговского монастыря Архимандрита Иоанникия Голятовского что в прошлом ро году бил челом Нам, Великому Государю Нашему Царскому Величеству, он, Архимандрит Иоанникий, чтобы Нам, Великому Государю Нашему Царскому Величеству, пожаловать его, велеть ему на Архимандрию Черниговскую дать Нашу Царского Величества грамоту и написать в той Нашей Царского Величества грамоте к Архимандрии Черниговской деревни или сёла належащие Горбово, Серединку, перевоз Пречистенский Черниговский на реке Десне против Оносова, озеро Богородичное близ Серединки, другое озеро Святое в Чернигове близ монастыря их Елецкого, село Количевку вместе с Серединкой, с мельницами, с сенокосами, с озёрами и со всеми землями, принадлежащими против Гетманских Универсалов. А в благословенной грамоте Нашего Царского Величества Богомольца, Преосвященного Лазаря Барановича, Архиепископа Черниговского и Новгородского, каковую он Архимандрит подал в приказе Малой России ахо в (1670) году, Августа в л (30) день написано: Архимандриту Иоанникию Голятовскому под Черниговом монастырь Успения Пречистой Богородицы Елецкой, и для строений того монастыря маетности село Авдеевку, село Горбово со всеми к тем належащими угодьями, землями, полями, с сенными покосами, с озёрами и с перевозом Авдеевским на реке Десне во владение и во всякое держание ему вручив; да в Универсале бывшего Гетмана Демки Игнатова, каков дал ему же, Архимандриту Иоанникию, подтверждая благословенную грамоту Лазаря Барановича, Архиепископа Черниговского и Новгородского, в ах (1669) году, Августа в кв (22) день написано: сёлам выше речённым Авдеевке, Горбову с перевозами и с всякими угодьями как издавна належащими, так и ныне, чтобы при той же Архимандрии Черниговской были, сохраняет, да в другом его же Гетманском Универсале ахо (1670) году, Августа в ке (25) день написано: село Серединку в Воеводстве Киевском что на этой стороне Днепра с мельницами и со всеми угодьями к Серединке належащими Иоанникию Голотовскому, Архимандриту монастыря Пречистой Богородицы Елецкой Черниговского и братии его дал есть, да в третьем его же Гетманском Универсале в ахо (1670) году, Апреля в ке (25) день написано: для строения монастыря Елецкого Пречистой Богородицы Успения Архимандриту Иоанникию Голятовскому с братией место на перевозе на реке Десне против хутора (дачи) Анисова под Черниговом, также и озеро, названное Богородичным, меж Серединой и Ладинской за Слабыним имеющееся, во владенье дал есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Таким образом, в научной литературе сложилось вполне определённое мнение о существовании протографа «Повести...», подкреплённое текстологической доказательной базой и вполне убедительными логическими предположениями о том, что первое письменное свидетельство о явлении Казанской иконы Божией Матери и бывших от неё чудесных исцелениях, должно было принадлежать местному архиерею, ибо в то время только он мог подготовить сам, либо поручить это кому-либо с собственного благословения и при личном участии, а затем - подписать и направить такой документ царю вместе с явленным образом (или его списком). В данной связи весьма ценным представляется следующее обстоятельство. В 1914 г. историком Русской Церкви К.В. Харламповичем (1870 - 1932) в заседании «Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии» (ЦИАО КЕ) был сделан доклад на тему «Неизвестное творение Иеремии, Архиепископа Казанского (XVI в.)». «Докладчик, - сообщалось об этом в отчёте ЦИАО КЕ за 1914 г., - познакомил членов Общества с найденным им в Москве в архиве Министерства Иностранных Дел и неизвестным доселе в печати сочинением Казанского Архиепископа Иеремии (1576 - 1581), при котором совершилось явление Казанского Образа Богоматери. Это сочинение носит название " Повесть похвальна Новоявленнаго Образа Пречистыя Владычицы нашей Богородицы, Честнаго и Славнаго Ея Одигитрея, иже в Казани " . Докладчик анализировал это произведение и отметил его К сожалению, каких-либо иных упоминаний о сделанном К.В. Харламповичем открытии, а также о дальнейшей судьбе самого этого «сочинения» пока обнаружить не удалось. Вместе с тем, очевидно, что таковое вполне встраивается в систему доказательств существования протографа «Повести...» и может служить подтверждением сделанного «А.С.» гипотетического вывода о том, что автором первого письменного свидетельства о явлении Казанской иконы Божией Матери и бывших от неё чудесных исцелениях был архиепископ Казанский и Свияжский Иеремия. О жизни и трудах этого архиерея, продолжающего оставаться «в тени» Патриарха Московского и всея Руси Гермогена (Ермогена), известно очень мало. На данное обстоятельство указывал, в частности, в своём исследовании «Архипастыри Казанские. 1555 - 2007», изданном в 2007 г. в г. Казани, историк Е.В. Липаков (1959 - 2012), добавляя, что «и те сведения, которые излагаются в литературе, вызывают

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

В новейшее время «К. Ц.» изучали С. Какабадзе , П. Ингороква, К. Кекелидзе и др. видные груз. ученые. В 1913 г., будучи приват-доцентом С.-Петербургского ун-та, И. Джавахишвили обнаружил в семейной б-ке своих родственников, князей Джамбакур-Орбелиани, в с. Ламискана (Душетский у., Тифлисская губ.) рукопись «К. Ц.», получившую название списка царицы Анны (НЦРГ. Q 795), в к-рой отсутствовали начальная и конечная части текста. Исследовав ее, ученый понял, что это копия рубежа XVII и XVIII вв., сделанная со списка, выполненного в 1479-1495 гг. по заказу супруги царя Кахети Александра I (1476-1511) царицы Анны. В 1923 г. в б-ке Государственного музея Грузии, куда были помещены рукописи Церковного музея , ученый обнаружил еще один вариант «К. Ц.» (НЦРГ. Q 207), названный по имени переписчика списком Чалашвили. Анализ бумаги и каллиграфии выявил, что т. н. старая часть списка Чалашвили (Л. 42-271) относится ко 2-й пол. XVI в. Листы 1-41 и 272-604 были переписаны в 1731 г. жившим в Москве Э. Чалашвили, восполнившим текст по редакции царя Вахтанга VI, и названы «новой частью» списка Чалашвили. Джавахишвили посвятил специальные исследования «К. Ц.» как единому своду летописей, а также произвел историографический и источниковедческий анализ вошедших в нее произведений. Ученый определил (в основном условно) объем отдельных произведений, их заглавия, время написания, авторов, изучил идейную составляющую летописи. Дав «К. Ц.» в целом высокую оценку, Джавахишвили подверг критике части, повествующие о древней истории Грузии. Однако, после того как были обнаружены арамейские и греческие источники и ряд новых памятников материальной культуры, его оценка была признана излишне скептической ( Церетели Г. Армазская билингва//Известия ИЯИМК АН Груз. ССР. 1942. Вып. 13). В 1927 г. Джавахишвили издал «Летопись времени Лаши Георгия» (XIII в.); в 1940 г.- сочинение Бери Эгнаташвили. В 1941 г. Кекелидзе осуществил издание памятника XIII в. «История и восхваление венценосцев»; в 1944 г. было опубликовано сочинение анонимного автора XIII в. «Жизнь царицы цариц Тамар», подготовленное к изданию Джавахишвили.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

С момента основания К. К. м. являлся одним из центров книгописания. Перепиской книг занимался сам прп. Корнилий. С обителью связана деятельность известных книжников - пострижеников прп. Корнилия каллиграфа Исаака Собаки и мон. Артемия († ок. 1575). На рубеже XVI и XVII вв. в мон-ре хранилась сборная рукопись, содержащая «Повести о видении Антония Галичанина», которую переписал мон. Досифей (Топорков (Вощечников)) . В Смутное время (нач. XVII в.) б-ка понесла существенные потери. Часть книг вывезли «черкасы», некоторые рукописи были изъяты для разоренного литовцами вологодского Софийского собора. В описи 1657 г. отмечены 221 рукописная и 114 печатных книг, а также еще 16 книг (не указано, печатных или рукописных). Описание 1657 г. свидетельствует, что в каменном монастырском книгохранилище кроме книг ВЗ и НЗ, уставов, богослужебных текстов находилось значительное число четьих книг. Данных о житийной лит-ре мало, поскольку все жития, кроме Жития свт. Николая Чудотворца, входили в состав сборников, содержание которых не раскрыто. Заметное место занимали труды отцов Церкви: святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобных Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, рукописи святых Дионисия Ареопагита, Петра Дамаскина, «Григория Беседовника» (свт. Григория, папы Римского), Симеона Нового Богослова, Григория, еп. Омиритского. Имелись в монастырской б-ке «Повесть о Варлааме и Иоасафе» и «Лимонарь, сиречь цветник» (К., 1628; извлечение из Синайского патерика). В 1676 г. в монастырской б-ке находилось 223 рукописи, 122 печатные книги и еще 19 книг. К 2015 г. местонахождение большинства рукописей неизвестно. В хранилищах Москвы, С.-Петербурга и Вологды выявлено всего 16 рукописей кон. XV-XVIII в., происходящих из К. К. м. (Отписная книга. 1994. С. 153-156; Сергеев. 2008. С. 477-492). В XIX в. состав б-ки немного изменился. По наблюдениям О. А. Наумовой, в 1885 г. монастырское книгохранилище насчитывало 367 книг в 487 томах. Кроме грамот и богослужебных книг имелись «Правила монашеского жития» (12 книг), «Устав общежития», «Алфавит духовный, в ползу иноком и мирским, богоугодне жити хотящим, написанный» митр.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010