В К. н. новой (особенно светской и паралитургической) музыки проявилась общая для западноевропейского позднего средневековья тенденция к обособлению музыкальной составляющей некогда единого тексто-музыкального целого. Отдельные звуки новой мелодии стали записывать одиночными невмами - пунктами и виргами (наподобие того, как это делается в школьной 5-линейной нотации), без учета фонетики, грамматики и синтаксиса распеваемого текста, а также безотносительно к распеву слогов (силлабическому или мелизматическому). Составные невмы, принятые в литургической традиции «плавного распева», в К. н. светской музыки почти не применялись. Особая тонкая разметка невменной рукописи, помогавшая певчим правильно осмысливать и грамотно озвучивать молитву (напр., т. н. эписема и весь комплекс ликвесцентных и орнаментальных невм, подробнее см. в ст. Невмы ), в такой нотации совершенно исчезла. С XIV в. в нотные рукописи систематически включались графемы, присущие мензуральной нотации (напр., символы темпуса/пролации); смешанная форма нотации делает совр. интерпретацию ритма в памятниках такого рода весьма проблематичной. Один из наиболее известных кодексов «с мензурализмами», к-рый находится в Британской б-ке (Brit. Lib. Add. 29987, ок. 1400), содержит ценную подборку инструментальной музыки (сальтареллы и др. средневековые танцы). К. н. имеет важное значение для церковной жизни, для изучения средневек. музыки и для развития совр. муз. исполнительства. В богослужении рим. обряда (примерно с посл. четв. XIII в. до II Ватиканского Собора) К. н. стала de facto канонической формой нотации григорианского пения. Не только «стандартные» певч. книги католиков (Антифонарий, Градуал, Гимнарий , Респонсориал и др. сборники), к-рые с одобрения Ватикана готовили ученые монахи Солемского аббатства (т. н. солемские издания), но и аналогичные орденские книги (напр., Антифонарии бенедиктинцев в Айнзидельне, цистерцианцев в Вестмалле, амвросианцев в Милане и т. п.) выпускались именно в К. н. То обстоятельство, что церковные распевы, записанные изначально безлинейными невмами, позже были переписаны квадратной нотой (то же неск. веков спустя случилось и в правосл. богослужебной музыке, когда песнопения знаменного и др. распевов, первоначально фиксировавшихся с помощью безлинейных нотаций, были переписаны в киевской нотации ), исследователи широко используют для ретроспективного изучения древнейших невменных манускриптов, к-рые сами по себе (вне сравнения с «квадратными» аналогами) не расшифровываются. Неопределенность ритма одноголосной (реже 2-голосной) светской и паралитургической музыки, записанной в К. н., дает основания для различных теоретических концепций и «аутентичных» исполнительских интерпретаций.

http://pravenc.ru/text/1684003.html

Насколько можно судить по сохранившимся источникам, торжественное открытие Л. С. состоялось в воскресенье (2 апр. 1139). На следующий день прошло 1-е заседание; 2-я сессия собралась, вероятно, 8 апр. Точная дата завершения Л. С. неизвестна, принято считать, что он закончился к 12 апр. ( Schmale. 1999. Sp. 1740). Согласно «Мелькским анналам» (MGH. SS. T. 9. P. 503), в Л. С. участвовало более 500 епископов и аббатов, согласно «Гёттвайгским анналам» - более 600 (Ibid. P. 602), Оттон Фрайзингский писал о 1000 епископов ( Ottonis episcopi Frisingensis Chronica. 1912. P. 347). Совр. исследователи называют эти оценки завышенными, полагая, что в Л. С. приняло участие не более 400 прелатов ( Duggan. 2008. P. 329), среди них идентифицированы 12 патриархов и архиепископов, 36 епископов, 82 настоятеля мон-рей ( Schmale. 1999. Sp. 1740). По-видимому, большинство участников составляли прелаты из Италии, Франции, с германских земель, Пиренейского п-ова. В отличие от Латеранского I Собора (1123) в работе Л. С. приняла участие англ. делегация, в составе к-рой находились новоизбранный архиеп. Кентерберийский Теобальд (1138-1161), 3 или 4 др. епископа и неск. аббатов. На Л. С. присутствовал лат. патриарх Антиохийский Ральф де Донфрон (1135-1140). Это 1-й известный случай, когда прелат с Востока принимал участие в западноевроп. Соборах в XII в. Вероятно, Ральф де Донфрон прибыл в Рим еще перед открытием Л. С., надеясь заручиться поддержкой папы Римского в конфликте с кн. Раймундом (1136-1149) и жителями Антиохии ( Hamilton B. Ralph of Domfront, Patriarch of Antioch (1135-1140)//Nottingham Medieval Studies. 1984. Vol. 28. P. 1-21). Возможно, среди участников Л. С. был Роберт де Краон, магистр ордена тамплиеров (1136/37-1149). История текста канонов Л. С. недостаточно изучена. В ранние печатные собрания соборных постановлений (Ж. Мерлена, П. Краббе, С. Биния) каноны Л. С. не вошли, поскольку считались утраченными. Впервые они были опубликованы кард. Цезарем Баронием в 12-м т. «Церковных анналов» (1607) на основании 2 рукописей, хранившихся в Ватиканской б-ке. Вариант канонов, напечатанный в офиц. издании (т. н. Editio Romana) «Вселенские Соборы католической Церкви» (Concilia Generalia Ecclesiae Catholicae/Ed. A. Carafa e. a. R., 1612. T. 4. P. 21-23), основан на тех же рукописях, а также на манускрипте из собрания Антонио Агустина-и-Альбанеля (1517-1586), архиеп. Таррагонского. В 60-х гг. ХХ в. был обнаружен список канонов Л. С. в рукописи Madrid, Biblioteca Nacional, 7127 (XII в., рукопись создана, вероятно, в Риме), близкий к опубликованному в Editio Romana ( Leonardi. 1963). По состоянию на 2014 г. выявлено ок. 20 рукописей канонов Л. С. ( Pennington. 2014. P. 684; также см.: De Palo. 1981).

http://pravenc.ru/text/2463161.html

Под рук. К. в КазДА курсовые сочинения на степень кандидата богословия по церковной археологии защитили 11 студентов и 35 - по литургике (см.: Павлов. 1985). Наиболее выдающимися учениками К. были А. И. Алмазов и А. А. Дмитриевский . Последний благодаря содействию К. занял кафедру церковной археологии и литургики в Киевской ДА и для разработки собственных курсов опирался на учебные программы К. (см.: Красносельцев. 2013; Щепёткин. 2014). До конца своих дней К. состоял в переписке с Дмитриевским, хотя отношения между ними не всегда были простыми: на наиболее крупные работы своего ученика К. написал критические рецензии. Освящение памятника на могиле Н. Ф. Красносельцева. Фотография. 1901 г. Освящение памятника на могиле Н. Ф. Красносельцева. Фотография. 1901 г. В годы преподавания в КазДА К. активно занимался научно-исследовательской работой. Особо следует отметить его участие (наряду с И. Я. Порфирьевым и А. В. Вадковским) в описании рукописей Соловецкой б-ки, переданной в академию в 1855 г. До своего перехода на службу в Новороссийский ун-т К. составил ок. 30 печатных листов описания рукописей литургического характера (РГБ НИОР. Ф. 178. Ед. хр. 3296. Л. 318, письмо от 14.03.1898). К. трижды представлял КазДА на археологических съездах: в Киеве (1874), Казани (1877) и Ярославле (1887) ( Терновский. 1892. С. 410). С 1883 по 1886 г. он был редактором и цензором журнала КазДА «Православный собеседник». В 1881 г. К. обратился в Совет КазДА с просьбой о годичной командировке в Италию, во Францию и в Германию, чтобы лично ознакомиться с памятниками христ. архитектуры и искусства и поработать с древними рукописями в европейских б-ках и книжных собраниях вост. мон-рей (Протоколы... за 1881 г. С. 213-215). Эта первая заграничная поездка оказала большое влияние на К. как ученого: в Ватиканской б-ке он ознакомился с неск. десятками богослужебных рукописей, материал которых был положен им в основу ряда историко-литургических исследований. В вакационное время К. обычно ездил в Москву или С.-Петербург для работы в б-ках этих городов. Важной для него поездкой также было путешествие в 1888 г. на Восток и в Палестину. К. побывал в Стамбуле, Смирне, Александрии, Каире, Иерусалиме, Афинах, Фессалонике и на Афоне, познакомился с интересными людьми. В Св. граде К. пробыл месяц и успел поработать со слав. рукописями в Иерусалимской патриаршей б-ке (РНБ ОР. Ф. 608. Оп. 1. Ед. хр. 892. Л. 27 об., письмо от 23.10.1888). Начиная с этого года и вплоть до своей смерти К. практически каждый год во время летних каникул выезжал за рубеж для работы в б-ках христ. Востока. Так, в Пантелеимоновом мон-ре на Афоне он познакомился с библиотекарем Матфеем (Ольшанским), с к-рым впосл. состоял в переписке и обменивался книгами.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

Наибольшую известность К. приобрел благодаря работам в области истории богослужения. Он считал, что для должного развития литургики как науки, для построения целостной картины истории богослужения, необходимо комплексное изучение обширного рукописного материала, сконцентрированного в основном в б-ках правосл. Востока и на Западе. Поэтому каждое свое научное исследование он строил на изучении большого числа источников. Сначала он работал с рукописями Соловецкого собрания, хранившимися в б-ке КазДА, затем К. все чаще стал привлекать для работы рукописные материалы петербургских и московских б-к, либо посещая их, либо заказывая рукописи через Совет академии или ун-та. Во время научной командировки в Европу в 1881-1882 гг. К. неск. недель работал в Ватиканской б-ке, в к-рой обнаружил важные рукописи литургического характера. За непродолжительное время ему удалось изучить 22 греч. и 3 слав. рукописи богослужебного содержания и сделать их подробное описание. По итогам работы с этими материалами в 1885 г. К. издал обширный отчет «Сведения о литургических рукописях Ватиканской библиотеки», в котором опубликовал описание каждой изученной им рукописи и привел полностью наиболее интересные для истории богослужения тексты чинопоследований церковных таинств и литургий , а также слав. перевод «Диатаксиса» патриарха Филофея Коккина. В приложении к работе К. опубликовал 2 имеющих важное научное значение эссе: в первом он систематически рассмотрел известные ему рус. и греч. списки Литургии свт. Иоанна Златоуста и на основании сравнительного сопоставления наиболее древних списков реконструировал первоначальную ее редакцию (настолько, насколько это возможно было сделать в то время на имеющемся материале); во 2-м приложении К. исследовал древние толкования на литургию с т. зр. наличия в них материала, позволявшего реконструировать ее историю. За эту книгу в 1886 г. К. была присуждена полная Макариевская премия (подробнее см.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8025). Стоит отметить, что К. всегда волновала тема толкования богослужения. Так, в 1878 г. он опубликовал статью, посвященную как переводным толкованиям, так и т. н. «Толковой службе», в 1884 г. перевел на русский язык комментарий еп. Феодора Андидского на литургию, а в 1894 г. издал небольшую книгу «О древних литургических толкованиях», в к-рой опубликовал ряд важных для истории вопроса текстов на языке оригинала и в рус. переводе.

http://pravenc.ru/text/2458953.html

В авг. 1945 г. по инициативе митр. Евлогия Западноевропейский экзархат рус. приходов К-польского Патриархата воссоединился с Московским Патриархатом. К. негативно воспринял воссоединение с РПЦ. В окт. 1946 г., после смерти митр. Евлогия, К. был одним из активных участников епархиального съезда в Париже, принявшего решение остаться в юрисдикции К-польского Патриархата. В 1948-1949 гг. К. читал публичные лекции, организованные студенческим христ. братством Св. Софии. В 1950 г. работал в Ватиканской б-ке , внес некоторые исправления в свой курс лекций по истории Рус. Церкви. В том же году К. принял участие в работе Византологического конгресса в Палермо (Италия). В 1951 г. вместе с прот. В. Зеньковским, прот. Н. Афанасьевым и Л. А. Зандером участвовал в конференции правосл. и протестант. богословов близ Парижа. В 1951 и 1953 гг. выступал в Сергиевском ин-те с докладами на торжественных актах, посвященных юбилейным датам IV и V Вселенских Соборов. Эти доклады были напечатаны в ж. «Православная мысль». В течение почти 40-летней научно-педагогической деятельности в эмиграции К. написал неск. десятков научных статей, посвященных различным проблемам рус. церковной истории: Крещению Руси и св. кн. Владимиру, расколу, оценке деятельности Русской Церкви в период империи и др. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. вышли в свет главные исторические труды К. В работе «Очерки по истории Русской Церкви» в 2 т. (1959) он систематически изложил развитие церковной жизни в России с древнейших времен до кон. XVIII в. В описании церковной истории К. исходил из равного воздействия на нее как внутрицерковных, так и внешних, гос. факторов, «равновесности, равнозначности» светских и гражданских элементов, идеи симфонии Церкви и гос-ва. Уже после смерти К., в 1963 г., его учениками и коллегами была опубликована кн. «Вселенские Соборы», над к-рой он работал много лет. В ней К. дал развернутое описание важнейшего периода в истории христ. Церкви в IV-IX вв., когда на церковных Соборах складывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями.

http://pravenc.ru/text/Карташёв.html

Мозаики с образами небесных сил можно датировать также посл. четв. VIII - нач. IX в. или временем после 843 г., поскольку остается открытым вопрос об их одновременном появлении с образом Богоматери с Младенцем на столпе. Если верна идентификация личности Навкратия с монахом Студийского мон-ря, умершим в 848 г., то можно предположить создание мозаик в сер. IX в. Аргументом в пользу этой датировки служит сходство ликов Богородицы и небесных сил, к-рое объясняется единством классического стиля в до- и послеиконоборческое время. Имеются стилистические сходства, напр. в приемах рисунка с памятниками круга Каролингского возрождения (мозаики оратория Теодульфа в Жерминьи-де-Пре, 806, позднейшие реставрации; фрески в ц. Санта-Мария в Кастельсеприо, если они выполнены до нач. IX в.; миниатюры рукописей из придворного скриптория Карла Великого, в частности «Коронационного Евангелия», кон. VIII в. (Музей истории искусства, Вена); Евангелия (Codex Aureus) из Лорша, между 778 и 820 гг.; его разные части в б-ке Баттяни, Алба-Юлия (Румыния), в Ватиканской б-ке, в Музее церковного искусства (Museo Sacro, Рим), в Британском музее). При всей упрощенности письма их создатели основывались на тех же стилистических принципах: подвижном силуэте фигуры, «светотеневой» лепке лица, эскизности живописной манеры, использовании сложных градаций цвета. Богоматерь Оранта. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы. 3-я четв. XI в. Богоматерь Оранта. Мозаика ц. Успения Пресв. Богородицы. 3-я четв. XI в. Мозаики И. м., судя даже по фотографиям и акварелям, отличались исключительным качеством и редкой художественной свободой. Постановка фигур, почти незаметное и потому более естественное движение всех структурных элементов, гибкий рисунок со светотенью, качество почти эллинистической живописи (прежде всего в написании ликов) свидетельствуют о знании классического искусства. Цветовая гамма сложная, с использованием множества оттенков, с переливами цвета. Тессеры смальты при воспроизведении поверхности мастер кладет без линейной схемы, следуя объему; тени, румянец не имеют жестких очертаний. Мастер свободно владеет приемами иллюзионизма: сквозь державы просвечивают ладони и драпировки одежд ангелов, блестящие глаза увлажнены, в уголках губ написаны прозрачные тени. По манере письма и типу лика образы ангелов различаются, что свидетельствует, по-видимому, о работе не менее 2 мозаичистов. Возможно, фигуры Господств и Властей были переделаны при Навкратии: их классический облик неск. утрирован ( Лазарев. 1986. С. 203).

http://pravenc.ru/text/200147.html

Старый университет. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Старый университет. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Б-ка ц. Св. Духа была также предназначена для научных занятий. Ее фонды пополнялись за счет даров курфюрстов Людвига III и Отто Генриха, страстного коллекционера книг. Согласно завещанию курфюрста, переданные ун-ту книжные коллекции должны были постоянно храниться в б-ке ц. Св. Духа. Кроме того, по приказу Отто Генриха ежегодно из казны должны были отпускаться 50 гульденов для покупки книг на Франкфуртской книжной ярмарке. Тем самым были заложены основы собрания Палатинской б-ки (лат. Bibliotheca Palatina). К 1556 г. каталог б-ки насчитывал 6400 наименований книг, в т. ч. 4800 печатных изданий, 500 пергаменных и 600 бумажных манускриптов. В дар б-ка получила собрания преемника Отто Генриха курфюрста Фридриха III, а также банкира У. Фуггера, к-рый, перейдя в лютеранство, передал в 1584 г. ун-ту в Г. свою коллекцию, состоявшую из 500 пергаменных и 800 бумажных манускриптов. Книги перевезли в Г. из Аугсбурга и разместили в б-ке ц. Св. Духа. Т. о., ун-т в Г. стал обладателем самой значительной в то время частной б-ки к северу от Альп. После взятия Г. в ходе Тридцатилетней войны герц. Максимилиан Баварский, глава герм. католич. Лиги, захватил собрание Палатинской б-ки в качестве военного трофея и подарил его папе Григорию XV в благодарность за предоставленные военные субсидии. К тому времени собрание состояло более чем из 3500 манускриптов. В февр. 1623 г. было начато систематическое перемещение библиотечного собрания в Рим, где оно отдельным фондом вошло в состав Ватиканской библиотеки . Во 2-й пол. XVII в. ун-ту в Г. удалось собрать новую коллекцию книг и манускриптов из того, что уцелело после войны, а также из остатков 2 б-к курфюрстов, к-рые получили ранее. Книжная коллекция постоянно увеличивалась и за счет пожертвований авторов и соискателей докторских степеней, наибольшая ее часть сгорела в 1693 г. Позднее, согласно эдикту Карла Фридриха Баденского, для пополнения фондов б-ки устанавливалось постоянное гос. финансирование. Скупались книжные собрания распущенных к тому времени мон-рей, была приобретена коллекция бывш. Коллегии камералистов в Кайзерслаутерне. Самым большим поступлением стали десятки тысяч томов собрания цистерцианского аббатства Салем, к-рые первоначально предназначались для личной б-ки вел. герцога Баденского. В 1816 г. началось частичное возвращение в Г. книг из вывезенной коллекции Палатинской б-ки - было возвращено 847 нем. манускриптов из Рима и неск. лат. и греч. манускриптов из Парижа. В 1888 г. в результате обмена, состоявшегося между ун-том в Г. и страсбургским книготорговцем К. Трюбнером, б-ка стала обладательницей знаменитой рукописи Manesse (Цюрих, между 1305 и 1340), представляющей собой украшенное миниатюрами собрание текстов средневек. лирики на средневерхненем. языке.

http://pravenc.ru/text/161906.html

Испан. живопись X-XI вв.- это предельно выразительный вариант воплощения романского стиля, который характеризуют контрастность цвета, чрезвычайно экспрессивная и напряженная жестикуляция, неестественность поз. Фигуры искажены до гротеска, бесформенны и аморфны; драпировки, подобно кокону, окутывают фигуры и оживляются только моделировкой - параллельными дугами, имитирующими складки и образующими динамичный узор на поверхности одежд, но совсем не соответствуют анатомии человеческого тела. Влияние позднеантичной и раннехристианской изобразительной традиций здесь почти незаметно. Главное выразительное средство - линия. Композиция строится по стандартной схеме. Образы выглядят застывшими, схематичными, однако внутреннее напряжение придает им мощь и яркую выразительность. Особое место в истории испан. рукописной книги занимает Каталония. До XII в. она была гораздо теснее связана с Европой, чем остальная И., поэтому художественные особенности каталонских рукописей значительно отличаются от стилистических черт манускриптов Кастилии и Леона. Главный центр изготовления рукописей на территории Каталонии находился в аббатстве Санта-Мария в Риполе (совр. пров. Жирона), от него зависели скриптории в Вике (совр. пров. Барселона) и Жироне. В нач. XI в. монастырь Санта-Мария в Риполе стал самым крупным культурным и просветительским центром И. после Толедо. По заказу аббата Оливы во 2-й четв. XI в. были выполнены 3 иллюстрированные Библии. Из них сохранились Библия из Риполя (ранее ошибочно называвшаяся Библия из Фарфы) в Ватиканской б-ке (Vat. lat. 5729) и Библия из Сан-Пере-де-Родес в Парижской национальной б-ке (Paris. lat. 6), 3-я погибла при пожаре. Обе сохранившиеся Библии - гигантского, т. н. «атлантовского» формата. Это, как и миниатюры в виде многорегистровых фронтисписов, указывает на их родство с каролингской традицией украшения полного текста Библии (турская школа). Рукописи богато иллюстрированы, в большинстве случаев полностраничные иллюстрации предваряют соответствующие книги Библии. Они заметно отличаются друг от друга, и только в цикле иллюстраций к истории творения миниатюры из 2 рукописей близки по иконографии. Новозаветный цикл есть только в Библии из Риполя, а Апокалипсис проиллюстрирован только в Библии из Сан-Пере-де-Родес, причем последний связан по иконографии не с испан. традицией «Толкования», а скорее с фресками средневекового Рима и Лация.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

SB. Theol. lat. Fo. 485; 1 лист - в сокровищнице собора в Кведлинбурге). На основании сходства стиля миниатюр с мозаиками нефа рим. базилики Санта-Мария Маджоре эта рукопись датируется 2-й четв. V в. Сохранившиеся листы содержат фрагменты Книг Царств в доиеронимовском переводе. Иллюстрации перемежались с текстом, занимая целые страницы, разделенные на прямоугольные компартименты, отведенные для отдельных сцен. Изображения предваряли фрагменты текста. Согласно реконструкции, манускрипт включал в себя 220 листов, в т. ч. ок. 60 страниц с миниатюрами. Фризообразные композиции, пейзажи в духе античного иллюзионизма, трактовка поз и одежд персонажей, а также почти квадратный формат листов, особенности написания текста, устройство заголовков и простые красные обрамления миниатюр сближают эту рукопись с ватиканским Вергилием. История Лота (Быт 19. 4 - 9). Миниатюра из Коттоновского Генезиса. Кон. V или VI в. (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI) История Лота (Быт 19. 4 - 9). Миниатюра из Коттоновского Генезиса. Кон. V или VI в. (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI) Одним из наиболее богато иллюстрированных раннехрист. кодексов был Коттоновский Генезис (Lond. Brit. Lib. Cotton Otho B. VI, кон. V или VI в.). Он сильно пострадал от пожара, случившегося в 1731 г. в б-ке лорда Коттона: примерно из 220 листов с 339 миниатюрами сохранилось неск. обугленных фрагментов, иллюстрирующих историю Лота (Быт 19. 4-10, 12-13). Композиции этого памятника, или скопированной с него рукописи, были взяты за образец мозаичистами, украшавшими в нач. XIII в. собор Сан-Марко в Венеции. Пир царя Ирода. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Parisin. Suppl. gr. 1286. Fol. 10v) Пир царя Ирода. Миниатюра из Синопского Евангелия. VI в. (Parisin. Suppl. gr. 1286. Fol. 10v) В VI в. были созданы 3 рукописи, написанные серебром и/или золотом на пурпурном пергамене: Венский Генезис (Vindob. Theol. gr. 31), Россанский кодекс (Архиепископский музей в Россано) и Синопское Евангелие (Parisin. Suppl. gr. 1286). Они отличаются друг от друга по стилю и расположению миниатюр.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Все эти материалы собраны свт. Феофаном Затворником в сб-ке " Древние иноческие Уставы " , М. 1892 г. (репринт: М. изд. С.-Преображ. Валаамского м-ря, 1994 г. Сер.: " Церковно-историческая библиотека " ). Кроме того отдельным томом изданы " Писания " прп. Иоанна Кассиана Римлянина (В переводе с латинского) М. 1892 г. (репринт Св.-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993 г.). Сюда вошли 2 труда: " О постановлениях киновитян " в 12 книгах и " Собеседования египетских подвижников " (24 собеседования), в которых преподобный запечатлел для соотечественников драгоценные подробности быта и обычаев Египетских и палестинских монахов. Далее к древнейшим и важнейшим нашим источникам следует отнести: 5.         Житие прп. Саввы Освященного, содержащее ценные сведения о монашеском богослужении 5-6 веков. 6.         Жития прпп. Орсисия и Феодора (учеников прп. Пахомия), прпп. Харитона, Евфимия Вел. и др. палестинских подвижников. 7.         Прп. Орсися аввы Тавеннисийского " Учение об устроении монашеского жительства " (репринт М. " Русск.хронограф " , 1994). 8.         Повествование нач. 6 в. о посещении блаж. Иоанном Мосхом и свт. Софронием аввы Нила Синайского (из рукописи Ватиканской библиотеки BHG, 1438 w.). 9.         Патерики: " Лавсаик " Палладия Еленопольского (репринт М. 1992); " Жизнь пустынных отцов " пресвитера Руфина (Св. Троицк. Сергиева Лавра 1898 г.); " Апофтегмы (Изречения египетских отцов " , СПб, 1993) или " Древний патерик (М, 1991), " Луг духовный " Иоанна Мосха и др. 10.     Иерусалимский канонарь (изданный прот.к. Кекелидзе), т.н. ктиторские типиконы, лекционарии и т.п. материалы.   2. Египетское Монашество и прп. Пахомий Великий Напомню, что согласно современным представлениям феномен монашества возник в начале 4 века одновременно и независимо в Египте, Сирии и Палестине. Со стороны внешней это была реакция ревнителей веры на обмирщение Церкви, вдруг ставшей государственной. Со стороны же внутренней это была опытная проверка (на себе) становящейся (в эпоху Вселенских Соборов) христианской догматики, антропологии и пневматологии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010