Corpus Christi. Ms. 286, 600 г.); Евангелие, украшенное таблицами канонов (Vat. Lat. 3806, VI в.); Пятикнижие Ашбернема, созданное в Италии или Испании, с большими миниатюрами, включающими многочисленные сцены, к-рые сопровождаются комментариями (Paris. Nouv. acq. lat. 2334, кон. VI - нач. VII в.). Помимо иллюстраций и орнаментального декора, украшение рукописи составляет сам материал книги; по этому принципу в особую группу выделяются рукописи, выполненные на окрашенном пурпуром пергамене: Венский Генезис, Россанский кодекс, Синопское Евангелие и Сармисахлийское Евангелие (РНБ. Греч. 537, VI в.), фрагменты к-рого находятся в Византийском музее в Афинах (Cod. 21), Ватикане (Gr. 2305), в Национальной б-ке в Вене (приплетены к Венскому Генезису), в Британском музее в Лондоне (Cot. Tit. C XV), в б-ке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке (М874), в мон-ре св. Иоанна Богослова на Патмосе (Cod. 67). Вселенский потоп. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Кон. VI — нач. VII в. (Fol. 9) Вселенский потоп. Миниатюра из Пятикнижия Ашбернема. Кон. VI — нач. VII в. (Fol. 9) Библейские иллюстрации послужили богатейшим источником для мн. монументальных росписей. Повествовательные ветхозаветные циклы и сюжеты, имевшие в христ. традиции прообразовательное значение (напр., история Ионы - прообраз Воскресения, переход через Красное м.- Крещения, Три отрока в печи - Воплощения Спасителя), изображались во фресках катакомб, широко использовались в рельефах саркофагов, мелкой пластике. В качестве примеров, прямо указывающих на иллюстрации Б. как источник, можно назвать серебряный реликварий из музея Брешии (360-380), в рельефах к-рого представлены история Иакова, Моисея, Сусанны, прор. Даниила, Ионы и мозаики центрального нефа базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440). В визант. искусстве неизвестны Б. c полным циклом иллюстраций ВЗ и НЗ; как правило, проиллюстрирована только ветхозаветная часть. Наиболее полный цикл миниатюр содержится в Б., выполненной в К-поле по заказу патрикия Льва (Библия кор.

http://pravenc.ru/text/209475.html

чьто приложи- хомь црькви спаса нашего, сь симь да не имаю протопопе дворске никоре области, а що доходи оть попов или от влахь или земльски люди, что е поповска бирь, что се уземле на людехь, да се та вса уземлю сей црькви, а инемь пискупьямь ке су дошле жупе, да узима протопопа дворски половину бири поповьске, а ере е врьховина попом, да одь тога не уземле протопопа честы, нь вьсе то пискупь да уземле (р. 13); а сие 4 жупе: Ельшаница, Пнука, оба Ибра одь испрьва не улазиль протопопа, да и еще да су оть протопоп свободне и 4 на- мастири кралевсци: света богородица студеничька, и светы Георгие у Расе и светогорьски монастирь и света богородица градьчьска» (р. 14). Между чиновниками сербского архиепископа упоминаются его «отроки». В грамоте Св. Саввы монастырю Св. Николая Вранинского 1233 г. читается: «и кое чловеке тузе посаде на том месте, да не има над ними область ни вельможа ни архиепискупь ни еговь отрокь» (ibid. р. 18 fin.). Дела брачные отчасти подчиняются ведению епископов. В грамоте Стефана Первовенчанного помянутому выше Жичскому монастырю пишется: «светителемь же и господьствующимь запрещениемь божьствьнимь запрещенимь (sic), никтоже да не оставляет божьствьнаго сего закона (да не расторгает брака), разве словесе прелюбодеинаго, и той истино да испитаеть се сь разсуждениемь на властелехь же и на воиницехь, да уземлють на нихь ослухе господьствующи, а еже суть убозии, на нихже уземлю по два воли, то где обретают се у жупахь, ке су под областью архиепискупие, да узимлеть архиепискупия, а под областию инехь епискупией аще обрешеть се такови, то да узима епискупия еднь воль, а други да узима господьствующи; аще кто сватвицу (родственницу) презаконь узме, аще будет оть властель или оть воиникь, да узимаеть ослуху господьствуей по 2 воли; аще ли оть убогих, то да узима светитель половину, а таковы да се распущають у распустехь или у сватвицахь» 384 (ibid. р. 15). Между податями низшего духовенства архиереям упоминаются «бирь» и «верховина». В грамоте Стефана Дечанскаго монастырю Дечанскому 1330 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Привезенная в Париж «портретная» икона стала этапной в судьбе художницы. Рейтлингер поступила в мастерскую (Ateliers d " arts sacré) религ. худож.-монументалиста М. Дени и в течение неск. лет прошла полный курс обучения (она поддерживала отношения со своим учителем и позднее; их переписка хранится в архиве Музея М. Дени в Сен-Жермен-ан-Ле). Появление Рейтлингер в 1925 г. в Париже связано с назначением свящ. Сергия Булгакова по инициативе митр. Евлогия (Георгиевского) инспектором Свято-Сергиевского православного богословского ин-та. Для Рейтлингер программным стало стремление к «живой» иконе, соединившей каноничный подход к иконографии, живость пластического языка и художественные новации. Графические листы предшествующего периода свидетельствуют о ее увлечении эстетикой «Мира искусства» и романтическими образами европ. средневековья. Для рисунков 20-х гг. характерно умелое построение композиции, животные приобретают некую одухотворенность и обаяние. Впосл. одним из любимых сюжетов художницы стала композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа». В 20-30-х гг. Рейтлингер сделала множество подготовительных рисунков и набросков и написала цикл портретов свящ. Сергия Булгакова (большая часть графического наследия хранится в б-ке-фонде «Русское Зарубежье» и в ЦМиАР). Иконы этого периода получили высокую оценку, в т. ч. и в прессе. В 1931-1932 гг. по инициативе свящ. Андрея Сергеенко она оформила ц. св. Иоанна Воина (бывш. барак) в Мёдоне под Парижем. Ей помогали ее сестра (в замужестве Кист) и Е. Я. Браславская (в замужестве Ведерникова; известна иконописными работами после возвращения из эмиграции). Росписи исполнены темперой по грунтованной фанере (сохранившиеся после пожара части находятся в б-ке-фонде «Русское Зарубежье»). Главными в программе украшения церкви стали циклы «Небесная литургия» и «Апокалипсис»; роспись открывается сценами «Рай» и «Изгнание из рая», далее следуют традиц. по составу двунадесятые праздники и фигуры святых. В процессе работы Рейтлингер обращалась к широкому кругу иконографических источников - от визант.

http://pravenc.ru/text/471579.html

К. был прекрасно образован, знал творения святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина, Евфимия Зигабена, нек-рых древнегреч. писателей и философов. По его заказу в 1474 г. в Ново-Брдо мог быть составлен греч. сборник (обнаружен А. Ф. Гильфердингом в ризнице Печской Патриархии и передан в б-ку АН в С.-Петербурге), который содержит «Епиникии» Пиндара, трагедии Эсхила «Прикованный Прометей» и «Семеро против Фив» и проч. ( Nauck A. Über eine Herr. A. V. Hilferding gehörende Griechische Handschrift//Mélange Greco-Romaine: Tirés du Bull. de l " Académie imperiale des sciences de St.-Pétersbourg. St.-Pb., 1866. T. 2. P. 487-518; Coлobjeb А. Новобрдски записи из почетка XVI в.//Jyrocлobehcku ucmopujcku часопис. 1937. 3. С. 313-319; Васенко П. Г. Сербские записи на греч. рукописи XV в., принадлежащей б-ке АН//ИАН. Сер. 7: Отд. гуманитарных наук. Л., 1928. 1. С. 27-44; Данчев. 1979. С. 33; Събр. съч. 1989. С. 14-15). Возможно, К. погиб вместе с родственниками Яна Кантакузина ( 1961. С. 150), но т. к. его имя не упоминается в сообщениях об этой расправе, то он мог скончаться ранее. Различные источники упоминают лиц с таким же именем, проживавших впосл. в разных местах, но отождествление кого-либо из них с К. проблематично. В 1493 г. некий Димитрий Кантакузин вложил икону Пресв. Богородицы в храм в Месемврии (ныне Несебыр, Болгария), в этом же городе сохранилось жен. надгробие с фамилией Кантакузин - на этих фактах основана гипотеза, что К. переселился сюда после смерти Мары Бранкович (1487). Запись в греч. рукописи 2-й пол. XV в., найденной Х. Кодовым в б-ке Александрийской Патриархии 153 (135). Л. 2б), сообщает, что владыке Анхиальскому Афанасию эту рукопись подарил «архонт господин Димитр Кантакузин, великий доместик Великой Христовой церкви» ( Иречек К. Княжество България. Пловдив, 1899. Ч. 2. С. 794; Данчев. 1979. С. 38-39; Събр. съч. 1989. С. 17-20). Также известно, что Димитрий Кантакузин в 70-х гг. XV в. в Англии переписал греч. рукопись, а в 1480 г.

http://pravenc.ru/text/1470273.html

993 Ркп. житие прп. Антония, описанное со слов очевидцев и сотрудников Антония царевичем Иоанном в 1589 г., у Царского 85, 80; иером. Ионою в б-ке общ. ист. 39, 40; у Ундольского первое под 285, второе под 284. Послесловие царевича см. в: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX, прим. 612. 994 Мощи блаженного Пахомия почивают в основанной им, поныне упраздненной, Кянской или Кенской пустыни (Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях); в ркп. святцах помещено имя его, но ни год, ни день кончины его не показаны. По житию прп. Антония можем полагать, что Пахомий скончался около 1520 г. 995 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. В службе на 7 декабря: «содержа в уме вечныя утехи Небеснаго Царствия, ты оставил все земное, терпел много напастей и изгнания и от всего избавил тебя Даровавший тебе Вечную жизнь» (Четьи-Минеи. М., 1645). 996 Об этом говорит и церковная служба: «не устрашила тебя, блаженный, ни долгота лет, ни скорби пустыни, ни нападение разбойников; у тебя одно было в виду – для Христа умереть в пустыни» (Четьи-Минеи. М., 1645). 997 Новый и полный географический словарь Российского государства/Под ред. Л.М. Максимовича: В 6 ч. М., 1788–1789. Ч. 1 (далее – Новый и полный географический словарь Российского государства). В Синодальной б-ке в ркп. XVI в. 814) есть устав Сийского монастыря, составленный по обиходу Сергиевой Лавры и монастыря Кириллова; но едва ли писан он прп. Антонием. 998 Пролог 7 декабря. Церковная служба: «единаго лета ко осмидесяти в течении своем не докончал еси, блаженный». По ркп. святцам, «преставися в лето 7065 декабря 7 дня». 999 Послесловие царевича: «списано бысть сие: канон его 8720, – а житие его – л. 8088-го… Во время то прииде игумен Питирим обители блаженного и с ним ученик преподобного Филофей, его жития первый списатель… Приидоша ко отцу моему, да повелит его благородствие почитати его, якоже и всех святых; при преосв. Антонии митрополите, иже первее бысть архиепископ граду Полоцку, – приидоша старцы. Он, по повелению царя и по соборном изложении, изложи праздновати прп. отцу Антонию» (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IX, прим. 612; Акты исторические. Т. 3, 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Большая часть научных планов Б. не была осуществлена. В 1917 г. опубликован вып. 1 издания Тактикона Никона Черногорца по синайской рукописи 441; в 1927 г. вышло исследование визант. табели о рангах по «Клиторологию Филофея» и совместно с Ф. И. Успенским издание актов Вазелонского мон-ря, в 1937 г. в Мюнхене - критическое издание «Синагоги Иоанна Схоластика». Среди научных проектов Б. было издание Византийского Земледельческого закона, Книги Эпарха, полного Тактикона Никона Черногорца, работа над Номоканоном Мануила Малакса, над историей Соборов РПЦ и др. За годы работы в Публичной б-ке Б. в основном был подготовлен каталог хранящихся там греч. рукописей. В письме к секретарю АН СССР Н. П. Горбунову от 19 мая 1936 г. Б. упоминает о том, что его работа «распадается на два основных отдела. Первый касается истории югославянского и древнерусского права, и в него входят: 1) Исследование Кормчих и юридических сборников, которое создает основную базу для работ над исследованием и изданием ряда важнейших памятников югославянского и древнерусского права, в частности... описаны все Кормчие и сборники, содержащие Русскую Правду. 2) Памятники древнерусского права оригинальные, т. е. непереводные, за время до конца XV века. 3) Деяния русских церковных соборов до конца XVII века... Вторая основная часть работы касается истории византийского права... исследования обширного полного собрания всех памятников права, и светского, и церковного» ( Медведев. В. Н. Бенешевич: судьба ученого, судьба архива. С. 340-341). Основная часть архива Б., в т. ч. богатое собрание фотографий греч. рукописей, находится в С.-Петербургском филиале Архива РАН, др. части - в Архиве СПбФИРИ РАН, в ОР РНБ и в Ин-те востоковедения РАН (СПб), книги из его б-ки с рукописными пометками - в б-ке СПбДА. Изд.: Завещание византийского боярина XI в.//ЖМНП. 1907. Нов. сер. Ч. 9, май. С. 219-231; Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906-1907. Т. 1. Lpz., 1974r. (Subs. byzantina lucis ope iterata; Vol. 1); Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1914; Очерки по истории Византии. СПб.; П., 1912-1914. Вып. 1-4; Успенский Ф. , Бенешевич В. Вазелонские акты. Л., 1927; Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований: Труд В.Н. Бенешевича. Т. 2/Подгот. к изд. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым, Я.Н. Щаповым. София, 1987. [Список тр. Бенешевича В.Н. и лит. о нем: С. 258-264]; Полн. список тр. Бенешевича В. Н.: Гранстрем Е. Э. В. Н. Бенешевич//ВВ. 1973. Т. 35. С. 239-243.

http://pravenc.ru/text/Бенешевич.html

Древнейший список пиктских королей относится к Х в. Он носит вполне легендарный характер. Первый король в нем именуется Круитни. Между тем «круитни» – это хорошо известное ирландское, гэлльское наименование самого народа пиктов, так что этот список был составлен, вероятно, ирландским автором. Об исторической недостоверности перечня говорит и то обстоятельство, что вопреки хорошо известному пиктскому обычаю в этом перечне королей отцу наследуют сыновья. Сыновья Круитне в списке носят имена Фиб, Фидах, Фолтах, Фортренн, Кайтт, Ке и Киркини. По словам Изабель Хендерсон, «некоторые из этих имен можно отождествить с пиктскими областями, упоминаемыми в ирландских анналах и других источниках. Фиб – это область Файф; имя Фортренн символизирует пиктскую область Фортриу, фолтах или Фотла – пиктскую область Атфотла, современный Атолл; Киркини – пиктскую область, которая… совпадает с современным Энгусом; Кайтт – это Кейтнес. Ке предлагали отождествить с Абердином. С чем соотносится Фидах – неизвестно» 1033 . Первое исторически достоверное лицо в перечне пиктских королей – это Бриде, сын Маэлкона, который взошел на престол в 550 г. Имя отца Бриде совпадает с именем короля Северного Уэльса Маэлгуна, скончавшегося в 547 г. Не исключено, что, получивший королевское наследство от предшественника на королевском троне пиктов по матрилинейному родству, Бриде и был сыном короля Уэльса. Около 555 г. Бриде одержал победу над скоттами Дал Риады, королем которых был тогда наследовавший своему дяде Габрану, скончавшемуся в том же году незадолго до рокового поражения скоттов в битве с пиктами, его племянник Коннал, сын Комгалла. После этого поражения скотты Дал Риады оказались в положении вассалов пиктского короля Бриде. Вскоре после этих событий в Дал Риаду к ее королю Конналу из Ирландии прибыл его родственник святой Колум Киле (Колумба), которому король передал остров Иону для устроения на нем монашеской общины. Через два года после поселения на Ионе Колумба, как рассказывает его агиограф Адамнан, который был девятым аббатом монастыря на Ионе, отправился ко двору короля пиктов Бриде, который оставался язычником, в сопровождении двух аббатов – святых Комгалла и Кайрнеха, и проповедникам Евангелия удалось обратить короля, так что приближенные к нему жрецы, пытавшиеся опровергнуть доводы миссионеров, были посрамлены, после чего вскоре благодаря миссионерским трудам Колумбы и его учеников большая часть пиктов обратилась к вере во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иринея повторяла классификацию австрийского библиографа, блюстителя имп. б-ки в Вене М. Дениса (см.: Корнейчик I. I. Icmopiя украïнськоï бiблiorpaфiï: Дожовтневий nepioд. Х., 1971. С. 38-39). В 1811 г. Киево-Могилянская академия пострадала от пожара. О степени сохранности б-ки после пожара существуют противоречивые свидетельства: по одним, она утратила более 1 тыс. книг, по другим - практически не пострадала. Библиотека КДА. Фотография. Нач. ХХ в. Библиотека КДА. Фотография. Нач. ХХ в. Первый каталог б-ки КДА был составлен проф. свящ. Аверкием Пушновым в 1826 г. В нем зафиксировано 4488 книг. С момента создания КДА началось более регулярное пополнение фондов б-ки. Особенно активным этот процесс стал при ректоре свт. Иннокентии (Борисове). По свидетельству митр. Макария, к нач. 40-х гг. XIX в. в б-ке было уже ок. 10 тыс. книг ( Макарий (Булгаков). 1843. С. 217-218). Сохранившийся «Каталог книг, вновь поступивших и жертвуемых в академическую библиотеку», охватывающий период с 1825 по 1861 г., фиксирует 5382 книги. К 1870 г., по офиц. данным, здесь было 11 903 наименования книг общей численностью 24 978 томов, а также 300 наименований рукописей. В 1825 г. б-ка была перемещена из Свято-Духовского храма на 2-й этаж нового учебного корпуса КДА. В 1863-1869 гг. она располагалась в Конгрегационном зале старого («Мазепиного») академического корпуса, в 1869 г. разместилась в специально оборудованных для нее помещениях на 2-м и 3-м этажах того же корпуса, отчего впосл. этот корпус также именовался библиотечным. Устав 1808-1814 гг. предполагал введение в б-ках духовных академий новой системы классификации, сочетавшей языковой и предметный принципы. Как видно из сохранившихся документов, эта система была постепенно внедрена и в КДА. Введение в действие устава 1869 г., предполагавшего коренную реформу учебного процесса, повлекло за собой и реорганизацию б-ки КДА. В 1871 г. комиссия, составленная из представителей всех 3 отд-ний КДА, пришла к выводу о необходимости создания в б-ке 4 каталогов: алфавитного, инвентарного, систематического и хронологического (для новых поступлений).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

В отделе проводились общие собрания и собрания по секциям. На них обсуждались: программа по Закону Божию в различных учебных заведениях; вопросы, касавшиеся необходимого объема знаний по предмету, особенностей изучения церковнослав. языка, системы отметок, выставлявшихся ученикам, и условий приема экзаменов; поведение наставников и меры взыскания к ученикам; положение законоучителей в светских учебных заведениях; религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения; взаимоотношения семьи и школы и т. д. По предложению министра народного просвещения Н. П. Боголепова отдел участвовал в работе созданной в 1900 г. Комиссии по реформе учебно-воспитательного дела в России. Члены отдела проводили открытые уроки с последующим всесторонним обсуждением и отработкой методик преподавания. Среди сотрудников отдела - прот. А. Г. Полотебнов (председатель в 1899-1905), прот. Н. П. Добронравов (впосл. архиепископ сщмч. Николай (Добронравов)), священники Д. Д. Виноградов, И. В. Левитский, С. Н. Орлов, Н. Г. Попов (председатель с 1909), П. В. Успенский, диак. Ф. Н. Цветков. В 1900 г. в составе ОЛДП был образован Комитет внебогослужебных собеседований. Члены ОЛДП начали проводить внебогослужебные собеседования в Епархиальной б-ке еще в 1866 г. по подготовленной программе, однако после 1873 г. собеседования прекратились. Возобновлены они были в 1879-1880 гг., сначала только в Епархиальной б-ке, а с 1882 г. стали проводиться еще и в 11 храмах. Комитет возглавляли викарии Московских митрополитов, в т. ч. еп. Можайский Парфений (Левицкий; 1900-1904), еп. Серпуховской (впосл. архиепископ) Никон (Рождественский; 1904-1906), еп. Можайский Серафим (Голубятников), еп. Серпуховской Анастасий (Грибановский). В 1900 г. в состав комитета вошли: прот. И. Д. Петропавловский, прот. В. С. Марков, свящ. И. Ф. Мансветов, свящ. Н. А. Колосов. К 1903 г. насчитывалось уже 66 мест, где с сентября до Недели Всех Святых по воскресеньям, а иногда и по праздничным дням проводились собеседования. На них велись беседы об основных истинах Православия, читали и объясняли Свящ.

http://pravenc.ru/text/2578105.html

73. Флорищева Успенская Пустынь, Владим. губ. а) Викторов А. Е. Описи... Северной России. СПб. 1890. б) Георгиевский В. Флорищева Пустынь. Историко-Археологическое описание с рисунками. Вязники, 1896; дополнение к Викторову (Опис. 223 ркп.). в) Строев П. М. Библиологический словарь. г) Артлебень Н. А. Каталог старинных рукописей, печатных книг, грамот и актов, хранящихся в б-ке Флорищевой пустыни. Влад. Губ. Вед., 1880, 47–49, 51, 52; 1881, 2, 4–7; 1882, 1. Б.ч. рукописей передана во Владимирское Древлехранилище. 74. Холмогорский Преображенский Собор. Викторов А. Е. Описи... Северной России. 75. Череповский Воскресенский Собор. Строев П. М. Библиологический словарь. 76. Чернигов. Духовная Семинария. Лилеев М. И. Описание рукописей, хранящихся в б-ке Черниговской Духовной Семинарии. СПб. 1880. Изд. Общ. Люб. Древн. Письмен.; Памятники, 1880, I, II. —35— 77. Ярославль. Духовная Семинария. Строев П. М. Библиологический словарь. Спасский монастырь. а) Иером. Владимир. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом. М. 1881 г. Обзор книгохранилища и архива, с. 101–119. Яросл. 1912. б) Спасский м-рь в Ярославле. Летописи Занятий Археограф. Комиссии, вып. V, с. 21–29. в) Строев П. М. Библиологический словарь. 78. Юрьев – Польский. Архангельский монастырь. Строев П. М. Библиологический словарь. а) Отчет Д. И. Абрамовича о занятиях в библиотеках Волынской епархии в 1902 г. (См. Отчет о деятельности Отделения Рус. Яз. и Слов. И. Ак. Наук за 1902 г. составл. Орд. Акад. В. И. Ламанским. СПб. 1902, с. 24–30). б) Бередников Я. И. О некоторых рукописях, хранящихся в монастырских и других б-ках. ЖМНПр. 1853, 6, LXXVII, С. 85–111. в) Белокуров С. А. О рукописном Сборнике XV–XVI в. Собрания И. П. Никифорова. Чтения ОИДР. 1898, кн. II, с. 43. г) Бугославский Г. К. Замечательный памятник древней Смоленской письменности XIV в. Древности М. Археол. Общ., т. XVIII. д) Булгаков Ф. И. Две рукописи из библиотеки М. Ф. Газетова. Памятн. Древн. Письмеп. 1880. Вып. I , c. 145–166.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010